Научная статья на тему 'Механизм внедрения процессного подхода в управление инновационной деятельностью техникума'

Механизм внедрения процессного подхода в управление инновационной деятельностью техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / QUALITY MANAGEMENT / PROCESS APPROACH / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насеретдинова Э.Б.

Современные социально-экономические условия являются предпосылкой разработки и применения систем менеджмента качества в учреждениях профессионального образования. В статье описан опыт внедрения процессного подхода в управление инновационной деятельностью техникума, перечислены некоторые результаты инновационной деятельности учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насеретдинова Э.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR THE INTRODUCTION PROCESS APPROACH TO MANAGEMENT INNOVATION TECHNICAL SCHOOL

Current socio-economic conditions are a prerequisite for the development and application of quality management systems in vocational education. The experience of implementing a process approach to the management of innovation college is described in the article. Some of the results of innovational activity of institution are listed.

Текст научной работы на тему «Механизм внедрения процессного подхода в управление инновационной деятельностью техникума»

наставниках и выпускниках должна быть доступна всем участникам кластера.

Отправной точкой в деятельности каждого кластера станет программа его развития на пятилетний срок. Участники кластера расскажут о своих возможностях и потребностях, в итоге мы получим полную картину того, что происходит в той или иной отрасли. Кластер подает информацию в координационный совет, который формирует государственное задание, контрольные цифры приема в каждое образовательное учреждение. В рамках финансово-денежных отношений все взаимосвязано: областной бюджет выделяет деньги на подготовку кадров, а в бюджет деньги в виде налоговых отчислений попадают от работодателей, которые, несомненно, должны быть заинтересованы в эффективном использовании этих средств.

Библиографический список

В схеме кластера мы предполагаем единение образования, производства и бизнеса, что подразумевает открытость участников кластера друг для друга, общую заинтересованность. Создание кластеров входит в основные положения программы модернизации профессионального образования Челябинской области на 20112015 гг. [6]. Данная программа будет участвовать в конкурсе на оказание поддержки и предоставление субсидий из федерального бюджета.

Внедрение кластерного подхода в деятельность учреждений НПО-СПО показывает, что эффективное решение поставленных задач и реализация принципа открытости и информированности в образовательной практике приводит к тому, что возрастает качество подготовки, востребованность выпускника, имидж училища и всей системы профессионального образования.

1. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/ activity/sections/mnovations/development/doc1248781537747.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.

3. Попов, А. И. Инновационная экономика [Электронный ресурс] : лекция. — Режим доступа : http://www.aup.ru/books/m1217.

4. Портер, М. Конкуренция [Текст] / М. Портер ; пер. с англ. — М. : Изд. дом «Вильямс», 2005. — 608 с.

5. Самохвалов, П. А. Создание и функционирование кластеров в региональной экономике [Электронный ресурс] / П. А. Самохвалов // Современные научные исследования и инновации. — 2011. — Сентябрь. — Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2011/09/2836.

6. Кузнецов, А. Образование как стратегический ресурс развития Челябинской области [Электронный ресурс] / А. Кузнецов. — Режим доступа: http://pravmin74.ru/speech/ aleksandr-kuznetsov-%C2%ABobrazovanie-kak-strategicheskii-resurs-razvitiya-chelyabinskoi-oЫasti%C2%BB.

УДК 377 Э. Б. Насеретдинова, зам. директора

351/354 по инновационно-методической работе

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум торговли и художественных промыслов» (ЧтТХП), г. Челябинск, e-mail: misselly@mail.ru

МЕХАНИЗМ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТЕХНИКУМА

Современные социально-экономические условия являются предпосылкой разработки и применения систем менеджмента качества в учреждениях профессионального образования. В статье описан опыт внедрения процессного подхода в управление инновационной деятельностью техникума, перечислены некоторые результаты инновационной деятельности учреждения.

Ключевые слова: система менеджмента качества, процессный подход, инновационная деятельность.

В последние годы Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание проблемам качества профессионального образования. Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. Программа направлена на приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, на формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей [1].

В этой связи становятся актуальными вопросы разработки и внедрения системы менеджмента качества (СМК) в образовательных учреждениях, в том числе для сохранения имеющихся и достижения новых преимуществ перед учреждениями-конкурентами.

Анализируя результаты деятельности техникума за период реализации предыдущей программы развития образовательного учреждения, руководство техникума пришло к решению разработать и внедрить систему менеджмента качества на основе ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Выбор основан на анализе тенденций развития рыночных отношений в регионе и их проникновения в сферу профессионального образования Челябинской области, а также на анализе внутренней управляемости.

Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001, менеджмент качества — это координированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. Система качества образовательного учреждения является частью системы менеджмента организации и направлена на достижение результатов в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и требования потребителей и других заинтересованных сторон [2, 3].

Одним из принципов Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management — TQM), положенных в основу новой версии серии стандартов ISO 9000, является процес-сно-ориентированный подход к управлению организацией. Согласно данному принципу, желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом [4, 5].

Образовательное учреждение рассматривается при этом как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов,

а управление им осуществляется посредством управления данными процессами. Для этого необходимо определить и описать все основные и вспомогательные процессы образовательного учреждения, установить взаимосвязи между этими процессами для последующего управления ими, включая непрерывное улучшение по методике РБСЛ, мониторинг удовлетворенности потребителей и внутренний аудит процессов.

В ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум торговли и художественных промыслов» (ЧТТХП) разработана, документирована, внедрена и постоянно совершенствуется система менеджмента качества, соответствующая требованиям стандарта ИСО 9001.

Все процессы, обеспечивающие эффективное функционирование СМК, идентифицированы; определены их последовательность, взаимодействие и взаимосвязь.

В ЧТТХП определены 12 процессов, необходимых для функционирования системы менеджмента качества.

1. Деятельность руководства:

- процесс У1 «Управление техникумом».

2. Бизнес-процессы (основные процессы образовательной и инновационной деятельности ЧТТХП):

- процесс Б1 «Проектирование и разработка основных образовательных программ»;

- процесс Б2 «Прием в ЧТТХП на обучение»;

- процесс Б3 «Реализация основных образовательных программ»;

- процесс Б4 «Воспитательная и внеаудиторная работа с обучающимися (студентами)»;

- процесс Б5 «Проектирование и реализация программ дополнительного образования»;

- процесс Б6 «Содействие трудоустройству выпускников»;

- процесс Б7 «Управление инновационной деятельностью».

3. Менеджмент ресурсов (вспомогательные процессы):

- процесс М1 «Управление персоналом»;

- процесс М2 «Библиотечное и информационное обслуживание»;

- процесс М3 «Управление информационной средой».

4. Процессы измерения и анализа:

- процесс И1 «Мониторинг, измерение и анализ процессов».

Вышеперечисленные процессы охватывают всю деятельность ЧТТХП. Для управления процессами СМК выполняется следующее:

1) установлены цели процессов;

2) определены критерии оценки результативности для каждого процесса;

3) осуществляется мониторинг запланированной деятельности и дается ее оценка;

4) проводится анализ, по итогам которого разрабатываются и реализуются корректирующие действия, а также мероприятия по улучшению процессов и системы.

Цели, которые необходимо достичь при реализации процесса, и критерии оценки результативности процессов разработаны с учетом требований внешних и внутренних потребителей.

На основе процессного подхода происходит управление инновационной деятельностью техникума.

Инновационная деятельность — это интегрированный процесс, ориентированный на внедрение новых принципов и методов эффективного управления образовательным процессом. Инновационная деятельность основывается на достижениях науки, передового педагогического опыта, на конкретном анализе образовательного процесса и проводимой исследовательской, экспериментальной деятельности. Результатом является рост профессиональной компетентности, развитие творческого потенциала педагогического коллектива и, в конечном счете, повышение уровня обученности, воспитанности, развития обучающихся.

В ЧТТХП разработана карта процесса Б7 «Управление инновационной деятельностью». Владельцем процесса является заместитель директора по инновационно-методической работе техникума. На входе в процесс помещены требования ФГОС НПО, СПО, Программа развития, а на выходе находятся компетентные преподаватели, педагогические разработки, инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК), научно-исследовательская работа студентов, педагогический состав.

Целями процесса определены:

- организация методического обеспечения образовательного процесса для выполнения требований к выпускникам, а также для достижения целей в области качества;

- организация исследовательской деятельности преподавателей и студентов техникума.

Процесс состоит из десяти этапов и имеет следующие контролируемые параметры: научно-исследовательская работа студентов, научные статьи, учебно-методические пособия, разработанные ИУМК, повышение квалификации преподавателей. Критериями результативности процесса выступают: процент охвата студентов,

участвующих в научных исследованиях; количество опубликованных научных статей, учебно-методических пособий; количество разработанных ИУМК; число преподавателей с первой и высшей квалификационными категориями.

