Научная статья на тему 'Механизм создания новых рабочих мест в процессе структурных преобразований в углепромышленных районах'

Механизм создания новых рабочих мест в процессе структурных преобразований в углепромышленных районах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
415
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рожков А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм создания новых рабочих мест в процессе структурных преобразований в углепромышленных районах»

А.А.Рожков

МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ В ПРОЦЕССЕ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В УГЛЕПРОМЫШЛЕННЫХ РАЙОНАХ

Обеспеченность рабочими местами после ликвидации угольной отрасли на улеп-ромышленных территориях является одной из приоритетных задач их социально-экономической реабилитации. При этом показатели занятости местного населения наглядно характеризуют результативность политики государства в этой сфере. В то же время восьмилетний опыт реализации программы реструктуризации угольной промышленности в России показал сложность социально-экономических процессов, происходящих на территориях, испытавших глубокие структурные преобразования. Это не позволяет рассчитывать на эффективность разовых мер в сфере занятости, а также опираться лишь на традиционные методы оценки состояния рынка труда.

В период ликвидации убыточных шахт и разрезов на углепромышленных территориях имели место два противоположно направленных процесса. С одной стороны, сокращение рабочих мест и высвобождение работников угледобывающих предприятий; с другой стороны, в рамках программ местного развития, финансируемых за счет средств госбюджета, осуществлялось создание новых рабочих мест как на действующих предприятиях угольной отрасли, так и на создающихся предприятиях малого и среднего бизнеса. При этом согласно концепции реструктуризации угольной промышленности малому предпринимательству в сфере создания новых рабочих мест придавалось большое значение.

Накопленный за последнее десятилетие опыт ликвидации убыточных разрезов и шахт угольной отрасли выявил широкий спектр проблем, возникновение которых даже не прогнозировалось. Особенно это стало характерно для социальных последствий углепромышленных территорий. Вместе с тем подтвердилась обоснованность исходного положения реализуемой политики в этой сфере. Это относится к социально-экономическому программному подходу структурных преобразований, опирающемуся на широкую государственную поддержку, особенно в сфере социальной защиты высвобождаемых работников, создания условий для жизнедеятельности местного населения и организации новых рабочих мест. Причем, если первые два направления носят единовременный характер, то последнее должно создавать реальную экономическую основу для сохранения местного сообщества и дальнейшего социально-экономического развития территории.

Подход к организации создания новых рабочих мест с целью обеспечения занятости местного населения был реализован на базе Программ местного развития и обеспечения занятости (ПМР) для горнопромышленных территорий. Его основными задачами были следующие. Во-первых, в короткие сроки создать новые рабочие места для обеспечения занятости работников, высвобождаемых с ликвидируемых убыточных производств, и предотвращения возникновения очагов социальной напряженности, вызванных резким снижением их уровня жизни. Во-вторых, создание экономической, социально-политической и психологической базы для долгосрочного развития территории. Следует отметить, что если первая задача на большинстве территорий была более или менее успешно решена, то со второй оказалось все сложнее.

19

Реализованный на практике подход изначально опирался на следующие основные положения:

- предоставление работникам, высвобожденным в процессе реструктуризации угольной отрасли, широких возможностей для переобучения; организация новых рабочих мест с уровнем заработной платы не ниже среднего на данной территории;

- предоставление муниципальному образованию с моноотраслевой экономикой стартовых возможностей для развития перспективных секторов экономики (неугольной отрасли) за счет долевого финансирования проектов создания новых производств из средств государственной поддержки;

- конкурсная основа выделения средств господдержки для инициируемых предпринимателями инвестиционных проектов, предусматривающих создание новых рабочих мест;

- обеспечение воспроизводства отпущенных территориям средств господдержки, направляемых на создание новых рабочих мест, с целью последующего их реинвестирования в развитие малого предпринимательства и создание новых рабочих мест взамен ликвидированных в угольной отрасли.

Эти положения в итоге составили содержание государственной политики в сфере обеспечения занятости населения и поддержки местного предпринимательства, реализация которой во второй половине 90-х гг. способствовала снижению социальной напряженности на углепромышленных территориях. Так за период 1998-2000 гг. по направлению «содействие созданию новых рабочих мест» в рамках ПМР, финансируемых с долевым участием средств государственной поддержки угольной отрасли, было создано 19115 новых рабочих мест на 410 действующих и новых 410 предприятиях, расположенных на территории 70 муниципальных образований. Причем из общего числа исполнителей проектов ПМР основную долю (82,5%) составляют предприятия с участием частного (акционерного) капитала, государственные - всего 2,9%, муниципальные - 9%, прочие - 5,6%. На них было реализовано 578 инвестиционных проектов, распределение которых по секторам экономики представлено в табл. 1.

Следует отметить, что период реализации программ местного развития совпал со сложными социально-экономическими условиями в экономике в целом, характеризующимися общим снижением объемов производства промышленной продукции практически во всех секторах экономики; массовым характером взаимных неплатежей; распространением бартерных схем; задержками оплаты труда работникам; низким покупательным уровнем населения (особенно на депрессивных территориях); высоким уровнем скрытой безработицы и социальной напряженности и др. Следствием такой ситуации явились трудности объективного характера, которые, безусловно, сказались на результативности реализации программ местного развития, в том числе и направления «Содействие созданию новых рабочих мест» в углепромышленных регионах.

