Научная статья на тему 'Механизмы развития потенциала государственного и муниципального управления в регионе (по материалам Белгородской области)'

Механизмы развития потенциала государственного и муниципального управления в регионе (по материалам Белгородской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
804
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОН / МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT / POTENTIAL / REGION / MECHANISM OF DEVELOPMENT / ORGANIZATIONAL POTENTIAL / HUMAN RESOURCES / INFORMATION AND ANALYTICAL POTENTIAL / TECHNOLOGICAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаров Виктор Михайлович

Раскрыт потенциал государственного и муниципального управления в Белгородской области, включающий организационный потенциал, кадровый потенциал, информационно-аналитический потенциал, технологический потенциал. Определены и описаны механизмы развития потенциала управления применительно к его отдельным “составляющим”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF DEVELOPMENT OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION POTENTIAL IN THE REGION (ON MATERIALS OF BELGOROD REGION)

The article reveals the potential of state and municipal government in Belgorod region, which includes organizational potential, human resources, information and analytical potential, technological potential. The mechanisms of development of management potential in relation to its own "components" are identified and described.

Текст научной работы на тему «Механизмы развития потенциала государственного и муниципального управления в регионе (по материалам Белгородской области)»

УДК [316.354:352/353](470.325)

ЗАХАРОВ В.М. Механизмы развития

потенциала государственного и муниципального управления в регионе (по материалам Белгородской области)

Раскрыт потенциал государственного и муниципального управления в Белгородской области, включающий организационный потенциал, кадровый потенциал, информационно-аналитический потенциал, технологический потенциал. Определены и описаны механизмы развития потенциала управления применительно к его отдельным "составляющим".

Ключевые слова: государственное и муниципальное управление, потенциал, регион, механизм развития, организационный потенциал, кадровый потенциал, информационно-аналитический потенциал, технологический потенциал.

У спешность государственного и муниципального управления зависит в значительной мере от налаженных механизмов использования и развития его потенциала - совокупности организационных, кадровых, информационно-аналитических, технологических возможностей. В данной статье ставится задача раскрытия этих возможностей применительно к Белгородской области.

Государственную власть в Белгородской области осуществляют: Губернатор Белгородской области; Белгородская областная Дума; Правительство Белгородской области; иные органы исполнительной власти, образуемые в соответствии с Уставом Белгородской области. Муниципальное управление реализуется через представительные и исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований (3 городских округа, 19 муниципальных районов и 285 городских и сельских поселений).

Основная цель развития системы государственного и муниципальногоуправле-ния Белгородской области заключается в создании эффективного управленческого механизма, позволяющего обеспечить

улучшение качества жизни населения. Потенциал государственного и муниципального управления Белгородской области представляет собой комплекс потенциалов, характеризующих состояние и развитие отдельных сфер государственного и муниципального управления.

Организационный потенциал системы государственного и муниципального управления представляет собой систему структурно-функциональных характеристик государственных и муниципальных органов, обеспечивающих достижение целей регионального управления. Формирование и развитие организационного потенциала системы государственного и муниципального управления Белгородской области осуществляется по следующим направлениям:

1) обеспечение эффективности деятельности представительных органов власти за счет реализации нового принципа формирования Белгородской областной Думы на основе смешанной (мажоритар-но-пропорциональной)системы;

2) совершенствование системы органов исполнительной власти посредством оптимизации организационной структуры

в органах исполнительной власти области, государственных органах области. Оптимизация осуществляется в первую очередь за счет исключения дублирующих функций и объединения полномочий департаментов и управлений области. В области функционируют 18 органов исполнительной власти (7 департаментов, 10 управлений и 1 комиссия) и 8 государственных органов области. Общее количество официально закрепленных за ними государственных функций было сокращено за последние годы практически в два раза;

