Научная статья на тему 'Механизмы государственного регулирования вопросов управления имуществом, закрепленным за федеральными бюджетными образовательными учреждениями'

Механизмы государственного регулирования вопросов управления имуществом, закрепленным за федеральными бюджетными образовательными учреждениями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
531
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО / ИМУЩЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / КОМИССИИ / УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАСПОРЯЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лукашенок Татьяна Рудольфовна

В статье раскрываются механизмы государственного регулирования управления федеральным имуществом. Представлен анализ механизмов внешнего контроля государственного контроля (надзора) деятельности федеральных бюджетных образовательных учреждений по распоряжению федеральным имуществом, а также внутреннего контроля проведение проверок комиссиями органа власти учредителя, комиссиями образовательных учреждений. Выявлены проблемы при осуществлении механизмов контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы государственного регулирования вопросов управления имуществом, закрепленным за федеральными бюджетными образовательными учреждениями»

Механизмы государственного регулирования вопросов управления имуществом, закрепленным за федеральными бюджетными образовательными учреждениями

Mechanisms of state regulation of the management of the property assigned to the Federal budgetary educational institutions

Лукашенок Татьяна Рудольфовна Lukashenok Tatiana Rudolfovna

кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной,

муниципальной экономики и управления Уральский государственный экономический университет

tanalukas@mail .ru

Аннотация

В статье раскрываются механизмы государственного регулирования управления федеральным имуществом. Представлен анализ механизмов внешнего контроля - государственного контроля (надзора) деятельности федеральных бюджетных образовательных учреждений по распоряжению федеральным имуществом, а также внутреннего контроля - проведение проверок комиссиями органа власти - учредителя, комиссиями образовательных учреждений. Выявлены проблемы при осуществлении механизмов контроля.

Annotation

The article reveals the mechanisms of state regulation Federal property management. The analysis of mechanisms of external control of the state control (supervision) of activity of the Federal budgetary educational institutions for the disposal of Federal property, as well as internal control audits by committees of the authority - founder, committees of educational institutions. The problems identified in the implementation of control mechanisms.

Ключевые слова

Государственное регулирование, федеральное имущество, имущество образовательных учреждений, государственный контроль, комиссии, управление федеральным имуществом, эффективность распоряжения имуществом.

Keywords

State regulation, Federal property, property of educational institutions, the state control Commission, Federal property management, the effectiveness of the disposition of property.

В настоящее государственная политика в области управления федеральным имуществом направлена на оптимизацию состава и усиления контроля эффективности использования, в связи с чем вопросы государственного регулирования управления федеральным имуществом приобретают все большую актуальность.

Государственное регулирование целесообразно рассматривать как один из способов осуществления государством управленческой деятельности по упорядочению экономических отношений, возникающих при распоряжении федеральным имуществом.

Одной из задач, реализуемых государством посредством государственного регулирования отношений является достижение эффективного управления федеральным имуществом как в целом, так и в сфере образования в частности.

Имущество, закрепленное за федеральными бюджетными образовательными учреждениями, (далее - имущество образовательных учреждений) имеет свои особенности (вещный характер принадлежности, ограничивающий возможность распоряжения; целевое назначение и др.) [3, С. 80]. В связи с чем понятие эффективности управления имуществом образовательных учреждений, по нашему мнению, не должно сводиться к минимизации расходов на его содержание и возможности получения дохода с помощью его использования в допускаемых законом формах и объеме

(например, сдача в аренду неиспользуемых площадей) [6, С. 198]. Эффективность управления имуществом образовательных учреждений целесообразно определять, помимо вышеназванного, с учетом соблюдения следующих условий: строго целевой характер использования имущества, обеспечение его сохранности, распоряжение в соответствие с требованиями законодательства (с согласия собственника), обеспечение прозрачности процедур предоставления федерального имущества [2, С. 175].

Государственное регулирование вопросов управления имуществом образовательных учреждений реализуется через механизмы внешнего и внутреннего контроля.

Внешний контроль осуществляется посредством государственного контроля (надзора), включающего в себя систему проверок и наблюдений при использовании и распоряжении имуществом, и направленного на соблюдение специальных правил.

Субъектом государственного контроля в отношении имущества образовательных учреждений, выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) и его территориальные органы.

