Научная статья на тему 'Партийное руководство творчеством писателей ТАССР в 30-е годы xx века'

Партийное руководство творчеством писателей ТАССР в 30-е годы xx века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
110
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / ПАРТИЙНОЕ РУКОВОДСТВО / ЛИТЕРАТУРА / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ПИСАТЕЛИ / БОРЬБА / PATRIOTISM / EDUCATION / PARTY MANAGEMENT / THE LITERATURE / PRODUCT / WRITERS / STRUGGLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гайфутдинов Айрат Агдялович

В статье рассматриваются идейные основы формирования советского патриотизма, которые получили отражение в произведениях писателей Татарстана 30-х годов ХХ века. Партийное руководство творчеством писателей определяло ведущие направления литературного творчества тех лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTY MANAGEMENT OF CREATIVITY OF WRITERS OF TASSR IN THE 30TH YEARS OF THE XX CENTURY

This article considers the ideological bases of formation of the Soviet patriotism which have received a reflection in products of writers of Tatarstan of the 30th years of the XX-th century. The party management of creativity of writers defined the leading directions of literary creativity of those years.

Текст научной работы на тему «Партийное руководство творчеством писателей ТАССР в 30-е годы xx века»

С.А. Бугаенко

повышение эффективности маркетинговых мероприятий .

ностей объекта маркетинга. Специалист-маркетолог в этом случае выступает универсалом с дополнительными преимуществами - специфическими знаниями и умениями в маркетинге конкретного продукта, рынка, отрасли, сферы деятельности.

Для полного выделения маркетинговых особенностей объекта маркетинговой деятельности мы предлагаем использовать метод дедукции: от общего к частному (рис. 1)._'_'

Дифференциация в маркетинге представляет собой предположение о существовании маркетинговых особенностей и различий среди возможных объектов приложения маркетинговых мероприятий

Специализация е маркетинге представляет собой процесс выделения маркетинговых особенностей (квалификаций) конкретного объекта маркетинга, которые отличают его от других, и использование которых повышает .эффективность маркетинговой деятельности

Спецификация в маркетинге представляет собой процесс использования в разработке и осуществлении маркетинговых мероприятий (комплекса маркетинга) конкретного объекта выделенных его маркетинговых специфических особенностей с целью повышения эффективности маркетинговой деятельности

Рис. 1. Процесс повышения эффективности маркетинговых мероприятий (механизма разработки комплекса маркетинга), основанный на учете маркетинговых особенностей объекта маркетинга Источник: разработано автором

пользовать процесс "дифференциация - специализация

- спецификация" маркетинговых мероприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Райс Э. Позиционирование: борьба за узнаваемость / Э. Райс, Дж. Траут ; пер. с англ. - СПб. : Питер, 2004. - 256 с.

2. Траут Дж. 22 непреложных закона маркетинга / Дж. Траут, Э. Райс ; пер. с англ. - М. : АСТ, Харвест, 2009. - 160 с.

3. Траут Дж. Маркетинг снизу вверх / Э. Райс, Дж. Траут ; пер. с англ. - М. : Вильямс, 2009. - 224 с.

4. Траут Дж. Отличайся или погибай / Дж. Траут, С. Ривкин ; пер. с англ. - СПб. : Питер, 2010. - 304 с.

5. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. / Ф. Котлер. -11-е изд. ; пер. с анг. - СПб. : Питер, 2005. - 800 с.

6. Лавлок К. Маркетинг услуг : персонал, технологии, стратегии. / К. Лавлок ; пер. с англ. Т.В. Безвенюк.

- М. : Вильямс, 2005. - 1008 с.

7. Займан С. Конец маркетинга, каким мы его знаем / С. Займан ; пер. с англ. - М. : Экономика, 2007. - 126 с.

8. Шил Ч.Д. Курс МВА по маркетингу / Ч.Д. Шил, А. В. Хайэм ; пер. с англ. - М. : Экономика, 1990. - 354 с.

