механизмы реализации комбинированного консалтинга
в банковских учреждениях
Аннотация. Инновации (комбинированный консалтинг) в настоящее время в деятельности банковских учреждений признаются существенным направлением, оказывающим прямое влияние на прибыльность банковского сектора. Проведение анализа эффективности деятельности в части комбинированного консалтинга выявляет уровень эффекта, что демонстрирует дальнейший вектор проведения банковских операций. Вопросы формирования общественной потребности в инновациях опосредуются механизмами их реализации, которые напрямую зависят от ситуации, которая складывается на рынке. При принятии решений учитывается реальный уровень прибыли, которую получают участники рынка, применяя комбинированный консалтинг, и размер прибыли без применения консалтинга. В случае прямого финансового интереса (уровень прибыли при использовании инноваций выше) очевидным становится применение, внедрение и использование комбинированного консалтинга. Комбинированный консалтинг в банковском менеджменте особенно актуален в случае, когда финансовый эффект (прибыль) от инноваций (человеческого капитала, знаний, умений, компетенций, квалификации) имеет высокий уровень и наблюдается тесная корреляция прибыль - инновации (комбинированный консалтинг). В статье предложена комбинированная модель консалтинга, суть которой заключается в привлечении компетентных специалистов со стороны для решения важных задач банковского учреждения, в том числе и для формирования капитала.
Ключевые слова. Банковский капитал, комбинированный консалтинг, банковское учреждение, банковские операции.
Posnaya Е.А., Kolesnikov A.M., Chaikin V.Y.
mechanisms of combined consulting implementation in banking institutions
Abstract. Innovations (combined consulting) are currently recognized as a significant direction in the activities of banking institutions that have a direct impact on the profitability of the banking sector. The analysis of the effectiveness of activities in terms of combined consulting reveals the level of effect, which demonstrates the further vector of banking operations. We can note the existing relationship between the social levels of society, the goals of their financial life and their achievement. These factors affect the mechanisms of banking, including the formation of bank capital. The issues of forming a public need for innovations are mediated by the mechanisms for their implementation, which directly depend on the situation on the market, namely the real level of profit that market participants receive using combined consulting and profit margins without consulting. In the case of direct financial interest (the level of profit when using
ГРНТИ 06.73.55
© Посная Е.А., Колесников А.М., Чайкин В.Ю., 2019
Елена Анатольевна Посная - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Севастопольского государственного университета.
Александр Михайлович Колесников - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики высокотехнологичных производств Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.
Валерий Юрьевич Чайкин - методист Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва).
Контактные данные для связи с авторами (Посная Е.А.): 299040, Севастополь, ул. Острякова, 144 (Russia, Sevastopol, Ostriakova str., 144). Тел.: +7 978 837 30 24. E-mail: [email protected]/ Статья поступила в редакцию 12.01.2019.
innovation is higher), the use, implementation and use of combined consulting becomes obvious. Combined consulting in banking management is especially relevant when the financial effect (profit) of innovation (human capital, knowledge, skills, competencies, qualifications) is high and there is a close correlation -profit-innovation (combined consulting). For the first time, a combined consulting model has been proposed, the essence of which is to attract competent outside specialists to solve important tasks of a banking institution, including for capital formation.
Keywords. Banking capital, combined consulting, banking institution, banking operations.
Введение
Инновации в форме комбинированного консалтинга в экономической системе любого государства формируются в результате действия ряда различных факторов. Во-первых, развитие и прогресс в науке осуществляются без взаимосвязи с практикой, эволюция научного мышления происходит вне зависимости от практики и может иметь вид меняющихся парадигм в науке, не имеющих обратной связи с экономикой и техническим прогрессом. Во-вторых, анализ проведенных исследований демонстрирует, что с прогрессом науки прогрессирует и уклад жизни в обществе. В дополнение к предыдущему можно наблюдать зависимость социального положения общества, целей, которые оно перед собой ставит, с возможными направлениями их реализации. Населению необходимы инновации в любой сфере. Применительно к банковскому бизнесу необходимы процессы инновационного комбинированного консалтинга, которые позволят нарастить объемы банковской прибыли и сделать простым, доступным, удобным обслуживание населения в банках, что повысит конкуренцию в банковской среде, а гражданам и юридическим лицам будут обеспечены максимальная комфортность и положительный эффект от банковского обслуживания [1].
