УДК 159.9
Мазеева А.В.
магистрант кафедры психологии факультета психологии и педагогического образования Крымский инженерно-педагогический университет им. Ф. Якубова
(г. Симферополь, Россия)
МЕХАНИЗМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Аннотация: в статье рассматриваются специфические механизмы эмоционального реагирования детей с умственной отсталостью в сравнении с механизмами эмоционального реагирования детей с нормально протекающим психическим развитием. Исследования ученых по указанной проблематике осуществляются в контексте изучения особенностей проявления эмоциональных реакций и анализа эмоционального реагирования у взрослых и детей. Определяются особенности идентификации, дифференциации, осознания эмоций, определение эмоциональных реакций и проявлений детьми с нарушенным интеллектуальным развитием в сравнении с детьми с нормальным психическим развитием. В исследовании приняли участие 120 детей в возрасте 9-10 лет. Среди них 60 детей с умственной отсталостью в степени легкой дебильности и 60 детей с нормальным интеллектуальным развитием. Методы исследования - беседа и проективные. У детей с умственной отсталостью недостаточно развита способность к распознаванию эмоциональных проявлений и отождествлению их с имеющимся опытом (эмоциональная память) производных эмоциональных состояний, снижена способность к вербализации собственных эмоциональных реакций, предвосхищению эмоциональных последствий в различных ситуациях. У детей с нормальным протеканием психического развития способность к идентификации эмоциональных проявлений, их восприятия и понимания развита значительно лучше, чем у их сверстников с умственной отсталостью.
Ключевые слова: эмоциональное реагирование, дети, умственная отсталость, идентификация эмоций.
Введение.
Роль эмоций в социальном взаимодействии человека несомненна. Данное утверждение доказывается многочисленными исследованиями в области психологии и социологии. Вместе с тем, имеют место противоречивые сведения, приводимые многими выдающимися учеными относительно содержания и специфики эмоционального реагирования, механизмов его возникновения, выполняемых функций, структурной организации и сущности в целом. Значительная часть современных исследований ориентирована на определение и характеристику разновидностей эмоционального реагирования, его составных компонентов, функций и содержания, механизмов контроля и регуляции интенсивности и формы эмоциональных реакций, обеспечивающих целостность многоуровневой и многокомпонентной системы эмоционального контроля поведения и деятельности. Под влиянием средовых воздействий и приобретаемого социального опята, эмоциональное реагирование как динамичная система претерпевает изменения. Эмоциональная сфера детей с умственной отсталостью развивается атипично, характеризуется смещением сроков появления новых черт и новообразований, интенсивностью реакций неадекватной стимулам, снижением или отсутствием способности к пониманию сложных чувств.
Организация и методы исследования.
Исследование проводилось на территории республики Крым в 2022-2024 годах, с участием 120 испытуемых, в числе которых: 80 мальчиков и 40 девочек. Дети, принимавшие участие в исследовании, являются учащимися начальных классов общеобразовательных и специализированных образовательных учреждений Республики Крым.
Исследуемые были разделены на две группы. В группу 1 вошли дети с умственной отсталостью в степени легкой дебильности. Показатель ^ по Д. Векслеру испытуемых данной группы определяется в диапазоне 65-69, средний возраст детей составил 9,41±0,56 лет. В состав группы 2 вошли дети с нормальным протеканием психического развития, обучающиеся в
общеобразовательном учреждении города Симферополя. Средний возраст детей данной группы составил 9,03±1,5 лет.
С целью исследования механизмов эмоционального реагирования детей с умственной отсталостью и нормой развития был подобран комплекс методик, позволяющий провести сравнительный анализ особенностей механизмов эмоционального реагирования детей с умственной отсталостью в сравнении с детьми с нормальным протеканием психического развития.
Основные результаты.
При проведении исследования на первом этапе были определены сходства и различия в распознавании эмоциональных проявлений у детей с умственной отсталостью и детей с нормальным интеллектуальным развитием. На втором этапе исследования были выявлены различия в механизмах эмоционального реагирования детей с умственной отсталостью и детей с нормально протекающим психическим развитием.
Определено, что детям с умственной отсталостью на более высоком уровне доступна идентификация базовых эмоциональных проявлений, таких как злость и страх.
