Научная статья на тему 'Механизмы и пути заражения животных эхинококкозом'

Механизмы и пути заражения животных эхинококкозом Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
1111
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Биттиров А. М., Беккиева С. А., Шекихачева Л. З., Чилаев С. Ш.

Анализ показал, что фертильные штаммы Ech. granulosus пятнистого оленя, благородного оленя, косули, серны, кавказского тура и овец являются широко специфичными и могут обеспечить перекрестное заражение домашних и диких копытных опосредованно через круг дефинитивных хозяев (чабанских собак, одичавших собак, волков, шакалов, енотовидных собак, лисиц, барсуков и др.), что также многократно повышает биологическую защищенность паразитарной системы эхинококкоза животных в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Биттиров А. М., Беккиева С. А., Шекихачева Л. З., Чилаев С. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms and ways of animals infestation with echinococcosis

The analysis carried out has shown that such fertile strains as. Ech. granulosus in reindeer, red deer, roe deer, caucasian buffalo and sheep are highly specific ones and they can indirectly cause cross-infection in domestic and wild hoofed animals through a number of definite host animals sheepherding dogs, run-wild dogs, wolves, jackals, raccons foxes, bedgers etc. All the above stimulate the biological protectability of the parasitic system of animal echinococcosis in the region.

Текст научной работы на тему «Механизмы и пути заражения животных эхинококкозом»

Механизмы и пути заражения животных эхинококкозом

А.М. Биттиров, д.биол.н., профессор, С.А. Беккиева,

кхн, доцент, Л.З. Шекихачева, к.с.-х.н., доцент,

С.Ш. Чилаев, к.с.-х.н., Кабардино-Балкарская ГСХА

Придание животноводству экстенсивного пути развития, игнорирование дегельминтизации

присельских и городских собак, ослабление борьбы с безнадзорными собаками, ухудшение эпидемиологического, ветеринарно-санитарного контроля и санитарно-просветительской работы в сфере производства продуктов животноводства и малая эффективность рекомендуемых профи-

лактических мероприятий привели к широкому распространению эхинококкоза животных и человека в регионе. Рспространение эхинококкоза животных в РФ приобретает угрожающий характер с тенденцией формирования активно функционирующих эпизоотологических сельских и городских очагов опасного зооноза. Инвазиро-ванность эхинококкозом промежуточных хозяев составляет: крупного рогатого скота 42,4%, овец

— 65,8%, коз — 26,2%, буйволов — 35,0%, безнадзорных собак (дефинитивный хозяин) — 80— 100%. С 1995 по 2006 гг. в Кабардино-Балкарской республике с диагнозами эхинококкоз печени, легких, селезенки, перикарда, диафрагмы и головного мозга оперировано 1038 пациентов в возрасте от 6 до 68 лет. Инвазии копытных животных цестодой Echinococcus granulosus приобрели в регионе природную очаговость, стационарность и механизмы перекрестного заражения дефинитивных и промежуточных хозяев. О широком распространении эхинококкоза сельскохозяйственных и промысловых животных в Центральном регионе РФ можно судить по масштабности образования техногенных очагов эхино-коккоза сельскохозяйственных животных. В этом контексте обращается внимание на актуальность изучения вопросов биолого-экологической активности эпизоотологического и эпидемиологического процесса Echinococcus granulosus у разных видов животных и человека [1—14]. Цестода Ech. granulosus при паразитировании в паренхиматозных органах животных, вызывают тяжелые патологические изменения, истощение, асциты, воспаление печени и легких. У сельскохозяйственных животных завершенные и незавершенные циклы Ech. granulosus снижают упитанность, прирост массы тела, молочную продуктивность коров на 18—30%. В связи с этим заслуживает научно-практический интерес изучение эпизоотологического процесса эхинококкоза животных и определение путей формирования инвазии в регионе.

