Научная статья на тему 'Механизм влияния инновационной активности региона на геополитическую конкурентоспособность России'

Механизм влияния инновационной активности региона на геополитическую конкурентоспособность России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильясов Дмитрий Романович

Важным вопросом в комплексном социально-экономическом развитии региона является формирование его инновационной среды. В статье наглядно представлена инфраструктура инновационной модели и перечислены задачи ее основных участников. Предложена классификация регионов по основным показателям на примере нескольких российских регионов, включая Томскую область. В результате проведённого анализа выявлены основные проблемы и барьеры, отрицательно действующие на реализацию региональных инновационных стратегий. Представлена модель противоречий взаимосвязи основных барьеров инновационного развития и типов регионов. Рассмотрен механизм и предложена схема оценки влияния инновационной активности региона на геополитическую конкурентоспособность России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм влияния инновационной активности региона на геополитическую конкурентоспособность России»

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

Механизм влияния

инновационной активности региона на геополитическую конкурентоспособность России

Д. Р. Ильясов,

аспирант кафедры экономики Томского государственного архитектурно-строительного университета

Смещение акцентов инновационного развития на региональный уровень является шагом на пути преодоления исторической специализации регионов, которая не всегда способствует устойчивому развитию национального хозяйства, поскольку экономики такого рода в большей степени подвержены риску при изменении конъюнктуры или в ситуации кризисов. Исходя из этого, одним из важных вопросов в комплексном социально-экономическом развитии региона является формирование его инновационной среды, так как развитие на основе инноваций становится важнейшим фактором повышения конкурентоспособности. Отсюда следует необходимость рассмотрения стратегии инновационного развития на региональном уровне.

Конец XX в. — период важных изменений в стратегии экономического развития, когда научно-технический прогресс стал решающим фактором конкурентоспособности фирм, отраслей, национальных и региональных экономик.

В настоящее время значительно расширилась и сфера инноваций, которая стала охватывать не только области технологий, но и системы управления бизнесом, финансами и обществом. Это значительно усилило ее влияние на общую конкурентоспособность страны, включающую в себя конкурентоспособность человеческого капитала, бизнеса и власти. Сегодня «новая экономика», став реальной отраслью экономики, в более значительной степени определяет будущее страны по сравнению с отраслями «старой экономики». Глобализация полностью меняет правила соперничества. На смену стратегиям «догоняющего развития» приходят стратегии «от знаний к благосостоянию», в которых определяющим фак-

Важным вопросом в комплексном социальноэкономическом развитии региона является формирование его инновационной среды. В статье наглядно представлена инфраструктура инновационной модели и перечислены задачи ее основных участников. Предложена классификация регионов по основным показателям на примере нескольких российских регионов, включая Томскую область. В результате проведенного анализа выявлены основные проблемы и барьеры, отрицательно действующие на реализацию региональных инновационных стратегий. Представлена модель противоречий взаимосвязи основных барьеров инновационного развития и типов регионов. Рассмотрен механизм и предложена схема оценки влияния инновационной активности региона на геополитическую конкурентоспособность России.

тором является наличие в стране и ее регионах основных ресурсов развития — знаний и человеческого капитала.

Создание национальной инновационной системы относится к числу высших приоритетов социальноэкономической политики российского государства. Важная роль в этом процессе принадлежит регионам России. Сегодня именно они определяют основные направления и динамику преобразований в экономике и производстве, формируют инновационную среду с учетом местных особенностей, прорабатывают и реализуют основные положения региональной научно-технической политики. Инновационная экономика открывает для многих регионов реальный шанс достижения нового уровня развития, привлечения различных типов ресурсов, решения многих социально-экономических задач.

Региональная модель инноваций позволяет принимать во внимание региональные различия, анализируя сильные и слабые стороны различных подсистем, групп и взаимозависимостей в пределах соответствующей области. Поэтому инновации занимают одно из первых мест в большинстве региональных стратегий.

Линейная модель инноваций, издавна существовавшая в сознании людей, подразумевала наличие инфраструктуры, финансовую поддержку инноваций и трансферт технологий, но при этом совершенно не учитывала интеллектуальный капитал регионов, а также потребности фирм и регионов в инновациях.

При формировании модели национальной инновационной системы имманентно возникают проблемы разработки концептуальных основ инновационной стратегии регионов. В связи с этим представля-

ется целесообразным рассматривать задачи, условия, рычаги и механизмы, учет которых необходим при разработке региональной модели инновационного развития.

