pISSN 2071-4688 eISSN 2311-8709
Теория финансов
МЕХАНИЗМ ВЫЯВЛЕНИЯ ОПАСНОСТЕЙ И УГРОЗ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ, ПОДВЕДОМСТВЕННОГО МИНИСТЕРСТВУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ. ЧАСТЬ I*
Сергей Вячеславович ЗАЙЦЕВ а, Ирина Алексеевна НАДЕИНАЬ'
я кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, Астраханский государственный технический университет, Астрахань, Российская Федерация voland_home@mail .ш ORCID: отсутствует SPIN-код: 6007-6329
ь студентка группы ДФЭАб-41,
Астраханский государственный технический университет, Астрахань, Российская Федерация
ORCID: отсутствует
SPIN-код: 3481-8625
' Ответственный автор
История статьи:
Получена 14.05.2018 Получена в доработанном виде 28.05.2018 Одобрена 11.06.2018 Доступна онлайн 29.08.2018
УДК 332.021.332
П5, П8, Ш1, H75
Ключевые слова:
экономическая
безопасность,
здравоохранение,
подведомственное
учреждение
Аннотация
Предмет. Теоретические аспекты экономической безопасности бюджетного учреждения, подведомственного Министерству здравоохранения. Цели. Анализ экономической безопасности указанного учреждения Астраханской области. Разработка методов оценки экономической безопасности. Определение основных направлений ее укрепления.
Методология. Использовались методы логического, математического и статистического анализа.
Результаты. Систематизированы теоретические аспекты оценки экономической безопасности бюджетной организации, обслуживающей медицинские учреждения. Создан алгоритм анализа экономической безопасности по различным детерминантам хозяйствования, разработан интегральный способ оценки. Проведены экспресс-диагностика деятельности учреждения, факторный анализ показателей с помощью метода абсолютных разниц, подсчитаны детерминанты микроуровня хозяйствования, рассчитан обобщенный интегральный индекс экономической безопасности. Выводы. Механизм выявления опасностей и угроз в деятельности учреждения позволяет комплексно оценить экономическую безопасность, разработать управленческие решения. Анализ показателей макро-, мезо-, микроуровня выявил снижение детерминантов различных сфер деятельности, но все они не нарушают пороговых значений.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018
Для цитирования: Зайцев С.В., Надеина И.А. Механизм выявления опасностей и угроз в деятельности учреждения, подведомственного министерству здравоохранения Астраханской области // Финансы и кредит. — 2018. — Т. 24, № 8. — С. 1906 — 1919. https://doi.org/10.24891/fc.24.8.1906
Впервые термин «экономическая безопасность» был употреблен одним из
* Авторы выражают благодарность и глубокую признательность директору ГБУ Астраханской области «Управление по материально-техническому обслуживанию медицинских организаций» Алексею Владимировичу БОБКОВУ и начальнику ПЭО ГБУ АО «УМТОМО» Ольге Анатольевне АЛЕКСАНДРОВОЙ за советы, ценные замечания и предоставленные отчетные данные при работе над данной статьей.
центральных фигур мировых событий первой половины XX в., 32-м президентом США Ф. Рузвельтом, который возглавлял США во время мирового экономического кризиса в 1930-х гг. и искал пути выхода из него. В Российской Федерации к вопросам экономической безопасности обратились намного позже, но за столь короткий срок
1906
этому вопросу посвящено много научных трудов. Во главе изучения стоят такие российские экономисты, как Л.И. Абалкин, В.К. Сенчагов, С.Ю. Глазьев, Е.А. Олейников [1, 2].
На основе систематизации изученной теории по данному вопросу под экономической безопасностью государства, региона, предприятия (хозяйствующего субъекта) или личности понимается такое состояние объекта, при котором возможно осуществление хозяйственной деятельности в стандартном режиме и противостояние неблагоприятным внешним и внутренним воздействиям.
Хозяйствующие субъекты являются обособленными экономическими структурами, специфика их функционирования проявляется в принятии самостоятельных решений в производственной и в коммерческой деятельности, в распределении конечных товаров и услуг. Одной из категорий хозяйствующих субъектов являются подведомственные учреждения.
