Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. МАГНИТОГОРСК'

МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. МАГНИТОГОРСК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коптякова Светлана Владимировна, Гафурова Василя Минсалиховна, Захарова Яна Михайловна

В статье рассматривается инвестиционная привлекательность муниципального образования на примере города Магнитогорска, проанализирован инвестиционный потенциал города, рассмотрены основные проблемы, препятствующие увеличению потока инвестиций. Также в статье предложены меры по повышению инвестиционной привлекательности города Магнитогорска. На сегодняшний день инвестиции являются важным инструментом экономического развития не только государства, но и региональных и муниципальных образований. Приток инвестиций, привлекаемых в муниципальные образования, положительно влияет на динамику и эффективность развития экономики данных территорий, позволяет значительно улучшить основные социально-экономические показатели. Поэтому главной задачей для муниципальных властей становиться создание благоприятного инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности вверенных им территорий. Целью данного исследования является характеристика инвестиционной привлекательности муниципального образования - г. Магнитогорска - и разработка мер по её совершенствованию. Методы. В работе использовались такие универсальные методы научного познания, как анализ, синтез, обобщение и другие. Также в ходе исследования проводился сбор и анализ статистических данных, анализ официальной документации. Результаты. В результате проведённого исследования были выявлены основные факторы и риски, сдерживающие инвестиционный потенциал города Магнитогорска, а также были разработаны практические рекомендации и три группы мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования. Выводы. Инвестиционная привлекательность на сегодняшний день является одним из ключевых факторов успешного экономического развития территорий, в том числе муниципальных образований. Исследование показало, что, несмотря на наличие определённых сдерживающих факторов, город Магнитогорск имеет все предпосылки для повышения своей инвестиционной привлекательности и создания благоприятного инвестиционного климата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коптякова Светлана Владимировна, Гафурова Василя Минсалиховна, Захарова Яна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR IMPROVING INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE MUNICIPALITY OF MAGNITOGORSK

The article examines the investment attractiveness of a municipality on the example of the city of Magnitogorsk, analyzes the investment potential of the city, and considers the main problems preventing an increase in the flow of investments. The article also suggests measures to increase the investment attractiveness of the city of Magnitogorsk. Today, investments are an important tool for economic development not only of the state, but also of regional and municipal entities. The inflow of investments attracted to municipalities has a positive effect on the dynamics and efficiency of the development of the economy of these territories, allows significantly improving the main socio-economic indicators. Therefore, the main task for municipal authorities is to create a favorable investment climate and increase the investment attractiveness of the territories entrusted to them. The purpose of this study is to characterize the investment attractiveness of the Magnitogorsk municipality and develop measures to improve it. Methods. Such universal methods of scientific cognition as analysis, synthesis, generalization and others were used in the work. Also, in the course of the research, statistical data were collected and analyzed, and official documentation was analyzed. Results. As a result of the conducted research, the main factors and risks constraining the investment potential of the city of Magnitogorsk were identified, and practical recommendations and three groups of measures aimed at increasing the investment attractiveness of the municipality were developed. Conclusions. Investment attractiveness today is one of the key factors for the successful economic development of territories, including municipalities. The study showed that, despite the presence of certain constraining factors, the city of Magnitogorsk has all the prerequisites to increase its investment attractiveness and create a favorable investment climate.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. МАГНИТОГОРСК»

DOI: 10.22394/2304-3385-2023-1-4-12 ВАК: 5.2.4

EDN: MMOYHH УДК: 332.146:330.322

МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. МАГНИТОГОРСК

Коптякова С. В.1, Гафурова В. М.1, Захарова Я. М.1

1 Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (455022, Россия, Магнитогорск, пр. Ленина, 38) ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Коптякова С. В., Гафурова В. М., Захарова Я. М. Механизмы совершенствования инвестиционной привлекательности муниципального образования г. Магнитогорск // Муниципалитет: экономика и управление. 2023. № 1. С. 4-12. EDN MMOYHH.

АННОТАЦИЯ:

В статье рассматривается инвестиционная привлекательность муниципального образования на примере города Магнитогорска, проанализирован инвестиционный потенциал города, рассмотрены основные проблемы, препятствующие увеличению потока инвестиций. Также в статье предложены меры по повышению инвестиционной привлекательности города Магнитогорска.

На сегодняшний день инвестиции являются важным инструментом экономического развития не только государства, но и региональных и муниципальных образований. Приток инвестиций, привлекаемых в муниципальные образования, положительно влияет на динамику и эффективность развития экономики данных территорий, позволяет значительно улучшить основные социально-экономические показатели. Поэтому главной задачей для муниципальных властей становиться создание благоприятного инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности вверенных им территорий.

Целью данного исследования является характеристика инвестиционной привлекательности муниципального образования - г. Магнитогорска - и разработка мер по её совершенствованию.

Методы. В работе использовались такие универсальные методы научного познания, как анализ, синтез, обобщение и другие. Также в ходе исследования проводился сбор и анализ статистических данных, анализ официальной документации.