3) развитие местного самоуправления в целях обеспечения стабильности в решении социальных вопросов жизнедеятельности населения и функционирования систем жизнеобеспечения жителей региона. В области принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы: организации местного самоуправления; установления границ муниципальных образований и наделения их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района; определения наименований представительных органов, глав исполнительно-распорядительных органов вновь образованных городских и сельских поселений, муниципальных районов и городских округов. К 2008 г. во всех муниципальных образованиях (кроме двух городских округов) была унифицирована система представительных и исполнительно-распорядительных органов. Представительный орган на поселковом уровне - выборный по одномандатным округам; на районном уровне -формируется из депутатов представительного органа и глав поселений; глава муниципального образования избирается из состава представительного органа; глава местной администрации назначается представительным органом по итогам конкурса. В двух городских округах глава муниципального образования совмещает должность главы местной администрации.

С 1 января 2008 г. органы местного самоуправления Белгородской области вновь образованных городских и сельских поселений приступили к решению вопросов местного значения в полном объеме.

Вместе с тем процесс формирования и развития организационного потенциала

характеризуется рядом нерешенных проблем. К наиболее значимым среди них относятся:

1) отсутствие научно обоснованной концепции и программы организационного развития системы государственного и муниципального управления области;

2) несовершенная методика оценки деятельности исполнительно-распорядительных органов на муниципальном уровне;

3) низкая эффективность внедрения практики аутсорсинга государственных услуг и отсутствие такого механизма в отношении муниципальных услуг;

4) недостаточная эффективность взаимодействия органов государственной власти области и органов местного самоуправления;

5) отсутствие механизмов межмуниципального взаимодействия и практики создания проектных структур.

Исходя из этого, основная цель дальнейшего развития организационного потенциала системы государственного и муниципального управления определяется как оптимизация структурно-функциональных характеристик государственных и муниципальных органов, совершенствование системы административно-территориального устройства области.

Достижение данной цели возможно посредством разрешения следующих задач:

1) завершение процесса формирования эффективной системы государственного управления. Оно включает в себя:

■ утверждение в системе управления комплекса принципов, соответствующих концепции нового государственного управления;

■ внедрение системы аудита результативности деятельности исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований, эффективности достижения его целей, выполнения задач и программ;

■ разработку системы ответственности органов местного самоуправления перед населением, с одной стороны, и перед органами исполнительной власти - с другой;

■ завершение процесса формирования механизма аутсорсинга государственных услуг;

■ повышение эффективности деятельности институтов гражданского общества и их влияния на процесс принятия и реализации управленческих решений за счет

активизации деятельности имеющихся общественных организаций, создания системы информирования населения о проблемах управления;

2) завершение процесса формирования эффективной системы местного самоуправления в области, а именно:

■ продолжение работы по совершенствованию законодательства, регламентирующего процесс муниципального управления, взаимодействие органов государственного управления и местного самоуправления;

■ совершенствование системы ответственности органов местной власти перед населением, с одной стороны, и перед органами областной власти, с другой стороны;

■ формирование системы самопомощи и взаимопомощи населения (создание различных сообществ по взаимной поддержке, предоставление возможности сохранения в коллективах части прибыли, отчислений в коллективы от налогов и сборов и пр.);

■ развитие механизмов публично-частного партнерства для привлечения внебюджетных средств в муниципальное хозяйство;

■ формирование механизма аутсорсинга муниципальных услуг;

■ активизация деятельности имеющихся общественных организаций;

■ создание системы информирования населения о проблемах местного самоуправления.

Кадровый потенциал системы государственного и муниципального управления Белгородской области представляет собой интегральную характеристику персонала государственной и муниципальной службы. Его формирование и развитие осуществляются по следующим направлениям:

1) формирование единой кадровой политики на территории области, нацеленной на обеспечение заинтересованного участия различных структур в решении стратегических вопросов развития кадрового потенциала области. В период 20052008 гг. в области была реализована программа реформирования государственной службы Белгородской области.

