Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ'

МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ (ООПТ) / ФИНАНСИРОВАНИЕ ООПТ / РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПОТОКИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО (ГЧП) / ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ГЧП

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Янкевич К.А., Цыплакова Е.Г., Янкевич Ю.Г., Синько Г.И.

В данной статье рассмотрена необходимость привлечения туристического бизнеса в сферу эксплуатации особо охраняемых природных территорий как нового источника их финансирования. В условиях пандемии решение проблемы использования и содержания особо охраняемых природных территорий имеет важное значение, не только для сохранения природных объектов, но и для ознакомления современников с уникальной природной красотой, для экологического туризма. В статье представлена модель организации финансирования рекреационной деятельности в особо охраняемых природных территориях на основе государственно-частного партнерства. Представленная модель позволит не только развить бизнес и организовать туристические потоки в ООПТ при соблюдении природоохранного законодательства, но и получить дополнительные средства на содержание и восстановление самих ООПТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Янкевич К.А., Цыплакова Е.Г., Янкевич Ю.Г., Синько Г.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE FIELD OF EXPLOITATION OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES

This article considers the need to attract tourism business to the sphere of exploitation of specially protected natural territories as a new source of their financing. In the conditions of a pandemic, solving the problem of the use and maintenance of specially protected natural areas is important, not only for the preservation of natural objects, but also for familiarizing contemporaries with the unique natural beauty, for eco-tourism. The article presents a model of organizing the financing of recreational activities in specially protected natural areas on the basis of public-private partnership. The presented model will allow not only to develop business and organize tourist flows in protected areas in compliance with environmental legislation, but also to receive additional funds for the maintenance and restoration of protected areas themselves.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ»

Механизмы государственно-частного партнерства в сфере эксплуатации особо охраняемых природных территорий

Янкевич Константин Артурович

доктор экономических наук, профессор, кафедра гуманитарных, математических и естественнонаучных дисциплин, Санкт-Петербургский институт экономики и управления, naja458@yandex.ru

Цыплакова Елена Германовна

доктор технических наук, профессор, кафедра региональной экономики и управления, ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина», naja458@yandex.ru

Янкевич Юлия Германовна

кандидат экономических наук, доцент, кафедра социально-культурного сервиса и туризма, ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина», iulia.yank@gmail.com

Синько Галина Иосифовна

кандидат филосовских наук, доцент, кафедра региональной экономики и управления, ГАОУ Во ЛО «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина», sinko70@mail.ru

В данной статье рассмотрена необходимость привлечения туристического бизнеса в сферу эксплуатации особо охраняемых природных территорий как нового источника их финансирования. В условиях пандемии решение проблемы использования и содержания особо охраняемых природных территорий имеет важное значение, не только для сохранения природных объектов, но и для ознакомления современников с уникальной природной красотой, для экологического туризма. В статье представлена модель организации финансирования рекреационной деятельности в особо охраняемых природных территориях на основе государственно-частного партнерства. Представленная модель позволит не только развить бизнес и организовать туристические потоки в ООПТ при соблюдении природоохранного законодательства, но и получить дополнительные средства на содержание и восстановление самих ООПТ. Ключевые слова: особо охраняемые природные территории (ООПТ), финансирование ООПТ, рекреационная деятельность, туристические потоки, государственно-частное партнерство (ГЧП), туристические проекты ГЧП

Сегодня, в условиях все ухудшающейся экологической обстановки, решение проблемы использования и содержания особо охраняемых природных территорий (ООПТ) имеет важное значение, как для сохранения природных объектов для будущих поколений, так и для ознакомления современников с уникальной природной красотой и необходимостью ее охраны. С одной стороны, эти объекты очень привлекательны для туристов, с другой стороны - туристический поток сдерживается отсутствием должной инфраструктуры, диктуемой требованиями современного потребителя и нормативами охраны природных территорий [10].

Рыночная ситуация, связанная с организацией коммерческого использования данных объектов с присутствующими ограничениями для туристических потоков, связана с высокими издержками и административными барьерами, которые не позволяют в полной мере использовать рыночные механизмы. Поэтому фактически отсутствует конкурентная среда, что в экономической науке характеризуется как провал рынка. В связи с этим необходим поиск эффективных механизмов для координации субъектов рынка со стороны государственных органов.

