Научная статья на тему 'Механизмы формирования инновационных кластеров в отечественном военном производстве'

Механизмы формирования инновационных кластеров в отечественном военном производстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / ВОЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / АЛГОРИТМ / МОДЕЛЬ / INNOVATIVE KLASTER / MILITARY PRODUCTION / ALGORITHM / MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бирюков А. В.

Построение инновационных кластеров может и должно базироваться на постепенном, выборочном протекционизме со стороны правительства, в том числе в отношении оборонно-промышленного комплекса России, а также конкретных алгоритмах и моделях построения кластеров инновационного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF FORMATION INNOVATIVE CELLS IN A DOMESTIC MILITARY PRODUCTION

Construction innovative cells can and should be based on gradual, selective protectionism from outside the governments, including concerning an oboronno-industrial complex of Russia, and also concrete algorithms and construction models cells innovative type

Текст научной работы на тему «Механизмы формирования инновационных кластеров в отечественном военном производстве»

Как представляется, к основным характеристикам инновационного кластера следует отнести:

во-первых, в инновационном кластере нецелесообразно разделять уровни «Основная деятельность» и «Обеспечение основной деятельности». Это связано с тем, что основным результатом, товаром являются и научные знания, и научно-технические услуги, и образовательные услуги. В то же время предприятия выполняют функции обеспечения образовательного процесса (практика для студентов) или коммерциализации научных результатов путем создания малых фирм. Об основной или обеспечивающей деятельности в кластере можно говорить только с точки зрения основных и обеспечивающих бизнес-процессов;

во-вторых, в инновационный кластер не могут входить органы власти и управления. Уровень «Управление/регулирование» в кластере, как правило, отсутствует. Исключение, жестко централизованный холдинг, только подтверждает это правило. Регулируют деятельность предприятий кластера экономические интересы и выгода, которая не всегда может иметь денежное выражение, но в конечном итоге всегда базируется на экономических интересах;

в-третьих, инновационный кластер является открытой системой. Однако установление хозяйственных отношений с одним или несколькими организациями кластера не приведет к немедленной интеграции предприятия в его среду. Экономическое взаимодействие должно быть дополнено информационным и человеческим. Эти рассуждения могут показаться необязательными, но процесс формирования кластера, особенно инновационного, включающего в себя научные, образовательные, производственные организации, не является тривиальным и требует специального исследования. Хотя один вывод можно сделать уже сейчас: кластер нельзя учредить приказом, произвольно «приписать» какую-либо организацию в состав кластера также нельзя.

Следует согласиться с мнением ряда специалистов5, что модель инновационного кластера отличается качественными параметрами, такими, как: связность кластера, которая характеризует уровень взаимовлияний элементов кластера, а также их потенциальную доступность к необходимым ресурсам; синергетический эф-

фект - это интегральная характеристика, представляющая сумму инновационных потенциалов элементов, определяет количественную оценку синергетического взаимодействия элементов кластера по тем параметрам, по которым происходил анализ взаимовлияний; базовый элемент кластера и его связующие элементы (проводя анализ матрицы связности и потенциала элементов, можно выделить базовый элемент или элементы кластера, которые вносят главный вклад в организацию взаимодействий, являются движущей силой системы); ядро кластера (центры дохода) - это те организации, которые вносят основной вклад в результаты работы кластера; резервы роста - это те структуры и организации, потенциал которых не раскрыт полностью, но способен устранить слабые места в организации инновационных процессов кластера и определить мероприятия по стратегическому развитию всей инновационной структуры.

Таким образом, возникновение и развитие кластеров и инновационной активности являются закономерными процессами. Тенденции к образованию кластеров чаще всего имеют совместную научную или производственную базу, более того успешное развитие кластера может быть гарантировано лишь при условии, что научная база позволяет построить кластер не по специализированному, а по дифференцированному типу.

В мировой практике существуют различные способы активизации и совершенствования инновационной среды. К ним можно отнести формирование развитой инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационные фонды), создание сети трансфера технологий (пропаганда результатов инновационной деятельности и распространение инноваций с привлечением торгово-промышленных палат), прямую и косвенную финансовую поддержку инновационных проектов, а также кластерный подход в реализации инновационной политики.

Формирование инновационных кластеров синтезирует эффект синергии, возникающий на основе всеобщей стандартизации продукции. При этом все участники кластера получают дополнительные конкурентные преимущества под воздействием совокупного влияния эффектов масштаба, охвата и синергии.

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ВОЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Бирюков А.В., профессор Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства

и жилищно-коммунального комплекса России, к.и.н., доцент

Построение инновационных кластеров может и должно базироваться на постепенном, выборочном протекционизме со стороны

правительства, в том числе в отношении оборонно-промышленного комплекса России, а также конкретных алгоритмах и моделях построения кластеров инновационного типа.

