Т. Б. Шурилова
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НА СТУПЕНЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МАГИСТРАТУРЫ И АСПИРАНТУРЫ: АНАЛИЗ ПРАКТИКИ
В статье определены основные концептуальные положения реализации преемственности на ступенях высшего образования — в магистратуре и аспирантуре. Раскрыты основные подходы к анализу механизмов преемственности магистратуры и аспирантуры, реализуемых в высших учебных заведениях России. Представлены результаты предпринятого анализа преемственности магистратуры и аспирантуры. Рассмотрены характеристики выявленных механизмов, а также приведены и прокомментированы яркие примеры их реализации.
Ключевые слова: преемственность, магистратура, аспирантура, механизмы преемственности магистратуры и аспирантуры.
T. Churilova
THE PRINCIPLE OF CONTINUITY BETWEEN GRADUATE AND POSTGRADUATE EDUCATION LEVELS: ANALYSIS OF PRACTICES
The article defines the main conceptual provisions for implementing continuity between master and postgraduate study programs of higher education in Russia. The authors describe the main approaches to the analysis of the mechanisms supporting the succession between the academic levels implemented in higher educational institutions of Russia, present the results of the analysis, discuss the characteristics of the identified mechanisms, and comment on the examples of their implementation.
Keywords: succession, master program, postgraduate study, mechanisms of succession between the academic levels.
Проблема преемственности между различными уровнями непрерывного высшего образования была и остается одной из актуальных и непрерывно развиваемых в образовании. В связи с этим наблюдается процесс актуализации самых разнообразных практических решений данной проблемы, которые требуют всестороннего анализа, оценки и систематизации. Статья посвящена характеристике результатов анализа и систематизации различных механизмов преемственности между магистратурой и аспирантурой, реализуемых в вузах современной России. В процессе анализа были рассмотрены материалы официальных сайтов вузов России, а также представленные в печатных и интернет-изданиях материалы, иллюстрирующие
различные механизмы преемственности, существующие в реальной образовательной практике. На основе изучения практических разработок мы стремились:
- выявить целесообразный перечень механизмов и форм преемственности магистратуры и аспирантуры, который зарекомендовал себя в отечественных образовательных реалиях, раскрыть значение и сущность этих механизмов;
- на конкретных ярких примерах, которые частично или полностью могут быть экстраполированы в образовательную практику вузов России, проиллюстрировать выявленные механизмы и формы преемственности.
С целью определения поля поиска существующих в практике механизмов преем-
ственности магистратуры и аспирантуры нами был предпринят теоретический анализ возможных направлений реализации такой преемственности. В своих рассуждениях мы исходили из двух основных положений. Во-первых, мы опирались на общепринятый в науке смысл термина «преемственность»: это «связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию...» [1, с. 360]. Во-вторых, мы отталкивались от тезиса о том, что целесообразность поиска эффективных и разнообразных механизмов и форм обеспечения преемственности магистратуры и аспирантуры обусловлена пересечением сущности магистерской подготовки и обучения в аспирантуре в рамках решения задачи подготовки научных кадров.
Основное поле поиска механизмов и форм преемственности магистратуры и аспирантуры — это разработка и реализация различных вариантов пересечения и взаимодействия магистратуры и аспирантуры с целью подготовки магистрантов и аспирантов к осуществлению научно-исследовательской деятельности. Итог такой деятельности в обоих случаях — это подготовка самостоятельного научного исследования, диссертации. Главная отличительная черта магистерской и кандидатской диссертации — уровень и глубина исследуемой проблемы и требования к полученным научным результатам. Поэтому пересечение и взаимодействие магистратуры и аспирантуры касается процесса работы над диссертационным исследованием по направлению от сложного к более сложному.
Определим основные концептуальные положения реализации преемственности аспирантуры и магистратуры.
1. Преемственность аспирантуры и магистратуры предопределена принципиальной схожестью ведущей целевой установки
на подготовку в аспирантуре и магистратуре — создание итогового продукта, то есть диссертации. Схожие цели обусловливают пересечение как содержательных, так и процессуальных составляющих подготовки. Данное обстоятельство обусловливает необходимость продумывания соответствующих механизмов на уровне моделей магистерской и аспирантской подготовки.
2. Пересечение сущностей магистерской и аспирантской подготовки предопределяет возможность рассмотрения магистратуры не только в качестве особой ступени высшего профессионального образования, но и оптимальной формы подготовки в аспирантуру.
3. Механизмы преемственности аспирантуры и магистратуры могут охватывать и образовательную, и научно-исследовательскую составляющие подготовки в аспирантуре и магистратуре, затрагивать и основной образовательный процесс, и практики. С образовательной точки зрения наиболее значимыми представляются педагогические условия, ориентированные на развитие готовности обучающихся к проведению научного исследования. В рамках научно-исследовательской составляющей подготовки речь может идти о различных вариантах научного сопровождения магистранта или аспиранта в процессе проведения им диссертационного исследования.
