Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ'

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1719
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
активы предприятия / управление активами / оборотные активы / внеоборотные активы / оценка финансового состояния

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафонова Наталья Сергеевна, Блажевич Олег Георгиевич

В статье обосновывается необходимость эффективного управления активами предприятия. Рассмотрены основные принципы процесса управления активами, определены задачи управления. Предложен механизм управления активами предприятия, основанный на управления внеоборотными и оборотными активами в отдельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сафонова Наталья Сергеевна, Блажевич Олег Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

Щ SCIENCE TIME Щ

(jj II < 5л ' 1-1Ф -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ Сафонова Наталья Сергеевна, Блажевич Олег Георгиевич, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь E-mail: blolge@rambler.ru

Аннотация. В статье обосновывается необходимость эффективного управления активами предприятия. Рассмотрены основные принципы процесса управления активами, определены задачи управления. Предложен механизм управления активами предприятия, основанный на управления внеоборотными и оборотными активами в отдельности.

Ключевые слова: активы предприятия, управление активами, оборотные активы, внеоборотные активы, оценка финансового состояния.

Современные реалии рыночной экономики требуют от предприятия постоянной оценки уровня своего финансового положения. Оценка финансового состояния дает возможность сделать выводы о состоянии финансовых ресурсов предприятия, определить уровень его деловой активности, имидж предприятия в целом, степень ликвидности и платежеспособности, установить, насколько надежным его считают партнеры, поставщики и покупатели. Финансовое положение предприятия - это важнейшая комплексная категория, которая позволяет определить степень эффективности его деятельности на текущий момент времени, а также спрогнозировать ее на перспективу.

На сегодняшний день для повышения конкурентоспособности предприятию недостаточно анализировать лишь финансовое состояние. В большей степени на конкурентоспособность влияет умение рационально распоряжаться имеющимися у предприятия ресурсами и капиталом. Производство продукции, ее реализация, а также деятельность хозяйствующего субъекта в целом может осуществляться лишь за счет имеющихся у него

активов. Формирование конечного результата деятельности предприятия -прибыли или убытка - целиком и полностью зависит от структуры активов, их состава и объема. Следовательно, эффективное и рациональное управление активами является практически жизненной необходимостью любого предприятия.

Ю.Н. Воробьев отмечает, что «управление активами — это постоянный процесс анализа, прогнозирования, планирования, организации, регулирования и контроля формирования и использования ресурсов предприятия» [1, с.498]. Целью управления активами является достижение рациональности их использования и на основе этого повышения конечных результатов деятельности.

Формирование и использование активов - это основные направления управления активами. Они основываются на ряде принципов (рис.1).

Рис. 1 Основные принципы процесса управления активами (составлено авторами на основании [2, с.378])

На основании выделенных направлений можно выделить ряд задач, выполнение которых обеспечит эффективное управления активами.

- формировать активы исходя из имеющегося в распоряжении предприятия капитала;

- учитывать перспективные масштабы дальнейшего функционирования предприятия и специфику отрасли, в котором оно функционирует;

I

SCIENCE TIME

I

- формировать активы исходя из научных обоснований;

- формирование активов должно происходить с тем учетом, что их объем должен обеспечивать условия, необходимые для успешного функционирования предприятия;

- использовать активы исходя из стратегических и тактических целей предприятия.

Процесс управления внеоборотными и оборотными активами состоит из ряда этапов. Примечательно, что управление оборотными активами несколько продолжительнее, чем внеоборотными. Это связано с необходимостью достижения высокого уровня их ликвидности и минимизацией потерь, возникающих при использовании оборотных активов, что не характерно для внеоборотных активов. На рис. 2 представлены основные этапы процесса управления активами.

Управление внеоборотными активами должно осуществляться от их формирования на предприятии и до списания с баланса. Оно заключается в обеспечении постоянного обновления оборудования, его ремонте и усовершенствовании; кроме того управление включает расчет потребности в внеоборотных активах.

