УДК 821.512.145.01 «19»
И.Г. МУХАМЕТЗЯНОВА, И.М. МУХАМЕТЗЯНОВ
МЕХАНИЗМЫ ВЛАСТВОВАНИЯ ПАРТНОМЕНКЛАТУРЫ НАД ДУХОВНЫМ МИРОМ ПИСАТЕЛЕЙ В 30-х ГОДАХ ХХ ВЕКА
Ключевые слова: партноменклатура, духовный мир, писатель.
Рассмотрены процедуры властвования партноменклатуры над духовным миром писателей в 30-х годах ХХ в.
В процессе исследования подтвердилась гипотеза относительно места и роли регулирующей, контролирующей и направляющей деятельности партии в сфере художественной литературы: она занимала центральное место в процессе литературного творчества и выполняла роль связующего звена между деятельностью писательских организаций и созидающей деятельностью советских писателей. Партийные органы выступали как высший регулирующий орган власти для всей сферы культуры в целом, художественной литературы в частности. Атмосфера репрессивного характера нанесла большой урон развитию художественной литературы. Но всё это не могло остановить процесс развития литературного творчества.
I.G. MOUKHAMETZIANOVA, I.M. MOUKHAMETZIANOV MECHANISMS OF RULING PARTY NOMEHKLATURA OVER THE SPIRITUAL WORLD OF WRITERS IN THE 30-IES Key words: party nomenklatura, the spiritual world, writer.
Article deals with the procedures of ruling party nomenklatura of the spiritual world of writers in the 30-ies The study confirmed the hypothesis regarding the place and role of regulating, controlling and directing the activities of parties in the field of literature: it was central to the process of literary creativity, and served as a link between the activities of the writers organizations and creating activity of Soviet writers. Party authorities acted as the supreme governing authority for the whole sphere of culture as a whole, literature in particular. The atmosphere of the repressive nature inflicted great damage on the development of literature. But all this could not stop the process of literary creation.
Механизмы и процедуры властвования партноменклатуры над духовным миром писателей, а также методы духовно-нравственной тирании были разнообразными. Проиллюстрируем это на примерах.
I. Разгромная статья1 в периодической печати. Литературные критики или просто собратья по перу шельмовали, навешивали ярлыки, обличали «антинародную сущность» всего творчества того или иного писателя или его конкретное произведение. Получалась не литературная рецензия, а обличительная статья. Так, например, после снятия К. Наджми с должности председателя правления ССПТ усиленно стали шельмовать С. Баттала. Его обвиняли в том, что «он очень тесно был связан с Г. Галеевым, К. Наджми...» [1, с.1]. Шельмовали С. Баттала и за то, что он заступился за Х. Туфана [1, с.1]. Приведённые примеры не были единичными [2, с. 30].
II. Исключение из партии (или из Союза писателей.). Примером может служить следующий факт. В апреле 1935 года Ф. Сайфи был исключён из состава ССПТ как чуждый элемент2.
III. Ущемление интересов, лишение возможностей печататься, полное молчание о творческой деятельности. По указанию соответствующих партийных органов Главлит определял, какие произведения художественной литературы можно издавать, а какие нет. Так, например, в 1937 г. Главлит определил, что «стихи «Игенче Зары» - это явная клевета на колхозное хозяйство.», а в «.песне «Слепые мастера» есть явно контрреволюционные куплеты, где сказано: "Мы идём по ленинскому пути и этот путь заставляет нас работать с иголкой и шилом"» [3, с. 23].
IV. Обвинение за связь с контрреволюционными элементами. В конце 1936 - начале 1937 гг. была проведена тотальная проверка личных дел членов ССПТ. Если в них обнаруживали записи о том, что тот или иной писатель имел в прошлом так называемые «уклоны» или связь с «чуждыми элементами», то даже по происшествии многих лет наказывали. Так, например, 13 января 1937 г. в Та-
1 По этому поводу Р. Мустафин писал так: «Разгромная статья и исключение из партии (или из Союза писателей.) - арест». Мустафин Р. Дело Туфана (По материалам следственного архива КГБ) // Татарстан. 1992. № 3. С. 31.
