Научная статья на тему 'Механизмы манипуляций в интернет-коммуникациях'

Механизмы манипуляций в интернет-коммуникациях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2596
420
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИПУЛЯЦИЯ / СМИ / ИНТЕРНЕТ / КОММУНИКАЦИЯ / АУДИТОРИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Махалин Андрей Игоревич, Лоскот Иван Васильевич

Статья освещает проблематику манипуляций в интернет-коммуникациях, определяя их особенности и влияние на аудиторию в контексте общественно-политических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Махалин Андрей Игоревич, Лоскот Иван Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы манипуляций в интернет-коммуникациях»

36

УДК 316.77

МЕХАНИЗМЫ МАНИПУЛЯЦИЙ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯХ

Махалин А.И., аспирант по специальности «Социология культуры», старший

преподаватель ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский

государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Нижний Новгород Лоскот И.В., студент по направлению подготовки «Психология» ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский

Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского», Нижний Новгород

Статья освещает проблематику манипуляций в интернет-коммуникациях, определяя их особенности и влияние на аудиторию в контексте общественно-политических процессов.

Ключевые слова: манипуляция, СМИ, Интернет, коммуникация, аудитория.

MECHANISMS OF MANIPULATIONS IN INTERNET COMMUNICATIONS

Makhalin A., postgraduate student in the specialty "Sociology of Culture", senior lecturer of FGAOU VO "National Research Nizhny Novgorod State University. N.I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod

Loskot I., a student in the field of training "Psychology" FGAOU VO "National Research Nizhny Novgorod State University. N.I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod

The article highlights the problems of manipulation in Internet communications, determining their features and impact on the audience in the context of socio-political processes.

Key words: manipulation, mass media, Internet, communication, audience.

Манипуляции как социальный феномен на сегодняшний день являются широко обсуждаемой темой гуманитарных исследований. Интерес к теме вызван многими факторами: политической и экономической обстановкой в стране и в мире, распространенностью манипулятивных

явлений и доступностью средств воздействия.

Как известно, манипуляции представляют собой определенную систему сценариев, алгоритмов, и техник, непосредственно связанных с реализацией целей заинтересованных лиц, которые могут влиять на деятельность и жизнь не только отдельной личности или определенной социальной группы, но могут затрагивать большие общественные образования города, региона, страны или даже мира принося инициаторам существенные дивиденды.

В таком глобальном контексте видения проблемы в первую очередь важно указать на средства массовой информации (СМИ), выступающие одномоментно и как среда и как средство манипулятивного воздействия. Сегодня СМИ являются неотъемлемой частью жизни общества. Они ежечасно информируют общественность о происходящих событиях как на отдельно взятой территории, так и в мире. Соответственно СМИ имеют возможность влиять на все социальные процессы в нем.

Информация, циркулирующая в обществе, проникает и охватывает, несомненно, все слои общества, влияя на содержание деятельности и быта, а также динамику социальных процессов. Мы уже давно живем по схеме «не знаешь актуальных новостей - проигрываешь», ведь именно информированность определяет, что необходимо делать сегодня, а что в данный момент уже не актуально. Этим и подтверждается часто упоминаемая теория «agenda-setting», заключающаяся в том, что именно СМИ определяют нашу повестку дня и то, что мы будем делать. Не стоит забывать и про эффект Пигмалиона, заключающийся в том, что в ожидании какого-то пророчества, события, о котором нам стало известно, мы всеми своими действиями, даже не осознавая этого, способствуем его возникновению.

Другим важным каналом

распространения информации в обществе сегодня стал Интернет. СМИ в наше время неразрывно связаны с Интернетом - каждое издание для повышения популярности и «выживания» на рынке должно иметь свою электронную версию и размещать новую информацию в первую очередь в ней. Традиционные СМИ (газеты, радио) просто не способны выдержать конкуренцию, учитывая сложность цензурирования Интернета, что и делает их главным информационным источником в наше время.

37

Наблюдая за процессами

распространения информации и

«манипуляционными вторжениями», многие граждане стремятся противостоять им, доносить другим людям о существовании подобных феноменов. Стоит упомянуть, что совершенно недавно многим известный Илон Маск анонсировал сервис «Рг^йа», целью которого является оценка истинности новостных статей и отслеживание рейтинга доверия каждого журналиста, редактора и публикации в сети Интернет [2]. Это только подчеркивает значимость проблемы манипуляционных воздействий в современном обществе и именно в сфере интернет-коммуникаций, а также, соответственно, необходимость ее исследования.