В основе новой региональной инновационной модели лежат следующие принципы:

^ развитие высокотехнологичных отраслей промышленности, основанных на знаниях и творчестве;

создание высокоэффективных исследовательских центров;

формирование привлекательности для глобальных компаний;

привлечение дополнительных инвестиций.

С нашей точки зрения, эта модель характеризуется нелинейными развивающимися интерактивными процессами, которые требуют интенсивных коммуникаций и взаимодействия между ключевыми составляющими: технопарками, научно-исследовательскими институтами (НИИ), инновационными пред-

приятиями, промышленными предприятиями, администрацией региона и т. д.

В целом, инфраструктура модели представляет собой систему, которая может состоять из следующих подсистем:

научно-технической и инновационной подсистем, обеспечивающих научное сопровождение управленческих процессов;

инвестиционно-финансовых институтов, в том числе предприятий венчурной индустрии, определяемых концепцией развития венчурной индустрии в России;

хозяйствующих предприятий и организаций; информационной сети, которая, по нашему мнению, должна функционировать на базе старейшей в мире и эффективно действующей в условиях переходной экономики сети Российского объединения информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс); специализированных инновационных структур

Задачи ключевых составляющих инновационной системы в инновационном развитии

Таблица 1

Субъекты

Региональный уровень

Национальный уровень

Международный уровень

Технопарки

Интеграция существующего научного и технологического потенциала, а также апробация инноваций в производственной и бизнес-среде хозяйства

Содействие активизации национального экономического и инновационного потенциала и структурному преобразованию всего социальноэкономического пространства России

Интеграция геополитики, науки высоких технологий и экономики

Научно-исследовательские институты

Обеспечение современными разработками и технологиями инновационного процесса в регионе, подготовка и переподготовка высококвалифицированных научных кадров на основе развития регионального интеллектуального капитала

Исследования на стратегически важных направлениях научнотехнического развития страны, сохранение и приумножение научнотехнического потенциала страны, обеспечение его эффективного использования в интересах развития инновационной экономики

Участие в выполнении обязательств, предусмотренных межгосударственными, межправительственными договорами и другими документами о научно-техническом сотрудничестве. В перспективе НИИ могут послужить ядром для формирования конкурентоспособных корпораций мирового уровня, способных при наращивании производственных мощностей для освоения новых поколений техники и технологий обеспечить стране достойное место в международном разделении труда и широкомасштабное продвижение на рынок новой техники и технологий

Инновационные

предприятия

Превращение научно-технических разработок в инновационный продукт, привлекательный для инвестора, производителя и покупателя, рутинизация внедрения инновации в производственной среде

Обеспечение продвижения жизнеспособного в рыночных условиях инновационного продукта на национальный уровень

Обеспечение продвижения жизнеспособного в рыночных условиях инновационного продукта на международный уровень

Производственные структуры

Формирование потребности в нововведениях, а также обеспечение финансирования НИИ и инновационных предприятий на региональном уровне

Наладка серийного изготовления конкурентоспособной продукции повышенного спроса

Развитие общественного производства

Органы власти

Максимальное использование возможности привлечения существенных федеральных ресурсов. Обеспечение коммуникаций между элементами региональной инновационной системы. Создание условий для развития региональной инновационной инфраструктуры, а также создание благоприятных условий инновационной деятельности

Разработка и реализация конкретных мероприятий по поддержке, регулированию и стимулированию инновационной деятельности, формированию благоприятной инновационной среды. Обеспечение коммуникаций между элементами национальной инновационной системы

Разработка и реализация государственной стратегии инновационного развития экономики. Обеспечение высокого уровня инновационной способности нации как важнейшего условия обеспечения национальной безопасности страны. Обеспечение коммуникаций между элементами инновационной системы

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

(наукоградов, бизнес-парков и бизнес-инкубаторов, инновационных центров и др.);

^ сферы инвестиционно-инновационного обслуживания;

^ специализированных фондов.

Задачи основных участников инновационной системы разнообразные и многоуровневые в региональном, национальном и международном аспектах. Именно они определяют ключевые взаимосвязи между институтами системы, конкретизируя их субъек-тность и степень влияния на остальные элементы инновационной системы, что наглядно отражено в табл. 1.

