Научная статья на тему 'Механизм создания регионального компетентностного профиля выпускника вуза'

Механизм создания регионального компетентностного профиля выпускника вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПРОФИЛЬ ВЫПУСКНИКА / МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПРОФИЛЯ ВЫПУСКНИКА ВУЗА / REGIONAL COMPETENCE-BASED PROFILE OF THE GRADUATE / MECHANISM OF CREATION OF A REGIONAL COMPETENCE-BASED PROFILE OF THE UNIVERSITY GRADUATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савоскина Елена Владимировна, Домнина Светлана Валентиновна, Козлов Вячеслав Васильевич

В статье рассматривается механизм создания регионального компетентностного профиля выпускника вуза как реального инструмента связи образования, науки, практики и рынка труда. Показаны преимущества использования регионального компетентностного профиля выпускника с точки зрения работодателей, преподавателей, руководителей вузов, а также самих выпускников.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савоскина Елена Владимировна, Домнина Светлана Валентиновна, Козлов Вячеслав Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the mechanism of creation of a regional competence-based profile of the university graduate as real instrument of connection of education, science, practice and labor market is considered. Advantages of a regional competence-based graduate profile use from the point of view of employers, teachers, heads of higher education institutions and also graduates are shown.

Текст научной работы на тему «Механизм создания регионального компетентностного профиля выпускника вуза»

УДК378.14.015.62 (Высшее профессиональное образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров. Педагогика высшей школы. Высшие учебные заведения, факультеты, кафедры вузов. Система высшего образования.)

МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПРОФИЛЯ

ВЫПУСКНИКА ВУЗА

© 2017 Е.В.Савоскина1, С.В.Домнина2, В.В.Козлов1

Савоскина Елена Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики строительства и недвижимости. E-mail: savoskina@mail. ru Домнина Светлана Валентиновна, доктор экономических наук, доцент, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и экономики культуры. E-mail: swdomnina@mail. ru Козлов Вячеслав Васильевич, кандидат технических наук, доцент межвузовской кафедры информационных и развивающих образовательных систем и технологий, директор информационно-аналитического центра учебного управления. E-mail: vco2005@mail. ru

1 Самарский государственный технический университет. Самара, Россия 2Самарский государственный институт культуры. Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 06.10.2017

В статье рассматривается механизм создания регионального компетентностного профиля выпускника вуза как реального инструмента связи образования, науки, практики и рынка труда. Показаны преимущества использования регионального компетентностного профиля выпускника с точки зрения работодателей, преподавателей, руководителей вузов, а также самих выпускников.

Ключевые слова: региональный компетентностный профиль выпускника, механизм создания регионального компетентностного профиля выпускника вуза

В современных условиях ведения образовательного процесса необходима адаптация формируемых компетенций студентов под требования работодателей. Для достижения этого необходимо сформировать механизм создания регионального компетентностного профиля (РКП) выпускника на протяжении всей траектории обучения с адаптацией под требования работодателей региона и рынков будущего. Такой механизм станет реальным инструментом связи образования, науки, практики и рынка труда.

В этой связи конструирование регионального компетентностного профиля выпускника на протяжении всей траектории обучения с адаптацией под требования работодателей региона и рынков будущего, с учётом планов технического и организационного перевооружения предприятий региона станет основой для реализации новых образовательных стандартов, направленных на координацию образовательной программы с запросами работодателей. Только таким образом региональная карта вотребовательности компетенций выстроится с учётом необходимых работнику определенных трудовых функции в рамках профессиональных стандартов.

В этом случае выпускник вуза получит дополнительный документ (компетентностный профиль), содержащий перечень индивидуальных

компетенций (с привязкой к конкретным навыкам), подкрепленный документированным опытом практической работы в вузе (проектные команды, курсовые проекты и иные виды работ), приобретенных студентом компетенций с аннотацией, составленной преподавателем, ведущим соответствующую работу или дисциплину. Все материалы (пояснительная записка, приложения) публикуются на информационном ресурсе вуза и доступны для комментирования общественностью.

