УДК 371.126
МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
© Ирина Ивановна БОРИСОВА
Средняя общеобразовательная школа № 17, г. Липецк, Российская Федерация, директор, e-mail: [email protected]
Представлен опыт организации подготовки современного учителя относительно нового образовательного стандарта в рамках актуальной для современной школы технологии модульного обучения. Предлагается модель профессиональной компетенции, намечаются пути формирования различных компетенций (в рамках этой модели), необходимых, по мнению автора, для формирования образа успешного современного педагога и успешной педагогической деятельности, определяются критерии оценивания деятельности учителя относительно реализации инновационных программ. Формирование образа современного педагога, осуществляемое в т. ч. и через систему разнообразных компетенций, представляется обязательным условием формирования личности современного учащегося, стимулирования роста профессионального мастерства самого педагога.
Ключевые слова: инновация; модульное обучение; компетенция; новый стандарт; педагогическая деятельность; педагогическая система; педагогические кадры; успешность деятельности.
Базовым звеном образования сегодня остается общеобразовательная школа. Ее модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной системы ЗУНов, но и на развитие личности, ее познавательных, созидательных, творческих особенностей, на формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, т. е. на ключевые компетенции, определяющие современное качество образования. Только та личность, которая обладает:
- высоким уровнем общеобразовательной подготовки;
- умением учиться самостоятельно;
- умением принимать самостоятельные решения в различных жизненных ситуациях;
- коммуникабельностью, умением быстро адаптироваться в любом коллективе;
- высоким развитием позитивных моральных и нравственных качеств, становиться конкурентоспособной.
Выполняя современный социальный заказ и готовясь к переходу на новый стандарт для основной школы, учителям 5-9 классов придется новую методологию стандарта транслировать слаженным коллективом учи-телей-предметников. В условиях введения стандарта меняется весь уклад школьной жизни, включая требования к педагогам.
Каждое образовательное учреждение ищет свою дорогу по качественной подготовке выпускников, используя при этом различные технологии обучения, большинство
которых инновационные. В связи с этим одной из важнейших становится проблема формирования нового типа педагогического мышления, основанного на ином содержании профессиональной компетентности, важной характеристикой которой, на наш взгляд, является потребность к творческой самореализации, потребность к самосовершенствованию, ответственность за результаты своего труда. И как следствие - актуализация задачи подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности в каждой отдельно взятой школе.
Нетрудно заметить, что целенаправленная подготовка учителя к эксперименту, в котором большинство новых методических и профессиональных умений носит исследовательский характер, существенно усложняет задачу. Во-первых, возникают проблемы специальной подготовки учителя к этой деятельности (семинары, консультации); во-вторых, необходимо определить основную суть исследований инновационных умений учите -ля, появление которых обусловлено всей государственной политикой в области образования.
В образовательном учреждении № 17 г. Липецка данная задача приобрела первостепенное значение при внедрении в учебновоспитательный процесс технологии модульного обучения и на ее основе формирование универсальных учебных действий.
Как организовать работу по подготовке кадров для осуществления эксперимента?
Простых курсов по повышению квалификации будет крайне недостаточно. Какие принципы положить в основу работы? Чему отдать предпочтение? Как стимулировать творческое развитие коллектива?
Для решения комплекса проблем задуманного эксперимента и стремления к единой цели - переход на модульное обучение и обеспечение условий формирования универсальных учебных действий - педагогу необходимо владеть профессиональными компетентностями.
Профессия педагога является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому и выражает его теоретическую и практическую готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Учитель, который призван содействовать формированию компетенций у учащихся, сам должен обладать ими.
В рамках разработанного профессионального стандарта педагогической деятельности под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности [1].
С целью успешного решения профессиональных задач, поставленных перед педагогическим коллективом школы в рамках эксперимента, мы определили следующую модель профессиональных компетенций:
1) компетентность в области личностных качеств связана с особенностями взаимодействия педагога с учащимися, родителями, учителями. Отношение учителя к ученикам определяет успех его педагогической деятельности, эмоциональное благополучие учащегося в процессе обучения. Речь педагога является средством коммуникативного взаимодействия. Самоорганизованность обеспечивает построение педагогом собственной деятельности, а также различные виды активной деятельности учащихся, превращая их из объекта в субъект воспитания.
