Научная статья на тему 'Механизмы реализации региональной образовательной политики'

Механизмы реализации региональной образовательной политики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / REGIONAL POLICY / REGIONAL EDUCATIONAL POLICY / THE WAYS OF REALIZATION OF EDUCATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дугаров Алдар Леонидович

Региональная политика в области модернизации профессионального образования рассматривается как один из факторов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Механизмом, способствующим и в то же время блокирующим эффективную реализацию региональной политики, является политика разработки и применения национальной системы квалификации. Национальная рамка квалификации это не только документ, признанный заменить Единый тарифно-квалификационный справочник, но и программа развития и внедрения профессиональных стандартов. Процедура признания стандартов на национальном уровне в обязательном порядке предусматривает активное участие регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL EDUCATION POLICY

The regional policy in the field of modernization of professional education is considered in political science as one of the factors of social economic development of regions of the Russian Federation. The policy of development and application of national qualification system contributes to blocking the effective realization of regional policy at the same time. The national frame of qualification is not only the document recognized to substitute the united tariff qualification reference book. It is the programmer of development and invention of professional standards. The recognition procedure of standards on the national level foresees the active participation of regions without fail.

Текст научной работы на тему «Механизмы реализации региональной образовательной политики»

УДК 37.014.15

А. Л. Дугаров

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Региональная политика в области модернизации профессионального образования рассматривается как один из факторов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Механизмом, способствующим и в то же время блокирующим эффективную реализацию региональной политики, является политика разработки и применения национальной системы квалификации. Национальная рамка квалификации это не только документ, признанный заменить Единый тарифно-квалификационный справочник, но и программа развития и внедрения профессиональных стандартов. Процедура признания стандартов на национальном уровне в обязательном порядке предусматривает активное участие регионов.

Ключевые слова: региональная политика, региональная образовательная политика, механизмы реализации образовательной политики.

A.L. Dugarov

MECHANISMS FOR IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL EDUCATION POLICY

The regional policy in the field of modernization of professional education is considered in political science as one of the factors of social economic development of regions of the Russian Federation. The policy of development and application of national qualification system contributes to blocking the effective realization of regional policy at the same time. The national frame of qualification is not only the document recognized to substitute the united tariff qualification reference book. It is the programmer of development and invention of professional standards. The recognition procedure of standards on the national level foresees the active participation of regions without fail.

Keywords, regional policy, regional educational policy, the ways of realization of educational policy.

При реализации региональной политики в области модернизации профессионального образования актуализируется гносеологическая роль региональной образовательной политики в применении национальной системы квалификации (НСК) [1]. Коренные изменения в социально-экономической сфере, произошедшие в России после 1992 г., значительно затронули систему профессионального образования и почти не коснулись системы квалификаций. Так, например, за последние годы была проведена коренная реформа начального профессионального образования (НПО). Фактически был создан прецедент интеграции отдельных узких квалификаций в более крупные единицы-профессии НПО (до этого времени профессий НПО не существовало, подготовка велась по отдельным узким позициям тарифно-квалификационного справочника). Созданы предпосылки для существенного сокращения в ближайшей перспективе количества образовательных стандартов НПО и СПО до нескольких десятков.

Однако задачу формирования современных профессиональных стандартов (или хотя бы полноценных профессиональных характеристик) еще предстоит решать совместно с объединениями работодателей, заинтересованными государственными ведомствами.

В высшей школе в 1993 году впервые была

введена подготовка бакалавров и магистров. С 2011 года двухуровневая подготовка становится основной. Между тем на языке профессиональных квалификаций бакалавры и магистры пока не предъявлены рынку труда. Так называемые квалификации по образованию - бакалавр и магистр - не имеют систематического описания для различных видов экономической деятельности и не прозрачны для работодателей.

Эти и ряд других примеров, которые можно привести, показывают, что развитие национальной системы квалификаций (НСК) существенно отстает не только от потребностей экономики, но и от реформы профессионального образования.

