Научная статья на тему 'Механизмы эмоциональной саморегуляции поведения социально дезадаптированных подростков'

Механизмы эмоциональной саморегуляции поведения социально дезадаптированных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
277
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ДЕЗАДАПТИРОВАННЫЕ ПОДРОСТКИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ / SOCIALLY DISADAPTED TEENAGERS / EMOTIONAL SELF-REGULATION OF BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федорова Татьяна Ивановна

В ходе проведенного исследования рассматривались психологические особенности эмоциональной саморегуляции поведения у социально дезадаптированных подростков, взаимосвязи между структурными компонентами эмоциональной саморегуляции и механизмы эмоциональной саморегуляции поведения подростков. В результате были выявлены три механизма эмоциональной саморегуляции поведения у социально дезадаптированных подростков, различающиеся по переживаемым эмоциям, значимым ценностям и выраженности рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms of emotional self-regulation of socially disadapted teenagers` behaviour

The author considers some psychological peculiarities of emotional self-regulation of socially disadapted teenagers` behaviour, the interrelation between the structural components of emotional self-regulation as well as mechanisms of emotional self-regulation of teenagers` behaviour. Finally the author discovered mechanisms differing in emotions felt, significant values and introspection inensity.

Текст научной работы на тему «Механизмы эмоциональной саморегуляции поведения социально дезадаптированных подростков»

ББК 88.836 УДК 159.922.7 Ф 33

Т.И. ФЕДОРОВА

МЕХАНИЗМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ

T.I. FYODOROVA

MECHANISMS OF EMOTIONAL SELF-REGULATION OF SOCIALLY DISADAPTED TEENAGERS * BEHAVIOUR

В ходе проведенного исследования рассматривались психологические особенности эмоциональной саморегуляции поведения у социально дезадаптированных подростков, взаимосвязи между структурными компонентами эмоциональной саморегуляции и механизмы эмоциональной саморегуляции поведения подростков. В результате были выявлены три механизма эмоциональной саморегуляции поведения у социально дезадаптированных подростков, различающиеся по переживаемым эмоциям, значимым ценностям и выраженности рефлексии.

The author considers some psychological peculiarities of emotional self-regulation of socially disadapted teenagers' behaviour, the interrelation between the structural components of emotional self-regulation as well as mechanisms of emotional self-regulation of teenagers' behaviour. Finally the author discovered mechanisms differing in emotions felt, significant values and introspection inensity.

Ключевые слова: социально дезадаптированные подростки, эмоциональная саморегуляция поведения.

Key words: socially disadapted teenagers, emotional self-regulation of behaviour.

Вопрос об участии эмоций в управлении поведением и деятельностью человека обсуждался еще мыслителями в период античности (Аристотель, Демокрит, Эпикур и др.). Тем не менее, участие эмоций в управлении поведением и деятельностью человека было признано большинством психологов только в XX веке, что нашло отражение в «мотивационной теории эмоций», которая отстаивала функциональное единство эмоциональных и мотивацион-ных процессов (Арнольд М.Б., Гассон Дж.А., Изард К., Липер Р.У., Петражиц-кий Л.И., Томкинс С. и др.). Поэтому не случайно в психолого-педагогической литературе в последнее время все чаще стало появляться такое понятие, как «эмоциональная саморегуляция». Особенности эмоциональной саморегуляции тесно связаны с характером поведения человека. Низкий уровень развития эмоциональной саморегуляции, как правило, приводит к дезадаптированному поведению. В связи с этим возникает необходимость изучения системы и структуры эмоциональной саморегуляции поведения, выявления особенностей ее функционирования и развития.

В настоящее время исследована эмоциональная саморегуляция различных видов деятельности, личности и ее поведения (Арнольд М.Б., Гассон Дж.А., Витт Н.В., Вершинин С.И., Китаев-Смык Л.А., Колиснык А.П., Кузнецов С.А., Ле-пихова Л.А., Портнов Ю.М. и др.). Изучаются психологические и психофизиологические механизмы эмоциональной саморегуляции поведения (Аболин Л.М., Вайнрих Дж., Веккер Л.М., Плутчик Р. и др.).

