Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В РОССИИ: СПЕКТР ИНСТРУМЕНТОВ И ОБЗОР СИТУАЦИИ'

МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В РОССИИ: СПЕКТР ИНСТРУМЕНТОВ И ОБЗОР СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ / МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихомиров Дмитрий Викторович, Никифоров Владимир Михайлович, Русинов Дмитрий Алексеевич

Достижение национальных целей развития Российской Федерации возможно благодаря совместным усилиям государства, бизнеса и общества в реализации инвестиционных проектов, оказывающих положительное воздействие на различные сферы жизни граждан. Крупнейшие компании России имеют ресурсы для увеличения инвестиционной активности, но на практике инициаторы проектов, банки и государство пытаются найти баланс между необходимым уровнем собственных средств инициаторов в инвестиционных проектах, объемами заемного финансирования и уровнем государственного участия или государственной поддержки проектов. В течение последних лет государство уделяет этим вопросам значительное внимание, пользуясь широким набором инструментов, специальных механизмов, о специфике, перспективах, методологических и практических ограничениях которых идет речь в данной статье. Дается экспресс-обзор инвестиционной активности крупного бизнеса в России и ряда мер: СЗПК, участия АО «ЭКСАР», ВЭБ.РФ, ФНБ и иных. В следующей статье будет уделено внимание сложностям выбора проектов для предоставления поддержки, проблемам, с которыми на практике сталкиваются специалисты, анализирующие и оценивающие инвестиционные проекты, претендующие на получение государственной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тихомиров Дмитрий Викторович, Никифоров Владимир Михайлович, Русинов Дмитрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT MECHANISMS FOR INVESTMENT PROJECTS IN RUSSIA: RANGE OF INSTRUMENTS AND CURRENT STATE

National development aims of the Russian Federation are possible to achieve with joint efforts of the state, business and society implementing investment projects with positive effects on various spheres. Largest Russian companies have potential to increase investment activity, but in practice project owners, banks and the state are trying to find the balance between the required level of their equity to be injected, debt financing and the level of state participation or state support for projects. During the last years the state is strongly focused on this problem with a great set of instruments, special mechanisms considered in this article, along with such mechanisms' specifics, perspectives, methodological and practical limitations. The authors present an express review of the investment activity of large businesses in Russia and a number of measures namely: SZPK, participation of EXIAR JSC, VEB.RF, NWF and others. The next article will focus on the difficulties of selecting projects for the provision of support, the problems faced in practice by specialists analysing and evaluating investment projects applying for state support.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В РОССИИ: СПЕКТР ИНСТРУМЕНТОВ И ОБЗОР СИТУАЦИИ»

МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В РОССИИ: СПЕКТР ИНСТРУМЕНТОВ И ОБЗОР СИТУАЦИИ

Аннотация. Достижение национальных целей развития Российской Федерации возможно благодаря совместным усилиям государства, бизнеса и общества в реализации инвестиционных проектов, оказывающих положительное воздействие на различные сферы жизни граждан. Крупнейшие компании России имеют ресурсы для увеличения инвестиционной активности, но на практике инициаторы проектов, банки и государство пытаются найти баланс между необходимым уровнем собственных средств инициаторов в инвестиционных проектах, объемами заемного финансирования и уровнем государственного участия или государственной поддержки проектов. В течение последних лет государство уделяет этим вопросам значительное внимание, пользуясь широким набором инструментов, специальных механизмов, о специфике, перспективах, методологических и практических ограничениях которых идет речь в данной статье. Дается экспресс-обзор инвестиционной активности крупного бизнеса в России и ряда мер: СЗПК, участия АО «ЭКСАР», ВЭБ.РФ, ФНБ и иных. В следующей статье будет уделено внимание сложностям выбора проектов для предоставления поддержки, проблемам, с которыми на практике сталкиваются специалисты, анализирующие и оценивающие инвестиционные проекты, претендующие на получение государственной поддержки.

Ключевые слова. Инвестиции, инвестиционные проекты, государственная поддержка, эффективность бюджетных инвестиций, механизмы поддержки, экономический рост, социальные эффекты.

Tikhomirov D.V., Nikiforov V.M., Rusinov D.A.