9. Котлер Ф. 300 ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филип Котлер / Ф. Котлер ; пер. с англ. О. Литвиновой. - М. : Олимп-Бизнес, 2006. - 224с.

10. Манн И.Б. Маркетинг на 100 % : Ремикс: Как стать хорошим менеджером по маркетингу / И.Б. Манн.

- М. : Манн, Иванов, Фербер, 2005. - 416 с.

11. Словарь иностранных слов. - 14-е изд., испр. - М. : Рус.яз., 1987. - 608 с.

12. Ярыгина Н.А. Аналитический подход к составлению финансовой отчетности // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 3. С. 69-72.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Для повышения эффективности маркетинговой и производственно-коммерческой деятельности предприятий целесообразно ис-

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE FOOD INDUSTRY ENTERPRISES' MARKETING ACTIVITIES BASED ON MARKETING QUALITIES OF THE MARKETING OBJECT © 2013

S.A. Bugaenko, candidate of economic Sciences, associate Professor

International University of Business and Law, Kherson (Ukraine)

Annotation: The article is devoted to research the need for differentiation and specialization of marketing activities in the development of food industry market strategies.

Keywords: marketing, differentiation, specialization, specification, marketing manager.

УДК 94(470.51)

ПАРТИЙНОЕ РУКОВОДСТВО ТВОРЧЕСТВОМ ПИСАТЕЛЕЙ ТАССР

В 30-е ГОДЫ XX ВЕКА

© 2013

А.А. Гайфутдинов, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-политических дисциплин

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: В статье рассматриваются идейные основы формирования советского патриотизма, которые получили отражение в произведениях писателей Татарстана 30-х годов ХХ века. Партийное руководство творчеством писателей определяло ведущие направления литературного творчества тех лет.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, партийное руководство, литература, произведение, писатели, борьба.

Для России необходимо объективное и комплексное изучение своей истории, в особенности недавнего его советского прошлого. Сегодня мы наблюдаем объективную критику партийно-советских органов за ошибки и просчеты. Вместе с тем, зачастую идет критика и тех положительных сторон в жизни советского общества, которые бесспорно позитивно влияли на формирование патриотического сознания населения. Во многом потому советский человек со своими моральными качествами несколько отличался от современного россиянина. Причиной тому - отсутствие в современном обществе бесперебойно функционирующей системы воспитания. Отсутствие данного механизма в современных условиях отрицательно сказывается как на воспитании молодого поколения, так и взрослого российского гражданина. При отсутствии целей, средств и методов воспитания система не имеет возможности формировать патриоти-

ческое сознание на базе общечеловеческих ценностей. Положение усугубляется в условиях «промывания мозгов» средствами массовой информации с разнонаправленными ценностями, с очень разнообразной трактовкой исторического прошлого нашей многонациональной, многострадальной и заслуживающей объективной оценки страны.

В первые десятилетия Советской власти перед страной остро стояла задача создания системы воспитания граждан. Такая же ситуация сложилась перед нашей страной в первые десятилетия существования новой России. В связи с этим, опыт прошлого, объективное изучение особенностей влияния партийного руководства на творчество писателей Татарии тридцатых годов на формирование патриотического сознания населения ТАССР становится весьма полезным.

Литературу по теме исследования можно разделить

на 2 группы условно в зависимости от времени издания. Первую группу составляет литература советского периода; вторую - литература постсоветского периода. Литература советского периода была призвана быть научным обоснованием политики партийного руководства страны. Советская историческая наука руководствовалась принципами марксизма-ленинизма. В современной историографии, в связи с изменением социально-политических парадигм, события советского прошлого приняли оценку противоположного значения. Тем не менее, развитие литературы в первые десятилетия советской власти получает более объективную оценку в публикациях, вышедших в свет с конца 80-х годов XX столетия. Появляется возможность освещения запрещенных ранее тем, связанных с репрессиями, с неоднозначной ролью коммунистической партии в руководстве литературным процессом, с объективным освещением процессов культивирования личности вождей и т.д.