Однако работ, посвященных исследованию эмоциональной саморегуляции поведения у социально дезадаптированных подростков, немного. В одних из них признается важность роли эмоций в формировании социально дезадаптированного поведения (Воронков Б.В., Коробейников И.А.), в других -сформированность саморегуляции поведенческой активности (Манапова Е.И.; Налчаджан А.А.). Все это делает актуальным изучение психологических особенностей эмоциональной саморегуляции поведения у социально дезадаптированных подростков и выявления у них механизмов эмоциональной саморегуляции поведения. Знание и понимание содержания механизмов эмоциональной саморегуляции поведения социально дезадаптированных подростков представляет несомненную важность для практической психологии, а именно открывает новые возможности в работе с социально дезадаптированными подростками.

Известно, что специализированные учреждения для детей и подростков с дезадаптированным поведением испытывают насущную потребность в новых, эффективных подходах к вопросам реабилитации своих воспитанников. В этой ситуации проблема эмоциональной саморегуляции поведения и реабилитации социально дезадаптированных подростков приобретает особую значимость.

Анализ литературы по проблеме (Аболин Л.М., Веккер Л.М., Изард К.Э., Рейковский Я., Шаров А.С. и др.) позволил сделать вывод, что практически все немногочисленные исследования эмоциональной саморегуляции поведения у дезадаптированных подростков проводились в рамках мотивационного подхода. Но мы считаем, что в данном случае оправдан личностный подход, так как проблема эмоциональной саморегуляции поведения, в том числе отклоняющегося, должна изучаться в контексте проблемы личности. Только когда проблема эмоциональной саморегуляции поведения рассматривается как важнейшая часть целостного подхода к личности, она может быть решена в полном объеме. Такой подход к исследованию саморегуляции предложен Шаровым А.С. [5, с. 105]. Разделяя его взгляды, мы считаем, что эмоциональная саморегуляция есть психологический механизм, включающий в себя эмоциональную активность, ценностно-смысловую сферу и рефлексию. А поскольку характер поведения человека тесно связан с особенностями его эмоциональной саморегуляции, то социально дезадаптированное поведение является следствием низкого уровня развития эмоциональной саморегуляции подростка.

В связи с этим полагаем, что ярко выраженные эмоции оказывают моти-вационное воздействие на отношения между ценностно-смысловой сферой, эмоциональной активностью и рефлексией, тем самым определяя механизмы эмоциональной саморегуляции поведения.

Для подтверждения данной гипотезы было проведено экспериментальное исследование на выборке 97 человек: 47 воспитанников Муниципального учреждения - Социальный приют для детей «Мечта» г. Пыть-Ях Тюменской области в возрасте от 11 до 14 лет. Их характеризуют различные формы нарушения социальной регуляции поведения: хулиганство, кража, бродяжничество, уклонение от учебы, злоупотребление алкоголем. И 50 подростков-

нормотипов из общеобразовательной средней школы № 3 г. Пыть-Ях того же возраста, но положительно характеризовавшиеся учителями, не имевшие отклонений в поведении.

В процессе исследования использовались следующие методики: «Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков» (Роджерса К., Даймонда Р., адаптация Осницкого А.К.), «Карта наблюдений Стотта Д.» (адаптация Исуриной Г.А., Мурзенко В.А.), «Методика изучения системы ценностных ориентаций» (Шаров А.С.), «Психодиагностическая методика определения индивидуальной меры рефлексивности» (Карпов А.В., Пономарева В.В.), «Определение эмоциональной направленности» (Додонов Б.И.), «Методика изучения дифференцированных эмоций» (Ротина Л.Н.). При обработке эмпирических данных методами статистики был использован пакет программ STATISTIKA for Windows, с помощью которого рассчитаны меры центральной тенденции и изменчивости, проведены корреляционный и факторный анализы.

