Научная статья на тему 'Механизмы формирования регионов знаний'

Механизмы формирования регионов знаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
288
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / РЕГИОНЫ ЗНАНИЙ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ФОНД РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федулова Л. И., Корнеева Т. Н.

В статье раскрыта сущность региональной политики экономики знаний и методические подходы к определению «регионов знаний». На основе выбора комплекса показателей и проведения рейтинговой оценки разработана карта «регионов знаний Украины с последующей ее характеристикой. Обоснован комплекс предложений для формирования экономики знаний на региональном уровне, среди которых мероприятия для реализации государственной политики относительно развития «регионов знаний» и выбор варианта создания Государственного фонда регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы формирования регионов знаний»

ИННОВАЦИИ № 6 (140), 2010

Механизмы формирования регионов знаний

Л.И. Федулова,

д. э. н., профессор, зав. отделом технологического

прогнозирования и инновационной политики Института экономики и прогнозирования Национальной академии наук Украины

Т.Н. Корнеева,

аспирант Института экономики и прогнозирования Национальной академии наук Украины; эксперт по вопросам местного

и регионального развития Проекта TACIS «Устойчивое местное развитие в Украине» [email protected]

В статье раскрыта сущность региональной политики экономики знаний и методические подходы к определению «регионов знаний». На основе выбора комплекса показателей и проведения рейтинговой оценки разработана карта «регионов знаний Украины с последующей ее характеристикой. Обоснован комплекс предложений для формирования экономики знаний на региональном уровне, среди которых мероприятия для реализации государственной политики относительно развития «регионов знаний» и выбор варианта создания Государственного фонда регионального развития.

Ключевые слова: экономика знаний, регионы знаний, региональная инновационная система, фонд регионального развития.

Экономика знаний — это новый формат экономики, который является результатом эволюционного развития экономических систем, а конкретно базисом ее выступает сформированная национальная инновационная система, которая оказы-

вает содействие развитию всех сфер материального и нематериального производства на основе прироста и обновления знаний, в результате чего в составе произведенной продукции (услуги) возрастает доля добавленной стоимости за счет интеллектуальной состав-

Количество организаций, выполняющих Н и НТР на 100 тыс юридических лиц

Численность работников научных организаций на 1000 наемных работников

Удельный вес специалистов, выполняющих Н и НТР в общей численности работников научных организаций,%

Финансирование Н и НТР в расчете на одного специалиста, выполняющего Н и НТР, тыс. Грн

Основные средства организаций, осуществляющих НТД в расчете на одного специалиста, выполняющего Н и НТР, тис.грн.

Численность кандидатов наук, занятых в экономике регионов, на 100 тыс. наемных работников

Численность докторов наук, занятых в экономике регионов, на 100 тыс. наемных работников

Удельный вес выполненных Н и НТР в ВРП%

Удельный вес предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, в общем количестве ПП

Удельный вес предприятий, которые внедряли инновации

Количество освоенных новых технологических процессов на 100 предприятий

Количество освоенных новых видов продукции, машин, оборудования на 100 предприятий

Удельный вес реализованной ИП в общем объеме реализованной промышленной продукции

Изобретательская активность сотрудников (чисел. изобретателей, авторов пром. образцов, рационализаторов на 10 тыс. работающих)

Количество предприятий, выполняющих работы по созданию объектов промышленной собственности на 1000 юридических лиц Использованы объектов промышленной собственности (изобретений, полезных моделей, промисл.зразкив) на 1000 юридических лиц

Использование рац. предложений на 1000 юридических лиц Заявки на охранные документы на 1000 юридических лиц

Охват детей дошкольными учреждениями %

Численность учащихся учреждений среднего образования на 1000 постоянного населения

Подготовка квалифицированных рабочих в ПТУЗ на 1000 экономически активного населения

Количество студентов ВУЗ І-ІУ уровней аккредитации на 1000 чел. экономически активного населения

Количество выпускников аспирантуры на 100 тыс. экономически активного населения

Количество выпускников докторантуры на 100 тыс. экономически активного населения

I

20

10

15

Ранги

20

25

30

□ 2006 □ 2007

Рис. 1. Ранги г. Киева в разрезе показателей экономики знаний

Источник: рассчитано авторами на основе [3]

6

5

2

5

5

0

5

ИННОВАЦИИ № 6 (140), 2010

ИННОВАЦИИ №6 (140), 2010

Где: Образование Наука (Я&й) Инновационная деятельность

123 456 789

Ровненская

Волынская

Черниговская

Сумская

Житомирская

Киевская

Львовская

Луганская

Полтавская

Харьковская

ер^опольская

Черкасская

Ивано-

1анковская

Хмельницкая

Винницкая

;арпатская

Кировоградская

новицкая

Донецкая

Днепропетровск!

