Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА'

МЕХАНИЗМЫ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
279
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРОСОЮЗ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Закирова Адэлия Жамилевна

Интеграция мигрантов в социокультурное пространство принимающей их страны является сложным процессом, основной целью которого выступают превращение новоприбывших в полноправных гармоничных членов принимающего их общества и минимизация связанных с этим процессом негативных последствий. Процесс интеграции затрагивает культурные, экономические, социальные сферы общества. Практика Евросоюза в области интеграции мигрантов является актуальным примером, представляющим собой образец сотрудничества развитых гражданских обществ европейских стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Закирова Адэлия Жамилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRANTS’ INTEGRATIVE TOOLS FOR ENTERING THE EUROPEAN UNION SOCIOCULTURAL SPACE

The integration of migrants into the social cultural space of a host country is a complicated process. Its main goal is to turn a migrant into a full-fledged citizen and to decrease negative consequences of this process. The integration touches on cultural, economic and social spheres of society. The EU practice gives an acute example of the collaboration of developed European civil societies.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 17-22 Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Sociology. Politology, 2021, vol. 21, iss. 1, pp. 17-22

Научная статья УДК 304.444

https://doi.org/10.18500/1818-9601 -2021 -21 -1 -17-22

Механизмы интеграции мигрантов в социокультурное пространство Европейского союза

А. Ж. Закирова

Дзержинский политехнический институт (филиал) НГТУ имени Р. Е. Алексеева, Россия, Нижегородская обл., 606026, г. Дзержинск, ул. Гайдара, д. 49

Закирова Адэлия Жамилевна, кандидат философских наук, старший преподаватель, zakirova107@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3901-8262

Аннотация. Интеграция мигрантов в социокультурное пространство принимающей их страны является сложным процессом, основной целью которого выступают превращение новоприбывших в полноправных гармоничных членов принимающего их общества и минимизация связанных с этим процессом негативных последствий. Процесс интеграции затрагивает культурные, экономические, социальные сферы общества. Практика Евросоюза в области интеграции мигрантов является актуальным примером, представляющим собой образец сотрудничества развитых гражданских обществ европейских стран. Ключевые слова: миграция, интеграция, Евросоюз, гражданское общество, межкультурная коммуникация Для цитирования: Закирова А. Ж. Механизмы интеграции мигрантов в социокультурное пространство Европейского союза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 17-22. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2021-21-1-17-22

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0) Article

https://doi.org/10.18500/1818-9601 -2021 -21 -1 -17-22

Migrants' integrative tools for entering the European Union sociocultural space Adeliya Zh. Zakirova, zakirova107@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3901-8262

Dzerzhinsk Polytechnic Institute (Branch) of Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R. E. Alekseev, 49 Gaidara St., Dzerzhinsk 606026, Nizhegorodskiy region, Russia

Abstract. The integration of migrants into the social cultural space of a host country is a complicated process. Its main goal is to turn a migrant into a full-fledged citizen and to decrease negative consequences of this process. The integration touches on cultural, economic and social spheres of society. The EU practice gives an acute example of the collaboration of developed European civil societies. Keywords: migration, integration, European union, civic society, interethnic communication

For citation: Zakirova A. Zh. Migrants' integrative tools for entering the European Union sociocultural space. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Sociology. Politology, 2021, vol. 21, iss. 1, рр. 17-22 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1818-9601-2021-21-1-17-22

This is an open access distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

Миграция никогда не достигала тех масштабов, с которыми вынуждена была столкнуться современная цивилизация. Согласно Порталу глобальных данных о миграции, на 2019 г. в мире насчитывается 271,6 млн мигрантов (для сравнения: 2010 г. - 220,8 млн, 2015 г. - 248,9 млн чел.)1. Из них на европейские страны приходится 82 млн новоприбывших2, самый большой показатель в Германии - 13,1 млн, Великобритании - 9,6 млн, Франции - 8,3 млн чел. Наибольший поток в Европу идет из Алжира, Сирии, Марок-

ко. При этом отмечается спад миграционного кризиса с 2015 г.: в первые 10 месяцев 2019 г. в Европу попали 82 978 мигрантов, за аналогичный период 2018 г. - 97 765 беженцев3.

