Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАКТИК ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

МЕХАНИЗМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАКТИК ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российская гражданская идентичность / национальная идентичность / гражданская идентичность / практики формирования / частные / традиционные и государственные практики / Russian civic identity / national identity / civic identity / formation practices / private / traditional and state practices

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хож-Ахмед Султанович Халадов, Андрей Владимирович Вотинцев, Анна Александровна Карпухина, Анна Константиновна Крупченко

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты механизмов формирования российской гражданской идентичности у молодежи. Выявляются и характеризуются ее составляющие и отличительные черты. В числе последних выделяются характеристики личности, которые обуславливают осознание и понимание места и роли человека в структуре культуры, традиций, исторических особенностей, норм, законов и установленных правил в России, готовность принимать активные решения и занимать гражданскую позицию, которая приведет к обогащению научного, экономического, социального, культурного или иного другого направления развития Российской Федерации. Раскрываются концепты формирования российской гражданской идентичности у молодежи в современных условиях: государственные, традиционные и частные практики. Делается вывод о том, что в комплексе реализации, приведенные практики, образуют потенциал российской гражданской идентичности, как следующего за национальной идентичностью более сложного личностного компонента. Каждая из приведенных практик обладает собственным эффектом, государственная практика образует направленность реализации стратегических задач, традиционная практика учитывает национальные особенности, частная – создает эффект конкретной реализации целей и задач формирования российской гражданской идентичности. Как итог, уровень частной практики представляет наибольший интерес, однако только в том случае, если неразрывно связан с традиционными и государственными практиками, что определяет перспективу достижения поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Хож-Ахмед Султанович Халадов, Андрей Владимирович Вотинцев, Анна Александровна Карпухина, Анна Константиновна Крупченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH MECHANISMS OF THE RUSSIAN CIVIC IDENTITY FORMATION PRACTICES

The article presents the theoretical and practical aspects of the mechanisms for the formation of Russian civic identity among young people. Its components and distinctive features are identified and characterized. Among the latter, personal characteristics determining the awareness and understanding of the place and role of a person in the structure of culture, traditions, historical features, norms, laws and established rules in Russia, the willingness to make active decisions and take a civil position, which will lead to the enrichment of scientific, economic, social, cultural or other direction of development of the Russian Federation, stand out. The concepts of Russian civic identity formation among young people in modern conditions state, traditional and private practices are revealed. It is concluded that the given practices form the potential of Russian civic identity as a more complex personal component following the national identity in the totality of implementation. Each of the above practices has its own effect: state practice forms the direction of the implementation for strategic tasks, traditional practice takes into account national characteristics, private practice creates the effect of specific achievement of the goals and objectives of Russian civic identity formation. As a result, the level of private practice is of the greatest interest, but only if it is inextricably linked with traditional and state practices, which determines the prospect to achieve the set goals.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАКТИК ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 3. С. 69-82. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023; (3): 69-82.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Научная статья УДК 37.012

DOI 10.21510/18173292_2023_101_3_69_82

механизмы исследования практик формирования российской гражданской идентичности

1 2 Хож-Ахмед Султанович Халадов , Андрей Владимирович Вотинцев ,

Анна Александровна Карпухина3, Анна Константиновна Крупченко4

1 Академия Минпросвещения России, Москва, Россия, haladov70@mail.ru, ORCID 0000-

0002-9053-3112

2 avvotintsev@mail.ru, ORCID 0000-0001-5888-9701

J ann.karpukhina@gmail.com, ORCID 0009-0006-4986-280X 4 5765744@mail.ru, ORCID 0000-0002-1265-5624

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты механизмов формирования российской гражданской идентичности у молодежи. Выявляются и характеризуются ее составляющие и отличительные черты. В числе последних выделяются характеристики личности, которые обуславливают осознание и понимание места и роли человека в структуре культуры, традиций, исторических особенностей, норм, законов и установленных правил в России, готовность принимать активные решения и занимать гражданскую позицию, которая приведет к обогащению научного, экономического, социального, культурного или иного другого направления развития Российской Федерации. Раскрываются концепты формирования российской гражданской идентичности у молодежи в современных условиях: государственные, традиционные и частные практики. Делается вывод о том, что в комплексе реализации, приведенные практики, образуют потенциал российской гражданской идентичности, как следующего за национальной идентичностью более сложного личностного компонента. Каждая из приведенных практик обладает собственным эффектом, государственная практика образует направленность реализации стратегических задач, традиционная практика учитывает национальные особенности, частная - создает эффект конкретной реализации целей и задач формирования российской гражданской идентичности. Как итог, уровень частной практики представляет наибольший интерес, однако только в том случае, если неразрывно связан с традиционными и государственными практиками, что определяет перспективу достижения поставленных целей.