Николаевская

Одесская

Запорожская

Херсонская

Севастопол

Рис. 2. Карта «регионов знаний» Украины рейтинговым показателям образования, научного потенциала и инновационной деятельности

Источник: разработано авторами

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕГИОНАХ

Условные обозначения для формирования карты «регионов знаний»

Образование

ранги с 1 по 9 ранги с 10 по 18 ранги с 19 по 27

1 2 3

Регионы 2007 Регионы 2007 Регионы 2007

г. Киев 1 Ивано-Франковская 10 Херсонская 19

Харьковская 2 Луганская 11 Волынская 20

Львовская 3 г. Севастополь 12 Винницкая 21

Одесская 4 Полтавская 13 Николаевская 22

Тернопольская 5 Донецкая 14 АРК 23

Запорожская 6 Черновицкая 15 Черниговская 24

Днепропетровская 7 Черкасская 16 Кировоградская 25

Ровенская 8 Хмельницкая 17 Закарпатская 26

Сумская 9 Житомирская 18 Киевская 27

Научный потенциал

ранги с 1 по 9 ранги с 10 по 18 ранги с 19 по 27

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3

Регионы 2007 Регионы 2007 Регионы 2007

Харьковская 1 Закарпатская 10 Винницкая 19

г. Киев 2 АРК 11 Киевская 20

Николаевская 3 Ивано-Франковская 12 Запорожская 21

Черновицкая 4 Днепропетровская 13 Полтавская 22

Львовская 5 Одесская 14 Ровенская 23

Луганская 6 Волынская 15 Тернопольская 24

Черниговская 7 Херсонская 16 Кировоградская 25

Черкасская 8 г. Севастополь 17 Житомирская 26

Сумская 9 Донецкая 18 Хмельницкая 27

Инновационная деятельность

ранги с 1 по 9 ранги с 10 по 18 ранги с 19 по 27

1 2 3

Регионы 2007 Регионы 2007 Регионы 2007

г. Киев 1 Киевская 10 Волынская 19

Донецкая 2 Луганская 11 Черновицкая 20

Запорожская 3 Одесская 12 Херсонская 21

Харьковская 4 Автономная Республика Крым 13 Николаевская 22

Днепропетровская 5 Кировоградская 14 Хмельницкая 23

Львовская 6 Полтавская 15 Черкасская 24

Тернопольская 7 Сумская 16 Закарпатская 25

Ивано-Франковская 8 Черниговская 17 Ровенская 26

Винницкая 9 Житомирская 18 г. Севастополь 27

Источник: предложено авторами

ИННОВАЦИИ № 6 (140), 2010

ИННОВАЦИИ № 6 (140), 2010

ляющей и изменяется характер человеческой труда в пользу творческой и интеллектуальной деятельности, которая в свою очередь становится основой для формирования информационного общества.

Важное влияние на развитие экономики знаний осуществляет региональный фактор развития [1, 2]. Среди обоснованных причин усиления внимания к региональному развитию в условиях глобализации экономики особенно следует отметить тезис о том, что успех государственной экономической политики во многом зависит от того, насколько новые знания формируются при реализации планов экономического развития региона и насколько тесно взаимодействуют местные элиты (прежде всего ученые и предприниматели) для обмена знаниями. Таким образом, способность страны к обеспечению регионов необходимой информацией, знаниями, создание сетей обмена знаниями и технологиями, их распространение и эффективное использование становятся основными факторами стимулирования регионального развития.

В ходе проведенного исследования нами осуществлена оценка ресурсов развития экономики знаний регионов Украины за такими показателями, как: численность персонала, занятого исследованиями и разработками (в расчете на 10 тыс. человек); удельный вес населения, которое имеет высшее, неполное высшее и среднее профессиональное образование, в общей численности занятых; основные средства исследований и разработок (в расчете на одного занятого НДДКР). Как результирующие показатели использовались: количество созданных передовых производственных технологий; уровень инновационной активности организаций (удельный вес инновационно активных предприятий в числе обследованных); интенсивность инновационных затрат (удельный вес затрат на технологические инновации в объеме отгруженной продукции инновационноактивных предприятий) и прочее. На основе полученных отдельных показателей была проведена рейтинговая оценка всех регионов Украины. В качестве пример приведены ранги г. Киева (рис. 1).

На основе разработанных методических подходов и полученного ранжирования осуществлены соответствующие расчеты и построена «Карта «регионов знаний» Украины» (рис. 2), согласно которой имеем явных лидеров —г. Киев, Харьковская и Львовская области. Именно у этих региональных субъектов больше всего развиты все анализируемые компоненты экономики знаний и, скорее всего, именно эти регионы при правильной в их отношении политике (соединение жесткости рынка и умной поддержки процесса развития) станут локомотивами для других регионов страны, распространяя на них инвестиционный и инновационный импульс. Аутсайдерами является Волынская та Закарпатская области. Другие регионы имеют разную комбинацию присутствия отдельных элементов экономического развития с использованием интеллектуального ресурса. Тем не менее в целом, дифференциация не носит резкого ха-

рактера, а отсюда подтверждается гипотеза о мощном интеллектуальном потенциале Украины, который, к сожалению, слабо используется в качестве фактора экономического роста.

В контексте выше отмеченного, главной задачей социально-экономического развития Украины должна стать реорганизация процесса функционирования регионов, направленная на увеличение производительности экономических ресурсов, а не их перегруппировка. Развитие регионов, безусловно нуждается в финансовых вложениях как государственных так и частных, но при наличии научно-обоснованных проектов, которые имели бы ощутимы положительные результаты уже на первичных этапах реализации.