STATE SUPPORT MECHANISMS FOR INVESTMENT PROJECTS IN RUSSIA: RANGE OF INSTRUMENTS AND CURRENT STATE

Abstract. National development aims of the Russian Federation are possible to achieve with joint efforts of the state, business and society implementing investment projects with positive effects on various spheres. Largest Russian companies have potential to increase investment activity, but in practice project owners, banks and the state are trying to find the balance between the required level of their equity to be injected, debt financing and the level of state participation or state support for projects. During the last years the state is strongly focused on this problem with a great set of instruments, special mechanisms considered in this article, along with such mechanisms' specifics, perspectives, methodological and practical limitations. The authors present an express review of the investment activity of large businesses in Russia and a number of measures namely: SZPK, participation of EXIAR JSC, VEB.RF, NWF and others. The next article will focus on the difficulties of

ГРНТИ 06.39.02 EDN JNVAFN

© Тихомиров Д.В., Никифоров В.М. Русинов Д.А., 2023

Дмитрий Викторович Тихомиров - кандидат экономических наук, профессор Школы финансов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», директор направления - руководитель группы финансового моделирования ВЭБ.РФ (г. Москва).

Владимир Михайлович Никифоров - начальник отдела взаимодействия с банками в управлении корпоративных финансов ООО «Балтийский Химический Комплекс» (г. Москва).

Дмитрий Алексеевич Русинов - аналитик группы финансового моделирования в Бизнес-блоке ВЭБ.РФ (г. Москва).

Контактные данные для связи с авторами (Тихомиров Д.В.): 125993, Москва, Покровский бул., 10 (Russia, Moscow, Pokrovsky bul., 10). E-mail: DTikhomirov@bk.ru. Статья поступила в редакцию 10.04.2023.

selecting projects for the provision of support, the problems faced in practice by specialists analysing and evaluating investment projects applying for state support.

Keywords. Investment, investment projects, governmental support, governmental support efficiency, support mechanisms, economic growth, social impact.

Введение

В современных условиях для сбалансированного развития экономики Российской Федерации недостаточно уделять внимание исключительно экономическим факторам. Требуется поддержка частных инициатив в области инфраструктуры бизнеса и жизни населения в целом, бюджетной эффективности инвестиций и деятельности бизнеса, учет социального развития и экологических аспектов и в целом повестки и принципов ESG (от англ. environmental - вопросы экологии, social - социального развития, governance - корпоративного управления), формирование общей культуры инновационности на разных уровнях бизнеса и власти, личной ответственности граждан за развитие и благосостояние страны.

Столь амбициозные задачи не под силу ни одному правительству без поддержки активных предпринимателей и инвесторов - крупного, среднего и малого бизнеса. Необходима реализация новых эффективных конкурентоспособных инвестиционных проектов, дающих положительный экономический эффект и позитивно влияющих на развитие общества как в местах реализации проектов, так и в масштабах страны в целом. Успешное функционирование бизнеса и реализация новых проектов имеют положительный эффект как для бизнеса и акционеров, так и для государства. Помимо налогов, при реализации новых проектов важным оказывается чистый бюджетный эффект - показатель эффекта для бюджета в результате реализации инвестиционного проекта, определяемый как отношение денежных потоков в бюджет к затратам на реализацию данного проекта для бюджета.

Реализация любого инвестиционного проекта по определению требует финансовых вложений, а при отсутствии у инвестора собственных средств в достаточном объеме требуется привлечение заемного финансирования. Вместе с тем, риски реализации новых проектов, имеющих социальную направленность и прочие эффекты, зачастую высоки, коммерческие банки и иные участники не всегда готовы поддерживать такой проект и принимать прямое участие в нем, условия кредитования могут оказаться неприемлемыми для проекта, особенно в случае длительных сроков строительства и окупаемости, недостаточности денежных потоков для обслуживания долга в первые периоды реализации проекта.

На помощь инвестору может прийти государство, поддержав проект посредством широкого инструментария действующих мер государственной поддержки, о которых пойдет речь в настоящей статье. Необходимо также обратить внимание на специфику различных мер, некоторые ограничения и проблемы, мы приведем примеры вопросов, которые на практике решают финансовые специалисты, анализирующие перспективные инвестиционные проекты до принятия государством окончательного решения по поддержке проекта. Приведем широкий спектр мер, но подробнее остановимся на крупном бизнесе с учетом существенного влияния на экономику.

В любом случае, необходимо экономическое поощрение инвестиционной активности и тонкая налоговая донастройка, на что обратил внимание Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию еще в 2021 г. В.В. Путин отметил: «Кто-то выводит дивиденды, а кто-то вкладывает в развитие своих предприятий и отраслей. Будем поощрять, конечно, тех, кто вкладывает» (цит. по: https://ria.ru/20210421/putin-1729254188.html). Враждебные действия правительств ряда стран в 2022-2023 гг. только подтверждают актуальность рассматриваемых вопросов.