В целях оптимизации конкурсных процедур при приеме на государственную службу образованы конкурсные комиссии с обязательным включением в их состав

представителя государственного органа области по управлению государственной гражданской службой области (аппарата Губернатора области) и независимых экспертов. В 2006 году утвержден соответствующий административный регламент. Доля назначенных на должности государственной гражданской службы по результатам конкурса от общего количества должностей, подлежащих замещению по конкурсу, составляет в среднем по области более 90%;

2) улучшение качественного состава служащих посредством организации конкурсного отбора специалистов на должности служащих, формирования и эффективного использования кадрового резерва, реализации планов непрерывного образования кадров. Современный качественный состав гражданских служащих области характеризуется следующими показателями.

По состоянию на 1 января 2013 года общая штатная численность должностей гражданской службы области составила 1515 единиц, из них: должности категории "руководители" - 360 единиц, или 23,8 процента; должности категории "помощники, советники" - 17 единиц, или 1,1 процента; должности категорий "специалисты", "обеспечивающие специалисты" -1138 единиц, или 75,1 процента от общей штатной численности должностей гражданской службы области.

Высшее профессиональное образование имеют 1423 гражданских служащих. Доля гражданских служащих, имеющих высшее образование, возросла по сравнению с 2007 годом (1294 человека) с 93,9 до 97,7 процента.

Средний возраст служащих области -40,6 года, из них средний возраст руководителей высшей группы должностей - 49,1 года, главной группы - 47,4 года. Количество служащих в возрасте до 30 лет за последние три года возросло на 45 человек (1,7 процента). Доля гражданских служащих старше 60 лет по сравнению с 2007 годом уменьшилась на 0,3 процента.

Анализ гендерного состава гражданских служащих области свидетельствует о сохраняющейся тенденции увеличения численности женщин на гражданской службе. Так, общая численность женщин в количестве 946 человек области возросла

за последние 3 года на 1,3 процента и составляет 64,9 процента от общей численности гражданских служащих.

3) внедрение системы оплаты труда по результатам профессиональной служебной деятельности гражданских служащих. В целях повышения мотивации и стимулирования гражданских служащих области с 2007 года в органах исполнительной власти области введена новая система оплаты труда гражданских служащих, основанная на оценке достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в должностных регламентах и служебных контрактах. В этих целях разработаны показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих области с учетом целей и задач государственных органов;

4) повышение престижа государственной и муниципальной службы и совершенствование организационных структур, методов и технологий кадровой работы. В работу государственных органов области внедрена информационно-аналитическая система электронных административных регламентов "Административный регламент". Она предназначена для оперативного учёта управленческой деятельности, фиксации поручений, контроля за ходом их исполнения государственными гражданскими служащими и оценки результатов их работы.

Тем не менее до настоящего времени сохраняется ряд проблем формирования и развития кадрового потенциала системы государственного и муниципального управления:

1) низкая эффективность работы с кадровым резервом на государственной гражданской службе и муниципальной службе;

2) недостаточная мотивация государственных и муниципальных служащих к профессиональному развитию;

3) отсутствие научно обоснованных критериев оценки результативности деятельности государственных и муниципальных служащих;

4) отсутствие эффективной системы адаптации управленческих кадров;

5) низкая эффективность внедрения практики конкурсного отбора в работу с персоналом муниципальной службы, которая, несмотря на отсутствие нормативного

закрепления, должна рассматриваться как наиболее эффективный способ отбора кадров.

Дальнейшее развитие кадрового потенциала системы государственного и муниципального управления предполагает совершенствование системы подбора, подготовки и профессионального развития кадров государственного и муниципального управления, что предусматривает, в свою очередь:

1)совершенствование планирования и управления человеческими ресурсами на государственной и муниципальной службе. Для этого необходимо:

■ совершенствование механизма подбора кадрового состава государственных и муниципальных служащих и работы с ним на основе внедрения эффективных технологий персонал-маркетинга;

■ завершение формирования системы непрерывного профессионального развития государственных и муниципальных служащих;

■ разработка новых программ подготовки и профессионального развития государственных и муниципальных служащих;

■ реализация системы мер, направленных на повышение престижа государственной и муниципальной службы и авторитета государственных и муниципальных служащих;

■ создание условий для повышения роли высших управленческих кадров и развитие менеджерских навыков у высших руководителей региона;

2) завершение процесса внедрения системы стимулирования государственных и муниципальных служащих на основе показателей результативности их деятельности, что предполагает внедрение компе-тентностной модели управления кадровыми процессами в системе государственного и муниципального управления.

