МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОДСИСТЕМЫ
И. С. РАКИТИНА, В. И. МЕНЬЩИКОВА
В статье рассмотрены основные механизмы, с помощью которых возможно повысить эффективность функционирования инновационной подсистемы региона. В частности, предложены механизмы формирования технологических платформ; реализации «инновационного лифта», корректировки федеральных и региональных целевых программ для формирования и функционирования федеральных и региональных институтов развития.
Ключевые слова: инновационная подсистема региона, технологическая платформа, «инновационный лифт», целевые программы, федеральные и региональные институты развития.
Как показывают аналитические исследования и статистические данные, Тамбовская область относится к числу регионов с неблагоприятными базовыми условиями для осуществления инновационной деятельности и средним уровнем продуктивности инновационной подсистемы. В то же время по оценке федеральных министерств Тамбовская область - один из российских регионов, который имеет системный комплекс инструментов стратегического развития до 2020 г., рассмотренный и одобренный на федеральном уровне, согласованный с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития России: Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области до 2020 г., Программа социально-
экономического развития на период 2007-2011 гг., Схема территориального планирования [4].
При этом следует подчеркнуть, что Стратегия развития Тамбовской области нацелена на реализацию инновационного сценария экономического роста в регионе, предполагающего на основе крупномасштабных инвестиций переход на новое качество экономического развития, повышение производительности труда в реальном секторе экономики до 4 раз, увеличение реальных доходов населения в 2-3 раза, постепенный выход на бездотационность регионального бюджета [4].
Для достижения поставленных целей и соответственно реализации инновационного сценария развития экономики региона необходимо применить целую совокупность взаимосвязанных механизмов (рис. 1).
В качестве ключевых механизмов реализации инновационной стратегии Тамбовской области можно выделить:
- механизм формирования технологических платформ;
- механизм реализации «инновационного лифта»;
- механизм корректировки федеральных и региональных целевых программ;
- механизм формирования и функционирования федеральных и региональных институтов развития.
Одним из ключевых инструментов реализации инновационного сценария развития экономики региона станет механизм технологических платформ. Под технологической платформой следует понимать коммуникационную площадку для взаимодействия бизнеса, науки, потребителей и государства по вопросам модернизации и научнотехнического развития по определенным технологическим направлениям [3].
Детальный анализ инновационной подсистемы Тамбовской области позволил сделать вывод о возможности формирования технологической платформы наноиндустрии на базе учебноинновационного центра «Нанотехнологии и наноматериалы» при ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» и Наноцентра при ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет» (рис. 2). Данная технологическая платформа будет направлена, прежде всего, на активизацию усилий по созданию перспективных коммерче-
ских технологий и новых продуктов в сфере наноиндустрии, а также на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и
разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества).
механизм корректировки федеральных и региональных целевых программ
- государственные программы РФ;
- федеральные (ведомственные) целевые программы (подпрограммы);
- областные и муниципальные программы;
- корпоративные программы компаний, направленные на комплексное развитие инновационной сферы;
- согласованность и непротиворечивость программ;
- комплексное использование мер и ресурсов, заложенных в программы
Инновационный сценарий развития экономики региона
г
механизм формирования технологических платформ:
- создание перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг);
- привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества);
- совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического и инновационного развития
^ механизм формирования и функционирования федеральных и региональных институтов развития
- создание условий для формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступ предприятиям, функционирующим в приоритетных сферах экономики, к необходимым финансовым и информационным ресурсам;
- организация взаимодействия с федеральными институтами развития и встраивание региональных проектов в их программы;
- создание и развитие региональных институтов развития
\
/
ч ▼ ^ /
ЭКОНОМИКА РЕГИОНА
ИННОВАЦИОННОГО
ТИПА
/ \
механизм реализации «инновационного лифта»
- координация инновационной деятельности за счет сети федеральных и региональных институтов развития, поддерживающих инновационные проекты на всех стадиях развития;
- обмен информацией о перспективных инновационных проектах;
- каналы «передачи» таких проектов от одного института развития к другому;
- «стыковка» сферы исследований и разработок с бизнесом
Рис. 1. Механизмы реализации инновационного сценария развития экономики региона
Рис. 2. Укрупненная модель технологической платформы «Наноиндустрия», формируемой в Тамбовской области
Необходимо отметить, что технологическая платформа «Наноиндустрия», наряду с другими инструментами, призвана интенсифицировать взаимодействие различных субъектов инновационной подсистемы Тамбовской области. В рамках данной платформы наука, государство, бизнес и потребители способны выработать общее видение перспектив технологического развития отрасли нанотехнологий, формировать и реализовывать перспективную программу исследований и разработок.
