Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ ФЕЙКОВОЙ НОВОСТИ КАК СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ'

МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ ФЕЙКОВОЙ НОВОСТИ КАК СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1374
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ / ПОСТПРАВДА / ПОСТИСТИНА / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Патюкова Р.В., Оломская Н.Н., Николаева Ю.Е.

Данная работа посвящена проблеме исследования фейковых новостей как современной технологии массовой коммуникации, эффективно развивающейся в эпоху постправды. В последние годы возрастает возможность воздействия средств массовой информации, блогеров и иных публичных лиц на отдельные социальные группы, общественные организации и даже государства, поставляя на информационный рынок ложную информацию различного содержания. И как следствие «достоверная» информация генерируется с помощью аккредитованных социальных учреждений и контролируется, а также распространяется заинтересованными в этом процессе влиятельными экономическими и политическими субъектами, являясь «бейсментом» для формирования общественного мнения в отношении политических, общественных, экономических и других социально-значимых сфер жизнидеятельности людей. Методологической базой исследования послужили работы таких отечественных и зарубежных исследователей, как А.Ю. Гарбузняк, А.М. Бычковой, А.П. Суходолова, Е.А. Самошкина, Л.В. Смаргунова, С.Н. Ильченко, И.Ф. Пономорева. У. Бернстайн, S. K. Gupta и др. В нашем исследовании применялись приемы и методы, которые определяются, прежде всего, целями и задачами такого явления как фейковые новости в период post-truth. В данной работе общенаучная методология базируется на общем функциональном анализе, структурно-системном подходе и сравнительно-социологическом анализе. Результаты данной работы могут быть использованы в учебном процессе различных направлений подготовки, таких как журналистика, политология, социология, юриспруденция, а также в работе специалистов в области законодательной практики в сфере массовой коммуникации, политических технологий, политического PR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR CREATING FAKE NEWS AS MODERN TECHNOLOGIES OF INTERACTION WITH THE PUBLIC

This article is devoted to the problem of fake news research as a modern technology of mass communication, effectively developing in the era of post truth. The possibility of affecting by means of mass media, bloggers, and celebrities on certain social groups, organizations and even countries has drastically increased recently since they provide the market of media with fake information of any origin. As a result, “trustworthy” information is generated by accredited social establishments and controlled as well as spread by the economic, political subjects which or who are interested in this process, being a “basement” for forming a public opinion relating to political, economic, public and other socially-important spheres of people’s living activity. The research methodology is based primarily on the works by Russian and foreign researchers such as Garbuzniak A.U., Bychkova A.M., Suchodolov A.P., Samoshkin E.A., Smargunov L.V., Ilchenko S.N., Ponomareva I.F., Bernstain U., Gupta S.K. and others. To solve the tasks successfully, the authors used general scientific methods allowed to investigate such a phenomenon as fake news in the era of post truth. In this research, methodology is based on functional analysis, structural systemic approach and socio-comparative analysis. The practical value of this research work lies in the fact that the results of this paper may be used for academic purposes in the sphere of journalism, political studies, sociology, law, mass media, mass communication, political technologies, political PR.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ ФЕЙКОВОЙ НОВОСТИ КАК СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

УДК: 82; 070; 659.2

DOI: 10.51965/20767919_2022_2_2_237

Патюкова Р.В., Оломская. Н.Н., Николаева Ю.Е.

МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ ФЕЙКОВОЙ НОВОСТИ КАК СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Patukova R. V., Olomskaya N.N., Nikolaeva Yu.E.

MECHANISMS FOR CREATING FAKE NEWS AS MODERN TECHNOLOGIES OF INTERACTION WITH THE PUBLIC

Ключевые слова: фейковые новости, постправда, постистина, массовая коммуникация, технологии, общественное мнение, взаимодействие с общественностью.

Keywords: fake news, post truth, post fact, mass communication, technologies, public opinion, public interaction.

Аннотация: Данная работа посвящена проблеме исследования фейковых новостей как современной технологии массовой коммуникации, эффективно развивающейся в эпоху постправды. В последние годы возрастает возможность воздействия средств массовой информации, блогеров и иных публичных лиц на отдельные социальные группы, общественные организации и даже государства, поставляя на информационный рынок ложную информацию различного содержания. И как следствие «достоверная» информация генерируется с помощью аккредитованных социальных учреждений и контролируется, а также распространяется заинтересованными в этом процессе влиятельными экономическими и политическими субъектами, являясь «бейсментом» для формирования общественного мнения в отношении политических, общественных, экономических и других социально-значимых сфер жизнидея-тельности людей.

Методологической базой исследования послужили работы таких отечественных и зарубежных исследователей, как А.Ю. Гарбузняк, А.М. Бычковой, А.П. Суходолова, Е.А. Са-мошкина, Л.В. Смаргунова, С.Н. Ильченко, И. Ф. Пономорева. У. Бернстайн, S. K. Gupta и др.