Результаты. В результате проведённого исследования были выявлены основные факторы и риски, сдерживающие инвестиционный потенциал города Магнитогорска, а также были разработаны практические рекомендации и три группы мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования.

Выводы. Инвестиционная привлекательность на сегодняшний день является одним из ключевых факторов успешного экономического развития территорий, в том числе муниципальных образований. Исследование показало, что, несмотря на наличие определённых сдерживающих факторов, город Магнитогорск имеет все предпосылки для повышения своей инвестиционной привлекательности и создания благоприятного инвестиционного климата.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инвестиционная привлекательность, инвестиционный климат, инвестиционный потенциал, муниципальное образование.

Актуальность проблематики

Основной задачей российской экономики является производство конкурентоспособной современной и качественной продукции, которая может обеспечить устойчивый экономический рост, что, в свою очередь, будет способствовать решению социальных проблем. Важным инструментом развития экономики сегодня являются

инвестиции. Поэтому на муниципальном уровне особую актуальность приобретает разработка инвестиционной политики, направленной на повышение инвестиционной привлекательности территорий муниципальных образований.

Инвестиции в общем виде представляют собой вложение финансовых средств в экономику и совокупность практических действий по их реали-

© ABTop(bi) / The Author(s) 2023. Open Access This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License, which permits use, sharing, adaptation, distribution and reproduction in any medium or format, as long as you give appropriate credit to the original author(s) and the source, provide a link to the Creative Commons license, and indicate if changes were made.

зации. Инвестиции, как экономическую категорию, можно рассматривать с двух точек зрения: на макроуровне инвестиции - это основа развития национальной экономики за счет регулярного обновления основных производственных фондов предприятий, создания необходимой сырьевой базы, повышения экономического потенциала регионов страны, обеспечения положительных структурных сдвигов в экономике, перехода национальной экономики на инновационный путь развития. На микроуровне инвестиции - основа развития региональной экономики посредством улучшения технической оснащенности производства в регионе, обеспечение конкурентоспособности предприятий региона, расширение сферы деятельности предприятий, повышение инвестиционной привлекательности региона, снижение инвестиционных рисков. В рамках исследования анализируются инвестиции на микроуровне.

Инвестиционная привлекательность территории - это интегральная характеристика, складывающаяся из инвестиционного климата, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможностей привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих на формирование доходности инвестиций1. В данном исследовании анализируется инвестиционная привлекательность муниципального образования на примере города Магнитогорска.

Магнитогорск - крупный промышленный и культурный центр Южного Урала. Второй по величине город Челябинской области и шестой из числа крупнейших городов, не являющихся центрами субъектов федерации.

Город - один из крупнейших мировых центров чёрной металлургии, поэтому ключевую роль в его экономике играет промышленный сектор. Стабильная деятельность предприятий промышленной инфраструктуры обеспечивает устойчивое развитие Магнитогорска и его лидерство среди муниципалитетов Челябинской области по многим показателям.

Магнитогорск является классическим примером моногорода (города, экономико-социальные аспекты жизни которого во многом определяются функционированием крупного (градообразующего) предприятия). Градообразующим предприятием для Магнитогорска является ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК) -один из крупнейших металлургических комбинатов на территории России и стран СНГ.

Магнитогорск относится к городам с довольно высоким уровнем жизни, обладает развитой социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой. Как показывает анализ статистических данных, на протяжении последнего десятилетия социальные и экономические характеристики города улучшаются. По основным экономическим по-

1 Коптякова С. В., Зиновьева Е. Г. Инвестиционная привлекательность региона : учебное пособие. Магнитогорск : МГТУ, 2018.

Таблица 1 — Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования за 2018-2021 годы, млн руб.

2018 2019 2020 2021

49 248,8 41 897,0 47 581,1 46 074,6

Источник: Инвестиционный паспорт города Магнитогорска Челябинской области. URL: https://www.magnitogorsk.ru/storage/app/ media/BIZNESJNVESTICII/Rastngrna/Investicionnyy-pasport-gorada-2021g..pdf (дата обращения: 22.11.2022).

казателям наблюдается стабильная положительная динамика. Спад, который был вызван последствиями пандемии COVID-19, фактически полностью преодолен, о чем свидетельствуют экономические показатели 2021 и начала 2022 года [1-3].

Анализ инвестиционных показателей и инвестиционной политики

В настоящий момент не существует общепринятого метода анализа инвестиционной привлекательности территорий. Данная характеристика зависит от большого числа факторов и показателей. В рамках исследования используется метод сравнения количественных и качественных показателей в динамике (изменение объёма инвестиций в основной капитал, структура инвестиций, динамика иностранных инвестиций в городе Магнитогорске), а также анализ инвестиционного потенциала и риска, предложенный в методике В. В. Литвиновой2.