4.Научно-исследовательская деятельность, занимающая как в магистратуре, так и в аспирантуре огромное место, предполагает большую долю самостоятельности обучающегося, а следовательно, предполагает его участие в дополнительных к обязательным формах подготовки. Это могут быть научные конференции, семинары, форумы, школы молодых исследователей, научные общества и т. д. Подобные формы подразумевают привлечение молодых исследователей независимо от уровня их подготовки, а следовательно, включаются механизмы преемственности аспирантуры и магистратуры.
5. Пересечение сущностей магистерской и аспирантской подготовки предопределяет поиск механизмов преемственности в следующих трех плоскостях:
«Аспирантура для магистратуры». Более высокий уровень требований к квалификационным характеристикам аспиранта обусловливает возможность реализации индивидуального научно-исследовательского ресурса аспиранта в магистерской подготовке. Речь может идти о консультировании, взаимодействии в рамках научных проектов, совместном выполнении научно -исследовательских работ, написании статей, участии аспирантов в образовательном процессе магистратуры (аспирантская практика) и т. д.
«Магистратура для аспирантуры». Аудиторная составляющая образовательного процесса в магистратуре значительно превышает такую же составляющую в аспирантуре. Это способствует оформлению разнообразных механизмов и форм взаимодействия магистрантов в процессе подготовки к научно-исследовательской деятельности. Такие формы и механизмы взаимодействия могут быть полезны и в условиях аспирантуры; естественно, если они будут подвергнуты переосмыслению в соответствии со спецификой подготовки в аспирантуре.
«Магистратура и аспирантура вместе». Как магистратура, так и аспирантура ориентированы на подготовку обучающихся к проведению научного исследования. Это обусловливает целесообразность организации совместных для магистрантов и аспирантов мероприятий.
На основе перечисленных положений нам удалось определить направления поиска механизмов и форм преемственности аспирантуры и магистратуры, реализуемые в условиях отечественной образовательной практики вузов:
1) анализ конкретных моделей магистерской и аспирантской подготовки, реализуемых в вузах России;
2) изучение образовательных программ аспирантуры и магистратуры;
3) сравнительный анализ программ научно-исследовательской практики в магистратуре и аспирантуре (такая практика «ориентирована на содействие становлению компетентности магистрантов в области научного исследования актуальных проблем в соответствующей профессиональной деятельности» [8, с. 129]);
4) изучение подходов к организации индивидуального сопровождения аспирантов и магистрантов в процессе проведения диссертационного исследования;
5) анализ материалов дополнительных форм (по отношению к образовательным программам) организации научного взаимодействия аспирантов и магистрантов;
6) изучение материалов научных сборников молодых ученых, которое позволит зафиксировать механизмы отбора и публикации научных статей молодых ученых (как аспирантов, так и магистрантов), реализуемые редакторскими советами;
7) анализ литературы, посвященной проблемам научного исследования и работы над диссертациями различного уровня.
В следующей части статьи мы обобщим результаты поиска по всем обозначенным направлениям и проиллюстрируем существующие в практике отечественных вузов механизмы реализации преемственности аспирантуры и магистратуры.
Механизмы реализации преемственности аспирантуры и магистратуры:
обобщенные результаты анализа образовательной практики отечественных вузов.
С целью выявления механизмов реализации преемственности аспирантуры и магистратуры, существующих в реальной образовательной практике отечественных вузов, были проанализированы материалы официальных сайтов более чем 50 российских вузов, а также материалы научных интернет-форумов, конференций, сборников, олимпиад, школ молодых ученых, раз-
личных научных сообществ и групп. В центре пристального внимания находились те материалы, знакомство с которыми позволило сделать вывод о том, что в описываемых ими мероприятиях, событиях предполагалось участие одновременно и аспирантов, и магистрантов. Особый интерес представляли материалы, в которых подробно описаны различные механизмы реализации преемственности магистратуры и аспирантуры. Охарактеризуем кратко общие выводы предпринятого анализа.
1. Как и предполагалось, описание логики преемственности аспирантуры и магистратуры удалось обнаружить на уровне моделей магистерской и аспирантской подготовки, реализуемых в конкретных вузах.
2. Анализ образовательных программ аспирантуры и магистратуры, а также материалов ряда учебных пособий позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время начинает набирать силу тенденция разработки учебных курсов двойной адресности — для аспирантов и магистрантов.
3. Рассмотрение материалов конкретных мероприятий и событий с участием одновременно магистрантов и аспирантов показало, что наиболее распространенными формами преемственности аспирантуры и магистратуры являются научные конференции или участие в совместных научных сборниках. Однако изучение материалов различных научных конференций и сборников, основными участниками которых являлись аспиранты и магистранты, позволило выявить ряд интересных разработок. Специфика этих разработок состоит в том, что классические технологии проведения научной конференции или формирования научного сборника обогащаются дополнительными составляющими. Например, научная конференция для аспирантов и магистрантов дополняется мастер-классом по написанию научной статьи или подготовке научного доклада.