Ключевые слова: инновационный кластер, военное производство, алгоритм, модель.

MECHANISMS OF FORMATION INNOVATIVE CELLS IN A DOMESTIC MILITARY PRODUCTION

Biryukov A., The professor of the State academy of increase of qualification and retraining of personnel for building and a housing-and-municipal complex of Russia, the candidate of historical sciences, the senior lecturer

Construction innovative cells can and should be based on gradual, selective protectionism from outside the governments, including concerning an oboronno-industrial complex of Russia, and also concrete algorithms and construction models cells innovative type.

Key word: innovative klaster, military production, algorithm, model.

Требования экономического развития и технического прогресса в ситуации, когда далеко не все отрасли и сферы национального хозяйства являются конкурентоспособными, диктуют необходимость формирования специфической формы сопряжения государственных интересов с интересами производителей, к интеграционной тактике инновационных кластеров. Они представляют собой агрегированные научно-производственные конгломераты, включающие такие структуры как технополисы, технопарки и другие аналогичные образования - структуры инновационного типа. Их преимущество заключается в синтезе двух важнейших элементов промышленной стратегии: модернизации производства путем инъекции новых знаний, преобразующих технологии, и договорных обя-

зательств, обеспечивающих создание конкретного инновационного продукта.

Сложности с реализацией перспективных инновационных проектов в оборонной промышленности, проблемы коммерциализации результатов научных исследований во многом связаны с созданием эффективных и конкурентоспособных инновационных кластеров, интегрированных в международные инновационные процессы. Как представляется, современным инструментом создания инновационного кластера являются свободные экономические зоны технико-внедренческого типа. В связи с тем, что это является новым инструментом для России и ее оборонно-промышленного комплекса, требуется системная проработка механизмов их создания.

Формирование инновационного кластера в сфере военного производства важно начинать с анализа перспективных рынков сбыта. Для этого принятые на федеральном уровне программы и проекты анализируются с точки зрения их реализации в инновационном кластере. В нашем случае - проводится оценка национальной программы модернизации армии и флота, ее основных направлений реализации. Для достижения максимального эффекта деятельности оборонно-промышленного инновационного кластера должен применяться междисциплинарный подход, выявляться новые рынки, анализироваться возможности технологий (военное, гражданское и двойное назначение). Благодаря такому подходу объединяются усилия федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти, научно-исследовательских учреждений, а также оборонных отраслей и предприятий в сфере предвидения в инновационных областях.

На первом этапе формирования кластера определяются цели и задачи его создания, выбираются приоритетные направления развития подсистем, проводится диагностика отраслевых и региональных условий, в том числе инвентаризация имеющегося задела и его анализ с позиции использования в национальном проекте модернизации армии и флота, определение мотивации потенциальных участников, состояния их капитала и ресурсов, оценка перспектив дальнейшего развития предприятий-участников.

На втором этапе осуществляется оценка факторов образования инновационного кластера и наличие заинтересованных участников, формируется единая корпоративная стратегия, которая позволит осуществлять взаимодействие участников в долгосрочной перспективе. Для этого проводится SWOT-анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз со стороны внешней среды. Как показывают исследования успешных наукоемких зон США, сильными сторонами оборонно-промышленного комплекса могут быть близость к крупным университетам, научно-исследовательским и промышленно развитым центрам, важным транспортным артериям и аэропортам, дешевым источникам энергии, административным центрам и другим объектам оборонного комплекса. Важно также учитывать экономическое положение конкретной отрасли, ее расположение, благоприятные рекреационные условия, наличие большого пространства для испытательных полигонов, ориентация на другие научно-промышленные комплексы.

Благоприятные факторы внешней среды, в том числе предоставляемые льготы, позволяют проранжировать виды инновационной деятельности и производимую инновационную продукцию, выявить максимально мотивированных участников для вхождения в кластер. Например, для экспортной ориентации и военно-технического сотрудничества инновационный кластер типа технико-внедренческой зоны должен быть расположен неподалеку от крупного аэропорта, главных автомагистралей и иметь хорошие средства телекоммуникации и связи.

На третьем этапе оцениваются стратегические соответствия инновационных проектов потенциальных участников кластера, степень их конкуренции между собой, корреляция с приоритетными направлениями развития науки и техники, критическими технологиями, национальным проектом модернизации армии и флота (и другими национальными проектами), задачами развития отраслей ОПК (например, для модернизации оборонных предприятий). В результате, на основе проведенного анализа формируется желаемый перечень направлений деятельности «опорного» и других резидентов и нерезидентов технико-внедренческой зоны.

На следующем этапе создаются три обеспечивающие подсистемы, которые направлены на формирование условий развития оборонно-промышленного инновационного кластера: подсистема устойчивого кадрового обеспечения; подсистема инфраструктурного обеспечения; подсистема интеграции в международное разделение труда.

