Научная статья на тему 'Механизм регулирования оплаты труда в нефтегазовой промышленности'

Механизм регулирования оплаты труда в нефтегазовой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1578
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / ДИНАМИКА / КОЭФФИЦИЕНТ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА / LABOR CONTRACT / WAGES / SUBSISTENCE MINIMUM / DYNAMICS / COEFFICIENT / STIMULATION / REGULATION OF WAGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильина Лариса Айдаровна

В статье рассматривается механизм регулирования оплаты труда в нефтегазовой промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF REGULATION OF PAYMENT FOR WORK IN OIL AND GAS INDUSTRY

The article considers a mechanism of regulation of payment for work in oil and gas industry.

Текст научной работы на тему «Механизм регулирования оплаты труда в нефтегазовой промышленности»

Основным организационно-экономическим механизмом развития человеческого капитала, по мнению автора, является развитие системы профессионального образования в интересах территории, приоритетные меры которого включают:

- анализ потребностей в профессиональном образовании для решения задач развития территории;

- анализ сложившейся структуры профессионального образования;

- формирование муниципального заказа на профессиональное образование;

- развитие системы дополнительного профессионального образования муниципальных кадров;

- создание системы оценки качества образования и экономического стимулирования.

Таким образом, на муниципальном уровне условия муниципального заказа просматриваются как инвестиции из местного бюджета, привлечение инвестиций из федерального и регионального бюджетов, обеспечение возможностей трудоустройства и создание привлекательных условий для организаций и населения.

Литература

1. Биликтуева Г.Д. Муниципальное управление человеческим капиталом как ресурсом социально-экономического развития территории: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Новосибирск: Изд-во СибАГС,2009. - 24 с.

2. Биликтуева Г.Д., Музыченко Е.А., Трапезников С.И., Конюкова Н.И. Развитие человеческого капитала территории: организационно-экономические механизмы: монография. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2011. -160 с.

3. Дятлов С.А. Человеческий капитал России: проблемы эффективности использования в условиях переходной экономики. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2005. - 280 с.

4. Жанчипова Ц.Б. Повышение квалификации государственных гражданских служащих как механизм укрепления и развития кадрового состава государственной гражданской службы // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. - 2012. - Вып. 2. - С. 158-164.

5. Комплексная программа социально-экономического развития города Улан-Удэ на 2008-2010 гг. и на период до 2017 г. - URL: www.consultant.ru

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.». - URL: www.garant.ru

7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.Современный экономический словарь. - 5-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с.

Биликтуева Галина Дамбаевна, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления АОУ ДПО РБ «БРИОП», е-mail: b.g.d@list.ru

Biliktueva Galina Dambaevna, candidate of economic sciences, head of the department of public administration BRIOP, e-mail: b.g.d@list.ru

УДК 331.2 © Л.А. Ильина

МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА В НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В статье рассматривается механизм регулирования оплаты труда в нефтегазовой промышленности.

Ключевые слова: трудовой договор, заработная плата, прожиточный минимум, динамика, коэффициент, стимулирование, регулирование оплаты труда.

L.A. Ilyina

MECHANISM OF REGULATION OF PAYMENT FOR WORK IN OIL AND GAS INDUSTRY

The article considers a mechanism of regulation of paymentfor work in oil and gas industry.

Keywords: labor contract, wages, subsistence minimum, dynamics, coefficient, stimulation, regulation of wages.

Механизм регулирования оплаты труда имеет международный и национальный (государственный) уровни. Механизм регулирования оплаты труда включает в себя следующие элементы: государственное регулирование (национальный минимум заработной платы; налоговая политика; институциональная основа договорного регулирования; предельные размеры роста заработной платы в периоды усиления инфляции; установление заработной платы на государственных предприятиях и учреждениях); коллективно-договорное регулирование (индивидуальный трудовой договор; коллективный договор; территориальное соглашение; генеральное соглашение; отраслевое тарифное соглашение и др.).

