Научная статья на тему 'Механизмы развития экономики регионов в условиях глобализации'

Механизмы развития экономики регионов в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
354
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВТО / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тупчиенко В. А.

Мы живем в эпоху стремительного взаимного проникновения и быстрого усиления взаимозависимости государств в экономической, социальной, политической, идеологической и культурной областях. Эта тенденция получила название глобализации. Будучи объективной тенденцией развития, глобализация открывает дополнительные возможности экономикам отдельных стран. Но этот процесс сопряжен с издержками и угрозами для национальных экономик, причем не только бедных, но и богатых стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы развития экономики регионов в условиях глобализации»

28 (331) - 2013

Стратегия экономического развития

УДК 338.1

механизмы развития экономики

регионов в условиях глобализации

в. а. тупчиенко,

доктор экономических наук, член-корреспондент РАЕН, профессор кафедры макроэкономического регулирования E-mail: omega-7@nm. ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Мы живем в эпоху стремительного взаимного проникновения и быстрого усиления взаимозависимости государств в экономической, социальной, политической, идеологической и культурной областях. Эта тенденция получила название глобализации. Будучи объективной тенденцией развития, глобализация открывает дополнительные возможности экономикам отдельных стран. Но этот процесс сопряжен с издержками и угрозами для национальных экономик, причем не только бедных, но и богатых стран.

Ключевые слова: глобализация, ВТО, развитие экономики, регион.

Исторически сложилось так, что любое государство, включая Российскую Федерацию, для динамичного экономического развития должно тем или иным образом интегрироваться в мировую экономику. Не так давно Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). Эта относительно новая форма включения в мировой рынок может обернуться как ускорением экономического развития, так и экономическим крахом. Чтобы определить более вероятные последствия вступления в ВТО, необходимо проанализировать опыт государств, прошедших по этому пути до Российской Федерации.

Киргизия — член ВТО с 1998 г. Переговоры по вступлению проходили без серьезных затруднений

и характеризовались значительными уступками со стороны Киргизии. Страна фактически отказалась от попыток защитить от внешнего проникновения сельское хозяйство, промышленность, финансовый сектор и телекоммуникации. Но вместе с тем на тот момент стране, пережившей экономический спад, нечего было защищать на внутреннем рынке — экспорт был преимущественно сырьевым, а перерабатывающая промышленность не развита. Кроме того, режим киргизской внешней торговли уже был достаточно либеральным, а бюджетная поддержка сельского хозяйства практически отсутствовала.

Таким образом, вступая в ВТО, Киргизии не пришлось идти на экстренные меры по открытию своего рынка. Более того, ей была предоставлена расширенная финансовая помощь от международных организаций.

В результате вступления в ВТО неконтролируемый поток сравнительно недорогих товаров зарубежного производства вытеснил с внутреннего рынка многие отечественные товары сельского хозяйства, легкой промышленности. Киргизские предприятия оказались неконкурентоспособными, особенно сильно пострадало сельское хозяйство. Не сыграло существенной положительной роли и снижение нетарифных ограничений на ее продукцию. Среди товаров, экспортируемых Киргизией на

Запад, преобладали металлы и химикаты, которые не конкурируют с западной продукцией и поэтому не подпадают под нетарифные ограничения.

Заслуживает внимания позитивный опыт Китайской Народной Республики, ставшей членом ВТО в 2001 г. В результате интеграции в мировой рынок экспорт в промышленном секторе значительно превысил импорт. Развилось производство мини-компьютеров, цветных телевизоров, мобильных телефонов, автомашин, кондиционеров, химических волокон, металлопродукции.

Перед вступлением руководство страны сознательно придавало экономике агрессивную экспортную направленность. Также важно, что Китай сознательно отказался от статуса страны с рыночной экономикой, чтобы государство могло вмешиваться в экономику для поддержки отечественных производителей.

Важным фактором развития Китая после присоединения к ВТО стал поток инвестиций. Этому способствовали благоприятные экономические условия, и особенно — проводимая руководством страны политика превращения Китая в основной источник экспорта из Азии. Благодаря глубоко продуманной поэтапной стратегии модернизации экономики, а также неспешным, но эффективным переговорам о вступлении в ВТО Китаю удалось получить максимум от интеграции в мировую экономику.

В ходе модернизации была сделана ставка на малый и средний бизнес как наиболее гибкий инструмент инновационной экономики, способный оперативно и эффективно реагировать на потребности мирового рынка.