Методом ранговой корреляции Спирмена была определена взаимосвязь структурных компонентов эмоционального реагирования у детей с умственной отсталостью и у детей с нормально протекающим психическим развитием, а также, установлено содержание механизмов эмоционального реагирования у детей с умственной отсталостью и у детей с нормой.
С помощью метода ранговой корреляции Спирмена определены механизмы эмоционального реагирования у детей с умственной отсталостью и у детей с нормальным психическим развитием.
В таблице 1 предъявлены данные экспериментального исследования отображающие связь механизмов эмоционального реагирования относящихся к эмоции страха.
Таблица 1. Корреляционная плеяда 1 у детей с умственной отсталостью.
Эмоциональн Параметры Сила связи
ое состояние Страх 0,8
«Страх» Черный 0,76
Тазобедренная зона 0,74
Соотнесение с ситуацией в прошлом 0,67
Невербально страх 0,66
Вербально страх 0,54
«Боюсь» 0,47
«Точно накажут» 0,52
Данные полученные при ранговой корреляции Спирмена указывают на локализацию эмоции страха в тазобедренной (паховой)области, отождествление данной эмоции с черным цветом указывает на угнетенность, негативизм. Данное эмоциональное проявление успешно идентифицировалось как на вербальном, с помощью голосовой модуляции, так и на невербальном уровне. Эмоция страха отождествляется у детей с умственной отсталостью с такими эмоциональными реакциями, как «боюсь» и «точно накажут», ожиданием наказания.
Эмоция страха хорошо соотносится младшими школьниками с умственной отсталостью с ситуациями из имеющегося опыта, что указывает на достаточную развитость эмоциональной памяти.
В таблице 2 представлены дынные по корреляционной плеяде 2 - злость, состоящие из параметров, полученных в ходе научного экспериментального исследования с применением комплекса методического инструментария и отображающие взаимосвязь механизмов эмоционального реагирования детей с умственной отсталостью.
Таблица 2. Корреляционная плеяда 2 у детей с умственной отсталостью.
Эмоциональное Параметры Сила связи
состояние Злость 0,8
«Злость» Красный 0,72
Ноги 0,7
Руки 0,69
Невербально злость 0,65
Соотнесение с ситуацией в прошлом 0,7
«Обижусь и расплачусь» 0,48
«Злюсь» 0,42
Согласно приведенным данным, респондентами с умственной отсталостью при распознавании эмоционального проявления злости, данная эмоция соотносилась со злостью на вербально и невербальном уровне, а также отождествлялась с красным цветом, характеризуемым агрессивностью, стремлением к достижению. Данное эмоциональное состояние наиболее часто соотносилось с зоной рук и ног. Эмоциональные реакции на данное эмоциональное проявление: «обижусь и расплачусь», «злюсь».
В таблице 3 предъявлены сила связи параметров эмоционального реагирования корреляционной плеяды 1, связанных с проявлением эмоции злости у детей с нормальным психическим развитием.
Таблица 3. Корреляционная плеяда 1 у детей с нормальным психическим развитием.
Эмоциональное Параметры Сила связи
состояние Злость 0,85
«Злость» Красный 0,74
Ноги 0,78
Соотнесение с ситуацией в прошлом 0,76
Вербализация 0,61
Вербальная злость 0,72
«Разозлюсь» 0,53
«Дам сдачи» 0,38
Согласно данным, представленным в таблице 3, исследуемые дети с нормальным протеканием психического развития испытывают истинное эмоциональное проявление злости (^=0,85), при цветовой идентификации данного эмоционального состояния, соотносят его с красным цветом (ге=0,74), отождествляемым с лидированием, наступательной агрессивностью, целенаправленностью. Данное эмоциональное проявление соотносится детьми с зоной ног (ге=0,78), с такими эмоциональными реакциями, как «разозлюсь» (^=0,53) и «дам сдачи» (ге=0,38). Обращает внимание, что визуальная идентификация эмоций, изображаемых персонажами, осуществляется несколько лучше, нежели аудиальное их определение.
В таблице 4 представлены дынные по корреляционной плеяде 2 -радость, состоящие из параметров эмоционального реагирования, у детей с нормальным психическим развитием.
Таблица 4. Корреляционная плеяда 2 у детей с нормальным психическим развитием.