Стабильная экономика и рост производства способствуют созданию благоприятного инвестиционного климата. Тем не менее инвестиционные показатели города сильно колебались в последние 4 года (см. таблицу 1). Как видно из таблицы, наибольший объём инвестиций в основной капитал был зафиксирован в 2018 году (49 248,8 млн руб.). В 2019 году сумма инвестиций уменьшилась более чем на 7 000 млн руб., однако уже в следующем году вновь возросла более чем на 5 000. В 2021 году мы видим небольшое снижение инвестиций в основной капитал на 640 тыс. руб.

Такие колебания объёма инвестиций объясняются главным образом конъюнктурными изменениями на внутреннем и внешнем рынке металлопродукции, так как уровень инвестиционной активности Магнитогорска сильно зависит от инвестиционной деятельности градообразующего предприятия (ПАО «ММК») [4-6]. Для того чтобы стабилизировать инвестиционные показатели, в первую очередь, необходимо снизить зависимость городской экономики от эффективности работы ПАО «ММК», но при этом сохранить промышленную специализацию города. С этой целью большое внимание уделяется диверсификации экономики. Сегодня на территории города хозяйственную деятельность осуществляют уже более 11,8 тыс. хозяйствующих субъектов. Поощряя диверсификацию экономики, основной акцент му-

2 Литвинова В. В. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат региона : монография. М. : Финансовый университет, 2013.116 с.

Таблица 2 — Анализ структуры инвестиций по видам основных фондов, в %

Показатель 2019 2020 2021 Изм.

Здания и сооружения 16,3 16,0 16,2 -0,1

Машины, оборудование, транспортные средства 74,9 75,1 76,4 +1,5

Прочее 8,8 8,9 7,4 -1,4

Всего: 100,0 100,0 100,0 +0,0

Таблица 3 — Анализ структуры инвестиций по формам собственности, в %

Показатель 2019 2020 2021 Изм.

Государственная 0,1 0,0 0,0 -0,1

Муниципальная 5,0 4,9 5,0 +0,0

Частная 91,5 92,3 93,2 +1,7

Другая 3,4 2,8 1,8 -1,6

Всего: 100,0 100,0 100,0 +0,0

ниципальные власти делают на развитие сервисных функций и инновационной инфраструктуры.

В рамках данного исследования был проведён анализ структуры инвестиций в городскую экономику по видам основных фондов. Динамика изменения структуры представлена в таблице 2.

Как мы видим из таблицы, основные объекты вложения инвестиций - это машины и оборудование. Они составляют 76,4 % от общего объема инвестиций в основной капитал (общее увеличение 1,5 %). Этот факт объясняется тем, что в современных условиях перехода к неоиндустриальной эпохе предприятия города реализуют крупные инвестиционные проекты, в рамках которых осуществляется ввод в эксплуатацию производственных объектов, а также проекты, направленные на перевооружение и модернизацию производства.

Также была проанализирована структура инвестиций по формам собственности. В Российской Федерации на сегодняшний день присутствуют фактически все возможные формы собственности, которые в соответствии с Конституцией РФ признаются равноправными и имеют одинаковую защиту со стороны государства. Данные проведенного анализа представлены в таблице 3.

Проанализировав показатели объема инвестиций в экономику города по формам собственности, можно увидеть, что за исследуемый период произошли определённые структурные сдвиги. Основная часть вложений (более 90 %) приходится на предприятия частной формы собственности, и это значение продолжает расти (за два года на 1,7 %). Это объясняется тем, что основным инвестором является ПАО ММК. Комбинат традиционно вкладывает немалые средства в развитие социальной инфраструктуры Магнитогорска, что подразумевает инвестиции в объекты культуры, спорта и здравоохранения, участие градообразующего предприятия в озеленении и благоустройстве города. Кроме того, в рамках благотворительной программы «Мы вместе» были произведены выплаты врачам, пострадавшим от COVID-19.

Другая особенность, которая четко прослеживается, - это сокращение удельного веса государственных предприятий. В 2019 году их удельный вес в структуре инвестиций составлял 0,1 %, а в 2021 году упал до нуля. Удельный вес муниципальных предприятий и организаций в общем объеме остался без изменений и составил 5 %. Также мы выявили еще одну тенденцию - это спад инвестиционной активности по предприятиям и

организациям смешанной формы собственности, который составил 1,6 %.

Таким образом, развитие экономики города сегодня опирается главным образом на частных инвесторов, особенно в таких сферах, как строительство жилья, торговля и предоставление потребительских услуг.

Отдельно хотелось бы рассмотреть иностранные инвестиции. Нужно отметить, что наличие иностранных инвестиций отмечается только в двух городах области - Челябинске и Магнитогорске. Самый высокий показатель по объему вложенных иностранных инвестиций отмечен в 2019 году. Он составил 74,6 % от общего объема иностранных инвестиций по Челябинской области.

В последние годы отмечался стабильный спад объема иностранных инвестиций. Данная динамика представлена на рисунке 1.