В нашем исследовании применялись приемы и методы, которые определяются, прежде всего, целями и задачами такого явления как фейковые новости в период post-truth. В данной работе общенаучная методология базируется на общем функциональном анализе, структурно-системном подходе и сравнительно-социологическом анализе.

Результаты данной работы могут быть использованы в учебном процессе различных направлений подготовки, таких как журналистика, политология, социология, юриспруденция, а также в работе специалистов в области законодательной практики в сфере массовой коммуникации, политических технологий, политического PR.

Abstract: this article is devoted to the problem of fake news research as a modern technology of mass communication, effectively developing in the era of post truth. The possibility of affecting by means of mass media, bloggers, and celebrities on certain social groups, organizations and even countries has drastically increased recently since they provide the market of media with fake information of any origin. As a result, "trustworthy" information is generated by accredited social establishments and controlled as well as spread by the economic, political subjects which or who are interested in this process, being a "basement" for forming a public opinion relating to political, economic, public and other socially-important spheres ofpeople's living activity.

The research methodology is based primarily on the works by Russian and foreign researchers such as Garbuzniak A.U., Bychkova A.M., Suchodolov A.P., Samoshkin E.A., Smargunov L.V., Ilchenko S.N., Ponomareva I.F., Bernstain U., Gupta S.K. and others.

To solve the tasks successfully, the authors used general scientific methods allowed to investigate such a phenomenon as fake news in the era of post truth. In this research, methodology is based on functional analysis, structural systemic approach and socio-comparative analysis.

The practical value of this research work lies in the fact that the results of this paper may be used for academic purposes in the sphere of journalism, political studies, sociology, law, mass media, mass communication, political technologies, political PR.

В XXI веке количество различной информации, новостей и информационных атак неуклонно растет. Эффективность фей-ковых новостей в цифровую эпоху значительно увеличилось благодаря коммуникационным сетям и технологиям, позволяющим мгновенно и адресно их распространить. Многократно возросло воздействие на массовое сознание благодаря резонансу в медиапространстве и цифровых СМИ. В широком смысле фейк означает подделку или фальшивку, а сам термин «фейковая новость» трактуется исследователями по-разному. К примеру, понимание «фейк» С.Н. Ильченко заключается в том, что данный феномен возникает в политическом дискурсе и имеет четкие границы, характеризующие этот вид институционального дискурса1. Кроме того, с укреплением влияния масс медиа произошла подмена «истины» на «постправду»2.

Мы полагаем, что фейковые новости являются результатом деятельности медиа, нарративом ложной коммуникации в жанре новостной журналистики, поскольку представляют собой сфальсифицированную информацию, основывающуюся на ложном восприятии визуальных образов, что, в конечном итоге, приводит к формированию искаженного общественного мировоззрения. Источником этого процесса являются инструменты манипулятивного воздействия на социум, которые используются влиятельными политическими акторами для пропаганды своих интересов. Такой инновационный по-

1 Ильченко С.Н. Фейковая журналистика как элемент современной шоу-цивилизации / С. Н. Ильченко // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия. Материалы международной научно-практической конференции. К 80-летию журналистского образования на Урале и 75-летию факультета журналистики Уральского университета. Министерство образования и науки РФ, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Департамент «Факультет журналистики». - 2016. С. 110-112. - URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=26317610 (дата обращения 02.04.2021).

2 Пономарев Н.Ф. Фейковые новости в контексте

постправды / Н.Ф. Пономарев // E-SCIO. - 2019. -№ 6 (33). С. 126-133. - elSSN: 2658-6924.

литический форсайт существенно воздействует на общественное мнение, но суть ее осталось прежней - это дезинформация общественных групп3. Информационные потоки прямо воздействуют на политическую власть, а управление информацией становится базисом для политического развития. В этом и заключается актуальность данного исследования.

Цель работы заключается в анализе фейковых новостей как инновационного форсайта в массовой коммуникации.

Объектом исследования обозначим феномен фейковые новости в эпоху post-truth.

Предметом исследования являются фейковые новости как явление массовой коммуникации.

Научная новизна исследования состоит в том, что авторами предпринята попытка проанализировать фейковую новость как технологию взаимодействия с общественностью, которая нуждается в детальном изучении, в том числе с точки зрения коммуникативного подхода.

В своих научных трудах исследователи, такие как А.Ю. Гарбузняк, А.М. Бычкова, А.П. Суходолов, Е.А. Самошкин, Л.В. Смаргунов, С.Н. Ильченко, И.Ф. Поно-морев касались вопросов теории массовой коммуникации, политологии, роли средств массовой информации в общественных процессах, специфики правового регулирования деятельности средств массовой информации, «коммуникативных аспектов» феномена post-truth, механизмов создания фейковой новости как современной технологии.

В качестве основных методов и подходов исследования используются структурно-системный подход, общий функциональный анализ. Структурно-системный подход поз-

3 Aleinikov A.V. The «fake-news» phenomenon and transformation of information strategies in the digital society / A.V. Aleinikov, V.P. Miletskiy, A.I. Strebkov, N.P. Pimenov // Scientific and technical information processing. - Том 46. - № 2. - 2019. С. 117-122. - ID: 46007025 DOI: 10.1007/978-3-030-69221-6 8. - ISSN: 0147-6882 eISSN: 1934-8118.

