УДК 343
Д. С. Устинов
МЕХАНИЗМ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОБВИНЯЕМОГО С ЗАЩИТНИКОМ И ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЕ НА УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ОБВИНЯЕМОГО
Раскрыты особенности взаимоотношений обвиняемого и защитника, складывающихся в процессе производства по уголовному делу, и механизм их формирования. Исследуются возможности защитника по изучению личности обвиняемого и его воздействия на уголовно-процессуальное поведение обвиняемого. К л ю ч е в ы е с л о в а: обвиняемый, защитник, личность обвиняемого, уголовно-процессуальное поведение обвиняемого, поведенческая характеристика обвиняемого.
THE MECHANISM OF THE RELATIONSHIP OF THE ACCUSED WITH COUNSEL AND THEIR IMPACT ON THE CRIMINAL PROCEDURAL BEHAVIOR OF THE DEFENDANT
The article reveals the peculiarities of the relationship of the accused and defense counsel, which are formed in the course of the criminal proceedings, and the mechanism of their formation. The possibilities of the defender to study the identity of the accused and the impact on the criminal procedure of the accused are investigated.
K e y w o r d s: the accused, the defense counsel, the identity of the accused, the criminal procedure behavior of the accused, the behavioral characteristics of the accused.
Поступила в редакцию 8 февраля 2019 г.
Отношения обвиняемого с защитником носят характер доверительного сотрудничества и подчинены достижению взаимоприемлемых целей. Хотя защитник, согласно официальной российской уголовно-процессуальной доктрине, является самостоятельным участником уголовного судопроизводства1, вся его деятельность по уголовным делам подчинена исключительно защите интересов обвиняемого2. Никаких других интересов в уголовном процессе у него нет и быть не может, потому что защитник вступает в уголовный процесс по желанию обвиняемого и выбирается им или другими лицами по согласованию с ним с одной целью - максимально обеспечить защиту обвиняемого. Все возможные коллизии между обвиняемым и защитником разрешаются с позиции интересов обвиняемого, даже если она расходится с позицией защитника.
1 См.: Цыпкин А. Л. Право на защиту в советском уголовном процессе. Саратов, 1959. С. 259-267 ; Алексеев Н. С., Даев В. Г., Кокорев Л. Д. Очерк развития науки советского уголовного процесса. Воронеж, 1980. С. 134-135 ; Якимович Ю. К. Некоторые аспекты участия защитника в уголовном процессе // Избр. труды. Томск, 2006. С. 19 ; и др.
2 См.: Шпилев В. Н. Участники уголовного процесса. Минск, 1970. С. 78 ; Адаменко В. Д. Советское уголовно-процессуальное представительство. Томск, 1978. С. 9 ; Григорян В. Л. Защита как системообразующий фактор уголовного судопроизводства и принципы ее осуществления. Саратов, 2012. С. 27 ; и др.
© Устинов Д. С., 2019
При этом ни в коем случае не умаляется существенное влияние защитника и его отношений с обвиняемым на уголовно-процессуальное поведение последнего. Если права, обязанности и ответственность составляют фактическую правовую базу поведения обвиняемого, то его отношения с защитником, помощь, которую он (защитник) оказывает ему в осознании своего правового статуса, и сущности заложенных в нем возможностей выступают одной из основных форм реализации этой базы, претворения ее в реально работающий уголовно-процессуальный механизм. Деятельность защитника в этом отношении предполагает:
1) системное разъяснение всей совокупности прав обвиняемого с разбивкой их на определенные группы - по их направленности, времени и последовательности использования, возможной результативности и другим критериям, диктуемым конкретными обстоятельствами уголовного дела;
2) убеждение обвиняемого в эффективности этих прав и необходимости их активного использования при производстве по уголовному делу;
3) объяснение обвиняемому необходимости соблюдения требований закона, обязывающих его к определенному поведению, желательности правильного выстраивания отношений с должностным лицом, осуществляющим производство по уголовному делу, и избегания ненужной, необоснованной конфликтности с ним;
4) внушение обвиняемому целесообразности настойчивого и последовательного отстаивания своих прав и законных интересов в ходе проведения любого действия и осуществления всей уголовно-процессуальной деятельности. При этом сам защитник должен демонстрировать точное знание требований и предписаний закона в рассматриваемой части, проявлять уважение к ним, не допускать негативных их оценок.
