ВОПРОСЫ
УПРАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ
МЕХАНИЗМЫ АРТИКУЛЯЦИИ И АГРЕГАЦИИ ИНТЕРЕСОВ ОБЩЕСТВА В АРКТИЧЕСКИХ И ПРИАРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ РОССИИ
Кондраль Д.П.
кандидат политических наук, доцент кафедры философии и методологии образования, Ухтинский государственный технический университет (Россия), 167023, Россия, г. Сыктывкар, ул. Морозова, д. 124, к. 410, [email protected]
УДК 323(985)
ББК 66.3(211)
Актуальность. Эффективность системы стратегического управления на Севере России во многом определяется качеством механизмов артикуляции и агрегации интересов основных акторов. В связи с этим формирование и поддержание эффективных механизмов учёта и реализации интересов и потребностей населения Севера России является важной задачей федеральных и региональных органов власти.
Цель. Исследование механизмов артикуляции и агрегации интересов общества в арктических и приарктиче-ских регионах России и анализ путей повышения их качества.
Методы. В основе исследования лежат следующие научные методы: сравнительный, структурно-функциональный, анализ документов по вопросам стратегического развития Севера и Арктики России.
Результаты и практическая значимость. В работе исследованы ключевые механизмы артикуляции и агрегации интересов общества в регионах Севера России, проанализированы основные региональные экспертно-аналитические институты (центры стратегических исследований и разработок, научные центры, крупные университеты), приведены рекомендации по совершенствованию механизмов учёта и реализации интересов населения арктических и приарктических регионов страны. Данные исследования могут быть полезны в дальнейших теоретических и прикладных разработках, затрагивающих вопросы перспективного социально-политического развития территорий Севера и Арктики России.
Научная новизна. Выявлены и проанализированы ключевые механизмы артикуляции и агрегации интересов общества в арктических и приарктических регионах России, исследованы основные риски их функционирования и предложены рекомендации по повышению качества системы учёта интересов общества на Севере России.
Ключевые слова: Арктика, Север, Россия, механизмы политического управления, артикуляция и агрегация интересов общества.
MECHANISMS OF ARTICULATION AND AGGREGATION OF PUBLIC INTERESTS IN THE ARCTIC AND SUBARCTIC REGIONS OF RUSSIA
Kondral D.P.
Candidate of Science (Politics), Assistant Professor of the Philosophy and Education Methodology Department, Ukhta state technical university (Russia), r. 410, 124 Morozova str., Syktyvkar, Russia, 167023, [email protected]
37
© Кондраль Д.П., 2015
СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кондраль Д.П.
Topicality. Efficiency of the strategic management system on the North of Russia is mainly determined by the quality of articulation and aggregation mechanisms of the main actors’ interests. In this connection formation and sustaining of efficient mechanisms of recognizing and realizing interests of the population, living in the North of Russia is the important task for federal and regional power bodies.
Purpose. Research of articulation and aggregation mechanisms of public interests in the arctic and subarctic regions of Russia and analysis of the ways for their quality improvement.
Methods. In the research, the author used the following scientific methods: comparative, structural-functional, analysis of documents on the issues of strategic development of the North and the Arctic Region of Russia.
Results and practical relevance. In the paper the author researched key mechanisms of articulation and aggregation of public interests in the Northern regions of Russia, analyzed the main regional expert and analytical institutes (centers of strategic research and development, scientific centers, big universities). The author gives recommendations on improvement of accounting instruments and mechanisms of public interests of the arctic and subarctic regions of Russia. The given research can be useful for further theoretical and applied development connected with issues of perspective social and political development of the northern and arctic territories of Russia.
Scientific novelty. The author identified and analyzed key mechanisms of articulation and aggregation of public interests in the arctic and subarctic regions of Russia, researched the main risks of their functioning and offered recommendations concerning quality improvement of the system of public interests’ consideration in the North of Russia.
Key words: The Arctic Region, North, Russia, mechanisms of political management, articulation and aggregation of public interests.
Вопрос соотношения интересов крупных корпораций и населения в Арктике в ближайшем будущем может стать ключевым при определении стратегических направлений северной политики России [1].