Основная причина отрицательной динамики -это политика западных санкций, которую коллективный Запад начал вводить против РФ с 2014 г. Ситуация резко изменилась в худшую сторону после начала спецоперации на Украине в феврале 2022 года. ПАО «ММК» и его основной владелец В. Ф. Рашников попали в санкционный список № 4, что негативно отразилось на инвестиционной привлекательности не только предприятия, но и всего муниципального образования. По мнению авторов, это должно побудить руководство ММК и городскую администрацию искать контакты и налаживать отношения с другими государствами, не вводившими санкции против России.

Инвестиционная политика в городе осуществляется главным образом на основе ряда локальных и региональных нормативно-правовых актов, таких как:

• «Стратегия социально-экономического развития города Магнитогорска до 2035 года», утвержденная решением МГСД от 27.01.2018 года;

1 650 1 600 1 550 1 500 1 450

Рис. 1. Динамика объема иностранных инвестиций в г. Магнитогорске за 2019-2021 гг., млн $ США

1 6 23

Ш 1 562

—ш. •Й-:-:----- 1 507

2019 2020 2021

• Постановления Администрации города «О долгосрочном прогнозе социально-экономического развития города Магнитогорска на 2022 год и плановый период 2023-2027 года»;

• Постановление Правительства Челябинской области «О прогнозе социально-экономического развития Челябинской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

Данные документы определяют стратегию, основные цели и задачи развития инвестиционной политики города на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды.

В соответствии с представленными нормативно-правовыми актами в последние годы муниципальные власти проводят активную политику с целью повышения инвестиционной привлекательности Магнитогорска. Так, в администрации началась работа по формированию каталога инвестиционных проектов, земельных участков, промышленных и инфраструктурных площадок для размещения бизнеса; был разработан регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна». Администрацией систематически осуществляется мониторинг инвестиционной и инновационной деятельности. На сайте администрации сформирован профильный раздел «Бизнес и инвестиции», в котором помимо прочего содержится информация об инвестиционном потенциале города3.

Из бюджета города на формирование благоприятного инвестиционного климата было выделено и реализовано следующее количество бюджетных средств (рисунок 2).

Из диаграммы видно, что за указанный период средства, выделенные на повышение инвестиционной привлекательности, были освоены не в полном объеме. Этот факт можно объяснить негативными последствиями пандемии.

В городе также осуществляется непосредственная финансовая поддержка бизнеса. Так, в 2021 году предприниматели города получили финансовую поддержку в размере более 581 млн руб., что на 17 % превышает показатель 2020 года (495,04 млн руб.).

з Официальный сайт Администрации г. Магнитогорска. URL: https://www.magnitogorsk.ru/content/administratsiya-goroda/ (дата обращения: 22.11.2022).

80 60 40 20

2019 2020 2021

Е±з выделено □ реализовано

Рис. 2. Финансирование, выделенное на формирование благоприятного инвестиционного климата

Проблемы, риски и потенциал города

Однако несмотря на активную деятельность администрации и благоприятный инвестиционный потенциал, существует ряд проблем, негативно влияющих на инвестиционную привлекательность города. Так, использованию инвестиционного потенциала в полной мере препятствуют:

• многообразие существующих подходов к понятию инвестиционной привлекательности территории;

• высокие издержки для субъектов малого и среднего бизнеса при первичном вхождении на рынок, финансовые трудности при решении вопросов доступа к объектам инфраструктуры при создании собственного производства;

• высокие тарифы на энергоресурсы и подключения к инженерным сетям;

• недостаточная имущественная база субъектов малого предпринимательства при получении кредитов и проблемы при обеспечении исполнения ими своих кредитных обязательств;

• ограниченность земельных ресурсов, пригодных для строительства промышленных и жилых объектов;

• недостаточно активное участие в деятельности фондового рынка;

• высокая цена коммерческого кредитования;

• постоянное повышение цен на сырье и удорожание логистических услуг;

• высокая зависимость экономики города от внешнеэкономической конъюнктуры;

• экологическая нагрузка в городе: основные производства, существующие на территории города, создают серьезную нагрузку на окружающую среду, поэтому при открытии новых производств существуют жесткие экологические требования к инвесторам при создании новых производств.

Также на инвестиционную привлекательность негативно влияет нехватка квалифицированных кадров, проблемы транспортной доступности, несогласованность во взаимодействиях между различными уровнями власти.

Стоит отметить, что данные проблемы характерны не только для Магнитогорска, но и для многих других моногородов страны.

Далее предлагается подробнее проанализировать инвестиционный потенциал и инвестиционные риски территории. Анализ инвестиционного потенциала города Магнитогорска представлен в таблице 4.

В 2022 году Магнитогорск занял 1 место в рейтинге инвестиционной привлекательности муниципальных образований Челябинской области по группе «городские округа», проведенном по итогам 2020 года. Однако, как мы видим, в 2021 году ранг потенциала инвестиционной привлекательности опустился с 10 до 8 баллов. Тем не менее большинство составляющих инвестиционного потенциала показывают положительную динамику. За

Таблица 4 — Инвестиционный потенциал г. Магнитогорска

период 2019-2021 гг. сократились три показателя: ранг инновационного потенциала (на 3 пункта), ранг природно-ресурсного потенциала (на 8 п.) и ранг туристического потенциала (на 6 п.).

