Научная статья на тему 'Механизм управления уровнем экологической безопасности в регионе'

Механизм управления уровнем экологической безопасности в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм управления уровнем экологической безопасности в регионе»

года), пожар медленно затухал. В ходе тяжелой борьбы работникам МЧС и добровольцам удалось полностью локализовать пожар. Нанесенный урон составил 4000 га сгоревшего леса.

ГУ МЧС России по Марий Эл 22.08.2010 года сообщил, что лесные пожары ликвидированы. Отменен режим ЧС. По официальным данным с начала пожароопасного периода до 24 августа зарегистрирован 421 лесной пожар, который уничтожил 55,4 тыс.га лесов.

Подводя итоги анализа следует отметить, что работники МЧС довольно быстро среагировали на сложившуюся ситуацию. В борьбе с пожаром участвовали и студенты ПГТУ г. Йошкар-Ола, местные жители, а так же военнослужащие. Им удалось за кротчайшие сроки локализовать лесные пожары. Были предусмотрены комплексные мероприятия по защите лесов от пожаров, такие как повышение пожароустойчивости насаждений (естественного и искусственного происхождения) за счет регулирования состава древостоев, очистки их от захламленности и своевременного проведения выборочных и сплошных санитарных рубок и рубок ухода, очистки лесосек от порубочных остатков, противопожарного обустройства лесов, включающего создание системы противопожарных барьеров, сети дорог и водоемов, а также в контролируемом выжигании не покрытых лесной растительностью участков лесного фонда. В особо засушливую погоду над лесами Марий Эл кружат вертолеты МЧС.

Список использованной литературы

1. Основы сервиса безопасности. Учебное пособие С.В. Ефимов и др. Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2012. - 91 с.

2. Лесные пожары - статья из Большой советской энциклопедии.

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ УРОВНЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕГИОНЕ

А.В. Жердев, начальник кафедры, к.пед.н.

С.А. Кончаков, старший преподаватель Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Для построения модели экономического механизма и анализа функционирования объекта при действии этих механизмов будем рассматривать регион, в котором функционируют п хозяйственных объектов (например, предприятий). Хозяйственная деятельность предприятий оказывает отрицательное воздействие на уровень безопасности региона. Обозначим через у - уровень безопасности /-го предприятия или вероятность его безаварийного функционирования, х - уровень риска - вероятность возникновения ЧС на

предприятии. Очевидно, xi+yi=1. Так как в регионе могут находиться различные предприятия и от аварий на этих предприятиях могут быть различные потери, то важно учитывать не просто вероятность возникновения ЧС, а ожидаемый ущерб от этих ЧС.

Обозначим через Ui - возможные потери при возникновении ЧС на i-м предприятии, тогда ожидаемый ущерб можем определить как

M. = U.x. = U. (1-у.).

i i i i\ s г)

Естественно предположить, что ожидаемый ущерб в регионе Y будет равен сумме ожидаемых ущербов предприятий

n .

Y=TLU (i—y)

i=i v '

Будем считать, что обеспечение уровня безопасности yi требует от предприятия определенных затрат

= <i (У i)'

где < - возрастающая функция yi.

Необходимы механизмы прямого воздействия уровня безопасности (риска) на экономику предприятия таким образом, чтобы снижение риска обеспечивало предприятию экономический эффект в рассматриваемом периоде так же, как и мероприятия, связанные с повышением эффективности производства. К таким механизмам и относятся экономические механизмы обеспечения безопасности [1].

Задача финансирования мероприятий для поддержания необходимого уровня безопасности при техногенных и природных катастрофах состоит в распределении общего объема средств между исполнителями на проведение работ по предупреждению ЧС и ликвидацию их последствий. Следует отметить, что поддержание допустимого уровня безопасности предприятием возможно, если оно получает объем средств не меньше, чем некоторая величина [2-4]. Если средств будет получено меньше этой величины, они будут израсходованы, но качество выполненной работы не будет удовлетворять даже самым минимальным требованиям, предъявляемым Центром. Эффект, полученный Центром от средств, направленных на обеспечение заданного уровня безопасности будет фактически нулевым.

К введенным выше обозначениям добавим следующие: ^-количество финансовых средств, имеющихся в Центре; угколичество финансовых средств, получаемое i-м предприятием; ^-коэффициент, характеризующий эффективность использования финансовых средств i-м предприятием.

