Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАЗВИТИИ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ'

МЕХАНИЗМЫ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАЗВИТИИ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
113
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ИНФРАСТРУКТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ГЕОМАРКЕТИНГ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Романишина Татьяна Сергеевна

Современный облик российских малых городов разнообразен и неповторим. Он зависит от возраста города, качественного состава его населения, уровня жизни на данной территории и времени последнего периода инфраструктурного и экономического роста. Территориальное планирование во многом определяет образ муниципального образования, его структурные особенности и трансформационные возможности. В зависимости от типа застройки, исторического облика традиционного центра, своевременного и научного зонирования территории, управляемость развитием малого города также может отличаться. Многие социально-экономические и социально-инфраструктурные проекты, описанные в комплексных стратегиях муниципалитетов, заранее невыполнимы. Разработанные мероприятия не могут быть осуществлены в полной мере с достижением максимально полезного эффекта. Применение инновационных механизмов реконструкции городского пространства останавливают территориальные зоны, не способные адаптироваться к новым условиям. Часто это территории, полуразрушенные временем, не поддерживаемые собственниками в достойном виде вследствие дороговизны или просто забытые ими. Территория становится привлекательной и развитой только в том случае, когда на ней осуществляется работа по целенаправленному созданию проектов жилой, социокультурной и бизнес-инфраструктуры. Своевременное, научно обоснованное территориальное планирование и эффективное градорегулирование с оглядкой на решение стратегических задач муниципалитета - залог стабильного роста уровня социально-экономического и социально-инфраструктурного развития малого города или района. В настоящем исследовании рассмотрены основные принципы градорегулирования в сценариях реализации социокультурных проектов малых городов в направленности социально-инфраструктурного развития территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Романишина Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF URBAN REGULATION APPLIED IN THE DEVELOPMENT OF URBAN SPACES USING SOCIO-CULTURAL DESIGN

The modern appearance of Russian small towns is diverse and unique. It depends on the age of the city, the qualitative composition of its population, the standard of living in a given territory, and the time of the last period of infrastructural and economic growth. Territorial planning largely determines the image of the municipality, its structural features and transformational opportunities. Depending on the type of development, the historical appearance of the traditional center, timely and scientific zoning of the territory, the manageability of the development of a small town may also differ. Many socio-economic projects described in the comprehensive strategies of municipalities are not feasible in advance. The developed measures cannot be fully implemented with the achievement of the maximum beneficial effect. The use of innovative mechanisms for the reconstruction of urban space is stopped by territorial zones that are unable to adapt to new conditions. Often these are territories dilapidated by time, not maintained by the owners in a decent form due to the high cost, or simply forgotten by them. The territory becomes attractive and developed only when work is carried out on it to purposefully create residential, sociocultural and business infrastructure projects. Timely, scientifically based territorial planning and effective urban regulation with an eye on the solution of the strategic tasks of the municipality is the key to a stable increase in the level of socio-economic and socio-infrastructural development of a small town or district. This study examines the basic principles of urban regulation in the scenarios for the implementation of socio-cultural projects of small towns in the direction of the social and infrastructural development of the territory.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАЗВИТИИ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ»

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CULTURE AND CIVILIZATION

УДК 711.4

DOI: 10.24412/2413-693X-2022-1 -74-83

МЕХАНИЗМЫ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАЗВИТИИ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

РОМАНИШИНА Татьяна Сергеевна,

Российский государственный университет туризма и сервиса, Институт сервисных технологий, Подольск, РФ, Канд. эконом. наук, доцент, e-mail: tankarom@mail.ru

