Научная статья на тему 'Экономические основы формирования территориальных угольных комплексов'

Экономические основы формирования территориальных угольных комплексов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические основы формирования территориальных угольных комплексов»

© Ю.П. Кушнеров, 2002

УДК 65.011.12:553.068.6

Ю.П. Кушнеров

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УГОЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

И

нтеграция во времени процессов перехода экономики России на рыночные отношения и реструктуризации угольной промышленности привела к уменьшению доли угля в топливно-энергетическом балансе до 11,8 %, что существенно ниже, чем в развитых странах, где доля угля в общем объеме энергоресурсов составляет около 22 %. В связи с резким сокращением государственных дотаций и длительностью до 5-10 лет инновационного цикла снижается производственный и экономический потенциал угольной отрасли, в последние 20 лет не проводится строительство и реконструкция шахт, износ оборудования угледобывающих предприятий достигает 80 %.

В соответствии с энергетической стратегией России угольная отрасль ориентирована на увеличение объемов добычи угля до 450-500 млн т в 2020 г., что составит 22 % в общем топливноэнергетическом балансе страны. Следовательно, с учетом износа действующего шахтного фонда, а также необходимости освоения новых месторождений, в ближайшие 15-20 лет необходимо создать производственный потенциал угольной отрасли в 8-9 раз больше существующего. При этом в основном в восточных районах страны.

Одним из факторов, сдерживающих реализацию этой программы, является отсутствие в России структур эффективного управления угольной промышленностью, обеспечивающих стабильное социоэколого-экономи-ческое развитие угледобывающих регионов.

Ликвидация прежних организационно-правовых структур и фор-

мирование рыночных связей между производителями и потребителями привели к созданию новых форм корпоративных структур управления, основной целью которых является получение максимальной прибыли в течение ближайших 2-5 лет без учета интересов регионов. Деятельность новых структур не позволяет: консолидировать инвестиции для освоения новых месторождений; создать условия для диверсификации производства при истощении запасов угольных месторождений в регионе; реализовать механизм накопления из собственных источников финансовых ресурсов, необходимых для ликвидации экологических и социальных последствий разработки угольных месторождений в регионе. Функционирование новых структур привело к снижению устойчивости промышленного и экономического потенциалов угольной промышленности России, что подтверждается высокой кредиторской задолженностью угледобывающих предприятий (86,8 млрд руб., по состоянию на 1.04.2001 г.), низкой конкурентоспособностью угольной продукции.

Одним из перспективных направлений стабильного развития угольной промышленности России является создание региональных корпоративных групп угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий с участием государства, обеспечивающих промышленное и социально-

экономическое равновесие в регионе. Эффективность функционирования региональных корпоративных групп обеспечивается: наличием природных ресурсов угля и крупных потребителей угольной продукции в регионе и за его пределами; гибкой дифференциацией объемов добычи, качества и глубины переработки горной массы в

соответствии с потребностями рынка; стабильностью развития производственного потенциала путем интеграции и оптимизации вложений инвестиций в крупные проекты при участии администрации региона; устойчивостью финансовых потоков за счет снижения внутренних и внешних рисков при резервировании производственных мощностей по добыче угля и реализации нескольких видов угольной продукции, а также конгломератной диверсификацией с крупными вертикально интегрированными холдингами.

Возможности реализации указанных преимуществ угледобывающих регионов ограничены отсутствием адаптивных к рыночным условиям России методологических принципов, подходов и механизма экономического обоснования развития региональных корпоративных структур. Отсутствие инструментария обоснования стратегий эффективного совместного функционирования вертикально и горизонтально интегрированных угледобывающих, углеперерабатывающих и углепотребляющих предприятий, компаний и холдингов сдерживает социальноэкономическое развитие горнопромышленных регионов России.

Таким образом, обеспечение устойчивого социально-экономического развития крупных угледобывающих регионов в условиях роста конкурентного спроса на угольную продукцию посредством формирования региональной корпоративной углепромышленной структуры и повышения экономической эффективности функционирования ее субъектов и региона в целом является важной проблемой.