Методология и результаты исследования
В работе рассматривается инновационная комбинированная модель, согласно которой для управления банковским учреждением будут привлекаться специалисты извне, что повлияет на эффективность формирования банковского капитала. В построении комбинированной модели управления инновациями при управлении капиталом банка предлагается применение одного из предложенных направлений: первое направление включает непрерывный консалтинговый процесс в банковском учреждении; второй подход является более ориентированным на менеджмент отдельных проектов в каждом конкретном случае при управлении капиталом банковского учреждения [2].
Комбинированный консалтинг в части инноваций можно охарактеризовать как применение интеллектуального человеческого капитала. Таким образом, комбинированный консалтинг можно характеризовать как совокупность знаний, умений человека. Человеческий фактор (знания, умения, навыки, квалификация) выполняет защитную функцию (в части защиты от убытков и банкротства) и функцию координации и направления (в части наилучшей организации банковского менеджмента в области управления капиталом). При внедрении системы комбинированного консалтинга предполагается наличие определенных прогнозируемых проблем. К ним можно отнести: недостаточный учет особенностей банковского инновационного менеджмента, в некоторых случаях отсутствие стратегического мышления, ошибки в определении инновационных возможностей банка, недостаточность практических навыков в области инновационного управленческого комбинированного консалтинга.
В процессе решения вышеопределенных проблем необходимо применение аутсорсинга. Преимуществом аутсорсинга является возможность высвобождения организационных, финансовых, человеческих ресурсов для функционирования перспективных путей развития управления банком. В истории банковского развития России на аутсорсинг обычно возлагаются функции по ведению бухгалтерского учета, мероприятия по достижению стабильности в функционировании банка, перевод, обеспечение транспортом, непрерывная работа компьютерных сетей, информационные каналы, служба безопасности и др.
На сегодняшний день определенные методы передачи информации внешнему управляющему отсутствуют. Но существуют основные мероприятия, позволяющие определить целесообразность аутсорсинга: мероприятия «одного критерия»; мероприятия «многих критериев». Согласно принципу
однокритериальности, изучается влияние на одну характеристику банка. Как правило, в качестве единственного критерия применяются финансовые результаты, а источником оценивания является дополнительный источник дохода либо существенная экономия. Если применяется много критериев, то осуществляется оценивание влияния аутсорсинга на разные сферы деятельности банковского учреждения.
Модель синхронизирования внедрения комбинированного консалтинга (МСВКК) в банковских учреждениях следует изучать, по нашему мнению, в качестве основной, которая может формировать определенный инновационный потенциал. По существу, этой модели достаточно в механизме различных разработок, следует лишь применять термин «модель комбинированного консалтинга». Если предложенная модель МСВКК будет выполнять функции по организации, системному подходу, применению различных инноваций и оценке эффекта от них, то следует считать ее внедрение успешным. Основной идеей следует считать использование и грамотное внедрение человеческого капитала в части интеллекта и прочих составляющих [4].
Принцип, заключающийся в предложенной модели, активизирует интеллектуальную составляющую, которой обладают сотрудники банковского учреждения. Главным в данном случае становится понятие интеллектуального потенциала. На сегодняшний день потенциал банковского учреждения учитывает не активы материального характера, а интеллектуальный потенциал сотрудников банка, который точной денежной оценке не подлежит. Но в конкурентной среде банковского бизнеса интеллектуальный капитал является основной прерогативой, которая обеспечивает стратегию, тактику банковского учреждения на внешних и внутренних рынках. До сих пор проблемы, которые учитывают точное и грамотное оценивание интеллектуального капитала, не разрешены, а широко исследуются и анализируются [5].
Разработанная модель МСВКК учитывает работу специалистов из внешней среды, которые будут в случае необходимости привлечены к управлению банковским капиталом. То есть внешние сотрудники будут принимать участие в решении задач инфраструктуры банка и управления банковским учреждением. Основной смысл решения этих задач - активизировать все функции (основные и дополнительные) банковского учреждения для достижения главной цели - максимизации прибыли.
В банковском бизнесе сегодня, особенно в процессе управления капиталом банка, важным является обеспечение инновационного процесса, в котором возможно возникновение инновационных продуктов и технологий. Но возможно присутствие проблем управленческого характера, решение которых будет зависеть от грамотного внедрения консалтинга. Недостаточная квалификация управленческого звена банковских учреждений не может повлиять на аргументированные, грамотные, своевременные решения, а это повлечет за собой определенные последствия [6]: снижение экономической значимости МСВКК; ухудшение конкурентных позиций банковских продуктов; ухудшение позиций стратегии банка; снижение роли предложенной модели во внешней среде в части конкуренции.