2 Подробнее об этом см.: НА РТ. Ф. 7083. Оп. 1. Д. 19. Л. 16.
тобком ВКП (б) был вызван Г. Галеев. Его обвинили в том, что он скрыл во время проверки и обмена партийных документов свои политические ошибки, совершённые ещё в 1932 г. За эти ошибки в 1933 г. ОК и ОКК уже вынесли постановление, характеризующее его поступок как «обывательщину и политическую бесхребетность». В чём состояла «политическая ошибка» Г. Галеева? Суть «ошибки» была такова: в 1932 г. он ездил в Москву по вопросам творческого характера, а также по делам Союза писателей. Во время поездки он жил в квартире у Баим-бетова, которого впоследствии «разоблачили как члена контрреволюционной организации». Г. Галеев был обвинён в том, что он не распознал «в нём скрытого политического врага-контрреволюционера...» [4, с. 42] и его стали шельмовать как «контрреволюционного националиста и вредителя» [3, с. 22].
V. Арест, заключение в тюрьмы, лагеря, расстрелы. Это наиболее пагубно отразилось на судьбах многих выдающихся писателей, в том числе на Ш. Усманове и Г. Ибрагимове. Роман Г. Ибрагимова «Наши дни» в 1920 г. был роздан делегатам Первого съезда Советов ТАССР. В 1936 г. вышло третье издание этой книги. Роман получил хорошие отзывы на страницах периодической печати. Профессор А. Саади, историк татарской литературы в 1926 г. писал об этом романе так: «"Наши дни" единственный революционный роман, по которому учится молодёжь» [5, с. 52]. И вот как оценивал безымянный доносчик этот же роман Г. Ибрагимова весной 1937 г. Он писал: «.Это эсеровское произведение уже достаточно погуляло, за 17 лет 3 раза перепечатывалось., много юных умов оно напортило. А по существу оно было художественно изложенным пособием политической пропаганды эсеров, групповщиков и националистов, дальнейшую прогулку его пора прекратить».
Атмосфера репрессивного характера нанесла большой урон развитию художественной литературы. Но всё это не могло остановить процесс развития литературного творчества. Об этом свидетельствует информация, содержащаяся в газете «Красная Татария». 27 августа 1937 г. она сообщала о том, кто из писателей работал над каким произведением: Ш. Камал - «Когда рождается прекрасное», Ильясов - «Фонтан» и т.д.
Таким образом, в первой половине 1930-х годов в основном завершилась стандартизация творческой работы советских писателей. Отныне вменялись:
- единая консолидирующая идеология - марксизм-ленинизм в сталинской интерпретации;
- единая цель - помочь партии внедрить в сознание трудящихся общие для всех советских людей духовные ценности;
- единый творческий метод - метод социалистического реализма.
Литература
1. ЦГА ИПД РТ Ф 15. Оп. 3. Д 864. Л. 1.
2. ЦГА ИПД РТ Ф 15. Оп. 4. Д 814. Л. 30.
3. ЦГА ИПД РТ Ф 15. Оп. 3. Д 1737. Л. 23.
4. ЦГА ИПД РТ Ф 15. Оп. 3. Д 1764. Л. 42, 43, 44, 45
5. ЦГА ИПД РТ Ф. 15. Оп. 3. Д 1600. Л. 52.
МУХАМЕТЗЯНОВА ИЛЮЗА ГАЛИМЯНОВНА - кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории Татарстана, Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, Казань ([email protected]).
MOUKHAMETZIANOVA ILYUAZA GALIMANOVNA - candidate of historical sciences, senior teacher, Tatar State Humanitarian and Pedagogical University, Russia, Kazan
МУХАМЕТЗЯНОВ ИЛЬЯС МУЛЛАНУРОВИЧ - кандидат филологических наук, методист по качеству факультета восточных языков, Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, Казань ([email protected]).
MOUKHAMETZIANOV ILYAS MULLANUROVICH - candidate of philosophical sciences, methodist of quality, Tatar State Humanitarian and Pedagogical University, Russia, Kazan.