Материалы и методы исследований. Формирование празитарных систем эхинококкоза животных определение активно функционирующих штаммов Ech. granulosus и пути перекрестного заражения у разных видов жвачных животных изучали опытным путем, что отражается ниже в тексте статьи. При этом применяли метод гельминтологических вскрытий печени, желчного пузыря и легких жвачных животных при их убое (К.И. Скрябин, 1928). Для определения количество протосколексов Ech. granulosus в 1 мл жидкости применяли счетную камеру ВИГИС, разработанную Л.Г. Мигачевой, Г.А. Котельниковым (1986). Собранных при вскрытии легких и печени Ech. granulosus от каждого животного подсчитывали и определяли среднюю интенсивность инвазий, а также рассчитывали экстенсивность

инвазии. Полученные результаты обработали статистически с расчетом средних величин по программе «Биометрия».

Результаты и обсуждение. Степень участия диких копытных животных в реализации эпизоотического процесса эхинококкоза в природных экосистемах представляют определенный научнопрактический интерес. С этой целью нами были поставлены серии опытов по многоступенчатому моделированию эпизоотического процесса эхи-нококкоза с участием диких копытных. Опыты были поставлены в 2003—2005 гг. в условиях СХПК «Малокабардинский» Терского района. Порядок и схемы постановки опытов излагаются ниже.

Опыт 1. Пяти агельминтозным беспородным щенкам (№ 1, 2, 3, 4, 5) в возрасте 3—5 мес., предварительно дегельминтизированным дронци-том в дозе 5 мг/кг массы тела в условиях, исключающих спонтанное заражение, скормили с мясным фаршем по три эхинококковых пузыря, которых извлекали из печени пятнистого оленя. Эхинококковые пузыри имели хорошо развитые протосколексы с крючьями. С 20 дня после заражения через каждые 3 дня проводили копроо-воскопию по методу Калантарян (1957). В результате установлено, что первое выделение члеников с яйцами цестоды отмечается на 39 день после заражения у всех щенят. Щенков № 1 и 2 подвергли вскрытию, в тонком отделе кишечника были обнаружены цепни, соответственно, 1820 и 1278 экз. длиной от 0,8 до 1,4 см. Извлеченных цестод помещали в чашку Петри, промывали трижды дистиллированной водой, с помощью лупы отбирали цестод с крупными мешковидными последними члениками и помещали в термостат при комнатной температуре на 7 дней для дозревания яиц. Затем, по принципу аналогов, подобрали по 3 гол. агельминтозных ягнят (6 мес.) и телят (6 мес.) и 5 гол. крольчат (4 мес.), которым скормили с комбикормом по 3 лентецов Ech. granulosus. Подопытных животных содержали в условиях, исключающих спонтанное заражение. Через 150—160 дней после заражения всех подопытных животных подвергали убою и ПГВ печени, легких и др. паренхиматозных органов. Результаты исследований отражены в табл. 1.

Как видно, штаммом Ech. granulosus от пятнистого оленя заразились все 100% ягнят и телят и 60% крольчат. При этом у ягнят обнаружено в печени и легких фертильных цист Ech. granulosus в количестве 12,5±1,3 экз./гол., у телят 9,7±1,5 экз./гол. ацефалоцист альвеолярного строения и у крольчат — 5,5±0,8 экз./гол. фертильных цист. Количество протосколексов Ech. granulosus в мл жидкости у цист ягнят составило 370,2±29,5 экз./мл, у телят —не обнаружено, у крольчат — 162,6±18,25 экз./мл.

Таким образом, штамм Ech. granulosus от

1. Показатели зараженности ягнят, телят и крольчат штаммом Ech. granulosus от пятнистого оленя

Вид животных Подвергнуто заражению Ech. granulosus, гол. Из них инвазировано, гол. ЭИ, % ИИ, зкз./ гол. Кол-во протосколексов Ech. granulosus в мл жидкости

Ягнята 3 3 100 12,5±1,З 370,2±29,5

Телята 3 3 100 9,7±1,5 -

Крольчата 5 3 60,0 5,5±0,8 162,6±18,2

2. Показатели зараженности ягнят, телят и крольчат штаммом Ech. granulosus от благородного оленя

Вид животных Подвергнуто заражению Ech. granulosus, гол. Из них инвазировано, гол. ЭИ, % ИИ, зкз./ гол. Кол-во протосколексов Ech. granulosus в мл жидкости

Ягнята 5 4 80,0 9,2±1,8 296,8±22,3

Телята 5 3 60,0 6,5±1,2 -

Крольчата 7 4 57,1 4,0±1,0 1З0,4±15,9

пятнистого оленя является биологически активным у ягнят и крольчат, так как формирует завершенный цикл, а у телят — биологически пассивным, так как формирует незавершенный цикл, т.е. ацефалоцист. Также можно полагать, что пятнистые олени, инвазированные эхинокок-козом, могут прямо и косвенно активизировать эпизоотологический процесс эхинококкоза у сельскохозяйственных животных.