Идея того, что для эффективной работы экономики необходимо вмешательство государства, сформирована еще в 1930-е годы 20-го века экономистом Дж.М. Кейнсом в рамках труда «Общая теория занятости, процента и денег». В своих трудах этот ученый изучал прямые меры повышения инвестиционного спроса, такие как прямые государственные инвестиции, и косвенные - создание инвестиционного климата. Кейнс считал, что прямые государственные инвестиции являются средством повышения стабильности на рынке капитала и в экономике в целом и не являются альтернативой частных.

Роль государства в экономике изучали А. Маршалл и К. Маркс, а главным образом кейнсианцы (Р. Харрод) и неокейнсианцы: экономисты «ортодоксального» кейнсианского крыла (Дж. Хикс, Э. Хансен, П. Самуэльсон и др.), левые кейнсианцы (Дж. Робинсон, П. Сраффа), монетаристы (М. Фридман, К. Бруннер, А. Мельтцер, А. Шварц) и многие другие экономисты ХХ века иных направлений, например Ф.А. фон Хайек. В то же время, на практике крайне сложно точно определить эффект от мер господдержки и эффективность этих мер, поскольку нет и не может быть полной, достоверной и однозначной информации об их влиянии, оценке объема инвестиций, если бы поддержка отсутствовала.

Очевидно, что часть проектов без государственной поддержки все равно была бы реализована, но с более низкими показателями окупаемости и прибыльности для инвесторов. В условиях ограниченности средств государства это также важный фактор, о котором не следует забывать. Ответить на вопрос, насколько меры господдержки стимулировали реализацию проекта, зачастую могут только инвесторы или руководство компаний, и то данный ответ не всегда однозначен и статичен. Необходимо помнить, что компании могут намеренно или ненамеренно занижать перспективы проекта и получать поддержку, хотя инвестиции окупаемы и прибыльны даже без какой-либо поддержки со стороны. Инвестиционная активность крупного бизнеса: экспресс-обзор

За пятилетний период 2018-2022 гг. экономика страны, состояние корпораций и доходы населения подвергались нескольким испытаниям, эффект от которых полностью оценить достаточно сложно, однако по вопросам эффектов и их влияния на фактические и прогнозные показатели экономики в целом наблюдается относительный консенсус.

По оценкам различных источников, рост внутреннего валового продукта (ВВП) в России в 20172019 гг. составлял порядка 1,8-2,8%. Сложный 2020 г. непоказателен в связи с рядом ограничений, однако в целом спад по итогам года оказался ниже опасений: согласно данным Росстата снижение ВВП в 2020 г. составило в физическом выражении порядка 3% (см.: https://rosstat.gov.ru/ folder/313/docu-ment/113015), при этом по данным ВЭБ.РФ от августа 2021 г. спад инвестиций в основной капитал составил 1,4%. В 2021 г. рост ВВП составил 5,6%, в 2022 г. в связи со сложной политико-экономической ситуацией снизился на 2% несмотря на ожидания рада аналитиков более серьезного спада, инвестиции в основной капитал в 2022 г. выросли на 4,8%.

В различных источниках (Минэкономразвития России, ВЭБ.РФ, МВФ) на пятилетний период 20232027 гг. прогнозируется: падение ВВП на 0,8-3% и инвестиций в основной капитал на 2,7% в 2023 г., последующее восстановление с темпом 2-2,3% в год, рост инвестиций в основной капитал 3,2-4,2% в год. По данным аналитического агентства АКРА, за 2024-2025 гг. ожидается прирост реального ВВП в размере 0,8-1,8% в год (см.: https://www.interfax.ru/business/892253).

Для понимания текущего состояния инвестиционной активности приведем несколько фактов на основе проведенных нами обзоров финансовой отчетности крупнейших компаний России. Так, для анализа в 2020 г. были выбраны ТОП-500 компаний по показателю выручки / дохода за 2020 г., которые публикуют консолидированную финансовую отчетность, и общий доход которых формировал порядка 50% ВВП.

В первую очередь авторам было интересно сравнить операционную прибыль компаний, объем инвестиций в основной капитал и сумму начисленных или уплаченных дивидендов акционерам. Так, общий объем операционной прибыли до финансовых расходов, расходов по налогу на прибыль и амортизации (EBITDA) за 2020 г. составил 10,8 трлн руб. (средняя рентабельность по EBITDA равна 20,9%, она была выше среднего значения рентабельности в 15,6% по международной выборке 41 623 компаний А. Дамодарана (см.: https://www.stern.nyu.edu/~adamodar/New_Home_Page/ data.html)), объем инвестиций в незавершенное строительство и основные средства - порядка 6,7 трлн руб., выплаченные дивиденды - 2,7 трлн руб.