Неоспоримый эффект от реализации регионального компетентностного профиля выпускника получает и региональный рынок труда. Студент вуза сформирует знания, умения, навыки по уникальным индивидуальным компетенциям, которые позволят ему иметь собственные преимущества. Работодатель получит инструмент, позволяющий обосновано выбрать специалиста, наиболее полно отвечающего его требованиям и дистанционно оценить уровень сформированности компетенции путем анализа исходных материалов (записка, приложения). Вуз получит инструмент для ранжирования преподавательского состава по принципу вовлеченности их в процесс формирования специалистов, востребованных на региональном рынке труда.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №4, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 4, 2017

В этом случае проблема достоверности вузовской информации подкрепляется рейтингом вуза и личным рейтингом преподавателя, разместившего аннотацию работ, выполненных студентом в ходе образовательного процесса, а в дальнейшем следует составление к ним аннотаций каждой освоенной студентов компетенции.

Преподавателей можно условно разделить на три группы: активные и авторитетные, активные и «преувеличивающие» и не имеющие рейтинга.

Ещё одним важным элементом в механизме создания регионального компетентностного профиля выпускника (далее - механизм) на протяжении всей траектории обучения становится личный рейтинг преподавателя (сотрудника сторонней организации), который формируется путем голосования выпускников на предмет соот-

ветствия размещенной преподавателем аннотации к сформированным компетенциям студента с реальным содержанием его работы - общественный контроль. Преподаватель, если он уверен в своем студенте, составляет аннотацию к его работе с перечнем компетенций и обоснованием наличия их сформированности в тексте его работы. Затем полный текст работы размещается на информационном ресурсе вуза и получает постоянную ссылку. Эта ссылка доступна в поисковых системах, а компетенции включаются в портфолио студента, включая саму ссылку. Далее запускается механизм голосования по данной аннотации и формирование личного рейтинга преподавателя. Пример оформления аннотации представлен в таб. 1.

Таб. 1. Пример формы аннотации (Example of a form of the summary)

Дата выполнения работы Преподаватель, кафедра Студент, профиль подготовки Тема работы и ссылка на ее текст Дисциплина, курс, оценка

Компетенция 1 Обоснование, составленное преподавателем на тему: почему он считает, что в этой работе она сформирована

Таб. 2. Пример представления информации о сформированности компетенций (Example of submis-_sion of information on formation of competences)_

Студент, профиль подготовки Компетенция Ссылка 1, дата размещения Комментарий руководителя Рейтинг доверия

Преподаватель не обязан размещать 100% всех работ, которыми он руководит, но лично отвечает за достоверность аннотации. Очень быстро сформируется активное ядро преподавателей, мнению которых (в виду рейтинга) работодатель будет доверять.

Личный рейтинг преподавателя (в основном выпускающих кафедр) может быть использован руководством вуза для соответствующего поощрения (идеальны преподаватель выложит 100% работ при личном рейтинге доверия к его оценке +1) или при определении величины заработной платы, а вернее - надбавки за индивидуальные достижения в рамках эффективного контракта. На основе рейтингов преподавателей формируются рейтинги кафедр.

Каждый выпускник имеет право высказать свое суждение (+1 / -1) один раз по одной работе студента. Возможно голосование работодателей. Личный рейтинг представляет собой среднее значение по всем проголосовавшим и может быть

как положительным, так и отрицательным. Работодатель видит компетенции, работу и рейтинг преподавателя (как аудитора), гарантировавшего сформированность этих компетенций у студента. Пример представления информации о сформиро-ванности компетенций представлен в таб. 2.

Работодатель имеет доступ к перечню региональных компетенций вуза, может составить портрет нужного ему специалиста и сделать запрос, в результате чего ему будет выдан ранжированный список потенциальных сотрудников.

При такой схеме подготовки выпускников вузов основным инструментом механизма создания регионального компетентностного профиля выпускника становится составление технического задания для каждого студента (рис. 1), на основе которого он выполняет все лабораторные работы, рефераты, курсовые и контрольные работы по определённым дисциплинам.

