Научно-практический журнал
УДК 34 Механизмы обеспечения
взаимоотношений гражданского общества с государством*
Фадеева Анастасия Николаевна, старший преподаватель кафедры юриспруденции Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г Столетовых
Аннотация: В статье рассматриваются конституционные механизмы, обеспечивающие взаимодействие государства и гражданского общества. Анализ, произведенный автором показывает, что для дальнейшего построения гражданского общества в России должно быть исключено доминирование как гражданского общества над государством, так и государства над обществом. Они должны находиться в равновесии. Ключевые слова: гражданское общество, государство, человек, права, взаимодействие, демократия, партия.
Сложности отношений между государством и обществом — это фундаментальный вопрос, сопровождающий общество в течении всего периода его развития и, определяющий его устройство и конструкцию. Общество об-
разует реальную базу для «биологического вида homo sapiens» [1]. Но общество — это и сфера деятельности государственных образований. Нет примеров в истории раздельного существования этих двух явлений.
* Статья выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект N 16-13-33008 р_центра.
udc 34 Enforcement mechanisms relationship of civil society with the state
Fadeeva Anastasiya Nikolaevna, senior lecturer of the department of law of the Murom Institute (branch) of Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs
Annotation: In the article the constitutional mechanisms providing interaction of the state and civil society are considered. The analysis made by the author shows that for further creation of civil society in Russia domination both civil society over the state, and the states over society has to be excluded. They have to be in balance. Keywords: civil society, state, person, rights, interaction, democracy, party.
Не может быть общества без государства, а государственных структур без развитых общественных институтов. Только государство в лице уполномоченных органов имеет возможность установить рамки должного поведения и векторы развития общества. В свою очередь потребности общества обуславливают появление государства, становятся катализатором его развития (о чем свидетельствуют многочисленные исторические факторы, особенно революции и перевороты).
Ошибочно мнение о том, что только в отдалении, обособлении от государства реализуются идеи свободы, принципы законности,
коренные интересы граждан. Индивид как эмансипированное, частное лицо, имеющее свои особенные жизненные цели, обладающее неотчуждаемыми правами и создающее самоценность собственной личности, есть элемент либеральной доктрины и вытекающей из нее идеи демократического правового социального государства [2].
Многие теории понимания гражданского общества говорят о его принадлежности и отчужденности от политической реальности. Институты гражданского общества противостоят государству, основное положение гласит: «общество, способное защищать свои интересы
вне и помимо государства» [3].
Не вызывает сомнения факт наличия противоречий между обществом и государством. Так В. Б. Бачинин видит его в различие целей функционирования, если государство стремится установить рамки возможной деятельности социальных структур для поддержания общественного порядка, то для человека первостепенны его права на свободу [1]. Разрешение данного вопроса сводится к установлению государством в законах определенного широкого объема прав и свобод личности, что придает государству правовой характер [4].
Гражданское общество невозможно изучать как антитезу государства, поскольку гражданское общество и государство — это политические и правовые явления, существующие во взаимосвязи, где главное положение занимает гражданское общество — источник государства. В свою очередь государство не обладает абсолютной самостоятельностью в решении политических вопросов или определении направлений его развития. Оно обязано учитывать особенности потребностей общества, уровень его развития, историю развития и менталитет граждан.
Гражданское общество своих представителей политическими правами и свободами, которые находят отражение в нормативно-правовых актах и претворяются в жизнь благодаря созданию представительных учреждений и органов государства. Фундаментом российского государства становится демократия, подразумевающая активное участие граждан в политике, в государственном
управлении; веру в избранных лидеров, уверенность в том, что государство создано для народа, а не народ для государства. В основе создания государственных структур лежит право на участие в управлении государством, реализуемого отдельными представителями общества [5].
Перечислим лишь некоторые из них.
Политические партии — это структуры гражданского общества способные бороться за власть и право стать составной частью государственного аппарата. Наличие политических партий — отражение гарантированности и претворения в жизнь принципа политического и идеологического многообразия. Партия — это определенная группа лиц, часть населения. Согласно Федеральному закону «О политических партиях» [6], политические партии являются общественными объединениями, которые выражают интересы значительной части граждан независимо от региона проживания и действуют на всей или большей части территории РФ [7].
Другим способом поддержания равновесия государства и общества является парламент — Федеральное Собрание. Это также механизм мирного разрешения спорных политических вопросов, в том числе волнующих общество, решения его имеют обязательную силу для государства и принимают форму законодательных актов. Он является неким стержнем для гражданского общества и государства гарантом ненасильственно и добровольно устанавливаемой социально-политической гармонии.
Именно в институте представительного уч-
реждения переплетаются различные интересы государства и гражданского общества. Парламент является одной из ветвей государственной власти, в то же время состоит из разных представителей, как государственных институтов, так и элементов гражданского общества. «Посланцы» гражданского общества в парламенте имеют практическую возможность законодательным путем влиять на процессы укрепления гражданского общества и следить за тем, чтобы государственные институты не нарушали конституционно закрепленные пределы государственной деятельности [8].
Защитником прав и свобод граждан, а также гарантом уважительного и справедливого уважения к ним со стороны государственных структур и органов местного самоуправления является Уполномоченный по правам человека. В его компетенции находится работа с жалобами граждан, особенно на деятельность представителей властных структур. Он обладает признаками независимости от каких-либо государственных органов.