Рис. 2 Механизм управления активами предприятия (составлено авторами на основании [3, с.103-104; 4; 5])

| SCIENCE TIME |

Управление внеоборотными активами должно строиться на основании специфики их кругооборота. Поэтому среди этапов управления отдельно выделено формирование стабильных источников финансирования внеоборотных активов, поскольку отсутствие возможности обновлять основные средства рано или поздно приведет к большим издержкам в производстве, высокой себестоимости продукции, ухудшению результатов деятельности предприятия в целом и снижению конкурентоспособности.

Управление внеоборотными активами осуществляется практически в каждом функциональном подразделении организации. Однако финансовый менеджмент играет ведущую роль в этом процессе. Его основной целью и задачей является повышение рациональности использования активов и обеспечение их постоянного обновления [2, с.267]. Поиск путей эффективного использования финансовых ресурсов, которыми располагает предприятие, является прерогативой финансового менеджера. Необходимо определить, что для предприятия в данный момент необходимо более всего: обновление основных средств, увеличение объема внеоборотных активов или же снижение обязательств перед хозяйствующими субъектами. «При принятии решения необходимо сравнивать стоимость нового капитала с дополнительной стоимостью или с размерами сокращения расходов, к которым приведет его использование. Решение о приобретении основного капитала состоит в процессе составления сметы капиталовложений и их окупаемости. Это сложный процесс, поскольку "плюсы" дополнительных основных активов обычно проявляются по окончании нескольких лет» [6, с.148].

Поскольку существует множество разнообразных форм и видов внеоборотных активов, финансовое управление ими должно быть разделено по функциональному признаку и направлено на совершенствование использования того или иного вида в отдельности.

Что же касается оборотных активов, то основной целью управления ими, помимо повышения эффективности использования, является определение необходимого их объема. Это очень важный момент финансового менеджмента, поскольку превышение объемов оборотных активов в балансе предприятия снизит их оборачиваемость, следовательно, снизится деловая активность предприятия, что не может не оказать влияния на его финансовое положение и результаты деятельности. Также значительное преобладание среди оборотных активов денежных средств может свидетельствовать о неэффективности их использования. Поэтому объем оборотных активов должен быть обоснован и нормирован.

В случае если же на предприятии сложится такая ситуация, что оборотных активов будет более, чем определено нормативами, финансовым менеджерам необходимо предпринять мероприятия нейтрализации сложившихся негативных

| SCIENCE TIME |

обстоятельств.

Первый способ состоит в рационализации менеджмента имеющихся в распоряжении предприятия запасов, который заключается в таких мероприятиях:

- прогнозирование спроса на производимую продукцию с целью определения того объема производства, который позволит удовлетворить потребности на рынке и не допустит чрезмерного «залеживания» товаров на складах;

- приобретение производственных запасов должно планироваться заранее с учетом определенных планов по производству и реализации продукции;

- хранение запасов на складах должно осуществляться лишь в тех объемах, которые определены тактическими и стратегическими целями предприятия;

- создание условий по улучшению хранения запасов на складах, дабы пресечь вероятность их порчи;

- совершенствование системы доставки готовой продукции до потребителей, улучшение логистики;

Второй способ направлен на сокращения потребности в оборотных активах. Он заключается в уменьшении дебиторской задолженности, чего можно достичь путем анализа дебиторов, выявления менее надежных клиентов и переводе их на систему предоплаты либо же ужесточения процесса получения коммерческого кредита. Кроме того сокращение потребности можно добиться более рациональным использованием тех фондов, в производственном использовании которых нет необходимости.

Третий способ направлен на сокращение расходов оборотного капитала. Его сущность состоит в том, чтобы более рационально и эффективно использовать наличные денежные средства, находящиеся в распоряжении предприятия. Их можно вкладывать в долгосрочные или краткосрочные финансовые активы, инвестировать в обновление основных фондов, приобретение нематериальных активов, таких как права пользования и интеллектуальную собственность.