4. Активно развивается такая форма преемственности аспирантуры и магистра-
туры, как школа молодого ученого. Причем каждая из рассмотренных школ была организована в рамках оригинальной технологии проведения, сочетающей в себе образовательный, коммуникационный и развивающий компоненты.
5. В современной России активно развивается взаимодействие различных категорий молодых исследователей (в том числе аспирантов и магистрантов) в рамках конкурсной деятельности и научных олимпиад. Причем в данном случае механизмы преемственности чаще всего работают в двух плоскостях: «аспирантура для магистратуры», «магистратура для аспирантуры».
6. Весьма активно развиваются механизмы реализации преемственности магистратуры и аспирантуры в контексте проектной профессиональной деятельности. Речь идет о сообществах магистрантов, аспирантов, признанных ученых и практиков, создаваемых для решения конкретных профессиональных задач, требующих специальных научных исследований. Особую роль в этих процессах играет грантовая деятельность.
7. В настоящее время в вузах России функционируют различные общества молодых ученых. Безусловно, их отсчет ведется от студенческих научных обществ.
8. Среди учебно-методической литературы, издаваемой в последнее время, все чаще встречаются пособия по проблемам научно-исследовательской деятельности, в качестве основных адресатов которых выступают одновременно и магистранты, и аспиранты.
Перейдем к рассмотрению некоторых наиболее интересных реальных примеров реализации механизмов преемственности аспирантуры и магистратуры, которые удалось обнаружить в образовательной практике отечественных вузов.
Примеры механизмов реализации преемственности аспирантуры и магистратуры, существующих в современной практике отечественного высшего образования.
Преемственность аспирантуры и магистратуры на уровне моделей магистерской и аспирантской подготовки, реализуемых в вузах России.
Институт магистратуры, аспирантуры и докторантуры в Ижевском государственном техническом университете [13].
Механизмы преемственности магистратуры и аспирантуры в Ижевском государственном техническом университете начали складываться в процессе преодоления одной из болевых точек отечественного высшего образования — старения профессорско-преподавательского состава. Каждый год данный вуз осуществляет весьма серьезный для регионального уровня набор в магистратуру. Для оптимизации подготовки было создано новое подразделение — управление магистратуры, аспирантуры и докторантуры. Данное управление, по сути, выполняет функцию единого научно-образовательного центра, ведущей целью которого являются координация и повышение качества подготовки студентов, системный анализ и обобщение работы разных подразделений университета.
Результатом работы стал сложившийся целостный комплекс механизмов взаимодействия и преемственности магистратуры и аспирантуры, функционирующих как на уровне реализации образовательных программ, так и в рамках дополнительных форм подготовки студентов к научно -исследовательской деятельности. Наиболее интересными, на наш взгляд, являются следующие формы:
- научно-образовательные комплексы (НОК) перспективных научных направлений с центрами коллективного использования, в работе которых участвуют магистранты, аспиранты, преподаватели как отечественных, так и зарубежных вузов и, что очень важно, предприниматели-партнеры;
- функционирующая научно-образовательная инфраструктура, создающая условия для публикации работ, организации научных семинаров и конференций, а также
школ-конференций и выставок-сессий инновационных проектов;
- участие в ежегодном PhD-симпозиуме совместно с одним из зарубежных вузов-партнеров — Университетом г. Печ (Венгрия); в рамках симпозиума происходит представление на английском языке, обсуждение и рецензирование видными учеными научных докладов;
- проведение традиционного международного форума «Качество образования», в рамках которого молодые исследователи могут принять участие в специально организованных для них семинарах и мастер-классах.
Преемственность образовательных программ магистратуры и аспирантуры: «сквозные» учебные дисциплины.
Как и следовало ожидать, наиболее часто в числе учебных дисциплин, имеющих сквозной надпредметный для магистратуры и аспирантуры характер, оказываются дисциплины, связанные с вопросами методологии и методов научного исследования. Причем в этих курсах просматриваются как общенаучная, так и конкретно-научная составляющие. Также довольно часто в учебные планы магистратуры и аспирантуры в качестве курсов по выбору включаются курсы, посвященные различным аспектам проведения диссертационного исследования. Это объяснимая тенденция. Но здесь хотелось бы остановиться на нескольких примерах авторских оригинальных курсов, которые в одинаковой степени могут быть полезны и аспирантам, и магистрантам, а следовательно, их изучение может проходить совместно.
Краткая характеристика учебного курса «Основы ТРИЗ и научного творчества» [9].