Информационно-аналитический потенциал государственного и муниципального управления представляет собой совокупность информационно-аналитических ресурсов и технологий их использования в практике управления.

Формирование и развитие информационно-аналитического потенциала системы государственного и муниципального управления Белгородской области осуществляется за последние годы по следующим направлениям:

1) эффективное формирование и использование информационных ресурсов области и обеспечение широкого, свободного доступа к ним. Продолжается работа по созданию и развитию единого информационно-телекоммуникационного пространства Белгородской области, представляющего собой интеграцию информационных инфраструктур. На базе ОГУ "Белгородский информационный фонд" создан Центр поддержки пользователей вычислительной техники и программного обеспечения органов государственной власти Белгородской области, решающий задачи по формированию регионального центра обработки данных, обеспечивающего централизацию информационных и программных ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления области, по разработке информационных стандартов;

2) обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых, социально-ориентированных средств массовой информации. Создан информационный портал государственного управления области http://www.belregion.ru, предназначенный для обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов регионального управления.

В настоящее время распределение ресурсов Белгородской области по степени доступности выглядит в таком соотношении: локальные информационные ресурсы -76%; информационные ресурсы коллективного пользования - 16%; открытые информационные ресурсы - 8%. Степень доступности информации о деятельности органов власти Белгородской области составляет 62%. По показателю "количество пунктов доступа" Белгородская область находится в числе лидеров среди российских регионов;

3) персональная компьютеризация и информатизация органов власти, областных государственных учреждений и организаций. В области продолжается работа по автоматизации процессов управления органов государственной власти, формированию автоматизированных государственных ресурсов. Создана и действует информационная система электронного документооборота для учреждений и организаций, работающих по принципу "Одно окно". По уровню информатизации органов государственной власти по

показателю "количество пользователей региональных компьютерных сетей" Белгородская область находится в числе ведущих среди российских регионов.

Вместе с тем для формирования и развития информационного потенциала системы государственного и муниципального управления области характерны следующие нерешенные проблемы:

1) низкая эффективность инвентаризации баз данных органов власти, определения в них наиболее значимых параметров, представление которых является индикаторами той или иной ситуации;

2) отсутствие единых стандартов, в том числе и информационных ресурсов;

3) отсутствие единой системы электронных архивов в органах государственной власти Белгородской области, государственных и муниципальных учреждениях и органах местного самоуправления Белгородской области;

4) отсутствие типовой информационной системы муниципальных органов власти;

5) отсутствие портальных решений, обеспечивающих пользователям единообразие интерфейсов и единую навигацию на сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления Белгородской области, что не позволяет перейти к оказанию информационных услуг населению, в том числе по предоставлению информации о льготах и выплатах;

6) недостаточный уровень инфраструктуры телекоммуникаций органов государственной власти и органов местного самоуправления Белгородской области, что не обеспечивает оперативный информационный обмен и оперативный доступ к совместно используемым информационным ресурсам Белгородской области, сформированным в настоящее время.