Ключевые слова: российская гражданская идентичность, национальная идентичность, гражданская идентичность, практики формирования, частные, традиционные и государственные практики

Для цитирования: Халадов Х.-А. С., Вотинцев А.В., Карпухина А.А., Крупченко А.К Механизмы исследования практик формирования российской гражданской идентичности // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. №3 (101). С. 69-82.

© Халадов Х.-А. С., Вотинцев А.В., Карпухина А.А., Крупченко А.К, 2023

Благодарности: Работа выполнена в рамках государственного задания на НИР «Исследование ценностных ориентаций педагогических работников» (регистрационный номер ЕГИСУ НИОКТР 1023012400075-5-5.3.1)

PROBLEMS OF MODERN PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY

Original article.

RESEARCH MECHANISMS OF THE RUSSIAN CIVIC IDENTITY FORMATION

PRACTICES

12 3

Khozh-Akhmed S. Khaladov , Andrey V. Votintsev , Anna A. Karpukhina , Anna K. Krupchenko4

1 Academy of the Ministry of Education of Russia, Moscow, Russia, haladov70@mail.ru, ORCID 0000-0002-9053-3112

2 avvotintsev@mail.ru, ORCID 0000-0001-5888-9701

J ann.karpukhina@gmail.com, ORCID 0009-0006-4986-280X 4 5765744@mail.ru, ORCID 0000-0002-1265-5624

Abstract. The article presents the theoretical and practical aspects of the mechanisms for the formation of Russian civic identity among young people. Its components and distinctive features are identified and characterized. Among the latter, personal characteristics determining the awareness and understanding of the place and role of a person in the structure of culture, traditions, historical features, norms, laws and established rules in Russia, the willingness to make active decisions and take a civil position, which will lead to the enrichment of scientific, economic, social, cultural or other direction of development of the Russian Federation, stand out. The concepts of Russian civic identity formation among young people in modern conditions - state, traditional and private practices - are revealed. It is concluded that the given practices form the potential of Russian civic identity as a more complex personal component following the national identity in the totality of implementation. Each of the above practices has its own effect: state practice forms the direction of the implementation for strategic tasks, traditional practice takes into account national characteristics, private practice creates the effect of specific achievement of the goals and objectives of Russian civic identity formation.

As a result, the level of private practice is of the greatest interest, but only if it is inextricably linked with traditional and state practices, which determines the prospect to achieve the set goals.

Keywords: Russian civic identity, national identity, civic identity, formation practices, private, traditional and state practices

For citing: Khaladov H.-A. S., Votintsev A.V., Karpukhina A.A., Krupchenko A.K. Mechanisms of research of practices of formation of the Russian civil identity. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical journal of Bashkortostan. 2023; 101(3): 69-82.

Thanks: The work was carried out within the framework of the state task for research and development «Research of value orientations of teaching staff» (registration number of the USISU R&D 1023012400075-5-5.3.1)

Введение. В условиях остро возросших внешних угроз и рисков функционирования отечественного социума, вопросы формирования российской гражданской идентичности (далее - РГИ) у молодежи приобретают витальное значение. Современные вызовы и предпринимаемые внешние попытки дестабилизации структурных процессов, связанных с формированием молодого поколения, его воспитанием и привитием традиционных культурно-

нравственных ценностей, обуславливают необходимость активизации и усиления работы по формированию РГИ. Последняя представляется в качестве интегральной характеристики, которая определяет мировоззрение, поведение, социальный портрет личности, её включенность в функционирование российского общества, приверженность культуре, традициям истории, а также нормам отечественного законодательства, в совокупности обуславливающим полноценность становления гражданина своей страны.

Для обеспечения национальной безопасности, сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, развития государственности в Российской Федерации принят ряд значимых документов, среди которых Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2022 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Указ Президента Российской Федерации от 09 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и др.

Формирование РГИ - это государственная задача, реализация которой обуславливает перспективу воспитания высоконравственного поколения, способного вывести Российскую Федерацию на лидирующие позиции по всем направлениям. Вместе с тем, важно понимать, что практическая реализация процессов формирования РГИ у молодежи в условиях современных вызовов требует постоянного совершенствования отдельных направлений целенаправленного воспитательного воздействия.

Актуальность исследования практик формирования РГИ у молодежи обуславливается и тем, что, только опираясь на успешный опыт педагогического сообщества возможным становится формирование необходимых условий для развития молодого поколения. Рассмотрение практик формирования РГИ у молодежи различных возрастных групп, в частности, реализации воспитательных и культурно-просветительских направлений, закладывается в основу дальнейшего их совершенствования, идентификации наиболее эффективных форм, методов и средств организации воспитательного процесса с перспективой достижения аксиологических целей развития молодежи.