Проведение государственного контроля осуществляется на основе Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 октября 2011 г. N 598 (далее — Регламент) [7], и представляет собой специализированный административный контроль.

Согласно данному Регламенту проверке в рамках административного контроля подлежат учетные сведения об имуществе, правоустанавливающие документы, сведения о правообладателях [4, С.100]. Помимо этого осуществляется проверка сохранности имущества, факта его использование по целевому назначению, правомерности распоряжения и эффективности использования.

С целью пресечения злоупотреблений со стороны органов, осуществляющих мероприятия по государственному контролю (надзору), принят федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее -Закон о защите прав) [12]. Данный закон устанавливает порядок организации и проведения проверок, права и обязанности контролирующих органов и юридических лиц. Однако сфера деятельности данного закона значительно ограничена. Так, положения настоящего федерального закона не применяются в случаях осуществления прокурорского надзора, проведения оперативно -розыскных мероприятий, при нарушении антимонопольного законодательства, при расследовании причин несчастных случаев и чрезвычайных обстоятельств и др. Проведение проверок в рамках государственного контроля согласно Закону о защите прав должно осуществляться в строгом соответствии с полномочиями органа государственного надзора. Контролирующие органы не вправе осуществлять проверку соблюдения обязательных требований, если это не входит в их полномочия.

Анализ Регламента показывает, что он содержит целый ряд положений, заимствованных из Закона о защите прав, при этом расхождения между нормативными актами весьма существенны (в части оснований, сроков проверок, необходимости получения санкции прокурора на внеплановые проверки и т.д.). Помимо этого в пункте 1.4 Регламента, содержащем исчерпывающий перечень нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих исполнение государственной функции, Закон о защите прав не поименован.

Однако, рассматриваемое направление контроля подпадает под понятие государственного контроля (надзора), закрепленное в Законе о защите прав (п. 1 ст. 2); а проверки использования федерального имущества не перечислены среди сфер, на которые действие Закона о защите прав полностью или частично не распространяется (ч. ч. 3, 3.1, 4 ст. 1 Закона о защите прав). В

связи с чем, в действующем законодательстве обозначилась проблема несоответствия федеральных (Закон о защите прав) и межведомственных (Регламент) норм в отношении процедуры проведения проверок имущества образовательных учреждений.

Помимо специализированного административного контроля имущество образовательных учреждений, в частности земельные участки, подвергается производственному земельному контролю, осуществляемому Федеральной службой государственной регистрации, кадастра картографии. Федеральной службой финансово-бюджетного надзора осуществляется проверка использования недвижимого имущества, находящего в федеральной собственности в высших учебных заведениях и доходов, полученных от сдачи в аренду недвижимого имущества (в том числе земельных участков), находящихся в федеральной собственности.

При осуществлении проверок образовательных учреждений в рамках государственного контроля выявляются факты нецелевого, неэффективного, неправомерного использования имущества.

Наиболее частые нарушения можно классифицировать по следующим группам:

1. Несоблюдение требований в части сохранности и использования имущества:

- недостача имущества, ненадлежащее хранение и эксплуатация;

- использование имущества не по его назначению и не в соответствии с целями его приобретения;

- неиспользование в течение длительного времени приобретенного имущества;

2. Несоответствие требованиям законодательства в части процедур оформления прав и сделок:

- нарушение порядка регистрации права оперативного управления;

- предоставление имущества в аренду без согласования учредителя и без заключения договоров аренды;

- предоставление имущества в аренду без проведения конкурсных процедур;

- отсутствие государственной регистрации договоров аренды, заключенных на срок не менее года;

- несоответствие заключенных договоров на аренду законодательству Российской Федерации;

- несоответствие фактически занимаемой площади и сданного в аренду имущества условиям заключенных договоров;

- пользование земельными участками без разрешения собственника;

3. Нарушения, влияющие на финансовые показатели деятельности образовательных учреждений:

- сверхнормативные затраты на содержание имущества;

- отсутствие договоров на возмещение коммунальных услуг, факты оплаты проверяемым учреждением коммунальных услуг за арендатора без возмещения;

- несвоевременное поступление арендной платы и неприменение проверяемым учреждением штрафных санкций за нарушение условий заключенных договоров;