Анализируя инвестиционный риск как составляющую инвестиционного рейтинга, необходимо отметить, что относительно других регионов Уральского федерального округа Челябинская область, в том числе и город Магнитогорск, является относительно «безопасной» территорией для инвесторов [7-10].

За 2019-2021 г. Магнитогорск показал средневзвешенный индекс риска 0,220-0,242 (увеличение на 0,022). Анализ инвестиционного риска представлен в таблице 5. Как видно, наибольшее негативное влияние на инвестиционную привлекательность города оказывают криминальный и экологический риски, и, если ранг экологического риска высок, но постоянен (64), то ранг криминального риска за анализируемый период увеличился на 20 баллов.

Таким образом, для уменьшения инвестиционных рисков и повышения инвестиционного потенциала в Магнитогорске необходимо в первую очередь ужесточить правовой контроль инвестиционной деятельности. Также необходимо уделять больше внимания проблеме экологии, которая характерна для многих промышленных городов. В Магнитогорске предпринимаются определённые меры для улучшения экологической ситуации. К примеру, согласно отчётам ПАО ММК, предприятие ежегодно тратит на экологическую программу более одного миллиарда рублей. Тем не менее сегодня Магнитогорск является одним из наиболее загрязнённых городов России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предлагаемые меры

Проанализировав существующие инвестиционные проблемы, авторы предлагают три группы мероприятий для повышения инвестиционной привлекательности города.

Таблица 5 — Инвестиционный риск г. Магнитогорска

Показатель 2019 2020 2021

Средневзвешенный потенциал инвестиционного риска 0,220 0,237 0,242

Ранг инвестиционного риска 30 34 40

Ранг потенциала инвестиционной привлекательности 10 10 8

Составляющие инвестиционного риска (ранги)

Социального риска 47 48 44

Экономического риска 39 36 39

Финансового риска 10 11 11

Криминального риска 57 76 77

Экологического риска 64 64 64

Управленческого риска 32 48 29

Первая группа - мероприятия, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса. Предлагаемые мероприятия:

• предоставление льготных ставок на прибыль до 16,5 % и налога на имущество для организаций, реализующих инвестиционные проекты;

• оказание содействия в расширении рынков сбыта вновь созданных производств (продвижение инвестиционных проектов в средствах массовой информации, информационные площадки для поиска заказчиков);

• функционирование двух коллегиальных органов с участием представителей органов власти и предпринимателей на территории г. Магнитогорска;

• функционирование 11 общественных объединений предпринимателей (союзов, ассоциаций)

• проведение семинаров, тренингов, обучающих мероприятий для предпринимателей;

• оказание консультационной, организационной и методической помощи предприятиям города по вопросам разработки и реализации инвестиционных проектов;

• «налоговые каникулы» впервые зарегистрированных ИП.

Таким образом, в рамках поддержки малого и среднего бизнеса предлагается введение льготного налогообложения для предприятий, реализующих инвестиционные проекты; содействие в расширении рынков сбыта для новых производств; поддержка общественных объединений предпринимателей и совместной работы предпринимателей и органов власти; проведение консультативных и обучающих мероприятий для предпринимателей.

Вторая группа - мероприятия по поддержке инициаторов инвестиционных проектов:

• подбор свободных земельных участков и свободных промышленных площадок, находящихся как в муниципальной собственности, так и среди высвобождаемых земельных участков предприятий города для размещения производства;

Показатель 2019 2020 2021

Ранг потенциала инвестиционной привлекательности 10 10 8

Ранг инвестиционного риска 30 34 40

Доля в общероссийском потенциале, % 1,912 1,901 1,900

Составляющие инвестиционного потенциала (ранги)

Трудового потенциала 8 9 9

Потребительского потенциала 8 12 11

Производственного потенциала 8 8 10

Финансового потенциала 9 12 13

Конституционального потенциала 6 11 9

Инновационного потенциала 11 8 8

Инфраструктурного потенциала 14 29 28

Природно-ресурсного потенциала 33 25 25

Туристического потенциала 16 9 10

• содействие в подключении к сетям инженерной инфраструктуры;

• создание совместных рабочих групп с участием профильных предприятий и организаций для оперативного взаимодействия в рамках реализации инвестиционных проектов;

• стимулирование и адаптация финансовой модели инвестиционного проекта с целью его успешной реализации;

• мониторинг федеральных и региональных целевых программ на предмет включения в них инвестиционных проектов с целью компенсации затрат по инвестиционному проекту;

• финансовая поддержка инвестиционных проектов;

• предоставление льготных ставок на прибыль до 16,5 % и налога на имущество для организаций-резидентов ООО «ММК-Индустриальный парк» Льготные условия в отношении арендной платы, наличие коммунальной н транспортной инфраструктуры.