Целесообразность освоения данного курса Г. С. Пигоров связывает с целым рядом требований к современному ученому, который должен быть готов к проведению научного исследования в условиях неопределенности, непрерывных изменений со-
циума и культуры. Курс позволяет обучающимся освоить основные примеры ТРИЗ-технологий, а также научного творчества в современных условиях. Курс состоит из двух частей — основы ТРИЗ и основы научного творчества. Согласно автору, возможны различные механизмы преемственности в изучении курса: 1) курс в полном его объеме изучают магистранты и аспиранты, 2) первую часть изучают и магистранты, и аспиранты, а вторую — только аспиранты.
Содержание курса состоит из семи основных тем, например: «Язык науки и творчества»; «Состав диссертации и специфика работы над основными ее разделами»; «Основы методологии науки и научного творчества»; «Сильные методы и приемы современных методологов научного творчества»; «Приемы повышения эффективности диссертации в автореферате и проведения ее через совет» и др. Кроме того, программа включает в себя раздел по проблемам интеллектуальной собственности.
Таким образом, мы видим, что содержательная составляющая курса по сути своей надпредметна для магистерской и аспирантской подготовки, а следовательно, данный учебный курс может рассматриваться в качестве одного из возможных механизмов преемственности аспирантуры и магистратуры.
Преемственность учебных дисциплин в образовательных программах магистратуры и аспирантуры по педагогическим направлениям.
Ярким примером преемственности подготовки магистров и аспирантов являются реализуемые в РГПУ им. А. И. Герцена учебные программы по проблемам методологии педагогического исследования и современным проблемам педагогики и образования. Речь идет об учебном курсе «Методология педагогического научного исследования» [5, 10].
Преемственность программ зафиксирована на уровне всех компонентов — от целей до ожидаемых результатов. Обе программы ориентированы на формирование методологической компетентности обучающихся в сфере педагогики, образования, исследовательской деятельности. Безусловно, программы составлены на разном уровне сложности и обобщений. Однако анализ содержания программ позволяет сделать следующие выводы:
- во-первых, учебная программа для магистрантов является своего рода основой, базой для изучения программы для аспирантов;
- во-вторых, если учебная программа для магистрантов ориентирована в большей степени на развитие общей научной и методологической эрудиции, то программа для аспирантов в основном «работает» на развитие именно методологической компетентности, необходимой и достаточной для проведения самостоятельного научного педагогического исследования, обладающего высокой долей новизны, теоретической и практической значимости;
- в-третьих, преемственность программ прослеживается и на уровне технологий освоения содержания: обе программы предусматривают использование разнообразных современных технологий активного характера.
Важно также отметить, что предлагаемые в рамках обоих учебных курсов задания направлены на проведение диссертационного исследования.
Преемственность программ практик в магистратуре и аспирантуре.
Программы научно-исследовательской практики в рамках магистерской программы и программы подготовки аспирантуры (кафедра теории и истории педагогики института педагогики РГПУ им. А. И. Герцена) [2, 11].
Полностью программы практики представлены в указанных источниках. Здесь
мы не будем давать подробную их характеристику, а остановимся лишь на главном выводе о совпадении логики содержания практик. Предлагаемая в обоих случаях последовательность этапов и заданий фактически охватывает ряд этапов работы над диссертацией независимо от ее вида. Ориентированность программ практик на постепенное выстраивание диссертационного исследования посредством выполнения системы заданий позволяет рассматривать данные программы в качестве яркого примера технологии организации индивидуального сопровождения аспирантов и магистрантов в процессе проведения диссертационного исследования.
Дополнительные формы (по отношению к образовательным программам) организации научного взаимодействия аспирантов и магистрантов.
По данному направлению удалось обнаружить наибольшее количество материалов. Остановимся на наиболее ярких примерах.
1. Научные конференции и форумы.
Среди материалов о научных конференциях и форумах особенно хочется отметить те из них, технологии проведения которых отличаются от классического варианта: стендовые доклады, работа секций в режиме, например, круглого стола.
Международная практическая конференция «14th Internet Seminar: Infinite-dimensional Linear Systems Theory» [13].
Эта конференция была организована зарубежными вузами — Bergische Universität Wuppertal (Germany, Wuppertal) и University of Twenty (The Netherlands, Enschede). Однако мы не могли обойти вниманием технологию проведения этого мероприятия, затрагивающую сразу несколько аспектов подготовки молодых ученых — образовательный, развивающий, коммуникационный, научно-исследовательский.
Конференция проходила в три этапа (два заочных и один очный).
Первый этап проводился в виде интернет-лекций, предполагалось самостоятельное изучение лекций и выполнение контрольных упражнений. По итогам первого этапа из 300 участников было выбрано только 70 для дальнейшего участия.
В рамках в т о р о г о э т а п а известными в мировом научном сообществе учеными, а также организаторами конференции были предложены темы исследовательских проектов. Затем участники были разделены на интернациональные группы по 3-4 человека, которые должны были работать над проектом под руководством одного из профессоров. Вся коммуникация осуществлялась через Интернет. В группу входили представители разных категорий молодых ученых.
