Научная статья на тему 'Механизмы правового регулирования деятельности корпоративных объединений'

Механизмы правового регулирования деятельности корпоративных объединений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
311
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ ОСНОВА КОРПОРАТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ / ФПГ / ХОЛДИНГИ / СТРУКТУРНО-ПРАВОВОЕ ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ / CORPORATE EDUCATION / THE LEGAL FRAMEWORK OF CORPORATE ASSOCIATIONS / AND THE STRUCTURAL-LEGAL FIELD OF ACTIVITY OF THE DOMESTIC CORPORATIONS / FINANCIAL-INDUSTRIAL GROUPS / HOLDING COMPANIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Омарова Зарема Курбановна

В современных экономических условиях российские производители вынуждены искать новые возможности правовой организации деятельности, которые решали бы проблемы эффективного управления предприятиями, неплатежеспособности потребителей продукции, обеспечивали бы осуществление долгосрочных производственных программ, а следовательно, и формирование новых производственных объединений из субъектов различных отраслей экономики. В данной статье рассматривается широкий круг правовых вопросов, законодательных основ и нормативных правил федерального уровня, регулирующих деятельность корпоративных объединений, контроль за их соблюдением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHA№ISMS OF LEGAL REGULATION» OF THE ACTIVITIES OF CORPORATE ASSOCIATIO№S

In modem economic conditions the Russian producers are forced to look for new possibilities of legal organization of activities, which would be solving the problem of the effective management of enterprises, the insolvency of consumers of the products will ensure the implementation of long-term production programs and, consequently, the formation of new production associations of the subjects of various sectors of the economy. This article examines a wide range of legal issues, the legislative framework and regulatory rules of the Federal level, regulating the activities of corporate alliances, the control over their observance.

Текст научной работы на тему «Механизмы правового регулирования деятельности корпоративных объединений»

КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

ОМАРОВА З.К.

МЕХАНИЗМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

В современных экономических условиях российские производители вынуждены искать новые возможности правовой организации деятельности, которые решали бы проблемы эффективного управления предприятиями, неплатежеспособности потребителей продукции, обеспечивали бы осуществление долгосрочных производственных программ, а следовательно, и формирование новых производственных объединений из субъектов различных отраслей экономики. В данной статье рассматривается широкий круг правовых вопросов, законодательных основ и нормативных правил федерального уровня, регулирующих деятельность корпоративных объединений, контроль за их соблюдением.

ОМАЮУА 2.К.

MECHA№ISMS OF LEGAL REGULATION» OF THE ACTIVITIES OF

CORPORATE ASSOCIATIO№S

In modern economic conditions the Russian producers are forced to look for new possibilities of legal organization of activities, which would be solving the problem of the effective management of enterprises, the insolvency of consumers of the products will ensure the implementation of long-term production programs and, consequently, the formation of new production associations of the subjects of various sectors of the economy. This article examines a wide range of legal issues, the legislative framework and regulatory rules of the Federal level, regulating the activities of corporate alliances, the control over their observance.

Ключевые слова: корпоративное образование, правовая основа корпоративных объединений, ФПГ, холдинги, структурно-правовое поле деятельности отечественных корпораций.

Keywords: corporate education, the legal framework of corporate associations, financial-industrial groups, holding companies, and the structural-legal field of activity of the domestic corporations.

Мировая экономика переживает процесс корпоратизации. Россия вступила в этот процесс, выражающийся в создании крупнейших национальных корпоративных структур, выступающих основой ее социально-экономического развития. Признание крупного бизнеса в качестве важнейшего субъекта модернизации и развития национальной экономики и повы-

шения конкурентоспособности на мировых рынках есть необходимое звено экономической стратегии России. Корпорации - организационная форма, объективно наиболее соответствующая стратегическому развитию экономики России, базирующаяся на основе сочетания созданных ранее крупных производственных комплексов, накопленного капитала, использования рыночных механизмов и возможности повышения ответственности за социальные процессы. Крупные корпорации создают основную массу ВНП (ВВП), формируют экономическую систему государства, обеспечивает потребности основных рынков, в первую очередь, в базовых товарах. Среди преимуществ крупных корпораций исследователи чаще всего отмечают концентрацию производства и капитала, организацию массового производства с более низкими издержками и возможностями их снижения, эффективное использование достижений науки и техники, сосредоточение инвестиционного капитала, т.е. использование основных преимуществ крупного производства. Корпорации обладают высокой экономической устойчивостью и менее подвержены кризисным явлениям.[7, с.5]

