Научная статья на тему 'Механизмы управления интеграцией этнических мигрантов в социокультурную среду региона'

Механизмы управления интеграцией этнических мигрантов в социокультурную среду региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
86
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММИГРАЦИЯ / ЭТНИЧЕСКИЕ МИГРАНТЫ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЙ И ИНТЕГРАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИЕЙ / IMMIGRATION / ETHNIC MIGRANTS / ETHNO-CULTURAL DIVERSITY / SOCIOCULTURAL ADAPTATIONS AND INTEGRATION / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / MIGRATION POLICY / MIGRATION MANAGEMENT MECHANISMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ус Марина Анатольевна

Статья посвящена управленческим аспектам интеграции этнических мигрантов на территории Дальнего Востока и Хабаровского края. Представлены статистика и динамика трансформаций и передвижений населения региона, а также основные результаты социологических исследований, определившие векторы развития инокультурной эмиграции как реального фактора воспроизводства населения в регионе. Дана характеристика существующих практик адаптации этнических мигрантов в Хабаровском крае, оценены их перспективы, описаны сложившиеся и нарождающиеся модели межкультурного взаимодействия. Выявлена специфика регионального управления миграционной политикой. Предложены новые подходы в управлении интеграцией и адаптацией этнических мигрантов через привлечение к работе стран-доноров, самих мигрантов, бизнес-структуры, общественные организации, средства массовой информации. Обоснованы натурализационный, образовательный и организационный механизмы управления интеграцией иммигрантов, представляющие возможность их включения в социальную среду региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms for managing ethnic integration migrants to the socio-cultural environment of the region

The article is devoted to the managerial aspects of the integration of ethnic migrants in the Far East and the Khabarovsk territory. Statistics and dynamics of transformations and movements of the population of the region are presented, as well as the main results of sociological research, which determined the vectors of development of other-cultural emigration as real factors of population reproduction in the region. The characteristic of existing practices of adaptation of ethnic migrants in the Khabarovsk territory is given, their perspectives are assessed, the existing and emerging models of intercultural interaction are described. The specificity of the regional migration policy management is revealed. New approaches in the management of integration and adaptation of ethnic migrants through the involvement of donor countries, migrants themselves, business structures, public organizations, and the media have been proposed. It substantiates the naturalization, educational and organizational mechanisms for managing the integration of immigrants, representing the possibility of their inclusion in the social environment of the region.

Текст научной работы на тему «Механизмы управления интеграцией этнических мигрантов в социокультурную среду региона»

ПРЕДСТАВЛЯЮ К ЗАЩИТЕ

DOI 10.22394/1818-4049-2019-88-3-135-144 УДК 314.7:316.4.063.3

М. А. Ус

Механизмы управления интеграцией этнических мигрантов в социокультурную среду региона

Статья посвящена управленческим аспектам интеграции этнических мигрантов на территории Дальнего Востока и Хабаровского края. Представлены статистика и динамика трансформаций и передвижений населения региона, а также основные результаты социологических исследований, определившие векторы развития ино-культурной эмиграции как реального фактора воспроизводства населения в регионе. Дана характеристика существующих практик адаптации этнических мигрантов в Хабаровском крае, оценены их перспективы, описаны сложившиеся и нарождающиеся модели межкультурного взаимодействия Выявлена специфика регионального управления миграционной политикой. Предложены новые подходы в управлении интеграцией и адаптацией этнических мигрантов через привлечение к работе стран-доноров, самих мигрантов, бизнес-структуры, общественные организации, средства массовой информации. Обоснованы натурализационный, образовательный и организационный механизмы управления интеграцией иммигрантов, представляющие возможность их включения в социальную среду региона.

Ключевые слова: иммиграция, этнические мигранты, этнокультурное разнообразие, социокультурная адаптаций и интеграция, социокультурная среда, миграционная политика, механизмы управления миграцией.