Не стоит забывать и о причинах появления манипуляций, доверчивости людей к ним. В политическом контексте и СМИ как аппарата, «рупора» в политике, манипуляции воплощаются в жизнь по причине надежды на изменения. Иной раз мы можем узнать о «фейке» только после раскрытия его сущности и мифотворческих основ.

Это стало возможным в силу низкой психологической культуры отдельных категорий, страт общества. Именно на них строиться расчет «стратегов» и «дельцов», которые планируют и реализуют сценарии тех или иных акций. В том числе не сильно развиты вопросы

отслеживания/предотвращения манипуляции в новых, постоянно обновляющихся средах массовой коммуникации - это и есть Интернет и отдельные сервисы, основанные на нем (форумы, блоги, социальные сети и т.д.).

Стоит отметить, что в настоящее время в нашей стране недостаточно внедряются (по сравнению, к примеру, со странами Европы) результаты научной деятельности в области психологии на уровень повседневной жизни граждан. Недавний случай с мессенджером «Телеграм» и его блокировкой является хорошим примером недостаточного развития механизмов информационного воздействия на народные массы некоторых государственных органов и как результат - плохое освещение своей позиции и манипуляция информацией в интернет-коммуникации. При наличии множества интернет-изданий, отстаивавших сторону сервиса и описывающих его положительные стороны, данная информация лишь способствовала появлению интереса

пользователей и привлечению дополнительной аудитории в сервис.

Говоря о манипуляции, следует уточнить понимание этого термина. Так, на основе этимологического анализа Е.Л. Доценко данного понятия, рассматриваемого различными отечественными и зарубежными авторами [3], можно сделать вывод, что манипуляция - это скрытое психологическое воздействие на отдельную личность или группу (объект управления) со стороны манипулятора, с целью изменения их поведения, деятельности при котором реализуются цели манипулятора. При этом вред, ущерб или иные негативные последствия для объекта манипуляции в принципе могут отсутствовать.

Отталкиваясь от среды существования и действия интересующих нас манипуляций, стоит отметить, что информация в интернет-коммуникации распространяется массово. А.А. Суворов отмечает, что Интернет получился из слияния основных типов массовой коммуникации (печатное слово, радио, телевидение), в чем и заключается его синтетичность. Второй особенностью Интернета, выступает его экспансивный характер развития - он замещает собой привычные ранее способы получения информации. Для доступа к широкой аудитории СМИ дробят информационные потоки перед публикацией, что приводит к наглядности и простоте восприятия. По нашему мнению, часто это отображается в коротких заголовках статей, максимально описывающих событие с необходимой точки зрения автора; «неофициальном» типе трансляции информации пользователю, в виде привычного ему ежедневного общения; задействовании особенностей среды (большого количества постоянно обновляющейся информации) для генерации контента, способного в краткие сроки «зацепить» пользователя - картинки, мемы, демотиваторы и др. А.А. Суворов также отмечает высокую скорость распространения информации в Интернете, из-за чего ослабляется ее контроль и цензура и подчеркивается массовость явления. Из этого автор выделяет последнюю характеристику - высокий манипулятивный потенциал, преобладающую над всеми остальными типами СМИ из-за простоты управления потоками информации [5].

Логично предположить, что интернет-коммуникация, вышедшая из классической массовой коммуникации, получила свои

38

отличия от последней вследствие постоянного развития и внедрения новых сред и технологических новаций. По мнению С.В. Володенкова в настоящее время интернет-коммуникации присущи некоторые содержательные, структурные и

технологические особенности [1], которые приобретают важные функции в контексте манипулятивного процесса:

1. Структурированность аудитории. Вытекает из важных функций Интернета (нахождение необходимой информации и связь людей по интересам на больших расстояниях). С помощью манипуляций возможно воздействие на конкретные аудитории, группы людей, к примеру: с помощью частых напоминаний СМИ в соц. сетях о новости о создании Стратегии развития в Нижегородской области и ее общественном обсуждении происходит объединение разбросанных по всему субъекту предпринимателей и объединение их для нахождения экономического консенсуса.