Цель исследования - охарактеризовать современное состояние педагогических практик формирования РГИ у молодежи.

Задачи исследования:

1. Уточнить теоретические особенности РГИ молодежи.

2. Описать составляющие РГИ и выявить её отличительные черты.

3. Раскрыть концепты практик формирования РГИ у молодежи в современных условиях.

4. Выделить классификацию и характеристики практик формирования РГИ у молодежи.

Методология исследования. Теоретико-методологическим базисом настоящего исследования послужили труды отечественных ученых и педагогов

71

(Хайбулаев М.Х., Асваров Н.А., Салманова Д.А. [1], Волков Ю.Г., Семененко Д.А. [2], Галактионова Н.А. [3], Разиной Т.В. [4], Чуракова Е.А. [5] и др.), посвященные проблемам и различным аспектам реализации задач по формированию гражданской идентичности. Особую роль в структуре исследования занимают работы, направленные на раскрытие актуальных практик формирования РГИ у молодежи, которые реализуются в современных реалиях (Пастухова Л. С. [6], Титова Т.А., Фролова Е.В. [7], Федоренко К.А. [8] и др.).

В работе мы используем методы теоретического исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, сопоставление, дедуктивный и индуктивный методы, наблюдение, а также контент-анализ.

Результаты и их обсуждение. Новые вызовы системы воспитания коснулись отечественного образовательного пространства относительно недавно. На протяжении последних десяти лет государство реализует активные реформы в области воспитательного процесса, обуславливая перспективы формирования всесторонне развитой молодежи с воспитательными аспектами. Учитывая высокое значение рассматриваемой области исследования, наблюдается значительный прирост интереса научных исследователей к теме формирования и развития гражданской идентичности молодежи в России. Ниже (рис. 1) представлены результаты контент-анализа частотности публикаций по теме формирования и воспитания гражданской идентичности молодежи. В выборку включены научные статьи, которые входят в базы данных ВАК и РИНЦ (научные журналы) с учетом распределения по годам.

Опираясь на представленные данные (рис. 1), заметим, что наиболее исследованными в современном проблемном поле становятся темы, связанные с формированием гражданской идентичности и характеристикой специфики РГИ, как актуальной задачи государственной политики развития. Важно отметить общую позитивную динамику количества исследований по приведенным ключевым запросам, которая за шесть лет увеличилась на 4,5% и 21,9% по ключевым запросам «формирование гражданской идентичности» и «российская гражданская идентичность» соответственно. Это свидетельствует о том, что специфика РГИ приобретает все большую ценностно-целевую направленность и это сопряжено с изменениями в задачах реализации государственной политики и особым значением учета национальных особенностей и специфики реализации просветительских, культурных и воспитательных процессов. При этом, в структуре общих исследований, чуть меньше половины посвящены конкретно «гражданской идентичности молодежи»; по данному ключевому запросу за шесть лет наблюдается динамика в 39,5%, что отражает все большую ценность исследований, посвященных аспектам работы с молодежью, как группой субъектов воспитательного процесса. Работа с молодежью сегодня является приоритетным направлением, поскольку определяет будущее развития России, её глобальную конкурентоспособность.

Рис. 1. Контент-анализ научных публикаций по ключевым запросам (составлено по данным elibrary.ru).

Контент-анализ показывает, что наименее изученными в отечественном научно-исследовательском пространстве остаются именно темы, связанные с реализацией конкретных практик формирования гражданской идентичности и организацией воспитания гражданской идентичности молодежи. Последняя тема остается практически неизученной - наблюдается низкая динамика публикаций по ней, несмотря на увеличение числа публикаций в 2-3 раза. Все это указывает на существующие диспропорции исследования между теоретическими основами формирования РГИ молодежи и применительными практиками организации данных процессов, с перспективой особого воспитательного воздействия. Воспитательная деятельность в ключе формирования гражданской идентичности остается нераскрытой, что требует уточнения определяющих аспектов. Можно сделать вывод, что проблема рассмотрения педагогических практик актуальна и требует более комплексного исследования. Актуальность в то же время приобретают вопросы формирования концептов, составляющих профиль гражданской идентичности российской молодежи.

Исследованию гражданской идентичности сегодня посвящается все больше работ отечественных авторов. Важно понимать, что гражданская идентичность является одним из важнейших элементов человеческой и национальной идентичности, определяющих личностную целостность. Аналогичных позиций придерживается и Н.А. Галактионова, которая рассматривает гражданскую идентичность в качестве самопознавательного компонента «себя» в окружающем социуме. Формирование гражданской идентичности согласно Н.А. Галактионовой - это задача, которая имеет базовый характер, обусловленный формированием гражданского статуса человека, типового формализованного признака, основанного на массовых

ценностных и когнитивных компонентах, патриотических чувствах [3]. Развитие патриотизма становится все более явной значимой задачей, которая диктуется государственной политикой и реализуемыми инициативами. Государство нуждается в подготовке грамотных и личностно сформированных граждан, принимающих собственный долг и необходимость внесения персонального вклада в развитие отечества.