Подобная ситуация ведет к разрушению (трансформации) социальных систем, нарастанию трудно разрешимых противоречий на этноконфессиональной почве, недовольству населения принимающих стран, что способствует росту межэтнической напряженности. Слаборазвитый институт адаптации мигрантов при-

водит к их маргинализации и добровольной сегрегации. В данном случае наглядным примером может служить образование китайских, русских кварталов в европейских городах, когда новоприбывшие предпочитают жить обособленной группой и таким образом продолжать следовать своим традициям и практиковать свой язык.

Сфера миграционной политики является крайне конфликтной для стран Евросоюза, а потому крайне актуальной. Основная цель интеграции мигрантов - создать гармонично функционирующее общество, где бытовые конфликты решаются на своем уровне, а не спускаются на уровень межкультурных, приводя к росту напряженности. Практика Европейского союза наглядно демонстрирует, что интеграция мигрантов является сложным комплексным последовательным процессом, затрагивающим культурные, социальные, экономические аспекты.

Более того, важно отметить, что в наше время миграционный поток стал спонтанным, массовым и слабо поддающимся управленческим решениям, что, в свою очередь, вызывает обеспокоенность как в политических, так и в научных кругах.

Приводя к изменению социокультурных механизмов регулирования общественных отношений, миграция стала причиной возникновения глобальных проблем межэтнического взаимодействия, в результате которых зачастую растет межэтническая напряженность, приводящая к нарушению продуктивного коммуникативного процесса и возникновению разноуровневых конфликтов. Миграционные процессы оказывают значительное влияние на этническую культуру и этнокультурную идентичность прибывших народов, следовательно, и на признаки этнич-ности. С одной стороны, в случаях единичного растворения мигрантов в иной культурной среде размывание социальных признаков этнической идентичности происходит достаточно быстро. С другой стороны, можно наблюдать и противоположный процесс, когда при большом скоплении мигрантов этого размывания в рамках одного поколения практически не происходит. Более того, оказываясь в чуждой для них социокультурной обстановке, мигранты консолидируются посредством своей этничности и языка, что зачастую приводит к росту националистических настроений.

Стоит отметить еще одну особенность современной миграции, а именно ее транснациональный характер, во многом обусловливаемый возможностями современных коммуникационных систем: новоприбывшие вступают в ком -муникационное поле принимающего общества, сохраняя прежние социальные связи, свой уклад жизни, язык, культуру, нормы межличностной коммуникации. Характерной чертой транснациональной миграции является регулярность и устойчивость контактов между странами. Транс-

национальный характер миграции имеет свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, мигранты, поддерживающие транснациональные связи, в меньшей степени ощущают психологическое давление со стороны принимающего общества, поскольку они сохраняют отношения с родными и близкими посредством обозначенных механизмов и таким образом на расстоянии частично компенсируют чувство этнической идентичности со своим народом. С другой стороны, транснациональный характер миграции затрудняет процесс адаптации мигрантов к социокультурной среде принимающего общества, провоцируя со стороны последних возникновение межэтнической напряженности. Кроме того, транснациональный характер миграции способствует распространению одной из главных угроз современной цивилизации - терроризма, и развитию террористических сетей.

В связи с этим актуальным является вопрос о механизмах интеграции мигрантов в европейское общество. До 2015 г. получает распространение идея мультикультурализма - идеологии, строящейся на позициях культурного плюрализма и провозглашающей своей основной задачей обеспечение мирного сосуществования множества инокультурных сообществ в рамках одной нации, основываясь на принципах толерантности. Между тем в 2015 г. представители европейских стран заявляют о кризисе обозначенной политики, поскольку она, делая акцент на самобытности и ценности культур прибывающего населения, упускала из виду социокультурные особенности принимающего сообщества. Кроме того, среди главных причин кризиса мульти-культурализма ученые называют отсутствие у определенных этносов, оказавшихся в условиях инокультуры, достаточного уровня политической культуры, а также незнание языка, что, во-первых, препятствует полноценному социокультурному и профессиональному взаимодействию и, во-вторых - служит основанием для сохранения замкнутости этноса4.