Аннотация. Современный облик российских малых городов разнообразен и неповторим. Он зависит от возраста города, качественного состава его населения, уровня жизни на данной территории и времени последнего периода инфраструктурного и экономического роста. Территориальное планирование во многом определяет образ муниципального образования, его структурные особенности и трансформационные возможности. В зависимости от типа застройки, исторического облика традиционного центра, своевременного и научного зонирования территории, управляемость развитием малого города также может отличаться. Многие социально-экономические и социально-инфраструктурные проекты, описанные в комплексных стратегиях муниципалитетов, заранее невыполнимы. Разработанные мероприятия не могут быть осуществлены в полной мере с достижением максимально полезного эффекта. Применение инновационных механизмов реконструкции городского пространства останавливают территориальные зоны, не способные адаптироваться к новым условиям. Часто это территории, полуразрушенные временем, не поддерживаемые собственниками в достойном виде вследствие дороговизны или просто забытые ими. Территория становится привлекательной и развитой только в том случае, когда на ней осуществляется работа по целенаправленному созданию проектов жилой, социокультурной и бизнес-инфраструктуры. Своевременное, научно обоснованное территориальное планирование и эффективное градорегулирование с оглядкой на решение стратегических задач муниципалитета - залог стабильного роста уровня социально-экономического и социально-инфраструктурного развития малого города или района. В настоящем исследовании рассмотрены основные принципы градорегулирования в сценариях реализации социокультурных проектов малых городов в направленности социально-инфраструктурного развития территории.

Ключевые слова: градорегулирование, социально-экономическое развитие, социально-инфраструктурное развитие, геомаркетинг, социокультурное проектирование, развитие территории.

Для цитирования: Романишина Т.С. Механизмы градорегулирования, применяемые в развитии городских пространств с использованием социокультурного проектирования // Сервис plus. 2022. Т.16. №1. С. 74-83. DOI: 10.24412/2413-693X-2022-1-74-83.

Статья поступила в редакцию: 20.03.2022.

Статья принята к публикации: 30.03.2022.

74

2022 Vol. 16 Iss. 1

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

MECHANISMS OF URBAN REGULATION APPLIED IN THE DEVELOPMENT OF URBAN SPACES USING SOCIO-CULTURAL

DESIGN

Tatiana Sergeevna ROMANISHINA, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor, tankarom@mail.ru

Russian State University of Tourism and Services Studies

Abstract. The modern appearance of Russian small towns is diverse and unique. It depends on the age of the city, the qualitative composition of its population, the standard of living in a given territory, and the time of the last period of infrastructural and economic growth. Territorial planning largely determines the image of the municipality, its structural features and transformational opportunities. Depending on the type of development, the historical appearance of the traditional center, timely and scientific zoning of the territory, the manageability of the development of a small town may also differ. Many socio-economic projects described in the comprehensive strategies of municipalities are not feasible in advance. The developed measures cannot be fully implemented with the achievement of the maximum beneficial effect. The use of innovative mechanisms for the reconstruction of urban space is stopped by territorial zones that are unable to adapt to new conditions. Often these are territories dilapidated by time, not maintained by the owners in a decent form due to the high cost, or simply forgotten by them. The territory becomes attractive and developed only when work is carried out on it to purposefully create residential, sociocultural and business infrastructure projects. Timely, scientifically based territorial planning and effective urban regulation with an eye on the solution of the strategic tasks of the municipality is the key to a stable increase in the level of socioeconomic and socio-infrastructural development of a small town or district. This study examines the basic principles of urban regulation in the scenarios for the implementation of socio-cultural projects of small towns in the direction of the social and infrastructural development of the territory.

Keywords: urban regulation, socio-economic development, social infrastructure development, geomarketing, socio-cultural projects, territory development.

For citation: Romanishina T.S. (2022). Urban regulation mechanisms used in the development of urban spaces using socio-cultural projects. Service plus, 16(1), Pp. 74-83. DOI: 10.24412/2413-693X-2022-1-74-83. (In Russ.). Submitted: 2022/03/20. Accepted: 2022/03/30.

Потенциал территории - это товар, который требует современного оформления и правильной подачи потребителю геопродукта. Эффективное зонирование города на жилые и рекреационные, промышленные и креативные кварталы помогает быстрее и экономичнее размещать новые бизнес-единицы. Внешний вид города способен привлечь дополнительного потребителя и принести доходы в бюджет, который в дальнейшем также будет направлен на проекты, необходимые городу и городскому сообществу.

Общество, активно внедряющие инновации в своё жизненное пространство, способно извлекать выгоды не только от производительного класса, но и от креативных пространств и предприятий, являющихся носителями идей будущего развития. Общей мировой тенденцией становится отказ территориальных единиц от эксплуатационно-потребительских моделей организации городского пространства в пользу моделей «Умного города», «Креативного города». В стратегиях таких городов территориальное планирование и зонирование носят первостепенный характер. Именно мероприятия по реализации этих направлений получают первенство в дереве разрабатываемых стратегических целей.