От качества системы стратегического управления развитием северных территорий страны во многом зависят возможности перспективного развития России в целом. Поэтому в настоящее время особенно актуальным является поиск эффективных моделей и практик стратегирования [2] в рамках инновационных политико-управленческих процессов развития страны [3]. Поиск новых методов и технологий стратегического развития России осуществляется в контексте общемировых политико-управленческих процессов и тенденций [4, 5, 6, 7].
Следует обозначить основных внутренних акторов, чьи интересы прослеживаются в регионе: 1) государство, 2) жители регионов, отнесённых к Северу России, 3)аборигены, 4)корпорации.
Важно отметить, что во внутренней политике страны прослеживается выделение наряду с категорией местного населения категории коренных жителей (коренного населения). При этом, если понятие местного населения скорее определяет экономико-географические условия жизни граждан страны, то определение коренного населения носит этнический оттенок.
Данное деление имеет как позитивные, так и негативные моменты. Среди позитивных следует выделить поддержку культурного разнообразия территорий Севера, основанную на различии местных культурных традиций и обычаев. Значение данного аспекта повышается при культурной идентификации населения
в рамках проведения кооперативной международной политики.
Среди основных негативных аспектов поддержки идеи деления территорий по этническим признакам следует указать возможность обособления элит регионов, а также нечёткость разграничения социально-экономических методов и культурных программ поддержки коренного и местного населения, что может приводить к развитию коррупции на местах и способствовать формированию закрытых этнических общностей.
Следует отметить, что программы арктического развития большинства стран-конкурентов России в Арктике (Дании [8], Исландии [9], Канады [10], Норвегии [11], США [12, 13], Финляндии [14], Швеции [15]) учитывают интересы и перспективы взаимодействия с местным населением, фактически формируя систему управления процессами взаимодействия с жителями северных территорий.
Если изначально США в рамках стратегических перспектив арктического развития не учитывали важность взаимодействия с местным населением [16], то в настоящее время Соединённые Штаты признали значимость формирования стабильной стратегической системы отношений с местным населением, что нашло отражение в новых стратегических документах по арктическому развитию [17, 18].
В арктической стратегии России [19] интересы местного и коренного населения чётко не учтены, то есть до сих пор не создана полноценная система стратегического учёта интересов местного населения северных территорий страны. Это может стать причиной снижения эффективности системы артикуляции
38
СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кондраль Д.П.
Таблица 1. Основные властные институты по учёту и реализации интересов регионального сообщества на Севере России
Субъекты Институты артикуляции общественного мнения
Федеральные институты Институты региональных исполнительных органов власти Институты региональных законодательных органов власти, политических и общественных структур Муниципальные институты
Архангельская область [22] Приёмная Президента РФ Приёмная Губернатора и Правительства Приёмная Архангельского областного собрания депутатов, общественные приёмные политических партий и общественных объединений, Общественная палата Архангельской области Приёмные в муниципальных образованиях
Красноярский край [23] Приёмная Законодательного Собрания Красноярского края, общественные приёмные политических партий и общественных объединений, Гражданская Ассамблея Красноярского края
Мурманская область [24] Приёмная Мурманской областной Думы, общественные приёмные политических партий и общественных объединений, Общественная палата Мурманской области
Ненецкий А.О. [25] Приёмная Собрания депутатов НАО, Общественные приёмные политических партий и общественных объединений, Общественная палата Ненецкого АО
Республика Карелия [26] Приёмная Главы и Правительства Приёмная Законодательного собрания РК, общественные приёмные политических партий и общественных объединений, Общественная палата Республики Карелия
Республика Коми [27] Приёмная Государственного Совета РК, общественные приёмные политических партий и общественных объединений, Общественная палата Республики Коми
Республика Саха [28] Приёмная Президента и Правительства Приемная Государственного Собрания РС, Общественные приёмные политических партий и общественных объединений, Общественная палата Республики Саха
Чукотский А.О. [29] Приёмная Губернатора и Правительства Дума Чукотского АО, общественные приёмные политических партий и общественных объединений, Общественная палата Чукотского АО
Ямало-Ненецкий А.О. [30] Приемная Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого АО, общественные приёмные политических партий и общественных объединений, Общественная палата Ямало-Ненецкого АО
и агрегации интересов населения на Севере России, так как в данном случае не предполагается привлечение в полной мере институтов гражданского сообщества на Севере России к процессу формирования перспективных стратегических планов развития территорий.
