Научная статья на тему 'Механизм реализации стратегических приоритетов развития республики Дагестан'

Механизм реализации стратегических приоритетов развития республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
169
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / REGIONAL DEVELOPMENT / FACTORS OF THE ECONOMIC DEVELOPMENT / ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Капарова Саида Хайбулаевна

Раскрываются проблемы обеспечения развития проблемного региона, анализируются основные факторы развития Республики Дагестан, предлагаются приоритетные направления региональной экономической политики и разработан механизм реализации приоритетов развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM TO REALIZATION STRATEGIC PRIORITY DEVELOPMENTS OF THE REPUBLIC DAGESTAN

Open the problems of the ensuring the development of the problem-solving region, are analysed main factors of the development of the Republic Dagestan, are offered priority directions regional economic politicians and is designed mechanism to realization priority developments of the region.

Текст научной работы на тему «Механизм реализации стратегических приоритетов развития республики Дагестан»

КАПАРОВА С.Х.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Раскрываются проблемы обеспечения развития проблемного региона, анализируются основные факторы развития Республики Дагестан, предлагаются приоритетные направления региональной экономической политики и разработан механизм реализации приоритетов развития региона.

KAPAROVA Ш.

MECHANISM TO REALIZATION STRATEGIC PRIORITY DEVELOPMENTS OF THE REPUBLIC DAGESTAN

Open the problems of the ensuring the development of the problem-solving region, are analysed main factors of the development of the Republic Dagestan, are offered priority directions regional economic politicians and is designed mechanism to realization priority developments of the region.

Ключевые слова: региональное развитие, факторы экономического развития, экономическая политика, стратегические приоритеты, механизм реализации, Республика Дагестан.

Keywords: regional development, factors of the economic development, economic policy,

В современных условиях развития рыночных отношений для достижения устойчивого развития экономики органам государственной власти необходимо эффективное сочетание рыночных механизмов с индикативным и регулятивным планированием. Этому способствует, прежде всего, осуществление регулирования с помощью государственных заказов, правовых и экономических рычагов, стимулирующих производство конкурентоспособной продукции. Учитывая дотационность республиканского бюджета и низкой инвестиционной привлекательности экономики Дагестана, что говорят об ограниченности ресурсных возможностей, в стратегии экономического развития Республики Дагестан в ближайшие 10-15 лет целесообразно сосредоточиться на приоритетных направлениях развития. Концентрация ограниченных ресурсов на факторах экономического роста способны обеспечить мультипликативный экономический эффект в смежных отраслях и как следствие в экономике региона в целом [См. 1, с .172].

Для более полного понимания сущности процесса обеспечения экономического развития региона необходимо проанализировать основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на экономические процессы в регионе. Исследуя данную проблему, О.В. Кузнецова выделила 2 группы факторов экономического развития регионов: «объективные» и «субъективные». К объективным факторам автором отнесены такие факторы как экономико-географическое положение, природно-климатические условия, демо-

графическая структура, сложившийся уровень экономического развития, структура хозяйства, состояние инфраструктуры и т. п. К «субъективным» -экономическая политика федеральных, региональных и местных властей [См. 2].

Экономико-географическое положение является одним из значимых акторов развития, поскольку соседство с развитыми или быстро развивающимися странами дает регионам определенные экономические преимущества. При условии, когда регион граничит с развитой страной, то у данной территории больше шансов привлечь внешних инвесторов, расширить импортно-экспортные операции при низких транспортных издержках, что, в свою очередь, будет иметь положительный эффект для экономики региона. Мультипликативный эффект экспорта выражается в том, что его расширение приводит к росту производства, увеличению занятости, росту доходов и потребления. В итоге выигрывают и смежные отрасли хозяйства, где возрастает выпуск средств производства для экспортных предприятий и предметов потребления для населения. Определенные преимущества дает региону и импорт товаров. Согласно теории сравнительных преимуществ, специализация территорий на наиболее выгодных производствах также имеет позитивное воздействие на экономику региона.

Для Республики Дагестан экономико-географическое положение приобретает позитивный характер только в аспекте ее расположения на международном транспортном коридоре «Север-Юг». Кроме того, приграничное положение Дагестана дает еще один плюс, выражающийся в привлечении внешних инвесторов. Известно, что, инвестиционная привлекательность территории большей частью связана с информированностью внешних инвесторов об инфраструктурной обеспеченности данной территории, наличии ресурсного потенциала, возможности изучения и освоения регионального рынка и о наличии других преимуществ. У территорий, отдаленных от внешних границ, отсутствуют эти преимущества, и им приходится прилагать больше усилий для привлечения инвестиций. Негативным же моментом в местоположении Дагестана, отрицательно сказывающимся на его инвестиционной привлекательности, является соседство с регионами с нестабильной социально-политической ситуацией.