История советской литературы рассматривалась рядом основополагающих работ [1, 2, 3]. Имеется ряд диссертаций, в той или иной мере затрагивающие проблему патриотизма: докторские - А.Д.Лопухи [4], Ф.Г.Галимуллина [5], в которых раскрываются проблемы патриотического воспитания офицеров в военных учебных заведениях, соотношения эстетического и социологического в татарской литературе; кандидатские диссертации А.В.Новикова, О.А.Бровко, Р.Ш.Маликова, А.П.Петрякиной, Г.А.Тихомирова, Е.С.Евстропова, М.С.Глухова, Р.Ф.Усмановой, Р.Г.Галихузиной, И.Г.Мухаметзяновой [6] и других. В этих трудах рассматриваются вопросы патриотического и интернационального воспитания, задачи, правовые основы государственно-патриотического воспитания в образовательном процессе и др.

Вместе с тем, в процессе историографического анализа был выявлен ряд недостаточно разработанных вопросов, касающихся механизмов формирования патриотического сознания населения в произведениях писателей Татарстана 20-30-х годов. Специальные исследования, в которых были бы подвергнуты тщательному анализу произведения советской литературы в Татарстане 20-30-х годов с целью изучения аспектов советского патриотизма, практически отсутствуют. Данное обстоятельство предполагает необходимость объективного и комплексного решения этой проблемы, изучения особенностей влияния творчества писателей Татарии 30-х гг. XX века на формирование патриотического сознания населения Татарской АССР.

Как следует из архивного документа от 1933 года, бюро коммунистической фракции оргкомитета Союза советских писателей СССР перед Союзом ставит задачи организации единого коммунистического руководства и объединение писателей вокруг основных партийных лозунгов. Также необходимо было вести работу по воспитанию писателей в духе социалистических задач рабочего класса [7]. Ответом на эти «лозунги партии» были произведения, посвященные жизни города и деревни, раскрывающие картины крутых социальных перемен в жизни рабочих и крестьян, стремившихся создать новое общество. В докладе Г.Галеева в журнале «Совет Адабиаты» (1934) также говорилось о необходимости усиления борьбы советской литературой за дальнейшее повышение своего же идейно-художественного качества. Эту задачу он связывал с постановлением Центрального комитета ВкП(б) от 23 апреля 1932 года о литературно художественных организациях [8].

В первые десятилетия Советской власти писатели ТАССР (К.Наджми, М.Амир, К.Рахимов, Ф.Сайфи-Казанлы, Г.Тулумбайский и др.) создают произведения о жизни в городе и советской деревне. Идейная выдержанность писателей оценивалась их умением показывать победу идей коллективизма в сознании советских людей, веру их в коммунистическое будущее. Они раскрывали живой энтузиазм масс, который прилагал

сверхчеловеческие усилия для строительства и укрепления экономики страны. Писатели успешно выполняли задачу создания образа нового гражданина, любящего свою Родину.

В своих произведениях «Светлая тропа» и «Первая весна», написанных в 1929-1930 годах, К.Наджми рисуют победу колхозного строя. Эти повести о жизни крестьянства написаны по горячим следам первых лет коллективизации. Они являются первыми образцами произведений татарской литературы, обращенные к колхозной тематике, изображающие перелом в сознании и психологии крестьянства и рождение новых людей на селе. Автор посвятил повести теме приобщения татарского народа к социалистическому строительству, которая является основной в творчестве К.Наджми.

Сложные изменения в деревне накануне коллективизации показывает М.Амир в повести «Агидель». Яркие и самобытные образы комсомольцев Гаяза, Ильяса и сельских бедняков, динамически разворачивающиеся события, драматическая острота конфликтов были использованы для описания борьбы за новую жизнь, за социальное и духовное обновление деревни. Ш.Камал описывает картину возникновения сельскохозяйственных коммун уже в начале двадцатых годов в своем романе «Когда рождается прекрасное». Автор, таким образом, перекинул мост к недавнему прошлому деревни, созвучному эпохе коллективизации.

