Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ'

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / КОМПЛЕКС / COMPLEX / РЕГИОН / REGION / САНКЦИИ / SANCTIONS / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / CONTROL MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жигалова Н. Е., Баранова К. Д., Лашкина Т. В.

Статье исследуется внешнеэкономическая деятельность Нижегородской области, рассматриваются мотивы ВЭД и структура механизма внешнеэкономической деятельности в регионе, оцениваются факторы, оказывающие влияние на внешнеэкономическую деятельность территории, характеризуется влияние санкций на Нижегородский рынок, предлагаются направления повышения интенсивности внешнеэкономической деятельности в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF MANAGEMENT OF FOREIGN ECONOMIC COMPLEX OF THE REGION IN TERMS OF ECONOMIC SANCTIONS

The article examines the foreign trade of the Nizhny Novgorod region, considers the motives of the FEA structure and mechanism of foreign economic activity in the region, assessed the factors influencing foreign economic activity of the territory, characterized by the impact of sanctions on the Nizhniy Novgorod market and proposes ways of increasing the intensity of foreign economic activity in the region.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ»

УДК 331.101.262

Н.Е. Жигалова, к.э.н., доцент, ФГБОУВО «ВГУВТ» К.Д. Баранова, соискатель ФГБОУ ВО «ВГУВТ» Т.В. Лашкина, студентка ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, комплекс, регион, санкции, механизм управления.

В статье исследуется внешнеэкономическая деятельность Нижегородской области, рассматриваются мотивы ВЭД и структура механизма внешнеэкономической деятельности в регионе, оцениваются факторы, оказывающие влияние на внешнеэкономическую деятельность территории, характеризуется влияние санкций на Нижегородский рынок, предлагаются направления повышения интенсивности внешнеэкономической деятельности в регионе.

В современных условиях внешнеэкономическая деятельность играет большую роль в развитии национальной экономики России. В годы реформ проводилась политика ускоренной либерализации внешнеэкономической деятельности, которая в полной мере соответствовала политике «шоковой терапии», проводившейся в стране. Быстрыми темпами в 1990-е гг. выстраивалась и система регулирования внешнеэкономической деятельности. Россия сформировала достаточно либеральную систему регулирования внешней торговли и других форм внешнеэкономических связей за весьма короткий срок: примерно к 1997 г. в стране функционировала система государственного регулирования в основных элементах, схожая с системами, используемыми странами с развитой рыночной экономикой.

Несмотря на трудности нынешнего периода и сложность включения экономики России в мирохозяйственные связи, среди экономистов и управленцев, теоретиков и практических работников, законодателей продолжается интенсивный поиск соответствующих новым экономическим реалиям форм и методов регулирования внешнеэкономической деятельности в целом и внешней торговли в частности.

Эта проблема весьма актуальна и в условиях нынешних российских реалий, характеризуемых усилением контактов субъектов РФ, а так же в связи с введенными западными санкциями.

Теоретические вопросы участия регионов во внешнеэкономических связях изучены на основе работ А. Смита, Д. Рикардо, М. Портера, Л. Вальраса, В. Леонтьева, Э. Хекшера и др.

Анализ различных функций региона, в том числе его внешнеэкономической деятельности, а также оценка роли и значения в территориальном развитии внешнеэкономического и инновационного потенциалов проводились в работах Е.Г. Анимица, Е.Л. Андреевой, В.Л. Берсенева, Л.М. Капустиной, А.А. Мальцева, М.И. Масленникова, А.Н. Пыткина, О.А. Романовой, А.И. Латаркина и других.

Внешнеэкономический потенциал, а также методики его оценки изучены в работах В.П. Астахова, Н.С. Блудовой, Н.Е. Жигаловой, Ю.Н. Дмитриевского, С.В. Дорошенко, Ю.Н. Гладкий, А.Д. Шеремета, С.М. Бурькова и др.

Несмотря на достаточно активный научный интерес к проблеме вовлечения регионов в международное разделение труда, теоретические и практические исследования в области управления внешнеэкономической деятельностью на уровне субъектов Фе-

дерации не носят системного характера; отсутствует четкое выделение функций региона во внешнеэкономической деятельности; не разработаны методологические рекомендации по формированию механизма управления внешнеэкономического комплекса региона.

Материальной основой внешнеэкономической деятельности (ВЭД) является внешнеэкономический комплекс региона, который представляет собой совокупность отраслей, подотраслей, объединений, предприятий и организаций, производящих продукцию на экспорт или используют импортную продукцию и осуществляют другие виды и формы ВЭД.