Реальность необходимого перехода российских малых городов к новым сценариям развития обусловлена переходом мировой экономики в пространство информационной экономики и экономики знаний. Очевидным трендом становится автоматизация социальных услуг населению. Жизненной необходимостью становится повсеместная информатизация общества и жилых пространств. За последние 10 лет кардинально изменились требования к состоянию телекоммуникационной инфраструктуры в регионах. Логистические проблемы не так актуальны, как проблема отсутствия зон доступа к мобильным операторам или операторам сети Internet. Все больше возникает потребность, как в экономике, так и в социальном пространстве в современных предприятиях обслуживания и предоставления уникальных инновационных услуг. При этом разницы в востребованности подобного экономического ресурса в пределах малого города и мегаполиса практически не существует, за исключением объемов потребления. Для успешного

формирования рынков инновационных, информационных и интеллектуальных услуг необходимо создание специальных условий органами муниципальной власти на территории.

Управление пространственным развитием урбанизированных территорий неразрывно связано с существующей системой документооборота и базы нормативно-правовых актов, регулирующих область стратегического управления комплексным развитием муниципального образования, как многоцелевого административно-хозяйственного механизма.

Основная методология и законы градорегулирования базируются на положениях и законах Российской Федерации и субъектов, входящих в её состав, описывающих градостроительную деятельность. Главное противоречие и несовершенство правовой базы лежит в том, что по окончании строительства объектов и ввода их в эксплуатацию, они становятся полноправными участниками общественной и коммерческой жизни города. Исторический аспект пространственного развития территорий диктует муниципальным органам власти необходимость дорабатывать правовой механизм надзора за объектами жилой, рыночной и пространственной инфраструктуры.

Функции органов Архитектурного надзора в конечном итоге сводятся к оценке возможности изменения фасадов зданий, в случае размещения на них наружной рекламы. Муниципалитет сегодня не в состоянии повлиять на собственника территории или объекта недвижимости и обязать его снести неэффективную, не пригодную для жилого и коммерческого использования конструкцию, произвести своевременный ремонт фасада здания в соответствии с общегородской стратегией придания объектам города общего вида, формирующего образ и имидж территории. Подобные механизмы эффективно реализуют многие европейские города, стремящиеся сохранить исторический облик своих пространств, популярных у туристов. В тоже время современные города Китая, такие как Шанхай и Пекин, с феноменальной скоростью избавляются от не продуктивной и не эстетичной застройки, освобождая пространство для более необходимых городу объектов.

Российские малые города придерживаются политики расширения застройки в пределах неосвоенных пространств, при этом перенося новые жилые микрорайоны в условия энергетического голода и отсутствия социальной и транспортной инфраструктуры. Строительство объектов происходит без учета исторического образа и архитектурных традиций города. Новые территории зачастую остаются отрезанными от основной агломерации, что делает их не привлекательными для проживания. Рабочие места в таких городах остаются на территории исторических районов. Отсутствие достаточной дорожной сети вынуждает ежедневные трудовые миграционные потоки терять дополнительное время на перемещение из одного конца города в другой. Мы с удивлением можем наблюдать эффект транспортных заторов в городах с населением менее 100 000 жителей. Эти и многие другие проблемы малых городов подтверждают необходимость градорегулирования как механизма управления пространственным развитием.

Система градорегулирования как термин муниципального управления - это деятельность органов государственной и муниципальной власти по созданию коммуникативных условий и нормативно-правовых основ контроля и исполнения градостроительной деятельности и реализации функции местной власти по регулированию развития территорий в пространственном контексте. Включает в себя: градостроительное зонирование, территориальное планирование, планировку территории, архитектурно-строительное

проектирование, строительство объектов недвижимости и инфраструктуры.