В итоге руководители стран ЕС были вынуждены пойти на пересмотр законодательства в миграционной сфере. Необходимо отметить, что с начала миграционного кризиса 2014-2015 гг. основным документом, определяющим европейскую миграционную политику, являлось Дублинское соглашение, согласно которому беженцы распределялись по принципу «страны первого въезда». Благодаря этому правилу удавалось предотвратить ситуацию, при которой беженец может подать заявление сразу в несколько стран ЕС и получить убежище в выбранной им самим стране. Однако это привело к тому, что миграционная нагрузка ложилась только на ряд определенных стран: Грецию, Италию, Венгрию. В итоге в 2015 г. Германия объявила об окончании Дублинского соглашения. В мае 2015 г. Комиссия выступила с «Европейской повесткой дня по

миграции»», политическим программным документом, который содержал приоритетные задачи, стоящие перед Евросоюзом в сфере регулирования миграционных потоков, предоставления убежища и защиты внешней границы5. В итоге новых договоренностей были созданы специальные зоны приема мигрантов, сокращены сроки подачи запроса о предоставлении убежища с 11 до 6 месяцев, уменьшены сроки предоставления медицинской страховки с 12 до 6 месяцев. Кроме того, ужесточению подверглась и система выделения квот для трудовых мигрантов. В частности, например, во Франции работодатель должен обосновать, почему на рабочее место ему необходим работник-мигрант. Эти привело к обозначенному выше значительному спаду миграционного потока в Европу после 2015 г. Данная тенденция наблюдается до сих пор.

Российские и зарубежные эксперты все чаще сходятся во мнении, что особо актуальной является деятельность по демилитаризации зон военного противостояния (Ирака, Сирии, Сомали, Афганистана), что позволит минимизировать миграционные потоки и снизить экономическую, социальную и культурную нагрузку на европейские общества6.

В рамках решения миграционной проблемы происходит активное взаимодействие гражданских обществ европейских стран. Учитывая общую территориальную организацию, а также совместное историко-культурное развитие, невозможно решить миграционную проблему в рамках одной страны. Представители европейских стран разрабатывают и внедряют совместные программы по интеграции мигрантов, что отражается на электронном ресурсе European web-site on integration. Кроме того, функционируют разноплановые некоммерческие организации, характерные для развитого гражданского общества. Например, The European Asylum Support Office, Asylum, Migration and Integration Fund, занимающиеся сбором финансовых средств с целью поддержки новоприбывших.

Среди факторов, способствующих формированию ориентации мигрантов на адаптацию к новой для них социокультурной среде, выделяют такие, как: доступность основных элементов социальной сферы (рынок труда, жилья, образования и т. п.); социокультурная дистанция между принимающим и родным обществом; этнокультурные черты групповой самоорганизации, обусловленные социальной организацией и традициями родного народа; характер миграции (добровольный или вынужденный, временный или постоянный); исторически сложившийся этнический опыт адаптации к инокультурной среде; доступность для мигрантов формальных и неформальных сетей взаимодействия7.

Кроме того, необходимо отметить психологический и социокультурный аспекты адаптации. В первом случае имеются в виду личност-

ные последствия миграции, выражающиеся в чувстве культурной идентичности, принадлежности к новому обществу, а также гармоничном психологическом состоянии в новом культурном контексте (Н. М. Лебедева, К. Уорд). Под социокультурным аспектом адаптации подразумевают способность вступать в продуктивный коммуникационный процесс с новым культурным окружением8. Не менее важной является также экономическая адаптация, которая обусловливается наличием работы и степенью удовлетворенности ею.

Важным элементом интеграции мигрантов является информационная открытость. Предоставление информации о правовых, экономических, социальных и культурных аспектах интеграции в европейские страны позволяет избежать неопределенности, запутанности, а соответственно, и определенного уровня напряженности, возникающей с нехваткой сведений. Примером является разработанный представителями Еврокомиссии Миграционный портал Евросоюза (EU Immigration Portal), где мигранты могут получить всю необходимую информацию, касающуюся получения визы: перечень необходимых документов, общие условия подачи и др. Также Евросоюзом был запущен сайт Europe an web-site on integration, где размещается информация о различных мероприятиях и проектах, организуемых гражданскими обществами европейских стран, по интеграции мигрантов.

В 2016 г. в рамках проектной деятельности на территории европейских стран было запущено мобильное приложение BLEND-IN. Оно предлагало новоприбывшим изучить ряд базовых тем, связанных с переездом в новую для них страну: трудоустройство, безопасность, закон, права и обязанности. Кроме того, предоставлялась информация по доступу к муниципальным службам, задействованным в данных сферах. Приложение BLEND-IN наглядно демонстрирует актуальность и необходимость использования современных научных технологий в интеграции мигрантов.