2. «Горизонтальность» коммуникации. Любой человек в Интернете является полноправным субъектом коммуникации с большой свободой самовыражения. В итоге информация не только достигает конкретного адресата, но и распространяется дальше, к другим пользователям, что часто используется в технологиях эмоционального «заражения» масс. Наглядным примером здесь выступает ведение Дональдом Трампом аккаунта в Твиттере, это дает возможность напрямую и более прямо, без посредников говорить с аудиторией избирателей, своевременно заявляя свою точку зрения. Эта стратегия позволила ему избавиться от журналистов и достичь большей популярности за счет «неофициальных» диалогов с аудиторией.

3. Пользовательская генерация контента. Сами участники интернет-коммуникации привносят в ходе общения новый контент на свои площадки, чем запускают дальнейшую реакцию в виде загрузки «ответного» контента другими пользователями.

4. Влияние пользовательских оценок на восприятие сообщений. Как не странно, но именно этот фактор сегодня и становится ключевым при определении лидеров мнения, их популярности - сообщения с высшим рейтингом заслуживают большего доверия.

5. Экстерриториальность. Стать членом интернет-коммуникации возможно почти из каждой точки Земного шара при наличии доступа в Интернет.

6. Высокий мобилизационный потенциал. За счет сильно развитых сообществ, «горизонтальности» и скорости распространения информации ответная реакция пользователей поступает в короткие сроки.

7. Влияние Интернета на традиционное политическое коммуникационное пространство. Заметна тенденция к тому, что самой активной частью населения, способствующей возникновению и развитию политических событий становятся именно пользователи интернета. Одним из отражений этого явления стало появление Совета блогеров при Госдуме - лидеров общественного мнения, воздействующих на массы и оказывающих сильное влияние на обстановку в стране.

8. Нелимитированность. Количество информации в Интернете ограничивается лишь емкостью накопителей на серверах. Таким образом, поток манипуляции может быть практически неограниченным по объёму.

9. Таргетированность. С помощью имеющихся сервисов метрики, трекеров, рекламных идентификаторов и др. создается профиль пользователя у различных компаний, что способствует предоставлению информации, связанной с его интересами, запросами, но также опосредованно манипулирует его мнением - ведет к «навязыванию» определенных взглядов.

10. Мультимедийностъ. Основой нынешнего Интернета является наглядность и

39

привлекательность информации. Поддержка всех известных форматов данных для удовлетворения потребностей пользователя способствует этому.

11. Экстемпоральностъ. Наличие таких сервисов как веб-архивы, кэш поисковых систем, копии страниц, а также различных средств для противодействия блокировкам позволяют в любой момент получить доступ к большинству необходимой информации.

12. Оперативность. В Интернете временные ограничения по работе с информацией лишь связаны с работой техники, предоставляющей эти услуги, в связи с чем также имеется возможность к быстрой редактуре/изменению любой выгруженной в общественный доступ информации.

13. Интерактивность. На различных ресурсах пользователи могут взаимодействовать друг с другом с помощью встроенных инструментов и функций. Также данная возможность может быть использована для создания рекламы, основанной на взаимодействии с пользователем. К примеру, в игровой форме, ведь как известно, информация хорошо усваивается при подаче ее в понятном и доходчивом виде, который заинтересует реципиента.

Данные характеристики раскрывают Интернет как уникальное пространство коммуникаций, использующееся в самых различных сферах человеческой жизни (развитие социальных контактов, ведения деловых отношений, продвижение своих взглядов и идей) для генерации информационного контента, его

распространения среди пользователей, формирования коллективных смыслов в процессе горизонтального информационно-коммуникационного взаимодействия, а также для мобилизации сетевой общественности.

Важным компонентом интернет-коммуникативных манипуляций выступает их механизм. Первоначально нужно отметить, что существует большой разброс в толковании понятий «механизм», «метод», «технология», «способ», «прием», который встречается в различных научных работах. Что вносит определенную сложность в как в понимании авторской позиции, так и в процессе обобщения и классификации материала.

Наиболее привлекательной точкой зрения относительно природы

психологических механизмов является понимание их как самой основы психологического феномена, средства объяснения сложного через простое», позволяющего нам понять всю схему данного явления. Поэтому психологический механизм манипуляции представляет собой совокупность психологических (когнитивных,

эмоциональных) процессов и явлений, которые предшествуют и обеспечивают манипуляцию, а также возникают после ее реализации. Классификация психологических механизмов манипуляции, представленная в работе Д.Г.Трунова [6], отличается обобщенностью и универсальностью применительно к различным типам коммуникации, в том числе и при общении в Интернете.