С позиций стратегического подхода, если ставить задачу проектирования институциональных механизмов регионального развития для Украины, необходимо четко определиться с тем: 1) переход к какой модели развития должны обеспечить эти институты, 2) в какой парадигме развития Украина собирается строить свое будущее. Необходимо сформировать новые — инновационные — технологии управления развитием территорий [4], которые способны работать на повышение конкурентоспособности украинских регионов и страны в целом.

Практика показывает, что старые централизованные механизмы регионального управления и планирования в Украине были разрушены, а новые так и не сформировались. Подход к территории как объекту индустриального освоения и эксплуатации, присущий индустриальной фазе развития, уже не работает. В последние десятилетия Запад сделал прорыв вперед, приняв модель инновационного развития, которая пришла на смену индустриальной. Важнейшей задачей в сфере государственной региональной политики стало формирование институциональных механизмов и инфраструктуры инновационной экономики: на каждом уровне — наднациональном, страновом, региональном, локальном. Экономика опирается уже не на природные ресурсы, а на человеческий капитал и поэтому ставит перед региональной политикой вопросы о формировании среды для восстановления и развития человеческих ресурсов.

Важное значение имеет выбор такого пространственного и временного масштаба анализа, который обеспечивал бы максимально точное и взвешенное стратегическое позиционирования. При этом населению территории необходимо дать возможность принимать участие в принятии решений, затрагивающих его жизнь. При этом конкретный механизм выстраивания так называемых коммуникационно-кооперативных платформ должен учитывать особенности социокультурной и политической среды каждого региона и обеспечивать привлечение общественности, профессиональных сообществ, бизнеса и власти. Основной задачей этой коммуникации является выделения ключевых для региональной ситуации тем и конфликтных сфер с целью последующего формулирования общезначимых проблем развития региона.

Участники коммуникации должны увидеть себя и друг друга в новом, более широком масштабе, определиться относительно проблемной ситуации, возможного набора позиций в той или другой модели развития.

Признанные и зафиксированные проблемы постепенно должны переводиться в набор возможных организационно-управленческих, исследовательских, проектных, методологических и других задач с определением ресурсов на их реализацию. Как всегда существует недостаток необходимых ресурсов, поэтому так важно сделать общественный выбор относительно нескольких приоритетов. Участники региональной ситуации должны четко понимать, что реализация ни одного из приоритетов не может быть обеспечена без консолидации усилий. Каждый участник должен внести свой взнос в общий процесс — кадровый, финансовый, инфраструктурный, политический и т. п. При этом необходимо, чтобы способы использования ресурсов обеспечивали мультипликативный эффект — расход ресурса на конкретном направлении должен обеспечивать продвижение развития в общем деле и порождать новые ресурсные возможности.

Те или другие организационные формы, которые создаются для реализации процесса соблюдения приоритетов, должны обеспечивать эффективное размежевание (перераспределение) полномочий в отношении использования инструментов региональной политики, т. е. подкреплять конкретные управленческие функции необходимыми нормативно-правовыми статусами и ресурсами. Выполнение достигнутых договоренностей — одна из ключевых проблем украинской региональной политики и это должно стать как предметом правового регулирования, так и объектом внимания со стороны разных общественно-политических институтов.

Необходима развернутая институциональная структура с вертикальными, горизонтальными и диагональными связями, которые обеспечивают движение необходимых интеллектуальных процессов. Это означает, что в перспективе должна быть построена новая кооперация институтов — центральных, региональных и муниципальных, с одной стороны, и государства, предпринимательских и общественных — с другой [5].

В обобщенном виде, национальная стратегия развития экономики знаний на региональном уровне должна решать следующие задачи:

• определить главные проблемы регионального развития государства, указать возможности их решения и предусмотреть, каким образом их решения может оказывать содействие процессам развития;

• определить цели региональной политики правительства в сфере экономики знаний, способы ее реализации и финансовую базу;

• указать региональные обусловленности реализации секторных горизонтальных программ и определить способы их координирования региональной политикой государства;

• определить приоритеты, которыми должны руководствоваться органы самоуправления при формулировании собственной политики развития регионов, которая должны финансироваться в рамках региональных оперативных программ (РОП);

• указать на изменения, необходимые на уровне регулирования и, в широком понимании, окружении регионального развития и региональной политики, которые должны быть обязательно внедрены для достижения запланированных целей и применения предусмотренных инструментов. Одно из проявлений современной экономики

состоит в том, что производство и использования знаний становится основой деятельности по всей цепочке добавленной стоимости, а инновации становятся основой государственных (региональных) и организационных стратегий роста. При этом создание знаний не ограничивается формальной исследовательской деятельностью, оно включает также использование организациями (в частности, в традиционных областях) инновационных способов управления и совершенствование традиционной деятельности, таких как организация производства, логистика, маркетинг, продажи, распространение и отраслевые связи. При эффективном трансфере знаний сила регионального субъекта увеличивается, формируя эффект синергии и создавая тем самым «стратегическую ренту».