Для поддержки инициаторов инвестиционных проектов предлагается помощь в поиске свободных земельных участков и промышленных площадок для размещения производства; содействие в подключении к сетям инженерной инфраструктуры; создание совместных рабочих групп для реализации инвестиционных проектов; стимулирование и адаптация финансовых моделей инвестиционных проектов, их финансовая поддержка; льготы для резидентов ООО «ММК - Индустриальный парк» [11].

Третья группа - мероприятия по улучшению инвестиционного имиджа города. Стратегию его продвижения важно разработать для повышения инвестиционной привлекательности Магнитогорска. В условиях цифровизации экономики высокий уровень инвестиционной привлекательности достигается за счет развития научной деятельности и стимулирования новейших технологий. Комбинация, характер и соотношение методов стимулирования зависят от местной специфики. При этом создаются дифференцированные условия для инвесторов в зависимости от значимости предлагаемых ими инвестиционных проектов [12]. Мы предлагаем использовать такой подход и в городе Магнитогорске.

По мнению авторов, льготный инвестиционный режим и иную поддержку в первую очередь должны получить:

• проекты, которые способствуют развитию отрасли, отнесённой к приоритетной (приоритет определяется представителями муниципальной власти исходя из конкурентоспособности отрасли и её места в городской экономике);

• проекты, предусматривающие привлечение инвестиций для развития предприятий, деятельность которых будет иметь экспортную и импортозамещающую направленность (данные проекты особо актуальны в условиях западных санкций).

Для привлечения в Магнитогорск инвестиций из-за рубежа можно реализовать программы, предусматривающие определённый набор льгот для иностранных инвесторов. В настоящий момент в России существует более 6 000 таких программ. Такая практика обычно реализуется через создание так называемых «предпринимательских зон» (географическая зона, которой были предоставлены специальные налоговые льготы, или другая государственная помощь в целях стимулирования частного экономического развития и создания рабочих мест).

Для улучшения инвестиционного имиджа города также предлагается активно использовать электронные СМИ и различные интернет-площадки. На этих площадках можно размещать информацию о городской инфраструктуре, качестве и количестве рабочей силы, ценах на недвижимость и другие сведения, которые могут быть интересны потенциальным инвесторам. Первым шагом в данном направлении можно считать раздел «Бизнес и инвестиции» на сайте городской администрации, о котором говорилось выше.

Также для поддержания и улучшения инвестиционного имиджа города авторы предлагают создать в администрации города специальное подразделение, основной целью работы которого будет привлечение инвестиций. Данное подразделение будет:

• лоббировать интересы города и политики по привлечению иностранных инвестиций в город;

• информировать потенциальных инвесторов и других заинтересованных лиц об экономической ситуации в городе;

• разрабатывать предложения для инвесторов, которые хотят вкладываться в высокотехнологичные отрасли городской экономики.

Важно заметить, что рассматриваемые в исследование механизмы совершенствования инвестиционной привлекательности реализуются не только на уровне местного самоуправления, но и на всех уровнях власти (налоговые льготы, введение льготного инвестиционного режима и т.д.).

В целом, на основании проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что, несмотря на ряд проблем, в Магнитогорске есть все условия для создания благоприятного инвестиционного климата. В настоящий момент администрация города заинтересована в повышении инвестиционной привлекательности Магнитогорска и предпринимает определённые действия для достижения этой цели. Это позволяет надеяться, что в ближайшие годы потоки инвестиций в городскую экономику увеличатся, что в свою очередь также будет способствовать улучшению социальных показателей города и повышению уровня жизни граждан. ■

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

[1] Замбржицкая Е. С., Ягодин В. В. Финансовый потенциал предприятия: терминологический анализ понятия // Управление организацией, бухгалтерский учет и экономический анализ: вопросы, проблемы и перспективы развития : материалы II Всероссийской научно-практической конференции (Магнитогорск, 17-19 января 2017 г.). Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2017. C. 109-113. EDN YHPFUX.

[2] Ибрагимова О. В., Захарова Я. М. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в монопрофильных городах // Российские регионы в фокусе перемен : сборник докладов XV Международной конференции (Екатеринбург, 10-14 ноября 2020 г.). Т. 2. Екатеринбург: ООО «Издательство УМЦ УПИ», 2021. C. 278-281. EDN SZTTVL.

[3] Ковалевский И. И., Гафурова В. М. Социально-экономическое развитие современных моногородов: анализ проблемы и перспективы развития//Российские регионы в фокусе перемен: сборник докладов XIII Международной конференции (Екатеринбург, 15-17 ноября 2018 г.). Т. 2. Екатеринбург: ООО «Издательство УМЦ УПИ», 2019. C. 133-137. EDN DGWJJG.