Таким образом, применение вышеобозначен-ных инструментов обеспечит не только реализацию инновационного сценария развития экономики региона, но и позволит улучшить социальноэкономическую среду региона. При таких условиях создаются возможности для регионов с разным потенциалом развития, что, в конечном итоге, будет способствовать формированию инновационной экономики в регионе и стране в целом.
Главным инструментом обеспечения координации участников региональной инновационной подсистемы станет эффективное функционирование «инновационного лифта» - сети федеральных и региональных институтов развития, поддерживающих инновационные проекты на всех стадиях развития [1]. В рамках такого «инновационного лифта» будет создан механизм обмена информацией о перспективных инновационных проектах, налажена «передача» таких проектов от одного института развития к другому. «Инновационный лифт» также должен стать эффективным инструментом «стыковки» сферы исследований и разработок с бизнесом, формирования новых предприятий на основе результатов прикладных исследований.
В рамках такого координационного механизма на территории Тамбовской области будут взаимодействовать Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ОАО «Российская венчурная компания» (и ее посевной фонд), венчурные фонды, созданные с участием государства и РВК, ОАО «Роснано», Внешэкономбанк, отдельные федеральные органы исполнительной власти - Минобрнауки России, Росмолодежь и др., региональные институты развития Тамбовской области, объекты инновационной инфраструктуры Тамбовской области, высокотехнологичные и инновационные компаний.
В целях более эффективной работы деятельность «инновационного лифта» будет опираться на созданную инновационную инфраструктуру -технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, центры коллективного поль-
зования, в том числе инфраструктуру, создаваемую ОАО «Роснано» и Тамбовской областью в рамках программ поддержки малого и среднего бизнеса и программ развития вузов. При этом в отношении объектов инновационной инфраструктуры будет создана система мониторинга эффективности их использования. В этих целях, в том числе должен быть сформирован региональный реестр объектов инновационной инфраструктуры, созданных с привлечением государственных средств.
Основным механизмом реализации инновационного сценария развития экономики региона являются государственные программы РФ, федеральные (ведомственные) целевые программы (подпрограммы), областные и муниципальные программы, а также корпоративные программы компаний, направленные на комплексное развитие инновационной сферы. Эффективность данного механизма реализации инновационной стратегии зависит от согласованности и непротиворечивости данных программ, а также от возможности комплексного использования мер и ресурсов, заложенных в данные программы. К числу новых целевых программ можно отнести:
- Программу развития научной, научнотехнической и инновационной деятельности в Тамбовской области на период до 2017 г.;
- Программу по улучшению инвестиционного климата в Тамбовской области.
К числу существующих областных целевых программ, в которые необходимо внести изменения, учитывающие приоритетные направления развития инновационной сферы Тамбовской области, можно отнести:
- Областные отраслевые программы развития;
- Программу развития малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области на 2012-2014 гг.;
- Целевую программу повышения конкурентоспособности экономики Тамбовской области;
- Областную адресную инвестиционную программу (ежегодную);
- Ведомственную целевую программу «Развитие научной деятельности в сфере высшего образования и науки Тамбовской области»;
- Целевую программу «Модернизация системы образования Тамбовской области»;
- Целевую программу «Формирование и развитие кадрового потенциала Тамбовской области»;
- Долгосрочную целевую программу «Формирование электронного правительства Тамбовской области»;
- Целевую программу позиционирования Тамбовской области в информационном поле на 2012-2014 годы.