Эмоциональное Параметры Сила связи
состояние Радость 0,83
«Радость» Желтый 0,74
Голова 0,72
Невербально радость 0,69
Соотнесение с ситуацией в прошлом 0,71
«Ура, я счастлив(а)» 0,45
«Я так этого ждал(а)» 0,43
«Я так рад» 0,35
Из приведенных данных следует, что респонденты с нормальным протеканием психического развития при идентификации радости, отмечают сосредоточение данного эмоционального состояния в голове, ассоциируют его с желтым цветом, символизирующим восприимчивость и радостью. Дети из группы 2 точнее распознают эмоцию злости на невербальном уровне. Так же им свойственны восторженные реакции проявления радости.
Данные, полученные с применением метода ранговой корреляции Спирмена, выявляют многоуровневую связь и зависимость между исследуемыми механизмами эмоционального реагирования. А также позволяют выявить содержательную сторону механизмов эмоционального реагирования. Проведен анализ полученных количественных значений, определена их взаимосвязь и зависимость с факторами эмоциональных состояний. Полученные данные объединили между собой наиболее коррелирующие переменные.
Заключение.
В ходе сравнения определено, что у детей с умственной отсталостью способность к восприятию и дифференциации эмоциональных проявлений на зрительном уровне выше, нежели на вербальном и аудиальном уровнях. Дети с
умственной отсталостью показывали наилучший результата при идентификации эмоциональных проявлений по наглядному стимульному материалу, эмоциональные проявления страха и злости верно определили практически все респонденты с умственной отсталостью, определение эмоционального состояния по голосовой модуляции и вербальное определение собственного эмоционального состояния давалось хуже. У детей с нормальным психическим развитием способности к восприятию и дифференциации эмоциональных проявлений на всех уровнях значительно выше, по сравнению с детьми с умственной отсталостью.
Выявлено, что детям с умственной отсталостью доступно понимание базовых эмоциональных проявлений, в частности страха и злости, на более высоком уровне, чем способность понимания производных эмоциональных состояний и сложных чувств, ряд которых дети с умственной отсталостью идентифицировать не смогли (интерес, отвращение). У детей с нормальным протеканием психического развития способность к идентификации эмоциональных проявлений, их восприятия и понимания развита значительно лучше, чем у их сверстников с умственной отсталостью. Спектр мимических и вербальных реакций на различные ситуации у детей с нормой развития широк и адекватен стимулам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 364с;
2. Васильев И.А., Виноградов Ю. Е., Виноградова А. А. и др. Эмоции и интеллект // Искусственный интеллект и психология. - М.: Наука, 1976. - С. 133-227;
3. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций: - М.: Просвещение, 1984. - С. 3-114;
4. Выготский Л.С. Проблема эмоций // Вопросы психологии. - 1958. - № 3. - С. 125-134;
5. Изард К.Э. Психология эмоций: пер. с англ / Спб.: Питер, 2006. - 464 с;
6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. - 752 с;
7. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973. - 504с;
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. - 705 с;
9. Смирнов В.М. О психологии, психопатологии и физиологии эмоций // Чувства, влечения, эмоции / под ред. В.С. Дерябина. - Л., 1974. - 345 с;
10. Смирнов В.М., Трохачёв А.И. О психологии, психопатологии и физиологии эмоций // Чувства, влечения, эмоции. Л.: Л.-универ-т, 1974. - 345 с;
11. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медицина, 1965. - 337 с;
12. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 464 с.
Mazeeva A.V.
Crimean Engineering Pedagogical University (Simferopol, Russia)
MECHANISMS OF EMOTIONAL RESPONSE OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
Abstract: the article examines the specific mechanisms of emotional response of children with mental retardation in comparison with the mechanisms of emotional response of children with normal mental development. Scientists' research on this issue is carried out in the context of studying the peculiarities of the manifestation of emotional reactions and the analysis of emotional response in adults and children. The features of identification, differentiation, awareness of emotions, determination of emotional reactions and manifestations of children with impaired intellectual development in comparison with children with normal mental development are determined. The study involved 120 children aged 9-10 years. Among them are 60 children with mental retardation in the degrof mild debility and 60 children with normal intellectual development. Research methods are conversation and projective. Children with mental retardation have an insufficiently developed ability to recognize emotional manifestations and identify them with existing experience (emotional memory) of derivative emotional states, the ability to verbalize their own emotional reactions, and anticipate emotional consequences in various situations is reduced. In children with normal mental development, the ability to identify emotional manifestations, their perception and understanding is much better developed than in their peers with mental retardation.
Keywords: emotional response, children, mental retardation, identification of emotions.