Подведомственное учреждение — это учреждение, находящееся в ведении, управлении кого-либо, чего-либо,
подчиненный чему-либо. Как правило, подведомственным учреждением называют учреждения, подведомственные министерству, созданные в соответствии с законодательным порядком Российской Федерации для реализации задач в установленной сфере деятельности1. В Астраханской области выделяют два типа учреждений: казенное и бюджетное. Государственным подведомственным учреждениям отраслевые органы власти разрабатывают и утверждают государственные задания на выполнение работ (услуг). Кроме того, они вправе заниматься предпринимательской деятельностью2. На рис. 1 представлена типовая схема взаимодействия учредителей, учреждений и других участников бюджетных отношений.
1 Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: общий курс: учеб. 2-е изд. М.: Дело, 2005. 896 с.
2 Степашин С.В. Экономическая безопасность Российской Федерации: учеб. М.; СПб., 2001. Т. 1. 608 с., Т. 2. 639 с.
Специфика подведомственных учреждений выражается в их следующих принципах: учреждения зависят от учредителей и не могут быть абсолютно бюджетно-самостоятельными; их деятельность носит прозрачный характер; существует принцип подведомственности расходов бюджета, а также единства кассы; принцип полноты доходов и расходов учреждения; принцип бесплатного предоставления услуг (видов услуг); оказанная деятельность имеет социальную значимость [3].
Финансирование подведомственных учреждений в каждой стране на различных этапах социально-экономического развития зависело от потребностей государства и общества, а также от особенностей сложившейся экономической и политической ситуаций. Государство выделяет приоритетные направления повышения уровня жизни населения.
В Российской Федерации таким приоритетным направлением поддержания экономической безопасности (далее — ЭБ) с 2015 по 2030 г. является сфера здравоохранения. В рамках проведенной реформы (2014 г.) были затронуты вопросы не только участников процесса оказания медицинской помощи, но и обеспечение мероприятий в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), финансирования медицинских организаций.
Подведомственные Министерству здравоохранения учреждения — это созданные при Министерстве учреждения, которые осуществляют функции в рамках своих компетенций. В их полномочия входят реализация государственной политики, осуществление обращения лекарственных средств для медицинского применения, они проводят профилактику заболеваний и оказание медицинской помощи, осуществляют диагностику, судебно-медицинские и судебно-психиатрические экспертизы, занимаются материально-техническим оснащением
медицинских организаций, предоставляют услуги в области курортного медицинского лечения и др.
1907
Цель анализа экономической безопасности подведомственного Министерству здравоохранения учреждения заключается в определении состояния и уровня развития его ключевых экономических показателей. Они в свою очередь помогают оценить экономическую безопасность национальной системы здравоохранения и состояние общественного здоровья [4]. Для обеспечения экономической безопасности подведомственных учреждений определяются ресурсный, кадровый, финансовый потенциалы системы. Совокупное развитие всех перечисленных факторов необходимо для обеспечения текущих потребностей населения, качества и доступности медицинской помощи, распространения передовых медицинских технологий. Причем такое приоритетное развитие подведомственных учреждений является основой для разработки субъектами Российской Федерации региональных программ развития здравоохранения в целом с учетом региональной специфики размещения медицинских организаций, транспортного сообщения между регионами, заболеваемости и смертности населения на конкретной территории3.
В программах развития субъектов РФ значительная часть показателей прямо или косвенно связана с деятельностью учреждений снабжения, от которых зависит эффективность работы медицинских организаций здравоохранения, а именно больниц, поликлиник и т.д.
Таким образом, систематизировав сказанное, мы можем сделать вывод о том, что целью анализа экономической безопасности подведомственного учреждения Министерству здравоохранения выступает выявление угроз и опасностей для разработки и принятия обоснованных управленческих решений, направленных на повышение результативности деятельности самого учреждения и здравоохранения в целом.
Основная задача анализа экономической безопасности подведомственного учреждения
3 Банк В.Р., Тараскина А.В. Теория и практика комплексного анализа финансового состоянии хозяйствующих субъектов: учеб. пособ. Астрахань: АГТУ, ЦНТЭП, 2003. 340 с.
заключается в своевременном определении и устранении недостатков финансовой деятельности, обнаружении возникших угроз в ходе его функционирования, нахождении резервов улучшения его платежеспособности. При этом необходимо:
1) на основе изучения показателей производственной, коммерческой, финансовой деятельности подведомственных Министерству здравоохранения учреждений дать оценку экономической безопасности учреждения: определить его финансовое состояние, проанализировать доходы и затраты, произведенные учреждением, провести факторный анализ рентабельности коммерческой деятельности;
2) спрогнозировать дальнейшую динамику и структуру показателей деятельности учреждения;
3) разработать конкретные мероприятия, направленные на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния учреждения.