НСК представляет собой систему описания профессиональных квалификаций, ориентированную на различные уровни взаимодействия системы профессионального образования с рынком труда (политический уровень, уровень организаций и граждан). Социально-экономический смысл НСК определяется тем, что через нее рынок труда дает сигнал о своих обобщенных требованиях к человеческим ресурсам. В свою очередь, это ориентир для системы образования, которая должна предложить гражданам эффективные образовательные траектории для обеспечения этих требований. Таким образом, НСК является мостом, соединяющим систему про-

фессионального образования с рынком труда.

Несмотря на то, что целостная государственная политика в развитии НСК сегодня только формируется, уже сделаны отдельные достаточно серьезные шаги. Этому способствовали несколько факторов: Болонский и Копенгагенский процессы, инициативы объединений работодателей, инициатива Минобрнауки.

В связи с Болонским процессом и после подписания Соглашения между Минобрнауки и Российским союзом промышленников и предпринимателей (PCI 111) была выполнена работа по созданию Национальной рамки квалификаций (НРК) уже с учетом европейского опыта и с участием представителей крупных объединений работодателей и корпораций. Методологической базой национальной рамки квалификаций является разработанная ФИРО система дескрипторов, характеристик квалификационных уровней и преемственных образовательных траекторий для каждого квалификационного уровня. Выполненная работа позволяет перейти к методологическому обоснованию как системы профессиональных стандартов, так и системы образовательных стандартов профессионального образования 4-го поколения.

В контексте новой философии управления образованием, которая в большинстве стран именуется: «концепция образования в течение всей жизни», «непрерывное образование» и т.п., большое значение имеет переход от управления профессиями и специальностями к управлению образовательными программами и квалификациями. Для этого нужна, прежде всего, принципиально новая система классификации, охватывающая все типы и виды программ, включая программы дополнительного образования, которые резко увеличивают свою долю в условиях модернизации экономики [2].

На уровне отдельных областей профессиональной деятельности за последние несколько лет в профессиональном сообществе сформирована новая парадигма управления качеством подготовки специалистов, основанная на профессиональных стандартах как более современной форме формализованного описания профессиональной деятельности. Профессиональные стандарты имеют ряд существенных отличий от других способов описания требований к специалисту. Во-первых, они позволяют систематически раскрыть профессиональную деятельность специалистов, связанных общей технологической задачей (исследования, производства, проектирования, обслуживания и т.п.), следуя структуре целостного технологического процес-

са и соблюдая преемственность деятельности на различных квалификационных уровнях (например - на уровнях рабочего, техника, инженера и управленца). Во-вторых, структура описания деятельности в профессиональных стандартах предусматривает использование более современной конструкции в виде сочетаний требований к знаниям, умениям и компетенциям, профессиональному опыту, что позволяет обеспечить преемственность профессиональных стандартов, национальной рамки квалификаций, с одной стороны, и образовательных стандартов и программ - с другой.

В-третьих, в профессиональных стандартах есть возможность выделить сертифицируемые виды профессиональной деятельности, в которых особенно заинтересован работодатель, и таким образом сфокусировать задачу независимой оценки и сертификации квалификаций на ограниченном поле существенных характеристик. Эти и некоторые другие особенности профессиональных стандартов делают их существенно более полезными элементами национальной системы квалификаций, связывающими сферу труда и сферу профессионального образования.

В то же время необходимо отметить, что для связи образования с требованиями рынка труда в мире наработаны две основные модели:

• профессиональные стандарты, которые стоят в начале цепочки и на базе которых разрабатываются образовательные стандарты, программы обучения и т.д.

• при отсутствии профессиональных стандартов (Германия, Дания) работодателей активно привлекают к разработке образовательных стандартов и программ. Таким образом, образовательные стандарты и программы при определенных условиях также могут рассматриваться как носители описаний профессиональных квалификаций, если они включают раздел, посвященный планируемым результатам обучения (что имеет место в России). Это дает основания рассматривать образовательные программы, получившие признание, одновременно и как элементы НСК [3].

