Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МНОГОУГОЛЬНИК КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ / ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джамай Екатерина Викторовна, Землянская Наталия Борисовна, Казакова Наталья Вячеславовна

Цель. Статья посвящена анализу существующих проблем в сфере оценки показателей конкурентоспособности современных высокотехнологичных и наукоёмких предприятий, работающих в условиях динамичного рынка. Процедура и методы. В процессе исследования были рассмотрены теоретические, методологические и практические основы определения уровня конкурентоспособности предприятия в различных отраслях и сферах деятельности в сложных современных условиях с целью разработки рекомендаций по снижению негативного влияния на высокотехнологичное предприятие со стороны конкурентов. Результаты. Определены отличительные черты и ключевые особенности процедуры оценки высокотехнологичного предприятия. Названы основные способы, позволяющие существенным образом повысить конкурентоспособность предприятия и выявить её место в процессе оценки общей эффективности работы предприятия. Теоретическая и/или практическая значимость. Разработан показатель оценки уровня конкурентоспособности высокотехнологичного предприятия, на структурной основе которого произведено обновление понятия «конкурентоспособность предприятия». Проведён анализ используемых в практической деятельности методов оценки конкурентоспособности высокотехнологичных предприятий с последующим соотнесением их со сферами хозяйственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Джамай Екатерина Викторовна, Землянская Наталия Борисовна, Казакова Наталья Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF A HIGH-TECH ENTERPRISE

Aim. The article is devoted to the analysis of existing problems in the field of assessing the competitiveness of modern high-tech and knowledge-intensive enterprises operating in a dynamic market. Methodology. In the course of the research, the theoretical, methodological and practical bases for determining the level of competitiveness of an enterprise in various industries and spheres of activity in difficult modern conditions were considered in detail in order to develop recommendations aimed at reducing the competitors’ negative impact on a high-tech enterprise. Results. The distinctive features and key features of the evaluation procedure of a high-tech enterprise are determined. The main ways to significantly increase the competitiveness of the enterprise and determine its place in the process of evaluating the overall efficiency of the enterprise are identified. Research implications. An indicator for assessing the level of competitiveness of a high-tech enterprise has been developed, on the structural basis of which the authors updated the concept of «enterprise competitiveness». An analysis of the used methods in practice is carried out, which are used to obtain an assessment of the competitiveness of high-tech enterprises, followed by their correlation with the spheres of economic activity.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 338. 4

DOI: 10.18384/2310-6646-2021-4-41-47

МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Джамай Е. В.1, Землянская Н. Б.2, Казакова Н. В.2

Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова 111116, г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 2, Российская Федерация 2Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Статья посвящена анализу существующих проблем в сфере оценки показателей конкурентоспособности современных высокотехнологичных и наукоёмких предприятий, работающих в условиях динамичного рынка.

Процедура и методы. В процессе исследования были рассмотрены теоретические, методологические и практические основы определения уровня конкурентоспособности предприятия в различных отраслях и сферах деятельности в сложных современных условиях с целью разработки рекомендаций по снижению негативного влияния на высокотехнологичное предприятие со стороны конкурентов.

Результаты. Определены отличительные черты и ключевые особенности процедуры оценки высокотехнологичного предприятия. Названы основные способы, позволяющие существенным образом повысить конкурентоспособность предприятия и выявить её место в процессе оценки общей эффективности работы предприятия.

Теоретическая и/или практическая значимость. Разработан показатель оценки уровня конкурентоспособности высокотехнологичного предприятия, на структурной основе которого произведено обновление понятия «конкурентоспособность предприятия». Проведён анализ используемых в практической деятельности методов оценки конкурентоспособности высокотехнологичных предприятий с последующим соотнесением их со сферами хозяйственной деятельности.

Ключевые слова: эффективность работы предприятия, инновационная деятельность, многоугольник конкурентоспособности, механизмы оценки, повышение уровня конкурентоспособности предприятия, рейтинговая оценка

MECHANISMS FOR ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF A HIGH-TECH ENTERPRISE

E. Dzhamay1, N. Zemlyanskaya2, N. Kazakova2

1Central Institute of Aviation Motors (CIAM) ul. Aviamotornaya 2, Moscow 111116, Russian Federation 2Moscow Aviation Institute (National Research University) Volokolamskoe shosse 4, Moscow 125080, Russian Federation

Abstract

Aim. The article is devoted to the analysis of existing problems in the field of assessing the competitiveness of modern high-tech and knowledge-intensive enterprises operating in a dynamic market.

