Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/
Том 8, №6 (2016) http ://naukovedenie.ru/vol8-6 .php
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/100EVN616.pdf
Статья опубликована 30.01.2017
Ссылка для цитирования этой статьи:
Просалова В.С. Механизм стратегического управления инновационной деятельностью кластеров // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/100EVN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 332.1
Просалова Вероника Сергеевна
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Россия, Владивосток1
Кандидат экономических наук, доцент E-mail: prosalova@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=633760
Механизм стратегического управления инновационной
деятельностью кластеров
Аннотация. В представленной статье предложен механизм стратегического управления инновационной деятельностью кластера. Определены аналитические инструменты, позволяющие интегрировать стратегию инновационной деятельности в комплексную стратегию кластера. Сложность выбора данных показателей заключается в том, что не все они имеют количественную интерпретацию. Предложены принципы формирования показателей управления инновационной деятельностью кластера, позволяющие оптимизировать интеграцию стратегии инновационной деятельности в систему стратегического управления кластером. Определены преимущества использования системы сбалансированных показателей в управлении инновационной деятельностью кластера. Данный подход позволяет рассчитывать плановые показатели инновационной деятельности, осуществлять контроль за их достижением, а также оценивать их соответствие стратегическим целям кластера. Определены главные стратегические перспективы, которые должны соответствовать стратегии кластера. Разработана стратегическая карта инновационной деятельности кластера, позволяющая сформировать общую систему целей формирования инновационной стратегии кластера, определить сбалансированность всех направлений. Кроме того, она отражает концептуальные основы управления его инновационной деятельностью. Предложенные показатели позволяют системно и всесторонне управлять инновационной деятельностью кластера на стратегическом уровне. Кроме того, поставленные цели и перспективы легко синтезируются с общей стратегией развития кластера.
Ключевые слова: кластер; инновации; инновационная деятельность; стратегическое управление; стратегическое управление инновационной деятельностью; стратегическое управление кластером; система сбалансированных показателей
1 690002, Россия, Приморский край, г. Владивосток, Океанский пр-т, 165
Использование стратегического управления является одним из главных условий обеспечения конкурентоспособности кластеров подверженных влиянию политических и экономических преобразований, научно-технического прогресса, а также глобализации. Экспрессивное воздействие совокупности этих факторов требует формирования радикальной комплексной системы управления. Особенно актуальным данный вопрос является для кластеров, специализирующихся на высокотехнологичной продукции, активно применяющих инновационные разработки. В связи с тем, что стратегическое управление рассматривает кластер как единую бизнес-единицу, учитывая его макро- и микроокружение, используя единые целостные подходы и ориентируясь на долгосрочные перспективы, то и само оно должно быть основано на единой концепции.
Решение вопросов стратегического управления кластерами (в том числе и их инновационной деятельностью) зачастую сводится к адаптации и использованию существующих теорий, концепций и моделей. К наиболее известным концепциям управления относятся: управление качеством, реинжиниринг, анализ цепочки создания ценности, сценарное планирование. При формировании определенных условий они позволяют кластерам создавать положительный синергетический эффект, а также повысить эффективность своей деятельности, однако они относятся к универсальным инструментам и не учитывают специфику деятельности кластеров, что снижает их эффективность и не позволяет достичь поставленных целей.
Инновационная составляющая является неотъемлемой частью деятельности кластеров, а также системы стратегического управления. В рамках формирования концепции стратегического управления необходимо учитывать взаимосвязь этих элементов.
В связи с этим актуальным становится вопрос разработки такой концепции стратегического управления инновационной деятельностью кластера, которая учитывала современные преобразования экономической и научно-технической среды, а также комплексную целостность кластерной структуры, позволяя ему осуществлять непрерывную деятельность с целью достижения положительного синергетического эффекта.
Механизм стратегического управления инновационной деятельностью кластера будет представлять собой комплекс управленческих решений, относительно внедрения инновационных программ в процесс стратегического управления кластером (рис. 1).
Результат стратегического управления кластером
Стратегическое
Совет управления кластером
УК1 УК2
Рисунок 1. Механизм стратегического управления инновационной деятельностью кластера
(источник: составлено автором)
Реализация стратегического управления может происходить через Совет управления кластером, или непосредственно участниками кластера (УК) самостоятельно, возможно объединение в отдельные группы. Последние два варианта будут характерны для небольших проектов, которые не требуют значительных финансовых ресурсов или реализации программ на начальной стадии, при отсутствии высокой степени вероятности их эффективности.
Система управления инновационной деятельностью кластера должна быть ориентирована на выполнение миссии и реализацию стратегических целей кластера.