Национальная инновационная система включает в себя комбинацию региональной инновационной системы во взаимосвязи с национальными и международными компонентами (рис. 1).

Многомерность структуры национального хозяйства и социума, многофакторность ролей, которые выполняет каждый регион, потребует детализации позиции для каждого региона. Появление инновационной модели с учетом региональной специфики даст возможность учитывать различия в уровне развития региона, а также выделить барьеры и проблемы выработки инновационной стратегии.

Эмпирические исследования показывают, что предварительные условия для инноваций, инновационной деятельности и инновационных процессов сильно варьируются в зависимости от типов регионов. Основными показателями для классификации регионов были выбраны инновационность региона и уровень развития экономики. Инновационность региона — это его способность к самообновлению, адаптации к изменениям и генерированию научно-технического прогресса. Мировой опыт показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит не столько от ресурсных возможностей, сколько от инноваций.

По степени проявления этих показателей можно выделить периферийные регионы с относительно отсталой экономикой, старые индустриальные регионы и промышленно развитые, наукоемкие регионы.

Проведенный нами анализ особенностей развития некоторых российских регионов дает представление о состоянии инновационности и уровне развития экономики этих регионов.

Показательным промышленно развитым и наукоемким российским регионом является Томская область. Не принижая влияния ее богатых природных ресурсов на экономическое развитие региона, необходимо отметить огромную роль ее научного и научно-технического потенциала.

В Томске — старейшем университетском и научном центре России насчитывается шесть государственных университетов со множеством филиалов,

Рис. 1. Модель функционирования региональной инновационной системы

институтов и НИИ, тринадцать академических институтов государственных академий наук (5 от РАН и 6 от РАМН), что позволило сформировать Томский научно-образовательный комплекс. В настоящий момент его вклад в ВРП превышает 7%, он является одним из ведущих в России и признается международным научным сообществом.

В Томской области самая высокая в мире доля работников с высшим и средним образованием от общего числа занятых: на 10 тыс. чел. экономически активного населения приходится 151 исследователь (РФ — 69, Великобритания — 55, США — 61, Япония — 102), 17 профессоров, 68 кандидатов наук, 1980 студентов.

В результате совместной работы бизнеса и власти Томской области в 2005 г. в регионе насчитывалось 273 малых инновационных предприятия, что составило 4% от общей численности предприятий (в России — 2,2%) [6]. Инновационный сектор обеспечивает 15% прироста промышленного производства области.

Внутренние затраты на исследования и разработки превышают среднероссийские показатели: 1,57% ВРП Томской области (1,44% в России). В наукоемком бизнесе производится продукции в среднем на $15 тыс. на одного занятого работника, средняя месячная заработная плата — $400 (средняя по области — $270) [3].

В настоящее время в регионе обсуждается проект программы «Разработка и реализация модели инновационного развития на примере Томской области» на 2006-2008 гг. с планируемым объемом финансирования 450 млн руб. В реализации этой программы будут участвовать уже функционирующие в Томске 8 офисов коммерциализации научных разработок, 3 бизнес-инкубатора, 3 инновационно-технологических центра, центр трансфера технологий Томского научного центра СО РАН, технопарк и венчурный фонд [9].

Зарубежные страны

Основные барьеры инновационного развития

Отсутствие основных элементов инновационной системы

Замкнутость

Фрагментарность

\7

Ч/х'\

\7

Периферийные регионы с относительно отсталой экономикой

Старые

индустриальные

регионы

Промышленно развитые и наукоемкие регионы

Типы регионов

Рис. 2. Модель противоречий взаимосвязи основных барьеров инновационного развития и типов регионов

Подтверждающим фактором достигнутого уровня инновационного развития региона стала победа Томской области в правительственном конкурсе на право создания Особой экономической зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа в 2005 г. Кроме Томска победителями конкурса стали Зеленоград и Дубна (Московская область), Санкт-Петербург (Ленинградская область), Липецкая область и Елабуга (республика Татарстан). Этот факт дает основание также говорить о принадлежности данных регионов к типу наукоемких.

В качестве примера старого индустриального региона можно привести Уральский, в котором Свердловская область является одним из главных промышленно-сырьевых регионов России. Стоимость разведанных в Уральском регионе запасов, приходящихся на единицу площади, на порядок выше, чем в среднем по Российской Федерации. Степень концентрации промышленного производства в регионе в четыре

раза выше, чем в среднем по России, и поэтому он занимает лидирующее положение по объему промышленной продукции в расчете на душу населения.