В настоящее время интеграционные процессы в экономике Российской Федерации находятся на стадии интенсивного и бурного роста.1 Вместе с тем, качество этого роста заметно отстает из-за институциональных деформаций, высоких политических рисков, низкого уровня прозрачности правил и норм правового регулирования структуры собственности и системы корпоративного контроля2, отсутствия транспарентности раскрываемой финансовой информации. Ситуация в данной сфере осложняется недостаточной проработанностью и несовершенством правовой базы, регулирующей процессы создания, функционирования и ликвидации организационных форм корпоративных отношений, возникающих в предпринимательской деятельности. Существующее в Российской Федерации правовое обеспечение корпоративного бизнеса не отвечает в достаточной степени требованиям современных российских рыночных отношений, характеризуется отсутствием системности, последовательности, единообразия понятийного аппарата и, соответственно, нуждается в существенной доработке. При этом, как справедливо заметил автор, «неадекватность законодательного обеспечения современным потребностям создает многочисленные проблемы в правоприменительной практике».[9] Особенно спорными сегодня следует признать вопросы правового регулирования организационно-экономических, организационно-управленческих процессов деятельности корпоративного бизнеса, специальные вопросы правового регулирования выпуска и обращения ценных бумаг, бухгалтерского учета и налогообложения, а также вопросы, касающиеся

1 Крупные бизнес-группы в виде холдингов контролируют многие сектора экономики России. По оценкам Всемирного банка, 35% экономики страны контролируют 23 крупнейшие бизнес-группы.

2 Наблюдается противоречие между необходимостью прозрачности (как средством преодоления корпоративного конфликта, пресечения злоупотреблений инсайдерской информацией) и опасностью раскрытия информации (как фактора, способствующего враждебным поглощениям и усилению административного давления).

3 что, в свою очередь связано с переходом российских компаний на составление финансовой отчетности в соответствии с МСФО

взаимодействия корпоративного бизнеса и государственной власти, что позволяет перевести задачи комплексного правового регулирования и согласованности нормативно-правовых актов различной отраслевой принадлежности в разряд наиболее актуальных.1 А.И. Каминка в своих исследованиях вековой давности усматривал актуальность надлежащего правового регулирования предпринимательских объединений следующим образом: «Усилия юристов и экономистов должны быть направлены на то, чтобы выработать те формы, создать те гарантии, при которых эти организации (синдикаты, тресты), принося обществу всю ту пользу, которую можно извлечь из комбинации капиталистического и предпринимательского элементов, приносили бы ему вместе с тем минимум вреда».[4, с. 422]

В последнее время в российской правовой литературе появился ряд исследований, анализирующих различные виды объединений юридических лиц, создаваемых для предпринимательских целей (финансово-промышленные группы, холдинги, концерны и другие). Ученые-правоведы рассматривают механизмы их создания и эффективного функционирования, а также перспективы их деятельности и дальнейшего развития в Российской Федерации. Проблема воздействия правовой среды на эффективность корпоративного сектора отечественной экономики чаще всего рассматривалась на примере одного из явлений современной российской экономики - финансово-промышленных групп (ФПГ). Их появление в форме организации предпринимательской деятельности было вызвано, прежде всего тем, что в весьма сложных экономических условиях отечественные производители находились в поиске новых возможностей правовой организации деятельности, которые решали бы проблемы эффективного управления предприятиями, неплатежеспособности потребителей продукции, способствовали бы осуществлению долгосрочных производственных программ, а следовательно, и формированию новых производственных объединений из субъектов различных отраслей экономики.

Организация крупного бизнеса в форме ФПГ предполагала слияние финансового и промышленного капитала, привлечение первого в производственный сектор экономики через механизм портфельного инвестирования (с использованием рынка ценных бумаг), а не банковского кредитования. Указ Президента РФ, посвященный вопросам ФПГ[13,14], а затем и соответствующий Федеральный закон (далее - Закон о ФПГ) [15,ст.4697], несмотря на определенные положительные стороны (имеется ввиду, прежде всего, сам факт обращения внимания законодателя на сферу крупного предпринимательства), не создали взвешенного и обоснованного правового регулирования деятельности ФПГ. Большинство норм отечественного Закона о ФПГ носили декларативный характер2, а нормы специального закона не нашли отражения в Таможенном кодексе РФ [12, ст.2066] и Налоговом кодексе РФ[11, ст.3824]. Понятие ФПГ отсутствовало и в «экономической конституции» - Граждан-

1 И, по всей видимости, она останется таковой в обозримом будущем.

2 в том числе государственная регистрация ФПГ, государственная поддержка ФПГ, контроль за деятельностью ФПГ, ликвидация ФПГ.