Таким образом, механизмы интеграции мигрантов представляют собой комплексную систему мер по гармонизации отношений между новоприбывшими и коренным населением. Среди них поддержка в поиске жилья, обеспечение образования, курсы по изучению языка принимающей стороны, повышение уровня культурной компетенции. Мероприятия по интеграции могут как иметь краткосрочный характер, так и представлять собой программы, охватывающие в своем развитии десятилетия. Более того, они охватывают разные возрастные, социальные, профессиональные группы. Анализ данных свидетельствует о том, что в рамках сотрудничества гражданских обществ Евросоюза осуществляется регулярная совместная деятельность в сфере адаптации мигрантов:

- экономическая интеграция, которая предполагает поддержку в приобретении доступа на рынок труда, обеспечение занятости;

- социальная интеграция, суть которой заключается в обеспечении доступа к жилью, здравоохранению, образованию;

- культурная адаптация/интеграция, в рамках которой мигранты получают возможность изучать язык и культуру принимающей страны при возможности сохранения своей культуры, религии, обычаев9.

Ниже рассмотрены примеры практической реализации механизмов интеграции мигрантов в новое для них общество как в отдельных странах Евросоюза, так и совместные программы.

Проектная деятельность является одним из перспективных направлений в политике адаптации мигрантов, поскольку она позволяет наладить продуктивное взаимодействие между мигрантами и принимающим населением, а также настроить последних на самостоятельное изучение проблемной сферы. К данной работе привлекаются и жители принимающей стороны. Таким образом организуется коммуникация в неконфликтной среде, формируются мирные модели выстраивания взаимоотношений и решения проблем. Например, в октябре 2019 г. в Португалии прошел Международный конкурс проектов по продвижению предпринимательства среди мигрантов («Project for the Promotion of Immigrant Entrepreneurship»). В рамках данного конкурса мигрантам, занимающимся предпринимательством или намеревающимся открыть свое дело, предлагалось не только разработать и представить свои проекты по развитию бизнеса, но также и прослушать курсы по специфике ведения предпринимательской деятельности в европейских странах. Целью этого мероприятия является обеспечение социальной и профессиональной интеграции мигрантов посредством обучения различного рода компетенциям, необходимым для ведения бизнеса, а также обмена профессиональным опытом. С момента запуска данного проекта в 2009 г. в нем принял участие 2161 человек10.

Еще одним примером интеграции посредством ведения проектной деятельности является общеевропейская программа «BONDS», развивающаяся в 2016-2018 гг. При работе с участниками программы использовалась техника создания комиксов, посредством которой разработчики в мягкой форме прививали новоприбывшим такие социальные качества, как творческий подход и стремление к сотрудничеству. Целевой аудиторией выступили женщины с детьми, которые, как утверждают разработчики программы, в большей степени испытывают сложности в адаптации, что может иметь длительные последствия в эмоциональном измерении. На развитие программы Еврокомиссия направила порядка 220 тыс. евро, количество участников не уточня-

ется. Отмечается, что участники оценивали влияние программы положительно11.

Программы наставничества являются продуктивным и актуальным механизмом интеграции мигрантов, поскольку обеспечивают активное взаимодействие новоприбывших с представителями коренного населения, позволяя, с одной стороны, совместно преодолевать культурные коммуникативные барьеры, с другой стороны, выстраивать модели продуктивного взаимодействия. Например, с 2009 г. в Испании работает Межкультурная программа наставничества молодежи. Основная ее цель - выстраивание межличностного общения между студенческой и школьной молодежью разных культур в регионах с высоким уровнем социальной изоляции. В рамках развития программы один раз в неделю в течение рабочего времени организуются трехчасовые встречи между школьниками 11-15 лет из мигрантского сообщества и студентами высших учебных заведений, в ходе которых молодежь вовлекается в разного рода активности, позволяющие познакомиться с различными частями города. В ходе программы происходит не только процесс интеграции новоприбывших, но и молодое поколение принимающей стороны учится понимать и взаимодействовать с представителями иных культур. Проект еще развивается, на настоящий момент в нем задействовано порядка 300 наставников12.