воляет рассматривать фековые новости как структурное образование, универсально состоящее из коммуникативных ситуаций.

Функциональный анализ дает возможность выявить дифференцирующие фейко-вых новостей, на основе сопоставления выполняемых ими функций. Кроме того, функциональный анализ предполагает исследование элементов фейковых новостей на основе политического дискурса.

Частнонаучная методология формируется на основе традиционных методов лингвистического исследования: контент-анализ; описательный; наблюдения; компонентного анализа; дефиниционного анализа; когнитивного анализа; системно-функциональный и контекстуальный анализ.

Мы предполагаем, что в результате проведенного исследования будет выявлена специфика феномена постправды, а также механизмы создания фейковой новости как современной технологии взаимодействия с общественностью.

Гипотеза работы заключается в том, что, фейковые новости являются серьезной угрозой современного общества, поскольку технологии воздействия на массовое сознание при помощи фейковой информации оказывают тотальное влияние на жизнедеятельность общества. Это связано с тем, что современная мировая информационная цивилизация существует в эпоху «постправды» (post-truth). Манипулирование эмоциями и скандальные заявления, транслируемые посредством телевидения, интернета и социальных сетей, значат сегодня больше, чем объективные факты.

По результатам исследования Oxford Dictionaries, слово «постправда» (post-truth) в 2016 году стало словом года. Редакторы предложили следующее определение феномену «постправда» - это «обстоятельства, при которых эмоциональное восприятие информации и личные убеждения имеют гораздо большее значение в формировании общественного мнения, чем объективные факты»1. Беспристрастность информации

1 Касуканова К.Е. Новые медиа, как инструмент влияния на общественное мнение / К. Е.Касуканова // Научный журнал. - 2016. №. 4 (5). С. 92-97. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25868845 (дата обращения 15.05.2021).

весьма субъективна хотя бы потому, что методы сбора информации, как правило, носят субъективный характер. К.Е. Касуканова характеризует постправду как некие условия, в которых поиск истины становится вторичен, где объективность медиапространства отходит на второй план2. Феномен post-truth представляет собой процесс психологического влияния на сознание человека, который способен кардинально изменить состоявшееся мнение человека о чем-либо5. Это происходит как следствие вторичной интерпретации информации, а также отдельных деталей, которые ранее казались не существенными. Фейки, как управляемые маркеры-маршрутизаторы, выдаваемые за проверенные факты и новости, сопровождают отдельные интерпретации в публичном пространстве. Мимикрируя под авторитетные мнения «экспертов», блогеров, которые транслируют post-truth в коллективное и индивидуальное сознание, происходит изменение гражданской позиции .

Российские исследователи дали свою оценку феномена «постправды». Например, А.Ю. Гарбузняк в своей работе «Феномен постправды: девальвация факта в медийном дискурсе» классифицирует post-truth как коммуникативную составляющую явления «постправды», которая является своеобразной модификацией политической реальности посредством нарратива масс медиа, который, в свою очередь, способен фальсифицировать факты «субъективными интерпре-тациями»4. А.В. Абрамов, С.Н. Федорченко и К.П. Курылев в одной из своих работ дают характеристику постправды как «удобной и желаемой для лиц, формирующих проблемное поле политики». Феномен «проблемного

2 Long S.H. Fake news detection / S.H. Long, M.P.B. Hamzah // Lecture notes in electrical engineeriNG. - Том 724. - 2021. С. 295-303. - ISSN: 1876-1100 elSSN: 1876-1119.

3 Лебедева Е.Г. Фейковые новости как инструмент манипулятивного воздействия в медиасреде // Universum: филология и искусствоведение. - 2021. -№ 3. С. 4-7. - URL: https://7universum.com/ru/philo-logy/archive/item/11340 (дата обращения 21.03.2021).

4 Гарбузняк А.Ю. Феномен постправды: девальвация факта в медийном дискурсе / А. Ю. Гарбузняк // Знание. Понимание. Умение. - 2019. - №1. С. 158-

163. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-postpravdy-devalvatsiya-fakta-v-mediynom-diskurse (дата обращения 08.04.2021).

поля» представляет собой реалию, для которой характерно аккумулирование искаженной информации, генерируемой социальными сетями1. Следует заметить, что феномен постправды в социально-психологическом аспекте представляет собой стереотипизиро-ванный статус сознания, где реалии и стереотипы в значительной степени некоррел-лируют друг с другом . Медиастратегия post-truth характеризуется селективным применением информации, корреллирую-щей с точкой зрения влиятельных экономических и политических субъектов и непринятие любой информации, не согласующейся с их взглядами3.