Градорегулирование может быть представлено как система регулирования пространственного развития территориальных единиц с точки зрения различных типов коммуникаций (сфер общественных отношений):

1) система правового градорегулирования -применение документов стратегического планирования и развития территории для повышения эффективности управления локальными изменениями в жизни города. Пример: выделение специальных территорий для формирования единой инновационной промышленной зоны в городском округе Дубна;

2) система политического градорегулирования -внедрение геополитических механизмов управления макроэкономическими процессами регулирования темпов развития национальной экономики и решения конкретных стратегических задач регионалистики. Пример: модернизация транспортной системы в городе Владивосток;

3) система экономического градорегулирования - процесс управления пространственным развитием с целью повышения эффективности использования природных и экономических ресурсов за счет регуляции антропогенной и урабанизационной нагрузки на территорию. Пример: проект расширения территории города Москва за счет пространства Московской области по проекту «Новая Москва»;

4) система социокультурного градорегулирования - механизм создания особой территориальной целостности креативных пространств в условиях современного города для поддержания его уникального облика путем создания инновационных социокультурных проектов или реализации проектов по сохранению исторической части города. Пример: запрет многоэтажного строительства в историческом центре Санкт-Петербурга и строительство в Петропавловске-Камчатском центра современного искусства - лофт «Парк культуры»;

5) система инновационного (перспективного) градорегулирования - часть управления градостроительной деятельностью по созданию новых агломераций современного типа с учетом потребностей экономического и общественного развития XXI века на неосвоенных пространствах. Пример: строительство инновационного наукограда Сколково или новых микрорайонов и кварталов города на пустынных не урбанизированных ранее участках земли.

В современной литературе существует три подхода к пониманию сущности градорегулирования, как деятельности:

1) обеспечивающей условия для градостроительной деятельности, но не являющейся самостоятельной градостроительной деятельностью;

2) градостроительной деятельности, не являющейся градорегулированием, но подлежащей регулированию со стороны органов государственной и муниципальной власти;

3) деятельность, являющаяся

градорегулированием и градостроительной деятельностью, в функциональных обязанностях которой перед общественностью заложены: подготовка и утверждение документов градостроительного проектирования; сопровождение и контроль строительства объектов жилья, промышленной недвижимости и инфраструктуры, регулирование содержания имеющихся объектов.

Обеспечение эффективной реализации функции градорегулирования в процессе управления социально-экономическим развитием

территориальной единицы бесспорно для органов местного самоуправления. Локальный масштаб выполнения настоящей функции базируется на решении местным сообществом трех важнейших задач. Во-первых, необходимо создать все нормативно-правовые условия для осуществления активной экономической и производственно-хозяйственной деятельности субъектов-резидентов и не резидентов на подведомственной территории. Во-вторых, обеспечить физические условия экономической активности посредством создания и содержания в надлежащем виде инженерно-технической, транспортной, социальной, экономической инфраструктуры, используя механизм сбора налогов, распределения бюджетных средств и получения целевых субсидий. В-третьих, обеспечить социально-экономическое развитие города посредством своевременности планирования и ввода в эксплуатацию объектов недвижимости и территориального зонирования, необходимых для активизации всех иных процессов жизни городского сообщества.

Рассматривая функцию градорегулирования на региональном уровне и уровне субъектов федерации, необходимо учесть интеграционные и конкурентные процессы при рыночном и пространственном взаимодействии конкретных агломераций друг с другом в пределах региона или за его пространственными границами (в пределах страны или при международной коммуникации). Обеспечивая пространственную целостность регионов и территориальных кластеров, градорегулирование позволяет избежать пространственных диспропорций в социально-экономическом развитии, обеспечивает

коммуникативные связи между территориальными единицами, формирует инфраструктурную сеть и обеспечивает справедливое перемещение и перераспределение ресурсов по законам рынка.

Как правило, процесс градорегулирования начинается с территориального зонирования. Градостроительное право, как система нормативного обеспечения данного механизма, формируется под воздействием разнонаправленных интересов. Практическая деятельность по планированию городской и региональной застройки встречается не только с первоначальным этапом территориального зонирования не урбанизированных пространств. Чаще всего планированию подвергаются территории, на которых уже велась какая-либо хозяйственная деятельность коммерческого или некоммерческого характера. В таком случае, проявляется механизм перезонирования. (Пример: снос трущоб для строительства новых жилых районов в Дели, Индия). В тех условиях, когда изменение территориального пространства города невозможно по каким-либо необратимым причинам наступает эффект незонирования территории. (Пример: населённые пункты острова Санторини, Греция).

