наставниках и выпускниках должна быть доступна всем участникам кластера.
Отправной точкой в деятельности каждого кластера станет программа его развития на пятилетний срок. Участники кластера расскажут о своих возможностях и потребностях, в итоге мы получим полную картину того, что происходит в той или иной отрасли. Кластер подает информацию в координационный совет, который формирует государственное задание, контрольные цифры приема в каждое образовательное учреждение. В рамках финансово-денежных отношений все взаимосвязано: областной бюджет выделяет деньги на подготовку кадров, а в бюджет деньги в виде налоговых отчислений попадают от работодателей, которые, несомненно, должны быть заинтересованы в эффективном использовании этих средств.
Библиографический список
В схеме кластера мы предполагаем единение образования, производства и бизнеса, что подразумевает открытость участников кластера друг для друга, общую заинтересованность. Создание кластеров входит в основные положения программы модернизации профессионального образования Челябинской области на 20112015 гг. [6]. Данная программа будет участвовать в конкурсе на оказание поддержки и предоставление субсидий из федерального бюджета.
Внедрение кластерного подхода в деятельность учреждений НПО-СПО показывает, что эффективное решение поставленных задач и реализация принципа открытости и информированности в образовательной практике приводит к тому, что возрастает качество подготовки, востребованность выпускника, имидж училища и всей системы профессионального образования.
1. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/ activity/sections/mnovations/development/doc1248781537747.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.
3. Попов, А. И. Инновационная экономика [Электронный ресурс] : лекция. — Режим доступа : http://www.aup.ru/books/m1217.
4. Портер, М. Конкуренция [Текст] / М. Портер ; пер. с англ. — М. : Изд. дом «Вильямс», 2005. — 608 с.
5. Самохвалов, П. А. Создание и функционирование кластеров в региональной экономике [Электронный ресурс] / П. А. Самохвалов // Современные научные исследования и инновации. — 2011. — Сентябрь. — Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2011/09/2836.
6. Кузнецов, А. Образование как стратегический ресурс развития Челябинской области [Электронный ресурс] / А. Кузнецов. — Режим доступа: http://pravmin74.ru/speech/ aleksandr-kuznetsov-%C2%ABobrazovanie-kak-strategicheskii-resurs-razvitiya-chelyabinskoi-oЫasti%C2%BB.
УДК 377 Э. Б. Насеретдинова, зам. директора
351/354 по инновационно-методической работе
ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум торговли и художественных промыслов» (ЧтТХП), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТЕХНИКУМА
Современные социально-экономические условия являются предпосылкой разработки и применения систем менеджмента качества в учреждениях профессионального образования. В статье описан опыт внедрения процессного подхода в управление инновационной деятельностью техникума, перечислены некоторые результаты инновационной деятельности учреждения.
Ключевые слова: система менеджмента качества, процессный подход, инновационная деятельность.
В последние годы Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание проблемам качества профессионального образования. Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. Программа направлена на приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, на формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей [1].
В этой связи становятся актуальными вопросы разработки и внедрения системы менеджмента качества (СМК) в образовательных учреждениях, в том числе для сохранения имеющихся и достижения новых преимуществ перед учреждениями-конкурентами.
Анализируя результаты деятельности техникума за период реализации предыдущей программы развития образовательного учреждения, руководство техникума пришло к решению разработать и внедрить систему менеджмента качества на основе ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Выбор основан на анализе тенденций развития рыночных отношений в регионе и их проникновения в сферу профессионального образования Челябинской области, а также на анализе внутренней управляемости.
Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001, менеджмент качества — это координированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. Система качества образовательного учреждения является частью системы менеджмента организации и направлена на достижение результатов в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и требования потребителей и других заинтересованных сторон [2, 3].
Одним из принципов Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management — TQM), положенных в основу новой версии серии стандартов ISO 9000, является процес-сно-ориентированный подход к управлению организацией. Согласно данному принципу, желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом [4, 5].