Введение. Использование иммиграционного фактора как одного из возможных в воспроизводстве населения и социально-экономического развития Хабаровского края ставит новые задачи перед всей системой управления региональной миграционной политикой. Реализуемые в настоящее время усилия региональных и муниципальных органов власти и управления делают этот процесс контролируемым, что, в свою очередь, отражается на повышении качественного состава мигрантов. Благодаря эффективному межсекторальному взаимодействию, активизации некоммерческого сектора, в том числе образованию особых общественных структур, таких как Ассамблея народов Хабаровского края, удается осуществлять и многие адаптационные процедуры, в том числе связанные с интеграцией ино-культурных мигрантов.

Вместе с тем этнические мигранты на

территории Хабаровского края сталкиваются с различного рода проблемами, которые не всегда способна решить существующая государственная система управления.

Особенностью Хабаровского края является то, что миграция здесь преимущественно трудовая, в том числе и представленная представителями инокультурных сообществ. Образовавшиеся новые этнические анклавы иммигрантов существуют на фоне особого проживания в крае коренных малочисленных народов Приамурья, что поднимает проблемы иных национальных меньшинств и их обустройства в социокультурной среде региона. Данные процессы также требуют системного изучения и анализа на фоне высоких показателей стремительного убывания коренного населения.

В сложившейся ситуации необходимо определиться с концептуальной моделью

Марина Анатольевна Ус - аспирант, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС (680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 33). E-mail: inesa.us@mail.ru

современной миграционной политики края, с учетом местных условий и особенностей; активизировать управленческие механизмы, обеспечивающие адаптацию и интеграцию этнических мигрантов в соответствии с потребностью в них социально-экономической инфраструктуры региона.

Теория вопроса. Процессы трансграничных перемещений, их тенденций, последствия и риски для принимающих сообществ активно анализируются в работах современных западных социологов: С. Кастле, Р. Кинг, М. Миллер, российских И. С. Семенко, Н. Я. Мукомель, И. П. Цапенко и др. [Семенко, 2017. С. 11-13]. В зоне постоянных дискуссий находятся различные мнения, связанные с проблемами полной или частичной интеграции мигрантов в принимающее сообщество. Активную позицию в обсуждении преимуществ, например, интеркультуризма как основного подхода в разработке и реализации миграционной политики западных стран, занимают работы В. Бенет-Мартинеса [Benet-Martinez, 2012. С. 623-628], а также А. Бернардо как представителя мульти-культурализма и гражданской интеграции (ассимиляции) [Bernardo, Rosenthal, Levy, 2013. С. 335-338].

В российской социологии исследуемым проблемам посвящены работы А. И. Куро-пятникова и А. Л. Рочевой, где прослеживаются научные и эмпирические позиции объективного и субъективного восприятия проблематики, связанной с мигрантами и местным населением [Кривоносова, Ус, 2018. С. 119-127]. Применение системного и структурно-функционального подходов к анализу интеграции этнических мигрантов позволяет рассматривать проблему управления в комплексе на междисциплинарном уровне во взаимодействии с другими процессами социально-экономического развития ре-

гиона. Большую роль в исследовании процессов миграции сыграли труды Л. А. Ры-баковского. Разработанная им концепция трехстадийного миграционного процесса являются основанием управленческого обеспечения в стране адаптации и интеграции мигрантов [Рыбаковский, 2003. С. 161-164].

Стоит сделать акцент на том, что проблемам трансформации этнической идентичности мигрантов уделяется первостепенное место в работах О. И. Брусиной, М. С. Пальникова и др., которые обращают внимание на совокупность сложностей, возникающих у мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья в процессе их интеграции в российское общество [Семенко, 2017. С. 74-79].

В данной связи автором предпринимается попытка обосновать необходимость разработки собственных моделей адаптационной политики мигрантов, ориентированных на особенности и условия Хабаровского края.