В целом организация и управление учебным процессом представляет собой целенаправленное взаимодействие всех участников для достижения спроектированных результатов обучения;
2) компетентность в области постановки диагностических целей и задач в терминах деятельностного подхода по формированию как предметных знаний, так и универсальных учебных действий включает в себя представление о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения, обеспечивает переход от конкретных действий к результату. Деятельность педагога обусловлена ближайшими целями обучения и воспитания (урок, модуль) и предполагает нацеленность на получение практически значимого результата с учетом реальных возможностей ресурсного обеспечения намеченного;
3) компетентность в области мотивации учебной деятельности включает умение активизировать и мотивировать личность учащегося в процессе обучения;
4) компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности включает информационную грамотность педагога, владеющего технологиями, методиками и алгоритмами деятельности, которые позволяют ему построить процесс обучения в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями учащегося и направленный на достижение спроецированных результатов;
5) компетентность в области разработки программы педагогической деятельности по модульной технологии и принятия педагогических решений включает:
- владение содержанием и дидактической его организацией;
- умение организовывать свою деятельность в процессе обучения;
- способность развернуть учебно-познавательную деятельность учащихся;
- умение организовывать структурнокомпозиционное построение учебного занятия;
- осознание характера поисковой деятельности как творческой, продуктивной, нацеленной на поиск эффективных решений;
6) компетентность в области контроля и педагогического оценивания предполагает отбор нужных средств, информации для организации и управления учебным процес-
- 2 балла - средняя степень выражен-
ности характеристики. В некоторых ситуациях качества и поведение педагога соответствуют утверждению, в некоторых - не соответствуют;
3 балла - очень высокая степень выраженности указанной в утверждении характеристики. Она проявляется в подавляющем большинстве ситуаций, является устойчивой, полностью соответствует типичным качествам и поведению учителя.
Для определения уровня успешности педагогической деятельности мы подсчитываем среднее значение по каждому показателю и компетентности в целом по результатам оценки администрации школы и самооценки учителя.
Таблица 1
Структура профессиональных компетенций
Показатели Самооценка Административная оценка
1 Компетентность в области личностных качеств 2,4 2,4
1.1 Эмпатийность и социорефлексия 2,4 2,4
1.2 Самоорганизованность 2,2 2,2
1.3 Общая культура 2,6 2,6
2 Компетентность в области постановки диагностических целей и задач в терминах деятельностного подхода по формированию как предметных знаний, так и универсальных учебных действий 2,38 2,1
2.1 Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся 3 2,4
2.2 Умение перевести тему урока в педагогическую задачу 2,14 2
2.3 Умение вовлечь обучающихся в процесс формирования целей и задач через проблемный диалог 2 2
3 Компетентность в области мотивации учебной деятельности 1,75 1,7
3.1 Умение использовать эмоциональные методы мотивации для создания у обучающихся интереса к своему предмету 1,25 1
3.2 Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся 2 2
3.3 Умение пользоваться познавательными методами мотивации 2 2
4 Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности 2,4 2,4
4.1 Компетентность в методиках преподавания 1,7 1,7
4.2 Компетентность в предмете преподавания: знание научных основ преподаваемого предмета, возникающих внутрипредметных и межпредметных связей, универсальных учебных действий, формируемых в процессе обучения, осмысления содержания предмета с позиции его системного подхода 2,1 2,1
5 Компетентность в области разработки программы педагогической деятельности по модульной технологии и принятия педагогических решений 2,3 2,3
5.1 Умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы 2,25 2,25
5.2 Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы на модульной основе 2,6 2,6
6 Компетентность в области контроля и педагогического оценивания 1,8 1,6
сом, направленного на взаимодействие всех его участников для достижения спроецированных результатов обучения.
Данная модель имеет следующую структуру (табл. 1).
Информационными источниками могут служить: анализ урока (А/У), рабочей программы (Р/П), собеседование с учителем (С), наблюдение за деятельностью учителя (Н), анкетирование (А), школьная система оценки качества с использованием 3-балльной шкалы, где:
- 1 балл - характеристика не представ-
лена в деятельности педагога. Качества и поведение учителя не соответствуют содержанию утверждения;
Среднее значение показателя определяется методом деления суммы баллов по параметрам, относящихся к соответствующему показателю, на 5 (по числу параметров). Например, для оценивания уровня сформиро-ванности показателя «Эмпатийность и социорефлексия» (п. 1.1) необходимо сложить результаты по следующим параметрам (номера пунктов в листе мониторинга): 1, 2, 3, 4, 5 и полученную сумму разделить на 5. Аналогичным образом определяется значение показателя по каждой из компетенций.