Программы инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, федеральных, региональных и муниципальных государственных унитарных предприятий (далее соответственно -корпоративные программы инновационного развития) содержат комплекс мероприятий, направленных на разработку и внедрение новых технологий, инновационных продуктов и услуг, а также на инновационное развитие ключевых отраслей промышленности Российской Федерации.
Корпоративные программы инновационного развития также должны быть интегрированы в процесс инновационного развития Тамбовской области, содействовать модернизации и технологическому развитию компаний путем значительного улучшения основных показателей эффективности производственных процессов.
Институты развития являются одним из инструментов, стимулирующих инновационные процессы и развитие инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства [2]. Их основная цель - это решение задач, которые не могут быть оптимально реализованы рыночными механизмами для обеспечения устойчивого экономического роста и диверсификации экономики. Кроме того, институты развития выступают в качестве катализатора частных инвестиций в приоритетных секторах и отраслях экономики и создают условия для формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступ предприятиям, функционирующим в приоритетных сферах экономики, к необходимым финансовым и информационным ресурсам.
Формирование благоприятной институциональной среды в Тамбовской области с использованием институтов развития должно строиться по двум направлениям:
- Организация взаимодействия с федеральными институтами развития и встраивание региональных проектов в их программы, и использование инструментов, предлагаемых федеральными институтами развития, для улучшения качества инновационной сферы экономики региона;
- Создание и развитие региональных институтов развития, как инфраструктуры для реализации социально-экономической политики в регионе.
Кроме того, с учетом опыта ведущих инновационных регионов России, перспективным будет создание единого органа по управлению инновациями в Администрации Тамбовской обла-
сти, в задачи которого будет входить управление агронаукоградом, технопарками и венчурными фондами, продвижение защиты интеллектуальной собственности, трансферта технологий и других специфичных для инновационной сферы задач.
В дополнение к данному органу можно рассмотреть возможность и необходимость создания управляющей структуры, приоритетной задачей которой станет организация взаимодействия научных организаций, действующих производителей, объектов инновационной инфраструктуры, администрации региона и потенциальных инвесторов с целью ускорения процессов превращения научной идеи в готовый коммерческий продукт. Формирование новых и развитие действующих институтов и структур, связанных с реализацией инновационной стратегии (как внутри органов власти, так и в виде независимых организаций) будет одним из основных механизмов реализации инновационного сценария развития Тамбовской области.
Обеспечение эффективной реализации поставленных задач инновационного развития Тамбовской области требует формирования и развития механизмов многостороннего взаимодействия между органами государственной власти, бизнесом, научными и образовательными организациями, организациями гражданского общества.
Наиболее значимыми механизмами координации между государством и организациями гражданского общества станет создание постоянно действующих консультативных советов с участием представителей общероссийских объединений предпринимателей, отраслевых бизнес-ассоциаций и профессиональных объеди-нений, представителей научного и образова-тельного сообщества, благотворительных и экспертных организаций. С участием этих консультативных советов будет осуществляться разработка и экспертиза государственных программ Тамбовской области в сфере научной, технической и инновационной деятельности, входящих в их состав подпрограмм и областных целевых программ, а также оценка эффективности их реализации.
Отдельным аспектом эффективного развития региональной инновационной системы является координация федеральной и региональной инновационной политики, повышение эффективности действующих и формирование новых инструментов поддержки инновационного развития на уровне Тамбовской области. Выработка плана действий основывается на приоритетах
инновационной стратегии региона, учитывает динамику процесса реализации стратегии и изменение внешних факторов и условий. Это план действий находит свое отражение в областных целевых программах, а также в мероприятиях федеральных целевых программ, программ институтов развития и компаний с государственным участием, программ совместной деятельности с российскими и международными финансовыми организациями и фондами, международных программ и проектов.
В результате формирование механизмов реализации инновационной стратегии и координации деятельности в области поддержки инноваций всех основных заинтересованных сторон позволит максимально эффективно использовать потенциал государства, бизнеса и организаций гражданского общества в этой сфере.