Эти две модели не противоречат друг другу и могут использоваться параллельно, особенно в переходный период от советской системы квалификаций к перспективной, ориентированной на рыночные механизмы модернизации. Для различных экономических кластеров и уровней профессионального образования может преобладать одна из моделей. При этом каждая модель нуждается в научно-методическом и орга-

низационном обеспечении.

Для формирования системы профессиональных стандартов уже разработаны необходимые научно-методические и организационные инструменты: основные принципы разработки профессиональных стандартов, модель (макет) профессионального стандарта, положение о профессиональном стандарте, методика разработки, программы подготовки экспертов-разработчиков, процедуры рассмотрения и утверждения в об-щественно-профессиональном формате. На этой основе уже разработаны и прошли экспертизу более 60 профессиональных стандартов, подготовленных крупными объединениями работодателей и промышленными компаниями. Значительно больше стандартов находится в разработке. Таким образом, механизм функционирует. Организаций, готовых взять на себя ответственность за разработку профессиональных стандартов (фактически это разработка новой системы квалификаций в конкретной области профессиональной деятельности), не так много. Мало специалистов, которые могут выполнить или организовать эту работу на должном уровне. Отсюда следует первейшая задача для ведущих вузов и ИПК - организовать такую подготовку. Фактически нужно наладить подготовку методистов сразу нескольких направлений (по разработке профессиональных стандартов, образовательных стандартов, образовательных программ, по внедрению систем оценки качества профессионального образования). Некоторая работа ведется, но нет системы такой подготовки и нет реестра подготовленных специалистов. В результате работодатели нередко привлекают неподготовленных людей, которые скорее заводят разработки в тупик и дают работодателям негативный опыт.

В политике разработки профессиональных стандартов важным вопросом является оптимальный механизм легализации профстандар-тов. Например, ФГОС утверждаются на государственном уровне. Учитывая, что они служат базой для выделения бюджетных средств образовательным учреждениям, это необходимо. Оборотная сторона - сложность и длительные сроки обновления. Профстандарты задуманы как гибкие инструменты развития национальной системы квалификаций, обновляемые синхронно или с опережением модернизации экономики. Профстандарты не связаны с выделением бюджетных средств. Для обеспечения гибкости профстандартов нет необходимости создавать систему их обязательного утверждения на государственном уровне. Достаточно ввести систему

их государственной регистрации при сохранении общественно-профессиональных процедур разработки и экспертизы. Нецелесообразно также финансировать разработку профстандартов из госбюджета (за исключением секторов с преобладающим госучастием, таких как сфера образования или соцобеспечения), так как при этом потеряется прозрачность мотивов инициаторов разработки профстандартов.

Национальная рамка квалификаций напротив, активно используется при создании новых ФГОС профессионального образования и при разработке примерных профессиональных образовательных программ. При этом есть все предпосылки для интеграции методического и терминологического аппарата в этой сфере.

Наконец, следует проанализировать, как формирование НСК может сказаться на методологических подходах к ФГОС. По мере появления профстандартов ФГОС могут стать более унифицированными и рамочными. Учитывая, что результаты профессионального образования в части профессиональных компетенций четко фиксируются в профстандартах, а общие компетенции фиксируются в национальной рамке квалификаций, могут быть пересмотрены задачи ФГОС профессионального образования и существенно сокращено их количество (требования к условиям и структуре программ также могут быть унифицированы).

Например, уже сегодня не вызывает принципиальных трудностей создание системы формирования ФГОС начального и среднего профессионального образования не по отдельным профессиям и специальностям, а по направлениям подготовки. В перспективе, с введением нового закона «Об образовании», рассматривается интеграция ФГОС для образовательных программ НПО и СПО. Соответственно, акцент будет сделан на развитие современных образовательных программ, которые могут меняться, ориентируясь на наиболее передовые технологии и трудовые процессы, подтягивая за собой рынок профессионального образования в целом.