На т р е т ь е м ( о ч н о м ) э т а п е, во-первых, предполагалась презентация результатов научно-исследовательской работы каждой группы над проектом (группа выступала с полуторачасовой презентацией, в которой обязательно каждый участник должен был представить свой индивидуальный вклад в общее исследование); во-вторых, проводились очные лекции, предназначенные для углубления знаний студентов по теме семинара.
2. Научные сообщества и научно-профессиональные сообщества.
Мы разделили примеры различных сообществ молодых ученых на две группы:
- научные сообщества — объединения молодых исследователей разных категорий, целью которых является исключительно научно-исследовательская деятельность, не связанная напрямую с практикой в той или иной области профессиональной деятельности;
- научно-профессиональные сообщества — объединения, в которые входят как молодые ученые различных категорий, так и признанные ученые, а также
представители практики (фирм, организаций и т. д.); деятельность таких сообществ связана с научными исследованиями, ориентированными непосредственно на решение практических профессиональных задач.
Научные сообщества.
Научная ассоциация студентов и аспирантов (далее — НАСА) Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова (Казахстан) [6].
Данный опыт организации научного сообщества молодых ученых не является российским, однако, на наш взгляд, представляет несомненный интерес. Этот интерес обусловлен многообразием реализуемых под патронажем НАСА форм взаимодействия и преемственности аспирантуры и магистратуры.
Итак, НАСА «является самостоятельным подразделением в составе КарГУ и объединяет студентов, магистрантов, научных сотрудников, стажеров-исследователей, аспирантов и соискателей на основе добровольности, равноправия и гласности в целях представления их интересов и защиты прав» [6]. Таким образом, НАСа объединяет довольно широкий спектр категорий молодых исследователей, а значит, создает условия для реализации различных механизмов их взаимодействия и преемственности.
Обращает на себя внимание цель НАСА, которая имеет системообразующий характер с точки зрения образовательного процесса в магистратуре и аспирантуре, а также дополнительных форм и механизмов взаимодействия и преемственности различных ступеней подготовки молодых исследователей. В качестве цели НАСА заявлено «.повышение качества высшего образования в университете и обеспечения общества Республики Казахстан высококвалифицированными специалистами, способными осуществлять исследовательско-инновационную деятельность» [6].
Цель предопределяет многообразие и разнонаправленность видов деятельности ассоциации, обусловливающих в том числе и механизмы преемственности аспирантуры и магистратуры НАСА:
«- объединяет интеллектуальный и творческий потенциал молодых ученых;
- представляет и защищает общие и профессиональные интересы членов НАСА, развивает у них чувство корпоративности, способствует процессу адаптации в процессе обучения и работы;
- обеспечивает обмен опытом, проводит научные встречи, семинары, симпозиумы, конференции и иные подобные мероприятия, направленные на повышение уровня знаний и квалификации студентов и молодых специалистов;
- активно участвует в осуществлении проектов, проводимых КарГУ им. Е. А. Бу-кетова;
- оказывает членам НАСА консультационные услуги;
- содействует развитию прямых научных связей со студентами и молодыми специалистами в Республике Казахстан и за ее пределами. и т. д.» [6].
Научно - профессиональные сообщества.
Теперь рассмотрим примеры научно -профессиональных сообществ молодых ученых, ориентированных не только на развитие готовности молодых ученых к научно-исследовательской деятельности, но и на развитие у них готовности и способности к проведению научно-прикладных исследований.
Тренинг-инкубационный центр вуза (Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, автор И. П. Черная) [3].
В контексте проблемы поиска механизмов преемственности аспирантуры и магистратуры данный проект интересен тем, что его реализация ориентирована не просто на развитие готовности молодых уче-
ных к научно-исследовательской деятельности в целом, но и на развитие способности и готовности магистрантов и аспирантов к осуществлению практических аспектов своего исследования в условиях современного рынка труда. Охарактеризуем основные положения проекта, связанные с интересующей нас проблемой преемственности аспирантуры и магистратуры.
Тренинг-инкубационный центр вуза рассматривается как особое структурное подразделение, выполняющее как образовательные, так и прикладные функции, связанные с формированием предпринимательских и профессиональных компетенций. Подобные бизнес-инкубаторы уже существуют в практике российских вузов. Специфика деятельности тренинг-инкубационного центра ВГУЭС состоит в том, что она ориентирована на формирование предпринимательской инновационной культуры в вузовской среде на основе обучения наукоемкому предпринимательству в производстве и сфере услуг, выявления молодежи и научных руководителей, способных к генерации идей и инновационной деятельности. Целевая аудитория тренинг-инкубационного центра включает следующие группы:
- школьники подразделений довузовской подготовки ВГУЭС и образовательного округа;
- студенты, аспиранты, докторанты и преподаватели вуза.
Кроме того, тренинг-инкубационный центр вуза рассматривается его создателями как основа для развития предпринимательской сети региона, включающей различные группы молодежи, в том числе с ограниченными физическими способностями, иностранных студентов и др.