Эффекты иммиграции: объективные и субъективные измерения. Основное количество иммигрантов задействованы на рынке труда Хабаровского края в таких отраслях, как транспорт, торговля, сельское и лесное хозяйство, строительство, что рассматривается вынужденной мерой в связи с существующим дефицитом трудовых ресурсов. Приток иностранных граждан в край активно развивался с 2012 г. до 2017 г. С 2018 г. приток иностранной рабочей силы стал сокращаться. За весь период с 2018 г. сокращение произошло на 7,8% или на 1215 чел. по сравнению с 2017 г. В 2019 г. эта тенденция продолжает сохраняться.1

Миграционная активность в обмене населением со странами СНГ составила 647 чел. Наиболее значительным сложился в 2018 г. обмен населением с Таджикистаном, Казахстаном, Украиной, Азербайджаном. Механизм въезда мигрантов

1 Социологическое исследование по теме: «Адаптация этнических мигрантов в Хабаровском крае», Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС, 2019 г., (п=425 этнических мигрантов, находящихся в этом статусе на территории Хабаровского края 1 год и более). Ошибка выборки не превышает 4,2%. Выборка репрезентативна по привлекаемым этносам, составляющим основные потоки в Хабаровском крае. Опрос проводится в местах пребывания мигрантов, а так же в ходе мероприятий, проводимых Ассамблеи народов Хабаровского края. Исследование проводилось в рамках подготовки диссертационной работы. Научный руководитель - д-р социол. наук, профессор Л.А. Кривоносова.

в край осуществляется вокруг единой системы патентов, а также безвизового въезда физических лиц - граждан стран евразийского соглашения, в том числе Армении, Белоруссии, Кыргызстана, т. к. они имеют право свободного въезда на территорию края и заключения трудового договора с работодателями на любой срок2.

Тем, кто делает серьезную ставку на этнических мигрантов как фактор восполнения трудовых ресурсов, необходимо считаться с прогнозами об их сокращении и в дальнейшем по причине уменьшения миграционных ресурсов стран-доноров и низкой миграционной привлекательностью Хабаровского края по сравнению с центральными регионами. Поэтому процессы привлечения и адаптации этнических мигрантов становится приоритетом региональной миграционной политики.

Вместе с тем массовый периодически повторяющийся приток и достаточное длительное пребывание иноэтнических групп, сменяющих друг друга по своеобразному «скользящему графику», фактически создает временное нарушение межэтнического баланса на рынке труда и нарушение баланса, привычного для населения межэтнического повседневного общения. Данный процесс формирует стойкую иллюзию присутствия и укоренения иноэтничных мигрантов в регионе и воспринимается принимающим обществом как реальная угроза его жизненным интересам, формирует напряженность, интолерантные установки, что требует ясности происходящего на уровне государственного участия и управления.

Эту гипотезу подтверждают и результаты проведенного в 2019 г. социологического исследования1. Генеральную совокупность представляют этнические мигранты Хабаровского края, представители государств, имеющих наибольшую численность среди въезжающих. Объем выборочной совокупности составили 425 человек. Использовалась гнездовая выборка, при которой рондомно опрашивались мигранты по 6 этническим раз-

новидностям. В качестве респондентов привлекались этнические мигранты, которые находятся на территории Хабаровского края больше года1.

Также к исследованию были привлечены эксперты - руководители общественных национально-ориентированных структур, в том числе «Организация поддержки представителей среднеазиатских стран «Ватаи»», «Союз Узбекистана», «Всероссийский айзербаджанский конгресс», «Ассоциация корейских организаций Дальнего Востока и Сибири», «Союз армян России» и др.

В результате проведенного анкетного опроса были рассчитаны значения, согласно которым выявлено, что половина из числа опрошенных (50,2%) рассматривают возможность остаться жить в Хабаровском крае, 30,5% планируют заработать денег и вернуться домой, 14,5% на момент опроса не смогли назвать конечную цель своего приезда или затруднились ответить. Результаты могу свидетельствовать о том, что анализируемая проблема адаптации имеет значение, в том числе и для самих этнических мигрантов1.

Итоги опроса показывают также значения, на которые следует обратить особое внимание. Например, о возможности приехать в Хабаровский край только 9,5% опрошенных были информированы через государственные органы власти, 76,4% -через друзей, родственников, знакомых, остальные - по другим информационным каналам. Здесь явно просматривается необходимость решения проблем квотирования приема иммигрантов, расчет потребности краевого рынка труда в перспективе, развитие межгосударственного взаимодействия, предоставление более качественного информационного ресурса о миграционных процессах в Хабаровском крае.