Карта сформированных компетенций каждым выпускником должна быть доступна в течение

достаточно долгого срока после выпуска студента и помогать ему не только в трудоустройстве

Подводя итоги, можно выделить основные направления использования результатов работы предлагаемого механизма создания регионального компетентностного профиля выпускника:

1. Вуз получит инструмент развития кадрового потенциала, модернизации научно - исследовательской, инновационной деятельности и образовательной деятельности. Он как же получает инструмент для ранжирования преподавательского состава по принципу вовлеченности их в процесс формирования специалистов, востребованных на региональном рынке труда. Приобретается возможность в процессе формирования РКП преобразовывать научные исследования в конкретные проекты, в процессе создания которых выстраивается своеобразная цепочка от фундаментальных исследований до конкретных производств.

2. Работодатель получит инструмент, позволяющий обосновано выбирать специалиста, наиболее полно отвечающего его требованиям и дистанционно оценить уровень сформированно-сти компетенции путем анализа исходных материалов ещё на этапе обучения. Он будет иметь возможность заказывать специалистов с необходимым набором знаний, умений и навыков, которые наиболее полно отвечают его требовани-

непосредственно после окончания вуза, но и в дальнейшем построении его карьеры.

ям, и дистанционно отслеживать качество сфор-мированности компетенции путем анализа исходных материалов ещё на этапе обучения и своевременно вносить коррективы в формируемые РКП на следующих курсах.

3. Выпускник вуза получит дополнительный документ (региональный компетентностный профиль - РКП), содержащий перечень индивидуальных компетенций (с привязкой к конкретным навыкам, умениям, знаниям), подкрепленный документированным опытом практической работы в вузе, организациях (базах практики).

4. Преподаватель вуза получит личный рейтинг, который формируется путем голосования выпускников и работодателей на предмет соответствия уровня его работы требованиям имеющейся квалификации, тем самым формируется общественный контроль, который к 2020 году должен найти своё отражение в эффективном контракте. У него появляется возможность скорректировать свою научную и педагогическую деятельность, чтобы гарантировать сформиро-ванность всех РКП у студента, выступив в роли аудитора знаний. Преподаватель становится связующим звеном между студентом и рынком востребованных вакансий.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ_

на выполнение курсовой работы/проекта в рамках изучения дисциплины « » к договору возмездного оказания услуг (преподавательские услуги) № от 20__ г. Требования к оказываемым услугам:_

Ведение учебного процесса для студента_очной формы обучения в рамках направлений подготовки

в 20_-20_ учебном году в объёме:_

Наименование дисциплины Учебные группы Всего часов Количество часов по видам учебной деятельности

Консультации Учебные занятия Рецензирование Итоговый контроль

Вебинар Форум ЛК ПР ИДЗ ЛБ КР ЭКЗ/ЗАЧ

Итого:

Стоимость

в соответствии со следующими характеристиками выполняемых работ по видам учебной деятельности:

Виды учебной деятельности Характеристики выполняемых работ по видам учебной деятельности

п. 1. Проведение консультаций 1.1

1.2 и т.д.

п. 2. Проведение учебных занятий

п. 3. Проверка и рецензирование ИДЗ, ЛБ, КР/КП

п.4. Проведение мероприятий промежуточного контроля

Рис. 1. Пример технического задания (Example of the specification)

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №4, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 4, 2017

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // «Консультант Плюс»: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/

2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // «Гарант». http://base.garant.ru/70170946/

3. Указ Президента РФ от 28 декабря 2013 г. № 967 «О мерах по укреплению кадрового потенциала Российской Федерации» // «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 156645/

4. Приказ № 1367 от 19 декабря 2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // «КонсультантПлюс»: http://www.consultant. ru/document/cons doc LAW 159671/

5. Государственная программа Самарской области «Развитие образования и повышение эффективности реализации молодёжной политики в Самарской области» на 2014 - 2020 годы. Сайт Правительства Самарской области: http://www.samregion.ru/documents/government resolution/08.12.2013/skip/106/64915/?blind=1

6. Программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный технический университет» до 2020 года. Сайт Самарского государственного технического университета: https://su.samgtu.ru/

7. Стратегическая программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный экономический университет» на период 20142020 гг. Сайт Самарского государственного экономического университета: http://www.sseu.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnov-organizacii/strategLcheskava-programma-razvitiva-fgbou-vpo-sgeu-2Q14

MECHANISM OF CREATION REGIONAL COMPETENCE-BASED PROFILE OF THE UNIVERSITY GRADUATE

© 2017 E.V.Savoskina1, S.V.Domnina2, V.V.Kozlov1

Elena V. Savoskina, candidate of economical sciences, associate professor of the Chair of Construction Economics and Real

Estate.