Урал является старым промышленным регионом, поэтому доля износа активной части основных фондов в настоящее время составляет около 70%. Всего 2% нефти и только 28-35% металла подвергаются первичной переработке, а остальная продукция вывозится в виде сырья. Экспортируя сырье и продукцию низких технологических переделов, предприятия региона активно импортируют наукоемкую продукцию. Сегодня более половины образцов новой продукции выпускается на базе аналогов, полученных 15-20 лет назад. Затраты же на НИОКР в среднем по региону составляют порядка 1% от расходной части региональных бюджетов.

На территории Уральского региона находится более 50 тыс. малых предприятий, абсолютное большинство которых нуждается в займах или инвестициях. Однако, банки не охотно направляют свои кредитные ресурсы в этот сектор экономики. Всего на Урале зарегистрирована 71 кредитная организация, совокупные активы которых составляют 182 млрд руб., и тем не менее, объемы инвестиций в промышленное производство не растут. Предприятия существуют исключительно на собственные средства, поскольку долгосрочные кредиты банкам менее выгодны, нежели кратковременные с более высокими процентами.

Подобная ситуация складывается во всех старых индустриальных регионах России, таких как Рязанская, Челябинская, Белгородская области и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Традиционно ключевыми признаками периферийных регионов с относительно отсталой экономи-

Таблица 2

Проблемы и барьеры осуществления региональных инновационных стратегий

Типы регионов Периферийные регионы с относительно отсталой экономикой Старые индустриальные регионы Промышленно развитые и наукоемкие регионы

Проблемы Отсутствие основных элементов инновационной системы Замкнутость Фрагментарность

Организации и региональные кластеры Кластерная часть включает в себя слабые организации Специализация на отраслях, находящихся в стадии зрелости Широкий диапазон отраслей промышленности и сферы услуг, но глубокая дифференциация

Инновационная активность Кластерная часть включает в себя слабые организации Специализация на отраслях, находящихся в стадии зрелости Широкий диапазон отраслей промышленности и сферы услуг, но глубокая дифференциация

Инновационная активность Низкий уровень инноваций Средний уровень инноваций Высокий уровень инноваций

Генерирование и распространение знаний Акцент делается на процессные инновации Доминируют процессные инновации или инновации направленные на усовершенствование Новизна продукта и степень внедрения ниже ожидаемого

У ниверситеты / исследовательские организации Мало и слабого уровня Ориентированы на традиционные отрасли Множество и высокого уровня, но связи с промышленностью отсутствуют

Образование/ обучение Ориентация на низкий и средний уровень Фокус на технических и управленческих навыках. Смешение современных квалификаций Широкий диапазон вузов

Трансфер знаний В целом достаточный, но существуют слабые организации, ориентирующиеся на потребности среды Много специализированных организаций, без эффективных коммуникаций Высокая плотность услуг, что приводит к сверхкоммерциализации

Информационные сети Существуют только несколько сетей в регионе в силу слабой кластеризации и неэффективной институциональной структуры Технологическая и политическая замкнутость Замкнутость на отечественном рынке, несколько кластеров, связанных с информационными сетями

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

кой, согласно А. Г. Гранбергу, являются: низкая интенсивность хозяйственной деятельности, мало диверсифицированная отраслевая структура промышленности, значительное отставание от большинства регионов страны по уровню накопленного производственного потенциала, слабый научно-технический потенциал, относительно слабая инфраструктурная освоенность территории, мало развитая социальная сфера [5]. К ним необходимо добавить и признаки низкой инновационности: отсутствие возможности адаптации к изменениям и генерирования научнотехнического прогресса. Исходя из статистических и фактических данных, к периферийным российским регионам с относительно отсталой экономикой можно отнести республики Алтай и Тыва, Вологодскую и Пермскую области.

Проведенный нами анализ позволил также определить и систематизировать основные проблемы и выявить три типа барьеров, отрицательно действующих на реализацию региональных инновационных стратегий. Барьер первого типа — отсутствие основных элементов инновационной системы, то есть важные предпосылки развития региональной инновационной системы слабо развиты, либо в регионе отсутствуют составляющие, способствующие развитию таковой. Барьер второго типа — замкнутость, способствующая сверхспециализированости региона в зрелых отраслях промышленности, испытывающих спад. Барьер третьего типа — фрагментарность, характеризующая развитость коммуникационных связей между основными элементами инновационной системы.