Если i-е предприятие получает финансовые средства в количестве vi, то эффект их использования будет оцениваться некоторой функцией эффекта Hi(ai'Vi), другими словами, будем считать, что yi= jui(ai,vi). Положим здесь, что

X (ai> vi) = ^.

Так как задача Центра заключается в увеличении суммарного эффекта по всем предприятиям то в случае, когда Центру точно известно значение аи

i=1,...,n задача распределения финансовых средств имела бы вид:

Zu i1 -л/И)—^ min 11 я (1)

Ys,=R

1=1

Целевую функцию i-го предприятия можно представить в виде

Г = v - ^

Jt t

2r

или,

( \ г (г а

2Г I 2Г)

Центр оптимально распределил бы имеющийся у него ресурс, если бы имел точную информацию о значениях коэффициентов а, ¡=1,...,п. Обычной схемой распределения финансовых средств в условиях неполной информированности Центра является финансирование на основе информации, полученной от элементов.

В этом случае, объем финансирования, который получает каждое предприятие, равен

и 2 V

ZU

j=1

2 s jsj

Если принять, что в Центре имеется информация о максимальных значениях 0{ коэффициентов аь то можно показать, что при пропорциональном распределении финансовых средств, для каждого предприятия имеется абсолютно оптимальная стратегия формирования заявки, а именно 8=0, ¡=1,...,п. Действительно, на множестве допустимых заявок 0<8<<0, количество финансовых средств выделяемое ¡-му исполнителю, есть строго

монотонная возрастающая функция 81, ¡=1,...,п. В частности, при максимальной заявке 81=Ои ¡-му элементу выделяется количество средств, равное

и2ч П20

]=1 ]=1

Большую величину заявки элемент сформировать не может в связи с ограничением на максимальное значение коэффициентов аь а при уменьшении заявки у него уменьшается количество выделяемых финансовых средств. Т.к. целевая функция /(аиу) каждого предприятия строго монотонно возрастает при увеличении х, поэтому/(гих($)) строго монотонно возрастает при увеличении ^ на интервале [0;0]. Отсюда следует, что 81=01, единственная, абсолютно оптимальная стратегия каждого исполнителя. А ситуация 81=01, ¡=1,...,п

является равновесной стратегией.

Вывод о том, что Si=Di, единственная, абсолютно оптимальная стратегия каждого предприятия справедлив для любых вогнутых возрастающих по vi функций jui(ai,vi), таких что ¡ii (ai,vi) возрастающая функция ai..

Список использованной литературы

1. Авалиани С.Л., Голуб А.А., Струкова Е.Б., Шапошников Д.А. Основные положения методических рекомендаций по анализу эффективности мероприятий по охране атмосферного воздуха на основе расчета затрат на сокращение риска. // Укрепление экологических фондов и система управления природоохранной деятельностью. М.: Высшая школа, 1998. - Ч. 2. - С. 32-80.

2. Быков А.А. Оценка и сравнительный анализ риска для здоровья населения от загрязнения окружающей среды в городах России // Вопросы анализа риска. 1999. - Т.1. - № 2-4. - С. 28-79.

3. Kolluru R., Bartell S., Pitblado R., Stricoff S. Risk assessment and management handbook. For environmental health and safety professionals, New York: McGraw-Hill, Inc., 1996.

4. Рагозин А.Л. Оценка и картографирование опасности и риска от природных и техногенных процессов (история, методология, методика и примеры) // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. 1993. Вып. 3. - С. 16-41. - Вып. 5. - С. 4-21.

УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР ЕГО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Е.А. Жидко, профессор, к.т.н., доцент Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, г Воронеж

Обеспечение производственной безопасности на предприятии имеет важнейшее экономическое, экологическое и социальное значение [1-3]. Потери из-за неудовлетворительного состояния условий и охраны труда (ОТ) и высокой аварийности на производстве ежегодно составляют по стране около 2 трлн.руб. - это более 4 % ВВП. Правительством РФ, в рамках Программы модернизации Российской Федерации до 2020 года, предусматривается внесение существенных изменений в действующее законодательство, ужесточающих требования к обеспечению производственной безопасности (ПБ).

В тоже время, управление ОТ и ПБ на крупных промышленных предприятиях существенно затруднено наличием таких факторов, как многообразие вредных и опасных условий труда, большое количество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.