Полученные данные подтверждают сформулированную ранее гипотезу о необходимости градировать мигрантов по степени миграционных предпочтений въезжающих и заинтересованности в них принимающей стороны (рис. 1).

Исследуя степень включенности этни-

2 Мигранты продолжают заселять Хабаровский край. иЯЬ: https://www.dvkapital.ru/regionnow/ khabarovsMj-kraj_02.07.2019_14777_migranty-prodotehajut-zaseljat-khabarovsMj-kraj.html

Рис. 1. Предпочтения этнических мигрантов Хабаровского края (%)

Рис. 2. Степень адаптированности иммигрантов в Хабаровском крае

по основным показателям

ческих мигрантов в местное сообщество, выяснилось, что чуть меньше половины (47,1%) считают себя лишь частично адаптированными, и только 25,2% относят себя к категории полностью адаптированных граждан, 28% считают себя полностью не адаптированными или затруднились ответить (рис. 2).

В ходе исследования также выявлены проблемы на краевом уровне, связанные

с социокультурной адаптацией мигрантов: с их въездом на территорию края, проживанием, трудоустройством, отсутствием должной социальной помощи, медицинского обслуживания, доступных возможностей изучения русского языка, повышения квалификации, получения образования, сложности при получении гражданства.

Анализ объективных и субъективных

факторов позволил определить совокупность приоритетных направлений миграционной политики, связанной с приемом иммигрантов:

- осуществление различных видов мониторинга и контроля миграционных процессов, организация каналов обратной связи;

- использование образовательного потенциала Хабаровского края для повышения образовательного и профессионального уровней этнических мигрантов;

- привлечение этнических мигрантов для работы в общественных структурах территориального сообщества;

- развитие различных форм привлечения востребованных экономикой региона, высококлассных специалистов разного профиля, а также предпринимателей и инвесторов;

- создание современной информационной системы рекрутирования иммигрантов.

Социальное взаимодействие в условиях этнокультурного многообразия.

Наиболее оптимальная модель социальной адаптации этнических мигрантов на территории Хабаровского края представляет собой целостный интегративный процесс, способствующий гармонизации отношений между приезжающим и социокультурным пространством региона, когда достигаются внутренние и внешние состояния равновесия. Показателями адаптированности иммигрантов выступают: адаптация к трудовой деятельности, степень включенности личности в группы, в новое социокультурное пространство, комфортное эмоциональное самочувствие, положительная оценка жизненной ситуации. Успешная адаптация предполагает, в первую очередь, сохранение у мигрантов элементов национальной принадлежности, а во-вторых - принятие ими норм социального взаимодействия без нарушения норм существующей социокультурной среды. Все это требует наличия особой управленческой структуры и управленческого воздействия с учетом всех нормативных правовых особенностей и современных научных подходов.

Система работы с иммигрантами в крае проводится в соответствии с существующей нормативной правовой базой, в том

числе «Концепцией государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года», Федеральной целевой программой «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 гг.)», краевой подпрограммой «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Хабаровского края (2015 - 2020 гг.)», планом мероприятий по реализации стратегии государственной национальной политики в Хабаровском крае и др.

В соответствии с нормативной базой в регионе функционирует система управления адаптацией мигрантов на межсекторальном уровне, которая имеет положительный опыт работы. Государственный федеральный уровень возглавляет Главное управление по вопросам миграции в структуре МВД РФ по Хабаровскому краю, краевой уровень представляют Комитет по внутренней политике Правительства Хабаровского края, где функционирует Совет по межнациональным отношениям при Губернаторе Хабаровского края, активно работают и профильные структуры на уровне муниципальных образований. Достаточно представительными в этом плане являются различные общественные организации.

Партнером органов власти и управления по укреплению российской нации, сохранению мира и терпимости среди народов в крае является Ассамблея народов Хабаровского края. Организация существует с 2011 г., объединяет 29 национальных структур, является самой крупной в Хабаровском крае. Ежегодно организацией проводится более ста мероприятий по развитию эффективного межкультурного общения и укреплению межнациональных отношений. Массовый характер приобрели различные заседания, семинары, круглые столы, творческие встречи, дни национальных культур, спортивные мероприятия, реализующие адаптационные процессы этнических мигрантов.

