Научная статья на тему 'Механизм управления прибылью предприятия'

Механизм управления прибылью предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1333
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИБЫЛЬ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ / ФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ / ANALYSIS OF FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITIES / PROFIT / MECHANISM OF PROFIT MANAGEMENT / FACTOR MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сподарева Е. Г., Пак Л. В.

В статье рассмотрены и обобщены существующие научные подходы к понятию «механизм управления прибылью»; определены факторы, влияющие на прибыль предприятия; обоснован авторский подход к управлению прибылью предприятия, ориентированный на решение тактических и стратегических задач любой организации. Сформированные выводы и обобщения могут быть использованы в процессе хозяйственной деятельности предприятий с целью улучшения их финансовых результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF MANAGEMENT THE ENTERPRISE‘S PROFIT

The existing scientific approaches to the concept of “profit management mechanism” are summarized in the article; the factors affecting the profit of the enterprise are identified; the authors approach to managing the enterprises profit, focused on solving tactical and strategic tasks of any organization, is substantiated. The generated conclusions and generalizations can be used in the process of economic activity of enterprises in order to improve their financial results.

Текст научной работы на тему «Механизм управления прибылью предприятия»

УДК 658.1:338.515

Сподарева Е.Г., Пак Л.В. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье рассмотрены и обобщены существующие научные подходы к понятию «механизм управления прибылью»; определены факторы, влияющие на прибыль предприятия; обоснован авторский подход к управлению прибылью предприятия, ориентированный на решение тактических и стратегических задач любой организации. Сформированные выводы и обобщения могут быть использованы в процессе хозяйственной деятельности предприятий с целью улучшения их финансовых результатов.

Ключевые слова: анализ финансово-хозяйственной деятельности, прибыль, механизм управления прибылью, факторная модель.

* * *

Spodareva E. G., Pak L. V MECHANISM of MANAGEMENT THE enterprise's PROFIT

The existing scientific approaches to the concept of "profit management mechanism" are summarized in the article; the factors affecting the profit of the enterprise are identified; the authors approach to managing the enterprises profit, focused on solving tactical and strategic tasks of any organization, is substantiated.

The generated conclusions and generalizations can be used in the process of economic activity of enterprises in order to improve their financial results.

Keywords: analysis of financial and economic activities, profit, mechanism of profit management, factor model.

*

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными или практическими заданиями.

Построение рыночной модели экономики вызывает необходимость более глубокого исследования ряда важных составляющих финансовой системы, в частности финансов предпринимательских структур. Ведущее место в финансовом обеспечении их деятельности принадлежит прибыли. Одной из значимой частей составной системы управления какого-либо предприятия является механизм управления прибылью. Благодаря ему формируются предпосылки успешного функционирования предприятия на рынке, достижения устойчивости и стабильности его развития и возрастание стоимости самого предприятия. Эффектив-

* *

ность механизма управления прибылью напрямую зависит от того, насколько правильно и адекватно к внутренней и внешней среде выбраны составляющие данного механизма.

Анализ последних исследований и публикаций, где заложены основы решения данной проблемы, на которые опирается автор.

Значительный вклад в решение проблем оптимизации и роста прибыли предприятий в системе обеспечения деятельности предпринимательских структур внесли такие экономисты, как С.Ф. Голов [1], А.Н. Поддерёгин [2] и др. Отдельного внимания заслуживают работы И.А. Бланка [3; 4], в которых рассматриваются современные пути роста прибыли предприятия в процессе его хозяйственной деятельности.

Управление прибылью предприятия требует прежде всего формулирования четкого определения понятия «механизм управления». Сегодня различные ученые по-разному подходят к его трактовке. Так, Н.Г. Пигуль утверждает, что механизм управления это наиболее активная часть системы управления, которая обеспечивает влияние на факторы, от состояния которых зависит результат деятельности объекта, которым управляют [5, с. 127]. В качестве элементов такого механизма автор определяет цели, критерии, факторы, методы и результаты управления.