Можно заметить, что 63% EBITDA направлено на инвестиции, 25% - на выплату дивидендов. Интересно отметить, что по 63 компаниям сумма выплаченных дивидендов оказалась выше объема инвестиций, общая сумма такого превышения - 382 млрд руб. Более подробно результаты анализа представлены в книге «Инвестиционный анализ в проектном финансировании», подготовленной в соавторстве одним из авторов данной статьи [1].

С учетом ограничения информации в системах Блумберг и Рейтерс в 2022 г., мы подготовили обзор 30 крупнейших компаний по размеру выручки в 2021 г. Совокупная выручка по данным компаниям

составила 53,2 трлн руб., это порядка 1/3 от показателя ВВП в 2021 г. (131 трлн руб. по данным Рос-стата). Значение показателя Долг к EBITDA в 2021 г. составляло порядка 1,75, средний уровень реинвестирования по крупным компаниям более 50%. В 2021 г. произошел рост денежных средств на балансе компаний, суммарно по 30 крупнейшим компаниям сумма денежных средств и эквивалентов составила около 5,7 трлн руб. (Подробнее - см. в исследовании Н.В. Цехомского, Д.В. Тихомирова «Стимулирование реализации долгосрочных инвестиционных проектов в России: опыт фабрики проектного финансирования» [2].)

Также можно было отметить достаточные балансы ликвидности банков и финансовых институтов: только на балансах ПАО Сбербанк, Банка ВТБ, Банка ГПБ (АО) и ВЭБ.РФ ликвидность составляла более 5 трлн руб., также значительные денежных средств суммы размещены на счетах физических лиц. Согласно бюллетеню Банка России, объем вкладов физических лиц за 2021 г. - 2022 гг. вырос с 34,6 до 36,6 трлн руб. При этом, за 2022 г. ставка по вкладам физических лиц значительно менялись: ставки на январь 2022 г. находились в диапазоне от 5,5 до 7,7% в зависимости от срока, в марте они составили 10,219,8%, а на конец 2022 г. - 3,5-7,3% (см.: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/43822/Bbs2302r.pdf).

Таким образом, мы наблюдали в предыдущие годы средний уровень реинвестирования прибыли и потенциал для увеличения инвестиций как за счет прибыли компаний, так и за счет увеличения долговой нагрузки. Данные за 2022 г. по многим компаниям не доступны на момент подготовки статьи или закрыты от общего доступа, однако по компаниям, опубликовавшим финансовую отчетность, не наблюдается кардинальных изменений. Определение оптимального уровня инвестиций и сопоставление относительного уровня (например, Capex/EBITDA, Capex/Revenue и др.) со странами Европы, США, BRICS и др. в целом является технически достаточно простой задачей, однако для формирования корректных выводов необходимы значительные усложнения - как минимум, детализация по отраслям, схожей стадии развития отрасли или группы компаний и проч. Это требует отдельного исследования, выходящего за рамки данной статьи.

Перейдем к рассмотрению основных инструментов поддержки бизнеса и проектов, тенденциям последних лет, методологическим и практическим сложностям реализации. Полностью за рамками статьи останутся объемы и направления прямых государственных инвестиций и проектов, используемых механизмов концессий и ГЧП и ряд специальных мер поддержки. Господдержка: текущее состояние и ключевые сложности

Правительство Российской Федерации уделяет значительное внимание стимулированию инвестиционной деятельности в стране. За период с 2011 по 2023 гг. общее число мер государственной поддержки выросло более чем в 7 раз, с 345 на начало периода до 2 438 в 2023 г. На дату исследования активными являются 2 225 мер и инструментов, из них 369 реализуются на федеральном уровне, 2 069 - на региональном (см.: https://gisp.gov.ru/navigator-measures/ru-RU).

В связи с введением в 2022-2023 гг. рядом стран в отношении Российской Федерации ограничительных дискриминационных мер санкционного характера объем государственной поддержки инвестиционных проектов был существенно увеличен, однако невысокая эффективность применения отдельных инструментов по-прежнему свидетельствует о необходимости более критически подходить как к отбору перспективных инвестиционных проектов и компаний, претендующих на получение поддержки, так и к вложению в них бюджетных средств в целом.

Наиболее масштабными инструментами поддержки инвестиционных проектов являются средства ФНБ (Фонд национального благосостояния), проектное финансирование, государственные гарантии Российской Федерации, гарантии и Фабрика проектного финансирования ВЭБ.РФ, гарантии и страховое покрытие АО «ЭКСАР» и прочие инструменты.