Таким образом, на основе обработки результатов определяется степень выраженности каждой из компетентностей и ее показателей по 3-бальной шкале.
Результаты мы представили как в табличном варианте (табл. 2), который позволяет оперировать конкретными числовыми значениями при сравнении уровня выраженности отдельных компетентностей, так и в форме столбчатой диаграммы (рис. 1). Данный вариант позволяет увидеть уровень развития различных компетенций и их показателей у педагога в результате самоанализа учителя, а также при анализе деятельности педагога администрацией.
Таблица 2
Нормативная таблица
Уровень успешности педагогической деятельности Значение показателя уровня успешности педагогической деятельности
Творческий уровень успешности педагогической деятельности от 2,5 баллов и выше
Ситуативный уровень успешности педагогической деятельности от 2 до 2,4 баллов
Пассивный уровень успешности педагогической деятельности от 1,5 до 1,9 баллов
Использование всех форм представления результатов оценивания позволяет проанализировать уровень успешности педагогической деятельности. Кроме того, становится очевидным, какую компетентностную область педагогу необходимо совершенствовать.
Показатель уровня успешности педагогической деятельности учителя определяется
как среднеарифметическое значение по базовым компетенциям:
ПУ - X (XI ЛК + XI ПЦ + XI МД + XI ИОД + + ХШД + XI ОДУ) / 6,
где ПУ - показатель уровня успешности педагогической деятельности; XI - среднее значение по каждой из шести компетенций; ЛК - оценка компетентности в области личностных качеств; ПЦ - оценка компетентности в области постановки диагностических целей и задач в терминах деятельностного подхода по формированию как предметных знаний, так и универсальных учебных действий; МД - оценка компетентности в области мотивации учебной деятельности; ОИД -оценка компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности; ПД - оценка компетентности в области разработки программы деятельности по модульной технологии и принятия педагогических решений; КО - оценка компетентности в области контроля и оценки.
Мы определили 3 уровня успешности педагогической деятельности:
1 уровень - творческий, соответствует высшей квалификационной категории, а также дает возможность представления к наградам;
2 уровень - ситуативный, соответствует первой квалификационной категории, а также дает возможность увеличения заработной платы;
3 уровень - пассивный, соответствует занимаемой должности учитель, требует методической помощи и постоянного контроля.
Значение показателя уровня успешности педагогической деятельности (ПУ) учителя от 2,5 баллов (включительно) и выше свидетельствует о соответствии творческого уровня педагогической деятельности.
Значение показателя уровня успешности педагогической деятельности (ПУ) учителя от 2 баллов (включительно) и до 2,4 баллов свидетельствует о соответствии его уровня успешности ситуативной.
Значение показателя уровня успешности педагогической деятельности (ПУ) учителя от 1,9 баллов (включительно) и до 1,5 баллов свидетельствует о соответствии его уровня успешности пассивной.
0,5
1,5
2,5
3,5
Оценка результатов
Рис. 1. Результаты успешной деятельности
Анализ данных позволяет выделить те компетентности, которые требуют первоочередного внимания со стороны одного педагога и всего педагогического коллектива. Такой подход предоставил нам инструмент по реализации модульного обучения и формированию профессиональных компетенций, представляющих целостную систему профессионального и личностного роста учите-
ля, его самообразования и самосовершенствования.
1. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. М., 2011.
Поступила в редакцию 6.09.2012 г.
UDC 371.126
METHODS OF GOVERNANCE OF TRAINING PROCESS AT SCHOOL OF MODULE EDUCATION
Irina Ivanovna BORISOVA, Secondary School № 17, Lipetsk, Russian Federation, Director, e-mail:
The experience of successful training of a modern teacher regarding new educational standards in the framework of technology of module education that is actual for modern school is presented. The author suggested the model of professional competence and charts of the ways of forming different competences (in the framework of this model) that is necessary for creating successful (modern) image of a teacher and successful teaching practice, the evaluation criteria of teachers activity regarding implementation of innovating programs are suggested. Formation of the image of modern teacher made through the system of different competences is a necessary term of formation of personality of a modern student and encouragement for professional growth of teacher.
Key words: innovation; module education; competence; new standard; teaching practice; teaching system; teaching staff; successful activity.