Национальная экономическая стратегия, о необходимости разработки и реализации которой заявляют практически все политики и экономисты страны, и должна заключаться в создании могущественной экономики знаний, основанной на максимально полном раскрытии интеллектуального потенциала регионов в целом и с учетом особенностей каждого. Создание «регионов знаний» — должно стать одной из стратегических целей государственной политики Украины. На основе сформированных региональных инновационных систем (РИС), которые уже сегодня четко проступают в знанниеемких территориальных образованиях, такие «регионы знаний» будут катализатором внедрения общегосударственной концепции развития экономики знаний. Их основное значение состоит в том, что: 1) основная парадигма создания конкурентных преимуществ на региональном уровне смещается в сторону создания и применения новых знаний; 2) регион достигает преимуществ в конкретных областях экономики, так как его локальная среда является наиболее просвещенной, предусмотрительной, прогрессивной и предприимчивой.

Важная роль при этом отводится выбору организационной структуры управления региональным хозяйством. Мировая практика показывает, что кроме штабного центра, функции которого, как правило, выполняет специальное министерство региональной политики, могут существовать также комитеты и агентства регионального развития. Их функции в системе регионального развития выглядят так:

ИННОВАЦИИ № 6 (140), 2010

ИННОВАЦИИ № 6 (140), 2010

— Министерство региональной политики выполняет функции штабного центра, т. е. принимает основные решения в сфере региональной политики, организует их реализацию и финансирование, координацию и контроль;

— комитеты по пространственному планированию, как правило, объединяют ряд административнотерриториальных единиц и обеспечивают публично-правовой характер и нормативную структуру региональной политики (лицензирование, стандартизация, унификация, оценка и т. п.);

— агентства регионального развития преимущественно экстерриториальные являются операторами рыночного типа, т. е. интегрируют инициативу бизнеса, территориальных и профессиональных сообществ.

Среди механизмов государственного влияния на региональное развитие через экономику знаний (механизмы реализации интеллектуального потенциала региона) должны быть: стратегии регионального развития; региональные контракты; инвестиционные проекты для получения субвенций; агентства регионального развития; кластеры и прочее. Именно потому, что работу по мобилизации ресурсных резервов на региональном уровне должны возглавить органы власти, а также вследствие наличия широкого круга новых и сложных проблем, связанных с переходом регионов на путь инновационного развития, необходимо осуществить комплекс мер по адаптации организационной структуры региональных и отраслевых органов управления соответственно поставленным задачам.

Так в структуре аппарата органов регионального управления должны создаваться подразделения, которые имеют специалистов, способных выполнять следующие функции: разрабатывать прогнозы, концепции, основные направления и показатели региональной социально-экономической и инновационной политики; управлять целевыми инновационными программами, организовывать мониторинг и контроль за их выполнением; проводить экспертизу проектов, отбор исполнителей для выполнения регионального инновационного заказа; обеспечивать финансово-материальную и кадровую поддержку инновационно активного предпринимательства; внедрять механизмы государственного и рыночного регулирования инновационной деятельности; активизировать действия в направлении повышения качества и совершенствование структуры спроса. В качестве инструментов такой политики могут выступать такие мероприятия, как конкурсное распределение заказов среди предприятий и фирм на производство высокотехнологической продукции; установление жестких, приближенных к мировым, стандартов при ее приеме и т. д.; стимулировать предложения дефицитных факторов производства высшего порядка, необходимых для подъема конкурентоспособности промышленности. Это предполагает серьезные инвестиции в науку и новые технологии, равно как и в профессиональную

подготовку и образование; в развитие инфраструктуры рынка инноваций с целью создания региональной инновационной системы.

Приоритетными должны стать такие направления деятельности, которые имеют стратегическое значение для укрепления и развития суммарного инновационного потенциала региона. К таким ориентирам региональной государственной политики относятся: 1) модернизация структуры хозяйства регионов с целью создания условий для функционирования их экономики на принципах постиндустриального типа развития; 2) поддержка малого и среднего бизнеса, особенно малых инновационных предприятий и организаций, которые в большинстве случаев являются экономически удобным способом преобразования научно-технологического потенциала. Используя опыт зарубежных стран, органы региональной власти могут принимать участие в создании инвестиционных компаний малого бизнеса, предоставлять налоговые и финансовые льготы и государственные гарантии по кредитам, предоставленным инновационным предприятиям, а также эффективно поддерживать широкую частную инициативу по освоению производств нового технологического уклада. Важным в данном контексте становится создание организационно-экономических условий свободного доступа всех хозяйствующих субъектов к достоверной научно-технической и экономической информации путем развертывания соответствующих информационных систем.

Таким образом, органы регионального управления призваны решать двуединую задачу: с одной стороны, они должны уберечь от разрушения перспективные производства и создать условия для их роста при неблагоприятной макроэкономической конъюнктуре, а с другой стороны — облегчить высвобождение капитала и работников из устаревших и бесперспективных производств, санацию и перепрофилирование соответствующих производственных мощностей на базе современных научно-технических разработок.

В рамках формирования экономики знаний подлежит отмене монопольная собственность на продукты интеллектуальной деятельности, которая становится на сегодня тормозом экономического роста. Отсюда, для обеспечения беспрепятственного доступа к передаче информации и знаний на государственном уровне целесообразно создание механизма, который регулирует отношения интеллектуальной собственности таким образом, чтобы передать вновь созданные знания и опыт, являющиеся стратегически важными в интересах государства.

