_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_
Сидоркин Дмитрий Владимирович
главный бухгалтер ООО «СК «СПб» г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: [email protected]
МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НИКОПИТЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ В
СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация
Недостаточное освещение в специальной литературе проектов федерального бюджета, предлагаемых Правительством Российской Федерации и реализуемых программ в области жилищного обеспечения военнослужащих, характеризуются неопределённостью исполнения государством взятых обязательств, вызванных, в том числе, новыми экономическими условиями, отсутствием прозрачного ценообразования стоимости квадратного метра жилья, и тем самым способствуют в определенной степени возникновению социального напряжения в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации. Актуальность изучения данной проблемы усиливается за счет ежегодного снижения реального дохода офицерского состава и контрактников в виду отсутствия индексации денежного довольствия с 2012 по 2015 года.
Ключевые слова
Информационное пространство; инвестиции; военно-ипотечная система; монополистическая конкуренция;
финансовая модель; интеграция.
Президент России в своих обращениях к Федеральному собранию ежегодно уделяет особое внимание реформе Вооруженных сил Российской Федерации (далее - ВС РФ), причем целью реформы является не только формирование нового облика ВС РФ, но и борьба с неэффективным использованием государственных средств. Отдельно озвучиваются вопросы обеспечения военнослужащих постоянным жильем.
Решению жилищного вопроса должны были способствовать:
1. Переход на рыночные отношения.
2. Децентрализация государственных предприятий с целью создания общественно-экономических связей между строительными предприятиями и формирования рыночных механизмов.
Рынок должен был обеспечить обострение конкурентной борьбы предпринимателей за счет:
1. Снижения стоимости квадратного метра.
2. Улучшения качества жилья.
3. Увеличения темпов строительства.
4. Повышения эффективности использования целевых средств.
Переход к рыночной экономике должен был способствовать формированию эффективно
функционирующего строительного рынка. Но рынок — это прежде всего конкуренция.
Определим уровень конкуренции на строительном рынке жилья в г. Санкт-Петербурге. Для определения конкуренции в отрасли существует достаточно простая формула — индекс Герфиндаля. Индекс Герфиндаля, или Индекс Герфиндаля — Хиршмана (англ. Herfindahl-Hirschman index, также известен как Индекс Герфиндаля — Гиршмана), используется для оценки степени монополизации отрасли и может быть представлена следующим уравнением:
G=(q1)2+(q2)2+(q3)2+(q4)2+..., (1)
где G — значение индекса Герфиндаля; q — доля компании на рынке в процентах.
1. Значение индекса меньше 400 говорит о том, что на рынке преобладает свободная конкуренция (очень много игроков).
2. Значение индекса в диапазоне от 400 до 1000 говорит о монополистической конкуренции (10-20 игроков).
среды для обеспечения потребителями, а также
за потребителя среди
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_
3. Значение индекса в диапазоне от 1000 до 3000 — на рынке преобладает олигополистическая конкуренция (5-7 игроков).
4. Значение индекса свыше 3000 свидетельствует о монополистическом рынке.