Создание коллективных хозяйств в деревне также шло под лозунгом строительства счастливого будущего, образ которого в идеализированном виде представлялся многим героям произведений. Так, А.Кутуй в своем рассказе «Один день Султана» сравнивает жизнь юношей и девушек в советской стране с жизнью их сверстников в странах с капиталистическим укладом. Таким образом, автор утверждает величие и красоту социалистической реальности, показывает преимущества, которые дает молодёжи советская страна и ее социалистическое будущее. В произведении М.Галяу «Кабулсай» показывается воспитание социалистической морали в коллективе, рост трудовой интеллигенции из простых людей в процессе строительства социализма. В произведении Л.Гильми «Истинная любовь» в центре остросюжетного произведения оказалась судьба мальчика Рашида, который, осиротев, попал в детскую колонию, где и получил свое воспитание. В произведении показывается роль как самой жизни, действительности, так и роль комсомола в жизни советской молодежи. Беспризорник и батрак Рашид, сирота по прозвищу Дуглас становится секретарем Татобкома комсомола и редактором молодежных печатных органов республики. Именно комсомольская организация воспитала из него бесстрашного коммуниста, преданного Родине человека.

В начале тридцатых годов были созданы крупные, многоплановые произведения, связанные с жизнью и трудом народа. В их числе «Три сосны», «Когда сливались борозды», «В устье реки» Ф.Сайфи-Казанлы, К.Рахимова и Г.Тулумбайского соответственно. В большинстве очерков, рассказов и повестей отражается новое в жизни крестьян. Произведения раскрывают развитие психологии трудящихся масс, коллективистского начала в сознании. В них рождаются новые герои - борцы за новую социалистическую жизнь.

«Куян Солдат» Г.Тулумбайского, изданный в 1933 году, оценивается в архивных документах, как «интересный большой рассказ». В этом произведении автор показывает бедняка-подкулачника, который всегда старается использовать свою бедность в пользу кулачества. Он и в колхозе поддерживает связь с кулаками, переписывается с выселенными кулаками, но вскоре разоблачается и его исключается из колхоза [9]. В своих произведениях «Шарифзямал», «В горах», «Закалка» Р.Ильяс нарисовал революционное прошлое, трудовые подвиги и будни рабочих, эпизоды из жизни кавказских народов, прежде всего татар, ещё до революции переселившихся в райо-

А.А. Гайфутдинов

партийное руководство творчеством писателей ..

ны Баку в поисках работы [10].

Необходимость запечатлеть образ человека социалистического общества, человека труда - человека с большой душой и широким кругозором, встала перед литературой на новом этапе, в новых условиях во весь рост. В середине 30-х годов картины социальных конфликтов большинства произведений начинают сочетаться с изображением судьбы человека, его духовных и моральных качеств, заметно усиливается проникновение писателей во внутренний мир своих героев. Таковыми являются герои романа Ш.Камала «Когда рождается прекрасное» Мустафа, Каюм, Мадина, Фатхи, видящие будущее деревни в светлых его проявлениях. В центре внимания писателя в данном романе является становление новых людей, рождение новых взаимоотношений между ними, духовный рост, основанных на созидательном труде. Ярким примером здесь выступает характер Мадины, в образе которой олицетворены лучшие духовные качества передовой трудящейся женщины-татарки.

И.Гази стал одним из видных писателей советского Татарстана. В рассказах «В шесть часов вечера», «Из дневника Байрагова» он критиковал отдельных руководителей комсомольских ячеек, поднимал вопросы воспитания социалистической морали в советском обществе. А в повестях «Серебристая Нурминка» и «Бригадирка» показывает жизнь рабочего класса. На первый план автор выдвигает комсомолок Фариду и Галию, не боявшихся трудностей и уверенно шагающих к победе. Симпатию автора заслуживают люди социалистического склада, их дружба и борьба в интересах коллектива.