Опыт 2. По аналогичной схеме пяти агельмин-тозным беспородным щенкам (№ 1, 2, 3, 4, 5) в возрасте 3—5 мес. предварительно дегельминти-зированных дронцитом в дозе 5 мг/кг массы тела в условиях исключающих спонтанное заражение скормили с мясным фаршем по три эхинококковых пузыря, которых извлекали из печени благородного оленя. Эхинококковые пузыри имели хорошо развитые протосколексы с крючьями. С 20 дня после заражения через каждые 3 дня проводили копроовоскопию по методу Калантарян (1957). В результате установлено, что первое выделение члеников с яйцами цестоды отмечается на 42 день после заражения у всех щенят. Щенков № 1 и 2 подвергли вскрытию, в тонком отделе кишечника были обнаружены цепни, соответственно, 1383 и 952 экз. длиной от 0,9 до 1,2 см. Извлеченных цестод помещали в чашку Петри, промывали трижды дистиллированной водой, с помощью лупы отбирали цестод с крупными мешковидными последними члениками и помещали в термостат при комнатной температуре на 7 дней для дозревания яиц. Затем, по принципу аналогов, также подобрали по 5 гол. агельмин-тозных ягнят (6 мес.) и телят (6 мес.) и 7 гол. крольчат (4 мес.), которым скормили с комбикормом по 3 лентецов Ech. granulosus. Подопытных животных содержали в условиях, исключающих спонтанное заражение. Через 150—160 дней после заражения всех подопытных животных подвергали убою и ПГВ печени, легких и др. паренхи-

матозных органов. Результаты исследований отражены в табл. 2.

Как видно, штаммом Ech. granulosus от благородного оленя заразились 80% ягнят, и 60,0% телят и 57% крольчат. У ягнят обнаружено в печени и легких фертильных цист Ech. granulosus в количестве 9,2±1,8 экз./ гол., телят — 6,5±1,2 экз./гол. ацефалоцист и у крольчат — 4,0±1,0 экз./гол. фертильных цист. Количество протоско-лексов Ech. granulosus в мл жидкости у цист ягнят составило 296,8±22,3 экз./мл, у телят не обнаружено, у крольчат — 130,4±15,9 экз./мл.

Таким образом, штамм Ech. granulosus от благородного оленя также является биологически активным у ягнят и крольчат и биологически пассивным у телят. Благородные олени, инвазиро-ванные эхинококкозом, также могут активизировать эпизоотологический процесс эхинококкоза у сельскохозяйственных животных.

Опыт 3. Пяти агельминтозным беспородным щенкам (№ 1, 2, 3, 4, 5) в возрасте 3—5 мес. предварительно дегельминтизированных дронцитом в дозе 5 мг/кг массы тела в условиях, исключающих спонтанное заражение, скормили с мясным фаршем по три эхинококковых пузыря, которых извлекали из печени косули. Эхинококковые пузыри имели хорошо развитые протосколексы с крючьями. С 20 дня после заражения щенят через каждые 3 дня проводили копроовоскопию по методу Калантарян (1957). В результате установлено, что первое выделение члеников с яйцами цестоды отмечается на 44 день после заражения у всех щенят. Щенков № 1 и 2 подвергли вскрытию, в тонком отделе кишечника были обнаружены цепни, соответственно, 2076 и 1694 экз. длиной от 0,9 до 1,5 см. Цестод помещали в чашку Петри, промывали трижды дистиллированной водой, с помощью лупы отбирали цестод с крупными мешковидными последними члениками и помещали в термостат при комнатной температуре