Таблица 1
Объемы ввода в эксплуатацию жилья от крупнейших застройщиков Санкт- Петербурга, % от общего
годового ввода в 2010 г. [7]
№ п/п Название компании Доля рынка, %
1 ГК «Балтрос» («ДСК «Славянский») 12,99
2 ГДСК (ЛСР. Недвижимость — Северо-Запад) 12,53
3 ЛенСпецСМУ 6,78
4 ЮИТ 6,53
5 Дальпитерстрой 5,69
6 Строительный концерн «Инжиниринг. Проектирование. Строительство» 3,53
7 СУ-155 3,44
8 Балтийская жемчужина 3,32
9 ГК «Пионер» 2,68
10 ЛЭК (Л1) 2,58
Итого 60,07
Таблица 2
Объемы ввода в эксплуатацию жилья от крупнейших застройщиков Санкт-Петербурга, % от общего
годового ввода в 2012 г. [8]
№ п/п Название компании Доля рынка, %
1 Название компании Доля рынка, %
2 ГК «Балтрос» («ДСК «Славянский») 20,45
3 Комитет по строительству 10,5
4 Главстрой СПб 10,5
5 ЛенС пецСМУ 8,9
6 Строительный трест 5,34
7 ГДСК (ЛСР. Недвижимость — Северо-Запад) 4,1
8 РосСтройИнвест 3,2
9 Балтийская жемчужина 3
10 Квартира. ру-Северо-Запад 2,8
11 Дальпитер стр о й 2,55
12 Итого: 71,34
Тогда согласно формуле индекса Герфиндаля получим:
G2010=12,99*12,99+12,53*12,53+6,78*6,78+6,53*6,53+5,69*5,69+3,53*3,53+3,44*3,44+3,32*3,32+2,68 *2,68+2,58*2,58=496;
G2012=20,45*20,45+10,5*10,5+10,5*10,5+8,9*8,9+5,34*5,34+4,1*4,1+3,2*3,2+3*3+2,8*2,8+2,55*2,55=
797.
Рисунок 1 - Индекс Герфиндаля жилищного строительства в г. Санкт-Петербурге (по мнению автора, ситуация на рынки жилья с 2012 года, значительно не изменилась.)
Полученные показатели 496 и 797 в 2010 и 2012 гг. характеризуют жилищный рынок г. Санкт-Петербурга как рынок монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет собой тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Социально-экономические последствия монополистической конкуренции заключаются в выпуске продукта меньшего объема, чем тот, который был бы возможен при минимизации средних общих издержек, т. е. в не полном использовании производственных мощностей. Следовательно, общество недополучает определенный объем продукта. Такое положение объясняется «монополистическим обликом» данного типа конкуренции. Вспомним, что монополист ограничивает объем выпуска продукции, повышая на нее цены. Данную ситуацию можно наблюдать на жилищных рынках Москвы, Московской области, Ленинградской области. Строительный рынок, сформировавшийся в результате сокращения масштабов государственной собственности, в основном за счет приватизации, не обладает свойствами свободной конкуренции. Цена за квадратный метр формируется не в силу воздействия «невидимой руки рынка» (англ. invisible hand of the market), а определяется путем сопоставления цен у других крупных игроков жилищного рынка с учетом имеющегося спроса.
В России большинство семей не могут решить жилищную проблему самостоятельно. Государство обязано регулировать рынок жилья. «Невозможно постоянно говорить о том, что у нас рынок, — должно быть регулирование строительного сектора, нужно установить какую-то планку, выше которой предприниматель просто не мог бы поднимать цены»[6]. «Недостаточные объемы жилищного строительства отражают низкую эффективность этого сектора экономики, высокие административные барьеры на рынке и высокую степень его монополизации»[5]. Такого же мнения придерживаются представители Министерства экономического развития Российской Федерации и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Их мнение заключается в том, что на строительном рынке присутствует высокая концентрация «профессиональных застройщиков», указывающая на вероятность их монополизации, которая, в свою очередь, ограничивает конкуренцию в данном секторе экономики [16, С. 32] Согласно исследованию рынка жилья, проведенному Т.Д. Белкиной и Н.Н. Ноздриной (Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН), цены продажи жилья на рынке превышают фактическую стоимость строительства в среднем в три, а в крупных городах — в пять раз [1, С. 42]. С позиции автора, эти соотношения не изменились.
Основным документов определяющий развитие жилищного обеспечения в России является Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее — ФЦП «Жилище»). Данная программа легка в основу экономического обоснования расчета ежегодных взносов по НИС из федерального бюджета с использованием коэффициента доступности жилья. Коэффициент доступности жилья определяет количество лет, необходимых для накопления денежных средств с целью покупки квартиры. В расчетах коэффициента доступности жилья используются данные о стоимости квартир, предоставляемые Федеральной службой государственной статистики, которые не всегда соответствуют реальной рыночной цене и носят в основном информативный характер.