Технология создания post-truth заключается в том, что используются реальные факты, события, которые затем видоизменяются для создания фейковых новостей4. Фейк нарративного содержания оказывает воздействие на эмоциональную составляющую индивида, разрушая устоявшиеся ценности, стереотипы. Под влиянием фейковых новостей и политики постправды, демократические права и свободы находятся под угрозой. В условиях технологического процесса перенасыщения информацией теряется способность распознавать реальные факты и новости, идентифицировать фейки. В эпоху постправды избирателям все сложнее распознать недостоверную информацию особенно в период предвыборной кампании5. Именно

1 Абрамов А.В. Сетевая природа международного терроризма и возможности консолидации российского общества / А. В. Абрамов, С.Н. Федорченко, К.П. Курылев // Вестник РУДН. - 2017. - № 4. С. 738-748. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ seteva-ya-prirodamezhdunarodnogo-terrorizma-i-vozmozhnosti-konsolidatsii-rossiyskogo-obschestva (дата обращения 29.04.2021). - ISSN: 2313-0660 elSSN: 2313-0679.

2 Чугуров С.В. Post-truth: трансформация политической реальности или саморазрушение либеральной демократии? / С.В. Чугуров // Полис. Политические исследования. - 2017. - № 2. С. 42-59.

3 Пономарев Н.Ф. Фейковые новости в контексте постправды / Н.Ф. Пономарев // E-SCIO. - 2019. -№ 6 (33). С. 126-133. - elSSN: 2658-6924.

4 Gupta S. Fake news detection using passive-aggressive classifier / S. Gupta, P. Meel // Lecture notes in networks and systems. - Том 145. - 2021. С. 155-164. - ISSN: 2367-3370 elSSN: 2367-3389.

5 Allcott H. Social media and fake news in the 2016

election / H. Allcott, M. Gentzkow // Gournal of econom-

люди, которые полностью уверены в своих взглядах, в большей степени оказываются под воздействием фейковых новостей. Фей-ковые новости представляют собой демонстрацию post-truth как феномена в сфере масс медиа. Модель post-truth характеризуется нечеткими параметрами информационного поля, а также отсутствием политических и культурных указателей, что, в конечном итоге, подвергает опасности основные демократические образования и процессы, уничтожает доверие социума к журналистике, правительственным структурам, приводит к дальнейшему социальному дистанцированию и снижению гражданской солидар-ности6. В работе «Экономическая эффективность и демократия: о потенциальной роли конкурентной политики в регулировании цифровых рынков в эпоху постправдивой политики» профессор Йозеф Дрексл, подводя итоги британского референдума о «Brexit» и президентских выборов в США, пришел к выводу, что политики зачастую используют «фейковые новости» как современную политическую технологию, преследуя свои корыстные цели, для завоевания голосов избирателей. Помимо этого, автор отмечает, что для принятия политических решений граждане полагаются на такие крупные компании-посредников как Facebook, Twitter или Google.

Распространение новостей посредством агрегаторов, которые руководствуются собственными алгоритмами показа информации, негативно сказывается на демократии в целом, способствуя запуску цепной реакции фейков в закрытых сообществах, которые проблематично проверить. Все эти явления по мнению Йозефа Дрексла приводят в итоге к нарастаю радикальных настроений и разжиганию расовой ненависти в обществе .

ic perspectives. - Том 31. - № 2. - 2017. С. 211-236. -ISSN: 0895-3309 elSSN: 1944-7965.

6 Пономарев Н.Ф. Фейковые новости в контексте постправды / Н.Ф. Пономарев // E-SCIO. - 2019. -№ 6 (33). С. 126-133. - eISSN: 2658-6924.

7 Drexl J. Economic Efficiency versus Democracy: On the Potential Role of Competition Policy in Regulating Digital Markets in Times of Post-Truth Politics / J. Drexl // Max Planck Institute for Innovation & Competition Research Paper. - 2016. - № 16. - URL:

Джим Файнгал в соавторстве с Джоном Д'Агата опубликовали книгу «Цикл жизни факта». The Reporters' Lab из Университета Дьюка в США как одна из независимых организаций осуществляет проверку фактов, по которым вносит организации в список с открытым доступом, используя при этом ряд критериев: изучение фактов с разных сторон; анализ претензий и выводы; отслеживание политических обещаний; прозрачность в выборе методов и источников информации; открытый доступ к финансированию/связям; достоверная информация1.

Fact checking (фактчекинг) - это процесс проверки достоверности информации и соответствия действительности, а также выявление преднамеренного искажения, в отличии от верификации, которая является техническим процессом уточнения2. Необходимость в фактчекинге особенно остро проявляется в напряженные периоды политической жизни общества.

Так, партийная принадлежность влияет на восприятие фейковых новостей, политическая борьба в ходе избирательной кампании только подогревает общественность и становится средой для распространения фейков . Опровержения, публикуемые в СМИ, могут не восприниматься читателями, но вполне могут укреплять веру в первоначальные представления. Чем чаще повторяется фейковая новость, тем больший вред она несет для коммуникации в целом, становится привычной и в неё склонны верить. Это обусловлено определенными когнитивными процессами обработки потоковой информации.