С этой целью следует определить ряд аналитических инструментов, позволяющих интегрировать стратегию инновационной деятельности в комплексную стратегию кластера. Сложность выбора данных показателей заключается в том, что не все они имеют количественную интерпретацию. Такие показатели, как сложность инновационной разработки, уровень креативности созданных инноваций и пр. являются трудноформализуемыми, также как оценка работы специалистов в области инноваций. Напротив, количественные показатели инновационной стратегии должны включать в себя все бизнес-процессы, связанные с реализацией стратегических целей кластера, основанных на осуществлении инновационной деятельности. При этом также следует учитывать все затраты на разработку инноваций, а также на внедрение их в текущую деятельность.
В рамках проводимого исследования нами были предложены принципы формирования показателей управления инновационной деятельностью кластера, позволяющие оптимизировать интеграцию стратегии инновационной деятельности в систему стратегического управления кластером (табл. 1).
Таблица 1
Принципы формирования показателей управления инновационной
деятельностью кластера
Принцип Содержание
Простоты Показатели не должны быть сложными, иначе возникает риск появления ошибок в расчетах, кроме того, результатом может стать снижение эффективности стратегического управления инновационной деятельностью (затраты на реализацию управления превысят эффект от ее осуществления).
Динамичности Показатели должны характеризовать динамику инновационного процесса. Быть легко модифицируемы для учета изменений инновационной деятельности кластера.
Структурированности Показатели должны быть четко структурированы по направлениям, а также по объектам и субъектам инновационной деятельности.
Актуальности и достоверности Показатели должны быть достоверными и отражать реальную инновационную деятельность кластера. Необходимо тщательно проверять информацию на основе которой происходит расчет показателей. Следует учитывать, что часть показателей может стать не актуальными для использования в расчетах, кроме того алгоритм их оценки, также может устареть.
Оптимальности При формировании комплекса показателей необходимо учитывать, что их должно быть минимально необходимое количество. Выполнение данного требования позволяет получить наиболее точные результаты расчетов, а также обеспечить принцип эффективности.
Принцип Содержание
Взаимосвязи Показатели должны отражать не только уровень развития инновационной деятельности в целом по кластеру, но и вклад отдельных его участников.
Индивидуальности Показатели должны учитывать специфику деятельности кластера, его отраслевые и региональные особенности, этап жизненного цикла, а также уровень стратегического развития. Нельзя выработать единый комплекс показателей, который бы подходил для всех кластеров.
Комплексного учета затрат Показатели должны учитывать затраты не только на разработку и реализацию инноваций, но и на приобретение уже существующих инновационных продуктов. Кроме того, необходимо учитывать затраты на создание резервных фондов для непредвиденных расходов на инновационную деятельность.
Источник: составлено автором
Необходимо выбрать оптимальное соотношение между количественными показателями, имеющими точную оценку и качественными - оценка которых носит относительный характер. В условиях необходимости развития инновационной деятельности кластера - это тождество позволяет комплексно учитывать большинство процессов, неотъемлемо связанных со стратегической инновационной деятельностью: инвестиционные и операционные затраты, работа с клиентами, финансовая деятельность.
Удельный вес используемых количественных показателей для реализации стратегического управления и точность системы оценки стратегических показателей находятся в обратной зависимости (рис. 2). Поэтому, в силу своей специфики инновационная стратегия кластера будет располагаться на отрезке АВ, являясь неотъемлемой частью его комплексной стратегии.
Выбор компромисса объясняет структурный состав при формировании показателей стратегического управления, который должен включать систему сбалансированных показателей (BSC) инновационной деятельности.
Следует более подробно рассмотреть эту систему с целью определения специфики ее формирования и использования в условиях стратегического управления инновационной деятельностью кластера.
Использование BSC, как методического инструментария при оценке реализации стратегического управления рассматривается различными учеными уже давно, начиная от ее появления в конце 1980-х гг., благодаря исследованиям профессоров Р. Каплана и Д. Нортона и заканчивая научными работами, издаваемыми по сегодняшний день [2, 3, 4, 5, 9, 12, 14], сравнительно недавно появились работы посвященные возможности ее применения в стратегическом управлении инновационной деятельностью [1, 6, 8, 13, 15]. Автор признает, что BSC, имея как своих сторонников, так и критиков, не является единственно верной методикой, однако, на наш взгляд, она является наиболее универсальным и эффективным методическим подходом применительно к инновационным стратегиям.