Необходимо обеспечить преобладающую ориентированность крупных, центральных лабораторий, отраслевых институтов на работу с внешними заказчиками, чтобы знание могли выходить за пределы этих организаций, свободно циркулировать в обществе, в экономике. Следующее, на что необходимо обратить внимание, это разделение труда в сфере

управления инновациями. Важнейшая задача состоит в том, чтобы обеспечить интеграцию отдельных составных знаний в системные решения, в соответствующие конструкции, которые могли бы оказаться полезными рынку. Когда отдельные элементы знаний широко распространены в экономике, то возрастают возможности для их системного использования. Во-первых, необходимо создать институциональные условия для того, чтобы обеспечить передачу знаний из университетской, вузовской среды в промышленность и экономику. Например, нужны условия для того, чтобы предприятия могли пользоваться по лицензии идеями и технологиями, разработанными в университетах. Во-вторых, надо обеспечить более тесное общение между профессорско-преподавательским, исследовательским составом университетов и сотрудниками конкретных компаний, чтобы научные работники имели более реальное представление о проблемах, которые стоят перед промышленностью, а практики имели доступ к научным знаниям. Кроме того, малые предприятия не должны стремиться быть экспертами во всем, они могут выбрать какую-то довольно узкую область, в которой у них будут конкурентоспособные наработки. И конечно, эти малые компании должны плотно взаимодействовать с университетами и исследовательскими подразделениями крупных предприятий, внося тем самым вклад в общее дело своими знаниями из той сферы, где они действительно являются высококлассными специалистами.

При создании украинской модели экономики знаний могут применяться компоненты моделей, наработанных в других странах. Например, очень интересный опыт Японии, где совсем недавно прошла институциональная реформа университетов — ведущие университеты страны приватизированы. Это теперь частные организации, которые, как и раньше получают соответствующее финансирование от государства, но не подчинены ему административно. Развивается новая модель управления этими учебными заведениями. Это было сделано для того, чтобы университетская система стала более восприимчивой к тем задачам, которые нуждаются в широком практическом применении знаниевого ресурса.

В настоящее время механизмы устойчивого инновационного регионального развития только разрабатываются, хотя в ряде регионов Украины уже проводятся масштабные эксперименты по их отработке в режиме реализации разных проектов и программ. Считаем, что для появления эффективных механизмов необходимо, кроме всего прочего, осуществить следующее:

1. Поэтапный переход от программного до системно-проектного подхода при рассмотрении проблем развития, которое разрешает концентрировать ресурсы и более корректно ставить цели, согласованные между собой. При этом появляются такие инструменты как «системообразующий проект» и «кластер программ». Появление клас-

тера программ, сформированного по принципу минимизации необходимых ресурсов и синхронизации реализации, разрешает осуществлять эффективное управление и достигать векторных целей. В сущности, это переход от набора программ к комплексному проекту.

2. Переход от абсолютных или процентных показателей к показателям результативности тех или других действий как оценки степени достижения поставленных целей.

Развитие украинских регионов происходит в определенной общественной и экономической ситуации. Будучи направленным на нужды и возможности отдельных регионов, оно также должно отвечать общегосударственным условиям. Важнейшими из которых, следующие:

• сохранение высокой динамики экономического роста при осуществлении полезных структурных изменений в экономике, которые направлены на увеличение участия регионов, которые характеризуются высоким уровнем привлечения технологий и экспортной конкурентоспособностью;

• увеличение занятости путем создания рабочих мест и использование активных форм борьбы с безработицей;

• повышение уровня инновационности украинской экономики посредством широкого использования на предприятиях научных разработок;

• подготовка кадров для экономики, которая базируется на знаниях и образовательных усилиях, ради укрепления информационного общества;

• развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, которая обеспечивает единство государства на нескольких уровнях: международном, общегосударственном внутрирегиональном и местном.

Поддержка развития предпринимательства должна оставаться ключевым элементом региональной политики. Одной из составных этого процесса может быть поддержка развития сети предприятий. Следует также помнить, что препятствия развитию предприятий является одновременно препятствиями инновационности. Политика развития предпринимательства должна поддерживать начатые инновационные и исследовательские процессы, делая акцент на трансфер технологий, на производственные инновации и передовые технологии, которые бы позволили увеличить количество рабочих мест. Необходимо поддерживать развитие «дистанционной» работы, поскольку этот фактор сможет увеличить привлекательность периферийных регионов (территорий) [6]. Чтобы предотвратить процессы углубления диспропорции развития в Украине, необходимо в большей мере поддерживать микропредприятия, которые свою работу могут базировать на предоставлении профессиональных наукоемких услуг. Следует также поддерживать трансформацию микропредприятий в малые, поскольку это один из сложнейших этапов в развитии фирмы. Поддержка малых и средних предприятий

ИННОВАЦИИ № 6 (140), 2010

ИННОВАЦИИ № 6 (140), 2010

может осуществляться с помощью создания фондов займов, путем предоставления правительственных гарантий, а также с помощью специальных инструментов поддержки инновационной деятельности, которыми являются фонды высокого риска, предоставление технологических и бизнес-консультаций.