[4] Balynskaya, N.R., Vasil'yeva, A. G., Gafurova, V. M., Kuznetsova, N.V., & Rakhimova, L. M. (2017). Effective management of financial sus-tainabiiity as factor of social and economic welfare. In A. Yu. Kar-pova, I. B. Ardashkin, W. M. de Jong, & N. V. Martyushev (Eds.), The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (voi. 26, pp. 985-992). National Research Tomsk Polytechnic University. https://eiibrary.ru/xmfjud.

[5] Коптякова С. В., Данилюк Е. В. Стратегии инновационного развития ПАО ММК в современных экономических условиях // Современная модель управления: проблемы и перспективы : материалы IV Всероссийской (национальной) научно-практи-

ческой конференции (Магнитогорск, 30-31 октября 2020 г.) / под ред. Н. В. Кузнецовой. Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2020. C. 31-35. EDN LPAYOF.

[6] Молчанов Н. П., КозловаТ. В., Замбржицкая Е. С. Инвестиционный анализ в условиях интеграции в черной металлургии // Экономика и предпринимательство. 2019. № 3 (104). C. 261-263. EDN BTCHWY.

[7] Balynskaya, N. R., & Koptyakova, S. V. (2015). Specifics of information risks in the municipal administration system of modern Russia. Journal of Advanced Research in Law and Economics, 6(2), 284-290. https://elibrary.ru/vnjqcd.

[8] Zinovieva, E. G., & Koptyakova, S. V. (2019). Assessment of integration risks for metallurgical enterprises using the fuzzy set method. CIS Iron and Steel Review, 17, 58-64. https://doi.org/10.17580/ cisisr.2019.01.11.

[9] Волкова О. Э., Козлова Т. В., Замбржицкая Е. С. Методика экспертной оценки рисков предприятий перерабатывающей промышленности // Экономика и предпринимательство. 2019. № 3 (104). C. 1230-1233. EDN XKYNBS.

[10] Волкова О. Э., Козлова Т. В., Замбржицкая Е. С. Формирование механизма оценки предпринимательских рисков // Экономика и предпринимательство. 2019. № 3 (104). C. 681-684. EDN HCFSXH.

[11] МолчановН.П., КозловаТ.В., ЗамбржицкаяЕ.С. Анализ качества как основа инвестиционной политики современных предприятий черной металлургии // Экономика и предпринимательство. 2019. № 3 (104). C. 1222-1224. EDN QZWSOI.

[12] Замбржицкая Е. С., Сюрина Е. Е. Совершенствование механизмов оценки предпринимательских проектов // Финансовый бизнес. 2021. № 6 (216). C. 25-28. EDN EUCTGF.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:

Коптякова Светлана Владимировна - кандидат педагогических наук; Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (455022, Россия, Магнитогорск, пр. Ленина, 38); svetlana.cop@yandex.ru. АиЛогГО РИНЦ: 350520, ОЯСГО: 0000-0002-7296-1500.

Гафурова Василя Минсалиховна - кандидат исторических наук; Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (455022, Россия, Магнитогорск, пр. Ленина, 38); gvm_65@mail.ru. АиЛогГО РИНЦ: 295893, ОЯСГО: 0000-0002-8778-9133.

Захарова Яна Михайловна - Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (455022, Россия, Магнитогорск, пр. Ленина, 38); yana_zakharova_2000@bk.ru. АиЛогГО РИНЦ: 1174340, ОЯСГО: 0000-0003-0498-3051.

MECHANISMS FOR IMPROVING

INVESTMENT ATTRACTIVENESS

OF THE MUNICIPALITY OF MAGNITOGORSK

Koptyakova S. V.1, Gafurova V. M.1, Zakharova Ya. M.1

1 Nosov Magnitogorsk State Technical University (38, Lenin Av., Magnitogorsk, 455022, Russia) FOR CITATION:

Koptyakova, S. V., Gafurova, V. M., & Zakharova, Ya. M. (2023). Mechanisms for improving investment attractiveness of the municipality of Magnitogorsk. Municipality: Economics and Management, (1), 4-12. https://doi.org/10.22394/2304-3385-2023-1-4-12.

ABSTRACT:

The article examines the investment attractiveness of a municipality on the example of the city of Magnitogorsk, analyzes the investment potential of the city, and considers the main problems preventing an increase in the flow of investments. The article also suggests measures to increase the investment attractiveness of the city of Magnitogorsk.

Today, investments are an important tool for economic development not only of the state, but also of regional and municipal entities. The inflow of investments attracted to municipalities has a positive effect on the dynamics and efficiency of the development of the economy of these territories, allows significantly improving the main socio-economic indicators. Therefore, the main task for municipal authorities is to create a favorable investment climate and increase the investment attractiveness of the territories entrusted to them.

The purpose of this study is to characterize the investment attractiveness of the Magnitogorsk municipality and develop measures to improve it.

Methods. Such universal methods of scientific cognition as analysis, synthesis, generalization and others were used in the work. Also, in the course of the research, statistical data were collected and analyzed, and official documentation was analyzed.