Первым механизмом является «воздействие на эмоциональное состояние партнера». Так как эмоциональная сфера человека является одним из главных побуждающих факторов для его деятельности, то, в зависимости от целей манипулятора, важно эффективное способствование проявлению определённых чувств. Так, освещение информации в негативном русле зачастую способствует проявлению запредельных эмоциональных реакций агрессии у адресной аудитории.

Вторым механизмом является «манипулирование ресурсами». Многое в общении зависит от статуса, положения его членов. В среде интернет-коммуникаций этот фактор имеет особенную роль. Количество подписчиков, рейтинг, оценки и др. критерии отражают популярность, «вес» транслятора. В таком случае манипулятор может использовать «ресурсы» своего аккаунта для получения необходимого результата.

Третий механизм - «эксплуатация личностных особенностей объекта

манипуляции». Не бывает совершенных людей, у каждого есть свои особенности, слабости,

40

выраженные в качествах, потребностях, интересах, ценностях, привычках, чувствах. Именно их и использует манипулятор в первую очередь в своих целях. В интернет-коммуникации сложнее их определить, т.к. многое из этого возможно узнать лишь при непосредственном общении, из вербальных и невербальных средств общения и др.

Заключительный механизм - это «использование взаимоотношений». Субъект манипуляции в ходе интернет-коммуникации может за счет различных форм общения использовать опосредованные вариант влияния через задействование окружения

манипулируемого - других пользователей. Таким образом сторонники мнения способствуют редуцированию отстаивания собственной позиции реципиента.

Следует отметить мнение

Г.А.Копниной относительно речевой манипуляции и ее видов [4]. Выделяя манипуляцию образами, конвенциональную манипуляцию, операционально-предметную манипуляцию, эксплуатацию личности, манипуляцию духовностью, манипуляцию посредством аудиометрического канала, автор косвенно называет и характеризует психологические механизмы, через которые и реализуются данные воздействия.

Манипуляция происходит либо через когнитивные процессы личности, либо через стереотипы и установки, где ключевым в каждом случае является один из них, этакая «точка доступа» к сознанию личности, что в контексте информационных технологии становится очень наглядным.

Таким образом, Интернет представляет собой уникальное пространство с набором неповторимых характеристик, которые делают его универсальным для проявления и развития всех известных человеческих отношений. В интернет-пространстве возможна особая генерация информационного контента, его распространения среди пользователей, формирования коллективных смыслов в процессе горизонтального информационно-коммуникационного взаимодействия. В силу этого, интернет-коммуникация выступает важным и действенным средством политической деятельности и донесения собственных позиций и взглядов, точек зрения до электората, а соответственно борьбы за него. В этой связи важно отметить и то, что неподготовленная аудитория как правило чаще выступает объектом манипулятивных

воздействий в действиях политтехнологов и политических деятелей.

Своевременное вскрытие

манипулятивных алгоритмов, схем позволяет упреждать и затруднять их воздействия, реализовывать на практике принципы справедливости, законности и, прежде всего, гуманности. Как и в любом процессе обучения, понимание феномена манипуляции начинается с основ, самых простых его составляющих -механизмов. Способствуя пониманию сути направленного манипулятивного воздействия, мы формируем иммунитет у общества в целом и подрастающего поколения, основного пользователя современных информационных технологий, в частности.

Список источников и литературы:

1. Володенков С.В. Интернет-коммуникации в глобальном пространстве современного политического управления. - М.: Издательство Московского университета; Проспект, 2015.

2. Герасюкова М. Читайте Pravda: Илон Маск займётся фейками [Электронный ресурс] // Газета.ги. 2018. 24 мая. URL: https://www.gazeta.ru/tech/2018/05/24/11762041/elo n_pravda.shtml (дата обращения 25.07.2018).

3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997.

4. Копнина Г.А. Речевое манипулирование. М.: ФЛИНТА, 2012.

5. Суворов А.А. Интернет: масс-медийные характеристики // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика Т.9, вып.3. Саратов, 2009. С. 63-70.

6. Трунов Д.Г. Механизмы манипуляции и типы манипуляторов // Коммуникация в современной парадигме социального и гуманитарного знания: Материалы 4-й международной конференции РКА «Коммуникация-2008». М., 2008. С. 474-476.

Работа - официальный участник I международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня принятия Всеобщей декларации прав человека «Международные подходы к новым практикам воспитания и гражданского образования», 6 августа 2018 года в г. Красноярск.

Секция: Внешнее влияние через программы воспитания и гражданского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.