Основные составляющие успеха китайской экономики после присоединения к ВТО следующие:

- экспортная ориентация экономики;

- развитие и поддержка частной инициативы;

- развитие и поддержка малого и среднего бизнеса;

- емкий внутренний рынок;

- дешевая рабочая сила;

- проведение активной национальной инвестиционной политики.

Можно сделать вывод о том, что в ВТО более успешны государства, экспортирующие значимое количество высокотехнологичной продукции. Вступление в ВТО — грамотный шаг в том случае, если экспорт гасится тарифными ограничениями.

Возникает вопрос: какой сценарий развития более вероятен для России после вступления в ВТО?

Для этого можно проанализировать структуру импорта из России В процентном отношении на август 2012 г. она выглядит следующим образом:

- нефть и газ — 45 %;

- прочие топливно-энергетические товары — 25 %;

- металлургическая продукция — 8 %;

- химическая продукция — 6 %;

- машиностроительная продукция — 4 %;

- продовольствие — 4 %;

- прочие товары — 7 %.

Явно выражена ориентация на экспорт сырья и энергоресурсов. Совокупный объем экспорта высокотехнологической промышленной продукции составляет не более 10 %.

В рейтингах стран по инвестиционной привлекательности Россия находится во второй сотне. В 2011 г. был зафиксирован чистый вывоз капитала из страны в 80,5 млрд долл.

Структура Российской экономики и ее актуальное состояние гораздо ближе к киргизской, чем к китайской. Из этого можно заключить, что при сохранении текущей экономической политики успешность инновационного развития маловероятна. России придется еще не один год опираться на минеральные ресурсы как важнейший источник валютных поступлений.

Для России неприемлем путь инерционного развития по сырьевой модели. Необходимо осознать, что РФ находится в принципиально иных условиях, нежели страны скандинавского социализма. Государство с населением, приближающимся к 150 млн чел., и самой большой территорией на планете не может развиваться с экономикой, зависящей от экспорта энергоресурсов. Это грозит его суверенитету и геополитической субъектности. Кроме того, следует учитывать, что рынки сбыта многих сырьевых товаров расширяются медленнее рынков продукции обрабатывающей промышленности. По прогнозам специалистов, прирост потребления первичных энергоресурсов в странах Западной и Восточной Европы в ближайшие 15 лет составит не более 0,5 % в год, а потребление нефти даже сократится. Трудно ожидать существенного расширения мирового рынка металлов в условиях внедрения их субститутов и материалоэкономных производств. Следовательно, рост ВВП может поддерживаться только благоприятной ценовой конъюнктурой на рынках. Более чем четырехкратный рост номинального ВВП произошел в условиях незначительного

роста валового экспорта углеводородного сырья (см. таблицу).

Экспорт нефти и нефтепродуктов из РФ в 2004—2010 гг., млн т.

Показатель 2004 2006 2008 2010

Экспорт нефти 258 248 243 247

Экспорт нефтепродуктов 82 104 118 133

Кроме того, существует ряд угроз, способных сделать принципиально невозможным развитие РФ в формате экспортера сырья.

Россия прочно занимает первое место в мире среди экспортеров сырья с 10,5 %-ной долей в мировом экспорте ресурсов. Даже по ныне действующим правилам ВТО, суверенитет России над своими природными ресурсами будет сильно ограничен. Как известно, приоритет в доступе к эксплуатации месторождений, согласно российскому законодательству о недрах, имеет та компания, которая проводила геологическую разведку и сумела открыть месторождение. В Россию придут мощные специализированные компании с Запада. Это может стать началом процесса перехода минерально-сырьевой базы России под контроль транснациональных компаний (ТНК). Власти должны учитывать, что России придется выполнять и те обязательства, которые пока в документах ВТО не значатся, в том числе и обязательства по либерализации доступа ТНК к природным ресурсам.

Для Запада это гарантия того, что Россия не начнет, подобно Китаю, разворот от сырьевой специализации в сторону более глубокого передела природных ресурсов, выстраивания производственно-технологических цепочек, на выходе которых будет конкурентоспособная высокотехнологичная продукция.

Существует и угроза сланцевой революции в нефтедобыче. По разным оценкам, мировые запасы сланца содержат от 550 до 630 млрд т сланцевой нефти, т. е. в 3—4 раза больше, чем все разведанные запасы традиционной нефти. Значительные ресурсы сланцевой нефти распределены между государствами — импортерами углеводородного топлива: 52 % приходится на долю США; 21 % — Бразилии; 11 % — России; 6 % — всех европейских стран; 5 % — КНР и еще 5 % — на долю всех прочих стран.