При организации учреждены средства массовой информации: журнал «Ассамблея народов Хабаровского края», газета «Вести Ассамблеи народов Хабаровского края», действует официальный сайт, что способствует росту ее авторитета и расширению географии. Вместе с тем пробле-

ма адаптации и интеграции этнических мигрантов, не стала еще самостоятельным направлением работы в этих структурах, что может в перспективе стать одним из направлений развития.

Проведенный нами опрос экспертов определил основные векторы адаптационной работы с этническими мигрантами. На вопрос «оцените эффективность участия органов местной власти в адаптации и интеграции мигрантов в вашем регионе за последние годы» получены ответы, которые распределились следующим образом. По показателю «оценка эффективности госпрограмм» 75,2% экспертов выбрали критерий «эффективно», «участие в практической адаптации мигрантов» - 73,1% (рис. 3.).

Также экспертами определены основные направления миграционной политики по степени значимости в осуществлении интеграционных процессов (рис. 4.).

Полученные в ходе исследования мнения экспертов могут использоваться при разработке модели управления интеграцией этнических мигрантов

Поиск новых подходов в управлении адаптацией этнических мигрантов. Основанием для разработки новой модели адаптационной политики этнических мигрантов в Хабаровском крае являются значимые положения Концеп-

ции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., которые не получили еще должного развития. Прежде всего, это разработка адаптационной модели, которая способствовала бы эффективному регулированию иммиграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с их адаптацией и интеграцией.

Важным элементом региональной миграционной политики может стать специальная программа адаптации и интеграции этнических мигрантов, которая будет направлена на защиту их прав и свобод, обеспечение социальной защищенности, смягчение сложностей получения статуса гражданина РФ, а также снижение изоляции мигрантов от принимающего сообщества и проявления к ним негативного отношения из-за неурегулированности правового положения. К исполнению адаптационных программ государственным органам власти необходимо в дальнейшем привлекать страны-доноры, самих иммигрантов, бизнес-структуры, неправительственные организации, потенциал средств массовой информации.

Как уже отмечалось, из всех видов иммиграции большое значение для Хабаровского края имеет долгосрочная и тру-

Рис. 3. Эффективность участия органов власти и управления в процессе интеграции и адаптации этнических мигрантов в Хабаровском крае

Рис. 4. Приоритетные направления деятельности территориальных органов власти и управления, а также общественных структур по реализации адаптации и интеграции, этнических мигрантов в Хабаровском крае

довая миграции через квотирование иностранной рабочей силы на территории края, а также образовательная миграция с целью получения или продолжения образования. Стратегически значимой задачей здесь является создание условий и механизмов привлечения востребованных подготовленных специалистов как источника накопления человеческого капитала, а так же создание условий для миграции в Хабаровский край предпринимателей и инвесторов.

Сформулированные концептуальные положения и векторы развития экономически значимых процессов привлечения, интеграции и адпатции иммигрантов на территорию края предполагают их воплощение посредством трех механизмов интеграции: натурализационного, образовательного и организационного.

Процессы интеграционной натурализации основываются на создании оптимальных отношений иммигрантов с местным населением, путем принятия ими существующих социокультурных норм, нормализации

морально-психологического самочувствия, формирования совокупности знаний языка, законов, ценностей, традиций принимающего сообщества. Вместе с тем иммигрантам необходимо создавать возможности при желании сохранять и воспроизводить свои идентичности. Эти задачи могут решаться через специальные адаптационные центры, общественные организации, средства массовой информации и коммуникации, телефоны доверия, общественные приемные и др.

Помимо уже реализующих интеграционных мероприятий существует потребность в осуществлении следующих видов работ, связанных, например, с миграционной привлекательностью Хабаровского края. В настоящее время она невелика, задача повышения миграционного имиджа региона может реализовываться посредством информационного раскручивания существующих уже факторов привлекательности: высокую степень толерантности местного населения, наличие свободных сельскохозяйствен-

ных угодий, неосвоенных природных ресурсов, транспортной инфраструктуры, объективной потребности региона в трудовых ресурсах, а также обоснование новых, например, исторических, ландшафтно-рекреационных, геополитических и других.