С точки зрения А.А. Малицкого, механизм управления должен охватывать принципы, задачи, экономические и юридические методы и ограничения, организационную структуру органов управления, персонал, информацию и технические средства ее обработки [6]. Только такой механизм, по его мнению, способен обеспечить динамизм и согласованность работы предприятия.

А.А. Садеков и В.В. Цурик в монографии «Управление предприятием в условиях кризиса» утверждают, что механизм управления - это система воздействия на объект управления с целью достижения желаемого результата. Механизм управления, с их точки зрения, следует рассматривать как составляющую системы организации хозяйственного процесса, представленных комплексом факторов, которые являются взаимодополняющими и взаимозависимыми и имеют собственные формы управленческого воздействия [7, с. 27].

Другие ученые (Р.Н. Минниханов, В.В. Алексеев, Д.И. Файзрахманов, М.А. Сагдиев) отмечают необходимость исследования механизма управления прибылью с точки зрения процессного подхода. Они детерминируют механизм управления как комплекс последовательных управленческих мероприятий, охватывающих весь цикл управления, систему методов и моделей, организационных и технических средств управления [8].

Значительно шире проблему формирования и функционирования механизма управления прибылью изучает С.М. Ильяшенко [9]. Согласно его концепции, организационно-экономический механизм управления прибылью владеет рядом характеристик:

- сложностью структуры;

- наличием большого количества элементов со сложными взаимосвязями;

- наличием иерархических и функциональных подсистем, работающих на достижение определенных целей (система планирования и прогнозирования развития, система мотивации, система организации, информационная система), каждая из которых также включает ряд подсистем;

- функционированием организационно-экономического механизма управления прибылью в условиях постоянного взаимодействия с внешней для предприятия средой.

Несколько отличное от предыдущих определений сути управления прибылью приводит Е.Ю. Ткаченко: «... моделью управления прибылью субъекта хозяйствования необходимо считать совокупность финансово-правовых и организационно-технических механизмов, приемов прогнозирования, планирования и контроля затрат и доходов предприятия с целью обеспечения поддержания приемлемого уровня рентабельности деятельности субъекта хозяйствования в долгосрочной перспективе, а также достижения других целей, определенных корпоративной стратегией» [10, с. 216]. В приведенном определении справедливо акцентируется внимание на необходимости выполнения механизмом таких основных функций, которые присущи любой системе управления: планирование, регулирование, анализ и контроль.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы, которым посвящается данная статья.

Недостаточная методологическая разработанность вопросов исследования, касающихся управления прибылью предприятий, а также практическая значимость такого уп-

равления для предприятий Донецкой Народной Республики обусловили выбор темы. На сегодняшний день не существует единой методологической конструкции, которая являлась бы научной основой формирования и функционирования механизма управления прибылью.

Постановка задания.

Целью статьи является обоснование авторского подхода к разработке механизма управления прибылью предприятия, который позволит в полном объеме реализовать тактические и стратегические задачи предприятия, будет способствовать результативному осуществлению управленческих решений.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Механизм управления прибылью предприятия можно рассматривать как систему функций, методов, инструментов, рычагов, связанных с формированием, распределением и использованием прибыли, которые осуществляется с целью достижения тактических (обеспечение приемлемого уровня рентабельности деятельности) и стратегических (рост стоимости предприятия) целей предприятия.

Необходимым условием достижения определенных целей является научная обоснованность выбора функций, методов, инструментов, рычагов управления прибылью. Поэтому в современных условиях актуали-зуется проблема исследования теоретических и методологических подходов к управлению предприятием в целом и его прибылью в частности.

Целевой блок механизма управления прибылью, наряду с перечнем стратегических и тактических целей предприятия, составляют также критерии выбора и оценки достижения определенных целей и результатов деятельности предприятия. Наличие критериев, по которым оценивают, насколько указанные цели в процессе управления были достигнуты, позволяет четко детерминировать эффективность функционирования механизма в целом.

Основными целями, на достижение которых направлено действие механизма управления прибылью, являются:

- в краткосрочном периоде - обеспечение приемлемого уровня рентабельности деятельности;

- в долгосрочном периоде - рост рыночной стоимости предприятия.