Важной задачей развития внешнеэкономического комплекса каждого региона является объединение производственных и внешнеэкономических видов деятельности в единую органическую, успешно функционирующую систему.

Основные мотивы развития ВЭД:

- расширение рынка сбыта своей продукции за территориальные границы области с целью увеличения прибыли;

- закупка необходимого сырья, комплектующих изделий, новых технологий и оборудования;

- привлечения инжиниринговых и других услуг для нужд производства, с учетом их уникальности, высокого качества и низких цен по сравнению с внутренним рынком;

- привлечения иностранных инвестиций с целью модернизации производства, укрепления экспортного потенциала и конкурентных позиций на российском и мировых товарных рынках;

- участие в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства с целью успешного развития экономики своего региона. [1]

Механизм внешнеэкономической деятельности в регионе включает в себя формы этой деятельности: международную торговлю, кооперацию производства, в том числе функционирование совместных предприятий, привлечение иностранных инвестиций, активизацию во внешнеэкономических связях малого и среднего бизнеса, приграничное сотрудничество российских регионов, использование преимуществ зон свободного предпринимательства.

Совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью на всех этапах развития российской экономики является одним из ведущих фактором экономического роста. Объективной необходимостью при этом является более полная реализация региональных преимуществ внешнеэкономических связей.

Функционирование социально-экономического комплекса большинства регионов в настоящее время в значительной мере обеспечивается экспортной деятельностью расположенных в их границах предприятий.

Нижегородская область - одна из крупнейших индустриальных областей Российской Федерации и центр Приволжского Федерального округа, она входит в число 14 регионов России, которые обеспечивают 58% российского промышленного производства. Важную роль в экономике области играет топливная промышленность. Доля Нижегородской области в формировании совокупного ВРП регионов РФ составляет 1,7%, доля экспортных продаж нефтепродуктов Нижегородской области в общем объеме экспорта РФ составляет 4,15%.

По данным Нижегородской таможни в Нижегородской области на 01.01.2015 г. экспортно-импортными операциями занимаются более 2000 предприятий, из них 70% являются постоянными участниками ВЭД.

Значительную роль в развитии внешнеэкономической деятельности региона сыграл тот факт, что исторически в Нижегородской области сформировался мощный промышленный комплекс, особенно в таких отраслях, как машиностроение, металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность. Всего в промышленном комплексе действует почти 3 тысячи предприятий, из которых более 600 - крупные и

средние. Развитый промышленный комплекс является точкой развития внеэкономической деятельности. В регионе сосредоточены такие экспортно-ориентированные предприятия, как ОАО «Волга», ОАО «ОКБМ Африкантов», ОАО «Выксунский металлургический завод», ООО «Коммерческие автомобили - Группа ГАЗ», ООО «Лу-койл-Нижегороднефтеоргсинтез».

Область обладает уникальным научно-техническим потенциалом в сочетании с мощной образовательной базой. По оценкам независимых экспертов Нижегородская область занимает 4 место в Российской Федерации по инновационному потенциалу (после Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга).

Выполнением научных исследований и разработок занимаются около 85 организаций Нижегородской области, среди них: 5 институтов Российской Академии наук; 64 отраслевых НИИ (включая Всероссийский ядерный центр - ВНИИЭФ). [2]

Второй особенностью Нижегородского региона является то, что при наличии большого числа агропромышленных комбинатов и фермерских хозяйств, регион не может себя самостоятельно обеспечить продовольствием. Большая часть продуктов импортируется из других регионов и из-за рубежа, таких как мясо, рыба, овощи и т.д. Поэтому область не может занять лидирующие позиции в отрасли продовольствия.

Третьим фактором, оказывающим влияние на внешнеэкономическую деятельность региона, является политика региональных властей. Власти оказывают положительное воздействие на привлечение, как иностранного капитала в область, так и привлечения капитала крупных российских компаний. Так, в сентябре 2014 года в Нижнем Новгороде прошел третий международный бизнес-саммит. Проведение мероприятия такого уровня способствует улучшению инвестиционного климата региона, позволяет установить новые и закрепить уже имеющиеся международные связи. Помимо того, бизнес-саммит - это прекрасная возможность наладить эффективный диалог между властью и бизнес-сообществом, а также бизнеса с бизнесом в целях развития общества и государства.