Гражданская идентичность с позиции формирования в современном научном дискурсе по мнению К.А. Федоренко раскрывается в качестве ключевого направления государственной молодежной политики, которая ставит своей первичной задачей воспитание гражданственности, активной жизненной позиции, привития патриотических чувств и настроений (любви) к Родине, формирования уважения к историческим, культурным, традиционным и национальным особенностям Российской Федерации. Автор считает, что сегодня требуется не только осуществлять традиционные процессы по формированию гражданской идентичности, но и переходить на междисциплинарный характер данных процессов, обусловленный стремлениями преодолеть барьеры, сформированные на уровне социально-гуманитарного знания [8]. Соглашаясь с позицией К.А. Федоренко, заметим, что важнейшей задачей становится не просто формирование гражданской идентичности молодежи, а комплексное представление данных процессов в структуре учета особенностей РГИ.

В работе Т.В. Разиной, направленной на сопоставление и проведение сравнительного анализа понятий национальной идентичности и РТИ, обоснованно выделяется, что национальная идентичность не может и не должна вступать в противоречие с РГИ. Последняя по мнению автора представляет собой идентичность более высокого уровня, включающую в себя как аспекты национальной идентичности, так и элементы самосознания, сохранения эффективных межнациональных отношений, функционирования во многонациональном государстве [4]. Исследование показывает, что РГИ является более сложной личностной характеристикой, формирование которой, зачастую, отождествляется с процессами формирования национальной идентичности. Это является ошибочным подходом, поскольку ориентируется сугубо на учет национальных аспектов, а не элементов государственности, многонациональности, равноправности, патриотизма и др.

Заметим, что сегодня процессы формирования РГИ во многом реализуются на всех без исключения ступенях в отечественной системе образования. Ю.Г. Волков и Д.А. Семененко справедливо отожествляют институт образования с фактором формирования РГИ, и, более того, выделяют конкретные направления работы [2]. РГИ сегодня реализуется в структуре двух основополагающих направлений развития: формальные и неформальные механизмы. В случае первых, активной стороной развития РГИ становится институт государства и права, ценности которого активно реализуются в практике функционирования образовательных организаций. В случае

74

неформальных механизмов, молодежь познает и осваивает социокультурные нормы общества, что делает её функционирование в государстве более эффективным (объединение национальных и гражданственно-патриотических, межкультурных и межнациональных компонентов).

В вопросах развития РГИ, Е.А. Чуракова придерживается мнения о том, что необходимо первично учитывать национальные особенности молодежи, формировать представления о традиционной культуре, развивать историческое сознание и определять точки роста патриотических качеств. Реализация государственной воспитательной политики при работе с молодежью по мнению автора основана на объединении принципов патриотического, гражданского и культурного воспитания, с перспективой формирования не просто гражданской, а именно гражданско-патриотической идентичности [5]. Учитывая разность трактовок и подходов к определению РГИ (превалирование одних аспектов в структуре над другими), отметим, что мы придерживаемся позиции того, что РГИ складывается из равнозначных компонентов. Специфика РГИ определена тем, что она обуславливает осознание и понимание места и роли личности в структуре культуры, традиций, исторических особенностей, норм, законов и установленных правил в России, готовности принимать активные решения и занимать гражданскую позицию, которая приведет к обогащению научного, экономического, социального, культурного или иного другого направления развития Российской Федерации.

Так, в РГИ прослеживается четкая связь с Родиной, с целями и задачами её развития, формирования целостных отношений между личностью и родным краем, культурой, уважением к истории, традициям, а также другим народам. Ввиду того, что Россия является многонациональной страной, специфика РГИ раскрывается с позиции учета и интегрального объединения национальных и гражданственных аспектов различных народов, их культур, норм, традиций и обычаев, с принятием главенствующей роли принципов демократического государства, верховенства закона и значения межкультурного диалога.

Опираясь на вышеприведенное определение и специфические черты РГИ, выделим ключевые составляющие РГИ: культура, традиции, социум и положение личности в нем, экология, правовая позиция, патриотизм, нравственность, традиционные ценности и др. Основными компонентами РГИ, равнозначно образующими её структуру, становятся культурный, языковой, политический, социальный, этнический и конфессиональный компоненты. Каждый из перечисленных компонентов обуславливает превышение РГИ над национальной, поскольку образует структуру уважения человека к окружающим его людям, вне зависимости от их особенностей и различий, с принятием концепции единого народа - граждан Российской Федерации.