В отношении местного населения северных территорий наиболее перспективным видится проведение культурной политики, направленной на интеграцию местных культур в процессе общероссийского культурного развития при сохранении отдельных значимых региональных культурных специфик.
Качество реализации интересов общества арктических и приарктических территорий во многом определяется эффективностью механизмов регионального стратегирования по вопросам учёта и балансировки интересов государства, бизнеса и домохозяйств [20].
Качественная система учёта интересов населения северных регионов предполагает создание эффективных механизмов артикуляции и агрегации интересов и требований населения.
Механизмами системы артикуляции интересов населения являются законодательные органы регионов, общественные приёмные законодательных и исполнительных органов, общественно-политические организации. Система агрегации интересов населения территорий основана на деятельности экспертноаналитических отделов и комиссий законодательных и исполнительных органов власти, а также научно-аналитических центров северных территорий России.
Среди арктических регионов России выделяют: Архангельскую область, Красноярский край, Мурманскую область, Ненецкий автономный округ,
39
СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кондраль Д.П.
Республику Карелию, Республику Коми, Республику Саха, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ [21].
Ключевые властные институты, занимающиеся учётом и реализацией интересов регионального сообщества на Севере России, приведены ниже (см. табл. 1).
Таким образом, прослеживается однотипность механизмов артикуляции интересов общества на Севере России, что может определяться как социально-экономической и культурной однородностью населения территорий, так и централизованным механизмом государственного управления, отражающимся, в частности, в деятельности федеральных округов (см. рис. 1).
Важным аспектом эффективности региональных механизмов артикуляции интересов общества при их общей однотипности должна выступать способность учитывать специфические региональные проблемы и риски, присущие для определённых территорий страны.
Среди механизмов агрегации интересов и анализа потребностей общества в исследуемых регионах следует выделить аналитические отделы и комиссии исполнительных и законодательных органов власти, а также научные центры, институты стратегических исследований и разработок.
Таблица 2. Основные научные центры арктических регионов РФ
Субъекты РФ Научные центры
Архангельская область Архангельский научный центр УРО РАН
Красноярский край Красноярский научный центр СО РАН
Мурманская область Кольский научный центр РАН
Ненецкий автономный округ Кольский научный центр РАН
Республика Карелия Карельский научный центр РАН
Республика Коми Коми научный центр УРО РАН
Республика Саха Южно-Якутский научный центр РАН
Чукотский автономный округ Филиал Дальневосточного отделения РАН
Ямало-Ненецкий автономный округ Научный центр изучения Арктики
40
СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кондраль Д.П.
Таблица 3. Основные федеральные университеты в арктических регионах РФ
Субъекты РФ Основные университеты
Архангельская область Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
Красноярский край Сибирский федеральный университет
Мурманская область Мурманский государственный гуманитарный университет
Ненецкий автономный округ Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
Республика Карелия Петрозаводский государственный университет
Республика Коми Ухтинский государственный технический университет; Сыктывкарский государственный университет
Республика Саха Северо-Восточный Федеральный Университет имени М. К. Аммосова
Чукотский автономный округ Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; Тихоокеанский государственный университет
Ямало- Ненецкий автономный округ Филиал Северо-Восточного Федерального Университета имени М. К. Аммосова; Тюменский государственный университет
Ключевыми научно-аналитическими центрами стратегических исследований в арктических и приар-ктических регионах в соответствии с федеральными округами являются: Центр стратегических разработок «Северо-Запад»; Уральский центр стратегического планирования; Центр стратегических исследований и разработок Сибирского федерального университета; Дальневосточный центр стратегических разработок [32].
Региональные научные центры, чей потенциал активно реализуется в решении проблем северных территорий страны, указаны ниже (см. табл. 2).