Результаты исследования показали, что особенности эмоциональной саморегуляции поведения социально дезадаптированных подростков связаны с частыми переживаниями негативных эмоций (гнева - 27,2%, горя - 15,0%, презрения - 14,4%, вины - 14,0%), которые не позволяют подростку строить и достигать реальных целей жизнедеятельности, чувствовать себя свободно и уверено, анализировать и оценивать свои действия и поступки. Что является причиной дезадаптации. Так, у большинства подростков, проживающих в приюте, высокий уровень дезадаптации (54,8%). В поведении у них преобладает гедонистический тип эмоциональной направленности (36,7%), связанный с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. Это не только согласуется с возрастными особенностями данного периода (периода полового созревания, первой любви, когда подростки испытывают сильный интерес к представителям противоположного пола, учатся устанавливать с ними близкие отношения), но также с потребностью в эмоциональном комфорте, одобрении их поведения со стороны сверстников. Поэтому у большинства социально дезадаптированных подростков (52.8%) значимыми являются ценности взаимодействия. Им важно строить отношения с окружающими так, чтобы, во-первых, иметь поддержку в сложных ситуациях, а во-вторых, манипулировать другими для достижения своих целей. Менее значимыми - ценности существования и организации. Результатом являются беспорядочность и хаотичность поведения, частое «погружение» подростка в свой внутренний мир, поиск особых чувств и переживаний, причем как можно больше положительных переживаний: любви, радости, удовольствия, т.е. тех, которых они не могут получить в семье. В поведении социально дезадаптированных подростков данная особенность связана с получением удовольствия от употребления алкоголя и других психоактивных веществ, от многочисленных беспорядочных половых связей. Это также подтверждают высказывания воспитанников приюта: «Я чувствую себя свободно, независимо, когда выпью пива», «Секс -это лучшее, что есть в моей жизни» и др. В ходе общения с социально дезадаптированными подростками складывается впечатление, что у них имеется большой жизненный опыт, они убедительно обосновывают свои позиции, стараются не менять своего мнения, считая его единственно правильным.

В то же время социально дезадаптированные подростки меньше всего склонны обращаться к анализу своей деятельности, самостоятельно оценивать правильность собственных действий, поэтому часто совершают необдуманные поступки. А если размышляют о предстоящей деятельности или жизнедеятельности в целом, то только находясь на стадии «иллюзорных меч-

таний», о чем свидетельствуют низкие показатели развития интроспективной рефлексии (23,0%), ретроспективной (21,6%) и проспективной рефлексии (20,2%). В то же время высокие показатели рефлексии общения и взаимодействия (35,2%) с другими людьми у социально дезадаптированных подростков связаны с постоянной потребностью в обратной связи, в поддержке и одобрении их поведения со стороны. Характеризуя в целом эмоциональную саморегуляцию социально дезадаптированных подростков, отметим, что при негативных переживаниях (гнев, горе, презрение, вина) значимыми для них становятся ценности взаимодействия и рефлексия общения и взаимодействия.

Для того чтобы выяснить, насколько значима связь между структурными компонентами эмоциональной саморегуляции поведения (эмоциональной активностью, ценностно-смысловой сферой и рефлексией) у подростков, был проведен корреляционный анализ. В результате были обнаружены некоторые значимые связи между основными компонентами эмоциональной саморегуляции поведения у социально дезадаптированных подростков (см. табл. 1).

Таблица 1

Коэффициенты корреляций основных компонентов эмоциональной саморегуляции поведения социально дезадаптированных подростков