Необходимо отметить, что Х.Садри в своих мемуарных повестях «Наша заря», «Сын кузнеца», «Герои Родины» показал дореволюционную жизнь сельских бедняков, городских ремесленников и рабочих. В них показывается участие татарских сельских бедняков и рабочих в революционном движении накануне Октября, их героизм на фронтах гражданской войны. Социально-бытовую повесть «У реки Чишмэ», описывающую жизнь дореволюционной деревни создал молодой писатель Г.Рахим.

Партия перед парийно-государственными органами поставила задачу выдвижения молодых писателей из рабочее-крестьянской среды. Заведующий культурно-пропагандистским отделом ЦК ВКП(б) Стецкий «всем культпропотделам краевых, областных комитетов и ЦК национальных компартий» писал: «Культпроп ЦК ВКП(б) придает большое значение выдвижению новых писателей, особенно из среды рабочих и колхозников.

Культпропам предлагается через оргкомитеты обеспечить идейно политическую и художественную консультацию молодым писателям ... с тем, чтобы в результате их работ были созданы художественные произведения, способствующие социалистическому строительству» (от 8 февраля 1933 года) [11]. Партийное руководство республики также обращало на эту работу особое внимание: «.Сейчас в ряде крупнейших предприятий Казани работают литературные кружки, которые являются основными запасами новых свежих творческих сил в литературной области.» [12].

С целью обогащения творческого опыта писателей Татарстана обком ВКП(б) совместно с Союзом советских писателей Татарии организовал для экскурсию в Москву. В этой экскурсии приняли участие многие писатели: Х.Такташ, Ш.Усманов, К.Наджми, Н.Исанбет, А.Кутуй и другие (всего 28 человек). Экскурсия проходила с 18 по 28 марта 1936 года [13].

Писатели ТАССР в тридцатые годы в своих произведениях отражали социалистическое преобразование экономики и общества. Все это происходило под руководством партийно-советских органов, что мы и видим из документов. Такое довольно жесткое управление дало и свои результаты в виде множества произведений на тему социалистических преобразований как в городе, так и в деревне. Г.Мухамметшин в своих произведениях

«Тоска», «Песня провожающей девушки», «Ты бы и сама сказала» и других черты молодого героя эпохи показывал, связывая его с проблемой взаимоотношения чувства и долга, раскрывая духовный мир советской молодежи, воплотившей в себе гуманистические идеалы нового общества. А его сборник стихотворений «Молодость» был включен в число наиболее важных книг, изданных в 1933 году, о чем пишет заведующий художественным сектором Татгосиздата Г.Галеева секретарю ОК ВКП(б) Абдуллину от 21 ноября 1933 года [15].

Ш.Камалу, Ф.Сайфи-Казанлы, К.Тинчурину, Т.Гиззату Р.Ишмурату, Ф.Бурнашу и многие другие писатели в изучаемый период создали образы современников и неразрывно связали общественно-трудовую деятельность человека с его характером. В их произведениях были также созданы и образы коммунистов и поднималась тема руководящей роли коммунистической партии, что выглядит вполне естественно для произведений периода строительства советского социализма.

Несомненно, одним из признанных мастеров литературного творчества является К.Тинчурин. в его произведениях утверждается красота советского человека, вдохновляемого новой жизнью. Признанием заслуг К.Тинчурина является проведение его 25-ти летнего юбилея. Об этом говорится в протоколе заседания правления Союза советских писателей Татарии от 10 ноября 1935 года: «Отмечая, большую положительную роль творчества драматурга К.Тенчурина в развитии татарской советской литературы, войти с ходатайством в ОК ВКП(б) и Правительство АТССР о проведении в декабре 1935г. 25 летнего юбилея творчества драматурга К.Тенчурина.».