Исторически добыча нефти из горючих сланцев была мало распространена, она была экономически малоэффективна и оказывала сильное воздействие

на окружающую среду. Но развитие технологий в последние несколько лет привело к существенному снижению себестоимости. Себестоимость добычи в США, даже по самым консервативным оценкам, составляет около 60 долл. /барр. Импорт нефти и нефтепродуктов в США стремительно сокращается. Если в 2007 г. суточный показатель составлял 13—14 млн барр., то уже в 2011 г. он упал до 8 млн барр.

Добыча сланцевой нефти в Китае возможна при условии импорта технологий из США. Даже если импорт не снизится, а лишь прекратит рост, покрывая рост потребностей Китая в нефти, это уберет главный фундаментальный фактор роста цены на нефть в последнее десятилетие.

Если развитие технологий позволит сделать добычу сланцевой нефти более экологически чистой, то существует опасность начала добычи сланцевой нефти в Европе. По мнению руководства Европейского Союза, добыча на территории стран сообщества сланцевого газа и нефти призвана сыграть ключевую роль в снижении зависимости от импорта энергоносителей.

Таким образом, в ближайшие несколько десятилетий возможно сокращение рынка нефти и снижение мировых цен на нефть до показателей, близких к себестоимости добычи сланцевой нефти.

Это далеко не все угрозы экономическому развитию страны при существующей экономической модели. Представляется очевидным, что добыча нефти не способна обеспечить динамичного развития экономики, и рано или поздно поступление нефтедолларов сократится, оставив государство без средств к развитию и поддержанию социального обеспечения. Это грозит глубоким экономическим, социальным и политическим кризисами.

Перед Россией возникла новая угроза: в перспективе нам придется фактически отказаться от определяющей роли нефтегазовых доходов в формировании государственного бюджета. Возникает задача сменить нежизнеспособную сырьевую модель государства и вывести страну на рельсы национально ориентированной экономики. Вопрос заключается в том, какая роль в системе мирового разделения труда будет предпочтительнее для России. Ответив на него, можно будет определить, какие изменения необходимы в структуре экономики.

Традиционно международное разделение труда объясняется наличием у стран в избытке тех или

иных факторов производства — земли, капитала, трудовых ресурсов. То, что имеется в избытке, обычно стоит дешево, значит, выгодно вывозить, обменивая на продукцию, производимую с использованием дефицитных факторов производства.

На нынешнем профиле страны в мировом хозяйстве сказываются также доставшееся ей историческое наследие, сложившаяся политическая и социально-экономическая система, уровень индустриального развития.

Экономико-географическое положение стран, иногда называемое также геоэкономическим, является еще одним фактором, приводящим к распределению труда между государствами.

Можно констатировать также определенную связь между размерами территории, численностью населения, емкостью внутреннего рынка страны, с одной стороны, и степенью ее включения в международное разделение труда, с другой. Крупные страны обладают при прочих равных условиях более емким внутренним рынком, поэтому их производство в меньшей мере ориентировано на сбыт продукции вовне.

Указанные факторы, несомненно, имеют определяющее значение при международном распределении производства, но их влияние постепенно уменьшается, в перспективе главную роль будет играть научно-технический прогресс как фактор мирового разделения труда. Если в природных и

географических условиях не наблюдается заметных перемен, то в науке и технике они происходят постоянно, стремительно революционизируя производство. Также научно-технический прогресс существенно влияет на использование ресурсного потенциала. Показательны примеры развития добычи нефти и газа на шельфе, сланцевой революции в сфере газодобычи.

Анализ уже имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ целесообразно провести с опорой на основные факторы экономического роста:

- количество и качество вовлекаемых в хозяйственный оборот природных ресурсов;

- численность и качество трудовых ресурсов;

- объем и качественный состав основного капитала;

- уровень развития технологий и организации производства.

Важным преимуществом является минерально-сырьевая база страны. На долю России приходится значительное количество природных ресурсов (рис. 1). Потенциальная стоимость выявленных, разведанных и предварительно оцененных запасов полезных ископаемых в России составляет около 40 трлн долл. А их прогнозный потенциал оценивается в 140 трлн долл.

Значительны земельные ресурсы России. Обеспеченность населения страны пашней на душу населения сравнительно высокая — 0,87 га.