Осуществляя процесс градостроительного зонирования необходимо учитывать ряд факторов, влияющих на общий социально-экономический фон дальнейшего развития территории:

- степень директивного влияния органов власти на распределение зон в рамках территории муниципалитета;

- активность бизнеса на территориях, подвергающихся зонированию (активный бизнес и инвесторы будущего);

- история развития данной территории;

- система потенциалов каждого отдельного элемента территории;

- уровень и видовое разнообразие социальных предпочтений на исследуемом пространстве.

Существует несколько исторически сложившихся типов зонирования территории. Интересными представляются североамериканский и западноевропейский сценарии территориальной трансформации. Каждый из этих сценариев обладает своими характерными особенностями, достоинствами и недостатками. Помимо них ученые

выделяют также такие виды зонирования, как латиноамериканский и азиатский. Однако современный инструментарий градорегулирования не позволяет выделить их ни в отдельную категорию, ни разделить. Процесс формирования данных сценариев с эволюционной точки зрения только начался около 30 лет назад и ещё не пришел к какому-то четко определённому структурному правилу.

Зонирование по североамериканскому типу предполагает свободу действий местных властей при реализации и разработке проектов градостроительной тематики. В случае несовпадения интересов регионального центра и локального сообщества - привилегия принятия решений остается за первыми. Особую роль играют декларативные документы программно-целевого характера, например - план стратегического развития территории, целевая программа социально-экономического развития и другие. Генеральные планы городов и районов носят по большей части декларативный характер. Однако некоторые штаты принимают данный вид документа за основу стратегии при реализации процесса ее разработки.

Зонирование территорий по

североамериканскому типу предполагает однотипность. Единовременно производится планирование застройки различного назначения в пределах всех выделенных для этих целей зон. Объекты планирования, как правило, остаются в формате «Free zone», что означает возможную вариативность застройки при прохождении всех предусмотренных законодательством процедур утверждения и согласования.

Система градостроительного зонирования западноевропейского типа представляет самый вариативный mix национальных типов зонирования государств Западной Европы. Наиболее интересными и показательными являются механизмы, разработанные в Германии и Франции. Органы муниципальной власти вправе разрабатывать составные части планов регионального развития и, в случае их одобрения и внесения в общий план развития территориального кластера (земля, провинция), свободно реализовывать обозначенные задачи. Документы детализированы и сформулированы максимально конкретно, что не дает большой свободы изменения планов в момент застройки.

Система градостроительного зонирования имеет два этапа внедрения:

1. Германия: разработка плана использования территории и создание плана застройки.

2. Франция: создание директивной схемы территории; разработка и принятие местных юридических актов, планов землепользования.

Эти векторы развития механизма зонирования наглядно демонстрируют взаимосвязь двух факторов развития территории: исторического потенциала и стратегического ориентира. Степень свободы зонирования в США обусловлена большим количеством свободных для застройки пространств, масштабами и площадями проектов. Ведущая стратегия США в области градорегулирования - индустриальное развитие любой ценой, тогда как в государствах Западной Европы масштабы территорий, отдаваемых под зонирование или перезонирование очень скромны в сравнительной характеристике. Стратегия большинства западноевропейских городов направлена на сохранение исторического облика городов, как центров туризма и архитектурного наследия цивилизации. Следствием этого становится сформированный директивный механизм развития территориальных единиц.

В практике современного зонирования территорий бесспорными остаются слова Генри Форда, сказанные в начале XX века: «Необходимо своевременно и явно разделять друг от друга зоны жизнедеятельности горожан, - место работы, место личной жизни и сна, публичное место».

В построении городского пространства сочетаются два важных компонента: интенсивность использования территории муниципального пространства и наличие в городской канве градорегулирования участков земли различного назначения для удовлетворения всех социально-экономических потребностей развивающегося города. Их комбинация осуществляется с учетом перспективных прогнозов и планов трансформации, как общества, так и степени востребованности территорий различного назначения.

Многие российские и зарубежные ученые рассматривали комбинаторные модели сочетания этих компонентов городского развития. Интересными для изучения предоставляются

модели Тюнена, Берджеса, Хойта, Высоковского. Все предложенные к рассмотрению теории развития городского пространства утверждают: необходимо своевременно вносить изменения в вектор развития той или иной части муниципального пространства. Территория муниципалитета должна быть равнозначно используемой для управления проблемами и диспропорциями, возникающими в процессе урбанизации пространства.