Модель синхронизирования внедрения комбинированного консалтинга в банковских учреждениях (МСВКК) представляет собой главную составляющую аутсорсинга инноваций. Если не привлекать обученный персонал в части управленческого консалтинга, то практически невозможно будет функционирование системы менеджмента инноваций. При построении комбинированной модели менеджмента инноваций при управлении капиталом в банке могут применяться два основных подхода. В первом случае предполагается организация постоянной консалт-помощи существующей системе банковского менеджмента. Случай же второй базируется на управлении отдельными, предложенными специалистами в области банковского дела, проектами [7].
Перманентный поход (первый) является четким, с определенной последовательностью действий, четко определенными этапами, непрерывным. Его рекомендуется использовать, когда структура менеджмента банка упрощена, управленческий персонал невелик, а сложные ситуации в части стратегии и тактики имеют место. В качестве основного примера применения перманентного подхода является непрерывное обучение команды менеджеров. Данная система позволит четко и последовательно решать основную проблему - повышение уровня квалификации персонала. Вышеописанная ситуация демонстрирует связь предложенной модели и инновационного менеджмента. При вышеприведенных обстоятельствах менеджмент имеет главное значение, именно он и является доминантой в модели. Предложенная в исследовании модель имеет информационное значение, но также включает тактику и стратегию развития банковского учреждения.
Методика использования первого подхода заключается в привлечении компетентных менеджеров в области консалтинга в учреждения банков. При осуществлении банковских бизнес-операций первая модель подразумевает использование постоянного консалтинга. Перманентный подход имеет положительные стороны: наращивает менеджмент-позиции банковского учреждения; позволяет решать сложные, нетипичные задачи; подразумевает активное воздействие; повышает эффективность информационного воздействия; позволяет снизить нагрузку на управленческий персонал банка при управлении банковским капиталом путем передачи части функций постоянно функционирующим консультантам, а это является весьма важным моментом в функционировании банковских учреждений; повышает квалификацию управленческого звена банковского учреждения, содействует привлечению консультантов из вешней среды, развивает профессионализм сотрудников; позволяет логически выстраивать иерархию принятия решений.
Перманентный подход удобен для отечественных банков. Но следует отметить, что ему присущи и недостатки. Отнести к недостаткам первого подхода можно следующие пункты: потеря банком возможности самостоятельно решать вопросы, связанные с осуществлением управления; приобретение зависимости от внешних сил и субъектов; консультант может быть некомпетентным или непорядочным, то есть присутствует риск утечки информации; затраты могут оказаться достаточно высокими [8].
Рассмотрим второй подход - проектный. Он имеет применение в банковском менеджменте. Относительно инновационного аутсорсинга он может выражаться в оказании помощи консалтингового характера по поводу внедрения тех или иных проектов, полученных инновационными методами. В случае, когда главная цель привлечения консультантов - совершенствовать менеджмент банка на сегодняшний день, разрабатывать завершенные проекты необходимо, важно и значимо. Изменяться могут сроки конкретных разрабатываемых проектов, но главным фактором будет являться наличие цели консалтингового проекта и условий ее реализации. Основные принципы разрабатываемых проектов следующие:
1. Подход должен иметь системный характер. Это свидетельствует о том, что изменение одной составляющей процесса повлечет изменение другой. Таким образом, нужно иметь в виду, что при завершении конкретного проекта может возникнуть ситуация, когда прибыльные проекты несут потери при взаимодействии. Консультанты, принимающие решения, должны предусмотреть все возможные последствия и варианты развития событий.
2. Ориентир на прогноз. Инновационный проект, несомненно, должен иметь перспективный, долгосрочный характер. Основная задача банковских бизнес-процессов - удержать и расширить позиции на рынке банковских услуг для получения наибольшего объема прибыли. Эта задача чрезвычайно важна для теории консалтинга и требует четкого и точного прогнозного ориентирования.
3. Менеджмент в банке должен быть планомерным. План консалтинга должен быть досконально проработан, выверен, доказан, утвержден. Мероприятия менеджмента должны соответствовать технологиям инновационного аутсорсинга.
4. Реализация потенциала творческого мышления консультанта. При осуществлении проектов менеджмента возможны некоторые ограничения: в части сотрудников, распределения времени на каждую операцию, по основным фондам. Это необходимо знать и учитывать. Данные ограничения обязательны при принятии решений. С учетом этого консультанты должны принимать креативные, творческие, нестандартные решения, основной целью которых является максимизация уровня прибыли банковского учреждения.