Results. As a result of the conducted research, the main factors and risks constraining the investment potential of the city of Magnitogorsk were identified, and practical recommendations and three groups of measures aimed at increasing the investment attractiveness of the municipality were developed.

Conclusions. Investment attractiveness today is one of the key factors for the successful economic development of territories, including municipalities. The study showed that, despite the presence of certain constraining factors, the city of Magnitogorsk has all the prerequisites to increase its investment attractiveness and create a favorable investment climate..

KEYWORDS: investment attractiveness, investment climate, investment potential, municipality.

REFERENCES

[1] Zambrzhitskaya, E. S., &Yagodin, V. V. (2017). Financial potential of an enterprise: terminological analysis of the concept. In Organization management, accounting and economic analysis: issues, problems and development prospects (pp. 109-113). Nosov Magnitogorsk State Technical University. https://elibrary.ru/yhpfux.

[2] Ibragimova, O. V., & Zakharova, Ya. M. (2021). Problems of the development of small and medium-sized business in monoprofile cities. In Russian regions in the focus of change (vol. 2, pp. 278281). Publishing House of the UPI Educational and Methodological Center LLC. https://elibrary.ru/szttvl.

[3] Kovalevskiy, 1.1., & Gafurova, V. M. (2019). Socio-economic development of modern monogrodes: analysis of the problem and prospects of development. In Russian regions in the focus of change (vol. 2, pp. 133-137). Publishing House of the UPI Educational and Methodological Center LLC. https://elibrary.ru/dgwjjg.

[4] Balynskaya, N.R., Vasil'yeva, A. G., Gafurova, V. M., Kuznetsova, N.V., & Rakhimova, L. M. (2017). Effective management of financial sus-tainability as factor of social and economic welfare. In A. Yu. Kar-

pova, I. B. Ardashkin, W. M. de Jong, & N. V. Martyushev (Eds.), The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (vol. 26, pp. 985-992). National Research Tomsk Polytechnic University. https://elibrary.ru/xmfjud.

[5] Koptyakova, S. V., & Danilyuk, E. V. (2020). PJSC MMK's innovative development strategies in current economic conditions. In N.V. Kuznetsova (Ed.), Modern Management Model: Problems and Prospects (pp. 31-35). Nosov Magnitogorsk State Technical University. https://elibrary.ru/lpayof.

[6] Molchanov, N. P., Kozlova, T. V., & Zambrzhitskaya, E. S. (2019). Investment analysis in the conditions of integration in the steel industry. Economy and entrepreneurship, (3), 261-263. https:// elibrary.ru/btchwy.

[7] Balynskaya, N. R., & Koptyakova, S. V. (2015). Specifics of information risks in the municipal administration system of modern Russia. Journal of Advanced Research in Law and Economics, 6(2), 284-290. https://elibrary.ru/vnjqcd.

[8] Zinovieva, E. G., & Koptyakova, S. V. (2019). Assessment of integra-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

tion risks for metallurgical enterprises using the fuzzy set method. CIS Iron and Steel Review, 17, 58-64. https://doi.org/10.17580/ cisisr.2019.01.11.

[9] Volkova, O. E., Kozlova, T. V., & Zambrzhitskaya, E. S. (2019). The method of expert risk assessment of processing industry enterprises. Economy and entrepreneurship, (3), 1230-1233. https:// elibrary.ru/xkynbs.

[10] Volkova, O. E., Kozlova, T. V., & Zambrzhitskaya, E. S. (2019). Forma-

tion of a mechanism for assessing business risks. Economy and entrepreneurship, (3), 681-684. https://elibrary.ru/hcfsxh.

[11] Molchanov, N. P., Kozlova, T. V., & Zambrzhitskaya, E. S. (2019). Quality analysis as the basis of the investment policy of modern enterprises of the steel industry. Economy and entrepreneurship, (3), 1222-1224. https://elibrary.ru/qzwsoi.

[12] Zambrzhitskaya, E. S., & Syurina, E. E. (2021). Improving the evaluation of entrepreneurial projects. Financial business, (6), 25-28. https://elibrary.ru/euctgf.

AUTHORS' INFORMATION:

Svetlana V. Koptyakova - Ph.D. of Pedagogic Sciences; Nosov Magnitogorsk State Technical University (38, Lenin Av., Magnitogorsk, 455022, Russia); svetlana.cop@yandex.ru. RSCI AuthorlD: 350520, ORCID: 0000-0002-7296-1500.

Vasilya M. Gafurova - Ph.D. of Historical Sciences; Nosov Magnitogorsk State Technical University (38, LeninAv., Magnitogorsk, 455022, Russia); gvm_65@mail.ru. RSCI AuthorlD: 295893, ORCID: 0000-00028778-9133.

Yana M. Zakharova - Nosov Magnitogorsk State Technical University (38, Lenin Av., Magnitogorsk, 455022, Russia); yana_zakharova_2000@bk.ru. RSCI AuthorlD: 1174340, ORCID: 0000-0003-0498-3051.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.