Выявлено два типа эволюции современных городов. Цикличный, сопровождающийся этапами ускоренного развития на фоне общих экономических подъемов социально-экономического развития общества. Города, обладающие этим типом развития, как правило, быстро становятся крупнее своих соседей, а со временем превращаются в мегаполисы. Линейный процесс развития характеризует малые города. Они зачастую не имеют больших качественных скачков в развитии, за исключением небольшого количественного и пространственного изменения масштабов территории.

Эволюция развития городов подтверждает ещё один интересный научный факт. Город может развиваться самостоятельно без применения процесса градорегулирования. Однако саморазвитие городов происходит под воздействием рыночных механизмов регулирования макроэкономических процессов. При этом активно применяются законы и практики стратегического управления территориальными пространствами муниципалитетов.

Термин «пространство» определяется как совокупность всех географических, материальных, социокультурных и информационных коммуникативных связей элементов системы, определяющих место их жизнедеятельности и экономической активности. Предметом социологического анализа пространства в работах Георга Зиммеля признана «совокупность точек вращения горожан», в которых житель города осуществляет свою социокультурную активность.

Признанным механизмом развития креативных пространств признано социокультурное проектирование, как технология, объединяющая в себе творческую, организационную и коммерческую деятельность. Сущность социокультурного

проектирования заключена в анализе и оценке городских потенциалов и проблем социально-экономического развития, с последующим целеполаганием в области выбора объекта проектной деятельности. Задачи, определённые в процессе анализа, находят отражение в методической части социокультурных проектов, содержащих перечень мероприятий по их достижению.

Проблемно-целевой подход в

социокультурном планировании и проектировании определяет ряд стратегических ориентиров данной деятельности в условиях традиционного малого города. Во-первых, находит отражение в создании условий развития субъекта проектирования -территориальной единицы или ее проблемного структурного элемента. Во-вторых, обеспечивают процесс дальнейшего саморазвития территориального кластера в процессе реализации проекта с соблюдением двух векторов развития: сохранения исторической идентичности территории и придания ей новаторской уникальности.

Формы существования социокультурных проектов, с точки зрения их самостоятельности не отличаются большой вариативностью. Первый механизм представляет проект как часть программы социально-экономического развития. В таком случае функции проекта в общей стратегии находятся в пределах конкретных приоритетов развития территории и заранее определенного максимального эффекта от его реализации в сложившемся социокультурном пространстве города. Второй механизм рассматривает социокультурный проект, как самостоятельный сценарий решения конкретной проблемы части городского сообщества или зоны городского пространства. Это дает большую свободу действий и не ограничивает проект в масштабах развития.

Приоритетность задач при социокультурном проектировании городского пространства определяется средовым подходом, позволяющим учесть все особенности сложного и многоуровнего построения креативного класса в условиях экономики города. Особенность развития муниципалитета определена вариантами коммуникаций множества сред и факторов экономического, социального, институционального и культурного характера.

Социокультурная сфера может быть представлена множественностью субъектов ее хозяйственной деятельности: носителями идеи творческой, креативной, инновационной трансформации территорий и субъектами экономической активности, капитализирующими эти идеи в реальные инвестиционные проекты.

Сложность в реализации социокультурных объектов представлена невозможностью абсолютного прогнозирования эффекта от его воплощения. Социально-экономическая

трансформация может быть воспринята негативно, либо породить необратимые последствия, которые в процессе эволюционного развития территории будут признаны негативными. Реализация проектов в месте активной жизнедеятельности городского сообщества также может быть осложнена внутренними барьерами восприятия новых объектов. Разрабатывая уникальные сценарии территориального зонирования и проектирования необходимо учитывать традиционные типичные социокультурные объекты, нахождение которых в городской канве является обязательным (школа,

дом культуры, дворец спорта). Ущемление их интересов недопустимо.

Социокультурное проектирование в процессе градорегулирования, становится неотъемлемым механизмом инновационного направления развития городских пространств. Актуальность применения подобных сценариев для малых городов и муниципальных районов подтверждена опытом реализации не только в городах США и Западной Европы, но и в пространстве успешно развивающихся российских городов.