В большинстве развитых стран средняя цена жилья кратна от 4 до 6 годовых доходов среднестатистической семьи. В России, согласно ФЦП «Жилище» на 1 января 2010 г. коэффициент доступности жилья в среднем по Российской Федерации равен 4,8 года, к концу 2015 года должен быть равен 4 годам. Для расчета ФЦП «Жилище» взяты параметры квартиры на трех человек, общей площадью 54 кв. м. ФЦП «Жилище» предполагает повышение доступности жилья и постепенное снижение значения данного показателя до уровня 3 годовых доходов. Но всё это в теории.
Рисунок 2 — Коэффициент доступности жилья за период 2004—2015 гг.
Рассчитаем возможность среднестатистической семьи купить квартиру без использования ипотечного кредита. Автором ставится под сомнение правильность расчета коэффициента доступности жилья с привлечением ипотечного кредитования по следующим причинам:
1. Источником погашения рассматривается среднегодовой совокупный денежный доход семьи
из 3 человек. При этом методика определения доли дохода, которая будет использоваться для покупки квартиры, отсутствует. Для примера рассмотрим среднюю заработную плату в субъектах РФ, для которых мы рассчитали среднерыночную стоимость квадратного метра жилья.
Рисунок 3 — Средняя фактическая заработная плата в субъектах РФ (тыс. руб.)
Рисунок 4 — Темп роста средней фактической заработной платы в субъектах РФ
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_
Выведем средний темп роста и снижения стоимости жилья в кризисный 2008 г. и посткризисный период 2009-2012 гг. как прогнозный средний темп роста жилья на 2014-2019 гг.
100 000
80 000
60 000
40 000
20 000
Сf
sf
I Г I
/у
¿г
с*0
У
J?
J
¿г
2008
2009
2010 2011 2012
0
Рисунок 5 - Цена за 1 кв. м на первичном рынке жилья (тыс. руб.) Тогда средний рост стоимости жилья в период 2008-2012 гг. составит 6,13%.
Рисунок 6 - Темп роста и снижения стоимости жилья в 2008-2012 гг. (%)
За базовый показатель инфляции возьмем размер по итогу 2014 г. За базовый показатель стоимости квартиры 54 кв. м по среднестатистической цене за 1 кв. м 66 621,00 руб. в ценах 2014 г. (см. таблицу 3) принимаем квартиру стоимостью 3 597 534,00 руб. Расход на конечное потребление на одного человека в месяц составляет по состоянию на 2014 г. 15 тыс. руб., согласно данным Федеральной службы государственной статистики.
Таблица 3
Расчет возможности среднестатистической семьи по накоплению средств на покупку жилья (руб./%)
№ Пп Период Стоимость жилья Темп роста стоимости жилья Заработная плата в месяц Темп рост заработной платы в год Расходов на конечное потребление из расчета на 3 человек в месяц Инфляция в год Ежемесячный взнос на депозитный счет в месяц Годовой взнос Годовое значение в год с учетом %, без капитализации Депозитный %
1 2014 3 597 534,00 79 200,00 46 500,00 11,36% 32 700,00 392 400,00 464 559,11р. 17,00%
2 2015 3 818 062,83 6,13% 84 744,00 7,00% 51 782,40 12,20% 32 961,60 464 559,11 539 239,09р. 15,00%
3 2016 4 052 110,09 6,13% 90 676,08 7,00% 58 099,85 4,50% 32 576,23 539 239,09 625 924,21р. 15,00%
4 2017 4 300 504,43 6,13% 97 023,41 7,00% 60 714,35 4,00% 36 309,06 625 924,21 719 401,00р. 14,00%
5 2018 4 564 125,36 6,13% 103 815,04 7,00% 63 142,92 4,00% 40 672,12 719 401,00 818 701,71р. 13,00%
6 2019 4 843 906,24 6,13% 111 082,10 7,00% 65 668,64 4,00% 45 413,46 818 701,71 931 709,14р. 13,00%
Общая сумма накоплений составляет: 931 709,14
Разница между прогнозной стоимостью квартиры с общей площадью 54 кв.м. и накоплением семьи 3 912 197,10
Таким образом, среднестатистическая семья в составе 3 человек, претендующая на квартиру 54 кв. м, не способна за 6 лет скопить достаточных средств для ее приобретения. Требуется привлечение ипотечного кредита.