Согласно ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека» [9], Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Институты государственной власти представляют собой инструменты способные утверждать, изменять политику государства во всех сферах, обеспечивать реализацию законов и соответственно основных прав граждан. Тем не менее достижение свободы и равенства индивидов невозможно без развитого гражданского общества [10].
На нынешнем этапе развития российского гражданского общества остается множество проблем. Проблема состоит и в том, что реализация гражданами политических прав и свобод в России происходит не только по их собственной инициативе. Современные реалии существования России в условиях отрицания ее политики другими государствами изобилуют большим количеством примеров создания оппозиционных «антироссийских» групп, деятельность которых финансируется иностранными структурами и направлена на разрушение конституционного строя государства и формирование негативного отношения к политике политических деятелей, находящихся на вершине власти в России [11].
Проблемы наблюдаются и внутри государства. Одной из таких является коррупция. Сейчас коррупционные проявления замечаются на всех уровнях государственной власти и во всевозможных сферах человеческой деятельности. Опасным является показатель того, что в муниципальных образованиях случаи подкупа самые многочисленные. Это связывается с неимением опыта государства в построении муниципального управления и отсутствием традиций развития муниципальных органов власти. Государство не уделяет должного, все-
Научно-практический журнал
стороннего внимания взаимодействию с муниципалитетами и направлениям контроля за их деятельностью. Но особенно многочисленны случаи подкупа должностных лиц в муниципальных образованиях.
Бесконтрольность видна и в огромном количестве коррупционных проявлений на уровне муниципальных образований о которых сообщается в СМИ.
С. Тиханов отмечает, что вертикальная власть в России строится по принципу — чем ниже уровень власти, тем меньше контроля со стороны государства, это обуславливает рост коррупционных проявлений и рисков.
Таким образом, коррупция непростое социальное явление, которое может иметь огромное количество проявлений или вообще никак не проявиться во времени и пространстве, но нести вред обществу и государству. Большое количество определений не позволяет точно сформулировать все признаки рассматриваемого противоправного действия, всегда связанного с использованием своего должностного положения и противоречащего положениям норм права.
Становление гражданского общества в России предполагает в известной мере участие государства в процессе политической социализации личности. Особенность такого участия состоит в том, что государство должно действовать в рамках права, т. е. оно само связано правом. И именно от государства личность, гражданское общество в целом вправе требовать защиты и обеспечения прав и свобод, защиты жизни, здоровья, безопасности, а также предоставления юри-
дической возможности проявлять свою социально-политическую активность, в том числе в сфере государственного управления. Эффективность государственной власти как раз и заключается во всестороннем обеспечении правопорядка, основанном на либерально-демократическом понимании ценности личности закрепляемого Конституции РФ [12]. Под истинным объемом деятельности государства следует понимать все то, что государство может совершить для блага общества. Всякое стремление государства вмешаться в частные дела граждан неприемлемо. Государство должно ограничить себя в той сфере, которая затрагивает частную жизнь граждан и определяет меру их свободной и беспрепятственной деятельности, пределами власти государства являются естественные права граждан. Организация самой власти должна надежно гарантировать права и свободы от произвола и беззакония.
Поэтому для дальнейшего построения гражданского общества в России должно быть исключено доминирование как гражданского общества над государством, так и государства над обществом. Они должны находиться в равновесии. Ведь только в связке с гражданским обществом государство может стать в истинном смысле правовым демократическим, приобрести подлинную силу и построить цивилизованное общество, в котором спонтанное и иррациональное начала, свобода и порядок уравновешенны, подчинение универсальным нормам, созданных государством, организованно таким образом, что не только не подавляет, а, наоборот, способствует проявлению
самостоятельности и независимости человека, развитие его индивидуализации.
Примечания
1. Гриб В. В. Правовые вопросы институцио-нализации взаимодействия гражданского общества и органов государственной власти // Российская юстиция. 2011. N 3.
2. Гриб В. В. Взаимодействие государства и гражданского общества: правовые проблемы // История государства и права. 2010. N 23.
3. Астанин В. В. Об эффективных механизмах взаимодействия государства с гражданским обществом // Административное и муниципальное право. 2011. N 4.
4. Затонский В. А. Гражданское общество и государство: противостояние или партнерство // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 16.
5. Матейкович М. С., Воронин В. В. Народ, гражданское общество, общественность как субъект конституционно-правовых отношений // Право и политика. 2007. N 10.
6. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» // Российская газета. 2001. N 133.
7. Грудцына Л. Ю. Государство, народ и гражданское общество в России // Адвокат. 2011. N 6.
8. Деханов С. А. О пределах деятельности государства, гражданском обществе и парламенте // Конституционное и муниципальное право.
2007. N 3.
9. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Российская газета. 1997. N 43-44.
10. Орлова О. В. Правовая свобода личности в гражданском обществе // Журнал российского права. 2007. N 5.
11. Гриб В. В. СМИ как институт гражданского общества // Информационное право. 2010. N 1.
12. Петров М. П. Теоретические проблемы совершенствования правовой основы взаимодействия исполнительной власти и гражданского общества // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 9.