Субъекты отношений в области использования ООПТ, как государственные органы, так и представители бизнеса, имеют различные мотивации и цели. Государственные органы склонны к введению ограничений к использованию природных зон и их деятельность направлена на содержание и восстановление природных территорий и памятников природы. Коммерческие бизнес-структуры, осуществляющие туристическую сервисную деятельность, склонны к минимизации издержек и максимизации прибыли и, как правило, не склонны к вложению дополнительных средств в сохранение этих объектов. Поэтому для создания конкурентной рыночной среды необходима разработка адекватных административных мер государственного регулирования коммерческой деятельности субъектов предпринимательства. При этом следует отметить, что государственных средств на содержание и развитие, а также сохранение и восстановление этих объектов не хватает в должном объеме, и поэтому одними только запретительными мерами невозможно обеспечить сохранение памятников природы.

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м

сч о сч

о ш Ш X

<

т о х

X

В связи с тем, что многие ООПТ зависят исключительно от государственного бюджета, «испытывают недостаток финансовых вливаний со стороны частного сектора», не способны из собственных средств покрыть основные статьи своих расходов, привлечь дополнительные средства или обеспечить самоокупаемость, следовательно, они не способны на должном уровне выполнять свои природоохранные функции и нуждаются в новых механизмах финансирования [1,2,4,6].

В настоящее время большинство ООПТ мира также финансируются из государственного бюджета, обеспечивая свои потребности примерно на 20-40 %. Однако, в некоторых странах появляются новые модели финансирования, позволяющие привлекать ресурсы как из государственных, так и из частных источников. Например, «полугосударственные охраняемые районы в Африке, частные охраняемые районы на юге Африки и в других местах, охраняемые районы, управляемые НКО, особенно в Латинской Америке, и группа добровольцев, оказывающих помощь в управлении охраняемыми районами в Австралии» [1,2,3,4,5,6,9].

Таким образом, выход из данной ситуации может быть найден в организации механизмов государственно-частного партнерства, где в условиях имеющихся механизмов будут обеспечены требования разных сторон. Опыт зарубежных стран свидетельствует, что ГЧП объединяет заинтересованные стороны с различными мотивациями, целями, задачами и ресурсами в добровольное партнерство для повышения привлекательности туризма, так как именно туризм должен стать дополнительным источником привлечения средств на ООПТ [3,6,7,8,9].

Механизмы ГЧП в России «стали развиваться с 2006 года, когда были созданы законодательные и институциональные основы подготовки и реализации проектов ГЧП» [7]. Особенно активное развитие они поучили после вступления в силу в 2016 г. Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3,6,7,8].

Сегодня «доля туристских проектов ГЧП в общем количестве проектов, размещенных на сайте национального центра ГЧП, составляет 3,55%. Однако отсутствуют примеры использования механизмов ГЧП на особо охраняемых территориях» [7].

Следовательно, в современных условиях особую актуальность приобретает развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере эксплуатации ООПТ. Для выработки таких механизмов определимся с требованиями и задачами субъектов отношений в области использования ООПТ. Задачи и требования государственных органов приведены ниже.

1. Обеспечение сохранности ООПТ

2. Содержание и развитие этих зон в соответствии с требованиями охраны ООПТ.

3. Обеспечение доступности граждан к объектам природы.

4. Создание рекреационной инфраструктуры, необходимой для использования гражданами.

5. Получение дополнительных источников дохода для содержания и развития ООПТ.

6. Создание конкурентной среды в сфере организации туризма в природоохранных зонах.

Цели и задачи со стороны сферы предпринимательства направлены на организацию бизнеса.

1. Создание необходимой инфраструктуры для организации бизнеса.

2. Смягчение ограничений на использование природной среды.

3. Организация транспортной доступности и парковок.

4. Создание объектов общественного питания, проживания, организация досуга, организация специальных туристических программ, оборудованных экотроп, наблюдательных вышек, биваков рыбаков, кемпингов, парков треллеров, караван-парков и т.д.

5. Создание устойчивого доходного бизнеса.

Для достижения задач государственных органов и бизнеса необходимо обеспечить определенные соотношения, взаимосвязи и взаимодействия. Прежде всего, привлекая бизнес в сегменты экономической деятельности с признаками провала рынка необходимо установить специальные режимы его функционирования. К таким режимам могут быть отнесены - смягчение налоговой нагрузки, обеспечение целевых дотаций и субсидий и т.д. При этом бизнес-структуры должны соответствовать определенным требованиям, критериям, знать природоохранное законодательство и получать доступ к ресурсам посредством проведения конкурсных процедур, устанавливающих определенные принципы и правила деятельности этих организаций, возложение определенных обязанностей и ответственности при их невыполнении. При этом следует избегать монополизации данной сферы, которая не сможет привести к эффективному использованию ресурсов и средств государственного финансирования. Принципы конкуренции должны быть реализованы не только на стадии отбора и проведения конкурсных процедур, но и на стадии их деятельности. Таким образом, государственные органы должны не только обеспечить выделение денег на рекреационное развитие ООПТ, но и жесткий контроль в противодействии возможной аффелированности привлекаемых организаций между собой. Отношения между государственными органами и осуществляющими деятельность организациями на территории ООПТ должно строиться на договорных (контрактных) отношениях, предусматривающих, с одной стороны,