Для эффективного управления активами предприятия необходимо на первом этапе произвести оценку его финансового состояния. Это позволит сформировать представление о состоянии финансовых ресурсов предприятия. Оценку финансового положения следует начать с горизонтального и вертикального анализа активов. Сего помощью можно изучить финансовое положение предприятия и предварительно предложить пути его улучшении (если таковое требуется).

Следующим этапом является анализ состояния активов предприятия. В данном случае он будет проведен по двум направлениям: анализ ликвидности и анализ финансовой устойчивости.

Поскольку финансовое состояние предприятия находится в прямой

I SCIENCE TIME I

зависимости от состояния оборотных активов, то оценка деловой активности является важным этапом финансового анализа. Деловая активность (или эффективность использования оборотных средств) является основой, на которой базируются рациональные и разумные управленческие решения.

Показатели рентабельности имущества особенно важны для предприятия, поскольку существует необходимо постоянно принимать неординарные решения для обеспечения эффективности деятельности. Среди показателей рентабельности активов особое внимание следует уделить рентабельности внеоборотных и оборотных активов, а также активов в целом. Анализ значений указанных показателей позволит определить, какую величину прибыли или убытка приносит каждый рубль, вложенный в активы предприятия.

Поскольку существует множество разнообразных факторов, влияющих на то или иное направление деятельности предприятия, возникает объективная необходимость в проведении факторного анализа. Сущность факторного анализа заключается расчете влияния различных факторов на экономические показатели. Для того чтобы выявить факторы, оказывающие сильное как положительное, как и отрицательное влияние на эффективность использования активов, проведем факторный анализ оборачиваемости и рентабельности активов.

Первым этапом факторного анализа определяется влияние каждого фактора по отдельности на изменение оборачиваемости активов за анализируемый период. В результате определяются факторы, которые оказывают наибольшее влияние на оборачиваемость активов, затем они заносятся в сводную таблицу, дабы определить их суммарное влияние на результирующий показатель. На основании полученных результатов делаются выводы.

Вторым этапом факторного анализа аналогичным путем определяется влияние каждого фактора на изменение рентабельности активов. Для совокупной оценки влияния факторов составляется сводная таблица, делаются выводы относительно полученных результатов.

На основании проведенного исследования можно заключить, что предложенный механизм управления активами дает возможность предприятию достичь рациональности их использования и на основе этого повысить конечные результаты его деятельности.

Литература:

1. Воробьев Ю.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Ю.Н. Воробьев. - Симферополь: Таврия, 2007. - 632 с.

2. Володин А.А. Управление финансами (Финансы предприятия): учебник / А.А. Володин. - М.: Инфра - М, 2011. - 510 с.

I

SCIENCE TIME

I

3. Безрукова Т.Л. Управление оборотными активами / Т.Л. Безрукова, И.И. Шанин, А.П. Якунина. - Воронеж: ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия», 2015. - С. 102-105.

4. Сафонова Н.С., Блажевич О.Г., Мурашова Е.А. Внеоборотные активы: сущность, классификация, особенности управления ими // Вестник Науки и Творчества. 2016. № 6 (6). С. 126-132.

5. Сафонова Н.С. Сущность, классификация и особенности управления оборотными активами предприятия / Н.С. Сафонова, О.Г. Блажевич, А.С. Гнездилова // Бюллетень науки и практики. - 2016. - № 8 (9). - С. 192-201.

6. Забелина О.В. Финансовый менеджмент: учебник / О.В. Забелина, Г.Л. Толкаченко. - М.: Экзамен, 2007. - 224 с.

7. Васина А.А. Финансовая диагностика и оценка проектов / А.А. Васина. -СПб.: Питер, 2004. - 448 с.

8. Воробьева Е.И. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов / Е.И. Воробьева, Э.А. Арифова, А.Е. Поляков // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2016. - № 2 (35). - С. 27-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.