2. В расчете коэффициента доступности жилья процент по ипотечному кредиту не учитывается.
Таким образом, результаты расчета коэффициента доступности жилья, а также исследования современного состояния рынка жилья указали на относительную не публичность жилищных программ проводимые Правительством Российской Федерации ввиду отсутствия специальной информационной платформы общественного обсуждения столь значимого социального вопроса. Данные факторы предопределили популярность формы жилищного обеспечения среди военнослужащих путем получения квартир в собственность на безвозмездной основе или по договору социального найма. Это единственная форма обеспечения жильем, посредством которой государство целиком выполняет обязательства, принятые в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих».
Исследуя с экономической точки зрения такие формы обеспечения жильем, как государственный жилищный сертификат (далее — ГСЖ) и единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения (далее — ЕДВ), автор пришел к заключению об их абстрагированности от реальности в связи с использованием статистических данных при расчете размера выплаты. Так, например, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 14 января 2015 г. N 5/пр г. Москвы установлена цена квадратного метра готового жилья на 2 квартал 2015 г. в Москве равная 90 400,00 р., в Санкт-Петербурге - 56 462,00 р. Выводы автора совпадают с содержанием статьи «Двойственные оценки основных показателей развития российской экономики в 2001-2010 гг.» бывшего директора НИИ статистики Госкомстата России, доктора экономических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Василия Михайловича Симчера, в которой отражены факты несоответствия фактических экономических показателей данным, предоставляемым Федеральной службой государственной статистики.
Эквивалентную замену предоставления квартиры с учетом рыночной ситуации обеспечит использование достоверных информационных баз данных при экономическом обосновании реализации различных форм обеспечения жильем военнослужащих, в том числе размера отчисления, закладываемого в федеральный бюджет соответствующего года.
Автор считает, что появление новых форм обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей расширяет их возможности в реализации своих прав за счет средств федерального бюджета в условиях рыночной экономики. Введение денежных форм (ГЖС, ЕДВ) в качестве замены предоставления жилых помещений следует рассматривать как поэтапную
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_
программу монетизации натурального жилищного обеспечения, с соблюдением требований сохранения социальных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных из рядов ВС РФ, а также членов их семей. Конечным этапом реформы жилищного обеспечения является накопительно-ипотечная система.
Накопительно-ипотечная система, являясь единственной формой обеспечения жильем военнослужащих, которая соответствует рыночным законам, при этом не соответствует своим экономическим обоснованием возможности приобретения новой квартиры в наиболее часто выбираемых регионах для проживания (Московская область, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Ростовская область и Калининградская область - на эти регионы приходится 81 % сделок) без привлечения дополнительных источников. Это связано не только с вышеупомянутым оперированием информацией из официальных источников о стоимости квадратного метра жилья, но и использованием федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утверждающей о возможности приобретения квартиры (54 кв. м.) среднестатистической российской семьей (3 человека) за 5 лет, с перспективой доведения этого показателя до 3 лет, и не учитывающей ряда параметров при расчете коэффициента доступности жилья, ранее рассмотренных.
Необходимо учитывать экономическую ситуацию, при которой реализуется накопительно-ипотечная система, принимая во внимание геополитические решения лидеров западных стран, Японии, США и Канады, экономические санкции и "информационную войну", а также их последствия для России и влияние на финансовое благополучие военнослужащих и членов их семей.
Автор, анализируя данные, распространяемые в открытом информационном пространстве, относительно состояния баланса федерального бюджета, в частности, отказ от трехлетнего и переход на ежегодное планирование, секвестор статей расходной части бюджета и поиск дополнительных источников пополнения бюджета, делает выводы о невозможности увеличения суммы ежегодных взносов, перечисляемых из федерального бюджета в федеральное государственное казенное учреждение «Росвоенипотека» на величину необходимую для приобретения нового жилья 54 кв. метра, без привлечения дополнительных источников финансирования. Единственным способом исполнения государством обязательств перед участниками накопительно-ипотечной системы является снижение затратной части покупки жилья, которое может быть достигнуто за счет:
1. Интеграции НИС в инвестиционно-строительную сферу.