Государственная гарантия Российской Федерации представляет собой один из наиболее эффективных инструментов хеджирования кредитных рисков банков, предоставляющих проектное финансирование для инвестиционных проектов, при этом государственные гарантии могут быть предоставлены по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов. На 1 марта 2023 г. объем государственных гарантий Российской Федерации в рублях составил 701,2 млрд руб.

Также доступны данные по сумме государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте по состоянию на 1 ноября 2022 г.: в долларовом эквиваленте их объем составляет 18,6 млрд

долларов США. При допущении, что по состоянию на 1 марта 2023 г. их объем остался на прежнем уровне, совокупный размер государственных гарантий в рублевом выражении составил порядка 2 трлн руб. Учитывая высокую востребованность этого инструмента среди крупных инвесторов, государственные гарантии предоставляются на строго ограниченный срок, привязанный к согласованному с Правительством Российской Федерации графику реализации проекта и преимущественно выдаются в пользу кредиторов на инвестиционном этапе его реализации, а также дополнительно оговоренный заранее некоторый срок после ввода в эксплуатацию.

В международной практике проектное финансирование широко применяется в крупных инвестиционных проектах, реализация которых связана с повышенными рисками, традиционно не принимаемых банками в рамках стандартного корпоративного финансирования [3].

Функция интегратора и координатора государственной поддержки перспективных инвестиционных проектов возложена Правительством РФ на государственную корпорацию развития ВЭБ.РФ, среди приоритетных направлений деятельности которой - развитие инфраструктуры, повышение эффективности природных ресурсов, реализация национальных проектов, поддержка экспорта, развитие инноваций. ВЭБ.РФ является оператором Фабрики проектного финансирования, инструмента поддержки на пред-инвестиционной и инвестиционной фазе проектов, реализация которых усиливает потенциал российской экономики, официальная информация о механизмах фабрики представлена на сайте ВЭБ.РФ в разделе «Фабрика проектного финансирования».

Также в периметр ВЭБ.РФ включен ряд институтов развития, сфокусированных на решении конкретных задач в разных отраслях. Среди таких институтов АО «Российский экспортный центр», Фонд развития промышленности (ФГАУ «Российский фонд технологического развития»), АО «ВЭБ Инфраструктура», АО «Корпорация МСП», многие другие. По данным доступной отчетности, совокупный объем выданных кредитов, финансовых гарантий и поручительств ВЭБ.РФ (кредитный портфель после вычета резерва под обесценение) на 30 июня 2021 г. составлял 1,8 трлн руб., в т.ч. 0,6 трлн руб. кредитных средств, выданных в рамках проектного финансирования. В утверждённом бюджете ВЭБ.РФ на 2023 г. совокупный кредитный портфель дошел до 2,3 трлн руб. (см.: Ьйр8://вэб.рф/рге88-18еп1г/54150/?у8сНа=1МЬШр911243295).

Страховое покрытие экспортно-ориентированных компаний и инвестиционных проектов перед российскими и иностранными кредиторами обеспечивается Российским агентством по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, входящим в состав Группы Российского экспортного центра. АО «ЭКСАР» является основным российским институтом поддержки экспорта, среди основных направлений деятельности которого также поддержка предприятий малого и среднего предпринимательства и страхование российских инвестиций за рубежом. На 1 марта 2023 г. общая страховая емкость составляет 20 млрд долларов США или 1,5 трлн руб.

Одним из ключевых механизмов поддержки (и, по сути, самым масштабным на текущий момент) является Фонд национального благосостояния, представляющий собой, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, обособленную часть средств федерального бюджета, предназначенную для обеспечения сбалансированности федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При соблюдении определенных условий средства ФНБ могут быть направлены на поддержку наиболее значимых инвестиционных проектов, в т.ч. имеющих общегосударственное значение. Эффективности использования средств ФНБ посвящено множество статей и обзоров, в том числе статья А. Л. Кудрина и А.Ю. Кнобель «Бюджетная политика как источник экономического роста» [4].

ФНБ был создан еще в 2008 г. по решению Минфина России. За счет средств ФНБ были профинансированы следующие проекты: Центральная кольцевая автодорога в Москве и Московской области, Крымский мост, реконструкция Транссиба и Байкало-Амурской магистрали, платная автодорога Москва - Санкт-Петербург. На 1 марта 2023 г. объем ФНБ составил 11 106 млрд руб., что эквивалентно 7,4% ВВП России, прогнозируемого на 2023 г. в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2022 г. N° 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг.». При этом, ликвидные активы на 1 марта 2023 г., составили 6,45 трлн руб., или 4,3% ВВП.