Оплата труда (заработная плата) тесно связана с производительностью труда, важнейшим показателем эффективности процесса труда, отражающим способность конкретного труда воздавать в единицу времени определенное количество продукции. Заработная плата, будучи основным источником дохода персонала, является формой вознаграждения за труд и формой материального стимулирования его труда. Она направлена на вознаграждение персонала за выполненную работу и на мотивацию достижения желаемого уровня производительности. Заработная плата, являясь традиционным фактором мотивации труда, оказывает доминирующее влияние на производительность. Таким образом, правильная организация заработной платы непосредственно влияет на темпы роста производительности труда, стимулирует повышение квалификации персонала.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в Российской Федерации имеет статус конституционной гарантии: установление минимального размера оплаты труда гарантировано частью 2 статьи 7 Конституции РФ; право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда закреплено в части 3 статьи 37 Конституции РФ [1]. Статьей 133 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) устанавливается, что месячная заработная плата для всех работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени (40 часов в неделю) и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности), занятых на предприятиях всех форм собственности и видов деятельности, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Однако в ТК РФ отсутствует определение минимального размера оплаты труда. Также статьей 133 ТК РФ устанавливается автоматическая индексация минимальной заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги [2]. Данный механизм до настоящего времени не вступил в действие: на 1 января 2014 года МРОТ составит 64,7% от прожиточного минимума трудоспособного населения (табл. 1).

Таблица 1

Динамика МЗП в России в 2000-2014 гг.

Дата уста- Размер Соотношение размера МРОТ и прожиточного минимума трудоспособного

новления МРОТ населения (в целом по РФ), %

с 01.01.2014 5554 64,7 (оценка)

с 01.01.2013 5205 68,2 (оценка)

с 01.06.2011 4611 65,4 (в 2011 году) 67,0(в 2010 году)

с 01.01.2009 4330 72.7 (в 2010 году) 78.8 (в 2009 году)

с 01.09.2007 2300 54,8

с 01.05.2006 1100 29,6

с 01.09.2005 800 24,3

с 01.01.2005 720 22,9

с 01.10.2003 600 25,6

с 01.05.2002 450 23

с 01.07.2001 300 18,1

с 01.01.2001 200 13,2

с 01.07.2000 132 9,8

*С сентября 2007 года МРОТ включает все надбавки и выплаты работнику

По своей правовой природе МРОТ является минимальным вознаграждением за труд в виде его нижней границы (гарантированной неприкосновенной части заработной платы), устанавливаемой федеральным законодательством и гарантируемой Конституцией РФ. Однако компенсационным и стимулирующим выплатам в составе заработной платы непосредственная конституционная защита уже не предоставляется. В Трудовом кодексе Российской Федерации отсутствует определение минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

Согласно статье 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) включает вознаграждение за труд, в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В структуре фонда заработной платы работников наибольший удельный вес приходится на оплату по тарифным ставкам, сдельным расценкам, окладам (табл. 2). Оплата по тарифным ставкам и окладам включает заработную плату, начисленную по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время, и заработную плату, начисленную за выполненную работу работникам по сдельным расценкам.

Таблица 2

Структура фонда заработной платы работников в 2009 г. (по данным выборочного обследования; в процентах) [3, с. 396]

Фонд заработ- оплата за отработанное время оплата за не- единовремен- оплата пита-

ной платы - § | 1 а отработанное ные поощри- ния и прожи-

всего оплата по тарифным ставка сдельным расценкам, оклад и н ад у время тельные вы- вания

ква ю н « ы ед & а н со о в оплата по районному ре: рованию рут ы ытал п о ы платы

та л п о д и и и м е р п д и в е и и у рд

100 47,6 47,6 47,6 47,6 47,6 47,6 47,6 47,6

В состав компенсационных выплат работнику включаются выплаты за особые (отклоняющимися от нормальных) условия его труда (работы), влекущие дополнительные (повышенные) физиологические и материальные затраты работника (оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями осуществляется с применением процентных надбавок к заработной плате и районных коэффициентов, значения которых колеблются в диапазоне от 1,1 до 2 и устанавливаются правительством РФ). Гарантированные государством компенсационные выплаты повышают величину заработной платы работникам по сравнению с работниками, работающими в нормальных условиях, в этой связи минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации должен относиться к заработной плате без учета гарантированных государством компенсационных выплат, в том числе выплат по районным коэффициентам и процентным надбавкам, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В нефтяной и газовой промышленности Российской Федерации правовым актом, содержащим нормы трудового права и устанавливающим системы оплаты труда, является отраслевое соглашение. Отраслевое тарифное соглашение по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации является обязательным к применению при заключении коллективных договоров (соглашений) и индивидуальных трудовых договоров для всех организаций независимо от организационно-правовых форм собственности. Нормы данного соглашения являются минимальными, обязательными к применению во всех организациях и не могут быть снижены при заключении коллективных договоров (соглашений). Тем самым отраслевое тарифное соглашение можно рассматривать как некоторый объект, обладающий минимально необходимым и достаточным набором норм и функций по осуществлению задач в сфере социальной политики компании.