Слабо ещё используется миграционный потенциал краевой системы образования. Образовательная (учебная) миграция может стать источником квалифицированных и интегрированных в регион граждан. Существующие сегодня ограничения снижают привлекательность получения образования как в России, так и в Хабаровском крае для иностранных граждан. Региональная система образования также может развивать процессы профессионального обучения и повышения квалификации иммигрантов и членов их семей.

Организационно-управленческая направленность в реализации адаптационной политики ориентирована на дальнейшее совершенствование нормативного правового регулирования работы с эмигрантами. Дальнейшее развитие должно получить международное сотрудничество, связанное с миграцией населения, в том числе и на уровне унификации статистического учёта и информации в рамках межгосударственных объединений, работающих по рекрутированию трудовых мигрантов.

Также необходимо учитывать интеграционные мероприятия при формировании регионального бюджета миграционной политики, совершенствовании системы взаимодействия между федеральными, региональными органами власти, органами местного самоуправления, бизнес-структурами, общественными организациями.

Бесспорно, что внедрение постоянного мониторинга, развитие научных исследований будет являться источником производства качественной информации об интеграционных процессах среди иммигрантов, повышать их влияние на социально-экономические и демографические аспекты развития края для последующей корректировки миграционной политики.

Выводы. Социально-экономические

планы и программы развития Дальнего Востока и Хабаровского края, активный отток местного населения все больше будут ставить регион в зависимость от притока мигрантов, в том числе и иностранной рабочей силы, что обосновывает необходимость более эффективной их интеграции и адаптации к новым условиям жизни.

Не умаляя значимости решения проблемы сохранения собственного населения, обосновывается необходимость разработки в рамках Федеральной программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие России» краевой подпрограммы по привлечению и адаптации иммигрантов. Концептуальными основаниями программного документа может стать модель адаптации, при которой иммигранты соблюдают законы, ценности, традиции принимающего сообщества и имеют возможность сохранять и воспроизводить свои собственные идентичности: язык, культуру, религию. Данная модель не противоречит национально-этнической системе обустройства местного населения Хабаровского края.

Реализация предложенной модели предполагает внедрение, прежде всего, натурализационного, образовательного и организационного механизмов управления интеграцией иммигрантов. Управленческая структура способна реализовать эти задачи только при активном развитии межсекторального взаимодействия всех заинтересованных структур, в том числе общественности, бизнеса и самих мигрантов.

Особого внимания заслуживает развитие межстранового сотрудничества в сторону закрепления как уже существующих практик, так и развития отношений с новыми странами-донорами, для совместной работы по привлечению, необходимых для Хабаровского края высококвалифицированных специалистов. Также, исследуя образовательные ресурсы края, обеспечить этнических мигрантов возможностью изучения русского языка, повышения квалификации, получения необходимого образования и навыков проживания на территории Хабаровского края.

Список литературы:

1. Кривоносова Л. А., Ус М. А. Особенности этнической идентичности мигрантов в Хабаровском крае // Власть и управление на Востоке России. 2018. № 3(84). С. 119-127.

2. Куропятник А. И., Куропятник М. С. Интеркультурализм: постмультикуль-туральный дискурс социальной интеграции // Вестник РУДН. Серия: Социология, 2018, № 2.

3. Варшавер Е. А., Рочева А. Л., Иванова Н. С. Интеграция мигрантов на местном уровне: результаты научно-практического проекта // Социологические исследования. 2017. № 5.

4. Рыбаковский Л. Л. Миграция населения (вопросы теории). М.: РАН, 2003. С. 161-164.

5. Семенко И. С. Нация в современном мире: ракурсы культурного разноо-

бразия / / Мировая экономика и международные отношения. 2017. № 8. С. 74-79.

6. Ташлыков А. А. Проявление миграционных процессов в Хабаровском крае / / Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». 2013. Том 4. № 4. С. 669 - 674.

7. Цапенко И. П. Управление миграцией: опыт развитых стран. Москва, 2009. С. 11-13.