- проведение ремонта предоставленных в аренду помещений за счет средств проверяемого учреждения;

- неосуществление индексации арендной платы по заключенным договорам;

- неосуществление пересчета величины арендной платы с учетом новых кадастровых стоимостей для земель промышленности и иного специального назначения;

- непредъявление к уплате неустойки (штрафов, пеней) за нарушение сроков уплаты арендной платы;

- отсутствие претензионно - исковой работы по взысканию задолженности по арендной плате;

4. Несоблюдение требований в части учета имущества:

- нарушение порядка и сроков представления сведений в реестр федерального имущества;

- невнесение особо ценного движимого имущества в соответствующий перечень;

- нарушение порядка списания имущества;

- непроведение инвентаризации при предоставлении имущества в аренду, отсутствие актов-сверок с арендатором;

- нарушение правил бухгалтерского учета поступления и выбытия имущества [1].

Внутренний контроль в рамках государственного регулирования вопросов управления имуществом образовательных учреждений представляет собой комплекс мер по наблюдению и надзору, организованных внутри субъекта управления государственным имуществом его собственными силами.

С целью осуществления внутреннего контроля субъекты управления государственным имуществом организуют работу комиссий. Это относится как к органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя образовательных организаций, так и к федеральным бюджетным образовательным учреждениям, владеющих имуществом на основании соответствующего вещного права [4].

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя образовательных организаций, имеют в своей структуре подразделения, отвечающие за управление имущественным комплексом.

Так, например, Министерство образования и науки РФ (далее — Минобрнауки России) имеет в своей структуре Департамент управления сетью подведомственных организаций, в полномочия которого в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.09.2012 N 764 [8] входит проведение проверок использования имущественного комплекса подведомственных организаций.

В Минобрнауки России по вопросам использования и распоряжения федеральным имуществом действуют следующие комиссии:

1. Комиссия по рассмотрению вопросов о списании федерального имущества подведомственных Минобрнауки организаций (далее - Комиссия по списанию) [9].

Главной задачей Комиссии по списанию является рассмотрение обращений подведомственных образовательных учреждений и принятие решения о целесообразности списания федерального имущества.

На рассмотрение Комиссии выносятся предложения о списании только в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества. Решение о списании прочего движимого имущества, не относящегося к категории особо ценного, принимается образовательным учреждением самостоятельно [5].

2. Комиссия по распоряжению федеральным недвижимым имуществом подведомственных Минобрнауки России организаций (далее - Комиссия по распоряжению) [10].

Комиссия по распоряжению рассматривает обращения подведомственных Минобрнауки России образовательных организаций и принимает решения о заключении договоров аренды, договоров безвозмездного пользования имуществом, договоров купли-продажи, решения об отказе образовательного учреждения от федерального имущества, решения о передаче имущества на другой уровень государственного управления (в собственность субъекта, муниципалитета) и др. [5].

Данные решения принимаются Комиссией по распоряжению только после оценки последствий влияния описанных выше способов распоряжения имуществом на обеспечение образования, воспитания, социальной защиты обучающихся образовательных учреждений. Предложения, подготовленные образовательными учреждениями в части распоряжения имуществом, могут быть согласованы только в случае положительной оценки, по итогам которой установлено отсутствие ущемления интересов обучающихся.

3. Комиссия по рассмотрению вопросов утверждения перечней особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества [11].

Главной задачей указанной комиссии является рассмотрение вопросов, связанных с утверждением и внесением изменений в перечни особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества. Необходимость внесения изменений в перечни возникает в связи с приобретением и (или) закреплением нового имущества за образовательным учреждением, отчуждением и (или) списанием ранее приобретенного (закрепленного) имущества.

Аналогично структуре федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителя, в федеральных бюджетных образовательных учреждениях создаются структурные подразделения по обеспечению управления имущественным комплексом.

Так, в целях осуществления Минобрнауки РФ полномочий собственника в отношении федерального имущества в каждой подведомственной организации функционируют структурные подразделения по обеспечению управления имущественным комплексом, а при численности сотрудников организации менее 50 определяется ответственное должностное лицо за проведение указанной работы.

