_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 159.937
О. В. Мизонова, к.ф.н., доцент МГУ им. Н. П. Огарева, г. Саранск, РФ
МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ГРУППОВОГО СУБЪЕКТА САМОВОСПРИЯТИЯ
Аннотация
В статье анализируется проблема самовосприятия группового субъекта. Раскрываются особенности группового самовосприятия. На материале эмпирического исследования студенческих групп показана динамика самовосприятия группы в период обучения в вузе и его характерные особенности, а также раскрывается структура самовосприятия.
Ключевые слова
Студенческая группа, групповой субъект, самовосприятие, групповой субъект самовосприятия.
Человек как существо общественное не может достигать своих целей в одиночку, не кооперируясь с другими людьми. каждая группа предстает как динамичный, самостоятельно отвечающий за свою судьбу, уникальный субъект, требующий дифференцированного и индивидуального подхода в его психологическом сопровождении. Механизмы развития группового субъекта как одного из системных процессов его жизнедеятельности представлены комплексом формально-динамических и содержательно-психологических характеристик. С формально-динамической стороны механизмами развития группового субъекта является триада взаимосвязанных процессов интеграции - дифференциации - дезинтеграции. С содержательно-психологической стороны механизмы развития группового субъекта отражаются в процессах образования групповой структуры, формирования индивидуальности группового субъекта, групповой самоидентификации, его преобразования путем включения в другую группу, распада группового субъекта.
Проблема студенческой группы как субъекта самовосприятия практически не разработана в современной психологии, но она тесно связана с проблемами общения, социальных иллюзий и реальности в социуме [3, с. 85]. В настоящее время существует потребность в полном и целостном описании этого явления. Несомненно, психологический комфорт студента в группе определяет успешность его учебной деятельности, становление его как личности и как профессионала [2, с. 253].
Опыт совместной деятельности, ощущение общности и единства в учебной группе имеет особую значимость для будущих специалистов-психологов. Им самим придется сталкиваться в практической деятельности не только с личностными, но и внутригрупповыми проблемами, а также с межгрупповыми конфликтами, различными организационными патологиями.
Установлено, что человек несет в своем внутреннем мире печать группы членства, поэтому часто оказывается сходными оценки явлений, переживания членов одной группы. С. Московичи и ряд других авторов предполагают, что в обществе существуют так называемые «социальные представления» [1, с. 45]. Они возникают на основе совместной деятельности и опыта, являются мнением группы. На их основе познается социальный мир, сохраняется его сложившаяся картина, регулируется общение и поведение членов группы. Социальные представления способствуют выработке групповым субъектом своего собственного «группового» самосознания. А самосознание определяет восприятие членов группы как элементов одной системы, имеющей общий взгляд на мир. Обнаружено также, что в представлениях членов группы, по всей видимости, отражается их единство, что проявляется в речевых высказываниях в виде противопоставления местоимений «Мы» и «Они».
Самовосприятие группового объекта активно, деятельностно по своей природе. Оно отражает происходящие в группе процессы, формируется за счет согласованных действий отдельных членов группы, общности содержания и форм их деятельности. Действуя как субъект самовосприятия, познавая и понимая
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
поведение воспринимаемых объектов и, в первую очередь, саму себя, группа способна устанавливать контакты - как межгрупповые, так и с отдельными индивидами.
Основываясь на работы психологов, мы полагаем, что в структуру самовосприятия группы входят:
1) субъект и объект - ими « в одном лице» в данном случае выступает сама группа; 2) процесс аутоперцепции, осуществляемый посредством механизмов ингруппового фаворитизма, физиогномической редукции и стереотипизации; 3) социально-перцептивный «Мы-образ» - это не просто сумма представлений всех членов группы о ней, а нечто общее в них, проявляющееся в речевых самохарактеристиках, когда члены группы находятся вместе.
Содержание восприятия групп может отражать уровень ее субъективности, мы полагаем, что в содержание группового самовосприятия могут включаться как осознаваемые, так и неосознаваемые компоненты, и соответственно его структура может быть представлена двумя уровнями: осознаваемым и неосознаваемым. Отсюда вытекает, что самовосприятие группы характеризуется определенной степенью осознаваемости.
Проведенный нами анализ специальной литературы позволяет рассматривать группу в качестве целостного системного образования, обладающего активным, действенным началом, то есть в качестве субъекта. При этом мы придерживаемся, идеи о том, что группа может выступать в качестве субъекта деятельности, общения и взаимоотношений, а также социального познания, в том числе и самовосприятия.
Результаты исследования позволяют полагать, что начиная с 3 курса, когда проявляется интерес к психологии групп, социально-психологическим процессам, проявляются организационные способности, перцептивная точность в наблюдении групповых процессов. В самой подготовке будущих психологов преобладают индивидуалистические ориентации. Возможно после преобразования групп третьекурсников, в связи с началом специализации, в них происходят изменения, чем на этапе их становления: не задействуются столь интенсивные процессы общения, поскольку все студенты друг друга достаточно хорошо знают, а, кроме того, в рамках новой группы всегда остаются часть старой. Следовательно, на первом этапе (1-2 курс) развитие студенческой группы психологов как субъекта самовосприятия является наиболее вариативным, уже с 1 курса она как субъект обладает определенной индивидуальностью. При этом включение учебной группы психологов в более интенсивный процесс изучения психологии, вероятно, способствует ее интеграции, срабатываемости ее членов, что проявляется в дифференцированном, позитивно эмоционально окрашенном образе группы. По всей видимости, разделение академических групп по специализациям (3 курс), сопровождающееся преобразованием их состава (композиции), нарушает нормальный естественный ход групповой жизнедеятельности, что выражается в «застое», стагнации их социально-психологического развития (3-5 курс), причем на достаточно низком уровне. Одновременно такое преобразование групп приводит к нарушению целостности самовосприятия групповых субъектов. С преобразованными группами целесообразно осуществлять развивающую работу.
Список использованной литературы:
1. Андреева Г. М. Психология социального познания. - М.: Мысль,1997. - 239 с.
2. Мизонова О. В. Роль психологического образования в подготовке специалистов / Ценности гуманитарного образования в поликультурном социуме: материалы Всерос.науч.-практ.конф.(Саранск, 29-31 окт. 2009 г.) /Федереральное агенство по образованию, МГУ им. Н.П. Огарева, Ин-т доп.образования; [сост. Н.Д. Десяева]. - Саранск, 2009. - С. 253-256.
3. Шукшина Л. В. Человек в мире социальных иллюзий // Психология человека в современном мире. Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной, 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна. - М. : Институт психологии РАН, 2009. - С. 85-91.
4. The Mechanisms of social illusions and theis development // Shukshina L.V. Mizonova O.V., Motchalov E.V., Eldin M.D. Review of European Studies, 2015. Т.7. - №6. - С. 282-288.
© Мизонова О. В., 2016