Мы полагаем, что необходимо представить алгоритм формирования каждой подсистемы инновационного кластера. Как представляется, он должен состоять из 5 этапов:

1) выбор приоритетных направлений развития с учетом национальных приоритетов (при этом используются результаты ранее

проведенных исследований для оценки тенденций и перспектив в отечественных и зарубежных инновационных процессах, долгосрочные потребности в передовых технологиях и высокотехнологичных продуктах);

2) оценка научно-технологического задела;

3) оценка критических технологий;

4) выработка требований для подсистем;

5) формирование проектов внедрения.

Преимуществами предложенного выше алгоритма является то, что он позволяет реализовать цели национального проекта модернизации армии и флота (в части наполнения эффективными образцами вооружений и военной техники) в деятельности инновационного кластера, сочетать интересы государства и бизнес-структур, привлечь необходимые ресурсы для повышения эффективности функционирования кластера.

Мы полагаем, что в подобного рода алгоритмах должны увязываться национальные приоритеты и социально-экономическое развитие государства с инновационными стратегиями отечественного ОПК и крупного бизнеса, обеспечивается сочетание научно-технических и социальных интересов федерального уровня и отраслей оборонной промышленности. В результате применения алгоритма создания инновационного кластера создается правовая, маркетинговая, консалтинговая инфраструктура, позволяющая от идеи перейти к инновации, т.е. новой разработке, внедренной на рынке в виде нового продукта (технологии).

Автор считает, что механизм формирования инновационных кластеров в оборонно-промышленной сфере обеспечивает: развитие устойчивых научно-производственных кооперационных связей и сетей в рамках инновационной деятельности; взаимопроникновение знаний; поддержку совместных исследований; интеграцию инновационных предприятий и фирм в цепочки формирования стоимости; развитие кооперационной сети «наука и образование - инновационный бизнес - отрасли ОПК»; распространение знаний из сектора исследований и разработок и их капитализацию; стимулирование развития научно-исследовательских комплексов и наукоемкого аутсорсинга.

Эффективность предлагаемого алгоритма и его ориентация на национальные приоритеты при формировании инновационных кластеров подтверждается на практике. Во-первых, опытом функционирования территориально-промышленной зоны с особым статусом на базе предприятий электронной промышленности г. Зеленограда (инновационного кластера в виде особой зоны)1. Во-вторых, логическим продолжением деятельности особой зоны в форме создания особой экономической зоны технико-внедренческого типа на территории Зеленограда (ТВЗ «Зеленоград»).

Так, технико-внедренческую зону «Зеленоград» планируется создать на двух участках округа. Участок 1 расположен на территории промышленной зоны «Алабушево» площадью 150 га. Участок

2 находится на территории инновационного комплекса Московского института электронной техники (Технический Университет). Территория инновационно-технологического комплекса МИЭТ имеет высокую степень освоенности, необходимые коммуникации, инфраструктуру, которая в процессе реализации ТВЗ получит дальнейшее развитие. Вошедшая в состав ТВЗ «технологическая деревня» займет площадь в 20 тыс. кв.м. и будет включать в себя комплекс зданий офисного, лабораторно-производственного и производственного характера.

На ее площадях планируется разместить порядка 50-60 инновационных научно-технических компаний, годовые объемы реализации продукции хай-тек составят около 1,200 млрд. руб2. В рамках проекта «технологической деревни» формируется сеть Центров коллективного пользования (сеть ЦКП), оснащенная современным исследовательским, проектным, технологическим и испытательным оборудованием. В развитие сети ЦКП принят к реализации проект по формированию отраслевого центра проектирования микросхем, создания и производства фотошаблонов, с выходом на зарубежных производителей микросхем.

На площадке «Алабушево» также закладывается объект 18 тыс. кв. м для инновационного бизнес-центра, где будут расположены

1 Иванов В.В., Михальченков А.И., Коробова А.Н. Создание технико-внедренческой зоны наукоемкого производства // Электронная промышленность. Проблемы управления и развития. - 2006. - № 4. - С. 17-27.

2 Там же.

3 Иванов В.В., Михальченков А.И., Коробова А.Н. Создание технико-внедренческой зоны наукоемкого производства // Электронная промышленность. Проблемы управления и развития. - 2006. - № 4. - С. 17-27.

фирмы, которые еще не в состоянии инвестировать деньги в строительство собственных площадей. Там же будет резервироваться место для инкубационных компаний, которые исчерпают возможности для роста на площадке МИЭТ.

В обеспечение технико-внедренческой деятельности дальнейшее развитие получит инновационная инфраструктура. Инфраструктурные проекты по развитию сети дизайн-центров, центров коллективного пользования современным оборудованием и новейшими технологиями, центров целевого инкубирования инновационных компаний, научно-образовательных центров в совокупности обеспечат резидентам ТВЗ условия для осуществления прорывных разработок и производства на их основе конкурентной научнотехнической продукции.