Образовательное учреждение обеспечивает процесс необходимыми ресурсами, методами и материалами для достижения целей. Периодически производится оценивание рисков, последствий и воздействия процесса на производителей, поставщиков и другие заинтересованные стороны.

Результаты процесса отражаются в отчете его владельца и выносятся на обсуждение заседания совета по качеству, а также находят отражение в ежегодном анализе функционирования системы менеджмента качества техникума.

На основе анализа отчетов разрабатываются корректирующие планы, нормативные документы. Так, разработаны положения о надбавках и доплатах, о моральном стимулировании педагогических кадров. В 2010 г. внесены исправления и дополнения в матрицу ответственности и полномочий, которая обеспечивает равные возможности для персонала в участии во всех сферах деятельности образовательного учреждения.

Инновационная деятельность техникума регулируется рядом локальных актов — положениями о Методическом Совете техникума, о временных творческих коллективах, о школе молодого педагога, о повышении ставок заработной платы и должностных окладов, о материальном стимулировании (о доплатах и надбавках) работников техникума, о научно-исследовательской работе студентов, о проведении научно-практической конференции студентов, о педагогических чтениях. Данные положения активизируют студенческую научную работу, стимулируют и поддерживают творчество студентов и повышение квалификации педагогов.

Постоянные инновационные преобразования обозначают проблему непрерывного повышения профессионализма, компетентности педагогов. Повышение квалификации педагогов выделено в отдельный этап процесса, поскольку от него зависит эффективность работы образовательного учреждения в целом.

Процесс повышения квалификации преподавателей включает следующие уровни: повышение педагогического мастерства; профессиональная переподготовка в рамках своей специальности или с целью получения дополнительной квалификации; повышение уровня общеобразовательных знаний или знаний в области методики; получение дополнительных знаний.

Проведение научно-экспериментальной работы по проблеме «Внедрение механизма планирования затрат в практическую деятельность УПО как условие обеспечения нормативной эффективности системы управления качеством на основе методов и средств ГОСТ Р ИСО 9001 — 2008» обеспечило возможность участия персонала и обучающихся в инновационной деятельности образовательного учреждения. Постоянное совершенствование предполагает внедрение технологии коллективной мыслительной деятельности и рефлексии инновационной деятельности. Принципами взаимодействия участников являются сотрудничество и самоуправление.

Представим некоторые результаты внедрения процессного подхода в управление инновационной деятельностью техникума:

- объединение людей и активизация коллективной работы, мотивация персонала для достижения целей процессов техникума;

Библиографический список

- наглядность деятельности техникума для его персонала;

- повышение уровня самообразования педагогического состава техникума;

- пять сотрудников техникума являются соискателями кандидатской степени;

- внедрение оценочной шкалы деятельности педагога, обеспечивающей поощрение преподавателей и сотрудников за достигнутые результаты;

- превышение пороговых значений большинства нормативов аккредитационной экспертизы.

Таким образом, поддержание в рабочем состоянии процессов системы менеджмента качества техникума, контроль за ее функционированием, постоянное ее улучшение обеспечивает непрерывное совершенствование деятельности образовательного учреждения и способствует внедрению инновационных технологий.

1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fcpro.ru.

2. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования [Текст]. — М. : Изд-во стандартов, 2008. — 21 с.

3. Степанов, С. А. Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения [Текст] / С. А. Степанов. — СПб. : Изд-во СПбГЭТУ, 2006. — 408 с.

4. Процессный подход к управлению организацией [Текст] : сб. методич. рекомендаций. — Тольятти : Изд-во ТГУ, 2007. — 25 с.

5. Степанов, С. А. Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ССУЗов [Текст] / С. А. Степанов. — СПб. : Изд-во СПбГЭТУ, 2005. — 83 с.

УДК 377 Т. Е. Прихода, руководитель Центра монито-

ринга и научно-методического обеспечения качества ПО Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск,e-mail: spj-2012@list.ru

КАЧЕСТВО НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ МОНИТОРИНГА

Категория «качество» сегодня становится одним из ключевых понятий, отражающих различные стороны действительности, при этом об уровне и диапазоне образовательных услуг свидетельствуют показатели качества образования. В статье на основе анализа различных подходов к определению понятия «качество образования» предлагается определение понятия «качество профессионального образования», рассматривается структура качества профессионального образования, выделяются объекты мониторинга качества начального и среднего профессионального образования.

Ключевые слова: качество, качество профессионального образования, показатели оценки качества начального и среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.