До недавнего времени Бюджетным кодексом для ликвидных активов ФНБ было установлено пороговое значение в 7% ВВП, ниже которого инвестирование допускалось только в определенные виды

активов, не связанные с реализацией российских инвестиционных проектов, но 23 февраля 2023 г. Президент России В.В. Путин в целях оказания полномасштабной поддержки новым инвестиционным проектам подписал закон, снимающий такое ограничение и устанавливающий объем поддержки самоокупаемых инфраструктурных проектов в 2023 г. в размере 4 250 млрд руб. (см.: Ьйр://риЬПса-tion.pravo.gov.ru/Document/View/0001202302230002).

При этом, с учетом такого значительного объема инвестиций из средств ФНБ, очевидно, что дальнейшее увеличение объема поддержки российских инвестиционных проектов возможно, но при условии перераспределения средств между активами на балансе ФНБ. Сводные данные по перечисленным выше инструментам приведены в таблице 1. Следует оговориться, что часть средств ФНБ, возможно, будет размещена на депозитах ВЭБ.РФ с целью последующего инвестирования в одобренные инвестиционные проекты.

Указанные институты развития и инструменты, за исключением АО «ЭКСАР», ориентированы преимущественно на масштабные инвестиционные проекты. Большое значение, вместе с тем, имеет поддержка менее крупных проектов в форме как финансовых, так и нефинансовых мер. Предоставляется такая поддержка комплексно через специальные льготные режимы, дающие инвесторам ряд правовых, налоговых, таможенных и иных преференций, субсидий и льгот, например особые экономические зоны, территории опережающего развития, свободный порт Владивосток.

Совокупный заявленный объем инвестиций в рамках льготных режимов значителен. Так, в рамках одного только механизма СЗПК (Соглашение о защите и поощрении капиталовложений) Правительство Российской Федерации до 2024 г. планировало заключить с инвесторами порядка 600 соглашений общим объемом 12,6 трлн руб. (см.: https://www.economy.gov.ru/material/news/andrey_belousov_pravi-telstvo_zapustilo_edinyy_mehanizm_podderzhki_investiciy_v_regionah.html) или 11% ВВП 2021 г., что позволило бы создать в стране порядка 63 тысяч новых рабочих мест, укрепить производственный и экспортный потенциал. Был установлен обязательный объем капиталовложений для предоставления стабилизационной оговорки по сферам экономики.

Таблица 1

Инструменты государственной поддержки с объемом более 1% целевого значения ВВП России в 2023 г.

Инструмент поддержки Объем, трлн руб. % от целевого уровня ВВП России в 2023 г. Источник информации

Фонд национального благосостояния 4,3 2,83% Федеральный закон от 23.02.2023 № 37-ФЭ

Совокупный кредитный портфель ВЭБ.РФ 2,3 1,53% ВЭБ.РФ

Государственные гарантии Российской Федерации 2,1 1,39% Министерство финансов РФ

Гарантии и страховое покрытие АО «ЭКСАР» 1,5 1,00% АО «ЭКСАР»

Всего 10,1 6,76%

Если стороной СЗПК является субъект РФ, то минимальный объем составляет 200 млн руб., для здравоохранения, образования, культуры, спорта и комплексного развития территории - 750 млн руб., такие сферы, как цифровая экономика, экология, сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность и туризм - 1,5 млрд руб. Для обрабатывающего производства, создания аэровокзалов и общественного транспорта и торговых логистических центров обязательный объем составляет не менее 4,5 млрд руб. Для прочих проектов, вне зависимости от сферы экономики, минимальный объем равен 10 млрд руб. Максимальный допустимый срок оговорки составляет от 6 до 20 лет в зависимости от суммы капиталовложений.

В числе востребованных у инвесторов также можно отметить такие механизмы, как обновленный Специальный инвестиционный контракт (СПИК 2.0), Особая экономическая зона (ОЭЗ), Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Статус реализации режимов приведен в таблице 2.

Важно отметить, что инструменты претерпевали развитие, корректировки в течение последних лет. На замену СПИК 1 пришел СПИК 2, более усовершенствованный инструмент, направленный на инновационное развитие производства с использованием современных технологий. Одновременно с универсальными в разных отраслях применяются точечные инструменты поддержки, однако их доступность для той или иной компании на деле зависит от ряда факторов, среди которых все большее значение приобретает баланс между государственной поддержкой, налоговой, инвестиционной, дивидендной нагрузкой и рентабельностью операционной деятельности. В числе таких инструментов льготы по уплате налога на добычу полезных ископаемых, возмещение расходов на строительство сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры, субсидирование НИОКР, льготный лизинг, льготное кредитование покупателей, инструменты рефинансирования Банка России и многие другие.