3. Школы молодых ученых.
Всероссийская летняя школа молодых ученых «Основы научной и инновационной деятельности молодых ученых» (Башкирия) [12].
Проведение этой летней школы молодых ученых уже традиционно организует региональное отделение РоСМУ (Российского союза молодых ученых) в Республике Башкортостан. Школа собирает свыше 100 молодых ученых и студентов со всей России. Цель проведения школы: создание условий для приобретения и углубления знаний и умений в области научной и инновационной деятельности. Интересен замысел организаторов. Лагерь представляет собой палаточный городок в тайге. Участники изолированы от внешнего мира (до ближайшего населенного пункта — 10 км, связи нет).
Школа предполагает такие совместные формы взаимодействия молодых ученых (и аспирантов, и магистрантов), как лекции, практические задания проектно-исследо-вательского характера, участие в работе круглых столов, дискуссионных площадок, мастерских и т. д.
С точки зрения проблемы преемственности аспирантуры и магистратуры обращает на себя внимание тематика совместных мероприятий, например:
- тематика мини-лекций и мастерских: «Научное исследование: основные определения, документы и положения»; «Выбор темы научного исследования»; «Правила оформления диссертации»; «Виды и правила оформления публикаций. Журнальная статья»; «Цели и задачи НИР и выбор соответствующих им методов статистического анализа данных»;
- тематика секций, круглых столов и дискуссионных площадок: «Молодежные научные объединения на уровне вуза, региона, Российской Федерации»; «Основные положения деятельности молодых ученых Российской Федерации»; «Основные направления развития студенческого научного общества глазами студентов»; «Основы научной деятельности молодежи» и т. д.
Можно сказать, что подобным образом организованная школа молодых ученых —
замечательная площадка для взаимодействия и реализации различных форм и механизмов преемственности аспирантуры и магистратуры.
4. Конкурсы и олимпиады.
Механизмы преемственности в подготовке аспирантов и магистрантов, реализуемые в рамках различных конкурсов и олимпиад, имеют свои особенности. Эти мероприятия несут в себе соревновательный элемент, что предопределяет необходимость специальной подготовки. Причем такая подготовка обычно проходит в довольно краткие сроки и является весьма насыщенной. На конкурсах и олимпиадах участники получают уникальную возможность не только реализовать себя, но и оценить свой уровень подготовки на фоне других участников. В данном случае участники-соперники — представители различных категорий молодых ученых. Рассмотрим пример таких мероприятий.
Герценовская педагогическая олимпиада (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена) [4].
История Герценовской педагогической олимпиады, проходящей ежегодно в Герце-новском университете, восходит к 30-60-м годам ХХ века.
Сложившаяся в итоге модель Герценов-ской педагогической олимпиады представляет собой образовательный проект, охватывающий одновременно несколько категорий участников: школьники, студенты, магистранты, аспиранты и молодые учителя. При этом олимпиада вышла на общероссийский уровень.
В контексте проблемы поиска механизмов преемственности аспирантуры и магистратуры наибольший интерес представляет пересечение двух ступеней олимпиады: олимпиады магистрантов «Эврика: научный поиск» и олимпиады аспирантов по педагогическим наукам «Научное творчество». Рассмотрим некоторые механизмы
преемственности, реализуемые на этих двух ступенях.
В рамках олимпиады аспирантов по педагогическим наукам «Научное творчество» с точки зрения рассматриваемой проблемы наиболее интересным представляется проект «Технология тьюторского сопровождения олимпиады аспирантов по педагогическим наукам» и анализ конкурсной программы олимпиады.
Поиск наиболее эффективной модели тьюторского сопровождения осуществлялся в течение всех лет проведения олимпиады (с 2007 по 2017 год). В качестве тьюторов побывали и преподаватели кафедры педагогики, и аспиранты, и магистранты. В рамках итоговой модели олимпиады в команду тьюторов были включены, с одной стороны, аспиранты первого курса, а с другой — магистранты кафедры.
В контексте интересующей нас проблемы модель тьюторского сопровождения интересна не только тем, что аспиранты и магистранты оказываются перед необходимостью активного деятельно-содержательного взаимодействия, но и тем, что магистранты-тьюторы могут попробовать себя в роли аспиранта. Так, некоторые магистранты в ходе олимпиады пытались оценить свои возможности через пробное участие в конкурсах.
Конкурсная программа олимпиады аспирантов по педагогическим наукам ориентирована на создание условий для самореализации, коммуникации и проявления научной эрудиции [4, с. 142-144]. Традиционные конкурсы олимпиады: «Домашнее задание» (проведение командного микроисследования командой вуза-участника по заданной проблематике с последующей презентацией в рамках очного тура олимпиады); «Научная дискуссия» (открытое обсуждение современных проблем теории и практики образования); «Научное сообщение» (краткое устное выступление на 5 минут по проблеме своего исследования); «Научная аргументация» (коллективное
обсуждение в формате различных технологий дискуссии актуальных проблем педагогики); «Научная эрудиция» (конкурс носит игровой характер, разрабатывается по технологиям различных вопросных игр); «Научная продукция» (основная цель конкурса — выявление и оценка профессионально значимых умений аспиранта, связанных с анализом и созданием того или иного жанра научного текста).