Технико-экономические расчеты эффективности ТВЗ показывают, что к 2025 году деятельность организаций-резидентов будет характеризоваться следующими показателями: объем выручки от реализации товаров и научных услуг составит 30 млрд. руб., налогооблагаемая прибыль - 4,5 млрд. руб., количество новых рабочих мест - 15 тысяч3 .

В рамках технико-внедренческой деятельности резидентами ТВЗ «Зеленоград» будут реализованы инновационные проекты по созданию базовых технологий, национальной электронной компонентной базы, научно-технологической базы функциональной электроники, непосредственно используемые в интересах укрепления оборонного потенциала России. Кроме того, создаваемая инфраструктура предприятий наноэлектроники, в том числе сферы военного производства, будет предназначена для обеспечения вывода на мировой рынок контрольно-измерительных приборов и технологического оборудования, которые станут основой для разработки конкурентной научно-технической продукции не только для резидентов ТВЗ «Зеленоград», но и для научных организаций и предприятий всей отечественной электронной отрасли.

Данные механизмы создания инновационных кластеров в оборонно-промышленном комплексе России позволяют получить практический инструментарий инновационного кластерообразования в системе отечественного военного производства, что максимально задействует инновационный и инвестиционный потенциал ОПК и всей инновационной системы России.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ

Калашник Н.Е., заместитель по экономике и финансам ОАО «СЗП» СПбГУВК

В работе рассмотрены механизмы, обеспечивающие оптимизацию процессов структуризации института государственно-частного партнерства как способа активизации инвестиционной деятельности на транспорте. Подчеркнуто особое значение данного института в условиях финансового кризиса.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, транспорт, анализ затраты-выгоды, механизм концессий.

STATE-PRIVATE PARTNERSHIP AS A WAY OF ACTIVIZATION OF INVESTMENT ACTIVITY ON TRANSPORT

Kalashnik N., the assistant on economy and finance Open Society «SZP» SPbGYVK

In our work were viewed mechanisms which optimised structure prosess in puplic private partnership. That mechanisms presented a method to activate the investment in the transport branch. It marked spesial meaning of that prosesses in case of finansial crisis.

Key words: state-private partnership, transport, the expense-benefit analysis, the mechanism of concessions.

Качество инфраструктуры транспортной отрасли влияет на производительность страны, ее конкурентоспособность и способность привлекать иностранные инвестиции. Вместе с тем проблема государственных инвестиций в транспортную отрасль по-прежнему остается дискуссионной, поэтому, рассматривая модель государственно-частного партнерства (ГЧП) применительно к транспортной отрасли, следует определить, является ли она жизнеспособной. Эта модная в настоящее время модель предполагает взаимодействие государственных и частных средств при решении крупных народнохозяйственных задач по развитию транспортной инфраструктуры.

МВФ посвятил проблемам развития ГЧП несколько исследований (в марте 2004 г. вышли публикации «Государственные инвестиции и налогово-бюджетная политика» и «Государственно-частные партнерства»). В рамках этих работ определены основные параметры сохранения макроэкономической стабильности при росте государственных инвестиций и развитии института ГЧП в инфраструктурных отраслях, которые получены в результате ряда пилотных исследований на основе анализа затраты-выгоды:

• увеличение государственных инвестиций должно быть сосредоточено на высокоприоритетных и высокорентабельных проектах в ин-

фраструктуру транспорта. Следует отметить, что для России этот вывод является приоритетным, поскольку сегодня транспортная инфраструктура является тормозом экономического роста;

• при увеличении государственных инвестиций или изменении приоритетов расходов необходимо учитывать взаимодополняемость расходов на инфраструктуру транспорта и расходов, не связанных с инфраструктурой, т.е. обеспечение обязательности расчета общественной эффективности проектов;

• инвестиции в восстановление и содержание существующих объектов инфраструктуры транспорта обычно приносят большую прибыль, чем вложения в новые объекты, Для России данное положение также является ключевым, поскольку идентификация инвестиционного потенциала транспортной инфраструктуры чаще всего не осуществляется;

• при оценке целесообразности инвестиций следует учитывать вероятностные периодические расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание объектов инфраструктуры транспорта.

Одновременно в рамках пилотных исследований МВФ делает вывод о росте количества стран, в которых функционирует модель ГЧП, с тем, чтобы стимулировать предложение инфраструктуры транспор-

Таблица. Страны, использующие механизм концессий

Характеристика бюджетного потенциала страны Количество стран, применяющих концессионный механизм Количество стран, использующих концессию на транспорте

Страны с низкими бюджетными доходами 13 7

Страны со средними бюджетными доходами 18 5

Страны с высокими бюджетными доходами 37 12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.