Произведения А.Турея, Н.Баяна («Дождливая ночь» была признана одной из лучших его произведений по колхозной тематике) [14], Ф.Карима, М.Джалиля, Ш.Маннура, С.Баттала, М.Гафури, Х.Такташа и других писателей Татарской республики, в которых отражались великие события в жизни советской страны, вызывали неподдельную гордость всего населения, всего советского общества. Эта гордость усиливалась теми реальными изменениями в жизни людей, которые происходили ежедневно прямо на их глазах: открытием новых заводов и фабрик, строительством электростанций, открытием школ, появлением на полях новой техники, строительством новых городов, появлением новой боеспособной армии, новой военной техникой, созданием авиации, новых отраслей промышленности. Хочется отметить, что было чем гордиться в этой поистине великой стране.

Писатели Советского Татарстана своим творчеством внесли неоценимый вклад в формирование патриотического сознания населения нашей страны. На этих произведениях получали воспитание как подрастающее, так и взрослое поколение советских граждан. Во многом благодаря такому патриотическому воспитанию советский народ, пусть даже ценой громадных жертв, сумел отстоять независимость Родины в годы Великой Отечественной войны. Этот опыт заслуживает внимания, как практика, которая привела к неоспоримым положительным результатам, и как теория, имеющая перспективы для применения в условиях современной России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. История татарской литературы. В 6 томах. Т.3. (на татарском языке) / Отв. ред. Г.М. Халитов. Казань: Татар. кн. изд-во, 1989. 600 с.

2. История советской многонациональной литературы / Отв. ред. Л.И. Тимофеев. Т. 1. М.: Наука, 1970. 561 с.

3. История татарской советской литературы / Отв. ред. Л.И. Залесская, В.Г. Воздвиженский. М.: Наука, 1965. 578 с.

4. Лопуха А.Д. Социально-педагогические условия эффективности системы воспитания патриотизма у офи-

церов в высших военно-учебных заведениях.: дисс... 9. ЦГА ИПД РТ. Фонд 15. Опись 3. Ед.хр. 204. Л.л. доктора пед. наук. Новосибирск: 2002. 362 с. 49-50.

5. Галимуллин Ф.Г. Сооитношение эстетического и 10. Даутов Р.Н., Нуруллина Н.Б. Писатели Советского социологического в татарской литературе 1920-30х го- Татарстана: Библиографический справочник (на татар-дов.: автореферат дисс. доктора филолог. наук. Казань, ском языке). Казань: Тат. кн. изд-во, 1986. - 639 с. 1999. 77 с. 11. ЦГА ИПД РТ. Фонд 15. Опись 2. Ед.хр. 1075. Л.

6. Мухаметзянова И.Г. Деятельность писательских 115.

организаций Татарии в контексте социокультурной по- 12. ЦГА ИПД РТ. Фонд 15. Опись 3. Ед.хр. 204. Л. 65. литики в сфере художественной литературы (20-30 годы 13. ЦГА ИПД РТ. Фонд 15. Опись 3. Ед.хр. 1311. Л.л. XX века).: дисс. канд. ист. наук. Казань, 2007. 229 с. 33-36.

7. ЦГА ИПД РТ. Фонд 15. Опись 2. Ед.хр. 1075. Л. 14. ЦГА ИПД РТ. Фонд 15. Опись 3. Ед.хр. 204. Л.л. 209. 44-45.

8. ЦГА ИПД РТ. Фонд 15. Опись 3. Ед.хр. 864. Л.л. 15. ЦГА ИПД РТ. Фонд 15. Опись 3. Ед.хр. 204. Л. 49. 22-23. 16. ЦГА ИПД РТ. Фонд 15. Опись 3. Ед.хр. 1311. Л. 12.

PARTY MANAGEMENT OF CREATIVITY OF WRITERS OF TASSR IN THE 30TH YEARS OF THE XX CENTURY

© 2013

A.A. Gaifutdinov, candidate of history sciences, associate professor of socio-political disciplines

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: This article considers the ideological bases of formation of the Soviet patriotism which have received a reflection in products of writers of Tatarstan of the 30th years of the XX-th century. The party management of creativity of writers defined the leading directions of literary creativity of those years.