Важно отметить, что формирование РГИ у молодежи попросту невозможно при отсутствии комплексного и многоуровневого воспитательного педагогического воздействия, которое предполагает становление и развитие ранее описанных компонентов, в их тренаправленном единстве:

75

Во-первых, формирование чувств сопричастности и принадлежности к собственному этносу, принятие национальных особенностей и знание истории собственной нации.

Во-вторых, формирование сопричастности и принадлежности к российскому обществу, которое характеризуется многонациональностью и патриотичностью.

В-третьих, формирование сопричастности и принадлежности к мировому сообществу.

Соглашаясь с мнением Х.М. Хайбулаева, Н.А. Асварова и соавторов отметим, что становление РГИ молодежи происходит под влиянием внешних формирующих факторов, которые раскрываются как в структуре внешних управленческий действий, так и непосредственной организации воспитательно-педагогического процесса [1]. Именно воспитание РГИ становится важной задачей современной молодежной политики, что предполагает использование всевозможных (демонстрирующих сравнительную эффективность) инструментов, объединение усилий, прикладываемых со стороны педагогических работников образовательных организаций.

По мнению М.К. Приятелевой, достаточно эффективным инструментом формирования гражданской идентичности в образовательном процессе становится использование музейной педагогики. Последняя представляет под собой объединение исторических, культурных, патриотических и национальных особенностей. Реализация принципов музейной педагогики основана на использовании школьных музеев в качестве средства-экспериментального пространства, в котором происходит обогащение социальной практики молодежи [9]. Также можно выделить и другие инструменты, среди которых организация межкультурного диалога, обогащение знаний в области традиций, демонстрация образцов культуры, обогащение опыта взаимодействия с другими нациями, построение внеурочной деятельности и т.п. Результатом применения данных инструментов становится осознание молодежью собственной РГИ.

Не меньшую значимость сегодня приобретают и методы формирования РГИ молодежи, на что верно указывают Е.А. Иванова и М.С. Жилинская. В работе авторов выделяются такие препятствия в реализации процессов формирования РГИ, как: неправильная подача исторической информации, искажение действительности; усугубление и расширение личностных противоречий; создание ностальгических чувств по прошлым периодам. Описанные факторы сказываются на результатах формирования национальных ценностей, создают противоречивые условия, которые способствуют нивелированию национальных аспектов, что в конечном счете делает невозможным воспитание РГИ [10]. О.А. Коряковцева и Т.В. Бугайчук выделяют проблемы современного кризиса идентичности молодежи, обусловленные активным внешним воздействием. В то же время, авторы верно

указывают на необходимость развития концептуальных основ РГИ молодежи, что основано на подготовке соответствующих стратегий и технологий [11].

Учитывая все вышеизложенное, отметим, что актуальной задачей современности становится не просто формирование РГИ, а работа с концептами организации данных процессов. Уточним, что под концептами понимаются конкретные практики применения инструментов и методов формирования РГИ.

Анализ научной литературы и научно-исследовательский опыт автора позволяет выделить авторскую иерархию концептов РГИ. Обращаясь к классификации (рис. 2), отметим, что представленная классификация практик формирования РГИ молодежи раскрывает сугубо прикладные аспекты реализации целенаправленного воспитательно-педагогического воздействия. Рассмотрим опыт реализации каждого из концептов более подробно:

Рис. 2. Классификация концептов формирования РГИ.

1. Частные практики. Становятся отражением конкретного педагогического опыта, транслирующегося с учетом специфики образовательного учреждения, на базе которого педагогическое сообщество осуществляет реализацию практик РГИ. Достаточно наглядное и комплексное описание множественных частных практик представлено в исследовании Л.С. Пастуховой. Автор работы описывает опыт по развитию РГИ молодежи, объединяя подходы различных педагогических работников, осуществляющих реализацию проектной работы с обучающимися. В качестве основных практик формирования РГИ на частном уровне автор выделяет: участие в системе неформального образования, организацию внеурочной деятельности, построение активной экскурсионной деятельности, разработку собственных коррекционно-развивающих программ (работа с детьми с ОВЗ), проведение семинарских занятий, организацию круглых столов, реализацию принципов

правового воспитания, экологическое воспитание и многие другие направления [9]. По своей сути, частные практики становятся конкретизированным способом реализации процессов формирования РГИ молодежи с учетом её специфики и условий конкретного образовательного учреждения. При этом, данные частные концепты имеют единичное представление и действуют согласно общей государственно-социальной политике в области воспитания и формирования гражданской идентичности молодежи.