По данным проведенных автором обследований, в качестве наиболее острой проблемы социально-трудовой сферы на большинстве российских предприятий, в том числе и в самом благополучном секторе экономики - на предприятиях НГК, фиксировалась недостаточность заработной платы основных производственных работников для нормального воспроизводства рабочей силы. Сопряженными проблемами являются необоснованная дифференциация заработной платы, нерегулярность и непредсказуемость процесса ее индексации, непрозрачность системы вознаграждения.

По мнению автора, алгоритм решения задач формирования и совершенствования системы оплаты труда предусматривает выполнение следующих работ:

- анализ региональной ситуации по отраслям в области оплаты труда по отдельным профессиям рабочих и должностям служащих;

- подготовка информационно-аналитического отчета по действующей системе оплаты труда;

- обследование с целью изучения отраслевых особенностей должностных обязанностей и уточнения квалификационных требований по отдельным профессиям рабочих и должностям служащих;

- разработка подходов к определению условий оплаты труда отдельных профессий рабочих и должностей служащих, имеющих отраслевой характер;

- сопоставление подходов к определению условий оплаты труда отдельных профессий рабочих и должностей служащих, имеющих отраслевой характер, с концептуальными решениями по реформированию системы оплаты труда бюджетников;

- определение отраслевых условий оплаты труда отдельных профессий рабочих и должностей служащих, в т.ч. по таким показателям, как размер тарифной ставки 1 разряда и количество тарифных ставок, коэффициенты

нарастания тарифных ставок, виды надбавок и доплат, их возможная унификация, разработка системы премирования, внедрение системы индивидуальных условий оплаты труда.

В основу формирования оплаты труда должны лечь социальные нормативы. Минимальная заработная плата квалифицированного рабочего по видам деятельности и регионам России должна определяться для рабочего 5 разряда на основе минимальной заработной платы рабочего I разряда, занятого в соответствующих видах деятельности и регионах России в нормальных условиях труда, коэффициента семейной нагрузки (демографическая проблема остается одной из самых острых в современной России, так как она оказывает прямое влияние на экономическое развитие, конкурентоспособность и стабильность страны и в конечном счете на благосостояние ее граждан), сложившихся соотношений в уровнях оплаты труда между рабочими пятого и первого разрядов.

Минимальная региональная заработная плата рабочего V разряда соответствующего вида деятельности в нормальных условиях труда (МРЗП 5р.в. д.) рассчитывалась следующим образом:

где ПМРтн - прожиточный минимум, установленный в соответствующем регионе для трудоспособного населения;

СБЖ - ежемесячная сумма сбережений на приобретение жилья в соответствии с нормой предоставления жилой площади по договору социального найма и стоимостью 1 м2 жилья, используемой для расчета жилищных субсидий;

Ксем - Коэффициент семейности (для России - 3,48, рассчитано по данным Всероссийской переписи населения 2002 года [4]);

КВД - коэффициент соотношений минимальных месячных тарифных ставок по видам деятельности.

:-:нх с, »

С 5 Ж = -—, (2)

Тх 12 к '

где НЖ - социальная норма общей площади жилья для одиноких граждан (33 м2, в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 [5];

С1м2 - средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, используемая для расчета жилищных субсидий федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с приказом министерства регионального развития Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 438 [6]);

Т - время накопления необходимых средств для покупки соответствующего жилья (для северных регионов - 10 лет, остальных - 20).