Основные северные федеральные университеты, чей научный потенциал реализуется в Арктической зоне России, приведены ниже (см. табл. 3).
В целом следует указать на возможность перспективного повышения значения центров стратегических исследований и разработок, научных центров РАН, социально-политических лабораторий университетов и институтов северных регионов России в процессе агрегации интересов местного сообщества и анализе его специфических потребностей.
Следует сделать вывод, что для успешного процесса стратегического развития [33] Севера и Арктики России необходимо повышение внимания к качеству институциональной системы артикуляции и агрегации интересов местного сообщества. Повышение качества институциональной системы возможно за счёт увеличения значения стратегических центров и социальнополитических лабораторий университетов и институтов арктических и приарктических регионов России в вопросах анализа интересов и потребностей населения данных территорий, а также формирования стратегий регионального развития.
Литература:
1. Кондраль Д.П. Социально-политические факторы стратегического развития Севера России // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 [электронный ресурс]. URL: http://web.snauka. ru/?p=32776 (дата обращения 23.11.2014).
2. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. СпбГУ, 2007.
3. Буров А.Н., Дильман А.А., Дильман Д.А., Калашников Д.В. Административные преобразования в России: стратегия и опыт: Монография. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. 197 с.
4. Клейнер Г. Системная парадигма и теория предприятия // Вопросы экономики. 2002. № 10.
5. Клейнер Г.Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность. 2007. № 2, 3.
6. Foss N.J. Resources, Technology and Strategy: Explorations in the Resource-based Perspective. Oxford Univ. Press, 2000.
7. Львов Д.С. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Под ред. Д. С. Львова, А. Г. Гранберга и А. П. Егоршина. М.: Экономика, 2003.
8. Стратегия Королевства Дания в отношении Арктики на 2011-2020 гг. // Материалы официального сайта Российского совета по международным делам [электронный ресурс]. URL: http://gordonfoundation.ca/sites/ default/files/images/Circumpolar%20Edition%20-%20 Denmark.pdf (дата обращения 23.11.2014).
9. A Parliamentary Resolution on Iceland’s Arctic Policy, 28 Mar. 2011 (дата обращения 23.11.2014).
10. Canada’s northern strategy. Our North, Our Heritage, Our Future. Ottawa. 2009 // Материалы правительственного сайта Канады [электронный ресурс]. URL: http://www. northernstrategy.gc.ca/cns/cns-eng.asp (дата обращения
23.11.2014).
11. The Norwegian government’s High North strategy. Norwegian ministry of foreign affairs, 2006 // Ministry of foreign affairs [электронный ресурс]. URL: http://www.regjeringen.no/en/dep/ud/documents/
41
СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кондраль Д.П.
Reports-programmes-of-action-and-plans/Action-plans-and-programmes/2006/strategy-for-the-high-north. html?id=448697 (дата обращения 23.11.2014).
12. The National Strategy for the Arctic Region, May 2013.
13. Implementation Plan for The National Strategy for the Arctic Region, January 2014.
14. Finland’s Strategy for the Arctic Region, August 2013.
15. Sweden’s strategy for the Arctic region. Ministry for Foreign Affairs. - Department for Eastern Europe and Central Asia. Arctic Secretariat. Stockholm, Sweden, 2011. // Архивные документы Арктического Совета [электронный ресурс]. URL: http://www.arctic-council. org/index.php/en/document-archive/category/12-arctic-strategies (дата обращения 23.11.2014).
16. National Security Presidential Directive on arctic region policy // The White House, 9 January 2009 [электронный ресурс]. URL: https://www.fas.org/irp/offdocs/nspd/ nspd-66.htm (дата обращения 23.11.2014).
17. The National Strategy for the Arctic Region, May 2013.
18. Implementation Plan for The National Strategy for the Arctic Region, January 2014.
19. Стратегия развития Арктической зоны Россий-
ской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года: Утверждена Президентом РФ В. В. Путиным 20.02.2013 года Пр-232 // Консультант Плюс [электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
cgi?req=doc;base=LAW;n=142561 (дата обращения
23.11.2014) .
20. Кузнецова Ю.А., Шмакова М.В. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики, 2012. № 2 (42).