E-mail: savoskina@mail.ru

Svetlana V. Domnina, doctor of economical sciences, associate professor, professor, head of the Chair of Management and

Economics of Culture. E-mail: swdomnina@mail. ru Vyacheslav V. Kozlov, candidate of technical sciences, associate professor of interuniversity Chair of the Information and Developing Educational Systems and Technologies, director of information and analytical center of educational management.

E-mail: vco2005@mail.ru

1 Samara State Technical University. Samara, Russia

2 Samara State Institute of Culture. Samara, Russia

In article the mechanism of creation of a regional competence-based profile of the university graduate as real instrument of connection of education, science, practice and labor market is considered. Advantages of a regional competence-based graduate profile use from the point of view of employers, teachers, heads of higher education institutions and also graduates are shown.

Keywords: regional competence-based profile of the graduate, mechanism of creation of a regional competence-based profile of the university graduate.

1. Federal'nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» ot 29.12.2012 № 273-FZ (Federal law "About Education in the Russian Federation" of 29.12.2012 No. 273-FL). «Konsultant Plyus»: http ://www.consultant.ru /document/cons doc LAW 140174/

2. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 7 maya 2012 g. № 599 «O merakh po realizatsii gosudarstvennoi politiki v oblasti obrazovaniya i nauki» (Russian Federation Presidential Decree of May 7, 2012 No. 599 "About measures for realization of public policy in the fields of education and science"). «Garant». http://base.garant.ru/70170946/

3. Ukaz Prezidenta RF ot 28 dekabrya 2013 g. № 967 «O merakh po ukrepleniyu kadrovogo potentsiala Rossiiskoi Federatsii» (Russian Federation Presidential Decree of December 28, 2Q13 No. 967 "About measures on strengthening of workforce capacity of the Russian Federation"). «KonsultantPlyus»: http://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 156645/

4. Prikaz № 1367 ot 19 dekabrya 2013 g. «Ob utverzhdenii poryadka organizatsii i osushchestvleniya obrazovatel'noi deyatel'nosti po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya-programmam bakalavriata, programmam spetsialiteta, programmam magistratury» (Order No. 1367 of December 19, 2013. "About the statement of an order of

the organization and implementation of educational activities for educational programs of the higher education - to programs of a bachelor degree, programs of a specialist programme, programs of a magistracy"). «Komul'tantPlyus»: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 159671/

5. Gosudarstvennaya programma Samarskoi oblasti «Razvitie obrazovaniya i povyshenie effektivnosti reali-zatsii molodezhnoi politiki v Samarskoi oblasti» na 2014-2020 gody (The State Program of the Samara Region "Development of education and improvement of the effectiveness in realization of youth policy in the Samara Region" for 2014-2020). Sait Pravitel'stva Samarskoi oblasti: http://www.samregion.ru/documents/government

resolution/08.12.2013/skip/106/64915/?blind=1

6. Programma razvitiya federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Samarskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet» do 2020 goda (The development program of Federal State Budgetary Institution of Higher Education "Samara State Technical University" till 2020). Sait Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta: https://su. samgtu. ru/

7. Strategicheskaya programma razvitiya federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Samarskii gosudarstvennyi ekonomicheskii universitet» na period 2014-2020 gg. (The strategic development program of Federal State Budgetary Institution of Higher Education "Samara State University of Economics" for the period 2014-2020). Sait Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta: http://www.sseu.ru/svedeniva-ob-obrazovatelnov-organizacii/strategicheskava-programma-razvitiva-fgbou-vpo-sgeu-2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.