К полномочиям структуры по управлению имущественным комплексом образовательного учреждения относятся: обеспечение регистрации прав; ведение реестра имущества организации; обеспечение учета имущества; обеспечение соблюдения требований законодательства РФ в части порядка использования федерального имущества; предотвращение незаконного и неэффективного использования федерального имущества, закрепленного за организацией; подготовка предложений по распоряжению федеральным имуществом, повышению эффективности использования федерального имущества; анализ затрат на содержание имущественного комплекса.

В целях пресечения незаконного, неэффективного использования и распоряжения федерального имущества в образовательных учреждениях по

аналогии с органом власти, осуществляемом функции и полномочия учредителя образовательных учреждений, организуется работа комиссий.

Таким образом, посредством проведения проверок комиссиями образовательных учреждений, комиссиями учредителя образовательных учреждений осуществляется внутренний контроль процессов распоряжения, учета и списания федерального имущества.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что деятельность федеральных бюджетных образовательных учреждений по использованию и распоряжению имуществом, закрепленным за ними на соответствующем вещном праве, подлежит государственному регулированию.

Государственное регулирование вопросов управления имуществом образовательных учреждений предполагает деятельность органов государственной власти и подведомственных организаций по осуществлению контроля эффективности управления, правомерности использования и распоряжения федеральным имуществом.

Реализация государственного регулирования через механизмы внешнего и внутреннего контроля позволяет своевременно выявлять нарушения и проблемные вопросы в управлении федеральным имуществом.

В настоящее время обозначился ряд проблем, которые требуют решения как на федеральном уровне (противоречие норм законодательства при проведении государственного контроля), так и на уровне субъектов управления имуществом - образовательных учреждений (невыполнение требований по использованию и распоряжению федеральным имуществом), что позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования системы управления имуществом, закрепленным за федеральными бюджетными образовательными учреждениями.

Список литературы:

1. Гусев А. Проверяем соблюдение требований законодательства при использовании государственного (муниципального) имущества [Электронный

ресурс] // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. - N 12. - Декабрь 2014 г. -Режим доступа: кйр://отрасли-права.рф/агйс1е/461

2. Еремин С.Г. Актуальные вопросы управления государственной и муниципальной собственностью: учебное пособие / С.Г. Еремин. - М.: Юстицинформ, 2014. - 236 с.

3. Лукашенок Т.Р. Понятие, состав и учет имущества федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений в контексте правового регулирования // Вопросы современной юриспруденции. - 2016. - N 59. - С. 76-88.

4. Лукашенок Т.Р. Вещные права федеральных бюджетных образовательных учреждений на имущество и земельные участки // Экономика, социология и право. - 2016. - N 5. - С. 100-107.

5. Лукашенок Т.Р. Особенности распоряжения имуществом, закрепленным за федеральными бюджетными образовательными учреждениями // Universum: экономика и юриспруденция. - 2016. - N 8 (29). [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://7universum.com

6. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" (постатейный) / Н.С. Волкова, Ю.А. Дмитриев, О.Ю. Еремина и др. - М.: Деловой двор, 2013. - 440 с.

7. Приказ Минэкономразвития РФ от 26.10.2011 N 598 "Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной функции по проведению проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.12.2011 N 22546) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -N 7. - 13.02.2012

8. Приказ Минобрнауки России от 26.09.2012 N 764 «Об утверждении Положения о Департаменте управления сетью подведомственных организаций

Министерства образования и науки Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httpV/минобрнауки.рф/

9. Приказ Минобрнауки России от 20.05.2011 N 1676 (ред. от 08.08.2014) "Об организации работы в Министерстве образования и науки Российской Федерации по рассмотрению вопросов о списании федерального имущества подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации организаций" // Официальные документы в образовании. - N 23 - 2011

10. Приказ Минобрнауки России от 18.03.2011 N 1373 (ред. от 03.07.2013) "О комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по распоряжению федеральным недвижимым имуществом подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации организаций" // Администратор образования. - N 10. - 2011

11. Приказ Минобрнауки России от 18.04.2014 N 340 "О комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по рассмотрению вопросов утверждения перечней особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества, закрепленного за подведомственными Министерству учреждениями или приобретенного ими за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества и внесения в указанные перечни изменений)" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: кйр://минобрнауки.рф/

12. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // Собрание законодательства РФ. - 29.12.2008. - N 52 (ч. 1). - ст. 6249

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.