ском кодексе РФ [104, с.3301], что, безусловно, никак нельзя было поставить это в заслугу законодателю. Использование в этом акте понятий, отсутствующих в ГК РФ, значительно затруднило его понимание и применение.1

Вместе с тем, ряд вопросов создания ФПГ, ответственности участников ФПГ, субъектный состав ФПГ, взаимоотношения центральной компании ФПГ и прочих участников группы оставались нерешенными и вызывали определенные сложности. Неудовлетворительно в законодательстве был решен вопрос об органах управления ФПГ. Невысокая юридическая техника Закона о ФПГ, в свою очередь, привела к ряду управленческих и правовых проблем в компаниях и не позволила максимально извлечь из них все возможные преимущества. Все это в конечном итоге и определило судьбу финансово-промышленных групп - в 2007 г. Президентом РФ В. Путиным подписан Федеральный закон от 22.06.2007 № 115-ФЗ «О признании утратившим силу Федерального закона «О финансово-промышленных группах» (принят ГД ФС РФ 06.06.2007). В настоящее время законодательством не установлены дополнительные права или льготы для деятельности объединений юридических лиц, имеющих правовой статус финансово-промышленной группы. Участники группы регистрируются как отдельные юридические лица согласно закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Деятельность финансово-промышленных групп в настоящее время регламентируется положениями Гражданского кодекса и другими законодательными актами. Антимонопольное, таможенное и налоговое регулирование в отношении ФПГ осуществляется в соответствии с ан-тимононольным, таможенным законодательством и законодательством о налогах и сборах.3

Самой распространенной формой предпринимательских объединений в современной российской экономике являются холдинги.4 Однако, при значительной их распространенности в угольной, нефтяной отраслях, сфере профессионального фондового рынка и ряда других отраслей отечественной экономики в современной предпринимательской практике отсутствует адекватное правовое обеспечение создания и деятельности холдинговых компаний; холдинговые отношения юридически до настоящего времени не закреп-

1 Так, например, в качестве признака ФПГ в Законе о ФПГ законодатель использовал понятие «объединение активов». Хотя экономический смысл объединения активов вроде бы очевиден, но при этом неясно, что именно законодатель подразумевал под этим выражением, ведь «слияние активов» осуществляется и в результате присоединения и слияния юридических лиц, нахождения общей долевой собственности юридических лиц на то или иное имущество, совместной инвестиционной деятельности и т.д.

2 По данным ПРАЙМ-ТАСС, закон разработан во исполнение решений правительства, касающихся прекращения избыточного госрегулирования, исключения избыточных, дублирующих и требующих существенного сокращения функций, осуществляемых в соответствующих сферах федеральными органами исполнительной власти, а также решения правительственной комиссии по проведению административной реформы о целесообразности признания утратившим силу закона "О финансово-промышленных группах". См.

1prime.ru/

3 Отмена соответствующего законодательства, думается, нецелесообразна.

4 Холдинговым компаниям принадлежит особая роль в формировании бюджета страны. Так, на протяжении нескольких лет их налоговые платежи превышают 60% в общем объеме поступлений федеральных налогов и сборов в России. Из них почти 20% составляют налоговые отчисления газового холдинга «Газпрома».

лены.1 Принятые нормативные акты носят ведомственный характер, как правило, лишены или имеют непоследовательный понятийный аппарат, зачастую касаются только процедурных вопросов.

Холдинговые отношения косвенно регулируют Федеральный закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Единственным документом системного регулирования холдингов2 является Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденное Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий». Сфера действия этого Положения значительно сужена, так как оно распространяется только на холдинговые компании, создаваемые в процессе приватизации государственных предприятий и доля капитала которых, находящаяся в государственной собственности в момент создания компании, превышала 25%. Вместе с тем, нормы данного правового акта отдельными указами Президента РФ не распространяются на многие крупные холдинги, формально подпадающие под действие Временного положения. В связи с давним сроком его принятия (еще до введения в действие первой части ГК РФ), а также значительным развитием рыночных отношений в последнее десятилетие многие нормы указанного документа пришли в противоречие с более поздним законодательством и утратили силу.

Около трех лет в Государственной Думе обсуждался проект федерального закона № 9904955-2 «О холдингах». 14 мая 1999 года он был внесен на рассмотрение Госдумы, но из-за ряда существенных противоречий и несоответствий с законодательством Совет Федерации отклонил закон ввиду того, что при его разработке четко не была определена экономическая и юридическая цели создания и регламентации деятельности такого образования, как холдинг. Вместе с тем, законопроект содержал большое количество неясных положений, применение которых затруднено, а отдельные положения противоречили Гражданскому кодексу РФ и другим федеральным законам. Зако-

1 Правовое обеспечение холдингов осуществляется также иными правовыми актами, применительно к холдингам в определенной отрасли хозяйства (сфере деятельности) или конкретным холдингам. К числу таких документов можно, к примеру, отнести Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. N 426 «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий», Указ Президента РФ от 23 октября 2000 г. N 1768 «О мерах по обеспечению концентрации и рационализации оборонного производства в Российской Федерации», ряд указов Президента РФ о создании оборонных холдингов, Постановление Правительства РФ от 11 июля 2001 г. N 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 18 мая 2001 г. N 384 «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте», Распоряжение Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом от 30 мая 1995 г. N 749-р, Российского фонда федерального имущества от 30 мая 1995 г. N 140 «О холдинговых компаниях лесопромышленного комплекса», Распоряжение Государственного комитета по управлению имуществом РФ от 5 апреля 1994 г. N 723-р, утвердившее Примерный устав лесопромышленной холдинговой компании, созданной при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, Указ Президента РФ от 25 мая 1998 г. N 589 «О создании акционерной холдинговой компании "Главстройп-ром».