Для ее решения необходимо формирование мотивационного механизма многокритериальной интеграции правового, производственного и экономического потенциалов администраций региона, инвесторов и предприятий в единый территориальный угледобывающий комплекс (ТУК), обеспечивающего стабильное социально-экономическое развитие горнодобывающих регионов за счет комплексного использования природных ресурсов и создания

30000

25000

20000

15000

10000

5000

0

29100

20792,7

17253,7

13815,6

16891

21571,1

□Всего

□ Просроченная

на 01.01.1999 на 01.01.2000 на 01.01.2001

стные частные предприятия не за- Ю.Н. Малышев, А.И. Нифонтов,

Рис. 1. Динамика задолженности предприятий угольной промышленности в бюджеты всех уровней, млн руб.

благоприятного экономического климата для привлечения инвестиций.

Анализ состояния угольной промышленности показал, что применение экстенсивных методов развития, дотаций в период плановой экономики по остаточному принципу производственного потенциала углепромышленных предприятий и горной науки привели к затуханию темпов научнотехнического прогресса в отрасли, моральному и физическому износу горношахтного оборудования до 80 % и как следствие, увеличению производственных затрат и снижению конкурентоспособности угольной продукции. При этом выявлено, что резкое сокращение государственных дотаций без участия частного капитала способствовало интенсификации процессов износа шахтного и карьерного фондов (в период 1985-1998 гг. не проводились реконструкция действующих и строительство новых угледобывающих предприятий), закрытию убыточных угледобывающих предприятий и сокращению производственных мощностей. И, наоборот, эволюционное замещение сокращающихся государственных дотаций меньшими частными инвестициями способствовало повышению рентабельности угледобывающих предприятий.

При этом ликвидация существующей системы управления угольной отраслью, акционирование предприятий и снижение роли государства в управлении привели к созданию новых форм корпоративных структур управления, основной целью которых является получение максимальной прибыли в ближайшие годы (короткие деньги) без вложения крупных инвестиций в промышленный потенциал. Это способствовало снижению устойчивости экономической и производственной деятельности предприятий, повышению их задолженности и ухудшению социо-эколого-экономической ситуации в угледобывающих регионах (рис. 1), так как крупные холдинги и ме-

интересованы в улучшении социального положения населения региона. При увеличении объема частных инвестиций кредиторская задолженность растет.

По результатам проведенного анализа обоснована необходимость совершенствования системы управления угольной отраслью на уровне угледобывающих регионов посредством создания региональных корпоративных структур с участием государства и администрации регионов, обеспечивающих правовую деятельность корпораций и социальноэкономическое развитие региона. Необходимость формирования региональных структур управления угольной промышленностью регламентируется также наращиванием объемов добычи в восточных районах Сибири, где из-за отсутствия инфраструктуры требуются большие инвестиции на создание промышленного потенциала и благоприятных социальноэкономических условий для населения, что возможно только при активном участии местных администраций.

Вопросам экономического обоснования создания, оценки и выбора структуры и направлений развития корпоративных объединений, обеспечивающих устойчивое развитие угледобывающих регионов, посвящены работы таких ученых, как А.С. Астахов, М.М. Гу-рен, Б.А. Давыдов, А.Е. Евтушенко, В.Е. Зайденварг, С.Л. Климов, Г.Л. Краснянский, С.С. Лихтерман,

А.А. Петросов, И.В. Петров, В.П. Пономарев, М.А. Ревазов, В.Н. Попов, С.С. Резниченко, В.А. Харченко, А.Б. Яновский, М.А. Ястре-бинский и др.

В то же время в научной литературе отсутствуют адаптивные к рыночным условиям России методологические принципы и подходы к экономическому обоснованию структуры и механизма развития такой корпоративной структуры, как территориальный угледобывающий комплекс (ТУК). Отсутствие инструментария обоснования стратегий эффективного функционирования вертикально и горизонтально интегрированных угледобывающих, углеперерабатывающих, углепотребляющих предприятий и компаний в условиях рынка сдерживает социально-

экономическое развитие угледобывающих регионов.

Согласно проведенным исследованиям разработана концепция горизонтальной интеграции углепромышленных предприятий, инвесторов и администраций угледобывающих регионов в территориальные угледобывающие комплексы на основе приоритетного социально-экономического развития региона, добровольности членства ТУК, рыночных условий интеграции и формирования цен, гласности прав и обязательств субъектов ТУК.