5. Участие должно быть консолидированным. В рамках этого принципа консультанты и все сотрудники банковского учреждение действуют совместно, поскольку привлеченные консультанты не смогут сразу и полностью вникнуть во все подробности ведения дел в учреждении банка [9]. Следует учесть и то обстоятельство, что проекты консалтинг-инноваций имеют несколько этапов. Особое значение могут иметь промежуточные результаты, их важность, правильность, перспектива, как для заказчика, так и для исполнителя. Учет стадий в проектах подразумевает более широкую контактируе-мость между консультантом и заказчиком его услуг. Все это содействует принятию своевременных, взвешенных, грамотных решений.
6. Принцип пополнения необходимой информацией. Каждый консалтинг-проект не только решает конкретную проблемную задачу банка, но он позволяет пополнить информационные ресурсы банков-
ского учреждения. Данное пополнение происходит по нескольким путям: первый путь - учет массива информации из внешних источников. Данная информация может иметь характер многократного применения; второй путь - накопление информации внутреннего характера по различным направлениям деятельности.
Информация из внутренних источников может применяться многократно и при реализации различных проектов. В этом направлении могут быть рассмотрены тенденции и перспективы на длительный период развития и функционирования банка, в том числе и в части формирования капитала. Если консультанты и руководство банка соблюдают условия данного принципа, то целесообразность работы консультанта очевидна, поскольку прослеживается последовательность действий и разработка мероприятий, направленных на результат. Вышеуказанные принципы целесообразно учитывать при разработке последовательности действий в рамках консалтингового проекта. Данные принципы могут включать следующие стадии:
• начальная;
• постановка и обоснование цели;
• разработка логически целесообразных задач;
• разработка перспективных путей взаимодействия между консультантами и руководством банковского учреждения;
• создание команды из числа персонала, которая может грамотно и слаженно функционировать;
• выработка проектов решений в различных сферах;
• анализ предложенных идей;
• исправление выявленных недочетов, ошибок;
• проверка тенденций к получению дополнительного дохода;
• непрерывное наблюдение за ходом реализации проекта.
Все мероприятия должны иметь четкую последовательность. Параллельными могут быть только восьмая и девятая стадии из предложенного списка. Процесс организации управленческого консалтинга состоит из трех основных фаз: подготовки, роста, завершения. В подготовительной стадии разрабатывается консалтинг-проект. Основная задача на данной стадии - решить проблемы менеджмента в исследуемом банковском учреждении. Во второй фазе (роста) происходит реализация предложенных направлений развития в банковскую деятельность. Данная фаза - это фаза реализации успеха. Фаза завершения - постоянная поддержка перспективного и правильного развития банка. Выводы и рекомендации
Модель синхронизирования внедрения комбинированного консалтинга в банковских учреждениях является базовой, которая принимает участие в процессах формирования новых перспектив и возможностей в учреждениях банков. Данную модель можно применять, используя обобщенный термин - комбинированная модель. В МСВКК реализуются функции разработки, внедрения, систематизирования, наблюдения за инновациями в части комбинированного консалтинга. Основным принципом считается четкое и грамотное применение человеческого фактора: интеллектуального потенциала, что активизирует реализацию модели МСВКК. Таким образом, можно заключить, что механизм реализации комбинированного консалтинга состоит в применении новых подходов, соответствующих условиям времени, что непременно повлияет на эффективность деятельности всего банковского учреждения и, следовательно, на увеличение объема получаемой прибыли.
ЛИТЕРАТУРА
1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2007. 495 с.
2. Бреславцев С.М. Теоретические и практические аспекты управления капиталом коммерческого банка: монография. Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2010. 146 с.
3. Колесников А.М., Посная Е.А. Значение модели экономического капитала в оценке капитала банка // Экономика и экологический менеджмент. 2018. Вып. 1 (32). С. 113-118.
4. О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору «Принципы надлежащего управления операционным риском»: письмо Банка России от 16 мая 2012 г. № 69-Т.
5. Мануйленко В.В., Мищенко А.А. Совершенствование аналитического инструментария оценки инновационной деятельности коммерческих организаций // Международный бухгалтерский учет. 2016. № 11. С. 2-23.
6. Бортников Г.П. Экономический капитал как инструмент управления // Управление в кредитной организации. 2007. № 5. С. 45-52.
7. Борисов А.Б. Большой экономический словарь: экономика, финансы, бухучет, налоги, страхование, маркетинг, менеджмент, управление. М.: Книжный мир, 2007. 860 с.
8. Посная Е.А. Теоретические подходы к оценке капитала банка // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 3 (94). С. 23-27.
9. Posnaya E.A., Vorobyova I.G., Sokolova E.M., Leonova M.P. The Role of Human Factors in the Bank Capital Evaluation Framework // European Research Studies Journal. 2017. № 20 (1). Р. 148-154.