8. Benet-Martinez V. (2012). Multiculturalism: Cultural, social, and personality processes // Oxford Handbook of Personality and Social Psychology / K. Deaux, M. Snyder, eds. Oxford: Oxford University Press: 623-648.

9. Bernardo A., L. Rosenthal, S. Levy (2013). Polyculturalism and attitudes towards people from other countries / / International Journal of Intercultural Relations. 37(3): 335-344.

Библиографическое описание статьи

Ус М. А. Механизмы управления интеграцией этнических мигрантов в социокультурную среду региона // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 3 (88). С. 135-144. БО! 10.22394/1818-4049-2019-88-3-135-144

Marina A. Us - graduate student, Far Eastern Institute of Management - branch RANEPA (33, Str. Muravyev-Amurskiy, Khabarovsk, 680000, Russian Federation). E-mail: inesa.us@mail.ru

Mechanisms for managing ethnic integration migrants to the socio-cultural environment of the region

The article is devoted to the managerial aspects of the integration of ethnic migrants in the Far East and the Khabarovsk territory. Statistics and dynamics of transformations and movements of the population of the region are presented, as well as the main results of sociological research, which determined the vectors of development of other-cultural emigration as real factors of population reproduction in the region. The characteristic of existing practices of adaptation of ethnic migrants in the Khabarovsk territory is given, their perspectives are assessed, the existing and emerging models of intercultural interaction are described. The specificity of the regional migration policy management is revealed. New approaches in the management of integration and adaptation of ethnic migrants through the involvement of donor countries, migrants themselves, business structures, public organizations, and the media have been proposed. It substantiates the naturalization, educational and organizational mechanisms for managing the integration of immigrants, representing the possibility of their inclusion in the social environment of the region-

Keywords: immigration, ethnic migrants, ethno-cultural diversity, sociocultural adaptations and integration, sociocultural environment, migration policy, migration management mechanisms.

References:

1. Krivonosova L. A., Us M. A. Features of the ethnic identity of migrants in the Khabarovsk Territory Vlast' i upravleniye na Vostoke Rossii [Power and management in the East of Russia], 2018, No. 3 (84), pp. 119-127. (In Russian).

2. Kuropyatnik A. I., Kuropyatnik M. S. Inter culturalism: post-multicultural discourse of social integration Vest-nik RUDN. Seriya: Sotsiologiya [Bulletin of RUDN University. Series: Sociology], 2018, no. 2. (In Russian).

3. Varshaver E. A., Rocheva A. L., Ivanova N. S. Integration of migrants at the local level: results of a scientific and practical project Sotsiologicheskiye issle-dovaniya [Sociological Studies], 2017, no. 5. (In Russian).

4. Rybakovsky L. L. Migration of the population (theory issues). M: RAS, 2003. S. 161-164. (In Russian).

5. Semenko I. S. Nation in the modern world: perspectives of cultural diversity Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye

otnosheniya [World Economy and International Relations], 2017, no. 8, pp. 7479. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Tashlykov A. A. Manifestation of migration processes in the Khabarovsk Territory Elektronnoye nauchnoye izdani-ye «Uchenyye zametki TOGU» [Electronic scientific publication "Scientific notes of PNU"], 2013, vol. 4, no. 4, pp. 669-674. (In Russian).

7. Tsapenko I.P. Migration management: experience of developed countries. Moscow, 2009.S. 11-13. (In Russian).

8. Benet-Martinez V. (2012). Multicul-turalism: Cultural, social, and personality processes Oksfordskiy spravochnik lichnosti i sotsial'noy psikhologii [Oxford Handbook of Personality and Social Psychology]/ K. Deaux, M. Snyder, eds. Oxford: Oxford University Press: 623-648. (In English).

9. Bernardo A., L. Rosenthal, S. Levy (2013). Polyculturalism and attitudes towards people from other countries // International Journal of Intercultural Relations. 37 (3): 335-344. (In English)

Reference to the article

Us M. A. Mechanisms for managing ethnic integration migrants to the socio-cultural environment of the region // Power and Administration in the East of Russia. 2019. No. 3 (88). Pp. 135-144. DOI 10.22394/1818-4049-2019-88-3-135-144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.