Маркетизация процесса управления социально-экономическим и социально-инфраструктурным развитием муниципальных образований находит отражение в успешных трансформационных моделях целых городов, согласно уникальным стратегиям

территориального брэндинга. Желание управлять векторами трансформации городских пространств обращает внимание местных органов власти на механизм градорегулирования, а локальные бизнес-сообщество - на технологии социокультурного проектирования.

Список источников

1. Белоусова С.В. Элементы урбанизма и проблемы градорегулирования. / В книге: Экономический коридор "Китай-Монголия-Россия": географические и экологические факторы и возможности территориального развития. // Тезисы Международной географической конференции. - 2018. - С. 148-149.

2. Бондаренко В.А., Воронов А.А., Полуянова Н.В. Маркетинговые аспекты реализации социально-экономической политики в устойчивом развитии регионов России. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2022. -№ 1. - С. 12-18.

3. Булгаков Д.А. Информационные технологии как определяющий фактор развития объектов социально-инфраструктурных центров региона. / В книге: Инновационные решения в аграрной науке - взгляд в будущее. // Материалы XXIII международной научно-производственной конференции «Инновационные решения в аграрной науке - взгляд в будущее». - 2019. - С. 168.

4. Гришина М.П., Толмачев А.Е., Сираева А.М., Орлова Н.Г. Анализ накопленного опыта по реконструкции промышленных территорий на примере городов Германии. // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. - 2021. - № 2 (56). - С. 94-104.

5. Землянова О.В., Мехришвили Л.Л., Ткачёва Н.А., Ходырева М.М. Социальное градорегулирование как основа комплексного развития урбанизированных территорий. / В сборнике: Инновации в управлении региональным и отраслевым развитием. // Материалы Национальной c международным участием научно-практической конференции. Отв. редактор В.В. Пленкина. - 2020. - С. 91-95.

6. Зиятдинов Т.З. Мегалополисы: причины, масштабы, характеристики и проблемы развития. // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. - 2021. - № 8. - С. 35-44.

7. Клименко О.И. Исследование трендов социально-инфраструктурного развития регионов ЦФО в контексте задачи обеспечения экономической безопасности. // В сборнике: Экономика и управление: инновационное решение проблем. Материалы международной научно-практической конференции. - В 3-х частях. - 2019. - С. 18-29.

8. Коваленко О.Г. Маркетинг территорий: сущность и основные элементы. / В сборнике: Сборник статей VI Международного научно-исследовательского конкурса. // Петрозаводск, 2022. - С. 324-329.

9. Лексин В.Н. Реалии функционирования пространственных систем и государственные стратегии, воздействующие на их трансформации. / В сборнике: Труды II Гранберговской конференции. // Сборник докладов Всероссийской конференции с международным участием, посвященной памяти академика А.Г. Гранберга «Пространственный анализ социально-экономических систем: история и современность». Сибирское отделение Российской академии наук Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН. -Новосибирск, 2021. - С. 14-25.

10. Овчинникова Н.Г., Глазков А.С., Клименко П.А. Организация условий рационального использования территории населенных пунктов и муниципальных образований. / В сборнике: Проблемы экономической безопасности и таможенного регулирования: поиск эффективных решений. -Сборник статей Международной научно-практической конференции научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов и студентов. // Краснодар, 2021. - С. 97-102.

11. Романишина Т.С., Дадаян Н.А., Максаев А.А., Шумакова И.А. Маркетинговый анализ роли университетов в социально-инфраструктурном развитии регионов. // Экономика устойчивого развития. - 2021. - № 2 (46). - С. 142-148.

12. Романишина Т.С. Вопросы формирования маркетинг ориентированной инфраструктуры в социально-инфраструктурном обеспечении регионов России. / В сборнике: современные проблемы развития социально-экономических систем: инновационные подходы и решения в управлении и маркетинге. // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор А.Д. Мурзин. - Ростов-на-Дону, 2021. - С. 201-205.

13. Романишина Т.С. Вопросы нахождения маркетингового подхода для снижения неравномерности регионального развития в России. / В сборнике: научный вектор. Сборник научных трудов. - Ростов-на-Дону, 2021. - С. 307-311.

14. Цапкова А.Ю. Некоторые аспекты градорегулирования в Московской области. / В сборнике: государственное и муниципальное управление в Российской Федерации: настоящее и будущее. Сборник научных трудов кафедры государственного и муниципального управления. Государственный университет управления. // Москва, 2019. - С. 235-237.