© CC BY Джамай Е. В. , Землянская Н . Б . , Казакова Н. В. , 2021.

Methodology. In the course of the research, the theoretical, methodological and practical bases for determining the level of competitiveness of an enterprise in various industries and spheres of activity in difficult modern conditions were considered in detail in order to develop recommendations aimed at reducing the competitors' negative impact on a high-tech enterprise. Results. The distinctive features and key features of the evaluation procedure of a high-tech enterprise are determined. The main ways to significantly increase the competitiveness of the enterprise and determine its place in the process of evaluating the overall efficiency of the enterprise are identified. Research implications. An indicator for assessing the level of competitiveness of a high-tech enterprise has been developed, on the structural basis of which the authors updated the concept of «enterprise competitiveness». An analysis of the used methods in practice is carried out, which are used to obtain an assessment of the competitiveness of high-tech enterprises, followed by their correlation with the spheres of economic activity.

Keywords: the efficiency of the enterprise, innovative activity, the polygon of competitiveness, evaluation mechanisms, increasing the level of competitiveness of the enterprise, rating assessment

Ведение

В настоящее время именно показатель качества и цены в полной мере удовлетворяет существующие запросы потребителя и продавца, а также способствует качественному и эффективному развитию национальной экономики и высокотехнологичных предприятий в целом .

Одним из ключевых показателей, который позволяет определить уровень удовлетворённости всех без исключения субъектов, является показатель конкурентоспособности . Процесс идентификации и последующего поддержания на высоком уровне показателя конкурентоспособности, безусловно, является одной из самых важных проблем для подавляющего числа предприятий [2, c . 1135]. Решение данной проблемы заключается в проведении качественного анализа всех этапов, которые тесно связаны с жизненным циклом продукции и высокотехнологичного предприятия в целом . Необходимо в кратчайшие сроки определить все проблемные места предприятия относительно его конкурентов и затем оперативным образом их устранить

Цель нашего исследования как раз и заключается в определении базовых и наиболее применяемых механизмов для оценки уровня конкурентоспособности высокотехнологичных и наукоёмких предприятий, работающих в различных сферах деятельности

Механизмы оценки уровня конкурентоспособности предприятия

Набор различных свойств и параметров продукции, производимой на высокотехнологичном предприятии, позволяет идентифицировать степень её превосходства относительно аналогичной продукции, которая выпускается конкурентами, а последующая качественная и количественная оценка данных групп параметров позволяет менеджменту предприятия успешно разработать эффективную стратегию ведения бизнеса При этом необходимо оптимальным образом осуществить процесс распределения ресурсов, которыми обладает предприятие, что позволит качественным образом повысить уровень его конкурентоспособности . Чтобы менеджмент предприятия мог грамотно разработать конкурентную политику, необходимо чётко понимать, какие силы оказывают влияние на её уровень, а также уметь идентифицировать механизмы и методы, которые и определяют данный уровень [6, c . 10].

V42y

В ходе исследования было рассмотрено большое число определений конкурентоспособности предприятия для совершенно различных субъектов рынка, т. е . непосредственно для самого предприятия, потребителей, конкурентов, что в итоге и позволило предложить комплексное определение показателя конкурентоспособности .

Итак, под конкурентоспособностью наукоёмкого и высокотехнологичного предприятия мы будем понимать возможность удовлетворения различных групп и видов потребностей потребителей с выполнением соотношения между ценой и качеством базовых параметров, которые важны для потребителя, относительно аналогичных товаров, предлагаемых конкурентами, а также возможность в полной мере и качественным образом использовать ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятия, с целью расширения максимально возможным образом границ рынка и экономики [4, с . 578].