Благодаря бизнес-саммиту удалось повысить интенсивность приоритетных для Нижегородской области направлений - нефтехимического, автомобильного, а также информационных технологий. С целью дальнейшего развития данных отраслей ведется работа по формированию нижегородского индустриального инновационного кластера в области нефтехимии и автомобилестроения. Основная цель создания кластера - обеспечение высоких темпов экономического роста, создание высокопроизводительных рабочих мест, импортозамещение, трансфер в Россию добавленной стоимости и компетенций за счет развития автомобильной и нефтехимической отраслей промышленности.

Кластер называется индустриальным не случайно: его стержнем является развитие производственных мощностей. Якорными участниками кластера на сегодняшний день являются предприятия автомобилестроения, составляющие ядро группы компаний «Русские машины», и нефтехимические предприятия ООО «СИБУР», которые вместе формируют российский рынок легких коммерческих автомобилей и нефтехимии. Среди других участников кластера - известные российские и иностранные предприятия Нижегородской области, которые производят профильные товары широкого спектра.

Для развития кластера определены четыре промышленные площадки: две «коричневых» на территории ОАО «Индустриальный парк «Ока-Полимер» (300 га) и ОАО «ГАЗ» и две «зеленых»: в промышленном парке «Дзержинск - Восточный» и в районе поселка Доскино.

По данным Госкомстата импорт Нижегородской области в 2013 году составил всего 3688,6 млн. долларов США. Из которых большую долю импорта составляют продукты химического производства (777,5 млн. долларов), машины и оборудования (1894,6 млн. долларов) и продовольственные товары (375,1 млн. долларов).

Экспорт Нижегородской области за 2013 года составил 5593,1 млн. долларов США. Самую большую долю в экспорте занимают минеральные продукты (3622,5 млн. долларов), машины и оборудование (852,6 млн. долларов). [2]

Если ранжировать нефтяные компании по объему произведенной продукции и объему сбыта, то первые места в области занимают такие компании-гиганты как Лукойл, Росма, Нефтепродукт. Уровень конкуренции в области достаточно жесткий, как на внешнем, так и на внутреннем рынке.

Открытая дружелюбная политика органов власти региона, направленная на поддержку бизнеса, выгодное географическое положение и развитая инфраструктура во многом способствуют активной интеграции области в систему мировых экономических связей. Область поддерживает внешнеторговые связи со многими странами мира и активно привлекает российских и зарубежных инвесторов. Сегодня почти 150 стран ближнего и дальнего зарубежья являются торговыми партнерами области. В регионе успешно развивают бизнес таких компаний как «Сольвин», «Асахи Групп Лимитед», «Метро кэш энд Керри», «Интел», «Кнауф», «ИКЕА», «Фройденберг», «Кока Кола», «Хайнекен», «Ивеко», «Либхерр», «Сэн-Гобен», «Йозеф Реттенмайер» и многие другие.

Основные торговыми партнерами области являются: страны дальнего зарубежья, среди них Украина, Германия, Казахстан, Великобритания, Финляндия.

машиностроительная продукция

и металлы и издания и> ник

■даимсим и допшлюио-бушмные и VI «лия

■ ПРОДУКЦИЯ «ммчосяой промышленности научу«

■ толпиано эмврттттичттстие томры

■ прощоаольстватые товары и сырь«

■ прочие томры

ЫЫ 1,4*

Рис. 1. Структура импорта в 1 полугодии 2014 г. в Нижегородском регионе

Наряду с мощным экспортным потенциалом в регионе созданы благоприятные условия для иностранных инвесторов. Законодательная база позволяет инвестору работать с органами власти в системе «одного окна» в лице органа (министерство инвестиционной политики Нижегородской области), уполномоченного регулировать инвестиционную деятельность, чтобы потенциальный инвестор получил всю необходимую документацию «из одних рук» в максимально короткие сроки, причем сроки подготовки и рассмотрения документов по инвестиционному проекту ограничить до 3,5 месяцев [4].

Общее число действующих протоколов, договоров и других договорных документов правительства Нижегородской области в сфере внешнеэкономических связей достигло более 40. Данные по экспорту и импорту Нижегородской области представлены в табличной форме в таблице 1 и таблице 2. [3]

По данным Нижегородстата, с 2005 года объем инвестиций, привлекаемых ежегодно в Нижегородскую область, вырос в целом в 4,2 раза (по итогам 2013 года 272,2 млрд. рублей), а объем иностранных инвестиций увеличился в десять раз (по итогам 2013 года $1043,6 млн.).