2. Традиционные практики. Раскрываются в структуре реализации воспитательной деятельности с народами конкретных территорий, учетом их национальных особенностей, культуры и истории. Ярким примером реализации традиционных практик становится, например, опыт Республики Татарстан, который по мнению Т.А. Титовой и Е.В. Фроловой является наглядным примером развития межэтнических отношений и общегражданской идентичности с учетом национальных и культурных особенностей (организация народных праздников, при чтении прочих традиций России, изучение татарского языка как неотъемлемой части культуры на территории Республики) [7]. Другим примером традиционных практик формирования РГИ является опыт Чеченской Республики, на территории которой особое внимание уделяется реализации молодежной политики с упором на построение межкультурного диалога и интеграции населения [12]. Не менее ярким примером традиционных практик формирования РГИ является реализация воспитательных процессов на территориях крайнего Севера России, молодежь которого находится в социальной изоляции и нуждается в реализации особого подхода.

Т.А. Житнухина в своем исследовании не только детально характеризует проблему изоляции молодежи Севера от остальной России, но и раскрывает условия развития коммуникативного компонента молодежи (коммуникативная толерантность), который выступает частью РГИ [13]. Как можно заметить, вне зависимости от условий и особенностей территории, традиционные практики формирования РГИ основываются на учете аспектов народности, особенностей этноса, проживания на конкретной территории, культурных особенностей, традиций, основ межкультурного взаимодействия и т.п.

3. Государственные практики. Государственные практики основаны на учреждении и развитии концепций функционирования отечественного общества, предполагают воспроизводство единой молодежной политики, нацеленной на объединение молодежи в вопросах формирования РГИ. Актуальным примером государственных практик является создание передовых движений всероссийского уровня, таких как российское движение детей и молодёжи «Движение первых», общероссийская общественно-государственная просветительская организация «Российское общество «Знание», добровольное российское детско-юношеское движение «Юнармия» и т.п., которые объединяют молодежь страны и реализуют общую государственную задачу, согласуют работу воспитательных структур. Ярким примером государственной практики формирования РГИ становится проект

78

Минпросвещения России «Разговоры о важном». В рамках цикла еженедельных внеурочных занятий, все школьники страны, вне зависимости от региона проживания, получают доступ к познавательному и просветительскому контенту, основанному на традиционных ценностях Российской Федерации [14]. Еще один пример государственной практики - развитие в молодежной среде волонтерской деятельности, в том числе с использованием цифровой среды. В российской практике активно внедряются такие платформы и сервисы, как «Добровольцы России», «Добро.ру», «#Мывместе» и другие. Они объединяют предложения и запросы со стороны граждан Российской Федерации, что позволяет участникам этих движений, независимо от места проживания и возраста, самореализовываться через добровольчество [15]. Профессиональная самореализация также играет важную роль в формировании РГИ. Человек, находя свое место в обществе через профессиональную деятельность, начинает ощущать принадлежность к определенной социальной группе и идентифицироваться с ее ценностями и нормами. В российской системе образования сегодня успешно реализуется проект, направленный на профессиональное становление молодежи в области педагогики и психологии - создание профильных психолого-педагогических классов. Организация классов предполагает проведение профориентационной работы, которая помогает учащимся определиться с выбором будущей профессии. Участие в проекте помогает им развить необходимые навыки и компетенции, а также успешно адаптироваться к современным требованиям сферы образования. Среди активных форм участия: встречи с преподавателями, экскурсии в образовательные организации, проведение профориентационных тестов и консультаций, педагогические пробы [16]. Таким образом, организация классов в предпрофессиональной подготовке играет важную роль в формировании личностной, профессиональной и гражданской идентичности молодежи.

Учитывая особенности и структуру практик формирования РГИ, представим их подчинение наглядно (рис. 3):

Рисунок 3 наглядно демонстрирует, как государственные практики задают общий вектор реализации традиционных и частных, формируя общий вектор реализации национальной политики в области формирования РГИ. Важно понимать, что каждая из приведенных практик обладает собственным эффектом; если государственная практика образует направленность реализации стратегических задач, то традиционная практика учитывает национальные особенности, тогда как частная создает эффект конкретной реализации целей и задач формирования РГИ. Как итог, уровень частной практики представляет наибольший интерес, однако только в том случае, если неразрывно связан с традиционными и государственными практиками, что определяет перспективу достижения поставленных целей формирования РГИ.

Заключение. Таким образом, результаты проведенного исследования и описания практик формирования РГИ позволяют выделить три взаимосвязанных и тесно соинтегрированных концепта: государственные, традиционные и частные практики. Каждый из концептов обладает собственными характерными чертами,

79

отражает формирование рамок и направлений организации целенаправленной воспитательной работы по формированию РГИ. В комплексе реализации, приведенные практики образуют потенциал формирования РГИ, как следующего за национальной идентичностью более сложного личностного компонента. Учитывая актуальность и прикладной характер реализации задач по формированию РГИ, перспективы дальнейших исследований обуславливаются выработкой модели формирования РГИ у молодежи с учетом имеющихся структурно-функциональных связей между уровнями, с более тщательным представлением эффектов.

