Научная статья на тему 'Механизм внешнеэкономической деятельности региона с использованием маркетинговых стратегий'

Механизм внешнеэкономической деятельности региона с использованием маркетинговых стратегий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1173
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ / РЕГИОН / СТРАТЕГИЯ / МАРКЕТИНГ / MECHANISM / REGION / STRATEGY / MARKETING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Васильев Владислав Павлович

Рассмотрено формирование механизма ВЭД региона с использованием маркетинговых стратегий. Дан анализ критериев подбора групп роста для эффективности ВЭД региона. Предложена логико-структурную схема механизма ВЭД региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM EXTERNAL ECONOMIC ACTIVITY OF REGION WITH THE USE MARKETING STRATEGIES

The author considers a formation of mechanism of external economic activity in the region with the use of marketing strategies. Analyzes criterions of selection of groups of growth for effective external economic activity in the region. Offers logic structural scheme of the mechanism of external economic activity in the region.

Текст научной работы на тему «Механизм внешнеэкономической деятельности региона с использованием маркетинговых стратегий»

В.П. ВАСИЛЬЕВ

МЕХАНИЗМ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ

Ключевые слова: механизм, регион, стратегия, маркетинг.

Рассмотрено формирование механизма ВЭД региона с использованием маркетинговых стратегий. Дан анализ критериев подбора групп роста для эффективности ВЭД региона. Предложена логико-структурную схема механизма ВЭД региона.

V.P. VASILJEV MECHANISM EXTERNAL ECONOMIC ACTIVITY OF REGION WITH THE USE MARKETING STRATEGIES Key words: Mechanism, region, strategy, marketing.

The author considers a formation of mechanism of external economic activity in the region with the use of marketing strategies. Analyzes criterions of selection of groups of growth for effective external economic activity in the region. Offers logic - structural scheme of the mechanism of external economic activity in the region.

Под механизмом управления в современной экономической литературе [3, 8, 10] принято понимать способ организации управления общественным производством, который представляет собой взаимоувязанный комплекс форм, методов, средств, принципов и рычагов хозяйствования, обеспечивающих эффективную реализацию целей, стоящих перед каждой организацией, и наиболее полное удовлетворение общественных, коллективных и индивидуальных потребностей потребителей. Функционирование механизма управления происходит при этом через прямое воздействие и обратную связь с управляемыми элементами и связывается с объективностью действия социально-экономических законов, закономерностей и принципов, составляющих его основу и сущность, и являющихся средством обеспечения необходимых результатов.

Механизм управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) региона как совокупности организаций и инфраструктуры имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать при его формировании и развитии:

- механизм управления вЭд создается и развивается для управления конкретными региональными предприятиями, функционирующими в определенных условиях;

- действие механизма управления ВЭД предприятия на региональном уровне направлено на выработку целей функционирования предприятий и организацию их реализации, контроль, мотивацию деятельности коллектива работников, а также на регулирование взаимодействия предприятия с объектами внешней среды;

- необходимо формировать поэлементный состав, а также проектировать процессы управления по направлениям и сферам деятельности. Основным принципом действия механизма управления ВЭД является системный подход к постановке задач и принятия решений.

Вышеприведенные особенности механизма управления ВЭД предложены нами в соответствии с работой С.А. Жданова [5]. Концепция системного подхода к механизму управления, впервые нашедшая отражение в начале ХХ в. в трудах Ф. Тейлора и А. Файоля [12, 13] и впоследствии предопределившая возникновение понятия «техническая система», определила сущность построения механизма крупных экономико-технологических организаций, основным принципом формирования механизма управления становится оптимизация элементов относительно всей системы.

Можно сделать вывод, что механизм как процесс функционального взаимодействия организаций на региональном уровне - это комплексная, взаимосвязанная структура, имеющая сложную систему горизонтально-вертикальных связей, где дифференциация функций по уровням происходит за счет сложности и масштабности решаемых задач и целей предприятий с необходимыми возможностями для их достижения.