Образовательное учреждение рассматривается при этом как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов,
а управление им осуществляется посредством управления данными процессами. Для этого необходимо определить и описать все основные и вспомогательные процессы образовательного учреждения, установить взаимосвязи между этими процессами для последующего управления ими, включая непрерывное улучшение по методике РБСЛ, мониторинг удовлетворенности потребителей и внутренний аудит процессов.
В ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум торговли и художественных промыслов» (ЧТТХП) разработана, документирована, внедрена и постоянно совершенствуется система менеджмента качества, соответствующая требованиям стандарта ИСО 9001.
Все процессы, обеспечивающие эффективное функционирование СМК, идентифицированы; определены их последовательность, взаимодействие и взаимосвязь.
В ЧТТХП определены 12 процессов, необходимых для функционирования системы менеджмента качества.
1. Деятельность руководства:
- процесс У1 «Управление техникумом».
2. Бизнес-процессы (основные процессы образовательной и инновационной деятельности ЧТТХП):
- процесс Б1 «Проектирование и разработка основных образовательных программ»;
- процесс Б2 «Прием в ЧТТХП на обучение»;
- процесс Б3 «Реализация основных образовательных программ»;
- процесс Б4 «Воспитательная и внеаудиторная работа с обучающимися (студентами)»;
- процесс Б5 «Проектирование и реализация программ дополнительного образования»;
- процесс Б6 «Содействие трудоустройству выпускников»;
- процесс Б7 «Управление инновационной деятельностью».
3. Менеджмент ресурсов (вспомогательные процессы):
- процесс М1 «Управление персоналом»;
- процесс М2 «Библиотечное и информационное обслуживание»;
- процесс М3 «Управление информационной средой».
4. Процессы измерения и анализа:
- процесс И1 «Мониторинг, измерение и анализ процессов».
Вышеперечисленные процессы охватывают всю деятельность ЧТТХП. Для управления процессами СМК выполняется следующее:
1) установлены цели процессов;
2) определены критерии оценки результативности для каждого процесса;
3) осуществляется мониторинг запланированной деятельности и дается ее оценка;
4) проводится анализ, по итогам которого разрабатываются и реализуются корректирующие действия, а также мероприятия по улучшению процессов и системы.
Цели, которые необходимо достичь при реализации процесса, и критерии оценки результативности процессов разработаны с учетом требований внешних и внутренних потребителей.
На основе процессного подхода происходит управление инновационной деятельностью техникума.
Инновационная деятельность — это интегрированный процесс, ориентированный на внедрение новых принципов и методов эффективного управления образовательным процессом. Инновационная деятельность основывается на достижениях науки, передового педагогического опыта, на конкретном анализе образовательного процесса и проводимой исследовательской, экспериментальной деятельности. Результатом является рост профессиональной компетентности, развитие творческого потенциала педагогического коллектива и, в конечном счете, повышение уровня обученности, воспитанности, развития обучающихся.
В ЧТТХП разработана карта процесса Б7 «Управление инновационной деятельностью». Владельцем процесса является заместитель директора по инновационно-методической работе техникума. На входе в процесс помещены требования ФГОС НПО, СПО, Программа развития, а на выходе находятся компетентные преподаватели, педагогические разработки, инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК), научно-исследовательская работа студентов, педагогический состав.
Целями процесса определены:
- организация методического обеспечения образовательного процесса для выполнения требований к выпускникам, а также для достижения целей в области качества;
- организация исследовательской деятельности преподавателей и студентов техникума.
Процесс состоит из десяти этапов и имеет следующие контролируемые параметры: научно-исследовательская работа студентов, научные статьи, учебно-методические пособия, разработанные ИУМК, повышение квалификации преподавателей. Критериями результативности процесса выступают: процент охвата студентов,
участвующих в научных исследованиях; количество опубликованных научных статей, учебно-методических пособий; количество разработанных ИУМК; число преподавателей с первой и высшей квалификационными категориями.
Образовательное учреждение обеспечивает процесс необходимыми ресурсами, методами и материалами для достижения целей. Периодически производится оценивание рисков, последствий и воздействия процесса на производителей, поставщиков и другие заинтересованные стороны.
Результаты процесса отражаются в отчете его владельца и выносятся на обсуждение заседания совета по качеству, а также находят отражение в ежегодном анализе функционирования системы менеджмента качества техникума.