Региональная политика государства должна быть направлена также на создание сети агломераций, которые являются концентрацией полюсов роста в Украине. Политика, которая будет стимулировать и поддерживать создание региональных центров роста буде одновременно политикой выравнивания шансов. Близость центра, который будет стремительно развиваться, может в дальнейшем повлиять на развитие периферийных регионов отдельных областей, поскольку возрастет возможность получить необходимые знания и воспользоваться ресурсами регионального центра. Ключевым инструментом создания сети центров развития и роста в Украине и условием эффективности такой политики должна быть дальнейшая децентрализация страны и систематическое ограничение влияния политики на экономические процессы.

Перед Украиной стоит огромная задача повышения уровня образования общества, нивелирование межрегиональных расхождений на этом уровне, а также соответствия требованиям, которые ставит экономика знаний. Опыт стран, которые особенно быстро развиваются в последнее время, свидетельствует, что образование — это условие развития, а умение пользоваться телекоммуникационной и компьютерной техникой — это важнейшее условие участия в современной общественной и экономической жизни. Эта задача набирает вес параллельно с тем, как другие страны достигают успехов в этой сфере, отодвигая, к сожалению, Украину на второй план (как показывают международные сравнения).

Развитие Интернет-сетей и распространение их активного использования в бизнесе, культуре, образовании и администрации является особенно важным для слабо экономически развитых регионов, которые отмечаются существенным отставанием в этой сфере, чем так называемые регионы-метрополии. Поэтому, сбалансированность уровня распространения и использования Интернета и компьютерной техники — одна из важнейших задач региональной политики. При этом региональная политика государства должна быть скоординирована с образовательной политикой и поддерживать дальнейший рост образованности на высшем уровне. Следует поддерживать развитие форм дистанционного образования, создавать специальные стипендиальные или кредитные программы, которые бы обеспечивали доступ к высшему образованию жителям периферийных районов.

Проблем развития регионов, конечно, много. Тем не менее, проведенные нами исследования показывают, что первоочередными направлениями их решения, которые нуждаются в государственном вмешательстве на пути развития экономики знаний в Украине являются следующие:

1. Укрепление инновационного потенциала регионов.

1.1. Создание региональных инновационных систем, которые предоставят возможность интегрировать инновационный потенциал территорий путем увеличения доступа к информационным источникам об инновациях и технологиях, в том числе и благодаря Системе Обмена и Трансфера Технологий (СОТТ).

1.2. Развитие и модернизация региональной научноисследовательской инфраструктуры при сохранении критериев эффективности, с целью расширения возможностей в сфере технологического развития и в сфере поведения исследований путем увеличения прямых инвестиций в сектор НИОКР, при использовании возможностей со-финансирования инвестиций в указанной сфере, направленных на достижение эффекта синергии, деятельность в сфере маркетинга и развития инфраструктуры, направленная на создание региональной сети сотрудничества и связей между сектором НИОКР и предприятиями, а также в сфере создания благоприятной инновационной среды.

1.3. Увеличение потенциала исследований и разработок академического потенциала страны, а также его межрегиональная интеграция, которая должна ускорить процесс развития научно-исследовательских и академических ячеек вне границ так называемых метрополий.

1.4. Создание в регионах условий для увеличения инновационного потенциала предприятий и повышение уровня использования ими передовых технологий. Для выполнения этой задачи в регионах должны быть созданы региональные консультационные сети и сети поддержки предприятий, должно поддерживаться сотрудничество инновационных предприятий и предоставляться помощь при выходе на международное сотрудничество.

2. Развитие человеческих ресурсов, необходимых для современной экономики:

2.1. Развитие системы подготовки на всех уровнях, особенно на академическом, содействие процессу интеграции образовательных центров с общественными учреждениями и институтами в регионах.

2.2. Развитие региональных систем беспрерывного обучения, обучение взрослых, дистанционного обучения, а также профессионально-технического и специального обучения; активизация и развитие стипендиальных программ и программ, направленных на развитие стажировки; содействие развитию межрегионального и международного сотрудничества в этой сфере.

2.3. Создание материальной и организационной базы для развития ИКТ, распространение техники и сетевых телеинформационных систем в публичной сфере (администрация, образование, культура) и в экономике.

3. Гражданское общество и построение сетевых структур сотрудничества.

3.1. Интеграция местных сообществ и региональных общин, содействие инициативам и общественной самоорганизации, а также организациям из местного развития, межсекторного партнерства и регионального согласия (сетей) ради развития. Поддержка общественных организаций и деятельности с целью укрепления гражданского общества, в том числе возрождения местных этнических и культурных традиций.

3.2. Формирование условий жизни и хозяйствования, новых источников доходов при привлечении местных общин путем: поддержки инициатив, общественной самоорганизации и организаций местного развития, строительства и поддержки социального партнерства и регионального согласия (сетей) ради развития. Документирование и популяризация традиций, поддержка местных и партнерских инициатив, которые связаны с возрождением традиций сельских районов.

3.3. Повышение уровня инвестиционного и интеллектуального капитала, увеличение доли современных технологий. Поддержка развития малых и средних предприятий, развитие региональных кооперационных сетей и стимулирование применения современных технологий на украинских предприятиях.

Учитывая опыт европейских стран, мероприятия реализации государственной политики относительно развития «регионов знаний» должны включать следующее (табл. 1).