В связи с ростом числа и объема мер государственной поддержки инвестиций в России, появилась экспертиза по вопросам мер государственной поддержки ведущих консультантов и соответствующий рынок услуг. В частности, в 2020-2023 гг. выпущены обзоры консультантов Кэпт (ранее KPMG), Деловые Решения и Технологии (ранее Deloitte), Технологии доверия (ранее PWC) и других компаний. По данным Кэпт, количество постановлений правительства и прочих изменений законодательства, связанных с мерами господдержки, в период с марта по сентябрь 2022 г. составило от 120 до 130 (см.: https://mustread.kept.ru/inter-views/trend-na-uslozhnenie-dostupa-k-gospodderzhke-stanovitsya-vse-bolee-yavnym).

Логично, что государство не только поддерживает, но в ряде случаев и претендует на прибыли системообразующего бизнеса. В марте 2023 г. правительство согласовало концепцию налога на сверхприбыль для компаний (на англ. windfall tax). Налог на сверхприбыль - это разовый налоговый платеж из дополнительной прибыли за период 2021-2022 гг. По информации министра финансов А.Г. Силуанова, соответствующий законопроект должен поступить в Госдуму в ближайшее время. Идея данного предложения заключается в том, что за 2022 и 2021 гг. у некоторых направлений бизнеса имеется достаточно высокий уровень конъюнктурных доходов. Согласно предложению, направления бизнеса со сверхприбылью часть сверхдоходов перечислят в бюджет в виде налога. Ожидаемая сумма от поступлений в бюджет от windfall tax - порядка 300 млрд рублей.

Таблица 2

Статус реализации основных специальных льготных режимов

Льготный режим Статус реализации Источник информации

СЗПК В 2023 г. подписаны первые 36 соглашений с объемом инвестиций 1,3 трлн руб. (см.: https://www.economy.gov.ru/material/news/biznes_smozhet_vypus-kat_cennye_bumagi_pod_obespechenie_budushchih_nalogov_ot_szpk.html). После временной остановки рассмотрения заявок в 2021-2022 гг. в текущем году рассмотрение возобновилось. По состоянию на март 2023 г. подписано 6 новых соглашений на 408 млрд рублей (см.: https://bankstoday.net/last-news/s-kontsa-2022-goda-pomenyalis-pravila-szpk-ekspert-obyasnil-pochemu-investory-ne-speshat-vkladyvatsya?ysclid=lfcqШes4566563481). Дополнительно более 60 новых заявок на сумму порядка 1,2 трлн руб. ожидают одобрения Минэкономразвития РФ

СПИК 1.0 Реализуется 47 проектов с совокупными инвестициями объемом 884 млрд руб. (см.: https://gisp.gov.ru/spic2/pub/spic/search) Фонд развития промышленности

СПИК 2.0 Реализуется 23 проекта с совокупными инвестициями в 492 млрд руб. Фонд развития промышленности

ОЭЗ Функционируют 50 ОЭЗ, зарегистрировано более 1 019 резидентов, совокупные инвестиции составили 822 млрд руб., заявленный объем инвестиций - 1 831 млрд руб., создано 56,7 тыс. рабочих мест (см.: https://www.econ-omy.gov.ru/material/file/6fcca5e2bcbb00f268be616a86df6d0e/sezrus 2023.pdf) Минэкономразвития РФ

ТОСЭР Создано 115 ТОР, в т.ч. 89 в моногородах, где на июль 2022 г. зарегистрирован 1 121 резидент, совокупный объем инвестиций составил более 212 млрд руб., создано более 70 тыс. рабочих мест (см.: https://www.economy.gov.ru/ma-terial/directions/regionalnoe razvitie/instrumenty razvitiya territoriy/tor) Минэкономразвития РФ

Подобный налог уже вводился ранее в других странах. В сентябре 2022 г. власти Евросоюза договорились о введении налога на сверхприбыль нефтегазовых компаний с 31 декабря 2022 г. в размере 33% от всей прибыли компаний в 2022-2023 гг., которая превышает их среднюю прибыль в период 2018-2021 гг. более чем на 20% (см.: https://www.kommersant.ru/doc/5756167#:~:text=В% 20сен-тябре%20власти%20ЕС%20договорились,с%202018%20по%202021%20год.).