Ввиду комплексности и обширности содержания анализа экономической безопасности подведомственного учреждения необходимо рассмотреть алгоритм и инструментарий обеспечения экономической безопасности. Система экономической безопасности подведомственного учреждения предполагает совокупность взаимосвязанных и взаимно обусловленных подсистем: оценка детерминант макро-, мезо- и микроуровней хозяйствования — это величины, которые характеризуют процесс взаимодействия для дальнейшего определения текущего состояния подведомственного учреждения (рис. 2).
Анализ экономической безопасности подведомственного учреждения решает следующие задачи:
1) выявляет степень сбалансированности между движением материальных и финансовых ресурсов, оценивает потоки денежных средств в процессе экономического кругооборота финансовых поступлений, нацеленного не только на
1908
выполнение государственного заказа (заказа Министерства здравоохранения), но и на извлечение максимальной и оптимальной прибыли, повышение финансовой устойчивости подведомственного учреждения;
2) позволяет оценить целевое использование денежных средств для эффективного функционирования учреждения;
3) в результате анализа экономической безопасности можно проконтролировать правильность составления финансовых потоков учреждения, соблюдение норм и нормативов расходования финансовых и материальных ресурсов, целесообразность осуществления затрат.
При оценке уровня экономической безопасности подведомственных учреждений большое количество экономистов уделяет внимание учету воздействия внутренних и внешних угроз экономической безопасности учреждения. Детерминанты макро-, мезо-уровней не подвергаются количественной оценке, а на микроуровне наибольшее внимание уделяется финансовой
составляющей деятельности учреждения.
Основными пользователями анализа экономической безопасности подведомственного учреждения являются руководители этих учреждений, Министерство здравоохранения, руководители планово-экономических отделов. Информационное обеспечение анализа формируется за счет внешних и внутренних источников.
Внешний источник, такой как общеэкономическое развитие страны, служит основой любого экономического анализа и прогнозирования условий функционирования. Учитываются специфика развития отдельных районов, спрос и предложение на рынке, а также конъюнктура рынка. Исследование внешних факторов помогает разрабатывать политику управления прибылью, выявлять рост прибыли подведомственного
учреждения. Анализ и принятие решений в области привлечения капитала из внешних источников, определение затрат по
обслуживанию дополнительного привлеченного капитала, осуществление коммерческой деятельности самим предприятием позволяет регулировать отдельные аспекты
формирования прибыли подведомственного учреждения4.
К внутренним источникам можно отнести показатели финансового и управленческого учета, нормативно-справочные показатели.
Использование всех перечисленных показателей из внешних и внутренних источников позволяет создать в учреждении целенаправленную систему информационного обеспечения, которая даст возможность принимать стратегические решения, а также осуществлять оперативное управление подведомственным учреждением [3].
На рис. 3 представлена классификация уч р е ж д е н и й , п од в е д ом с т в е н н ы х Министерству здравоохранения, которые объединены в различные группы. Для каждой из них характерны и свойственны свои уровни оценки экономической безопасности. Так, в клинических больницах, диспансерах, поликлиниках и районных больницах целесообразно оценивать детерминанты микроуровня хозяйствования в системе экономической безопасности подведомственного учреждения. Оценка финансовой,
интеллектуально-кадровой, технологической, ресурсно-производственной составляющих позволит выявить угрозы и опасности в данных медицинских организациях и предотвратить их.
В медицинских центрах, связанных с профилактикой и деторождением, необходимы изучение детерминант микроуровня хозяйствования и оценка показателей макроуровня. Как макроэкономические аспекты влияют на население в целом, какие п р о ц е с с ы п о буж д аю т п р о в од и т ь профилактику лечения населения (прививки, например) и др. [5]. Для комплексной оценки экономической безопасности необходимо проводить оценку всех детерминант хозяйствования в системе.
4 Кунцман М.В. Экономическая безопасность: учеб. пособ. М.: МАДИ, 2016. 152 с.
1909
Третьим этапом в алгоритме анализа экономической безопасности подведомственного учреждения является выбор и расчет частных и интегральных показателей уровня экономической безопасности по основным блокам факторов. Детерминанты, указанные в алгоритме, могут оказывать как положительное воздействие (повышение уровня экономической безопасности), так и отрицательное (угрозы экономической безопасности). Различная сила их воздействия требует разработки методики их оценки. К ее созданию обращаются многие экономисты, но четкой, законодательно закрепленной методики еще не создано.