Один из значимых мировых научных журналов «Science» в феврале 2018 года провел исследование фейковых новостей

https://ssrn.com/abstract=2881191 (дата обращения 01.04.2021).

1 The Reporters' Lab: официальный сайт. - New York. URL: https://www.pngarts.com/explore/89453 (дата обращения 14.04.2021).

2 Самошкин, Е.А. Институты борьбы с дезинформацией и мисинформацией в СМИ / Е. А. Самошкин // Вестник Московского университета. - 2017. - №6. -С. 176-190. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ instituty-borby-s-dezinformatsiey-i-misinformatsiey-v-smi (дата обращения 22.02.2021).

3 Бернстайн У. История массмедиа / У. Бернстайн.

- Москва: АСТ, 2017. - 512 с. - ISBN 978-5-17-

087116-2.

социальной сети Twitter в лице команды ученых медиалаборатории Массачусетского технологического института (MIT Media Lab). Подразделения MIT Media Lab, которое имеет собственное название «Лаборатория социальных машин», воспользовалось весьма нестандартными инструментами изучения фейковых новостей в Twitter, такими как: моделирование естественного языка, машинное обучение, теория сетей. Такой подход позволил ученым прийти к выводу, что фейки имеют больше новой информации, поскольку представляют собой некую новость в гипербализированной степени, что, безусловно, обращает пристальное внимание реципиента. Они смогли определить, что фейковые новости попадают в 6 раз быстрее к первым адресатам по сравнению с обычными, вероятность ретвита же у каждого фейка на 70% выше. Результаты анализа более 126 000 цепочек ретвитов из новостей и фейков показали, что пользователю важнее возможность показать себя другим4.

Таким образом, происходит некий социальный ритуал, нажимая на кнопку «поделиться», человек сообщает, что эта новость важна для его картины мира или точнее для картины мира человека, которым вы хотите казаться5. Как правило, индивид ожидает реакции от тех, чьи представления о мире схожи, а если ему важен отклик, то выходит, что фейковые новости выгоднее. Исследователи Science полагают, опираясь на теорию информации Клода Шеннона, что сообщение чем неожиданнее, тем ценнее. Прогноз «завтра будет жарко» для человека, который находится в пустыне, информативно проигрывает прогнозу «завтра выпадет снег». Таким образом, фейки являются «новостью» в превосходной степени, обращают на себя больше внимания и несут больше знания.

4 Что такое глубокие фейки и как с ними бороться // Bbc.com: официальный сайт. - 2021: официальный сайт. - 2021. - URL: https://www.bbc.com/russian/ features-43645446 (дата обращения 17.02.2021).

5 Gupta S.K. Detection of fake news problems and their evaluation through artificial intelligence / S. K. Gupta, B. Alareeni, M.I. Karpa, L.S. Umrao, M. Gupta // Lecture notes in networks and systems. - Том 19 LNNS. - 2021. C. 94-101. - ISSN: 2367-3370 elSSN: 2367-3389.

Помимо этого, ученые MIT Media Lab предположили, что фейковые новости распространяют лидеры мнений, убеждая своим авторитетом, но оказалось, что они заблуждались. Непопулярные пользователи с небольшой аудиторией намного чаще распространяют фейки.

В 2017 году в журнале European Journal of Social Psychology вышла статья «Слишком особенные, чтобы дать себя обмануть», в которой команда психологов немецкого университета Майнц провели эксперимент с несколькими сотнями людей. Испытуемые поучаствовали в серии из четырех экспериментов, в ходе которых выяснили, что склонность верить в теорию заговора напрямую связана с потребностью «быть особенным» и «не быть в стаде», которую по каким-либо причинам не удалось реализовать иначе. Психологическое исследование показало, что распространение «особенного необщего знания», фейковые новости, фейки на тему теорий заговора - это легкий способ ощутить себя привилегированным меньшин-ством1.

Ученые университета Пенсильвании предложили свою методику для автоматического распознавания фейков в Интернете и в социальных сетях, которая состоит из семи категорий, сопоставимых с «реальными новостями» на основе четырех индикаторов: структура, сообщение, сеть и источник.

Первая группа - это false-news (фейковые новости). Сообщение с односторонним материалом, ошибками в тексте, преобладающим эмоциональным языком, нарушенной логикой повествования и красочными изображениями, видео, подкрепляющие яркий заголовок, источник недостоверный, непроверенный или отсутствует вовсе. Структура построена таким образом, что невозможно отследить обратную связь пользователей, распространяется через рекламу в социальных сетях, рассылку и т.д.

Следующая категория - поляризованный контент (polarized content) с недостаточным количеством фактов с просоциаль-

1 Касуканова К.Е. Новые медиа, как инструмент влияния на общественное мнение / К. Е.Касуканова // Научный журнал. - 2016. №. 4 (5). С. 92-97. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25868845 (дата обращения 15.05.2021).