Одним из механизмов реализации политики экономики знаний может быть создания Государственного фонда регионального развития (ГФРР). Финансирование стандартного проекта создания такого фонда в разных организационных формах может выглядеть следующим образом (рис. 3). Однако следует обеспечить механизм, который значительно активизирует и упростит предоставление капитала (частного и государственного) на финансирование регионального экономического развития в Украине.

Упуская соответствующие методические подходы и экономические расчеты, для учреждения ГФРР в Украине предлагается такой вариант:

ГФРР может быть разработан в виде отдельного неприбыльного государственного фонда, который автоматически возобновляется, финансируется и управляется правительством и донорскими организациями, но тем не менее сохраняет тесную связь с существующими частными (национальными и иностран-

ными) инвестиционными фондами, действующими на украинском рынке.

Роль и задачи ГФРР будет заключаться в облегчении принятия и исправлении вопросов местных и региональных органов власти с целью помощи им в разработке высококачественных проектов, которые могут быть профинансированы из средств частных инвестиций. Так, ГФРР может инструктировать местные органы власти по вопросам определения и подготовки проектов и будет финансировать все необходимые технико-экономические обоснования для подтверждения экономической жизнеспособности проектов, организовывать и финансировать тренинги для бенефициара и другие необходимые мероприятия, направленные на повышение качества их работы. В случае успешности проекта, ГФРР возвращает свои затраты на счет частных инвесторов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предпосылки для создания и функционирования Государственного фонда регионального развития:

• ГФРР может быть основан как исключительно государственный фонд, однако с планами тесного сотрудничества с частными инвестиционными фондами, которые действуют в Украине, причем будет функционировать этот фонд на некоммерческих началах и основах возмещения расходов;

• ГФРР будет финансировать не проекты непосредственно, а осуществлять предыдущее финансирование мероприятий, необходимых для доведения осуществляемости и/или повышения уровня осуществляемости проектов, — таких как технико-экономические обоснования, бизнес-планы, — а также будет консультировать заявителей проектов и проводить тренинги для их персонала;

• в результате мероприятий ГФРР возникнет поток высококачественных проектов, которые будут финансироваться с частных (или образованных донорскими организациями) инвестиционных фондов разных видов, из-за чего риск существования плохих проектов значительно уменьшится;

ПРОЕКТ МЕСТНОГО РАЗВИТИЯ

КОМПОНЕНТ ІІІ: Привлечение инвесторов

КОМПОНЕНТ ІІ:

Закупка оборудования

КОМПОНЕНТ Г

Инвестирование в материальную инфраструктуру под заставу (например, земельное имущество)

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ , РЕАЛИЗАЦИИ

НФРР —

неприбыльный,

возобновляемый

Венчурный фонд с высокими рисками и высокими доходами

Займы по рыночной цене

Пенсионный фонд с низкими рисками и низкими доходами

Рис. 3. Цикл финансирования стандартного проекта

ИННОВАЦИИ № 6 (140), 2010

ИННОВАЦИИ № 6 (140), 2010

Таблица 1

Мероприятия по развитию «регионов знаний»

№ Группа мероприятий Содержание мероприятий

1 Организация создания рабочих мест, связанных со знанием • обеспечение возможности получить образование гражданам любого возраста; • программы развития «детский возраст — школа — высшее образование — карьерное развитие» — переподготовка рабочей силы»; • внедрение практики проведения образовательных круглых столов для предпринимателей, представителей образовательных учреждений; • создание «центров обучения технологиям»; • возвращение на места выпускников школ, которые выезжают для получения высшего образования в другие районы (списание займов на обучение, создание сети выпускников учебных заведений и прочее).

2 Планирование инноваций • создание инкубаторов «высокотехнологического бизнеса»; • создание гибких инвестиционных фондов для обеспечения капиталом новообразованных предприятий, новых технологий и предпринимателей; • поддержка предпринимательской среды; • предоставление многоканального доступа к электронной связи; • проведение «инновационных ярмарок»; • предоставление помощи в регистрации патентов; • установление связей с технологическими центрами университетов и исследовательских институтов; • создание сети «экспертной помощи».

3 Планирование экономики информационных технологий • подключить домохозяйства, школы, предприятия и структуры власти к глобальной сети Интернет и создать внутренние сети; • создание web-страниц территориальной общины, отдельных предприятий и структур власти; • обеспечить беспроводный доступ к Интернету; • картографировать глобальную коммуникационную сеть общины территории; • предоставление методической и финансовой помощи гражданам и предприятиям для расширения их доступа к цифровой экономике.

4 Участие в международной деятельности • помощь в расширении возможностей экспортной торговли к рынкам сбыта для товаров и услуг, которые производятся общиной; • рассмотреть возможность привлечения зарубежных фирм в стратегические и вспомогательные области общины; • исследовать возможности воспользоваться международным социальным капиталом; • идентифицировать возможности создания технологических кластеров; • организовать и провести тренинги для ключевых сотрудников промышленности производственной сферы и предпринимателей по вопросам международной торговли и кросскультур-ного менеджмента.