71,9%

Таблица 1

Товарная структура импорта Нижегородской области (млн. долл. США)

2011 2012 2013

Импорт всего 3918,0 3801,6 3688,6

Продовольственные товары 387,7 321,7 375,1

Минеральные продукты 21,1 24,2 21,0

Продукция химического производства 879,1 734,4 777,5

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 114,3 100,3 99,8

Текстильные изделия, обувь 56,3 67,5 64,7

Металлы и изделия из них 746,6 461,4 285,0

Машины и оборудование 1565,2 1937,7 1894,6

Другие товары 145,1 152,7 165,4

Таблица 2

Товарная структура экспорта Нижегородской области (млн. долл. США)

2011 2012 2013

Всего 6611,7 6008,6 5593,1

Продовольственные товары 62,8 97,7 104,9

Минеральные продукты 4512,3 4046,8 3622,5

Продукция химического производства 446,1 427,6 477,5

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 195,2 204,5 194,9

Текстильные изделия, обувь 6,3 6,1 12,1

Металлы и изделия из них 523,4 305,1 201,3

Машины и оборудование 767,5 860,6 852,6

Другие товары 86,5 52,3 113,9

Отказ России принять требования западного сообщества по отношению ситуации на Украине привёл к резкому охлаждению отношений с НАТО, Евросоюзом, Советом Европы и государствами-членами этих организаций, а в дальнейшем - к введению против России политических и экономических санкций.

Западные санкции включают в себя практически полный спектр инструментов экономического, политического и информационного давления на Россию, начиная с её правящего слоя (в широком толковании включая сюда не только политические, но и региональные, и бизнес-элиты) и завершая обществом в целом. Во-первых, они касаются российских активов, находящихся в юрисдикции США и их союзников и подвергающихся угрозе конфискации. Во-вторых, отзываются предоставленные западными банками кредиты и сворачиваются инвестиции. В -третьих, власти США и их союзники по НАТО принуждают к продаже активов в России и выводу капитала за рубеж. С этим частично связан всплеск «бегства капиталов», которое в 2014 году превысил 100 млрд. долл. В-четвёртых, затрудняются международные платежи, и снижается суверенный кредитный рейтинг РФ, приостанавливаются многие совместные с западными корпорациями экономические проекты, сворачивается внешняя торговля: российские товары и услуги не покупаются, западные не продаются). [4]

Все ограничительные меры, примененные Западом в отношении РФ, условно разделены на персональные (против лиц, которые, по мнению руководителей вышеперечисленных иностранных государств, непосредственно причастны к «аннексии Крыма») и секторальные. Санкции второго типа коснулись нефтяной промышленности

России, оборонной индустрии, товаров двойного назначения и технологий, связанных, в частности, с добычей полезных ископаемых. По оценкам, отток капитала каждый квартал составляет сейчас около 50 миллиардов долларов. Это негативно сказывается на ВВП.

Санкции Запада против России затронули в основном сельскохозяйственную отрасль, как всей страны, так и нашей области. Но на данный момент область может сама обеспечить себя 80% всех продуктов, исключением является рыба, экзотические фрукты и др. В этих непростых условиях сельскому хозяйству Нижегородской области предстоит импортозамещение. В Нижегородских гипермаркетах и супермаркетах финскую молочную продукцию (магазины закупали раньше большие партии именно финской молочной продукции, т.к. она имела большой срок хранения), заменят городецкая и павловская молочная продукция. Как оказалось, раньше эти комбинаты работали только на 50 %, из-за небольшого спроса.

Нижегородская область может обеспечить себя мясом крупного рогатого скота (КРС) и свиней на 70%. Сельхозпредприятия и фермерские хозяйства Нижегородской области могут обеспечить от 40 до 70% потребности населения региона в свинине и мясе КРС. Однако область покрывает лишь 20% от потребности в твердых сортах сыра, а мягкие сорта пока вообще не производятся на территории региона. [5]

Санкции США затронули так же Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), в которую входят так же три нижегородских предприятия: ОАО «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Алексеева», ОАО «Завод Нижегородский Теплоход», а также ОАО «Красное Сормово». Ограничительные меры означают заморозку финансовых активов предприятий на территории США, а также запрет ведения с ними дел.

ОСК является крупнейшей судостроительной компанией России, ей принадлежит 80% всех судостроительных проектов России. Представители ОСК отмечают, что введение подобных санкций - событие ожидаемое, поэтому риски, связанные с ними, были учтены при планировании деятельности корпорации.