2. Обеспечения транспарентного ценообразования стоимости квадратного метра жилья с установленной средней рентабельностью продаж.
3. Привлечения инжиниринговых компаний полного цикла.
4. Переход на стопроцентное авансирование работ (услуг) поставщиков.
Определив основные направления снижения затрат на капитальное строительство жилых домов, раскроем их более подробно.
1. Интеграция НИС в инвестиционно-строительную сферу, прежде всего, обеспечит экономию значительных бюджетных средств за счет:
S экономии на процентах по ипотечному кредиту за счет направление целевых средств
непосредственно в инвестиционно-строительный сектор;
S фиксирования стоимости квадратного метра жилья непосредственно у заказчика-застройщика
(инфляция и другие фактора);
S ликвидации расходов на страхование, государственные пошлины и т.д.
2. Одним из методов конкурентной борьбы является прозрачное ценообразование. Обсуждение необходимости формирования отрытого информационного пространства ценообразования в основном касалось нефтяного и газодобывающего сектора, а также отраслей, наиболее значимых для социальной сферы (продукты питания, лекарственные препараты и т.д.). Однако автор считает, что необходимость понятного и четкого ценообразования стоимости квадратного метра жилья является одним из элементов обеспечения социальной стабильности и роста уровня жизни населения. Раскрытие информации о себестоимости квадратного метра жилья гарантирует право заинтересованных лиц, прежде всего, покупателей, получать достоверные и полные сведения.
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_
Формирование открытого информационного пространства в секторе жилищного строительства за счет ограничения коммерческой тайны как метода конкурентной борьбы, будет способствовать развитию жилищного рынка за счет более ясного понимания у конечного покупателя, каким образом формируется конечная стоимость приобретаемой продукции. Открытость ценообразования при этом не противоречит рыночным канонам, а служит преимуществом строительной компании. В разрезе реализации инвестиционных проектов, где средством финансирования выступает накопительно-ипотечная система, необходимо получить качественную продукцию за оптимально-соответствующую цену, учитывающую рентабельность предприятия. Для строительного сектора, данную информацию можно представить по следующим основным статьям затрат:
1. Проектно-изыскательские работы.
2. Материалы.
3. Фонд оплаты труда.
4. Строительно-монтажные работы.
5. Услуги машин и механизмов.
6. Пуско-наладочные работы.
7. Рентабельность, закладываемая в инвестиционный проект.
В то же время автор допускает вероятность несогласия девелоперских компаний и застройщиков на размещение данных в отрытом доступе. Поэтому, в рамках реализации денежных форм обеспечения жильем военнослужащих (государственный жилищный сертификат, единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения, субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и накопительно-ипотечная система), а также учитывая долгосрочность процесса по созданию необходимой информационной и правовой инфраструктуры для размещения транспарентного ценообразования стоимости квадратного метра жилья, автор, с учетом экономической ситуации в России, предлагает на первоначальном этапе апробации модели, где основным источником выступают денежные средства, аккумулируемые на лицевых счетах участников НИС, использовать предприятия со 100% участием государства в уставном капитале как гаранта исполнения обязательств.
3. Привлечение инжиниринговых компаний полного цикла обеспечит оптимизацию основных статей затрат за счет использования диверсифицированного бизнеса, гарантируя среднюю маржинальную прибыль в процентном отношении всего строительного холдинга. Именно вертикально-интегрированная компания сможет реализовать инвестиционные проекты, контролируя уровень своей рентабельности на каждом этапе его реализации, тем самым обеспечивая взятые обязательства с соответствующим уровнем качества.
4. Необходимость стопроцентного авансирования работ (услуг) поставщиков связана с высокими ставками на проектное кредитование и требованиями банков к завершенности объекта строительства (70 % - ОАО «Сбербанк России») для запуска процедуры инвестирования с их стороны.