Конкурсная программа олимпиады аспирантов может рассматриваться в качестве основания для разработки механизма преемственности обучения в аспирантуре и магистратуре. Так, возможно продумывание варианта подготовки к конкурсам через технологию мастер-классов. Такие мастер-классы будут полезны и для аспирантов, и для магистрантов.
5. Научные издания для молодых ученых, потенциальными авторами которых являются одновременно магистранты и аспиранты.
Издание Ю. Н. Лапыгина «Диссертационное исследование магистранта, аспиранта, докторанта» [7].
Данное издание является ярким примером учебно-методических пособий, разработанных одновременно для различных групп исследователей (магистрантов, аспирантов, докторантов) и посвященных самым разнообразным аспектам работы исследователя над главной проблемой —
проведением диссертационного исследования и оформлением его результатов в формате диссертации.
В пособии рассматриваются общие проблемы проведения диссертационных исследований, а также указана специфика диссертационных исследований различного уровня (магистерского, кандидатского и докторского). Подробным образом анализируются важнейшие этапы диссертационного исследования на пути продвижения автора диссертации от формулирования проблемы до готовой работы. Также не остается без внимания и формальная сторона жизни аспиранта — оформление документов. Особая часть книги посвящена процедуре защиты результатов диссертационного исследования.
Итак, завершая статью, сделаем итоговые выводы. Анализ разработок отечественных и зарубежных вузов, иллюстрирующих различные варианты механизмов реализации преемственности аспирантуры и магистратуры, показал наличие огромного практического потенциала в решении проблемы преемственности. Однако, к сожалению, богатый перечень практических разработок требует систематизации, а наиболее интересные и эффективные механизмы реализации преемственности аспирантуры и магистратуры нуждаются в экстраполяции в практику российского высшего образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баллер Э. Преемственность // Философская энциклопедия / гл. ред. Ф. В. Константинов. М.: Сов. энциклопедия, 1967. Т. 4. 591 с.
2. Батракова И. С. Научно-исследовательская работа. Рабочая программа практики. URL: https:// herzen-documents.acrodis.ru/programs_show-program.html?pid=6703&yr=2018&M=2&sgroup=54 (дата обращения: 25.04.2019).
3. Богдасарова Т. С., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Светенко Т. В., Vercammen E. Теория и практика подготовки менеджеров по развитию в современных университетах: по материалам реализации международного межвузовского проекта: научно-методические материалы. URL: http://window.edu.ru/ resource/754/66754/files/HighEdDevManager.pdf (дата обращения: 25.04.2019).
4. Герценовская педагогическая олимпиада: пространство для научно-педагогического поиска: методические рекомендации / сост. И. В. Гладкая. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 284 с.
5. Гладкая И. В., Глубокова Е. Н., Гутник И. Ю., Писарева С. А. Методология и методы научного исследования: рабочая программа дисциплины. URL: https://herzen-documents.acrodis.ru/programs_show-program.html?pid=6700&yr=2018&M=2&sgroup=54 (дата обращения: 25.04.2019).
6. Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова. URL: http://ksu.kz/?page_id=235 (дата обращения: 25.04.2019).
7. Лапыгин Ю. Н. Диссертационное исследование магистранта, аспиранта, докторанта. М.: ЭКСМО, 2009. 336 с.
8. Магистерские программы на кафедре педагогики в Герценовском университете: методические рекомендации / сост. И. С. Батракова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 240 с.
9. Пигоров Г. С. Обучение аспирантов и магистрантов основам ТРИЗ, научного творчества и иннова-тики // «ТРИЗ-Конференция — 2007». URL: http://www.metodolog.ru/01136/01136.html (дата обращения: 25.04.2019).
10. Писарева С. А., Тряпицына А. П. Методология педагогического научного исследования: рабочая программа дисциплины // Основная профессиональная образовательная программа высшего образования — программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 44.06.01 — Образование и педагогические науки. Направленность (профиль): «Общая педагогика, история педагогики и образования». СПб., 2018. URL: http://herzen-documents.acrodis.ru/programs_show-program.html? pid=6997&yr=2018&lvl=5&sgroup=54 (дата обращения: 25.04.2019).
11. Писарева С. А., Тряпицына А. П. Рабочая программа научно-исследовательской деятельности (вариативная часть) // Основная профессиональная образовательная программа высшего образования — программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 44.06.01 — Образование и педагогические науки. Направленность (профиль): «Общая педагогика, история педагогики и образования». СПб., 2018. URL: https://herzen-documents.acrodis.ru/programs_show-program.html?pid= 6997&yr=2018&lvl=5&sgroup=54 (дата обращения: 25.04.2019).