На рис. 2 представлена модель противоречий взаимосвязи основных барьеров инновационного развития и типов регионов.

В действительности данные барьеры содержат в себе целый комплекс проблем для каждого из выделенных типов регионов. Поэтому данный комплекс был рассмотрен для каждого типа региона по основным составляющим региональной инновационной системы: организации и региональные кластеры; инновационная активность; генерирование и распространение знаний; университеты/исследовательские организации; образование/обучение; трансферт знаний; информационные сети (табл. 2).

В ходе анализа нами было отмечено, что, несмотря на то, что инновационное развитие активно поддерживается и пропагандируется на государственном уровне, реальный приток частных инвестиций возможен лишь в ситуации среднесрочной экономической выгоды. В то же время регионы сами заинтересованы в развитии данного направления, но при этом получают государственные средства, которые распределяются между ними в разных пропорциях, а значит, государство также заинтересовано в получение

выгоды от развития регионов. Соответственно, для обеспечения жизнеспособности инновационной модели необходимо обеспечить соблюдение интересов всех сторон.

Для объективной оценки влияния инновационной активности региона на геополитическую конкурентоспособность России нами была предложена схема, включающая в себя две подсистемы:

^ применение и эксплуатация знаний;

^ генерирование распространения знаний во взаимосвязи с национальными и международными компонентами.

Эти подсистемы включены в общее региональное социально-экономическое и культурное управление, которое представлено на рис. 3. При этом надо иметь в виду, что региональная инновационная система — это часть многоуровневой пространственно-экономической системы национального и мирового хозяйства, имеющая различные связи с компонентами других инновационных систем на национальном и международном уровнях.

Подсистема применения и эксплуатации знаний включает в себя промышленные предприятия, их потребителей, поставщиков, конкурентов, а также их партнеров, которые в идеале связаны между собой горизонтальными и вертикальными связями.

Подсистема генерирования и распространения знаний состоит из различных учреждений, которые заняты в производстве и распространении знаний и навыков.

Ключевыми элементами данной подсистемы являются научно-исследовательские институты, организации трансферта технологий (лицензионные палаты, патентные бюро, центры инноваций и т. д.), образовательные учреждения (университеты, техникумы, учреждения профессионального обучения и т. д.) и кадровые службы.

Региональное социально-экономическое и культурное управление

Подсистема применения и эксплуатации знаний

Потребители ^Верти кал ьные^ ^ связи Подрядчики

Промышленные предприятия

Партнеры Конкуренты

^Тор^онталь^ ^^ные связи^/

\ к Интеграция знаний, ресурсов, ^ Т г человеческого капитала у у

Подсистема генерирования и распространения знаний

Организации трансфера технологий Кадровые службы

Н ау ч но - иссл е довате л ьс кие институты Образовательные учреждения

Технопарки

Инструменты

инвестирования

Региональная

инновационная

стратегия

Государственная

инновационная

политика

Международные

организации

Рис. 3. Схема оценки влияния инновационной активности региона на геополитическую конкурентоспособность России

Рассматривая данные подсистемы, также следует учитывать направление региональной политики, так как региональная власть может играть важную роль в формировании региональных инновационных процессов при условии существования достаточной региональной автономии (юридические и финансовые ресурсы) для формирования и осуществления политики в сфере инноваций. В идеальном случае существуют интенсивные интерактивные взаимоотношения в пределах и между этими подсистемами, облегчающие непрерывный поток и обмен знаниями, ресурсами, человеческим капиталом.

Необходимо подчеркнуть, что взаимодействие в рамках региональной инновационной системы отличается от кластеров. Как показано на рис. 3, кластеры являются центральным элементом подсистемы применения и эксплуатации знаний, в то время как региональная инновационная система является более широкой концепцией. Во-первых, в ней сформированы несколько кластеров и отраслей промышленности и, во-вторых, в региональной инновационной системе НИИ играют большую роль. Как уже упоминалось выше, НИИ, входящие в модель в этом контексте, должны относиться к инновационно-релевантным организациям, которые обладают инновационной культурой, соответствующей направленностью топ-менеджмента и творческой активностью персонала.