Формирование финансовой модели с открытым информационным доступом и прозрачным и доступным ценообразованием для конечного инвестора (покупателя) позволит контролировать поэтапное расходование целевых средств не только компетентными органами, но и общественными организациями, в том числе участниками накопительно-ипотечной системы.
Открытое информационное пространство в экономики может играть важную роль, как элемент текущего контроля налоговых поступлений в финансовую систему страны. В исследованиях отечественных и зарубежных экономистов размер теневой экономики в России составляет от 25-35% от ВВП. В.Ю. Буров, проведя анализ данных для определения масштабов теневой экономики в России, утверждает, что строительная отрасль занимает наибольшую ее часть[2]. Центральный банк Российской Федерации с 2013 г. предпринимает решительные шаги в борьбе с теневой экономикой для обеспечения устойчивости банковской системы и снижения доли сомнительных операций.
В интервью руководитель ЦБ отметил: «Регулятор сделает всё возможное для того, чтобы избавить банковский сектор от «банков-прачечных» [9, С. 4]. Д.Г. Скобелкин, заместитель Председателя Банка России,
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №3/2015 ISSN 2411-7161_
выразил мнение о необходимости наращивания усилий по оздоровлению и декриминализации банковского сектора. Предотвращение нелегального оттока капитала и «обналичивания» денежных средств поможет обеспечить:
- минимизацию системных рисков в финансовом секторе;
- повышение ее сопротивляемости внешним вызовам.
Контрольным механизмом ЦБ РФ является Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Данный закон направлен на превентивное реагирование и минимизацию возможностей совершения экономических преступлений с участием банковского сектора.
По мнению автора, усиление Банком России контрольных функций и оздоровление финансового сектора для обеспечения легитимизации финансовых потоков будет способствовать поступательному и эффективному развитию как российской экономики в целом, так и строительной отрасли в частности.
Таким образом, развитие доступности накопительно-ипотечной системы может быть обеспечено путем совершенствования ее организационного механизма, включая информационное обеспечение, как важная её составляющая, что в совокупности позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств.
Список использованной литературы
1. Белкина Т.Д. Жилищное строительство: реалии и перспективы, Журнал «Национальный проект». М., -2009.- № 4- С. 42-45
2. Вестник экономиста. — 2012. — № 4. Забайкальский государственный университет. С. 14. (электронный научный журнал) // URL: http://vseup.ru (дата обращения: 22.01.2014).
3. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / под ред. Г.Н. Белоглазовой — М.: Высшее образование, 2009. — 392 с.
4. Официальный сайт Росстата // URL: http://www.gks.ru/(дата обращения: 12.02.2015).
5. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 гг. Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
6. Право на жильё в России превратилось в тыкву? // URL: http://www.pravda.ru/society/how/defendrights/06 -12-2013/1184622-konstitucia-0/ (дата обращения: 06.07.2014).
7. Рейтинг застройщиков: десятка лидеров // URL: http://www.bn.ru/articles/2013/03/11/103118.html (дата обращения: 11.11.2013).
8. Рейтинг застройщиков: десятка лидеров // URL: http://www.bn.ru/articles/2013/03/11/103118.html (дата обращения: 11.11.2013).
9. Скобелкин Д. Г. Актуальные вопросы деятельности Банка России в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма./ Д.Г. Скобелкин// Журнал Деньги и кредит. - 2015. - №2 - С. 3-6
10. Федеральный закон РФ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
11. Федеральный закон РФ от 20 август 2004 N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»// Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
12. Финансы и кредит: Учебник / под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. — М.: Высшее образование, 2006. —575 с.
13. Центральный банк Российской Федерации // URL:http://cbr.ru/ (дата обращения: 14.09.2014).
14.Шаститко А., Голованова С., Крючкова П., Курдин А., Новиков В., Овчинников М., Павлова Н. Последствия слабой конкуренции: количественные оценки и выводы для политики. Экспертно-аналитический доклад РАНХиГС // Экономическая политика. - 2012. - № 6- С.5-53
© Сидоркин Д.В., 2015