Нижегородские судостроительные заводы производят в основном речной транспорт или транспорт класса «река-море» и ориентированы на внутренний рынок, поэтому в плане заказов американские санкции их практически не коснутся. Поставки американского оборудования для нижегородского судостроения невелики, но оба нижегородских завода ОСК устанавливают на строящихся судах двигатели и дизель-генераторы из США. Этому оборудованию можно найти альтернативные варианты в Европе и в Китае, хотя у китайских аналогов могут быть проблемы с качеством, и российским судостроителям необходимо внимательно подходить к выбору китайских заводов-поставщиков. [6]

Несмотря на сложность внешнеэкономических отношений, предприятия Нижегородской области настроены на расширения. Так, этой осенью на Горьковском заводе, входящем в «Группу ГАЗ», запущено производство средне тоннажных грузовиков «ГАЗон NEXT». Ориентировочная стоимость нового отечественного автомобиля -1 млн. рублей. Производственная мощность рассчитана на 15 000 машин в год. Основные направления экспорта: Страны Ближнего Зарубежья, Казахстан, Армения, Ирак, Турция, Афганистан, Куба и др.

19 сентября в городе Кстово было запущено нефтехимическое производство «РусВинил». Строительство совместного российско-бельгийского предприятия началось еще в 2010 году. Предполагается, что РусВинил будет выпускать более 300 тыс. тонн ПВХ по самым современным технологиям.

Под санкции попали крупнейшие банки, финансирующие рынок недвижимости, которые как минимум на ближайший период лишились возможности занимать дешёвые деньги за границей.

Следует учитывать, что невозможно коренным образом изменить механизм управления внешнеэкономической деятельностью в отдельном регионе, поскольку

основные вопросы, связанные с формированием системы регулирования внешнеторговой деятельности, отнесены к компетенции федерации. Для совершенствования внешнеэкономического сектора экономики области требуется повышение эффективности отдельных внешнеэкономических операций и роли управления этими процессами в контексте каждой функции управления.

Для повышения интенсивности внешнеэкономической деятельности региона могут быть предложены следующие направления: - разработка и принятие научно-обоснованной промышленной (отраслевой) политики России как базы для избирательной защиты отечественных производителей, поощрения конкуренции на внутреннем рынке. Без такой политики успешное развитие внешнеэкономической деятельности региона невозможно; ввод в действие государственной системы поощрения промышленного экспорта, в том числе в форме госкредитов, гарантий и иных форм финансирования экспортеров и их внешнеторговой маркетинговой деятельности. Особенно это касается мер поддержки аграрного сектора; - создание механизмов временной государственной поддержки предприятий региона, особо страдающих от резко возросшего импорта; создание государственной системы внешнеэкономической информации для предприятий (цены, условия торговли и т.п.); подготовка в регионе специализированных во внешнеэкономической деятельности кадров (юристов и экономистов).

Список литературы:

[1] Жигалова Н.Е. Методология комплексной диагностики состояния и развития территорий: Монография/Н.Е. Жигалова. - Нижний Новгород: ООО «Издательство «Пламя», 2013. - 292 с.

[2] Федеральная служба статистики. http://www.gks.ru

[3] Информация о деятельности Нижегородской таможни за 2014 год. URL: http://ptu.customs. ru/index.php?option=com_content&view=category&id=83:2010-12-22-14-31 -47&Itemid=122& lay-out=default

[4] Санкции против России-отдаленные и близкие последствия для экономики РФ//рубрика полезные статьи 2014.- http://fx-currencies.ru/articles/sankcii-protiv-rossii-otdalennye-i-blizkie-posledstviya-dlya-ekonomiki-rf/

[5] Князева Н. Три Нижегородских предприятия попали под санкции США// Медиа-портал «Горький ТВ» // http://gorky.tv/posts/4605-tri-nizhegorodskih-predpriyatiya-popali-pod-sanktsii-ssha.html

[6] Шевченко М. Запрет доступа к актуальным технологиям ударит по российскому судостроению// Медиа-портал «Горький ТВ» -http://gorky.tv/experts/posts/1980-zapret-dostupa-k-aktualnym-tehnologiyam-udarit-po-rossiyskomu-sudostroeniyu.html

THE MECHANISM OF MANAGEMENT OF FOREIGN ECONOMIC COMPLEX OF THE REGION IN TERMS OF ECONOMIC SANCTIONS

N.E. Zhigalova, K.D. Baranova, T. V. Lashkina

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: foreign economic activity, complex, region, sanctions, control mechanism

The article examines the foreign trade of the Nizhny Novgorod region, considers the motives of the FEA structure and mechanism of foreign economic activity in the region, assessed the factors influencing foreign economic activity of the territory, characterized by the impact of sanctions on the Nizhniy Novgorod market and proposes ways of increasing the intensity of foreign economic activity in the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.