Компоненты саморегуляции 1 2 3 4 5 6 7 8

Эмоции

Интерес 0,432* 0,296 0,536* -0,344 0,324 0,364 0,587* 0,573*

Удивление 0,246 0,118 0,227 0,019 0,038 0,041 0,015 0,016

Радость 0,301 0,201 0,171 -0,125 0,067 0,108 0,177 0,094

Горе -0,501* -0,442* 0,308 0,536* -0,388* 0,173 -0,248 0,207

Гнев -0,521* -0,497* 0,213 0,524* -0,395* 0,105 -0,287 -0,357*

Презрение -0,496* -0,476* 0,318 0,458* -0,217 0,059 0,018 0,203

Отвращение 0,013 0,027 -0,016 0,218 0,134 0,016 0,109 0,197

Страх 0,139 0,182 0,207 0,017 0,009 0,034 0,014 0,018

Стыд -0,009 0,012 0,024 0,095 0,012 0,007 0,072 0,136

Вина 0,178 0,132 -0,363* 0,397* 0,173 0,180 0,125 -0,469*

Примечание 1:1 - ценности существования; 2 - ценности организации; 3 - ценности взаимодействия; 4 - уровень дезадаптации; 5 - ретроспективная рефлексия; 6 - проспективная рефлексия; 7 - интроспективная рефлексия; 8 - рефлексия общения и взаимодействия.

Примечание 2: * - при р < 0.05.

Из таблицы видно, что переживание таких эмоций, как горе, гнев, призрение и вина не позволяет подростку строить и достигать реальных целей жизнедеятельности, чувствовать себя свободно и уверенно, анализировать и оценивать свои действия и поступки. Что, в конечном счете, и является причиной дезадаптации. Такое предположение находит свое подтверждение в

обнаруженной у социально дезадаптированных подростков корреляции (при р < 0,05) между эмоциями и ценностями существования, ценностями организации, уровнем дезадаптации, ретроспективной рефлексией. Данную особенность мы находим и у нормотипичных подростков (см. табл. 2). Следовательно, можно констатировать, что частое переживание вышеперечисленных эмоций у подростков обоих групп взаимосвязано, с одной стороны, с высокими показателями дезадаптации, а с другой - с низкими показателями развития ценностных ориентаций и рефлексии. Что в целом затрудняет развитие структуры эмоциональной саморегуляции у подростков.

Интересным является тот факт, что у социально дезадаптированных подростков по результатам корреляционного анализа выявлены более сильные связи между эмоцией интереса и ценностями существования, ценностями взаимодействия, интроспективной рефлексией и рефлексией общения и взаимодействия (при р < 0.05). Иначе говоря, переживание интереса позволяет подростку сконцентрироваться на одной деятельности, самостоятельно ее анализировать, ставить перед собой цели и вырабатывать средства их достижения, взаимодействовать и общаться с окружающими людьми. У нормотипичных подростков сильная корреляционная связь (при р < 0.05) между эмоциями интереса, радости и ценностями существования, ценностями организации, ценностями взаимодействия, адаптацией, ретроспективной, проспективной и интроспективной рефлексией, рефлексией общения и взаимодействия свидетельствует о развитом умении подростков анализировать собственную активность, выявлять причины и следствия своих проступков, намечать планы на будущее и реализо-вывать их, получать удовольствие от результата своей деятельности, а это, в свою очередь, взаимосвязано с успешностью процесса самопознания.

Таблица 2

Коэффициенты корреляций основных компонентов эмоциональной саморегуляции поведения нормотипичных подростков

Компоненты саморегуляции 1 2 3 4 5 6 7 8

Эмоции

Интерес 0,533* 0,494* 0,483* -0,510* 0,538* 0,532* 0,419 0,426

Удивление 0,463* 0,326 0,209 0,156 0,217 0,298 0,213 0,198

Радость 0,502* 0,593* 0,489* -0,494* 0,505* 0,395 0,547 0,421

Горе 0,217 0,228 -0,480* 0,439* 0,256 0,058 0,094 0,008

Гнев 0,169 -0,001 -0,503* 0,448* 0,291 0,113 0,173 -0,576*

Презрение 0,146 0,203 -0,152 0,373* 0,069 0,109 0,014 -0,309*

Отвращение 0,190 0,156 0,001 0,103 0,018 0,007 0,160 0,082

Страх 0,042 -0,006 0,126 0,007 0,048 -0,002 0,018 0,012

Стыд -0,012 0,121 -0,405* 0,014 0,197 0,061 0,009 -0,430*

Вина 0,117 0,002 -0,519* 0,377* 0,103 0,004 0,003 -0,316*

Примечание 1:1 - ценности существования; 2 - ценности организации; 3 - ценности взаимодействия; 4 - уровень дезадаптации; 5 - ретроспективная рефлек-

сия; 6 - проспективная рефлексия; 7 - интроспективная рефлексия; 8 - рефлексия общения и взаимодействия.