REFERENCES

1. Belousova S.V. Elements of urbanism and problems of urban regulation. / In the book: China-Mongolia-Russia Economic Corridor: Geographical and Environmental Factors and Opportunities for Territorial Development. // Abstracts of the International Geographical Conference. - 2018. - Pp. 148-149. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Bondarenko V.A., Voronov A.A., Poluyanova N.V. Marketing aspects of the implementation of socio-economic policy in the sustainable development of Russian regions. // Marketing in Russia and abroad. - 2022. - No. 1. - pp. 12-18. (In Russ.).

3. Bulgakov D.A. Information technologies as a determining factor in the development of objects of social and infrastructural centers of the region. / In the book: Innovative solutions in agricultural science - a look into the future. // Materials of the XXIII International Scientific and Industrial Conference "Innovative solutions in agricultural science - a look into the future". - 2019. - p. 168. (In Russ.).

4. Grishina M.P., Tolmachev A.E., Siraeva A.M., Orlova N.G. Analysis of accumulated experience in the reconstruction of industrial territories on the example of German cities. // News of Kazan State University of Architecture and Civil Engineering. - 2021. - № 2 (56). - Pp. 94-104. (In Russ.).

5. Zemlyanova O.V., Mehrishvili L.L., Tkacheva N.A., Khodyreva M.M. Social urban regulation as a basis for the integrated development of urbanized territories. / In the collection: Innovations in the management of regional and sectoral development. // Materials of the National Scientific and Practical Conference with international participation. Editor V.V. Plenkina. - 2020. - pp. 91-95. (In Russ.).

6. Ziyatdinov T.Z. Megalopolises: causes, scales, characteristics and problems of development. // Bulletin of Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov. - 2021. - No. 8. - pp. 35-44. (In Russ.).

7. Klimenko O.I. Research of trends in the socio-infrastructural development of the Central Federal District regions in the context of the task of ensuring economic security. // In the collection: Economics and Management: Innovative Problem Solving. Materials of the international scientific and practical conference. - In 3 parts. - 2019. - pp. 18-29. (In Russ.).

8. Kovalenko O.G. Marketing of territories: essence and main elements. / In the collection: Collection of articles of the VI International Research Competition. // Petrozavodsk, 2022. - pp. 324-329. (In Russ.).

9. Leksin V.N. The realities of the functioning of spatial systems and state strategies affecting their transformations. / In the collection: Proceedings of the II Granberg Conference. // Collection of reports of the All-Russian conference with international participation dedicated to the memory of Academician A.G. Granberg "Spatial analysis of socio-economic systems: history and modernity". Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences Institute of Economics and Industrial Production Organization SB RAS. - Novosibirsk, 2021. - pp. 14-25. (In Russ.).

10. Ovchinnikova N.G., Glazkov A.S., Klimenko P.A. Organization of conditions for the rational use of the territory of settlements and municipalities. / In the collection: Problems of economic security and customs regulation: the search for effective solutions. -Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference of scientific and pedagogical workers, postgraduates, undergraduates and students. // Krasnodar, 2021. - pp. 97-102. (In Russ.).

11. Romanishina T.S., Dadayan N.A., Maksaev A.A., Shumakova I.A. Marketing analysis of the role of universities in the socio-infrastructural development of regions. // Economics of Sustainable Development. - 2021. - № 2 (46). - Pp. 142-148. (In Russ.).

12. Romanishina T.S. Issues of formation of marketing-oriented infrastructure in the socio-infrastructural provision of the regions of Russia. / In the collection: modern problems of the development of socio-economic systems: innovative approaches and solutions in management and marketing. // Materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. Responsible editor A.D. Murzin. - Rostov-on-Don, 2021. - pp. 201-205. (In Russ.).

13. Romanishina T.S. Questions of finding a marketing approach to reduce the unevenness of regional development in Russia. / In the collection: scientific vector. Collection of scientific papers. - Rostov-on-Don, 2021. - pp. 307-311. (In Russ.).

14. Tsapkova A.Yu. Some aspects of urban regulation in the Moscow region. / In the collection: state and municipal administration in the Russian Federation: present and future. Collection of scientific papers of the Department of State and Municipal Administration. State University of Management. // Moscow, 2019. - pp. 235-237. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.