ной лексикой или вызывающая сочувствие и жалость, а также недостоверным источником, поляризованного происхождения. Структура базируется на негативных отзывах о других СМИ, распространяется посредством социальных медиа с учетом интересов пользователей. Фейки категории сатира (satire) больше остальных похожи на журналистскую работу, однако преобладают шаблонные и клишированные выражения, присутствуют грамматические ошибки, может быть юмористическим контент. Источник информации указывается ненастоящий или же сатирический, структура идет с пометкой «сатира». В категории искажение информации (misreporting) так же, как и во всех остальных отсутствует достоверность фактов, но уже используется цитирование, журналистский стиль текста. Источники -неподтвержденные авторитетные издания или ресурсы, четкая структура с проверяемыми авторами и редакторами, присутствует форма обратной связи, распространяется как уникальный контент. Комментарии (commentary) - категория, в которой уже используются реальные факты и доказательства, нет искажения, эмоциональный текст с известным источником, также четкая и ясная структура со всеми ссылками, есть пометки «комментарий», «редакционная статья», «анализ» и т.д. Убедительная информация (persuasive information) представляет из себя новости политической направленности, PR-текст для предвыборной кампании с односторонними аргументами, ошибочными данными и статистическими неточностями. В тексте используются лженаучные источники, присутствуют пометки с указанием платного продвижения в социальных медиа. Категория гражданской журналистики (citizen journalism) обладает нежурналистским стилем, применяется видеоформат, источники не подтверждены.

Структура фейка базируется на блоге или персональном сайте, есть форма обратной связи. Фейковые новости выделены исследователями в отдельную категорию по нескольким причинам. Во-первых, текст может по ошибке быть определен как фей-ковый. Во-вторых, блокировка таких текстов приводит к ограничению публикаций с личным мнением пользователей. В приведен-

ную классификацию ученые включили ме-диатексты, отталкиваясь от общепризнанных форматов, которые могут выдаваться за фейки1.

Бельгийский сервис EAVI (European Association for Viewers Interests) также занимался изучением форм фейковых новостей, а итогом их работы стала статья, опубликованная ими в 2017 году с целью повышения медиаграмотности населения в эпоху постправды. Статья содержала в себе: «инфогра-фику по 10 существующим видам фейковых новостей мотивации и уровню влияния: пропаганда - нейтральное влияние, политические и эмоциональные цели; кликбейтинг - низкое влияние, коммерческие и сатирические цели; партнерский (спонсированный) материал - низкое влияние, коммерческие цели; сатира, мистификация, розыгрыш, «утка» - низкое влияние, сатирические цели; ошибочная новость - низкое влияние, (дез)информирующие цели; партийный (идеологический) материал - среднее влияние, эмоциональные и политические/силовые цели; теория заговора - высокое влияние, эмоциональные и дезинформирующие цели; псевдонаука - высокое влияние, политические/силовые и коммерческие цели; дезинформация (намеренно ошибочные сведения) - высокое влияние, дезинформирующие цели; фальшивка (сфабрикованный материал, комментарии, боты) - высокое влияние, политические/силовые и коммерческие цели»2.

Разберем механизм создания фейковых новостей, который, как правило, проходит в несколько этапов. Отметим, что некоторые из них можно опустить, ведь фейковая новость имеет творческую составляющую.

На первом этапе происходит изучение целевой аудитории организатором компании для этого необходимо ответить на следую-

1 Ефанов А.А. Технологии фейковизации и пост-правдизации новостей: анализ медиапрактик / А.А. Ефанов // Кубанский социально-экономический институт (Краснодар). - 2018. - № 2. С. 80-86. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32868589 (дата обращения 21.02.2021).

2 Сморгунов Л.В. Сетевой подход к политике и управлению / Сморгунов Л. В. // Политические ис-

следования. - 2001. - № 3. С. 103-112. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=5078477 (дата обращения 02.04.2021).

щие вопросы: «Кому?», «О чём?» и «Зачем?». Затем подвергаются анализу все аспекты жизни целевой аудитории фейковые новости - от уровня образования, пола и возраста до политических взглядов3.

На втором этапе создается фейковая новость, основной особенностью которой является то, что участники события, место и время, как правило, реальные, а само событие является фейком. Помимо новостей, на данном этапе создаются так называемые «агенты распространения» (фейковые пользователи соцсетей, сообщества, сайты). Для этого применяются самые разные SMM-технологии, которые дают возможность продвигать агентов распространения в социальных сетях. Так, китайский гибрид Twitter и Facebook сервис микроблогов Weibo позволяет создать знаменитость с 300 тыс. подписчиков за 2,5 тыс. долларов в течение месяца. Масштабы политической технологии также влияют на количество заготовленных фейков, например, один фейк может быть уточнением другого и т.д. Иногда даже реально существующие новости становятся звеньями цепочки, которые дополняют фей-ковые новости. Таким образом, специалисты прорабатывают скептически настроенную часть аудитории .