В 2017-2019 гг. в рамках Евросоюза развивалась программа по интеграции женщин-мигрантов, в ходе которой они получали возможность пройти курсы по изучению языка, а также в сферах трудоустройства и здравоохранения. В рамках развития программы женщины-мигранты принимали участие в играх, викторинах и иных видах активностей, которые позволяли участникам задавать вопросы и делиться своим мнением в важных для них практиках. Только на Мальте количество участников программы превысило 200 человек, по остальным странам-участницам информация не приводится.

Языковой барьер является одной из ключевых проблем в процессе адаптации мигрантов. С одной стороны, мигранты получают возможность изучать и практиковать язык принимающей страны в рамках обозначенных выше направлений. С другой стороны, гражданскими обществами Евросоюза развиваются и отдельные специализированные проекты. Например, совместная программа Евросоюза «Speak», главной целью которой является обмен языковыми и культурными знаниями. В рамках проекта по всей Европе организовывались группы по изучению языка принимающей страны. Как заявляли организаторы, программа призвана была решать две задачи: с одной стороны, помогать мигрантам изучать язык принимающей стороны, с другой -встречаться и общаться с представителями иных культур и таким образом преодолевать коммуни-

кативный барьер. Программа продемонстрировала высокую эффективность: в ходе развития в ней приняли участие более 22 тыс. человек.

Помимо культурной интеграции, гражданские институты европейских стран стремятся минимизировать и социальные барьеры, в частности, внедряют программы по обеспечению жильем новоприбывших. С 2016 г. в Польше развивается проект «Добро пожаловать домой». Организаторы программы снимают квартиры и пересдают их семьям беженцев по более низкой цене. В течение трех лет арендная цена повышается до своего начального показателя так, что новоприбывшие могут работать уже напрямую с собственниками. К тому же участники программы получают поддержку в сфере изучения польского языка, а также сферах здравоохранения, юридической и психологической помощи. Целью данной программы является помощь мигрантам в обретении финансовой и социальной независимости. Программа строится на теории, что интеграция новоприбывших в новое для них общество невозможна без стабильности и безопасности в сфере обеспечения жильем. Для примера: в августе 2019 г. программа оказала поддержку 10 мигрантским семьям, еще 10 семей ожидали возможности поучаствовать в про-грамме13.

Логично, что люди, решившиеся на переезд (постоянный или временный) в чужую страну, обеспокоены собственным благосостоянием. Поэтому для них чаще всего изначально характерно желание влиться в принимающее общество. Однако несовершенство законодательства чужого государства, плохо оплачиваемая работа, незнание языка принимающего общества, а также его социокультурных ценностей, этнические стереотипы и мифы - все это ставит новоприбывших в маргинальное положение, которое сводит к минимуму их желание адаптироваться.

Стоит отметить, что на эффективность развития программ по интеграции мигрантов большое влияние оказывает характер идентичности принимающего общества: позитивная идентичность принимающего населения, заключающаяся в адекватной оценке собственной культуры, способствует более благоприятному отношению к мигрантам, и, наоборот, негативная этническая идентичность вызывает националистские настроения и агрессию. Следовательно, странам, сталкивающимся с миграционной проблемой, необходимо формировать собственный благоприятный культурный и социальный контекст. Именно поэтому, помимо непосредственной работы с мигрантским сообществом, представители европейских стран стремятся повысить уровень профессионализма собственных преподавателей в сфере выстраивания и ведения межкультурной коммуникации. Например, с 2016 г. в Словении проводятся бесплатные семинары по повышению уровня социальной и гражданской

компетенции преподавателей в сфере межкультурной коммуникации, связанной с миграцией. Среди тем семинаров: интеграция мигрантов, словенский язык и межкультурный диалог; толерантность к насилию; взаимоуважительное общение и управление конфликтами и др. Организаторы проекта рассчитывают, что до сентября 2021 г. обучение на семинарах пройдут около 10 тыс. деятелей образования.

Кроме того, на уровень маргинализации мигрантов влияет информационная обстановка, разворачивающаяся на данный момент в принимающем обществе14. Под последней мы понимаем этнические стереотипы, мифы, слухи, которые складываются вокруг мигрантского сообщества и распространяются в обществе посредством СМИ и сети Интернет. Эти обстоятельства способны создавать заведомо конфликтную среду, которая становится взрывоопасной при возникновении даже малой степени напряженности. Мощным коммуникативным и защитным ресурсом в данной ситуации выступает родной язык мигрантов, а также другие социокультурные механизмы, характерные для общества новоприбывших (традиции, обычаи, обряды).