Исследования свойств и структуры механизма управления прибылью позволили предложить новый подход к его формированию (рис. 1).

Система организационного обеспечения механизма управления прибылью - это совокупность взаимодействующих подразделений предприятия, которые участвуют в разработке и принятии управленческих решений.

Планирование - это процесс разработки и принятия целевых установок качественного и количественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Планирование должно быть гибким и адаптивным. Именно детальное планирование обеспечивает успех предприятий на рынке.

Анализ - процесс исследования условий и результатов деятельности предприятия с целью оценки эффективности работы и выявление резервов дальнейшего повышения прибыльности деятельности.

Для того чтобы исследовать как внешние факторы воздействуют на объем прибыли определенной организации, необходимо использовать данные маркетингового и управленческого анализа, информацию, которую предоставляют специальные консалтинговые компании, данные статистики по регионам, стране в целом, выборочные статистические и аналитические изучения по группам компаний и отраслям, которые проводятся органами государственной статистики.

На основании полученных данных в ходе аналитических действий необходимо регулирование уровня рентабельности, прибыльности функционирования отдельных подразделений и отдельных товарных групп,

Механизм управления прибылью предприятия - это система функций, методов, инструментов, рычагов связанных с формированием, распределением и использованием прибыли, которые осуществляются с целью достижения тактических (обеспечение принятого уровня рентабельности деятельности) и стратегических (рост стоимости предприятия) целей предприятия

Планирование

Анализ

§■ § g

о g- | 3 С

я 'S о

S с

i & Й-i. Н К

Е

г;

я ю

О 05 К я Он с

СО сЗ И

н я CU & я о Ч

и

С о. И

О о •е- о. с

о

я

о.

5 U

о.

О.

С

Регулирование

к с 8.1 s §

Он

>>

Я

Н я о со

« 5

и

з s

и r¡ Л о

ч

-а ю

Я -

Он а с £

Он &

я S § §

э а

ю я

Он

С

Ц о

я

X к

я я

и н

о Я

й п

Г СП

Я S

Контроль

я л

в

'J

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ё Он

Он

с

>я я

a

&

'Я Я

a

я

о

с

Формы

Управление доходами

м

Инструменты

Рычаги (стимулы и санкции)

3Z

Управление расходами

- ассортиментная политика

- ценовая политика

- маркетинговые и рекламные методы

- планирование и прогнозирование доходов

- формирование сбытовой сети

ТУ

Управление использованием прибыли

- стандарт-кост и дирекг-костинг

- система JIT( «just-in-time»)

- функционально-стоимостной анализ

- ABC анализ

- таргет-костинг

- метод анализа и оптимизации затрат

- капитализация

- реинвестирование

- дивидендная политика

- премирование персонала

- социальное развитие предприятия

- применение факторных, моделей, влияющих на прибыль ппедппиятия

планы, прогнозы, инвестиции, инновации, кредиты, цена, заработная плата, реклама, дивиденды и др.

Ч?

нормы премирования персонала, нормы отчислении на социальное развитие предприятия, нормы торгового оборота подразделений, ценовые скидки, дисконтные и накопительные карты, штрафы и т. д.

РЫНОЧНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Рис. 1. Механизм управления прибылью предприятия

тактических и стратегических целей развития предприятия.

Одной из основных функций системы управления является контроль, фиксирование и оценка свершившихся фактов. На основе данных контроля осуществляется адаптация системы, принятие оптимизирующих управленческих решений. В ходе контролирующей деятельности исчезает неопределенность. Даже самое тщательное планирование не может учесть возможных осложнений. Мероприятия контроля выявляют их и дают возможность корректировать программу действий. Мероприятия контроля позволяют выявить ряд ошибок и упущений и исправить их, не дожидаясь наступления кризиса.

Контроль позволяет выявить не только деструктивные, но и конструктивные явления, определить перспективные направления деятельности.