Поэтому для оценки эффективности социально-экономической политики и программных мероприятий, реализуемых на бывших углепромышленных территориях, а также разработки мер по их дальнейшему совершенствованию необходима организация социально-экономического мониторинга состояния занятости и эффективности размещения средств господдержки, направляемых на создание новых рабочих мест с целью снижения неблагоприятных последствий ликвидации угольной отрасли.

20

Таблица 1

Распределение инвестиционных проектов по секторам экономики

Сектор экономики (отрасли, подотрасли) Количество проектов Удельный вес, %

Пищевая промышленность 132 22,8

Промышленность строительных материалов 68 11,7

Услуги населению 59 10,2

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-

бумажная промышленность 58 10,0

Химическая и нефтехимическая промышленность 54 9,4

Машиностроение и металлообработка 45 7,8

Легкая промышленность 41 7,1

Сельское хозяйство 31 5,4

Другие отрасли (подотрасли) 27 4,7

Услуги и средства связи 21 3,6

Торговля и общественное питание 15 2,6

Медицинская промышленность 13 2,3

Транспорт 7 1,2

Мебельная промышленность 4 0,7

Полиграфическая промышленность 2 0,3

Электротехническая промышленность 1 0,2

Итого 578 100,0

Организационная схема исследования включала в себя следующие основные этапы:

1) отбор предприятий для обследования по критериям, обеспечивающим представительность выборки;

2) разработка методологического подхода к оценке перспектив развития предприятий и обоснование методов проведения их комплексного анализа;

3) сбор финансово-экономической информации, характеризующей деятельность предприятий в соответствии с общим форматом разработанной структуры базы данных;

4) экспертная оценка влияния различных факторов жизнедеятельности предприятия на его дальнейшее развитие и эффективность использования средств государственной поддержки;

5) комплексный анализ текущего состояния предприятий, отражающий взаимосвязь технико-экономических, маркетинговых и социальных параметров их жизнеспособности; оценка реального производственно-экономического потенциала предприятий (долгосрочной жизнеспособности) и средних затрат на создание одного рабочего места;

6) разработка методических рекомендаций по оценке перспективности развития предприятий, по укрупненному определению проектной (сметной) и фактической средней стоимости одного рабочего места (в т.ч. за счет средств государственной поддержки) по отраслям экономики;

7) подготовка общих рекомендаций по повышению эффективности использова-

21

ния средств государственной поддержки при создании новых рабочих мест на различных уровнях управления: от предприятий до федерального уровня.

Для обоснования планируемых капитальных затрат на создание одного рабочего места в условиях конкретной территории необходимо разработать и утвердить укрупненные нормативы, которые могли бы широко использоваться при формировании и реализации программ местного развития.

С этой целью нами были проанализированы и сгруппированы по отраслям экономики 578 инвестиционных проектов, реализованных за период 1998-2000 гг. Далее по ним были рассчитаны фактические средние удельные затраты на создание одного рабочего места. Результаты исследования позволили в качестве нормативных укрупненных показателей при формировании и реализации ПМР рекомендовать значения средних удельных затрат на создание одного рабочего места по 13 основным отраслям экономики (табл. 2).

Таблица 2

Группировка укрупненных средних удельных затрат на создание одного рабочего места по секторам экономики

Группа Средние удельные затраты, тыс. р. Сектор экономики (отрасли, подотрасли)

Первая До 100 Машиностроение и металлообработка Сельское хозяйство Медицинская промышленность Электротехническая промышленность Услуги и средства связи

Вторая 100-150 Пищевая промышленность Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность Легкая промышленность Услуги населению Полиграфическая промышленность Мебельная промышленность Торговля и общественное питание Транспорт

Третья Свыше 150 Химическая и нефтехимическая промышленность Промышленность строительных материалов

Нормативные укрупненные средние удельные затраты на создание одного рабочего места разработаны только для тех секторов экономики, по которым имеется достаточное количество объектов-представителей, оцененных на данный момент времени по нескольким имеющимся источникам, разброс значений по которым находится в пределах, принятых в стандартных методиках обработки статистических данных.

В настоящее время разработанные нормативные укрупненные удельные затраты стоимости одного рабочего места проходят апробацию при разработке предпро-ектной и проектной документации на объекты ПМР, при экспертизе этой документа-

22

ции органами государственной экспертизы на федеральном, отраслевом и региональном уровнях, а также в ГУ «Соцуголь» при формировании годовых ПМР.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.

Во-первых, мониторинг занятости местного населения на углепромышленных территориях должен осуществляться по основным направлениям:

- мониторинг создания новых рабочих мест;

- мониторинг рынка труда на территории;

- мониторинг уровня жизни;

- мониторинг результативности использования средств господдержки.

Основные направления мониторинга занятости населения на углепромышленных территориях

Во-вторых, происходящие на углепромышленных территориях процессы не всегда адекватно воспринимаются местным населением и, в первую очередь, высвобожденными работниками угледобывающих предприятий. Поэтому исключительно важной задачей мониторинга является информационная работа, осуществляющаяся как через средства массовой информации, так и путем организации непосредственных встреч с людьми. До них важно донести то, что без их активной жизненной позиции и предпринимательской инициативы невозможно создать в достаточном количестве рабочие места, привлечь на территорию инвестиции, улучшить условия жизни населения.

В-третьих, предоставление средств господдержки необходимо сделать максимально обоснованным и ориентированным на отрасли, которые действительно позволят серьезно изменить структуру местного хозяйства территории, привлечь инвестиции, создать средние и крупные производства, ориентированные на потребителей в других регионах и за рубежом.

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.