Рисунок 2. Обоснование компромисса при выборе показателей стратегического управления инновационной деятельности кластера (источник: составлено автором)
Использование BSC позволяет интегрировать инновационную деятельность кластера в общую систему его деятельности, включая как производственную, так и финансовую, инвестиционную и пр. Происходит это как путем интегрирования отдельных инновационных стратегических показателей, так и посредством разработки единой стратегии, позволяющей объединить всех участников кластера. Кроме того, в рамках данного подхода возможно учитывать стратегическое управление проектами, разрабатываемых как для членов кластера (внутреннего использования), так и для внешних клиентов.
Преимуществом использования BSC в управлении инновационной деятельностью кластера заключается в возможности формализации инновационных показателей, использующихся во многих направлениях его деятельности. Данный подход позволяет рассчитывать плановые показатели инновационной деятельности, осуществлять контроль за их достижением, а также оценивать их соответствие стратегическим целям кластера.
Для оценки реализации инновационной стратегии кластера, согласно BSC инновационной деятельности следует разработать и взаимоувязать ряд составляющих:
1. стратегические перспективы, позволяющие оценить реализацию инновационной стратегии (с целью обеспечения интеграции BSC инновационной деятельности в общую систему стратегического управления кластером, которая также может быть формализована BSC необходимо использовать базовые перспективы, учитывающие специфику деятельности кластера);
2. система целей и задач, определяющих направления реализации стратегии;
3. показатели, характеризующие достижение поставленных целей;
4. стратегические инициативы, позволяющие обеспечить реализацию поставленных целей;
5. причинно-следственные связи, обеспечивающие единство разрабатываемой системы.
При разработке BSC инновационной деятельности необходимо определить главные стратегические перспективы, которые должны соответствовать стратегии кластера (рис. 2).
Перспективы группируются по четырем составляющим:
1. перспектива «Организационные процессы инноваций»;
2. перспектива «Внутренние инновационные процессы»;
3. перспектива «Маркетинг инноваций»;
4. перспектива «Финансы».
Перспектива организационных процессов инноваций связана с формированием инновационной политики кластера и механизмов ее реализации. Служит базой для стимулирования и развития инновационной деятельности, которая позволит осуществить в последующем внутренние инновационные процессы.
Основными целями данной перспективы будут являться:
• привлечение молодых и перспективных специалистов для разработки и реализации новых идей;
• формирование системы управления, основанной на распределении центров ответственности, согласно направлениям инновационной деятельности;
• формирование ресурсной базы, позволяющей разрабатывать и реализовывать инновационную деятельность.
Рисунок 2. Перспективы BSC инновационной деятельности кластера (источник: составлено автором)
Перспектива внутренние инновационные процессы характеризует оптимизацию инновационной деятельности, классифицированную по различным направлениям.
Базовыми целями данной перспективы будут являться:
• оптимизация инновационных процессов;
• приведение инновационной деятельности до соответствия современным стандартам и их соблюдение;
• развитие инновационного потенциала сотрудников;
• обеспечение согласованности инновационных процессов;
• обеспечение согласованности между участниками кластера в рамках инновационной деятельности.
Перспектива маркетинг инноваций рассматривает процессы наиболее эффективного взаимодействия с клиентами - потребителями инновационных товаров (услуг), инвесторами (в том числе государственными органами), а также другими участниками кластера в рамках инновационной деятельности.
К основным целям данной перспективы относятся:
• повышение удовлетворенности заказчиков инновационными продуктами (услугами);
• формирование преференциальных отношений с инвесторами, для финансирования инновационной деятельности;
• оптимизация входящих/исходящих инновационных бизнес процессов, обеспечивающих взаимодействие данного участника кластера с другими участниками, выступающими в качестве поставщиков или потребителей.
Перспектива финансы отражает не только рост экономических показателей за счет внедрения и использования инноваций, применяемых в стандартных формах отчетности, но и приращение инновационного капитала кластера. Кроме того, необходимо учитывать особенности кластерной деятельности, финансовый эффект от инноваций может быть достигнут не у всех участников кластера, у некоторых из них может наблюдаться отрицательное влияние инноваций на значение финансовые показатели.
К базовым целям данной перспективы следует отнести:
• повышение значений показателей, отражающих финансовую эффективность от внедрения и использования инноваций;
• приращение инновационного капитала кластера.
Предложенный состав целей для каждой перспективы носит общий рекомендательный характер и будет зависеть от отраслевой специфики кластера, а также его региональной принадлежности (рис. 3).
Рисунок 3. Стратегическая карта инновационной деятельности кластера
(источник: составлено автором)
Стратегическая карта позволяет сформировать общую систему целей формирования инновационной стратегии кластера, определить сбалансированность всех направлений. Кроме того, она отражает концептуальные основы управления его инновационной деятельностью.