Основной целью дальнейшего развития информационно-аналитического потенциала системы государственного и муниципального управления является завершение процесса создания единого информационно-коммуникационного пространства региона. Достижение поставленной цели возможно посредством решения следующих задач:

1) создание инструментария административного моделирования. Разработка такого инструментария обеспечивает

административную реформу средством для более эффективного планирования и реализации управленческих преобразований. В свою очередь, деятельность, разворачиваемая в рамках административной реформы, позволяет определить приоритетные направления внедрения ИКТ. Очевидно, что информатизировать административные процессы, подлежащие коррекции, в их нынешнем виде нецелесообразно;

2) формирование эффективных механизмов сбора, переработки, хранения и передачи государственной информации в электронном виде (учет и раскрытие информации, аудит информационных систем). Внедрение ИКТ в государственном управлении создает и новые риски нарушения прав и свобод граждан со стороны недобросовестных государственных служащих или злоумышленников;

3) создание "инфраструктурыдоверия", обеспечивающей правовую легитимность электронного взаимодействия при выполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг. "Инфраструктура доверия" должна базироваться на использовании электронной подписи (ЭП);

4) формирование системы стандартизации программного обеспечения, используемого в государственном управлении, что предполагает нормативное закрепление основополагающих принципов технологической открытости и технологической независимости при выборе средств ИКТ, используемых в государственном управлении;

5) создание эффективной системы информирования населения региона. В целях оперативности решения управленческих задач с применением эффективных информационных технологий и эффективности труда за счет доступа к достоверной и полной информации важно продолжить работу по реализации концепции создания региональной информационно-аналитической системы Белгородской области. В рамках реализации концепции необходимо создать Центр обработки данных, усовершенствовать телекоммуникационные сети муниципальных образований области, обучить пользователей РИАС.

Технологический потенциал системы государственного и муниципального управления Белгородской области

представляет собой систему технологий государственного и муниципального управления, обеспечивающих решение управленческих задач. За последние годы формирование и развитие технологического потенциала системы государственного и муниципального управления Белгородской области осуществлялись по следующим направлениям:

1) реализация административной реформы на территории области. Мероприятия по проведению на территории области административной реформы под руководством комиссии при Губернаторе области реализуются с 2003 года. Завершена работа по стандартизации и регламентации исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг органами исполнительной власти области. При поддержке федеральных органов исполнительной власти в области реализованы пять пилотных проектов.

Разработаны и действуют нормативно-правовые акты о порядке и процедурах досудебного обжалования, внедрении системы аутсорсинга административно-управленческих процессов, создании многофункциональных центров, упрощающих получение гражданами и предпринимателями государственных услуг;

2) реформирование общественных финансов. Утверждены и реализуются Концепция и Программа реформирования системы управления общественными финансами Белгородской области. В результате в области утверждены и приняты к исполнению: Перечень бюджетных услуг. Разработана методика оценки результативности бюджетных расходов, и осуществлена паспортизация бюджетных услуг, оказываемых органами исполнительной власти. Используется также методика оперативной и годовой оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований, что позволяет существенно повысить эффективность использования общественных финансов на уровне региона;

3) технологизация местного самоуправления. В области используется система оценки качества государственного и муниципального управления. Определены основные показатели эффективности деятельности органов исполнительной власти

Белгородской области (77 показателей); реализован пилотный проект оценки эффективности регионального управления на основе методики "Роза качества" (мониторинга); ежегодно подводятся итоги рейтингового соревнования муниципальных образований по основным показателям социально-экономического развития территории и качества жизни населения.

Вместе с тем развитие технологического потенциала системы государственного и муниципального управления тормозится следующими нерешенными проблемами:

1) не утверждены в полном объеме административные регламенты государственных услуг и государственных функций;

2) отсутствует практика использования электронных регламентов государственных функций и государственных услуг;

3) сравнительно низким остается уровень технологической культуры управленческих кадров;

4) отсутствует система внедрения в практику государственного и муниципального управления современных технологий планирования и прогнозирования;

5) не всегда эффективен контроль за исполнением принятых решений.