В настоящее время известно много способов, позволяющих увеличить уровень конкурентоспособности как выпускаемой продукции, так и самого предприятия К таким способам относят [5, с . 75]:

- закупку более качественного и экологически безопасного сырья;

- снижение уровня цен на производимый предприятием продукт относительно уровня цен конкурентов;

- более выгодное и удобное с точки зрения экономики и инфраструктуры положение производства;

- применение собственных уникальных инновационных технологий при проектировании и производстве продукции;

- эффективное ведение промышленно-инновационной политики .

Предприятию необходимо производить и предлагать потенциальным покупателям то, что сами покупатели считают для себя наиболее приемлемым, например: товар высокого качества по низкой цене или улучшенный товар, но слегка дороже

Оценку показателя конкурентоспособности необходимо рассматривать как закономерный и постоянный процесс исследования с целью последующего обеспечения успеха на рынке . Данные, полученные при оценке, будут эффективны только в том случае, если они рассматриваются не только с позиции информационного средства, но и как инструмент, обеспечивающий менеджмент предприятия всеми нужными сведениями, которые и позволят улучшить возможности предприятия

Рассмотрим основные методы оценки конкурентоспособности .

1. Оценка конкурентоспособности на основе рейтинговой оценки. В основе данного метода находится параметрический анализ, при этом выводы формируются на базе количественного сравнения . Место в рейтинговом списке (относительно занимаемой позиции конкурентов) рассчитывается как совокупная бальная оценка, которая строится на системе ключевых показателей

2 . Оценка конкурентоспособности на основе определения занимаемой рыночной доли. Определяется занимаемая предприятием рыночная доля в регионе, стране, показывающая уровень конкурентоспособности всех без исключения субъектов, присутствующих на рынке [3, с . 706].

3 . Оценка уровня конкурентоспособности на базе показателя нормы потребительской стоимости (НПС). Данный метод изучает не конкретный товар/услугу, а целую совокупность различных видов решений, которые были приняты для непосредственной реализации товаров, т е решений в области маркетинга, управления и организации

4 . Оценка конкурентоспособности на основе теории об эффективной конкуренции зависит от работы 4-х групп показателей конкурентоспособности; при этом показатели конкурентоспособности выше у тех предприятий, где работа служб организована самым эффективным образом

5 . Оценка, полученная на основе расчёта групп показателей операционной эффективности и стратегической карты позиционирования - это анализ оперативной деятельности высокотехнологичного предприятия, степени применения им инновационных технологий, а также определение уровня рыночной адаптации .

6 . Многоугольник конкурентоспособности позволяет менеджменту предприятия графическим образом интерпретировать достоинства и недостатки оцениваемого параметра предприятия

Эффективная оценка уровня конкурентоспособности предприятия зависит от того, насколько правильно были выбраны метод и подход для получения итоговой оценки . Известно достаточно большое число расчётных и графических методов получения оценки конкурентоспособности предприятия, при этом каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки . Рассмотрев базовые и ключевые методы, позволяющие произвести оценку показателей конкурентоспособности высокотехнологичного предприятия, составим таблицу, где проведём сравнение по доминантным группам показателей . На основе данных, представленных в табл . 1, и рассмотренных выше методов оценки конкурентоспособности, можно составить определённое представление о том, для какого типа предприятий такая оценка будет более полезна

Таблица 1 / Table 1

Сравнение методик оценки конкурентоспособности высокотехнологичного предприятия / The comparison of methods for assessing the competitiveness of a high-tech enterprise

Метод Достоинства Недостатки

Рейтинговая оценка - учитываются материальные и нематериальные активы; - возможен анализ как конкурентоспособности, так и товаров, которые производит предприятие - экспертам свойственен высокий уровень субъективности при выставлении оценок, что в итоге приводит к необходимости применения анализа экспертной согласованности

Определение занимаемой рыночной доли - сравнение предприятий, работающих в различных областях, с позиции сопоставления их эффективности; - принимает во внимание текущее место предприятие на рынке - построен на прошлом опыте и не учитывает будущие ожидания; - для эффективной работы менеджмент предприятия должен владеть данными предприятий конкурентов

Показатели нормы потребительской стоимости (НПС) -с достаточно высокой степенью вероятности определяет реально существующие потребности потенциального потребителя; - оценивается не товар, а управленческие решения, которые были приняты менеджментом предприятия - экспертам свойственен высокий уровень субъективности при выставлении оценок, что в итоге приводит к необходимости применения анализа экспертной согласованности