Механизмы разработки и реализации стратегии ВЭД организации должны стать связующим звеном при разработке стратегии региона в плане перехода от микросреды к макросреде, а также учитываться при отборе предприятий для повышения эффективности программ ВЭД. Концептуальный подход применен как способ трактовки точек зрения и выработки руководящей идеи механизма внешнеэкономической деятельности региона.

В рамках механизма управления ВЭД и с целью повышения эффективности программ ВЭД считаем необходимой разработку методики подбора групп роста в регионе, которым будет оказано содействие в развитие внешнеэкономической деятельности. В отраслях экономики региона, располагающих наибольшим внешнеэкономическим потенциалом, развитие которых во внешнеэкономических связях даст Чувашской Республике отдачу в плане создания новых рабочих мест, что приведет к сокращению безработицы, повышению качества жизни населения, а также конкурентоспособности региона во внешнеэкономической деятельности.

Считаем целесообразными следующие критерии для целевого отбора групп роста для эффективности ВЭД региона [2, 3, 7, 10]:

- потенциал высокого роста. Осуществлять капитальные вложения в отрасли и предприятия, которые на данном этапе быстро растут. Это могут быть кроме промышленных предприятий, использующих инновации, предприятия сферы услуг и отраслей переработки сельскохозяйственной продукции. Их можно считать и импортозамещающими отраслями;

- высокая добавленная стоимость. Отбору подлежат предприятия, вносящие большую стоимость в изделия;

- наличие диверсификационной деятельности. В группу роста могут быть включены предприятия, менее подверженные изменениям циклов деятельности за счет диверсифицированной структуры бизнеса, в том числе использующих различные формы внешнеэкономической деятельности;

- дифференциальное преимущество. Отбору подлежат предприятия, имеющие конкурентное преимущество, в качестве которого может выступать, например, местоположение компании, товар, технологии, послепродажное обслуживание, а также любые комбинации этих факторов;

- наличие инноваций. Отбору подлежат инновационно активные предприятия;

- функциональное превосходство. В группу роста включаются предприятия, лидирующие в своей отрасли по цене и удобству. Они работают над снижением издержек и созданием эффективной системы представления потребительской ценности.

Исходя из анализа ситуации, прогноза и в соответствии с концепцией ВЭД, по нашему мнению, задачами по формированию механизма ВЭД Чувашской Республики являются:

- создание структуры, способной успешно выполнять стратегию ВЭД региона;

- формирование бюджета для государственной поддержки перспективных направлений ВЭД региона;

- установление процедур управления для обеспечения постоянного развития и совершенствования ВЭД региона;

- создание проекта интернационализации компаний региона;

- создание центра по сбору информации о внешнеэкономической деятельности региона для связи с Центром и зарубежными исследовательскими организациями;

- увязывание системы вознаграждения и стимулирования с выполнением стратегии ВЭД на высоком уровне и достижением поставленных целей;

- создание структуры, обеспечивающей внешнеэкономическую безопасность региона.

В связи с вышеуказанным и учетом зарубежного опыта нами были предложены следующие направления в рамках механизма ВЭД для разработки республиканской целевой программы «Государственное стимулирование развития внешнеэкономической деятельности и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике на 2005-2010 годы» [6].

Предложенные мероприятия не ограничивают всех возможностей активизации внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов региона и могут быть дополнены и доработаны исходя из реальной ситуации, финансовых ресурсов и расстановки приоритетов во времени.

В рамках механизма становится возможным определить основные требования, которые предлагаются к разработке стратегии ВЭД региона, а именно:

1) учет специфических особенностей региона (внутренние факторы) и закономерностей и путей развития мирового рынка (внешние факторы);

2) приоритет национальных геоэкономических интересов и стратегических целей региона;

3) своевременность принятия решений в ответ на вызовы социально-экономической ситуации региона, а также мирового рынка;

4) устранение территориальных и отраслевых диспропорций в регионе;

5) внешнеэкономическая безопасность региона.