Примечание 2: * - при р<0.05

В обеих группах обнаружена слабая корреляция (при р<0.05) между эмоциями удивления, радости, отвращения, страха и стыда с основными ре-гуляторными звеньями. Это свидетельствует о том, что данные эмоции не существенно влияют на развитие структуры эмоциональной саморегуляции у подростков. Скорее всего потому, что данные эмоции, исходя из результатов исследования, являются для подростков наиболее редко переживаемыми.

На наш взгляд, заслуживают внимания выявленные и гендерные особенности структуры межпараметрических связей. Так, у мальчиков как основной, так и контрольной группы переживание эмоции гнева и уровня дезадаптации более тесно взаимосвязано, чем у девочек. Для девочек же характерно наличие меньшего количества внутренних связей между эмоцией гнева и уровнем дезадаптации, причем у социально дезадаптированных девочек выявленные связи более сильны, чем у нормотипичных (значимость корреляции от 0,5 до 0,7 при р < 0,05). Таким образом, можно предположить, что мальчики чаще и сильнее переживают эмоцию гнева, чем девочки.

Итак, корреляционный анализ показал, что существует некоторая схожесть во взаимосвязанности эмоций с саморегуляцией поведения у социально дезадаптированных подростков и нормотипичных. Так, частое переживание таких эмоций, как гнев, горе, призрение и вина оказывает влияние на несфор-мированность структуры эмоциональной саморегуляции. А переживание эмоций интереса и радости, наоборот, влияет на ее сформированность. Следовательно, можно сделать вывод, что частое переживание позитивных эмоций влияет на развитие эмоциональной саморегуляции поведения подростка, а частое переживание негативных эмоций замедляет это развитие.

При исследовании особенностей эмоциональной саморегуляции поведения социально дезадаптированных подростков в результате проведения факторного анализа было выделено три механизма, охватывающие 80,9% всей выборки. Условно они были названы: «гневно-виноватый», «гневно-презирающий», «гневно-горюющий» (см. табл. 3).

Таблица 3

Результаты факторного анализа особенностей эмоциональной саморегуляции поведения социально дезадаптированных подростков

Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3

Показатели «Гневно- «Гневно- «Гневно-

виноватые» презирающие» горюющие»

Ценности существования 0,41 0,39 0,52

Ценности организации 0,43 0,58 0,45

Ценности взаимодействия 0,56 0,42 0,48

Уровень дезадаптации 0,60 0,57 0,52

Ретроспективная рефлексия 0,49 0,38 0,47

Проспективная рефлексия 0,42 0,53 0,43

Интроспективная рефлексия 0,59 0,38 0,39

Рефлексия общения и взаимодействия 0,49 0,49 0,51

Интерес 0,43 0,44 0,53

Радость 0,14 0,36 0,48

Горе 0,58 0,47 0,56

Гнев 0,60 0,63 0,46

Презрение 0,48 0,55 0,42

Вина 0,59 0,42 0,34

Пугнистическая направленность 0,42 0,61 0,46

Гностическая направленность 0,33 0,49 0,78

Гедонистическая направленность 0,63 0,42 0,40

«Гневно-виноватый» механизм эмоциональной саморегуляции поведения включает в себя наибольшее число переменных и охватывает 39,6% выборки. Частое переживание гнева и вины заставляет подростков постоянно «возвращаться» в прошлое, пытаясь обосновать, найти причины случившегося (поступление в приют), найти основание своих и чужих действий. В связи с чем у них возникает потребность в эмоциональном комфорте, желании «быть нужными», в общении, в установлении глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми. Подростки данной группы часто совершают поступки по совету сверстников или из желания «быть как все» (курение, употребление алкоголя и др.). Жизненные ценности у подростков размыты. Та жизненная ситуация, в которой они оказались, не позволяет им реализовать уже сформировавшиеся ценности, а новые у них еще не сформированы.