Систематизировав существующие методики различных авторов, выделим следующие ключевые детерминанты оценки
экономической безопасности подведомственных учреждений [6]. Отобразим в виде табл. 1 ключевые частные показатели микроуровня и порядок их расчета.
Перечисленные показатели финансовой составляющей позволяют оценить достаточность собственных и заемных финансовых ресурсов подведомственного учреждения. Показатели интеллектуально-кадровой составляющей — оценить достаточность трудовых ресурсов и уровень их квалификации в подведомственном учреждении. Технико-технологические показатели отражают соответствие технической оснащенности и технологического обеспечения потребностям развития подведомственного учреждения. Показатели информационной составляющей демонстрируют адекватность и надежность подведомственного учреждения. Показатели ресурсно-производственной
составляющей дают возможность оценить достаточность ресурсного обеспечения для бесперебойного функционирования подведомственного учреждения. Управленческие детерминанты позволяют оценить
адекватность и компетентность органов управления подведомственного учреждения. Показатели сбытовой составляющей — непрерывность основного вида деятельности, результативность сбытовой деятельности подведомственного учреждения.
В табл. 2 представлен порядок расчета по строкам баланса (форм по ОКУД 0503769, 0503771, 0503772) показателей, которые будут использованы в дальнейшем для оценки экономической безопасности подведомственного учреждения.
Изучение специфики деятельности и источников финансового обеспечения подведомственных учреждений позволяет выявить результативность финансово-хозяйственной деятельности учреждения и провести оценку эффективности выполнения государственного (муниципального) задания.
Формирование комплексной оценки экономической безопасности подведомственного учреждения проводится с помощью сводного интегрального показателя, который поможет охарактеризовать эффективность деятельности подведомственного учреждения, эффективность расходования бюджетных средств косвенным путем. Далее предлагается методическое обеспечение анализа эффективности деятельности подведомственного учреждения, разработанное автором.
Для того чтобы оценить экономическую безопасность подведомственного учреждения в целом, все частные показатели экономической безопасности учреждения разбиваются на три разнозначных уровня: блок показателей, характеризующих финансовую детерминанту; блок показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность (состоящую из двух аспектов: анализа использования имущества; анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности); блок показателей,
характеризующих эффективность деятельности подведомственного учреждения по выполнению государственного (муниципального) задания.
Особенностью исходного массива данных является то, что они несопоставимы по единицам измерения и разнонаправленно влияют на уровень экономической безопасности подведомственного учреждения. Предлагается элиминировать недостатки с помощью процедуры нормирования.
щрм_ Xj-mmjXj
X:: =
max] Xj -min] xij
1910
Норм_ maxj xij xij
X:: =
тах] Хц -тт] Хц
(2)
Норм
где х'ц'г" — нормированное значение ]-го показателя, которым обладает
подведомственное учреждение г.
Формула 1 применяется при положительной динамике показателя, формула 2 — при отрицательной.
Далее производим расчет многомерной средней, который позволяет совершить переход от многомерного пространства признаков к одномерному по следующей формуле:
1 k H * х-
К- i =1
Норм
Нормирование показателей позволит ограничить размах изменения обобщенного индекса в пределах от 0 до 1.
Далее на основе многомерных средних рассчитывается сводный интегральный показатель, характеризующий общую эффективность деятельности учреждения и его экономическую безопасность:
S Pm 1
гЭкон .безоп. m=1
где к — число признаков (показателей в блоке);
г — подведомственное учреждение.
Многомерная средняя выступает в качестве интегрального индикатора конкретного фактора экономической безопасности.
т
где т - число блоков показателей.
Расчетное значение сравнивается со шкалой значений, скорректированных на коэффициент взаимоувязки бюджетных расходов и показателей результатов деятельности подведомственного учреждения (рис. 4).
Рассматриваемая методика, основанная на использовании обобщения частных показателей экономической безопасности подведомственного учреждения, позволяет получить всестороннюю комплексную оценку.
Продолжение статьи читайте в следующем номере.