Основной целью дальнейшего развития технологического потенциала системы государственного и муниципального управления является повышение эффективности организации управленческих процессов на основе внедрения социальных технологий и повышения технологической культуры государственных и муниципальных служащих.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Достижение поставленной цели возможно посредством решения следующих задач:

1) внедрение кластерных технологий в организацию регионального управления. Их применение предполагает рассматривать основные элементы регионального управления: государственную, муниципальную, хозяйственную и общественно-политическую как единую систему (самостоятельный кластер), целостность которой поддерживается общими целями, единством нормативной базы, кадровой ротацией;

2) завершение процесса регламентации государственных функций и государственных услуг;

3) разработка и принятие программ проведения социально-экономических

реформ на региональном и местном уровнях - создание стимулов для внедрения инструментов стратегического планирования, реформы функций (эффективное выполнение законодательных решений по разграничению полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления), внедрения бюджетирования, ориентированного на результат;

4) внедрение системы аудита результативности деятельности органов исполнительной власти области, а именно системы регулярного наблюдения и оценки результатов деятельности органов исполнительной власти области, связанного с достижением его целей, выполнением задач и программ, а также контроль достоверности полученных результатов. Такой аудит должен включать в себя:

■ оценку качества постановки целей, задач и подготовки программ;

■ оценку эффективности реализации целей, задач и программ органов исполнительной власти;

■ выявление отклонений полученных результатов от плановых;

■ анализ и определение причин выявленных отклонений;

■ подготовку рекомендаций по совершенствованию процесса планирования и реализации целей, задач и программ;

■ подготовку предложений по корректировке показателей деятельности органов исполнительной власти, их структурных подразделений, подведомственных организаций;

■ оценку качества и надежности функционирования системы мониторинга реализации целей, задач и программ органов исполнительной власти;

5) внедрение системы мониторинга региональных социально-экономических показателей; мониторинговая оценка состояния нормативно-правовой базы, хода социально-экономических реформ, формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса и осуществление инвестиционных проектов; выявления инфраструктурных ограничений и возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов; создание системы сбора и распространения лучшей практики проведения реформ на региональном и местном уровнях;

6) реализация существующих механизмов финансового поощрения муниципальных образований, ориентированных на проведение приоритетных реформ, что предполагает выявление и распространение лучшей региональной и муниципальной практики в области проведения социально-экономических реформ.

7) стимулирование инициатив, направленных на вовлечение общественности в процесс принятия решений на государственном и муниципальном уровнях;

8) повышение технологической культуры управленческих кадров на основе формирования системы обучения социальным технологиям управления.

Выводы. Совокупный потенциал государственного и муниципального управления в регионе включает четыре основные "составляющие": организационную, кадровую, информационно-аналитическую и технологическую. Использование организационного потенциала связано с завершением процессов формирования эффективной системы государственного управления и системы местного самоуправления в регионе. Эффективное использование кадрового потенциала возможно посредством формирования единой кадровой политики на территории региона, улучшения качественного состава служащих, внедрения системы оплаты труда по результатам, повышения престижа государственной и муниципальной службы, совершенствования организационных структур, методов и технологий кадровой работы. Развитие информационно-аналитического потенциала предусматривает: создание эффективной системы информирования населения региона; создание инструментария

административного моделирования; формирование эффективных механизмов сбора, переработки, хранения и передачи государственной информации в электронном виде; создание "инфраструктуры доверия"; формирование системы стандартизации программного обеспечения. Эффективное использование технологического потенциала регионального управления предусматривает: внедрение кластерных технологий в организацию; завершение процесса регламентации государственных функций и государственных услуг; разработку и принятие программ проведения социально-экономических реформ; внедрение системы аудита результативности деятельности органов исполнительной власти; внедрение системы мониторинга региональных социально-экономических показателей, совершенствование существующих механизмов финансового поощрения муниципальных образований; повышение социально-технологической культуры управленческих кадров; развитие гражданской активности населения.

Литература

1. О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

2. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г № 601.

3. Об областной целевой программе развития гражданской и муниципальной службы Белгородской области на 2008-2010 годы. Постановление Правительства Белгородской области от 22 сентября 2008 г № 234-пп.

4. О долгосрочной целевой программе "Формирование и развитие системы региональной кадровой политики на 2011-2015 годы". Постановление Правительства Белгородской области от 23 октября 2010 г № 357-пп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.