Оценивая эффективность политики Евросоюза в сфере интеграции мигрантов, мы можем отметить, что особой актуальностью обладают курсы по овладению языком принимающей страны. При этом остальные меры, судя по количеству вовлеченных участников, затрагивают лишь малую часть мигрантского сообщества. Кроме того, важно отметить добровольность участия новоприбывших в проектах по адаптации с той точки зрения, что маргинальная часть мигрантов остается за границей развития проектов по интеграции. Необходима большая популяризация развиваемых проектов посредством СМИ и Интернета с наглядной демонстрацией достигнутых результатов по поддержке новоприбывших.

Примечания

1 См.: The bigger picture // Migration Data Portal. URL: https://migrationdataportal.org/?i=stock_abs_&t=2019 (дата обращения: 08.11.2019).

2 См.: The number of international migrants reaches 272 million, continuing an upward trend in all world regions, says UN. URL: https://www.un.org/development/ desa/en/news/population/international-migrant-stock-2019. html (дата обращения: 23.01.2020).

3 См.: UN : nearly 83000 refugees enter Europe in 2019. URL: https://www.aa.com.tr/en/world/un-nearly-83-000-refugees-enter-europe-in-2019/1626059 (дата обращения: 23.01.2020).

4 См.: Савруцкая Е. П., Жигалев Б. А., Дорожкин А. М., Устинкин С. В. Образование. Культура. Язык. Н. Новгород : ФГБОУ ВПО «НГЛУ» ; СПб. : Изд-во РХГА, 2014. С. 152.

5 См.: Потемкина О. Ю. Миграционный кризис и политика Европейского союза // Актуальные проблемы Европы. 2016. № 4. С. 40.

6 См.: Блинов А. Европейские тропы миграции. URL: https://russkiymir.ru/publications/257810/ (дата обращения: 20.12.2019).

7 См.: Дмитриев А. В., Мукомель В. И. Этническая иммиграция : конфликтное измерение // Россия в глобальных процессах : поиски перспективы / отв. ред. М. К. Горшков. М. : Институт социологии РАН, 2008. C. 107.

8 См.: ЛепшоковаЗ.Х. Стратегии адаптации мигрантов и их психологическое благополучие (на примере Москвы и Северного Кавказа). М. : Грифон, 2012. C.10.

9 См.: Мукомель В. И. Адаптация и интеграция мигрантов : методологические подходы к оценке результативности и роль принимающего общества // Россия реформирующаяся : Ежегодник : сб. науч. ст. / отв. ред. М. К. Горшков. Вып. 14. М. : Новый хронограф, 2016. С. 412.

10 См.: Project for the Promotion of Immigrant Entrepreneur-ship (PEI). URL: https://ec.europa.eu/migrant-integration/ intpract/project-for-the-promotion-of-immigrant-entrepre-neurship-pei (дата обращения: 29.10.2020).

11 См.: BONDS-Booster the emotional dimension of social inclusion for immigrant mothers and children. URL: https:// ec.europa.eu/migrant-integration/intpract/bonds-booster-the-emotional-dimension-of-social-inclusion-for-immigrant-mothers-and-children (дата обращения: 29.10.2020).

12 См.: Rossinyol - Intercultural youth mentoring programme in Spain. URL: https://ec.europa.eu/migrant-integra-tion/ intpract/rossinyol-intercultural-youth-mentoring-programme-in-spain (дата обращения: 29.10.2020).

13 См.: Welcome Home - Housing support for refugee families in Poland (Unofficial translation). URL: https:// ec.europa.eu/migrant-integration/intpract/welcome-home-housing-support-for-refugee-families-in-poland (дата обращения: 29.10.2020).

14 См.: МетёлевИ. С. Миграция, цивилизация, Россия // Власть. 2011. № 10. С. 102.

Поступила в редакцию 26.11.2020, после рецензирования 02.12.2020, принята к публикации 04.12.2020 Received 26.11.2020, revised 02.12.2020, accepted 04.12.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.