Территориальный угледобывающий комплекс - это добровольное горизонтальное объединение угольных компаний или от-

Территориальный угледобывающий комплекс (ТУК)

X

Основной частный Интегральный

Субъекты ТУК Функции показатель эффективности показатель эффективности

Уровни

0

Администрация

региона

Координация, гарантия инвесторам, господдержка, повышение уровня жизни населения

Социально-

экономический

эффект

Парето-

оптимальность

Инвесторы

Л

Й

Й

а

й

Й

Компании и отдельные предприятия

Вспомогательные и обслуживающие предприятия

Л

Обогатительные

фабрики

Угледобывающие

предприятия

Подготовительные

участки

Инвестирование, экономические методы управления

Дисконти-

рованный

экономический

эффект

Обобщенный

показатель

Добыча, переработка и реализация продукции

Оказание услуг предприятиям

Переработка горной массы

Обеспечение

процессов

угледобычи

Подготовка запасов угля к выемке

Прибыль

Обобщенный

показатель

Объем

выполненых

услуг

Себестоимость

услуг

Прибыль

Обобщенный

показатель

Прибыль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обобщенный

показатель

Объем

подготовленных ► Себестоимость

запасов угля

к выемке

й

Выемочные

участки

Добыча

угля

Объем

добычи

Себестоимость

Ш

Вспомогательные и обслуживающие участки и цехи

Оказание услуг участкам

Объем

выполненых

услуг

Себестоимость

услуг

дельных предприятий с различной степенью акционирования и приватизации, разрабатывающих месторождения углей на территории, как правило, одного административного субъекта РФ, и создаваемое для решения выходящих за рамки региона производственно-

экономических, экологических, инвестиционных и социальных проблем на основе прибыльной работы угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий. Горизонтально интегрированные иерархические организационно-

Рис. 2. Многоуровневая иерархическая структура и критерии эффективности функционирования субъектов ТУК

экономические системы могут функционировать

в структуре вертикально интегрированных диверсифицированных холдинговых компаний, обеспечивающих оптимальную взаимосвязь интересов всех участников корпоративной структуры, инвесторов и региона в целом посредством применения рыночных и трансфертных цен. Многоуровневая иерархическая структура и критерии эффективности функционирования субъектов ТУК представлены на рис. 2.

Основными функциями территориальной корпоративной угледобывающей структуры являются:

• координация деятельности акционерных обществ (собственников, кредиторов) угольных компаний на повышение экономической эффективности производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвесторов под гарантии администрации субъекта РФ;

• приоритетное

выделение государственных кредитов на поддержание производственных мощностей и техническое перевооружение угольным компаниям и предприятиям,

обеспечивающим быстрое освоение и возврат заемных средств;

• использование всех госу-

дарственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в угольную промышлен-

ность региона;

• повышение конкурентоспособности коммерческих организаций;

• управление программой строительства новых и ликвидации убыточных и неперспективных шахт и разрезов;

• повышение социальной защиты работников действующих и закрываемых шахт;

• обеспечение в полном объеме и в установленные сроки получения средств государственной поддержки, предусмотренной для угольной отрасли региона федеральным бюджетом;

• формирование межотрас-

левых, межрегиональных и других видов вертикально-интегри-

рованных компаний, межотраслевых комплексов (угле-энерге-тических, углеметаллургических и др.) для эффективного взаимо-

действия производственного, финансового и товарного капиталов;

• систематический рост доходов бюджетов всех уровней за счет повышения эффективности производства и роста налогооблагаемой базы;

• создание условий для диверсификации производства при истощении запасов угольных месторождений в регионе;

• формирование финансовых ресурсов для ликвидации экономических и социальных последствий разработки угольных месторождений в регионе;

• ликвидация криминализации в угольной отрасли региона.

Таким образом, в современных условиях экономического развития России одним из направлений обеспечения экономически устойчивого развития угольной про-

мышленности является формирование территориальных угледобывающих комплексов как горизонтально интегрированных иерархических организационно-

экономических систем в структуре диверсифицированных холдинговых компаний вертикального типа.

Основой формирования структуры территориального угледобывающего комплекса и обоснования функций его субъектов является методология многовариантной интеграции горнопромышленных, инвестиционных и административных структур, учитывающая выявленные закономерности движения товарных и финансовых потоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.