50

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

^ Природный I

Алмазы Щ Никель

Цветные и

редкоземельные металлы

^ Нефть

Каменный уголь

Рис. 1. Доля РФ в мировых запасах, %

Главное растительное богатство России — ее леса (1/4 мировых ресурсов). Россия богата и водными ресурсами.

Несмотря на уменьшение численности населения в России, экономически активное население составляет 75,7 млн чел. Анализ структуры занятости в секторах экономики России показывает, что она вполне соответствует показателям развитых стран: большая часть занятых сосредоточена в сфере услуг; далее следуют промышленность и сельское хозяйство.

В настоящее время в России сохраняется достаточно высокий общеобразовательный и профессионально-технический уровень экономически активного населения. При этом стоимость рабочей силы остается относительно низкой. И это один из основных факторов инвестиционной привлекательности России. С другой стороны, низкий уровень заработной платы не только отрицательно сказывается на жизненном уровне трудящихся, но и уменьшает потребительский спрос и сокращает бюджетные доходы. Низкая оплата труда не стимулирует работника к дальнейшему повышению производительности и не способствует повышению конкурентоспособности российской промышленности и продукции российского производства на мировых рынках.

За годы реформ научно-технический потенциал России подвергся тяжелым испытаниям. Снизилось общее число научных организаций (основные сокращения затронули прежде всего проектные, проектно-изыскательские организации и конструкторские бюро, обслуживающие промышленность), сократились их размеры.

Наиболее конкурентоспособные российские технологии, не уступающие мировому уровню, сосредоточены в производстве современных видов вооружения и военной техники, военном авиастроении, атомной энергетике, лазерной индустрии, биотехнологиях, медицине и др.

По ряду передовых технологий Россия может выйти на мировой уровень в ближайшие 5—7 лет, если будет развивать соответствующие научные направления. Среди них наиболее перспективными являются водородная энергетика, лазерные технологии, материалы и сплавы с заданными свойствами, трубопроводный транспорт угольной суспензии, биополимеры клетки и др.

В настоящее время российская научная сфера нуждается в серьезном реформировании для под-

нятия уровня ее эффективности и международной конкурентоспособности страны. Среди мероприятий, направленных на достижение этих целей, первостепенное значение имеют совершенствование кадрового состава (его омоложение, обеспечение преемственности научных поколений и сохранение научных школ), модернизация материально-технической базы и повышение оплаты труда.

Одним из важнейших факторов развития рыночного хозяйства является капитал, запас экономических благ в форме денежных средств и реальных капитальных товаров, вовлекаемый его собственниками в производственный процесс для получения дохода.

За последнее десятилетие богатство России за вычетом природно-ресурсного потенциала значительно сократилось. При этом более значительно сократились материальные оборотные средства и основные фонды.

Одной из наиболее острых проблем российской экономики является быстрое старение основных фондов. Постоянно происходит снижение общего и отраслевых коэффициентов обновления и выбытия фондов, падают темпы ввода в действие новых мощностей и оборудования, в том числе в стратегически важных для страны отраслях, повсеместно ощущается острая нехватка капиталовложений, особенно в промышленности.

Средняя степень износа основных фондов составляет более 45 % (рис. 2). Характерным явлением в экономике России последних 10—15 лет стал не только увеличивающийся износ основного капитала, но и резкое замедление его обновления. Если в советский период ежегодно обновлялось 10,2 % основных фондов, то в настоящее время этот показатель упал до 2 %.

Доклад Всемирного экономического форума показывает не только соотношение стран по эффективности национальной экономики, но и выявляет причины, лежащие в основе снижения или повышения их рейтинга. В общем рейтинге Россия занимает 67-ю позицию.

Российская Федерация располагает немалыми преимуществами, а именно: высокой обеспеченностью полезными ископаемыми, квалифицированными кадрами ученых и инженеров, хорошей системой образования, многими техническими достижениями. Картина, однако, выглядит совсем по-другому, когда речь идет об эффективности государственного управления экономикой и развитии важнейших ры-