льготные условия деятельности этих организаций, как было указано выше, с другой стороны, установление жестких санкций за нарушение правил ведения бизнеса в данной сфере.

Конечно, активная деятельность по организации туристического потока в зоны ООПТ будет приносить не только положительный социальный эффект, такой как оздоровление нации, экологическое просвещение, но и, безусловно, вред этим природным территориям. Поэтому каждый бизнес-проект должен включать в себя план или программу мероприятий по восстановлению окружающей среды. Применяемые методы и средства должны быть основаны на современных инновационных технологиях и технологиях, максимально использующих природные компоненты, органично вписанные в существующую среду.

К процедуре определения туристической и рекреационной деятельности необходимо привлекать не только специалистов, но и представителей бизнеса и общественность. Развитие этих направлений должны основываться не только на данных специалистов, но и на маркетинговых исследованиях.

Модель организации государственно-частного партнерства по эксплуатации ООПТ можно представить следующим образом.

1. Проведение публично обсуждаемых конкурсов-проектов организации туризма в ООПТ и отбор наиболее перспективных, целесообразных и востребованных из них.

2. Определение видов и направлений деятельности предприятий (бизнеса) в сфере эксплуатации ООПТ.

3. Разработка требований, а также системы взаимодействия финансирования по каждому из направлений деятельности.

4. Разработка конкурсной документации с определением показателей и критериев отбора организаций по определенным видам деятельности, а также объемов, способов и источников финансирования.

5. Проведение соответствующих конкурсных процедур по отбору конкурсных предприятий по каждому направлению деятельности.

6. Заключение договоров и организация деятельности по каждому направлению.

7. Организация контроля деятельности и финансирования предприятий

Данная модель позволит не только развить бизнес и организовать туристические потоки в ООПТ при соблюдении природоохранного законодательства, но и получить дополнительные средства на содержание и восстановление ООПТ.

Литература

1. Куксова M.A. Анализ зарубежного и российского опыта финансирования особо охраняемых природных территорий (оопт). Вестник Института дружбы народов Кавказа (теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. 2008. №4 (8). С 170-176.

2. Куксова M^., Жидкова Е.Ю. Финансирование особо охраняемых природных территорий: потенциальные источники доходов. Региональная экономика: теория и практика.2007. №8. С 147-150. Вестник Бурятскогогосударственного университета. Экономика и менеджмент.2020. №4. С. 111117.

3 Mаксанова Л.Б.Ж., Шаралдаева, В.Д., Андреева АМ Правовые основы государственно-частного партнерства для развития экологического туризма на особо охраняемой природной территории.

4. Никоноров СМ Подходы к вопросам финансирования развития туризма на ООПТ. Научный вестник Mосковского государственного горного университета. 2013. №11.С.171-178.

б. Flores, M., Rivero, G., León, F., Chan, G. Financial Planning for National Systems of Protected Areas: Guidelines and Early Lessons. The Nature Conservancy, Arlington, Virginia, TOM 1 13-14 ноября 2018 года ISBN 978-5-9909299-0-6 213 US. электронный ресурс // - URL: https://www.cepal.org/ ilpes/noticias/paginas/ 8/35988/ finance_ book_ in_english-complete-2nd.pdf (дата обращения 08.10.2021)

6. Суржиков В.И., Шевченко В.К. Современное состояние системы инвестирования ООПТ: российские и зарубежные механизмы. Азимут научных исследований: экономика и управление.2019. Т.8. №2(27).С.333-336.

7. Шаралдаева В.Д., Mаксанова Л.Б.Ж., Шара-фанова Е.Е. Государственно-частное партнерство в сфере туризма в России: состояние и особенности // Известия Санкт-Петербургского государственного университета. 2020. № 3 (123). С. 79-86.

8. Шабыкова Н.Э., А.Ж. Цыренжапова. Роль государственно-частного партнерства в стратегическом развитии туризма в российской федерации на современном этапе. В сборнике: Образование и наука. Mатериалы национальной конференции. 2019. С.619-627.