1911
Таблица 1
Перечень показателей микроуровня для оценки уровня экономической безопасности подведомственного учреждения по составляющим
Table 1
A list of micro-level indicators to assess the economic security of subordinate institutions by component
Показатель, характеризующий составляющие
Порядок расчета показателей
Пороговое
значение
показателя
Финансовая детерминанта
1. Коэффициент текущей ликвидности_
К =_Оборотные средства_
Л Краткосрочные обязательства
1,5-2
2. Коэффициент финансовой независимости
К
н
. Собственный капитал Сумма активов учреждения
>0,5
3. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами_
К _ Собств. капитал - Внеоборот. активы ОС Оборотные средства
>0,1
4. Коэффициент задолженности
Кг
Долгосрочные обязательства Сумма активов учреждения
0,38
5. Коэффициент общей платежеспособности
К
Краткосроч.+Долгосроч. об-ва. -Собст. капит . ОС+Прочие внеоборотные активы
Определяет, сколько числителя приходится на 1 руб. знаменателя
6. Коэффициент реальной стоимости имущества
К _ С + Сырье и материалы РСИ Валюта баланса
>0,5
7. Коэффициент автономии
К
Валюта баланса А Собственный капитал
>0,5
8. Коэффициент прогноза банкротства
КТ
Оборот. ср - ва - Краткосроч. ср - ва Валюта баланса
>0
9. Вероятность получения займа или инвестиций при подаче заявки
Экспертная оценка
100%
Интеллектуально-кадровая детерминанта
1. Профессионально-квалификационный уровень кадров_
Экспертная оценка доли соответствующих требованиям учреждения
100%
2. Коэффициент чрезвычайности (доля персонала, не имеющая нарушений трудовой дисциплины)_
К = ЧП не имеющих нарушений Кпн= ЧП
0,9
3. Коэффициент постоянства кадров
Кг
_ Число постоянных кадров Общее число кадров
0,8
Технико-технологическая детерминанта
1. Доля технологического процесса, охваченного инновациями_
К =ТПИ
ои тп
0,8
2. Технический и технологический уровень учреждения_
Экспертная оценка в баллах (высокий, достаточный, низкий)
Информационная детерминанта
1. Вероятность сохранения коммерческой тайны_
Экспертная оценка
100%
2. Уровень надежности компьютерной техники
Экспертная оценка в баллах (высокий, достаточный, низкий)_
Ресурсно-производственная детерминанта
1. Коэффициент годности основных средств
КГ =
Оборотные средства (остаточная стоимость) 0,7 Основные средства (балансовая стоимость)
2. Коэффициент автоматизации труда_
Доля автоматизированного труда в общей численности труда_
0,7
3
3
1912
Управленческая детерминанта
1. Профессиональный уровень Экспертная оценка в баллах (низкий, достаточный, 3
руководителем высокий)
2. Репутация учреждения Экспертная оценка в баллах (низкий, достаточный, высокий) 3
3. Коэффициент разрыва (разрыв К _ Средняя зарплата рабочих 0,5-1
в оплате труда аппарата Р Средняя зарплата управляющего
управления и основной категории работников)
Сбытовая детерминанта
1. Уровень развития сбытовой Доля реализованной продукции от планируемого 0,9
деятельности объема
2. Качество продукции (услуг) Доля продукции (услуг), соответствующей мировым стандартам, в общем объеме 0,7
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Таблица 2
Порядок расчета показателей по строкам баланса Table 2
Procedure for calculating the indicators by balance sheet line code
Показатель
Расчетная формула по строкам баланса
Коэффициент текущей ликвидности
(( 080+170+210+370 )+090 + 100+(230+ 206 + 310 + 320 + 330+ 380) + (290+140 )) ~470 + (490 + 510+ 530+570+580 + 590) ~
Коэффициент финансовой 630
независимости 410
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами_
620- (410-Оборотные средства учреждения6) Оборотные средства учреждения6
Коэффициент задолженности 470+490
410
Коэффициент общей платежеспособности
Крат косрочная задолженност ь (470+490 )-620 030 + 080 + 140 + (410 —Оборотные средства учреждения6)
Коэффициент реальной стоимости имущества
030+080 +140 900
Коэффициент автономии
900 620
Коэффициент прогноза банкротства
(Оборотные средства учреждения6)- (900- 620)
900
Источник: авторская разработка Source: Authoring
1913
Рисунок 1
Схема взаимодействия учредителя, учреждения и других участников бюджетного процесса Figure 1
A scheme of interaction between the Founder, Institution and other budget process participants