60

50

40

30

20

10

0

ночных институтов. Вниз нас потянули невысокая эффективность финансового рынка (130-я позиция), низкий уровень конкуренции (136-я), вызванный неэффективной антимонопольной политикой (124-я), слабая защита прав собственности (133-я позиция). Эти факторы приводят к неэффективному использованию огромных природных ресурсов России, мешают росту производительности труда в экономике. Именно здесь надо искать объяснение фундаментальной проблемы российской экономики — неблагоприятного инвестиционного климата в стране, следовательно, и недостаточного динамизма экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опыт развитых стран демонстрирует, что за последние два десятилетия участие государства в повышении конкурентоспособности предприятий своей страны существенно возросло. Правительства этих стран разрабатывают и осуществляют специальные программы по обеспечению конкурентоспособности национальной экономики, берут на себя заботу о формировании, развитии и удешевлении необходимой для этого инфраструктуры — науки, информационно-коммуникационных систем, пересматривают налоговое законодательство в целях поощрения конкурентоспособных отраслей и т. д. Сложившиеся реалии требуют использования дан-

^ Все основные фонды

В добыче полезных ископаемых

Щ В обрабатывающем производстве

У/А втэк

и связи

ного опыта в России, перехода к политике государственного стимулирования конкурентоспособности экономики.

Важно отметить, что традиционно в России экономический рост обеспечивается экстенсивными факторами (использование большего количества рабочей силы, строительство новых предприятий, использование большего количества оборудования, вовлечение в хозяйственный оборот дополнительных земель, открытие новых месторождений и увеличение добычи полезных ископаемых).

Интенсивные факторы экономического роста (определяющиеся совершенствованием систем управления, развитием технологий, модернизацией производств и повышением качества человеческого капитала) также вносили существенный, но все-таки заметно меньший, вклад в экономический рост. Таким образом, быстрый рост валовых показателей производства сопровождался незначительными изменениями в производительности труда. Такая модель экономического развития продуктивна только в условиях закрытой экономики. Спад производства в 1990-е гг. показал ее неконкурентоспособность в условиях мирового рынка. Чтобы поддерживать высокий уровень занятости в условиях возросшей конкуренции, необходимо использовать преиму-

ЦЦв

строительстве

I В сфере транспорта

Рис. 2. Степень износа основных фондов в РФ, %

щества дешевого минерального сырья. В перспективе целью экономической политики должно стать повышение производительности факторов производства.

Среди факторов, воздействующих на конкурентоспособность национальной экономики, следует отдельно выделить экономическую политику государства вообще и его целенаправленную промышленную политику в частности. Задачи внешнеэкономической политики государства могут быть следующими:

- не допускать резкого снижения ценовой конкурентоспособности отечественного экспорта и импортозамещающего производства;

- стимулировать экспорт в первую очередь продукции, созданной на базе современных высоких технологий;

- обеспечивать защиту модернизируемых отраслей и производств, потенциально конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках.

Необходимо обеспечить эффективное взаимодействие фундаментальной науки с прикладными исследованиями и разработками, а также внедрение их результатов в производство. Только при выполнении этого условия высокий научно-технический потенциал станет реальным конкурентным преимуществом. Важным направлением решения этих проблем будет формирование сети государственных научных центров.

Выбор направлений активизации инновационной деятельности и методов стимулирования технологических изменений в производстве целесообразно вести на пересечении рациональных потребностей в современных технологиях и имеющихся в России заделов в области НИОКР, обеспечивающих устойчивое развитие и экономическую безопасность страны.

Для разработки рациональной инновационной политики целесообразно дифференцировать и условно выделить группы отраслей, различающиеся по уровню развития, а также степени конкурентоспособности промышленной продукции на внешнем и внутреннем рынках, где должна проводиться та или иная инновационная политика. Первая группа — отрасли добывающей промышленности, способные к экспорту своей продукции. Вторая группа — отрасли, обладающие большим научно-техническим потенциалом, способные создать конкурентоспособную продукцию для мирового и внутреннего рынков.

В первой группе отраслей (прежде всего нефтяная, газовая, добыча и переработка драгоценных камней и металлов, лесная), где имеются реальные возможности последовательного развития с использованием собственной финансовой базы, необходимо создать и поддерживать условия для ее эффективного функционирования без прямого финансового участия государства.

С помощью постепенного повышения экспортных пошлин на вывоз сырья первичной переработки и их снижения для высокопередельных продуктов можно обеспечить значительное число рабочих мест и увеличить налоговые поступления. В перспективе, после становления перерабатывающей промышленности, возможно обратное повышение пошлин на экспорт сырья. Это снабдит внутренний рынок дешевыми ресурсами и станет значительным конкурентным преимуществом российских производителей.