21. Проект федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» [электронный ресурс]. URL: img.rg.ru/pril/article/72/72/65/230113-pr-fz-1.doc (дата обращения 23.11.2014).
22. Материалы официального сайта правительства Архангельской области [электронный ресурс]. URL: http:// dvinaland.ru/feedback/private.php (дата обращения
23.11.2014) .
23. Материалы официального портала Правительства Красноярского края [электронный ресурс]. URL: http:// www.krskstate.ru/priem (дата обращения 23.11.2014).
24. Материалы официального портала Правительства Мурманской области [электронный ресурс]. URL: http://new.gov-murman.ru/ (дата обращения 23.11.2014).
25. Материалы официального портала органов государственной власти Ненецкого автономного округа [электронный ресурс]. URL: http://adm-nao.ru/ (дата обращения 23.11.2014).
26. Материалы официального портала органов государственной власти Республики Карелия [электронный ресурс]. URL: http://gov.karelia.ru/gov/Leader/ (дата обращения 23.11.2014).
27. Материалы официального портала Республики Коми [электронный ресурс]. URL: http://rkomi.ru/top/glava/ obsch_priem/ (дата обращения 23.11.2014).
28. Материалы официального информационного портала Республики Саха (Якутия) [электронный ресурс]. URL: http://sakha.gov.ru/ (дата обращения 23.11.2014).
29. Материалы официального сайта Чукотского автономного округа [электронный ресурс]. URL: http://www. chukotka.org/ (дата обращения 23.11.2014).
30. Материалы официального сайта Главного федерального инспектора в Ямало-Ненецком автономном округе [электронный ресурс]. URL: http://gfi89.uralfo. ru/ (дата обращения 23.11.2014).
31. Карта федеральных округов Российской Федерации [электронный ресурс]. URL: http://openbudget. karelia.ru/budnord/russian/fo_main.htm (дата обращения 23.11.2014).
32. Кондраль Д.П., Морозов Н.А. Стратегическое управление процессами пространственно-территориального развития Севера России: проблемы и перспективы: монография. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского гос. ун-та, 2014. 96 с.
33. Потапов Л.В., Атанов Н.И. Модернизация, инновации и стратегирование пространственного развития экономики России // Пространственная экономика. 2010. № 4.
References:
1. Kondral D.P. Social-political factors of strategic development of the North of Russia // Sovremenniye nauch-niye issledovaniya i innovatsiyi. 2014. № 3 [e-resource]. URL: http://web.snauka.ru/?p=32776 (date of reference
23.11.2014).
2. Katkalo VS. Evolution of the strategic management theory. SpbGU, 2007.
3. Burov A.N., Dilman A.A., Dilman D.A., Kalashnikov D.V. Administrative reforms in Russia: strategy and experience: Monograph. Volgograd: Volgograd scientific publishing, 2008. 197 p.
4. Kleiner G. Systematic paradigm and theory of an enterprise // Voprosy ekonomiki. 2002. № 10.
5. Kleiner G.B. Systematic paradigm and economic policy // Obshchestvenniye nauki i sovremennost. 2007. № 2, 3.
6. Foss N.J. Resources, Technology and Strategy: Explorations in the Resource-based Perspective. Oxford Univ. Press, 2000.
7. Lvov D.S. Strategic management: region, city, enterprise / Edited by D. S. Lvov, A. G. Granberg, A. P. Egorshin. М.: Ekonomika, 2003.
8. Strategy of the Kingdom of Denmark with relation to the Arctic Republic for 2011-2020 // Proceedings of the official site of the Russian council in international problems [e-resource]. URL: http://gordonfoundation.ca/sites/
42
СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кондраль Д.П.
default/files/images/Circumpolar%20Edition%20-%20 Denmark.pdf (date of reference 23.11.2014).
9. A Parliamentary Resolution on Iceland’s Arctic Policy, 28 Mar. 2011 (date of reference 23.11.2014).
10. Canada’s northern strategy. Our North, Our Heritage, Our Future. Ottawa. 2009 // Материалы правительственного сайта Канады [e-resource]. URL: http://www.north-ernstrategy.gc.ca/cns/cns-eng.asp (date of reference
23.11.2014) .