Источник: авторская разработка Source: Authoring
1914
Рисунок 2
Алгоритм анализа экономической безопасности подведомственного учреждения Figure 2
An algorithm of economic security analysis of a subordinate institution
Этап 1. Постановка цели оценки экономической безопасности подведомственного
учреждения
Этап 2. Определение факторов, влияющих на уровень ЭБ подведомственного учреждения
т
т
Оценка детерминант
микроуровня
хозяйствования в
системе ЭБ
подведомственного
учреждения
—► Оценка финансовой составляющей
Оценка
интеллекту ально-
кадровои
составляющей
Оценка технико-
технологической
составляющей
Оценка
- информационной составляющей
Оценка ресурсно-
производственной составляющей
Оценка
—► управленческой составляющей
—► Оценка сбытовой составляющей
Оценка детерминант мезоуровня хозяйствования в системе ЭБ подведомственного учреждения
Характеристика сферы деятельности
Характеристика территории
Оценка детерминант макроуровня хозяйствования в системе ЭБ подведомственного учреждения
—► Политические факторы
—» Экономические факторы
—» Социальные факторы
- Технологические факторы
- Институциональные факторы
—» Природно- экологические факторы
Этап 3. Выбор и расчет частных и интегральных показателей уровня ЭБ по основным блокам
факторов
Этап 4. Определение текущего состояния ЭБ подведомственного учреждения
Этап 5. Разработка рекомендаций по повышению уровня ЭБ подведомственного учреждения
Источник: авторская разработка Source: Authoring
1915
Рисунок 3
Внутриведомственная структура Министерства здравоохранения Figure 3
Intradepartmental structure of the Ministry of Healthcare
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 4
Шкала значений изменения обобщенного индекса для определения уровня экономической безопасности подведомственного учреждения
Figure 4
Scale of changes in the composite index to determine the level of economic security of a subordinate institution
Источник: авторская разработка Source: Authoring
1916
Список литературы
1. Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития (академическая версия доклада) // Российский экономический журнал. 2015. № 5. С. 3 — 62.
2. Сенчагов В. Новые угрозы экономической безопасности и защита национальных интересов России // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 10. С. 8 — 18.
3. Кустов О.М. Экономическая безопасность системы государственного здравоохранения: структура ресурсного потенциала // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 4. С. 155 — 158.
4. Садовой М.А., Кан В.В., Казаков Р.А. и др. Современные аспекты инновационной деятельности в здравоохранении // Медицина и образование в Сибири. 2013. № 4. С. 82. URL: https://cyberleninka.ru/article/n^sovremennye-aspekty-innovatsionnoy-deyatelnosti-v-zdravoohranenii
5. Couffinhal A., Habicht T. Health System Financing in Estonia: Situation and Challenges in 2005. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/1890/6c7e7d5dff947a6ef7a380d84839640025ba.pdf
6. Колесниченко Е.А., Гильфанов М.Т. Методические аспекты оценки и обеспечения экономической безопасности предприятия // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 11. С. 56 — 62.
7. Стародубов В.И., Тихомиров А.В. Экономическая безопасность здравоохранения // Главный врач: хозяйство и право. 2008. № 6. С. 23 — 32.
8. Лоули Д., Максвелл А. Факторный анализ как статистический метод. М.: Мир, 1967. 144 с.
9. Шуляк Д.А., Ященко А.К., Петрова Л.В. и др. Организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности // Здравоохранение. 2013. № 11. С. 78 — 85.
10. Зурнаджьянц Ю.А. Анализ использования денежных средств в структуре комплексного анализа эффективности деятельности медицинского учреждения // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 283. URL: https://docplayer.ru/26919295-Analiz-ispolzovaniya-denezhnyh-sredstv-v-strukture-kompleks-nogo-analiza-effektivnosti-deyatelnosti-medicinskogo-uchrezhdeniya.html
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном
отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было
третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.
Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных,
написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
1917
pISSN 2071-4688 eISSN 2311-8709
A MECHANISM TO IDENTIFY HAZARDS AND THREATS IN ACTIVITIES OF INSTITUTION SUBORDINATE TO THE MINISTRY OF HEALTH OF THE ASTRAKHAN OBLAST
Sergei V. ZAITSEV a, Irina A. NADEINAV
a Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russian Federation voland_home@mail .ru ORCID: not available
b Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russian Federation
ORCID: not available
• Corresponding author
Theory of Finance
Article history:
Received 14 May 2018 Received in revised form
28 May 2018 Accepted 11 June 2018 Available online
29 August 2018
JEL classification: H51, H75, I15, I18
Keywords: economic security, health service, subordinate institution
Abstract
Subject The article addresses theoretical aspects of economic security in public health, namely the economic security of a State-financed institution subordinate to the Ministry of Healthcare and delivering material and technical supplies service to medical facilities. Objectives The study aims to analyze the economic security of the institution under the Ministry of Healthcare, develop methods for assessing the economic security. Methods We employed methods of logical, mathematical and statistical analysis and performed economic security assessment under our own method of analysis. Results The paper systematizes theoretical aspects of economic security assessment of a budgetary institution rendering services to medical facilities. We created an algorithm to analyze the economic security of a subordinate institution based on various determinants of management, developed an integrated method of assessment, carried out express diagnostics of subordinate institution's operations, calculated the integrated index of its economic security, offered analytical management solutions to improve its activity. Conclusions The proposed mechanism for identifying risks and threats in the activities of the institution under the Ministry of Healthcare enables to assess the economic security of the institution, develop management solutions and improve operations.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018
Please cite this article as: Zaitsev S.V., Nadeina I.A. A Mechanism to Identify Hazards and Threats in Activities of Institution Subordinate to the Ministry of Health of the Astrakhan Oblast. Finance and Credit, 2018, vol. 24, iss. 8, pp. 1906-1919.
https://doi.org/10.24891/fc.24.8.1906
Acknowledgments
We extend our appreciation and profound gratitude to Aleksei V. BOBKOV, Director of Office for Material and Technical Supplies Service to Medical Organizations, being a State Budgetary Institution of the Astrakhan Oblast, and Ol'ga A. ALEKSANDROVA, Head of the Planning and Economic Department of AO UMTOMO, for their advice and valuable comments on the article.
References
1. Glaz'ev S.Yu. [On urgent measures to strengthen the economic security of Russia and to enter the path of rapid economic development (an academic version of the report)]. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal = Russian Economic Journal, 2015, no. 5, pp. 3-62. (In Russ.)
191S
2. Senchagov V. [New threats to economic security and defense of Russia's national interests]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Theoretical and Practical Aspects of Management, 2013, no. 10, pp. 8-18. (In Russ.)
3. Kustov O.M. [Economic security of public health care: The structure of resource potential]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2016, no. 4, pp. 155-158. (In Russ.)
4. Sadovoi M.A., Kan V.V., Kazakov R.A. et al. [Modern aspects of innovative activity in health care]. Meditsina i obrazovanie v Sibiri, 2013, no. 4, pp. 82. (In Russ.)
URL: https://cyberleninka.ru/article/nXsovremennye-aspekty-innovatsionnoy-deyatelnosti-v-zdravoohranenii
5. Couffinhal A., Habicht T. Health System Financing in Estonia: Situation and Challenges in 2005. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/1890/6c7e7d5dff947a6ef7a380d84839640025ba.pdf
6. Kolesnichenko E.A., Gil'fanov M.T. [Methodological aspects of evaluation and economic security supply]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, 2013, no. 11, pp. 56-62. (In Russ.)
7. Starodubov V.I., Tikhomirov A.V. [Economic security of health care]. Glavnyi vrach: khozyaistvo i pravo = Head Doctor: Economy and Law, 2008, no. 6, pp. 23-32. (In Russ.)
8. Lawley D., Maxwell A. Faktornyi analiz kak statisticheskii metod [Factor Analysis as a Statistical Method]. Moscow, Mir Publ., 1967, 144 p.
9. Shulyak D.A., Yashchenko A.K., Petrova L.V. et al. [Organization of internal control over the quality and safety of medical activities]. Zdravookhranenie, 2013, no. 11, pp. 78-85. (In Russ.)
10. Zurnadzh'yants Yu.A. [Analysis of the use of funds in the structure analysis of the effectiveness of complex medical establishment]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2012, no. 2,
p. 283. (In Russ.) URL: https://docplayer.ru/26919295-Analiz-ispolzovaniya-denezhnyh-sredstv-v-strukture-kompleks-nogo-analiza-effektivnosti-deyatelnosti-medicinskogo-uchrezhdeniya.html
Conflict-of-interest notification
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.
1919