5 Прогнозирование экономической динамики • обеспечение эффективной коммуникации между фирмами для предвидения изменений и своевременного реагирования на них; • определить новые предприятия для оценки потенциальных новых тенденций в экономической жизни региона; • реализация программы социального обеспечения для высвобожденных работников; • поддержка эффективных программ развития предпринимательства, которые помогают созданию и расширению новых предприятий; • предоставить доступ предприятиям к разному виду капитала; • поддержка программ местных бизнес-инкубаторов.

• такой тип партнерства государственного и частного секторов откроет возможность для реализации местных проектов развития, из-за которых будет решаться целый ряд вопросов, важных для социально-экономического развития, и в то же время будет обеспечиваться уровень окупаемости капитала.

Учитывая то, что разные донорские организации и частные финансовые учреждения в Украине уже рассматривают возможность образования разного рода фондов капиталов, эти усилия не следует дублировать в рамках поддержки, которая предоставляется Украине со стороны Европейского Союза. Следует отметить, что попытка ввести этот региональный финансовый инструмент была осущест-

влена в 2005 году через принятие Закона Украины «О стимулировании развития регионов». В частности, в этом законодательном акте была предусмотрена процедура заключения соглашений о выполнении программ развития между регионами и Министерством экономики Украины. В Государственном бюджете на 2007 год на эти цели даже было выделено 100 млн. грн. Следует отметить, что обязательным условием является сформированность соглашений к началу нового бюджетного года, а последнее слово относительно положительного результата остается за Министерством финансов с последующим утверждением на Верховном Совете.

В целом, предложенная структура и указанные нормативные положения существенным образом по-

высят количество качественных проектов, которые будут предлагаться местными органами власти для финансирования из средств, полученных на рынках капитала. Это откроет возможности для успешного финансового инжиниринга и значительно снизит риски частных финансовых учреждений, связанные с такими проектами, что, в свою очередь, разрешит им снизить цены на капитал, который предоставляется для финансирования таких проектов. Обеспечение системы эффективного финансирования деятельности, направленной на региональное развитие, является сложной задачам, и потому необходимо, чтобы планирование проектов, мероприятий и финансовые механизмы были неразрывно связаны между собой.

Таким образом, государственная экономическая политика должна оказывать содействие развитию региональных систем инноваций и их интеграции в общегосударственную систему. Такая политика должна быть хорошо скоординирована с одной стороны — с научной, а с другой — с образовательной политикой. Стратегической задачей региональной политики должна стать поддержка возникновения инновационных и производственных систем, которые увеличивают шансы на появление и распространение внешних услуг и стимулируют эндогенные силы регионов. Такие системы базируются на связях, взаимодействии и сотрудничестве разных субъектов

хозяйствования. Сотрудничество и взаимодействие служат причиной обмена знаниями и информацией, а отсюда — происходит «высвобождение» знаний, которые являются ключевым фактором экономического развития на качественной основе.

Литература

1. Унтура Г. Возможности и угрозы для формирования экономики знаний: региональный аспект // Интеграция науки и образования — ключевой фактор построения общества, основанного на знаниях: материалы международного симпозиума (Киев, 2527 октября 2007 г.) = Integration of Science and Education: a key factor for building up the knowledge-based society: proc. of International symposium (Kiev, 25-27 Oct., 2007) / [науч. рук. Б. Патон, В. Садовничий, Б. Малицкий]. Киев: Феникс, 2008. С. 309-322.

2. Экономика знаний: региональные аспекты: в 2 т. / РАН, УрО, Ин-т экономики; [под общ. ред. Е. В. Пилипенко]. Екатеринбург. 2009. Т. 1. 2009. 286 с.

3. Щедровицкий П.Г. Технологии регионального планирования: от индустриальной к инновационной модели / П.Г. Щедровицкий // Компас промышленной реструктуризации. 2003. №5(6). С. 15-16.

4. Научная и инновационная деяльность в Украине. Стат. сб./ Госкомстат Украины. К., 2008. 365 с.

5. Smith A. Reconstructuring the Regional Economy Industrial Transformation and Regional Development in Slovakia, Edward Elgar Publishing, Inc., 1998. 392 p.

6. K.Gawlikowska-Hueckel (2003) — Procesyrozwoju regionalnego w UE. Konwergencja czy polaryzacja? Gdansk, с. 169-179.

Mechanisms of forming regions of knowledges

L.I. Fedulova, doctor of economical sciences, Professor, State organization is «Institute of economy and prognostication of the National academy of sciences of Ukraine», Kiev, Ukraine, manager by the department of technological prognostication and innovative policy

T.N. Korneyeva, State organization «Institute of Economy and Forecasting of the National Academy of Sciences of Ukraine», Kiev, Ukraine, TACIS Project «Sustainable Local Development in Ukraine», postgraduate student of the department of technological forecasting and innovative policy, Expert on local and regional development

The article revealed the essence of the regional policy of the knowledge economy and methodological approaches to the definition of «regions of knowledge». On the basis of choice of complex indexes and lead through of rating estimation was map of Ukraine «regions of knowledges» developed with subsequent its description. The proposal complex is substantiated to create a knowledge economy at the regional level, including activities of the state policy implementation regarding the «knowledge regions» development and the variant of the State regional growth fund creation.

Keywords: knowledge economy, regions of knowledge, regional innovation system, Regional Development Fund.

ИННОВАЦИИ № 6 (140), 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.