На основе вышеизложенного предлагается логико-структурная схема механизма внешнеэкономических связей региона (рисунок), которая содержит:

1) системный анализ внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и региона с учетом социально-экономической ситуации, угроз процессов глобализации и регионализации. Проводится анализ взаимодействия ВЭД государственных структур РФ и региона в области институциональной основы (международные организации и международные институты, национальные органы), правовой основы (международно-правовые нормы, национальные законодательства), регулирования торговой политики с помощью ее инструментов, включающих экономические, правовые, административные и политические средства.

Изучается социально-экономическая ситуация с целью недопущения ее ухудшения вследствие проводимой внешнеэкономической политики региона.

Рассматриваются процессы глобализации и регионализации мировой экономики, возникающие в связи с этими процессами угрозы и их возможное влияние как на экономику РФ, так и на экономику региона, а также возможные меры регулирования, нивелирующие эти угрозы;

2) принципы и тенденции стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона [12];

3) особенности механизма управления внешнеэкономической деятельностью региона;

4) оценку стратегии ВЭД региона, которая формируется исходя из принципов, заложенных в Послании президента ЧР;

5) критерии развития ВЭД региона. Перечень данных критериев может дополняться в связи с дальнейшим развитием внешнеэкономической деятельности региона;

6) определение целей и задач ВЭД региона на основе особенностей механизма управления ею, принципов и тенденций стратегии развития ВЭД, системного анализа ВЭД региона, реализация которых происходит с помощью системы мероприятий, контроль за которыми осуществляют конкретные исполнители при достаточном регулировании ресурсов (материальных и финансовых), информационном и кадровом обеспечении [11].

Методика реализации целей и задач ВЭД региона детально прорабатывается при определении стратегических задач ВЭД;

Логико-структурная схема механизма стратегии ВЭД региона

7) выявление условий федерального и регионального значений для разработки стратегии внешнеэкономической деятельности региона, т.е. проводится стыковка федеральных и региональных программ ВЭД с целью более эффективного их внедрения. Анализируются подходы и инструменты, примененные в концепциях и программах ВЭД региона, их недостатки, определяются пути их преодоления;

8) маркетинговые исследования при анализе целей и задач ВЭД региона должны быть применимы при изучении факторов внутренней и внешней среды в следующем контексте:

- внешнеэкономический комплекс региона, цели и задачи хозяйствующих субъектов, перспективные планы их ВЭД;

- внутренние факторы, препятствующие развитию внешнеэкономической деятельности региона;

- в соответствии с мировыми тенденциями построение модели процесса развития отраслей России для последующего определения внешнеполитических приоритетов региона;

- поиск потенциальных партнеров по 1п1вгпв1 и другим источникам, методов работы с ними;

- составление банка данных потенциальных иностранных партнеров и инвесторов для региональной ВЭД;

9) построение внешнеэкономических приоритетов для региона с учетом внешнеэкономической безопасности. При этом руководствуются принципами [1] и производят отбор приоритетных отраслей региона ВЭД с учетом их внутри- и внестрановой конкурентоспособности;

10) разработка стратегических задач ВЭД проводится с использованием маркетинговых стратегий ВЭД (см. выше).

При разработке стратегических задач ВЭД региона нужно учитывать, что они должны складываться из интересов всех субъектов регионального рынка, участвующих в ВЭД региона и работающих на региональном пространстве. Кроме того, направление развития стратегических задач ВЭД определяется объективными факторами экономики России: резким сокращением объемов производства, монопольным характером производства, снижением повсеместного спроса. В настоящее время маркетинговая деятельность во ВЭД проводится эпизодически путем решения частных маркетинговых задач, в основном связанных со сбытом товара. В то время как стратегическая маркетинговая деятельность ВЭД региона должна осуществляться комплексно на основе концепции стратегического маркетинга [3], которая определяется как целенаправленное действие региона по поиску устойчивого преимущества перед конкурентами путем удовлетворения нужд потребителей.

Используя стратегический маркетинг при разработке ВЭД, нужно учитывать, что это организация разнообразных процессов в регионе, которые направлены на выявление прогнозирования и удовлетворение потребности людей, обеспечение на основе этого устойчивого положения региона, способности к функционированию и развитию для достижения долгосрочных целей. Этот подход нами использован в соответствии с работой Е. Дихтля, А. Хершгена [4].