К тому же защитнику ни в коем случае нельзя полагаться на то, что права обвиняемого излагаются в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого и разъясняются ему следователем при предъявлении обвинения. Как показывает практика, немногие люди, привлеченные по уголовному делу в качестве обвиняемых, имеют достаточное представление о своих уголовно-процессуальных возможностях и об их соответствующем применении. Некоторые обвиняемые в состоянии воспроизвести только четверть всех перечисленных в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и разъясненных им следователем прав. Не случайно многими авторами отмечаются частые случаи пассивного поведения обвиняемых как в ходе досудебного производства, так и в суде. «Они, - пишет, например, Ю. Ф. Лубшев, - ведут себя в процессе почти так же, как обычные граждане, пришедшие послушать дело... Задача адвоката - мобилизовать свои навыки и активность подзащитного против выдвинутого обвинения»3.
Предусмотренный законом порядок разъяснения обвиняемому его прав в данном отношении малоэффективен, особенно если учесть довольно распространенное недоверие к следователю со стороны таких лиц и то психологическое состояние, в котором они находятся в момент выполнения соот-
3 Лубшев Ю. Ф. Адвокат в уголовном деле : учеб.-практ. пособие. М., 1997. С. 130.
ветствующих действий. Основная нагрузка по «вооружению» обвиняемого необходимыми знаниями и их практическому применению лежит на защитнике. И чем добросовестнее он ее выполняет, тем активнее и эффективнее ведет себя обвиняемый в уголовном судопроизводстве. В таких случаях у обвиняемого возрастает доверие к своему защитнику и его деятельности, желание выслушать его мнение по каждому возникающему вопросу, в том числе касающемуся восприятия и реакции на требования и действия следователя. В ходе выполнения указанной работы закладываются основы взаимоотношений защитника и обвиняемого, посредством которых осуществляется воздействие защитника на уголовно-процессуальное поведение обвиняемого. Дальнейшее развитие этот процесс получает при выработке предварительной, а в последующем и основной позиции защиты по уголовному делу, в ходе ее реализации на отдельных этапах уголовно-процессуальной деятельности, согласования отношения к вынесенному судом решению и необходимости его обжалования.
Изложенная схема (механизм) формирования взаимоотношений обвиняемого с защитником и их воздействия на поведение обвиняемого включает также проведение различного рода консультаций и согласований по отдельным вопросам тактики реализации правомочий стороны защиты и поведения обвиняемого при привлечении его к участию в производстве следственных и других уголовно-процессуальных действий.
Важным элементом деятельности защитника по уголовному делу является установление и процессуальная демонстрация положительных качеств и свойств обвиняемого, имеющих как уголовно-правовое, так и уголовно-процессуальное значение, т. е. прямое, непосредственное формирование уголовно-процессуальной характеристики обвиняемого. Достигается это посредством изучения личности обвиняемого, наблюдения за его поведением в ходе производства по уголовному делу и использования установленных законом правил участия защитника в уголовно-процессуальном доказывании.
Под изучением личности обвиняемого в юридической литературе понимается процесс выявления, анализа, сопоставления и углубленного познания личностных свойств, признаков, поведенческих актов и состояний лица, привлеченного к уголовной ответственности, путем собирания и изучения сведений о нем в порядке и формах, установленных законом. Эта тема довольно обстоятельно представлена в уголовной и уголовно-процессуальной литературе, но применительно к предмету доказывания по уголовному делу и под углом зрения соблюдения общих правил уголовно-процессуального доказывания4. Поскольку в нашем случае речь идет об обстоятельствах, характеризующих уголовно-процессуальное поведение обвиняемого, то деятельность по их
4 См.: Ведерников Н. Т. Изучение личности преступника в процессе расследования. Томск, 1968. С. 33 ; Коршик М. Г., Степичев С. С. Изучение личности обвиняемого на предварительном следствии. М., 1969. С. 16-17 ; Цветков П. П. Исследование личности обвиняемого (на предварительном следствии и в суде первой инстанции). Л., 1973. С. 5 ; Гусь-кова А. П. Выявление судом обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого. М., 1984. С. 11 ; Гребнева Н. Н. Обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, как элемент предмета доказывания по уголовному делу : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2006. С. 3 ; и др.
установлению во многом не подпадает под действие указанных правил, хотя в ряде случаев и использует их. Чаще всего данные обстоятельства и сведения о них обнаруживаются непосредственно в ходе осуществления уголовно-процессуальной деятельности и поэтому возникает вопрос об особенностях их восприятия, определения юридической значимости и процессуального закрепления. Сбор основного объема подобного рода сведений об обвиняемом составляет предмет деятельности следователя. Им выясняются установочные данные обвиняемого (Ф. И. О., год, место рождения и т. д.); сведения, характеризующие поведение обвиняемого до, в ходе и после совершения преступления; в ряде случаев намерения обвиняемого относительно участия в производстве отдельных следственных действий, а также формы осуществления правосудия по уголовному делу.
