Научная статья на тему 'Механизмы устойчивого развития угледобывающего производства в постреструктуризационый период'

Механизмы устойчивого развития угледобывающего производства в постреструктуризационый период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы устойчивого развития угледобывающего производства в постреструктуризационый период»

УДК 622.33:519.876 Т.В. Петрова

МЕХАНИЗМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УГЛЕДОБЫВАЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА В ПОСТРЕСТРУКТУРИЗАЦИОНЫЙ ПЕРИОД

Семинар № 15

'П оссийская экономика в настояні щее время находится на завершающем этапе реструктуризации базовых отраслей промышленности, в том числе угольной отрасли. Рациональное использование природно-ресурсной базы, преобразование в постреструктури-зационный период производственной и организационной структур угледобывающего производства должно стать основой положительной динамики соци-ально-эконо-мического потенциала углепромышленных регионов.

В процессе общественно-экономических отношений в углепромышленных регионах интересы и цели региона и собственников (в 2004 году 87,89 % угля добыто на частных предприятиях, 8,09 % - на предприятиях со смешанным видом собственности), горные предприятия которых расположены на территории угольного бассейна, как правило, не совпадают. Экономические интересы частного капитала определены рынком и направлены на получение максимальной прибыли в текущем и будущих периодах, в то время как усилия региональных органов власти направлены на создание и развитие социально-экономического потенциала территории, улучшение качества жизни населения, в том числе за счет привлечения частного капитала и реализации социально-ориентированных проектов. В постреструктуризационный период усиливаются противоречия администрации региона и частного капитала при использовании научно-

технических достижений и импортных технологий в угледобывающей отрасли, так как не проводится оценка социальноэкономических и экологических последствий для региона, особенно при расширении области применения открытого способа разработки.

Исследование динамики и тенденций развития угольной отрасли России на завершающем этапе реструктуризации в период 2000-2005 годы выявило новые нерешённые проблемы, связанные с интеграцией угольных предприятий в крупные корпоративные структуры, отсутствием государственных дотаций, эксплуатацией дешёвых трудовых ресурсов на угледобывающих предприятиях. Основными современными проблемами в угольной отрасли в по-стреструктуризационный период являются:

• продолжение процессов стагна-

ции социальной сферы и деградации окружающей среды в старопромышленных угледобывающих геолого-

экономических районах;

• недостаточная эффективность реализации государственных программ местного развития кризисных углепромышленных территорий в средне- и долгосрочной перспективе из-за ограниченного бюджетного финан-сирования;

• углубление концепции селективной отработки участков перспективных месторождений посредством перевода доли промышленных запасов на

новых месторождениях в забалансовые запасы;

• инвестирование промышленной и экологической безопасности по остаточному принципу;

• ускорение процессов превращения угледобывающих регионов в сырьевой придаток не только отечественной, но и мировой экономики;

• рост зависимости отечественного угледобывающего производства от импортных технологий и технических средств разработки месторождений.

Решение указанных проблем в по-стреструктуризационный период возможно посредством разработки и реализации следующих основных механизмов устойчивого саморазвития угледобывающего и социально-экономического потенциалов в углепромышленных регионах:

• постепенная передислокация

объектов угледобывающего производства из старопромышленных в осваиваемые и перспективные геолого-

экономические районы, которая позволит:

• максимально использовать инфраструктуру, диверсифицированное производство и трудовые ресурсы старопромышленных территорий при строительстве и эксплуатации угледобывающих предприятий в осваиваемых перспективных геолого-экономи-ческих районах;

• осуществлять промышленную диверсификацию производства старопромышленных районов с целью перехода от монопродуктового производства к полипродуктовому и обеспечения уровня и динамики качества жизни населения не ниже средних по региону;

• создавать рабочие места за счёт средств целевого регионального фонда;

• использовать в качестве критерия возможности реализации механизма передислокации снижение про-

мышленной нагрузки на природную среду в старопромышленных и ее минимизацию в осваиваемых геологоэкономических районах угольного бассейна.

• формирование и использование под патронажем администрации региона целевого фонда для финансового обеспечения процессов регулирования социально-экономических последствий роста производительности труда на угледобывающих предприятиях и высвобождения работников. Объём целевого фонда должен быть не меньше величины финансовых ресурсов, необходимых для создания рабочих мест высвобождаемых работников для обеспечения бесконфликтного регулирования социально-экономических последствий в старопромышленных районах. Формирование целевого регионального фонда в постреструк-туризационный период в условиях отсутствия государственного финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности должно осуществляться за счет средств угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий. Возможны два варианта источников средств. Первый вариант представляет собой региональный налог, относящийся на себестоимость продукции предприятий и зависящий от величины реализации продукции в стоимостном выражении. За налогооблагаемую базу принимается объем реализованной продукции. Вторым вариантом источника формирования целевого регионального фонда могут стать отчисления из фонда накопления угольных предприятий на основе соглашения социального партнерства между региональными органами управления и работодателями угольной отрасли. При организации инвестором нового производства в старопромышленном районе из целевого фонда выделяются средства, пропорциональные количеству вновь соз-

даваемых рабочих мест. Целевой фонд промышленной диверсификации старопромышленных районов будет находиться в распоряжении администрации области или специально созданного по аналогии с ГУ «Соцуголь» регионального учреждения (РУ) по промышленной диверсификации старых геолого-эконо-мических районов;

• сохранение отраслевой направленности экономики старопромышленных территорий посредством создания малых предприятий по добыче

и переработке угля по экологически безопасным наукоёмким технологиям, адаптивным к сложным условиям природных и техногенных месторождений полезных ископаемых.

Использование предложенных механизмов позволит за счет эндогенных региональных ресурсов обеспечить качество жизни населения угледобывающего региона не ниже среднего в России и достигнутого в регионе в предыдущий период.

— Коротко об авторах ---------------------------------------------------------------

Петрова Т.В. - кандидат технических наук, доцент кафедры «Экономика и управление горным производством», Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк.

----------------------------------- ДИССЕРТАЦИИ

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ

Автор Название работы Специальность Ученая степень

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. СЕРГО ОРДЖОНИКИДЗЕ

ГАММУХ Абдессамад Формирование эффективного механизма управления персоналом горнодобывающих предприятий 08.00.05 к. э. н.

ОАО «ЭНИМС»

МАГОМЕДОВ Гамза Хабибович Повышение эффективности растрового художественного гравирования на станках с ЧПУ 05.03.01 к. т. н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.