Теория об эффективной конкуренции - учитывает разнообразные элементы текущей производственной деятельности предприятия; - позволяет устранить повторение показателей при проведении анализа - в основе метода лежит постулат: показатель конкурентоспособности предприятия может быть определён путём сложения предрасположен-ностей предприятия к достижению намеченных конкурентных преимуществ

Окончание Таблицы 1

Метод Достоинства Недостатки

Расчёт групп показателей операционной эффективности и стратегической карты позиционирования - исследует все источники формирования конкурентоспособности компании; - даёт количественную и качественную оценку источников формирования конкурентоспособности - нет разграничения существующих понятий между различными отраслями, что не позволяет рассматривать предприятия, работающие в разных отраслях, на едином уровне

Многоугольник конкурентоспособности - прост в применении при проведении анализа оперативной деятельности и текущего рыночного положения; - наглядный и доступный метод - высокий уровень субъективности при принятии решений; - при большом количестве данных график становится практически нечитаемым

Источник: Составлено авторами.

Выделим основные категории предприятий [1, с . 57]:

- научные и производственные;

- транспортные и экспедиторские;

- консалтинговые и сферы услуг.

Для предприятий, работающих в сфере научно-технического производства, в большей степени подходят методы рейтинговой оценки конкурентоспособности на базе НПС, расчёта рыночной доли и многоугольника конкурентоспособности . Это обуславливается тем, что процесс научной работы сопряжён с неопределённостью, а результаты сложно прогнозируемы, а значит дальнейшее развитие невозможно определить без привлечения групп экспертов . Транспортным и экспедиторским компаниям рекомендовано оценивать уровень конкурентоспособности на базе рыночной доли и нормы НПС, т к в их основе лежат оценки хозяйственной деятельности, а вектор их направления состоит в определении степени эффективности работы каждого отдельного подразделения внутри предприятия Предприятиям, которые работают в сфере консалтинга, оптимально использовать метод многоугольника конкурентоспособности, т к в его основе находится графический метод определения занимаемой конкурентной позиции Этот метод можно использовать при оценке практически любого предприятия, т к он является наглядным и достаточно простым для понимания, что позволит менеджменту предприятия ускорить процесс принятия решений Консалтинговым предприятиям также подойдёт оценка теории эффективности конкурентов, которая учтёт все группы показателей и сравнит их с аналогичными показателями конкурентов .

Заключение

Многие отечественные и зарубежные учёные посвятили свои научные исследования оценке уровня конкурентоспособности высокотехнологичного предприятия - этому многоаспектному и сложному понятию Одной из главных методологических проблем при анализе и оценке уровня конкурентоспособности является момент идентификации её групп показателей и критериев Процесс выбора оптимальной методики для оценки уровня конкурентоспособности предприятия на-

прямую зависит от таких факторов, как цель проведения анализа и оценки, сфера работы предприятия, доступная для анализа информация и т. п .

Под уровнем конкурентоспособности высокотехнологичного предприятия понимается возможность организации эффективной работы предприятия по всем ключевым аспектам, включая практическую прибыль от её реализации в высоко конкурентной среде Понятие конкуренции имеет тесную связь с определением конкурентоспособности . В условиях современной цифровой экономики понятие конкурентоспособности, без преувеличения, является главным фактором, определяющим успех развития предприятия . Конкурентоспособность товара / продукта предполагает, что в конечном итоге и будет достигнуто оптимальное сочетание таких показателей, как качество, цена, дизайн и возможность послепродажного (сервисного) обслуживания .

Стабильная работа на рынке напрямую зависит от навыков и умений эффективным образом использовать свой научный, кадровый, инновационный и производственно-технический потенциал

Статья поступила в редакцию 22.09.2021. ЛИТЕРАТУРА

1. Васильева И. А. , Сазонов А. А. Анализ мероприятий по развитию конкуренции в ключевых отраслях экономики Российской Федерации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2019 . № 2. С. 56-63.