Keywords: patriotism, education, party management, the literature, product, writers, struggle.

УДК 811.111

ТРУДНОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ВИДОВРЕМЕННОЙ ФОРМЫ PRESENT PERFECT TENSE

В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

© 2013

Р.А. Гафуров, старший преподаватель кафедры иностранных языков и перевода

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: Обучение студентов теории и практики применения настоящего совершённого времени в английском языке представляет собой определенную трудность, так как не существует аналога такой видовременной формы в русском языке. В данной статье автор делится своим личным опытом и даёт некоторые рекомендации, будучи преподавателем английского языка в качестве иностранного.

Ключевые слова: преподавание английского языка как иностранного, эмоциональная окраска, личный опыт, логика носителей английского языка, значимость использования настоящего совершённого времени.

Время Present Perfect Tense становится проблематичным для учителей английского языка по всему миру, когда они вводят его на занятиях своим студентам. Основная причина заключается в том, что это время сложное само по себе, и используются по-разному в разных языках, включая страны, говорящие на английском языке.

Будучи преподавателями английского языка как иностранного, мы пытаемся разобраться, что представляет собой настоящее совершенное время и в каких случаях его необходимо применять. Рассмотрим следующие примеры использования Present Perfect Tense:

1. Мы используем Present Perfect с незаконченным периодом времени (на этой неделе, в этом месяце, в этом столетии и т.д.), и напротив, мы используем простое прошедшее время с завершенным периодом времени (вчера, в прошлом году, в прошлом веке и т.д.);

2. Мы используем Present Perfect, когда период времени не констатирован;

В следующих примерах: "Steven Spielberg, an American film director, has made 20 successful films and another American film producer Lewis Milestone made seven best films". В данном случае разницей в использовании Present Perfect и Simple Past является то, что Стивен Спилберг все еще жив, а Льюис Milestone ушёл из жизни в прошлом столетии.

3. Present Perfect Tense применяется для демонстрации современных знаний;

"I haven't finished writing my thesis yet. I have read several scientific magazines and know the topic pretty well."

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.Когда мы используем Present Perfect Tense мы думаем о настоящем и прошлом одновременно.

"I have lost my key. Can you help me look for it?" В

результате у меня их до сих пор нет.

Эти варианты использования выглядят довольно просто, так в чем же проблема и почему возникла необходимость написания этой статьи? К сожалению, все эти объяснения слишком банальны и могут привести ваших студентов к путанице. Например, оба предложения "Wouldyou like something to eat?" - "No, thanks. I have just had lunch." и "Would you like something to eat?" - "No, thanks. I just had lunch." - "I already ate lunch" вместо "Ihave already eaten lunch"- грамматически корректны. В статье показаны некоторые из потенциальных проблем, с которыми студенты могут столкнуться, и делается попытка объяснить логику понимания и применения времени Present Perfect Tense носителями языка.

Мы используем настоящее совершённое время, чтобы показать, что действие началось когда то в прошлом и до сих пор продолжается: "Shirley has lived in Chicago for six years. (still living in Chicago). "They have waited since 10 o'clock." (still waiting). "During the last century, many people have moved from rural to urban areas." (the movement continues). "I haven't finished that problem yet." (still unfinished).

Present Perfect Tense также применяется для придания эмоциональной окраски событию, которое произошло недавно: "Jack and Jill have decided to get married!", "Susan has had a baby!", "Tom weighed 190pounds. Now he ways 170. See? He has lost 20pounds!"

В то время как использование простого прошедшего времени с завершенным периодом времени является почти универсальным объяснимым правилом, то использование настоящего совершённого времени с незавершенным периодом времени не так понятно, как может показаться на первый взгляд.

Вот пример, в котором я попытаюсь помочь проил-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.