на 7 дней для дозревания яиц. Затем, по принципу аналогов, также подобрали по 3 гол. агельмин-тозных ягнят (6 мес.) и телят (6 мес.) и 5 гол. крольчат (4 мес.), которым скормили с комбикормом по 3 лентецов Ech. granulosus. Подопытных животных содержали в условиях, исключающих спонтанное заражение. Через 150—160 дней после заражения всех подопытных животных подвергали убою и ПГВ печени, легких и др. паренхиматозных органов. Результаты исследований отражены в табл. 3. Как видно, штаммом Ech. granulosus от косули заразились 100% ягнят и 66,7% телят и 80,0% крольчат. У ягнят обнаружено в печени и легких фертильных цист Ech. granulosus в количестве 15,7+2,3 экз./гол., телят

— 10,0±1,9 экз./гол. ацефалоцист и у крольчат — 7,6±1,3 экз./гол. фертильных цист. Количество протосколексов Ech. granulosus в мл жидкости у цист ягнят составило 319,8±24,4 экз./мл, у телят

— не обнаружено, у крольчат — 207,5±15,8 экз./мл.

Таким образом, штамм Ech. granulosus от косули является наиболее биологически активным у ягнят и крольчат и биологически пассивным у телят. Косули, инвазированные эхино-коккозом, также могут повышать активность эпизоотического процесса эхинококкоза в сельскохозяйственных системах при пастбищном содержании животных.

Опыт 4. Пяти агельминтозным беспородным щенкам (№ 1, 2, 3, 4, 5) в возрасте 3—5 мес. предварительно дегельминтизированных дронцитом в дозе 5 мг/кг массы тела в условиях исключающих спонтанное заражение скормили с мясным фаршем по три эхинококковых пузыря, которых извлекали из печени и легких лося. Эхинококковые пузыри имели размеры до теннисного мяча. С 20 дня после заражения щенят через каждые 3 дня проводили копроовоскопию по методу Ка-лантарян (1957). При этом на протяжении исследований (до 60 дней) выделение члеников с яйцами цестоды у всех щенят не регистрировали.

Щенков № 1 и 2 подвергли вскрытию, в тонком отделе кишечника также не были обнаружены цепни. Таким образом, штамм Ech. granulosus от лося представляет биологический тупик и не вызывает заражение собак.

Опыт 5. Трем агельминтозным беспородным щенкам (№ 1, 2, 3) в возрасте 3—5 мес., предварительно дегельминтизированным дронцитом в дозе 5 мг/кг массы тела, в условиях, исключающих спонтанное заражение, скормили с мясным фаршем по три эхинококковых пузыря, которых извлекали из печени и легких кавказского тура. Эхинококковые пузыри имели хорошо развитые протосколексы с крючьями. С 20 дня после заражения щенят через каждые 3 дня проводили копроовоскопию по методу Калантарян (1957). В результате установлено, что первое выделение члеников с яйцами цестоды отмечается на 38 день после заражения у всех щенят. Щенков № 1 и 2 подвергли вскрытию, в тонком отделе кишечника были обнаружены цепни, соответственно, 2,47 и 1,85 тыс. экз. длиной от 0,9 до 1,3 см. Цестод помещали в чашку Петри и помещали в термостат при комнатной температуре на 7 дней для дозревания яиц. Затем, по принципу аналогов, также подобрали по 3 гол. агельминтозных ягнят (6 мес.) и телят (6 мес.) и 7 гол. крольчат (4 мес.), которым скормили с комбикормом по 3 лентеца Ech. granulosus. Подопытных животных содержали в условиях, исключающих спонтанное заражение. Через 150—160 дней после заражения всех подопытных животных подвергали убою и ПГВ печени, легких и др. паренхиматозных органов.