Рис. 3. Соотношение практик формирования РГИ.

Список источников

1. Хайбулаев, М.Х., Асваров, Н.А., Салманова, Д.А., Сулейманова, Р.В. Механизмы формирования российской идентичности студенческой молодежи // Кронос. 2022. №11 (73). С. 48-54.

2. Волков, Ю.Г., Семененко, Д.А. Институт образования как фактор формирования российской гражданской идентичности // Социология. 2023. №2. С. 16-24.

3. Галактионова, Н.А. Гражданская идентичность как компонент личностной идентичности // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. 2010. №1. С. 10-12.

4. Разина, Т.В. Национальная идентичность vs российская гражданская идентичность // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 2. Биология. Геология. Химия. Экология. 2022. №2 (22). С. 7-12.

5. Чуракова, Е.А. Патриотическое и национально- культурное воспитание молодёжи в современном мире (на примере Удмуртской Республики) // Социум и власть. 2015. №1 (51). С. 32-36.

6. Пастухова, Л.С. Педагогические практики формирования гражданской идентичности молодежи // Ценности и смыслы. 2018. №4. С. 34-53.

7. Титова, Т.А., Фролова, Е.В. Состояние межнациональных отношений и гражданская идентичность в Республике Татарстан (по результатам исследований I квартала 2017 г. ) // Манускрипт. 2017. №9 (83). С. 191-193.

8. Федоренко, К.А. Процессы формирования понятия «гражданская идентичность российских старшеклассников» в современном научном дискурсе // Социально-политические исследования. 2022. №4 (17). С. 48-62.

9. Приятелева, М.К. Формирование гражданской идентичности субъектов образовательных отношений средствами музейной педагогики // Нижегородское образование. 2017. №4. С. 40-46.

10. Иванова, Е.А., Жилинская, М.С. Эмпирический опыт по формированию российской гражданской идентичности у школьников // Управление образованием: теория и практика. 2022. №5 (51). С. 18-28.

11. Коряковцева, О.А., Бугайчук, Т.В. Кризис идентичности молодежи и становление Гражданина // Вестник ВятГУ. 2019. №2. С. 91-98.

12. Карпухина, А.А. Проекты по социализации и формированию гражданской идентичности детей и молодежи: опыт Чеченского государственного педагогического университета // Мир образования - образование в мире. 2018. № 3(71). С. 49-54.

13. Житнухина, Т.А. Формирование коммуникативной толерантности студенческой молодёжи // Вестник молодежной науки. 2019. №5 (22). С. 1-5.

14. Артюхина, Т.С. Влияние внеклассных мероприятий «Разговоры о важном» на развитие гражданственности у обучающих колледжа // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. - 2023. - № 1. - С. 25-29.

15. Вотинцев, А.В., Морозова А.А. Возможности применения цифровых ресурсов в практике волонтерской работы студенческой молодежи // Стратегические ориентиры современного образования : сборник научных статей, Екатеринбург, 05-06 ноября 2020 года. Том Часть 1. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. - С. 69-72.

16. Халадов, Х.А.С. Психолого-педагогические классы: концепт-дизайн допрофессиональной подготовки учителя / Х. А. С. Халадов, И. В. Головина, Г. А. Папуткова // Педагогический журнал. - 2022. - Т. 12, № 3-1. - С. 653-662.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Khaibulaev M.Kh., Asvarov N.A., Salmanova D.A., Suleimanova R.V. Mekhanizmy formirovaniia rossiiskoi identichnosti studencheskoi molodezhi. Kronos. 2022; 73(11): 48-54. (In Russian)

2. Volkov IU.G., SemenenkoD.A. Institut obrazovaniia kak faktor formirovaniia rossiiskoi grazhdanskoi identichnosti. Sotsiologiia = Sociology. 2023; (2): 16-24. (In Russian)

3. Galaktionova N.A. Grazhdanskaia identichnost' kak komponent lichnostnoi identichnosti. Izvestiia vuzov. Sotsiologiia. Ekonomika. Politika. = News of universities. Sociology. Economy. Politics. 2010; (1): 10-12. (In Russian)

4. Razina T.V. Natsional'naia identichnost' vs rossiiskaia grazhdanskaia identichnost'. Vestnik Syktyvkarskogo universiteta. Seriia 2. Biologiia. Geologiia. Khimiia. Ekologiia = Bulletin of Syktyvkar University. Series 2. Biology. Geology. Chemistry. Ecology. 2022; 22 (2): 7-12. (In Russian)