Деятельность защитника в этом направлении, хотя и предстает во вспомогательном виде, характеризуется более широким охватом отношений обвиняемого с окружающей действительностью и углубленным проникновением в содержание устанавливаемых при этом обстоятельств. Если следователь, например, выясняя семейное положение обвиняемого, как правило, ограничивается сведениями о составе его семьи, наличии и количестве детей, что весьма важно и для защиты, то защитник не ограничивается этим. Он должен выяснить состояние здоровья членов семьи обвиняемого, условия, в которых они проживают, их потребность в помощи обвиняемого и другие сведения, которые могут иметь значение как для определения вида и размера наказания, так и при принятии промежуточных решений в отношении обвиняемого, таких как избрание меры пресечения, наложение ареста на имущество, отстранение от должности и многие другие.
В отличие от деятельности следователя предмет и пределы изучения защитником личности обвиняемого, условий его жизни и других обстоятельств, которые могут иметь правовое значение, с рассматриваемой точки зрения законом не определены. Действующий УПК, даже применительно к деятельности соответствующих должностных лиц и органов, не содержит полных и достаточно четких требований на этот счет. Во-первых, он ограничивается лишь выборочным набором требований относительно отдельных сведений о личности обвиняемого, имеющих определенное значение в тот или иной момент судопроизводства; во-вторых, эти требования весьма расплывчаты (см., например, ст. 169, 178, 189 УПК и др.). Действующий закон не отражает содержавшуюся в УПК РСФСР 1960 г. ст. 98, обязывавшую следственные органы принять меры попечения о детях и имуществе арестованного обвиняемого, которая, естественно, предполагала необходимость установления соответствующих объектов заботы следователя.
Защитник самостоятельно определяет предмет и пределы изучения личности обвиняемого, его действий и состояний, имеющих юридическое значение, посредством анализа соответствующих норм УПК применительно к тем решениям, которые применяются и могут применяться в отношении обвиняемого. Это обязывает его, во-первых, к тесному взаимодействию с обвиняемым; во-вторых - к комплексному и творческому осуществлению данной деятельности, активному использованию в ней не только уголовно-процессуальных
средств, имеющихся в его распоряжении, но и научных подходов, разработок социологического, психолого-психиатрического, биологического и педагогического характера. Личность обвиняемого и его процессуальное поведение должны изучаться защитником многопланово, с набором соответствующих сведений на все возможные случаи ограничения его свободы, прав и законных интересов, не говоря о судебном решении относительно его виновности (невиновности) в совершении инкриминируемого ему преступления и меры наказания.
Решение рассматриваемой задачи при современной ее регламентации под силу не каждому адвокату, это требует не только значительных физических и волевых усилий, но и высокой степени профессионализма. Представляется, что этому должны содействовать законодатель и соответствующие органы адвокатской корпорации. Законодателю следовало бы закрепить в нормах права более четкие очертания предмета и пределов изучения личности обвиняемого в уголовном судопроизводстве, органам адвокатского сообщества - создать методические разработки на этот счет. По этим вопросам в юридической литературе неоднократно высказывались различные мнения, делались попытки вывести общую формулу данных об обвиняемом, предлагались обоснованные классификации сведений о личности обвиняемого, подлежащих изучению в уголовном судопроизводстве5. По нашему мнению, классификации и перечни таких данных об обвиняемом должны предусматривать сведения об установочных данных, психофизических и психологических особенностях обвиняемого, общественно-производственную и бытовую характеристики, об условиях и образе жизни, отношении к содеянному и его поведении в ходе следствия и суда и т. д.
Наблюдение за формированием поведения обвиняемого со стороны защитника должно быть постоянным и системным, потому что в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела могут меняться не только квалификация содеянного и уголовно-процессуальный объем прав и обязанностей обвиняемого, но и его личные состояние, эмоции, мысли, поведение в целом, что обусловливает необходимость коррекции методов и способов воздействия на его личность6. Защитник должен предвидеть такую возможность и быть готовым к изменению как своего отношения к
5 См.: Ведерников Н. Т. Указ. соч. С. 92 ; Гуськова А. П. Указ. соч. С. 11 ; Коршик М. Г., Степичев С. С. Указ. соч. С. 16 ; Лейкина Н. С. Личность преступника и уголовная ответственность. Л., 1968. С. 127-128 ; Матусевич И. А. Изучение личности обвиняемого в процессе предварительного расследования преступлений. Минск, 1975. С. 43 ; Цветков П. П. Указ. соч. С. 101-102 ; и др.