Следует отметить, что реализуемая сегодня в Тамбовской области стратегия социально-экономического развития содержит инновационный раздел, в котором достаточно подробно прописаны инструменты управления сценарием инновационного развития региона, позволяющие повысить эффективность функционирования инновационной подсистемы. Слаженное взаимодействие существующих и создаваемых элементов региональной инновационной системы внутри и между ее основными блоками - подсистемами исследований и разработок, коммерциализацией, инновациями в бизнесе, а также элементами инновационной инфраструктуры - главное направление создания эффективной системы управления региональной инновационной подсистемы.
Общую координацию взаимодействия между основными блоками региональной инновационной подсистемы должен осуществлять Совет по научно-технической и инновационной политике при Губернаторе Тамбовской области. Другими важнейшими задачами Совета станут определение ключевых технологических приоритетов развития, а также отбор и реализация прорывных инновационных проектов в рамках этих приоритетов, создающих базу для получения региональной экономикой в перспективе глобальных конкурентных преимуществ. Все иные региональные органы исполнительной власти будут в рамках своей компетенции отвечать за инновационное развитие соответствующих секторов экономики и социальной сферы, государственного управления.
В каждой из подсистем региональной инновационной системы должен быть выстроен координационный механизм, позволяющий мак-
симально эффективно использовать имеющиеся и создаваемые инструменты и институты поддержки инноваций. При этом быть должна обеспечена разработка отраслевых (секторальных) стратегий (программ) инновационного развития, либо специальных разделов, посвященных реализации целей инновационного развития в составе стратегических (программных) документов развития отраслей (секторов) экономики и социальной сферы.
Обеспечение эффективной реализации поставленных задач перехода Тамбовской области на инновационной путь развития требует формирования и развитии механизмов многостороннего взаимодействия между органами государственной власти, бизнесом, научными и образовательными организациями, организациями гражданского общества. В этих целях органами исполнительной власти Тамбовской области на постоянной основе будут проводиться общественно-государственные консультации по вопросам разработки и реализации региональной инновационной поли-тики, оценки эффективности реализации бюджетных программ, развития механизмов частно-государственного партнерства в инновационной сфере. При этом особая роль будет принадлежать взаимодействию с объединениями предпринимателей и институтами гражданского общества, обеспечивающему формирование условий для эффективного частно-государственного и общественно-государственного партнерства.
Формирование указанной системы управления, мониторинга и координации деятельности в области поддержки инноваций всех основных заинтересованных сторон позволит максимально эффективно управлять региональной инновационной подсистемой Тамбовской области и использовать потенциал государства, бизнеса и организаций гражданского общества в этой сфере.
Литература
1. Дулепин Ю. А., Казакова Н. В. Стратегии трансфера инноваций в инновационных системах // ИнВестРегион. 2010. № 4. С. 54-59.
2. Зубарев А. С., Емельянов С. Г., Борисоглебская Л. Н. Создание региональной инновационной системы - показатель устойчивого развития экономики региона // Инновации. 2007. № 7 (105). С. 59-63.
3. Лукша О. П. Европейские технологические платформы: возможности использования европейского опыта для создания нового инструмента содействия
инновационному развитию российской экономики //
Инновации. 2010. № 9 (143). С. 34-41.
4. Официальный сайт Администрации Тамбовской области. URL: http://www.tambov.gov.ru
THE REGIONAL INNOVATIVE SUBSYSTEM
I. S. Rakitina, V. I. Menshchikova
In article the main mechanisms by means of which it is possible to increase efficiency of functioning of an innovative subsystem of the region are considered. In particular, mechanisms of formation of technological platforms are offered; realization of "the innovative elevator", updating of federal and regional target programs for formation and functioning of federal and regional institutes of development are considered.
Key words: innovative subsystem of region, technological platform, "innovative elevator", target programs, federal and regional institutes of development.
* * *
MECHANISMS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF FUNCTIONING OF