В структуре механизма управления прибылью предприятия выбор методов управления обусловлен спецификой самого объекта управления (спецификой самой прибыли). Ввиду этого вся совокупность методов подразделяется на методы управления доходами предприятия, методы управления расходами предприятия и методы управления использованием прибыли.

Одним из способов управления использованием прибыли является применение факторных моделей, которые воздействуют на прибыль предприятия. Одной из таких моделей выступает «Модель Du Pont» как одна из первых моделей связи отдельных показателей, которая разработана в 30-е годы специалистами концерна Du Pont и впоследствии стала базовой.

Система показателей Du Pont в первую очередь изучает способность предприятия эффективно генерировать прибыль, реинвестировать ее, увеличивать обороты. Разделение ключевых показателей на факторы (множители) и их компоненты позволяет определить и дать сравнительную характеристику основных причин изменения того или иного показателя, выявить темпы

экономического роста компании. Система показателей Du Pont является отличным инструментом для оценки не только отдельных показателей, но и для координации целей управления путем установления требований к отдельным показателям, а также для оценки результатов реализации плановых мероприятий.

Использование системы Du Pont позволяет реализовать принцип планирования «сверху вниз», а это означает, что высшее руководство формирует запланированные задачи для всех департаментов на основе разработанных стратегических целей. «Низы» должны согласиться с заданием или обосновать невозможность его выполнения и дать свои рекомендации. Предлагаемый подход позволяет более глубоко проанализировать влияние элементарных факторов (затраты на комплектующие и расходные материалы, заработную плату и т.д.) на промежуточные интегральные показатели (рентабельность, ликвидность, оборачиваемость и т.д.). Рассмотренный подход к планированию принципиально отличается от принятого в большинстве организаций: «снизу вверх, сверху вниз». Как правило, при таком подходе реализуется принцип планирования от достигнутого.

Модель Du Pont основана на анализе соотношений, составляющих рентабельность собственного капитала ROE (Return On Equity), которая делится на рентабельность оборота, оборачиваемость активов и финансовый рычаг (индикатор, который характеризует финансовую структуру капитала), и каждый из этих факторов сам по себе является информативным экономическим показателем. Такой же подход применяется и к анализу других ключевых показателей финансово-экономического состояния предприятия. Схема финансового анализа по моделе Du Pont демонстрирует зависимость показателя «рентабельность активов» от ряда факторов, взаимосвязанных в единой системе (рис. 2). Выражение, которое описывает эту взаимосвязь, называют формулой Du Pont [11].

Рис. 2. Модифицированная схема модели Du Pont

В случаях, когда у организации неудовлетворительная рентабельность собственного капитала, формула Du Pont помогает выявить, какой из факторов привел к такому результату.

В набор любого механизма должен входить широкий круг инструментов реализации, которые позволили бы достичь тактических и стратегических целей. Для данного механизма такими инструментами являются планы, прогнозы, инвестиции, инновации, кредиты, цена, заработная плата, реклама, дивиденды и др.

Также наряду с совокупностью инструментов в границах механизма необходимо определить круг рычагов влияния. Данные рычаги имеют специфическое действие, так как используются руководством предприятия с целью стимулирования работников, бизнес-партнеров и т.д., или, наоборот, дестимулирования, наложения определенных санкций. К таким рычагам были отнесены нормы премирования персонала, нормы отчислений на социальное раз-

витие предприятия, ценовые скидки, дисконтные и накопительные карты, штрафы и др.

Выводы из данного исследования и перспективы дальнейшего развития в этом направлении.

Процесс выработки и принятия управленческих решений по всем аспектам формирования и использования прибыли предприятия невозможно осуществить без целенаправленной комплексной стратегии управления прибылью. Данной стратегией является современный механизм управления прибылью, который позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению управленческих решений.

Следовательно, разработанный механизм управления прибылью ориентирован на решение тактических и стратегических задач предприятия и может быть использован в процессе хозяйственной деятельности предприятий с целью улучшения его финансовых результатов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Голов С.Ф. Управленческий учет: Учебное пособие. Фактор, 2009. 784 с.