6 См.: Аврах Я. С. Психологические проблемы защиты по уголовным делам. Казань, 1972. С. 66-89 ; Ларьков А. Рецензия на книгу Н. Ведерникова «Изучение личности преступника в процессе расследования» // Социалистическая законность. 1969. № 8. С. 94-95 ; Игнатова Н. М. Изучение личности обвиняемого защитником и использование полученных данных в ходе защиты : дис. ... канд. юрид. наук. Ижевск, 1997. С. 86-133 ; Гармаев Ю. П. Влияние адвоката-защитника на показания подозреваемого (обвиняемого) : каковы его пределы? // Сибирский юрид. вестник. 2003. № 2. С. 98-100 ; Насонова И. А. Взаимоотношения адвоката-защитника с подозреваемым и обвиняемым // Вестник Воронеж. ин-та МВД. 2002. № 2. С. 90-92 ; и др.
обвиняемому, так и к необходимости воздействия на его взаимоотношения с должностным лицом, осуществляющим в тот или иной момент производство по уголовному делу. Следует помнить, что в такой ситуации обвиняемый более всего нуждается в помощи и внимании человека, которому он доверяет. При этом защитник при исследовании даже самых неприятных подробностей преступления должен оставаться бесстрастным и объективным к обвиняемому. Безусловно, тяжесть совершенного преступления воздействует на всех участников уголовного судопроизводства, и защитник в данном случае - не исключение. Он может быть подвергнут чувству неприязни к обвиняемому, следовательно, лишь формально участвовать в его защите или пойти по пути житейско-бытового отношения к преступлению7: всеми своими действиями показать, что это обычное дело, что вина не доказана и обвинение не верно. Такое поведение защитника подавляет психику обвиняемого, угнетает его душевное состояние, мешает сосредоточиться, отвлекает от сути уголовного дела и переключает сознание с фактов на эмоции. В результате многие обстоятельства, влияющие на поведение обвиняемого и его поведенческую характеристику, могут быть невыясненными или утрачены. Подобные позиции защитника представляют собой опасные крайности, которые негативно влияют на взаимоотношения с обвиняемым и могут отрицательно сказаться на его процессуальном поведении по уголовному делу в целом и, как представляется, их необходимо избегать.
Процесс изучения личности обвиняемого, наблюдение за его поведением со стороны защитника предполагает процессуальное оформление результатов этой деятельности. Способами отражения и фиксации соответствующей информации выступает прежде всего досье, которое ведется адвокатом по каждому осуществляемому им производству. Отдельную часть этого документа, по нашему мнению, следует посвящать уголовно-процессуальной характеристике обвиняемого и ходу ее формирования. В этом внутреннем документе отражается информация, которая становится частью уголовного дела. Поэтому защитник должен использовать все предоставленные ему законом возможности по ее введению в материалы уголовного дела с тем, чтобы она нашла отражение в итоговом акте предварительного расследования и решении суда. В этих целях используются: протоколы следственных действий, в которых принимают участие обвиняемый и защитник; ходатайства с просьбой о приобщении к уголовному делу соответствующих документов; заявления об отражении в процессуальных документах сведений о личности обвиняемого, выявленных в ходе производства по делу, и другие способы уголовно-процессуального воздействия защитника на процесс расследования уголовного дела и его рассмотрение в суде.
Результаты изучения личности обвиняемого, его поведенческая характеристика во многом определяются активностью защитника в уголовном процессе. Защитник должен внимательно следить за ходом предварительного расследования и судебного разбирательства дела, активно участвовать в исследовании доказательств, собранных по уголовному делу, поиске других сведений,
7 См.: Лубшев Ю. Ф. Указ. соч. С. 130-131.
которые могут стать доказательствами по делу, организовывать, направлять и поощрять в этом направлении процессуальную деятельность обвиняемого как участника процесса. В работу адвоката-защитника включается также деятельность, направленная на повышение у обвиняемого чувства ответственности за его процессуальное поведение при производстве по уголовному делу. Задача адвоката состоит и в том, чтобы научить обвиняемого считаться с позицией самого адвоката, избегать ненужных поступков и фраз, способных осложнить защиту. Соблюдение норм уголовно-процессуального поведения - надежная гарантия предупреждения конфликтов противоправного характера со стороны обвиняемого. Всей своей деятельностью защитник-адвокат должен способствовать развитию и закреплению у обвиняемого нормальных, устойчивых навыков своей защиты и правомерного поведения. При этом грамотная защита предполагает максимально возможную индивидуализацию личных качеств и свойств обвиняемого и их использование в защитительной деятельности.
Саратовская государственная юридическая академия
Устинов Д. С., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса
Saratov State Law Academy
Ustinov D. S., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Criminal Process Department
E-mail: [email protected]