На основе анализа отчетов разрабатываются корректирующие планы, нормативные документы. Так, разработаны положения о надбавках и доплатах, о моральном стимулировании педагогических кадров. В 2010 г. внесены исправления и дополнения в матрицу ответственности и полномочий, которая обеспечивает равные возможности для персонала в участии во всех сферах деятельности образовательного учреждения.
Инновационная деятельность техникума регулируется рядом локальных актов — положениями о Методическом Совете техникума, о временных творческих коллективах, о школе молодого педагога, о повышении ставок заработной платы и должностных окладов, о материальном стимулировании (о доплатах и надбавках) работников техникума, о научно-исследовательской работе студентов, о проведении научно-практической конференции студентов, о педагогических чтениях. Данные положения активизируют студенческую научную работу, стимулируют и поддерживают творчество студентов и повышение квалификации педагогов.
Постоянные инновационные преобразования обозначают проблему непрерывного повышения профессионализма, компетентности педагогов. Повышение квалификации педагогов выделено в отдельный этап процесса, поскольку от него зависит эффективность работы образовательного учреждения в целом.
Процесс повышения квалификации преподавателей включает следующие уровни: повышение педагогического мастерства; профессиональная переподготовка в рамках своей специальности или с целью получения дополнительной квалификации; повышение уровня общеобразовательных знаний или знаний в области методики; получение дополнительных знаний.
Проведение научно-экспериментальной работы по проблеме «Внедрение механизма планирования затрат в практическую деятельность УПО как условие обеспечения нормативной эффективности системы управления качеством на основе методов и средств ГОСТ Р ИСО 9001 — 2008» обеспечило возможность участия персонала и обучающихся в инновационной деятельности образовательного учреждения. Постоянное совершенствование предполагает внедрение технологии коллективной мыслительной деятельности и рефлексии инновационной деятельности. Принципами взаимодействия участников являются сотрудничество и самоуправление.
Представим некоторые результаты внедрения процессного подхода в управление инновационной деятельностью техникума:
- объединение людей и активизация коллективной работы, мотивация персонала для достижения целей процессов техникума;
Библиографический список
- наглядность деятельности техникума для его персонала;
- повышение уровня самообразования педагогического состава техникума;
- пять сотрудников техникума являются соискателями кандидатской степени;
- внедрение оценочной шкалы деятельности педагога, обеспечивающей поощрение преподавателей и сотрудников за достигнутые результаты;
- превышение пороговых значений большинства нормативов аккредитационной экспертизы.
Таким образом, поддержание в рабочем состоянии процессов системы менеджмента качества техникума, контроль за ее функционированием, постоянное ее улучшение обеспечивает непрерывное совершенствование деятельности образовательного учреждения и способствует внедрению инновационных технологий.
1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fcpro.ru.
2. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования [Текст]. — М. : Изд-во стандартов, 2008. — 21 с.
3. Степанов, С. А. Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения [Текст] / С. А. Степанов. — СПб. : Изд-во СПбГЭТУ, 2006. — 408 с.
4. Процессный подход к управлению организацией [Текст] : сб. методич. рекомендаций. — Тольятти : Изд-во ТГУ, 2007. — 25 с.
5. Степанов, С. А. Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ССУЗов [Текст] / С. А. Степанов. — СПб. : Изд-во СПбГЭТУ, 2005. — 83 с.
УДК 377 Т. Е. Прихода, руководитель Центра монито-
ринга и научно-методического обеспечения качества ПО Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск,e-mail: [email protected]
КАЧЕСТВО НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ МОНИТОРИНГА
Категория «качество» сегодня становится одним из ключевых понятий, отражающих различные стороны действительности, при этом об уровне и диапазоне образовательных услуг свидетельствуют показатели качества образования. В статье на основе анализа различных подходов к определению понятия «качество образования» предлагается определение понятия «качество профессионального образования», рассматривается структура качества профессионального образования, выделяются объекты мониторинга качества начального и среднего профессионального образования.
Ключевые слова: качество, качество профессионального образования, показатели оценки качества начального и среднего профессионального образования.