2. Поддерегин А.Н. Финансы предприятий: Учебное пособие. Киев: Центр учебной литературы, 2010. 352 с.

3. Бланк И.А. Торговый менеджмент. Киев: Эльга, 2009. 240 с.

4. Бланк И.А. Управление денежными потоками: Учебник. Киев: Никацентр, 2013. 480 с.

5. Пигуль Н.Г. Управление прибылью предприятия // Проблемы и перспективы развития банковской системы Украины: сборник научных трудов. Сумы: Издательство Украинской академии банковского дела НБУ 2010. № 28. С. 125-132.

6. Малицкий А.А. Структуризация организационно-экономического механизма управления предприятием торговли в условиях рынка // Торговля и рынок Украины: Сборник научных трудов. Донецк: ДонНУЭТ. 2009. № 27. С. 198-205.

7. Садеков А.А. Управление предприятием в условиях кризиса: Монография / А.А. Са-деков, В В. Цурик. Донецк: Изд-во ДонГУЭТ, 2006. 178 с.

8. Инновационный менеджмент в АПК / Р.Н. Минниханов и др. М.: МСХА, 2003. 432 с.

9. Илляшенко С.Н. Управление инновационным развитием: проблемы, концепции, методы: учебное пособие. Сумы: Университетская книга, 2003. 278 с.

10. Ткаченко Е.Ю. Система управления прибылью предприятия // Вестник Сумского национального аграрного университета: научно-методический журнал. 2006. № 3. С. 214-220.

11. Иванов Г.Г. Экономика организации. Торговля: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2012. 11 с.

REFERENCES

1. Golov S.F. Upravlencheskij uchet: Uchebnoe posobie. Faktor, 2009. 784 s.

2. Podderegin A.N. Finansy predpriyatij: uchebnoe posobie. K.: Centr uchebnoj literatury, 2010. 352 s.

3. Blank I.A. Torgovyj menedzhment. K.: El'ga, 2009. 240 s.

4. Blank I.A. Upravlenie denezhnymi potokami: Uchebnik . Kiev: Nikacentr, 2013. 480 s.

5. Pigul' N.G. Upravlenie pribyl'yu predpriyatiya // Problemy i perspektivy razvitiya bankovskoj sistemy Ukrainy: Sbornik nauchnyh trudov. Sumy: Izdatel'stvo Ukrainskoj akademii bankovskogo dela NBU. 2010. № 28. S. 125-132.

6. Malickij A.A. Strukturizaciya organizacionno-ekonomicheskogo mekhanizma upravleniya predpriyatiem torgovli v usloviyah rynka // Torgovlya i rynok Ukrainy: Sbornik nauchnyh trudov. Doneck: DonNUET. 2009. № 27. S. 198-205.

7. Sadekov A.A. Upravlenie predpriyatiem v usloviyah krizisa: Monografiya / A.A. Sadekov V.V. Curik. Doneck: Izd-vo DonGUET, 2006. 178 s.

8. Innovacionnyj menedzhment v APK / R.N. Minnihanov i dr. M.: MSKHA, 2003. 432 s.

9. Illyashenko S.N. Upravlenie innovacionnym razvitiem: problemy, koncepcii, metody: uchebnoe posobie. Sumy: Universitetskaya kniga, 2003. 278 s.

10. Tkachenko E.YU. Sistema upravleniya pribyl'yu predpriyatiya // Vestnik Sumskogo nacional'nogo agrarnogo universiteta: Nauchno-metodicheskij zhurnal. 2006. № 3. S. 214-220.

11. Ivanov G.G. Ekonomika organizacii. Torgovlya: uchebnoe posobie. M.: INFRA M, 2012. 11 s.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

СПОДАРЕВА Елена Григорьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики, Донецкая Народная Республика, г. Донецк.

len_spod@inbox.ru

ПАК Людмила Владимировна, студентка кафедры финансов финансово-экономического факультета, Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики, Донецкая Народная Республика, г. Донецк.

E-mail: Ludmilapak13@mail.ru

Дата поступления: 17.10.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.