В настоящее время много внимания уделяется вопросам прогнозирования потребностей рынка труда в кадрах определенных профессий и специальностей, прогнозам изменений содержания профессиональных квалификаций в соответствии с перспективами развития современных технологий. Такой прогноз имеет вполне объективные основы для всех развитых и развивающихся рынков, носит глобальный характер и может быть реально верифицирован на базе не только российских, но и зарубежных исследова-

ний. На основе такого прогноза можно моделировать и жизненный цикл отдельных профессий и специальностей.

Обязательной составной частью НСК являются механизмы оценки и признания квалификаций. Недостаточно сформировать современную систему квалификаций и адекватные образовательные программы. Важно сориентировать на ее активное применение основных игроков в сфере профессионального образования: органы управления, руководителей образовательных учреждений, работодателей, граждан. Для этого необходимо сделать прозрачной, вызывающей доверие (во многом утраченное за последние годы) связь между системой квалификаций и носителями квалификаций - выпускниками различных образовательных программ.

В соответствии с законом «Об образовании» каждый выпускник программ профессионального образования должен подтвердить свой образовательный уровень и/или квалификацию. Идея о разделении этих двух оценок (по формату, требованиям и процедурам) в системе образования существует давно. Сейчас созданы необходимые условия для постепенной реализации этой идеи и уже поддержаны на политическом уровне (например, материалы по формированию системы независимой оценки квалификаций).

Создавая современную российскую систему квалификаций, необходимо избегать национальной замкнутости и синдрома «изобретения вело-

сипеда» [4]. Для этого должна постоянно анализироваться эффективная практика по созданию профессиональных стандартов, образовательных программ, систем оценки и признания квалификаций как у нас в стране, так и за рубежом, в том числе у наших ближайших партнеров по СНГ, где нередко реализуются интересные проекты, разработки при участии авторитетных международных организаций. Такой подход позволит экономить время и ресурсы. С другой стороны, создаваемые в нашей стране форматы и процедуры, связанные с системой квалификаций, профессиональным образованием и оценкой результатов, должны быть достаточно гибкими, для того чтобы интегрировать эффективный опыт, независимо от его происхождения. Например, если существуют зарубежные профессиональные стандарты или системы профессионального признания (аудиторы, инженеры и т.п.), целесообразно рассматривать и признавать эти практики на территории Российской Федерации, если они отвечают в целом нашим интересам в развитии человеческих ресурсов. Процедура признания стандартов на национальном уровне в обязательном порядке предусматривает активное участие регионов и работодателей. Внедрение национальных профстандартов в экономику будет проходить непосредственно на местах, в субъектах Российской Федерации, что является основным механизмом реализации региональной образовательной политики.

Литература

1. Ярошенко Г. В. Государственная образовательная политика и национальная безопасность России: федеральный и региональный аспект: автореф. дис. ... канд. полит, наук. - Ростов н/Д, 2004.

2. Реформы образования: аналитический обзор / под ред. В.М. Филиппова. - М.: Центр сравнительной образовательной политики, 2003. - 303 с.

3. Ларионова М.В. Обзор международных проектов по сближению национальных квалификационных систем / М.В. Ларионова, Т.А. Мешкова // Вестник международных организаций. - 2006. - № 1. - С. 21-32.

4. Блинов В. И. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации / В. И. Блинов, Б. А. Сазонов, А. Н. Лейбо-вич, О. Ф. Багрова, И.А. Волошина, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев. - М.: Изд-во Федерального ин-та развития образования. -2010.-7 с.

Дугаров Алдар Леонидович, соискатель Забайкальского Государственного Университета. E-mail: aldar_dugarov@mail.ru

Dugarov AldarLeonidovich, the applicant from Transbaikal State University. E-mail: aldar dugarov@mail.ru

УДК 378.1

С.Д. Нямсяряев

СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

В статье автором представлен анализ противоречий, существующих в современном политехническом образовании, на основе которого произведена попытка определения эффективных путей и способов формирования технологической компетенции учащихся в новых социально-экономических условиях.

Ключевые слова: парадигма образования, политехническое образование, технологическое образование, технологические знания, технологические компетенции, технологичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.