Кроме того, маркетинговая стратегия региона при формировании задач ВЭД в своей основе должна максимально использовать благоприятные силы и возможности и уменьшать негативные слабости и угрозы воздействия внешнеэкономической активности на региональное социально-экономическое развитие. Таким образом, маркетинговая стратегия во внешнеэкономической сфере должна учитывать Бшо^анализ конкретного региона, который должен быть в механизме разработки стратегии;

11) корректировка стратегических программ развития основных видов ВЭД региона производится с учетом региональной федеральной внешнеэкономической политики и внешнеэкономической стратегии специфического регионального фактора на основе интеграции методов типологических группировок, а также по мере представления региональными властями, статическими и маркетинговыми службами более точных и своевременных данных. Кроме того, для корректировки используется методика оценки маркетинговой деятельности ВЭД региона;

12) на основании вышеизложенного, производится выработка стратегического плана реализации ВЭД региона по приоритетным направлениям. При стратегическом планировании ВЭД региона следует учитывать определенные факторы [11];

13) внешнеэкономическая политика - это система мероприятий органов государственной власти, направленных на наиболее благоприятное развитие экономических, научно-технических, производственных и иных связей с зарубежными странами. Внешняя политика включает внешнеторговую политику (в отношении экспорта и импорта), таможенно-тарифную политику, политику в области нетарифного регулирования, валютную политику, политику в области иностранных инвестиций [9];

14) маркетинговые исследования ВЭД региона нами используются в позиции 8 при анализе целей ВЭД региона, а также в позиции 7 при выявлении условий федерального и регионального значения для разработки стратегии ВЭД региона.

Литература

1. Беляев А.А. Системология организации: учебник / А.А. Беляев; под ред. Э. М. Короткова. М.: ИНФРА, 2000.

2. Воронкова О.Н. Внешнеэкономический фактор социально-экономического развития России и ее регионов: монография / О.Н. Воронкова, Е.А. Мальцева, В.Г. Марголин, М.Х. Халитов; под общ. ред. В.И. Самофалова. Ростов н/Д.: Рост. гос. экон. ун-т, 2002.

3. Диксон П.Р. Управление маркетингом / П.Р. Диксон; под общ. ред. Ю.В. Шленова; пер. с англ. М.: Бином, 1998.

4. Дихтль Е. Практический маркетинг / Е. Дихтль, Х. Хершген. М.: Высшая школа, 1995.

5. Жданов С.А. Механизмы экономического управления предприятием / С.А. Жданов. М.: ЮНИТИ, 2002.

6. Кадышев Е.Н. Механизмы внешнеэкономической деятельности региона: сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей / Е.Н. Кадышев, В.П. Васильев. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004.

7. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. / Ф. Котлер, Г. Амстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг. М.; СПб.; Киев: Издат дом «Вильямс», 2002.

8. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 2002.

9. Милюхина Е.П. Развитие регионального маркетинга в современных условиях на примере Чувашской Республики / Е.П. Милюхина. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004.

10. Портер М. Конкуренция / М. Портер. М.; СПб.; Киев: Вильямс, 2002.

11. Стратегическое планирование / под ред. Уткина Э.А. М.: Ассоциация авторов издателей «Тандем»; ЭКМОС, 1999.

12. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента: пер. с англ. / Ф.У. Тейлор. М.: Контроллинг, 1991.

13. Файоль А. Общее и промышленное управление / А. Файоль; науч. пер. с фр. и авт. пре-дисл. Е.А. Кочергина. М.: Контроллинг, 1992.

ВАСИЛЬЕВ ВЛАДИСЛАВ ПАВЛОВИЧ родился в 1947 г. Окончил Всесоюзный заочный политехнический институт. Инженер кафедры теплотехники и гидравлики Чувашского государственного университета. Область научных интересов - маркетинговые исследования и инновационные разработки. Автор 20 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.