Перейдем к следующему этапу, который заключается в распространении фейков при помощи PR-технологий. Как правило, на непроверенном сайте, фальшивой странице в социальных сетях или любом другом неконтролируемом ресурсе появляется фейковая новость. Лидеры мнений, а также обычные пользователи начинают распространять информацию со своими комментариями. Искусственно созданные агенты распространения тоже могут принимать участие в продвижении недостоверной информации, со-

3 Кошкарова Н.Н. Фейковые новости: креативное решение или мошенничество? / Н. Н. Кошкарова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2018. - № 2. С. 14-18. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32580413 (дата обращения 10.03.2021).

4 Самошкин Е.А. Институты борьбы с дезинформацией и мисинформацией в СМИ / Е. А. Самошкин // Вестник Московского университета. - 2017. - №6. С. 176-190. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ instituty-borby-s-dezinformatsiey-i-misinformatsiey-v-smi (дата обращения 22.02.2021).

здавая иллюзию дискуссии. Однако при этом, они выполняют ещё одну важную роль, а именно изолируют меньшинство, которое может быть скептически настроено по отношению к фейковой новости.

После того как фейк доходит до целевой аудитории, он начинает жить своей жизнью. Таким образом, наступает следующий этап, когда новость уже привлекает внимание журналистов и других профессиональных участников медиа пространства. Активные пользователи рассылают фейковые новости в мессенджерах и социальных сетях, создавая вирусный эффект. Случаются и преценденты, фейк всплывает спустя какое-то время. Например, мировые средства массовой информации активно обсуждали российскую радиоэлектронную бомбу, которая как говорилось в новостях, способна выводить из строя корабли. Впервые провокационные сведения появились в Facebook в 2014 году от так называемого «моряка», который рассказал о воздействии «электронной бомбы» с самолёта СУ-24 на американский эсминец «Дональд Кук». Фейковая новость впоследствии была опровергнута1.

Перейдем к следующему этапу, который как правило применяется в долгосрочных политических технологиях. Основной целью этого этапа является изменение отношение аудитории к тем или иным явлениям. Для достижения результата один и тот же фейк раскрывается посредством различных аспектов, например, при помощи появления новых действующих лиц, а затем генерируется вирусный эффект.

Переходя к следующему этапу, уже после достижения поставленной цели, необходимо проводить закрепляющие меры. Например, если технология при помощи фейковой новости направлена на подрыв репутации политика, то в СМИ могут искусственно появляться положительные новости, не имеющие прямого отношения к фейку. Так происходит корректировка созданного образа в глазах общественности, дабы избе-

жать ощущения спланированной акции или даже травли в отношении выбранной персоны.

Финальным этапом является технология «заметание всевозможных следов», которая на практике выглядит как отвлекающая новость. В медиапространство вбрасывается совершенно новое сообщение, которое никак не связано с фейковой новостью. По силе своего воздействия оно должно быть более резонансным, чтобы переключить внимание общественности, не оставляя шанса тем, кто уже мог успеть идентифицировать фейковые новости2.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) современное цифровое общество вступает в эпоху постправды, в которой фейковые новости вытесняют проверенные издания;

2) фейковая новость является уже не просто медиа явлением, а инструментом, политической технологией, воздействующей на массовое сознание, формирующей общественное мнение, разрушая категорию «истины»;

3) в результате анализа феномена «постправда» был выявлен механизм возникновения фейковых новостей;

4) информационная политика в режиме постправды - это подмена фактов фейками. Она оказывает психологическое воздействия на сознание и подсознание человека, под которым мнение человека может существенно измениться, а происходит это из-за интерпретации событий или явлений;

5) изобилие фейковых новостей стало отличительной чертой многих избирательных процессов по всему миру, что только подчеркивает актуальность изучения этой политической технологии взаимодействия с общественностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Иванищева О.Н. Фейковые новости как новая форма пропаганды / О. Н. Иванищева // Человек. Культура. Образование. - 2018. - № 4 (30). С. 104110. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/feykovye-novosti-kak-novaya-forma-propagandy (дата обращения 28.02.2021).

2 Лебедева Е.Г. Фейковые новости как инструмент манипулятивного воздействия в медиасреде // Universum: филология и искусствоведение. - 2021. -№ 3. С. 4-7. - URL: https://7universum.com/ru/philo logy/archive/item/11340 (дата обращения 21.03.2021).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамов, А.В. Сетевая природа международного терроризма и возможности консолидации российского общества / А. В. Абрамов, С.Н. Федорченко, К.П. Курылев // Вестник РУДН. - 2017. - № 4. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/setevaya-priroda-mezhdunarodnogo -terrorizma-i-vozmozhnosti-konsolidatsii-rossiyskogo-obschestva (дата обращения: 29.04.2021). -ISSN: 2313-0660 eISSN: 2313-0679.

2. Бернстайн, У. История массмедиа / У. Бернстайн. - Москва: АСТ, 2017. - 512 с. -ISBN 978-5-17-087116-2.