Результаты исследований отражены в табл. 4. Как видно, штаммом Ech. granulosus от кавказского тура заразились 100% ягнят и 33,3% телят и 57,1% крольчат. У ягнят обнаружено в печени и легких фертильных цист Ech. granulosus в количестве 12,4±2,7 экз./гол., телят — 8 экз. ацефалоцист у одной особи и у крольчат — 6,3±1,8 экз./гол. фертильных цист. Количество прото-

3. Показатели зараженности ягнят, телят и крольчат штаммом Ech. granulosus от косули

Вид животных Подвергнуто заражению Ech. granulosus, гол. Из них инвазировано, гол. ЭИ, % ИИ, зкз./ гол. Кол-во протосколексов Ech. granulosus в мл жидкости

Ягнята 3 3 100 15,7±2,З 319,8±24,4

Телята 3 2 66,7 10,0±1,9 -

Крольчата 5 4 80,0 7,6±1,З 207,5±15,8

4. Показатели зараженности ягнят, телят и крольчат штаммом Ech. granulosus от кавказского тура

Вид животных Подвергнуто заражению Ech. granulosus, гол. Из них инвазировано, гол. ЭИ, % ИИ, зкз./ гол. Кол-во протосколексов Ech. granulosus в мл жидкости

Ягнята 3 3 100 12,4±2,7 316,3±28,6

Телята 3 1 33,3 8 -

Крольчата 7 4 57,1 6,З±1,8 186,0±19,4

сколексов Ech. granulosus в мл жидкости у цист ягнят составило 316,3 ±28,6 экз./мл, у телят — не обнаружено, у крольчат — 186,0+19,4 экз./мл. Штамм Ech. granulosus от кавказского тура является наиболее биологически активным только у ягнят и крольчат и биологически пассивным у телят.

Литература

1. Абуладзе, К.И. Тениаты — ленточные гельминты животных и человека и вызываемые ими заболевания / К.И. Абуладзе // Основы цестодологии. М.: Наука. 1964. Т. 4. 530 с.

2. Абуладзе, К.И. Современное воззрение на «штаммность» и новые данные по ультраструктуре Ech. granulosus / К.И. Абуладзе // Материалы 1-й Закавказ. конф. по общей паразитол. Тбилиси. 1978. С. 50—68.

3. Атаев, А. М. Эп изо отологический процесс и активно функционирующие штаммы Echinococcus granulosus у жвачных животных Дагестана / Вестник ветеринарии. Ставрополь. № 9/3. 1997. С. 32-37.

4. Бессонов, А.С. Распространение эхинококкоза животных в Центральном регионе РФ: мат. науч.-практ. конф. ВО Г. Москва. ВИГИС. 1988. С. 3-7.

5. Бессонов, А.С. Эпизоотология альвеолярного эхинококкоза животных и человека / М.: Колос. 2003. 255 с.

6. Биттиров, A.M. Эпизоотология эхинококкоза овец и крупного рогатого скота в КБР / Бюл. Всес. ин-та гельминтол. 2000. Вып. 56. С. 97-99.

7. Биттиров, А.М. Формирование гельминтологических комплексов животных на Центральном Кавказе и разработка способов регуляции численности трематод: автореф. дисс... докт. биол. наук. 1999. Москва. ВИГИС. 43 с.

8. Брофман, B.C. Инвазии копытных животных и человека, вызванные ларвальной цестодой Echinococcus granulosus: мат. Всероссийской науч.-практ. конф. / B.C. Брофман // М., Ч. 1. 2004. С. 47-49.

9. Скрябин, К.И. Методы исследований в гельминтологии / Сельхозизд. Т. 1. 1928. С. 147-164.

10. Колесников, В.И. Эхинококкоз собак в г. Ставрополе / Вестник ветеринарии. Ставрополь. № 12/1. 2003. С. 32—37.

11. Мовсесян, С.О. Эпизоотологические особенности эхинококкоза животных в условиях Араратской долины Республики Армения: мат. Всероссийской науч.-практ. конф. ВОГ. Москва. ВИГИС. 1999. С. 88-91.

12. Оробец, В.А. Терапия экспериментального эхинококкоза собак / Вестник ветеринарии. Ставрополь. № 4. 2002. С. 76-78.

13. Петров, Ю.Ф. Эколого-эпизоотологические особенности эхинококкозной инвазии животных в Нечерноземной зоне РФ: мат. Всероссийской науч.-практ. конф. ВОГ. М.: ВИГИС. 1997. С. 121-124.

14. Успенский, А.В. Иммуноферментная диагностика ларвальных цестодозов животных / Бюлл. Всес. ин-та гельминтол. 1995. Вып. 36. С. 75-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.