Коэффициенты соотношений минимальных месячных тарифных ставок по видам деятельности определяются на основе сложившихся соотношений в оплате труда в отрасли: в нефтяной и газовой промышленности, магистральном нефтепроводном и газопроводном транспорте - 1,25; в строительстве объектов нефтегазового комплекса - 1,25; в переработке газа, нефти, нефтехимической и химической промышленности - 1,06; в эксплуатации газового хозяйства - 1;в геофизике, геологоразведке - 1,25; в машиностроении - 1,06; в сервисном обслуживании - 1,06.

В качестве сложившегося соотношения в уровнях оплаты труда между рабочими первого и пятого разрядов использовался тарифный коэффициент V разряда, равный 1,54 [7].

Исходя из этого, минимальная региональная заработная плата рабочего 5 разряда, занятого в соответствующих видах деятельности в нормальных условиях труда (МРЗП1р. в. д.), будет равна:

МРЗП, = ^ (3)

Организация не может удержать рабочую силу, если она не выплачивает вознаграждения по конкурентоспособным ставкам и не имеет шкалы оплаты, стимулирующей людей к работе. Для того чтобы обеспечить стабильный рост производительности, руководство должно четко связать заработную плату, продвижение по службе с показателями производительности труда, выпуском продукции. Система вознаграждения за труд должна быть создана таким образом, чтобы она не подрывала перспективные усилия на обеспечение производительности при краткосрочных негативный результатах. Особенно это относится к эшелону управления.

Таблица 3

Дифференцированные минимальные величины месячной заработной платы квалифицированных рабочих I и V разряда в Самарской области

Виды деятельности нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Российской Федерации Минимальная величина месячной зарплаты рабочего

I разряда V разряда

Нефтяная и газовая промышленность, магистральный нефте-проводный и газопроводный транспорт 30 434.11 46 868.53

Строительство объектов нефтегазового комплекса 30 434.11 46 868.53

Переработка газа, нефти, нефтехимическая и химическая промышленность 25 808.13 39 744.51

Эксплуатация газового хозяйства 24 347.29 37 494.83

Геофизика, геологоразведка 30 434.11 46 868.53

Машиностроение 25 808.13 39 744.51

Сервисное обслуживание 25 808.13 39 744.51

Регулирование оплаты труда на основе договоров и соглашений обеспечивается: генеральным, территориальным, коллективными договорами, индивидуальными договорами (контрактами).

Литература

1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 2009. - № 7. - 21 янв.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. - URL: http://base.garant.ru/12125268. Заголовок с экрана 01.02.2011 г.

3. Труд и занятость в России: ст. сб. / Росстат. - M., 2011. - 637 с.

4. Семья в России: ст. сб. / Росстат. - M., 2008. - 310 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством"» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. (с изменениями и дополнениями от 12 июля 2011 г. № 561) // Российская газета. - 2011. - № 162. - 27 июля.

6. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 438 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал 2010 года» // Российская газета. - 2010. - № 249. - 03 нояб.

7. Минимальная заработная плата квалифицированных рабочих по видам деятельности и регионам России на 2011 год. Профессиональный союз работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Российской Федерации. - М., 2011. - С. 5.

Ильина Лариса Айдаровна, доктор экономических наук, доцент Самарского государственного технического университета, e-mail: KarymovaLa@mail.ru

Ilyina Larisa Aidarovna, doctor of economic sciences, associate professor, Samara State Technical University.

УДК 338.24 © С.А. Мальцев

УНИВЕРСАЛЬНАЯ МНОГОМЕРНАЯ МОДЕЛЬ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья посвящена вопросам построения универсальной модели бухгалтерского учета. Как информационной базы для управленческого, налогового и финансового учета, а также представляет новый взгляд на концепцию управления денежными потоками организаций.

Ключевые слова: модель бухгалтерского учета, управление денежными потоками, моделирование процессов управления движением денежных средств, бухгалтерские счета, денежные потоки.

S.A. Maltsev

UNIVERSAL MULTIDIMENSIONAL MODEL OF ACCOUNTING AND MANAGEMENT OF ORGANIZATION'S CASH FLOWS

The article is devoted to a construction of universal accounting model. It gives the informational basis for management, fiscal and financial accounting, and it also presents a new look at the conception of organizations' cash flows management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.