5. Churakova E.A. Patrioticheskoe i natsional'no- kul'turnoe vospitanie molodezhi v sovremennom mire (na primere Udmurtskoi Respubliki). Sotsium i vlast' = Society and power. 2015; 51 (1): 32-36. (In Russian)

6. Pastukhova L.S. Pedagogicheskie praktiki formirovaniia grazhdanskoi identichnosti molodezhi. Tsennosti i smysly = Values and meanings. 2018; (4): 34-53. (In Russian)

7. Titova T.A., Frolova E.V. Sostoianie mezhnatsional'nykh otnoshenii i grazhdanskaia identichnost' v Respublike Tatarstan (po rezul'tatam issledovanii I kvartala 2017 g.). Manuskript = The manuscript. 2017; 83(9): 191-193. (In Russian)

8. Fedorenko K.A. Protsessy formirovaniia poniatiia «grazhdanskaia identichnost' rossiiskikh starsheklassnikov» v sovremennom nauchnom diskurse. Sotsial'no-politicheskie issledovaniia = Socio-political research. 2022; 17(4): 48-62. (In Russian)

9. Priiateleva M.K. Formirovanie grazhdanskoi identichnosti subektov obrazovatel'nykh otnoshenii sredstvami muzeinoi pedagogiki. Nizhegorodskoe obrazovanie = Nizhny Novgorod education. 2017; (4): 40-46. (In Russian)

10. Ivanova E.A., Zhilinskaia M.S. Empiricheskii opyt po formirovaniiu rossiiskoi grazhdanskoi identichnosti u shkol'nikov. Upravlenie obrazovaniem: teoriia i praktika = Education management: theory and practice. 2022; 51 (5): 18-28. (In Russian)

11. Koriakovtseva O.A., Bugaichuk T.V. Krizis identichnosti molodezhi i stanovlenie Grazhdanina. Vestnik ViatGU = Bulletin of Vyatka State Ш^ге^ую 2019; (2): 91-98. (In Russian)

12. Karpukhina A.A. Proekty po sotsializatsii i formirovaniiu grazhdanskoi identichnosti detei i molodezhi: opyt CHechenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Mir obrazovaniia - obrazovanie v mire = The world of education - education in the world. 2018; 71(3): 49-54. (In Russian)

13. Zhitnukhina T.A. Formirovanie kommunikativnoi tolerantnosti studencheskoi molodezhi. Vestnikmolodezhnoi nauki = Bulletin of Youth Science. 2019; 22(5): 1-5.(In Russian)

14. Artiukhina T.S. Vliianie vneklassnykh meropriiatii «Razgovory o vazhnom» na razvitie grazhdanstvennosti u obuchaiushchikh kolledzha. Sovremennoe obrazovanie: aktual'nye voprosy i innovatsii = Modern education: current issues and innovations. 2023; (1): 25-29. (In Russian)

15. Votintsev A.V., Morozova A.A. Vozmozhnosti primeneniia tsifrovykh resursov v praktike volonterskoi raboty studencheskoi molodezhi. In: Strategicheskie orientiry sovremennogo obrazovaniia : sbornik nauchnykh statei, Ekaterinburg, 05-06 noiabria 2020 goda. Tom, CHast' 1. Ekaterinburg: Ural'skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, 2020. Pp. 69-72.

16. Khaladov Kh.-A.S., Golovina I.V., Paputkova G.A. Psikhologo-pedagogicheskie klassy: kontsept-dizain doprofessional'noi podgotovki uchitelia. Pedagogicheskii zhurnal = Pedagogical Journal. 2022; 12(3-1): 653-662.(In Russian)

Заявленный вклад авторов статьи:

Хож-Ахмед Султанович Халадов - формирование положений, критический анализ текста, обеспечение ресурсами.

Андрей Владимирович Вотинцев - теоретический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение полученных результатов, оформление статьи.

Анна Александровна Карпухина - сбор и анализ данных, описание практик формирования российской гражданской идентичности.

Анна Константиновна Крупченко - научное руководство, редактирование статьи.

The declared contribution of the authors of the article:

Khozh-Akhmed S. Khaladov - formation ofprovisions, critical analysis of the text, provision of resources.

Andrey V. Votintsev - theoretical analysis of the literature on the research problem, generalization of the results obtained, the design of the article.

Anna A. Karpukhina - data collection and analysis, description of the practices of the formation of Russian civic identity.

Anna K. Krupchenko - scientific guidance, editing of the article.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Authors read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 10.08.2023; одобрена после рецензирования 01.09.2023; принята к публикации 10.09.2023.

The article was submitted 10.08.2023; approved after reviewing 01.09.2023; accepted for publication 10.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.