11. The Norwegian government’s High North strategy. Norwegian ministry of foreign affairs, 2006 // Ministry of foreign affairs [e-resource]. URL: http://www.regjeringen. no/en/dep/ud/documents/Reports-programmes-of-action-and-plans/Action-plans-and-programmes/2006/strategy-for-the-high-north.html?id=448697 (date of reference
23.11.2014) .
12. The National Strategy for the Arctic Region, May 2013.
13. Implementation Plan for the National Strategy for the Arctic Region, January 2014.
14. Finland’s Strategy for the Arctic Region, August 2013.
15. Sweden’s strategy for the Arctic region. Ministry for Foreign Affairs. - Department for Eastern Europe and Central Asia. Arctic Secretariat. Stockholm, Sweden, 2011. // Archives documents of the Arctic Council [e-resource]. URL: http://www.arctic-council.org/index.php/en/docu-ment-archive/category/12-arctic-strategies (date of reference 23.11.2014).
16. National Security Presidential Directive on arctic region policy // The White House, 9 January 2009 [e-resource]. URL: https://www.fas.org/irp/offdocs/nspd/nspd-66.htm (date of reference 23.11.2014).
17. The National Strategy for the Arctic Region, May 2013.
18. Implementation Plan for the National Strategy for the Arctic Region, January 2014.
19. Strategy of the RF Arctic zone development for the
period up to 2020: Approved by the RF V. V. Putin 20.02.2013 Pr-232 // KonsultantPlus [e-resource]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
cgi?req=doc;base=LAW;n=142561 (date of reference
23.11.2014) .
20. Kuznetsova Yu.A., Shmakova M.V. Economic problems of regions and branch complexes // Problemy sovremen-noy ekonomiki, 2012. № 2 (42).
21. Draft Federal Law “On the Arctic zone of the Russian Federation” [e-resource]. URL: img.rg.ru/pril/ article/72/72/65/230113-pr-fz-1.doc (date of reference
23.11.2014).
22. Materials of the official site of the Arkhangelsk regional Government [e-resource]. URL: http://dvinaland.ru/feed-back/private.php (date of reference 23.11.2014).
23. Materials of the official portal of the Krasnoyarsk territorial Government [e-resource]. URL: http://www.krskstate. ru/priem (date of reference 23.11.2014).
24. Materials of the official portal of the Murmansk regional Government [e-resource]. URL: http://new.gov-murman. ru/ (date of reference 23.11.2014).
25. Materials of the official portal of the state power bodies of the Nenets Autonomous Area [e-resource]. URL: http:// adm-nao.ru/ (date of reference 23.11.2014).
26. Materials of the official portal of the state power bodies of the Republic of Karelia [e-resource]. URL: http://gov. karelia.ru/gov/Leader/ (date of reference 23.11.2014).
27. Materials of the official portal of the Komi Republic [e-resource]. URL: http://rkomi.ru/top/glava/obsch_ priem/ (date of reference 23.11.2014).
28. Materials of the official portal of the Republic of Sakha (Yakutia) [e-resource]. URL: http://sakha.gov.ru/ (date of reference 23.11.2014).
29. Materials of the official site of Chukotka autonomous territory [e-resource]. URL: http://sakha.gov.ru/ (date of reference 23.11.2014).
30. Materials of the official site of the Federal Auditor General of the Yamalo-Nenets Autonomous District [e-resource]. URL: http://gfi89.uralfo.ru/ (date of reference 23.11.2014).
31. Map of the RF federal districts [e-resource]. URL: http:// openbudget.karelia.ru/budnord/russian/fo_main.htm (date of reference 23.11.2014).
32. Kondral D.P., Morozov N.A. Strategic management of processes of spacial-territorial development of the North of Russia: problems and perspectives: monograph. Syktyvkar: Published by Syktyvkar state university, 2014. 96 p.
33. Potapov L.V., Atanov N.I. Modernization, innovations and strategic special development of the Russian economy // Prostranstvennaya ekonomika. 2010. № 4.
43