2 которое следует признать безнадежно устаревшим

нопроект, по оценке разработчиков, носил рамочный характер, слишком общий, отсылочный, не имеющий механизмов реализации содержащихся в нем положений (последняя редакция содержала всего 13 статей). В законопроекте совсем не затрагивались вопросы взаимоотношений холдингов с антимонопольными, налоговыми органами, не рассматривались аспекты внутренних взаимоотношений в холдинге, не было уделено внимание вопросам корпоративного управления и корпоративного контроля в этом предпринимательском объединении. В конечном итоге, в октябре 2001 г. была создана согласительная комиссия, но и в редакции согласительной комиссии, уже с учетом предложений главы государства, закон был отклонен в феврале 2002 г. На своем пленарном заседании Государственная Дума сняла проект федерального закона «О холдингах» с повторного рассмотрения.

Бесспорно, на сегодняшний день принятие закона «О холдингах» является одной из необходимых ступеней для дальнейшего развития отечественного предпринимательства.1 По мнению экспертов, «закон сделает структуру российского бизнеса более понятной и прозрачной для инвесторов - как для внутренних, так и для внешних. Во-вторых, такой закон позволит защитить законными методами бизнес от незаконных недружественных слияний и поглощений. В-третьих, он повысит эффективность управления и развития бизнеса». Следует заметить, что принятие единого закона инициирует необходимость унификации большого числа нормативных актов, так как нормы, затрагивающие холдинговые отношения, содержатся в самых разных отраслях права (гражданское, административное, налоговое право и т.п.). Их, следовательно, придется приводить в соответствие с новым законом. Поэтому более целесообразным видится необходимость внесения ряда изменений в законодательство, минимизации внутренних противоречий между нормами, а уже затем принятие единого правового акта, регулирующего правовое положение холдингов, права и обязанности их участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации холдингов.

Думается, комплексный подход к вопросам законодательного регулирования и согласованности нормативно-правовых актов, регулирующих процессы создания, функционирования и ликвидации организационных форм отечественного бизнеса будет способствовать решению ряда важных правовых и управленческих проблем организации и деятельности предпринимательских объединений в целом, позволит четко определить организационную форму предпринимательства, максимально извлечь возможные преимущества и избежать ответственности за нарушение требований действующего законодательства. В перспективе это приведет к весьма позитивным результатам, и с точки зрения увеличения ВВП, и с точки зрения собираемости налогов.

1 Уже заметны и первые шаги - Закон № 227-ФЗ о новых правилах контроля за трансфертным ценообразованием, вступивший в силу с 1 января 2012 г.

2 Гагарин П.А. Закон о холдингах должен исправить ситуацию.//Российская бизнес-газета, №15 (844), апрель 2012

_Литература_

1. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М., 2005. С. 187

2. Гагарин П.А. Закон о холдингах должен исправить ситуацию //Российская бизнес-газета, №15 (844), апрель 2012

3. Гританс Я.М. Корпоративные отношения: Правовое регулирование организационных форм - Москва, 2005 г.: Волтерс Клувер

4. Каминка А.И. Очерки торгового права. СПб. 1912. С. 422.

5. Ломакин Д.В. Корпоративные отношения и предмет гражданско-правового регулирования // Законодательство. 2004. № 6.

6. Портной К. Правовое положение холдингов в России: Научно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2004.

7. Смирнов А.. Государственно-корпоративный сектор и его развитие //Экономист, 2008 №1. С. 5

8. Чуб Б.А. Диверсифицированные корпорации в современной экономике России. Под ред. д. э. н. Бандурина В.В. - М.: БУКВИЦА, 2000 г.

9. Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: научно-практическое издание. М.; «Волтерс клувер», 2006

10. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

11. Налоговый кодекс РФ. Часть 1 // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3824.

12. Таможенный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2066

13. Указ Президента РФ от 5 декабря 1993 г. № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993 г. № 49. Ст. 4766

14. Указ Президента РФ от 18.05.1995 № 496 «О финансово-промышленной группе «Российский авиационный консорциум» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1957.

15. Федеральный закон РФ от 30 ноября 1995 г. № 190 «О финансово-промышленных группах» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 49. Ст. 4697.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.