3. Гарбузняк, А.Ю. Феномен постправды: девальвация факта в медийном дискурсе / А. Ю. Гарбузняк // Знание. Понимание. Умение. - 2019. - №1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/fenomen-postpravdy-devalvatsiya-fakta-v-mediynom-diskurse (дата обращения 08.04.2021).

4. Ефанов, А.А. Технологии фейковизации и постправдизации новостей: анализ ме-диапрактик / А. А. Ефанов // Кубанский социально-экономический институт (Краснодар). -2018. - № 2. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32868589 (дата обращения 21.02.2021).

5. Иванищева, О.Н. Фейковые новости как новая форма пропаганды / О. Н. Иванище-ва // Человек. Культура. Образование. - 2018. - № 4 (30). - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/feykovye-novosti-kak-novaya-forma-propagandy (дата обращения 28.02.2021).

6. Ильченко, С.Н. Фейковая журналистика как элемент современной шоу-цивилизации / С. Н. Ильченко // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия. Материалы международной научно-практической конференции. К 80-летию журналистского образования на Урале и 75-летию факультета журналистики Уральского университета. Министерство образования и науки РФ, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Департамент «Факультет журналистики». - 2016. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26317610 (дата обращения 02.04.2021).

7. Касуканова, К.Е. Новые медиа, как инструмент влияния на общественное мнение / К.Е. Касуканова // Научный журнал. - 2016. №. 4 (5). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25868845 (дата обращения 15.05.2021)

8. Кошкарова, Н.Н. Фейковые новости: креативное решение или мошенничество? / Н. Н. Кошкарова // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2018. - № 2. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32580413 (дата обращения 10.03.2021).

9. Лебедева, Е.Г. Фейковые новости как инструмент манипулятивного воздействия в медиасреде // Universum: филология и искусствоведение. - 2021. - № 3. - URL: https://7universum.com/ru/philology/archive/item/11340 (дата обращения 21.03.2021).

10. Пономарев, Н.Ф. Фейковые новости в контексте постправды / Н.Ф. Пономарев // E-SCIO. - 2019. - № 6 (33). - eISSN: 2658-6924.

11. Самошкин, Е.А. Институты борьбы с дезинформацией и мисинформацией в СМИ / Е. А. Самошкин // Вестник Московского университета. - 2017. - №6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instituty-borby-s-dezinformatsiey-i-misinformatsiey-v-smi (дата обращения 22.02.2021).

12. Сморгунов, Л.В. Сетевой подход к политике и управлению / Сморгунов Л. В. // Политические исследования. - 2001. - № 3. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=5078477 (дата обращения 02.04.2021).

13. Что такое глубокие фейки и как с ними бороться // Bbc.com: официальный сайт. -2021: официальный сайт. - 2021. - URL: https://www.bbc.com/russian/features-43645446 (дата обращения 17.02.2021).

14. Чугуров, С.В. Post-truth: трансформация политической реальности или саморазрушение либеральной демократии? / С.В. Чугуров // Полис. Политические исследования. -2017. - № 2.

15. Drexl, J. Economic Efficiency versus Democracy: On the Potential Role of Competition Policy in Regulating Digital Markets in Times of Post-Truth Politics / J. Drexl // Max Planck Insti-

tute for Innovation & Competition Research Paper. - 2016. - № 16. - URL: https://ssrn.com/abstract=2881191 (дата обращения 01.04.2021).

16. The Reporters' Lab: официальный сайт. - New York. URL: https://www.pngarts.com/explore/89453 (дата обращения 14.04.2021).

17. Aleinikov, A.V. The «fake-news» phenomenon and transformation of information strategies in the digital society / A.V. Aleinikov, V.P. Miletskiy, A.I. Strebkov, N.P. Pimenov // Scientific and technical information processing. - Том 46. - № 2. - 2019. - ID: 46007025 DOI: 10.1007/978-3-030-69221-6 8. - ISSN: 0147-6882 eISSN: 1934-8118.

18. Allcott, H. Social media and fake news in the 2016 election / H. Allcott, M. Gentzkow // Gournal of economic perspectives. - Том 31. - № 2. - 2017. - ISSN: 0895-3309 eISSN: 19447965.

19. Gupta, S.K. Detection of fake news problems and their evaluation through artificial intelligence / S. K. Gupta, B. Alareeni, M.I. Karpa, L.S. Umrao, M. Gupta // Lecture notes in networks and systems. - Том 19 LNNS. - 2021. - ISSN: 2367-3370 eISSN: 2367-3389.

20. Gupta, S. Fake news detection using passive-aggressive classifier / S. Gupta, P. Meel // Lecture notes in networks and systems. - Том 145. - 2021. - ISSN: 2367-3370 eISSN: 2367-3389.

21. Long, S.H. Fake news detection / S.H. Long, M.P.B. Hamzah // Lecture notes in electrical engineeriNG. - Том 724. - 2021. - ISSN: 1876-1100 eISSN: 1876-1119.

Дата поступления: 15.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.