Для второй группы отраслей и производств (самолетостроение, ракетно-космические производства, атомная промышленность, вооружения и военная техника, отчасти энергетическое машиностроение и электротехника, тяжелое станкостроение, биотехнологии, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность) характерно то, что их продукция способна выйти на внешние рынки, но будет сталкиваться с особо острой конкуренцией. Реализация инновационной политики в рамках этой группы отраслей может потребовать крупных прямых государственных инвестиций и субсидий, которые должны дополняться и со временем заменяться иными мерами: созданием условий для формирования внутреннего и внешнего спроса, в том числе путем государственной поддержки при организации сбыта продукции на внешних рынках.

Для радикального изменения технологической базы промышленных предприятий необходимо:

- вывести из оборота старое советское оборудование в возрасте свыше 15 лет, ввести штрафные санкции за использование устаревшего, несколько раз амортизированного оборудования;

- создать условия для льготного целевого кредитования инвестиций в основной капитал и льготного импорта высокотехнологичных машин и оборудования;

- освободить от налогов ту часть прибыли, которая идет на высокотехнологичные инвестиции в активную часть основного капитала;

- развивать практику размещения госзаказов на высокотехнологичных предприятиях.

Необходимо также рассмотреть сравнительно новый структурный элемент глобальной экономики — региональные интеграционные объединения. Региональные экономические группировки выступают одновременно и как проявление более широкого процесса глобализации, и как инструмент защиты от неблагоприятных ее последствий. Они служат созданию более крупного экономического пространства, ограждая участвующие в них страны от опасностей глобальной конкуренции и экспансионизма, которым они не в состоянии противостоять.

Необходима интенсификация реальных интеграционных процессов в рамках СНГ, Евразийского экономического сообщества, а также союза России и Белоруссии. В настоящее время действительных шагов к реальной экономической интеграции пока еще мало, хотя восстановление производственных и других экономических связей на постсоветском пространстве могло бы стать важным фактором общего экономического подъема в этих странах путем создания достаточно емкого рынка, который особенно нужен для отраслей обрабатывающей промышленности, машиностроения.

В качестве альтернативы можно рассматривать интеграцию с Китаем. Взаимное дополнение китайского дешевого труда и климатических условий, благоприятных для промышленного производства, и российских научных достижений с ресурсным потенциалом увеличит конкурентоспособность обоих государств и позволит создать мощную экономику с высоким потенциалом.

Перед Россией стоит задача сменить нежизнеспособную сырьевую модель государства и вывести страну на рельсы национально ориентированной экономики.

Учитывая природно-ресурсный, сохранившийся интеллектуальный и часть научно-технологического потенциала страны, можно сделать вывод, что при проведении благоприятной экономической и промышленной политики Россия будет обладать существенными возможностями повышения конкурентоспособности экономики. Для решения задач технологического прогресса необходимо прежде всего создание среды, поддерживающей и устойчиво воспроизводящей инновации. Должна осуществляться целенаправленная политика по

формированию и расширению использования инновационных и интеллектуальных конкурентных преимуществ вместо традиционных естественных сравнительных преимуществ, ориентированных на экспорт только природного сырья.

Большое значение как фактор конкурентоспособности российской продукции на отечественном и зарубежных рынках имеет продуманная внешнеторговая и внешнеэкономическая политика России. Она может быть широко использована как фактор целенаправленной поддержки отечественных производств, имеющих шансы стать конкурентоспособными на мировом рынке, а также содействия деятельности российских компаний на рынках других стран.

Таким образом, необходимо освоение новых инструментов зашиты национальных отраслей и поддержания их конкурентоспособности — антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, нетарифные ограничения, включая квотирование и лицензирование, так называемые технические барьеры в торговле.

Список литературы

1. Глазьев С. Ю. О стратегии экономического развития России на ближайшую и среднесрочную перспективы // Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. URL: http://www. rusrand. ru/public/public_554.html.

2. Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации, 2011. URL: http://www. tpprf. ru/common/ upload/news_140212_dokladWTO. doc.

3. Рукина И. М., Петросян Д. С. Современное образование в контексте модернизации и инновационного развития промышленности России // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2012. № 3.

4. СТАТИСТИКА. ru — http://statistika. ru/.

5. Федеральная служба государственной статистики — http://www. gks. ru/.

6. Экономическая глобализация. Мировая экономика и процесс глобализации — http://ecgb. ru/projec.

7. Якунин В. И. Качество и успешность государственных политик и управления: монография / В. И. Якунин, С. С. Сулакшин, В. Э. Багдасарян, И. Б. Орлов, С. М. Строганова. Сер. «Политическая аксиология». М. : Научный эксперт, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.