12. Российский союз молодых ученых. URL: http://bash.rosmu.ru/activity/events/861.html (дата обращения: 25.04.2019).
13. Факультет прикладной математики, информатики и механики Воронежского государственного университета. URL: http://www.amm.vsu.ru (дата обращения: 25.04.2019).
14. Якимович Б. Институт магистратуры: опыт и перспективы // Высшее образование в России. 2008. № 2. С. 21-25.
REFERENCES
1. Baller E. Preemstvennost // Filosofskaya entsiklopediya / gl. red. F. V. Konstantinov. M.: Sov. entsi-klopediya, 1967. T. 4. 591 s.
2. Batrakova I. S. Nauchno-issledovatelskaya rabota. Rabochaya programma praktiki. URL: https://herzen-documents.acrodis.ru/programs_show-program. html?pid=6703&yr=2018&lvl=2&sgroup=54 (data obrascheniya: 25.04.2019).
3. Bogdasarova T. S., Pisareva S. A., Piskunova E. V., Svetenko T. V., Vercammen E. Teoriya i praktika podgotovki menedzherov po razvitiyu v sovremennyih universitetah: po materialam realizatsii mezhdunarod-nogo mezhvuzovskogo proekta: nauchno-metodicheskie materialyi. URL: http://window.edu.ru/resource/754/ 66754/files/HighEdDevManager.pdf (data obrascheniya: 25.04.2019).
4. Gertsenovskaya pedagogicheskaya olimpiada: prostranstvo dlya nauchno-pedagogicheskogo poiska: metodicheskie rekomendatsii / sost. I. V. Gladkaya. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2011. 284 s.
5. Gladkaya I. V., Glubokova E. N., Gutnik I. Yu., Pisareva S. A. Metodologiya i metodyi nauchnogo issle-dovaniya: rabochaya programma distsiplinyi. URL: https://herzen-documents.acrodis.ru/programs_show-program.html?pid=6700&yr=2018&lvl=2&sgroup=54 (data obrascheniya: 25.04.2019).
6. Karagandinskiy gosudarstvennyiy universitet im. E. A. Buketova. URL: http://ksu.kz/?page_id=235 (data obrascheniya: 25.04.2019).
7. Lapyigin Yu. N. Dissertatsionnoe issledovanie magistranta, aspiranta, doktoranta. M.: EKSMO, 2009. 336 s.
8. Magisterskie programmyi na kafedre pedagogiki v Gertsenovskom universitete: metodicheskie rekomendatsii / sost. I. S. Batrakova. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2011. 240 s.
H3BecTHH Prny hm. A. H. Tep^Ha
9. Pigorov G. S. Obuchenie aspirantov i magistrantov osnovam TRIZ, nauchnogo tvorchestva i innovatiki // «TRIZ-Konferentsiya — 2007». URL: http://www.metodolog.ru/01136/01136.html (data obrascheniya: 25.04.2019).
10. Pisareva S. A., Tryapitsyina A. P. Metodologiya pedagogicheskogo nauchnogo issledovaniya: rabochaya programma distsiplinyi // Osnovnaya professionalnaya obrazovatelnaya programma vyisshego obrazovaniya — programma podgotovki nauchno-pedagogicheskih kadrov v aspiranture po napravleniyu 44.06.01 — Obra-zovanie i pedagogicheskie nauki. Napravlennost (profil): «Obschaya pedagogi ka, istoriya pedagogiki i obrazovaniya». SPb., 2018. URL: http://herzen-documents.acrodis.ru/programs_show-program.html?pid=6997 &yr=2018&lvl=5&sgroup=54 (data obrascheniya: 25.04.2019).
11. Pisareva S. A., Tryapitsyina A. P. Rabochaya programma nauchno-issledovatelskoy deyatelnosti (vari-ativnaya chast) // Osnovnaya professionalnaya obrazovatelnaya programma vyisshego obrazovaniya — programma podgotovki nauchno-pedagogicheskih kadrov v aspiranture po napravleniyu 44.06.01 — Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. Napravlennost (profil): «Obschaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya». SPb., 2018. URL: https://herzen-documents.acrodis.ru/programs_show-program.html?pid=6997&yr=2018&lvl= 5&sgroup=54 (data obrascheniya: 25.04.2019).
12. Rossiyskiy soyuz molodyih uchenyih. URL: http://bash.rosmu.ru/activity/events/861.html (data obrascheniya: 25.04.2019).
13. Fakultet prikladnoy matematiki, informatiki i mehaniki Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. URL: http://www.amm.vsu.ru (data obrascheniya: 25.04.2019).
14. Yakimovich B. Institut magistraturyi: opyit i perspektivyi // Vyisshee obrazovanie v Rossii. 2008. № 2. S. 21-25.