9. Эмертон Л., Бишоп Й. и др. Устойчивое финансирование охраняемых природных территорий. Обзор зарубежного опыта, методик и подходов/ Л.Эмертон, Й.Бишоп и Л. Томас. - M.: Р.Ва-лент, 2007. - 136.с

10. Янкевич Ю.Г. Направления развития экологического туризма в Санкт-Петербурге на современном этапе. XXV юбилейные Царскрсельские чтения: материалы международной науч.конф., Санкт-Петербург, 20-21 апреля 2021г. СПб.: ЛГУ им.А.С. Пушкина, 2021.- Т.1. С 205-211.

X X

о

го А

с.

X

го m

о

м о

M

Mechanisms of public-private partnership in the field of exploitation of specially protected natural territories

Yankevich K.A., ^yplakova E.G., Yankevich Yu.G., Sinko G.I.

St.Peterburg Institute of Economic and Management, Leningrad State University named after A.S. Pushkin

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

This article considers the need to attract tourism business to the sphere of exploitation of specially protected natural territories as a new source of their financing. In the conditions of a pandemic, solving the problem of the use and maintenance of specially protected natural areas is important, not only for the preservation of natural objects, but also for familiarizing contemporaries with the unique natural beauty, for eco-tourism. The article presents a model of organizing the financing of recreational activities in specially protected natural areas on the basis of public-private partnership. The presented model will allow not only to develop business and organize tourist flows in protected areas in compliance with environmental legislation, but also to receive additional funds for the maintenance and restoration of protected areas themselves.

Keywords: specially protected natural areas (protected areas), financing of protected areas, recreational activities, tourist flows, public-private partnership (PPP), tourist PPP projects.

References

1. Kuksova M.A. Analysis of foreign and Russian experience in financing

specially protected natural areas (oopt). Bulletin of the Institute of Friendship of the Peoples of the Caucasus (theory of economics and management of the national economy). Economic sciences. 2008. No. 4 (8). From 170-176.

2. Kuksova M.Yu., Zhidkova E.Yu. Financing of Specially Protected Natural

Areas: Potential Sources of Income. Regional Economics: Theory and Practice. 2007. No. 8. 147-150. Bulletin of the Buryat State University. Economics and Management. 2020. No. 4. S. 111-117. 3 Maksanova L.B. Zh., Sharaldaeva, V.D., Andreeva A.M. Legal framework for public-private partnerships for the development of ecological tourism in a specially protected natural area.

4. Nikonorov S.M. Approaches to the financing of tourism development in

protected areas. Scientific Bulletin of the Moscow State Mining University. 2013. No. 11. S. 171-178.

5. Flores, M., Rivero, G., León, F., Chan, G. Financial Planning for National

Systems of Protected Areas: Guidelines and Early Lessons. The Nature Conservancy, Arlington, Virginia, VOL. 1 November 13-14, 2018 ISBN 978-5-9909299-0-6 213 US. electronic resource // - URL: https://www.cepal.org/ilpes / noticias / paginas / 8/35988 / finance_ book_ in_english-complete-2nd.pdf (date of access 08.10.2021)

6. Surzhikov V.I., Shevchenko V.K. The current state of the PA investment

system: Russian and foreign mechanisms. Azimuth of Scientific Research: Economics and Management. 2019. T.8. No. 2 (27) .S.333-336.

7. Sharaldaeva V.D., Maksanova L.B.Zh., Sharafanova E.E. Public-private

partnership in the field of tourism in Russia: state and peculiarities // Bulletin of St. Petersburg State University. 2020. No. 3 (123). S. 79-86.

8. Shabykova N.E., A.Zh. Tsyrenzhapova. The role of public-private

partnerships in the strategic development of tourism in the Russian Federation at the present stage. In the collection: Education and Science. Materials of the national conference. 2019.S. 619-627.

9. Emerton L., Bishop Y. et al. Sustainable Financing of Protected Areas.

Review of foreign experience, methods and approaches / L. Emerton, J. Bishop and L. Thomas. - M .: R.Valent, 2007 .-- 136.s

10. Yankevich Yu.G. Trends in the development of ecological tourism in St.

Petersburg at the present stage. XXV Anniversary Tsarskrsel Readings: Materials of the International Scientific Conference, St. Petersburg, April 20-21, 2021. Petersburg: Leningrad State University named after A.S. Pushkin, 2021.- Vol. 1. 205-211.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

cs o cs

O LU

m

X

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.