Таким образом, среди задач региона, определяющих особенности стратегического управления инновациями, можно выделить расширенное воспроизводство региональных интеллектуальных ресурсов, развитие региональной инновационной инфраструктуры и создание благоприятных условий для инновационной деятельности. В первую очередь, эти задачи должны решаться через кадровую составляющую и систему образования. Поэтому развитый вузовский и научный секторы региона служат важнейшими интеллектуальными предпосылками повышения уровня его инновационного потенциала.

Как уже отмечалось, региональные инновационные системы не могут быть замкнутыми, так как обычно имеют различные связи с компонентами других инновационных систем на национальном и международном уровнях. В связи с этим, можно выделить два важных факта, а именно:

^ во-первых, говоря об инновационных взаимосвязях предприятий, широко распространенных в настоящее время, необходимо подчеркнуть, что их локальный характер не отвечает современным представлениям об инновационности. Поэтому в рамках усиления международной конкуренции и научно-технического прогресса межрегиональные и локальные взаимосвязи являются ключевыми. В свою очередь, внешние связи обеспечивают доступ к идеям, знаниям и технологиям, которые невозможно получить в пределах ограниченного пространства региона;

^ во-вторых, в процессе общественного разделения труда становится очевидно, что региональные, национальные и международные органы управления и организации могут повлиять на формирование динамичного развития региональных

инновационных систем (многоуровневое управление). Кроме того, конкретная специализация каждого уровня существенно зависит от степени политической автономии региона. Тем не менее, близкая к идеальной модель может быть найдена, когда сложное разделение труда на региональном уровне возможно идентифицировать со специализацией для нижнего и среднего уровней: образования, бизнес-инкубаторов и центров инноваций, организаций трансферта технологий, и далее до политики кластеров.

На национальном уровне можно определить специализации для инновационно направленных университетов, обладающих площадками для развития инновационного потенциала, научно-исследовательских организаций, а также обеспечить финансирование инновационных и технико-внедренческих зон.

На международном уровне появляется возможность для формирования различных структурированных фондов, программ развития научно-технического прогресса и структур технико-внедренческих зон.

Таким образом, в процессе глобальной конкуренции и определении места страны в общественном разделении труда инновации являются ее корневой компетенцией и важнейшими общественными факторами производства. Механизм влияния инновационной активности региона на геополитическую конкурентоспособность России реализуется в том, что региональные инновационные системы становятся частью многоуровневой пространственно-экономической системы национального и мирового хозяйства, и в то же время имеют различные связи с компонентами других инновационных систем на национальном и международном уровнях.

Литература

1. Н. В. Бекетов. Научно-инновационная система региона: теория, методология и практика организации. М., Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2001.

2. Н. В. Бекетов. Региональные проблемы формирования инновационной системы//Регион: экономика и социология, № 1, 2005.

3. А. Н. Беляев. Взаимодействие власти и бизнеса при формировании модели инновационного предпринимательства//Пре-зентации: [Электронный ресурс]/Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. Электрон. дан. М., АНО «НиСиПП», 2000. Режим доступа: http://www.nisse.ru/presentations.html, свободный.

4. Л. Гохберг. Национальная инновационная система России в условиях «Новой экономики»//Вопросы экономики, № 3, 2003.

5. А. Г. Гранберг. Основы региональной экономики. М., ГУ ВШЭ, 2004.

6. Инновации//АРТО: [Электронный ресурс]/Агентство развития Томской области. Электрон. дан. Томск, НОФ Агентство развития Томской области», 2002. Режим доступа: http://www.arto.ru/innovation.htmL, свободный.

7. Н. Я. Калюжнова. Конкурентоспособность регионов в условиях глобализации. М., ТЕИС, 2003.

8. Крупнейшие предприятия Урала//Компании: [Электронный ресурс]/РБК рейтинг. Электрон. дан. М., ОАО «РБК — Информационные системы», 2001. Режим доступа: http://rating.rbc.ru, свободный.

9. На инновационную программу до 2008 г. нужно 450 млн руб. (Томская область)//Информационный портал: ГОРОДА СИБИРИ: [Электронный ресурс]/Чита: ООО «Рифт», 2003. Режим доступа: http://www.sibcity.ru, свободный.

10. И. П. Тихонов, Е. Ю. Хрусталев. Инновационный механизм научно-технологического развития экономики//Федератив-ные отношения и региональная социально-экономическая политика, № 5, 2006.

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.