2. Гарбузова Е . Ю. Конкурентоспособность инновационных промышленных предприятий // Креативная экономика. 2015 . Т. 9 . № 9 . С. 1133-1140.

3. Денисенков Н. А. Оценка конкурентоспособности высокотехнологичного промышленного предприятия // Креативная экономика. 2016 . Т. 10 . № 7. С. 705-712.

4. Полосков С. С. , Желтенков А. В. , Моттаева А. Б. Методические основы мониторинга инновационного потенциала высокотехнологичных наукоемких предприятий // Экономика и предпринимательство . 2018 . № 4. С. 576-580.

5 . Сазонов А. А . , Васильева И . А . , Михайлова Л. В . Исследование механизмов управле-

ния отечественными промышленными предприятиями в условиях новой технологической концепции // Вестник Московского государственного областного университета Серия: Экономика. 2020. № 1. С. 74-81.

6 . Чурилова И. Г. , Желтенков А. В. , Сюзева О . В. Управление организацией в условиях

функционирования механизма развития // Сервис в России и за рубежом. 2016 . Т. 10 . № 5 (66). С . 3-12 .

REFERENCES

1. Vasileva I . A . , Sazonov A . A . [Analysis of measures to promote competition in key sectors of the Russian economy]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics], 2019, no 2, pp 56-63

2. Garbuzova E . Yu. [Competitiveness of innovative industrial enterprises]. In: Kreativnaya ekonomika [Creative Economy], 2015, vol. 9, no . 9, pp. 1133-1140.

3. Denisenkov N . A. [Assessment of the competitiveness of a high-tech industrial enterprise]. In: Kreativnaya ekonomika [Creative Economy], 2016, vol. 10, no. 7, pp. 705-712.

4 . Poloskov S . S . , Zheltenkov A . V. , Mottaeva A . B . [Methodological foundations for monitoring the innovative potential of high-tech enterprises] In: Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship], 2018, no . 4, pp. 576-580.

ISSN 2072-8549

9

2021 / № 4

5 . Sazonov A . A. , Vasileva I . A . , Mikhailova L. V. [Research of management mechanisms of

domestic industrial enterprises in the conditions of a new technological concept]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics], 2020, no . 1, pp. 74-81.

6 . Churilova I . G. , Zheltenkov A . V. , Syuzeva O. V. [Organization management in the conditions

of functioning of the development mechanism]. In: Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and abroad], 2016, vol. 10, no. 5 (66), pp. 3-12.

Джамай Екатерина Викторовна - доктор экономических наук, доцент, учёный секретарь Центрального института авиационного моторостроения имени П . И . Баранова; e-mail: secretar@ciam. ru

Землянская Наталия Борисовна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга высокотехнологичных отраслей промышленности Московского авиационного института (национального исследовательского университета); e-mail: natasha205@rambler. ru

Казакова Наталья Вячеславовна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга высокотехнологичных отраслей промышленности Московского авиационного института (национального исследовательского университета); e-mail: nkazakova01@inbox. ru

Ekaterina V Dzhamay - Dr. Sci. (Economics), Assoc . Prof. , scientific secretary, Central Institute of Aviation Motors (CIAM); e-mail: secretar@ciam. ru

Natalia B. Zemlyanskaya - Cand . Sci . (Economics), Assoc . Prof. , Department of Management and Marketing of High-Tech Industries, Moscow Aviation Institute (National Research University); e-mail: natasha205@rambler. ru

Natalia V. Kazakova - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof. , Department of Management and Marketing of High-Tech Industries, Moscow Aviation Institute (National Research University); e-mail: nkazakova01@inbox. ru

Джамай Е . В. , Землянская Н . Б. , Казакова Н . В . Механизмы оценки конкурентоспособности высокотехнологического предприятия // Вестник Московского государственного областного университета . Серия: Экономика. 2021. № 4 . С . 41-47 . DOI: 10.18384/2310-6646-2021-4-41-47

FOR CITATION

Dzhamay E. V. , Zemlyanskaya N. B. , Kazakova N. V.Mechanisms for Assessing the Competitiveness of a High-tech Enterprise. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2021, no . 4, рр . 41-47 .

DOI: 10.18384/2310-6646-2021-4-41-47

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.