«Гневно-презирающий» механизм охватывает 21,2% выборки. Для подростков данной группы характерно частое переживание негативных эмоций (гнев, презрение). Они меньше всего, чем другие социально дезадаптированные подростки, склонны обращаться к анализу своей деятельности, самостоятельно оценивать правильность собственных действий, из-за чего часто совершают необдуманные поступки. Поэтому стремление преодолеть сложившуюся ситуацию (поступление в приют) проявляется в определенных внешних действиях по реализации сиюминутных мотивов (побеги из приюта, путешествия в другие города по железной дороге или автостопом, употребление психоактивных веществ и др.). Чаще всего такие подростки примыкают к группам сверстников с асоциальным характером, где чувствуют себя принятыми, нужными, и где они могут самоутверждаться, совершая одобряемые этой группой поступки. Даже если те относятся к категории «наказуемых» в обществе (воровство, мелкое хулиганство и др.).

Третий вид механизма эмоциональной саморегуляции поведения условно был назван нами «гневно-горюющий», охватывает 12,1% выборки. Подростки с данным видом механизма часто переживают эмоции горя, гнева и интереса. Для них характерно тщательное обдумывание и планирование своей деятельности, а также важна возможность реализовать свои уже сформировавшиеся ценности. Они стремятся представить произошедшее в контексте жизнедеятельности, то есть выделить значение события для жизни в будущем (получить образование). Подростки данной группы самостоятельно изучают тот или иной материал интересующих их дисциплин, посещают факультативные занятия, разрабатывают социальные проекты по развитию школы, выступают с докладами на школьных конференциях и др. Общие ориентиры и цели жизнедеятельности проявляются у них в последовательности и целесообразности поведения. Они знают, что им нужно и к этому стремятся, в поведении придерживаются той линии, которая позволяет им достичь желаемого.

Результаты исследования показали следующее:

1. Развитие основных подсистем эмоциональной саморегуляции поведения социально дезадаптированных подростков имеет ряд особенностей: доминирование переживания негативных эмоций; устойчивое преобладание гедонистической направленности; высокий уровень дезадаптации; высокие показатели развития рефлексии общения и взаимодействия, а также интрос-

пективной рефлексии; специфичную ценностно-смысловую сферу (повышенное стремление к достижению целей жизнедеятельности через взаимодействие с другими людьми).

2. Корреляционный анализ основных компонентов эмоциональной саморегуляции поведения подростков (эмоциональной активностью, ценностно-смысловой сферой и рефлексией) показал, что частое переживание позитивных эмоций (интерес, радость) влияет на развитие эмоциональной саморегуляции поведения подростка, а частое переживание негативных эмоций (гнев, горе, презрение и вина) замедляет это развитие.

3. Эмоциональная саморегуляция поведения дезадаптированных подростков характеризуется типологическими особенностями. Выделено три механизма эмоциональной саморегуляции поведения социально дезадаптированных подростков, условно названных «гневно-виноватый», «гневно-презирающий», «гневно-горюющий».

Литература

1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] / Л.М. Аболин. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1987. - 248 с.

2. Веккер, Л.М. Психические процессы [Текст] / Л.М. Веккер. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1981. - Т. 3. (Субъект, переживание, действие, сознание). - 269 с.

3. Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] / пер. с англ. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. -464 с.

4. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций [Текст] / пер. с пол. и вс. статья В.К. Вилюнаса. - М.: Прогресс, 1979. - 392 с.

5. Шаров, А.С. О-граниченный человек: значимость, активность, рефлексия: монография [Текст] / А.С. Шаров. - Омск: Изд-во Омского государственного педагогического университета, 2000. - 358 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.