С помощью BSC инновационной деятельности органы управления кластером может трансформировать финансовые цели в текущие цели и задачи по соответствующим процессам. В свою очередь появляется возможность конкретизировать соответствующие цели с помощью системы показателей, позволяющих оценить результативность реализации инновационной стратегии.
Предложенные показатели позволяют системно и всесторонне управлять инновационной деятельностью кластера на стратегическом уровне. Кроме того, поставленные цели и перспективы легко синтезируются с общей стратегией развития кластера.
Методология BSC инновационной деятельности кластера не предполагает формирование критериальных значений показателей, они должны разрабатываться непосредственно управляющими кластера в зависимости от его специфики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ерыгин Ю.В., Джежора А.А. Введение дополнительной составляющей системы сбалансированных показателей для инновационной стратегии на промышленных предприятиях // Актуал. проблемы лесного комплекса: сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-техн. конф. «Лесной комплекс: состояние и перспективы развития». Ч. 3. Экономика и эффективность организации производства. Брянск, 2008.
2. Каплан, Р. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей / Р. Каплан, Д. Нортон. - М.: Олимп-Бизнес, 2009. - 392 с.
3. Каплан, Р. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Р. Каплан, Д. Нортон. - М.: Олимп-Бизнес, 2005. -512 с.
4. Каплан, Р. Стратегическое единство: создание синергии организации с помощью сбалансированной системы показателей / Р. Каплан, Д. Нор-тон. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. - 384 с.
5. Коробков A. The Balanced Scorecard - новые возможности для эффективного управления // Экономические стратегии, 2001, №3, с. 50-59.
6. Кох Л.В. Система сбалансированных показателей и оценка эффективности банковских инноваций // Корпоративный менеджмент, 2008, №6, с. 97-99.
7. Мальцева Г.И. Концепция перехода ВУЗА от управления затратами к управлению результатами // Аваль, 2007, №1, с. 120-131.
8. Овсянко К.А., Куганов В.Г. Сбалансированная система показателей эффективности инноваций // Инновации, 2008, №7, с. 122-126.
9. Петрухина Н.А. Влияние территориально-производственных кластеров на уровень конкурентоспособности региональной экономки // Актуальные проблемы экономики и права, 2012, №1, с. 57-61.
10. Просалова В.С. Принципы стратегического управления инновационной деятельностью кластера // Успехи современной науки и образования, 2016, №7, С. 43 - 45.
11. Просалова В.С. Влияние этапов жизненного цикла инновационного кластера на его стратегическое управление // Успехи современной науки, 2016, №7, C. 83 -86.
12. Степанов Д. Интеллектуальный капитал, сбалансированная система показателей и экономическая добавленная стоимость в системе управления, нацеленной на создание стоимости // Современные аспекты экономики, 2002, №5 (18), с. 61-66.
13. Стратегическая оценка деятельности инновационно-активных предприятий / В.В. Платонов, К.А. Овсянко, А.Г. Айрапетова, И.И. Дюков / под редакцией д-ра экон. наук, проф. А.Е. Карлика. - СПб.: Изд-во: СПбГУЭФ, 2012. - 209 с.
14. Хорват П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием // Проблемы теории и практики управления, 2000, №4, с. 108-113.
15. Яшин А.Н. Трансформация системы сбалансированных показателей с учетом инноваций // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия, 2011, №9, с. 23-25.
Prosalova Veronika Sergeevna
«Pacific state medical university» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Russia, Vladivostok
E-mail: prosalova@mail.ru
Mechanism of strategic management of innovative
activity of clusters
Abstract. In the submitted article the mechanism of strategic management of innovative activity of a cluster is offered. The analytical tools allowing to integrate the strategy of innovative activity into the complex strategy of a cluster are defined. Complexity of the choice of these indicators is that not all of them have quantitative interpretation. The principles of formation of indicators of management of innovative activity of a cluster allowing to optimize integration of strategy of innovative activity into system of strategic management of a cluster are offered. Advantages of use of system of the balanced indicators in management of innovative activity of a cluster are defined. This approach allows to count planned targets of innovative activity, to exercise control of their achievement, and also to estimate their compliance to strategic objectives of a cluster. The main strategic prospects which have to correspond to the strategy of a cluster are defined. The strategic map of innovative activity of a cluster allowing to create the general system of the purposes of formation of innovative strategy of a cluster, to define balance of all directions is developed. Besides she reflects conceptual bases of management of his innovative activity. The offered indicators allow to operate systemically and comprehensively innovative activity of a cluster at the strategic level. Besides goals and prospects are easily synthesized with the general strategy of development for a cluster.
Keywords: cluster; innovations; innovative activity; strategic management; strategic management of innovative activity; strategic management of a cluster; system of the balanced indicators