Внедряются также косвенные меры поддержки потребителей. Одним из примеров является льготная ипотека ДОМ.РФ. По данным на март 2023 г., сумма выданных кредитов по программе льготной ипотеки составила 3 504,8 млрд руб. (см.: https://xn--d1aqf.xn--p1ai/programmy-gosudarstvennoj-pod-derzhki). Заметим, что в данной статье мы не рассматриваем детально условия, ставки и тарифы данного инструмента.

В то же время, важно отметить, что пока не все механизмы поддержки работают в полной мере так, как это изначально задумано. По техническим причинам заключение СЗПК с весны 2021 г. фактически было приостановлено и в полноценном формате возобновилось только в 2022 г. (см.: https://rg.ru/2022/09/14/vozmut-pod-zashchitu.html). На проблемы механизмов ОЭЗ, ТОР указывает ряд отчетов, подготовленных Счетной палатой Российской Федерации: со стороны инвесторов не исполняются обязательства по созданию заявленного числа рабочих мест, не реализуются обозначенные ими стратегии развития, со стороны субъектов федерации не выполняются планы по инвестированию в сопутствующую инфраструктуру (см.: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/368277-schetnaya-palata-raskritikovala-zony-ekonomicheskih-lgot). При этом, на сегодняшний день нет единого перечня критериев и методов оценки эффективности льготных режимов, при помощи которых можно было бы справедливо оценить эффективность для государства бюджетных инвестиций.

Общая проблематика применения состоит в том, что, как показывает практика, не всегда бывает очевидно, действительно ли инвестиционному проекту, реализуемому в высокорентабельной или, наоборот, низкорентабельной, отрасли, требуется поддержка государства. В связи с этим при анализе проекта всегда проводится детальная оценка финансовой модели, в которой содержится информация о будущих налоговых поступлениях от проекта [5]. Анализ проводится не только с целью получить подтверждение, что бюджетные инвестиции окупятся, но и, в числе прочего, для верификации заявленного инициатором позитивного социального эффекта, бюджетного и чистого бюджетного эффектов и проч.

Особенно сложной, в связи с этим, задачей представляется выделение из общей массы проектов, претендующих на получение государственной поддержки, наиболее достойных, перспективных. Также необходимо определить, действительно ли проекты не будут (не могут быть) реализованы без поддержки и при обосновании необходимости - определить ее оптимальный объем. Специалисты, ответственные за анализ и отбор проектов, нередко сталкиваются с искусственным занижением финансовых показателей проектов, использованием консервативных предпосылок, завышением затрат, что ведет к ухудшению ключевых метрик проекта (IRR, NPV, срок окупаемости и др.).

Это может иметь разные причины: желание получить недорогое финансирование на длительный срок, максимизировать иную прямую или косвенную поддержку со стороны государства, при этом труднее всего выявить такого рода манипуляции с цифрами именно в случае занижения, а не завышения прогнозных показателей. Разработка критериев отбора проектов и определение сумм поддержки является наиболее сложной задачей и предполагает балансирование между «уравниловкой» (например, компенсация всем выбранным проектам какой-то части затрат или доведение уровня прибыльности до определенного, заранее определенного значения) и попытками учета специфики, прибыльности, норм требуемой и фактической доходности в каждом отдельном случае. Последний подход также может приводить либо к субъективности, либо вызывать затягивание сроков, отказ от поддержки по причине избегания ответственности профильного участника.

Данные вопросы будут подробнее рассмотрены в нашей следующей статье.

Продолжение статьи будет опубликовано в следующем номере журнала.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Цехомский Н.В., Тихомиров Д.В. Инвестиционный анализ в проектном финансировании. СПб.: Изд-во

СПбГЭУ, 2022. 307 с.

2. Цехомский Н.В., ТихомировД.В. Стимулирование реализации долгосрочных инвестиционных проектов в России: опыт фабрики проектного финансирования // Материалы XII международной научно-практической конференции «Архитектура финансов: устойчивое развитие и ответственное финансирование в эпоху глобальных изменений», 15 ноября 2022 г., Санкт-Петербург. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2022.

3. Müllner J. International project finance: review and implications for international finance and international business // Management Review Quarterly. 2017. Vol. 67. P. 97-133.

4. Кудрин А.Л., Кнобель А.Ю. Бюджетная политика как источник экономического роста // Вопросы экономики. 2017. № 10. С. 5-26.

5. Тихомиров Д.В. Финансовая модель как инструмент принятия решений в проектном финансировании // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 2 (110). С. 44-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.