Природно-климатические условия могут способствовать социально-экономическому развитию региона или сдерживать его. Природопользование - это естественное условие развития регионов, причем одно из главных условий экономического роста. В процессе жизнедеятельности предпринимаются попытки приспособить имеющиеся в регионе ресурсы под потребности общества, что нередко приводит к значительному изменению ландшафта территории. Известно, что природно-климатический фон оказывает существенное влияние на размещение и территориальную организацию общественного производства, ведь для развития большинства отраслей хозяйства обязательным условием является наличие в регионе необходимых природных ресурсов и степень их освоения. Природно-климатические условия в РД являются во многом благоприятными и оказывают положительное воздействие на разви-

тие экономики региона. Богатая ресурсная база, состоящая из земельных, биологических, водных, энергетических, лесных, рекреационных ресурсов, при ее рациональном использовании способна обеспечить бурный подъем экономики региона. Минерально-сырьевой потенциал региона, включающий в себя запасы углеводородного сырья, черных и цветных металлов, различных видов нерудного минерального сырья, а также нетрадиционные виды минерального сырья, создает возможности для развития добывающих и перерабатывающих отраслей промышленности. Одной из приоритетных задач развития региона в ближайшем будущем является освоение шельфа Каспийского моря, где сосредоточены большие запасы высококачественного углеводородного сырья. Значительны и водные ресурсы в регионе, которые широко используются в сельском хозяйстве, промышленности, особенно в энергетике, а также для обеспечения населения.

Рекреационный потенциал республики при осуществлении крупных финансовых вливаний способен стать основой развития региона и обеспечить решение многих экономических и социальных задач. Большое значение в развитии региона имеет отраслевая структура хозяйства. Регионы, имеющие сырьевую направленность, и экспортирующие сырье, действуют с постоянной оглядкой на конъюнктуру мирового рынка. Соответственно темпы развития таких территорий находятся в прямой зависимости от мировых цен на ресурсы. В более выгодном положении находятся регионы, ориентирующиеся не только на добычу, но и на переработку добываемого сырья, так как в данном случае объем создаваемого ВРП намного выше, следовательно, на такой территории не стоит проблема обеспечения занятости населения, достаточно высок налоговый потенциал, уровень доходов и потребления. Что касается аграрных территорий, темпы их развития в немалой степени зависят от природных условий. Структура хозяйства РД имеет аграрную направленность, так как две трети населения республики заняты в сельском хозяйстве.

Не менее значимым фактором выступает уровень экономического развития региона. По уровню экономического развития среди регионов России Дагестан продолжает фигурировать в числе депрессивных и высокодотационных субъектов. Развитие региона во многом усугубляется резкой социальной и экономической дифференциацией районов, первой причиной которой является горный ландшафт. В наиболее тяжелой ситуации находятся горные районы республики, где затруднено строительство объектов инфраструктуры. По степени концентрации населения и экономического потенциала и, соответственно, по уровню развития выделяются низменная и предгорная части республики.

Демографическая структура населения также оказывает существенное влияние на развитие региона. Демографическая ситуация в Дагестане характеризуется относительной стабильностью. Высокий уровень рождаемости порождает избыток трудовых ресурсов в регионе, о чем свидетельствует существование проблемы обеспечения занятости населения, которая имеет хронический характер. На демографическую ситуацию в республике большое влияние оказывают активные миграционные процессы, связанные с выбыти-

ем русскоязычного населения в другие регионы России, перемещением беженцев с соседних регионов. Также имеет место миграция наиболее активной части коренного населения, основной причиной которой является безработица.

В системе мер по обеспечению территориального развития важное место принадлежит инвестициям в основной капитал, включающим затраты на новое строительство, модернизацию, реконструкцию, приобретение техники и др. Экономика Республики Дагестан испытывает большие трудности в развитии из-за отсутствия внутренних источников инвестирования. Эта ситуация еще более усугубляется тем, что регион входит в группу субъектов с повышенным инвестиционным риском, из-за чего не пользуется спросом со стороны внешних инвесторов. Перечисленные факты являются причиной наблюдаемой нами недоинвестированности экономики республики. Решение сложившейся ситуации видится, прежде всего, в улучшении инвестиционного климата в республике.

Одним из решающих условий при выборе региона внешними инвесторами является уровень развития инфраструктуры. По мнению О.С. Пчелин-цева, основой регионального развития должна стать модернизация инфраструктуры - фундаментального слоя региональных и городских систем, создающего ресурсные предпосылки экономического роста. Это, по его мнению, позволит реализовать возможности регионов и городов как систем воспроизводства качественных ресурсов (прежде всего человеческого потенциала), придающих экономическому росту долговременный и устойчивый характер и позволяющих направить его в русло прогрессивной смены технологиче -ских укладов [См. 3]. Кроме того, как справедливо отмечают отечественные экономисты, «институциональная инфраструктура развития бизнеса становится самостоятельным фактором комплексного социально-экономического развития территории» [См. 4]. Основная часть инфраструктуры Дагестана приходится на низменную и предгорную его части. Наличие сети автомобильных дорог общефедерального, регионального и местного значения, морского торгового порта и аэропорта международного значения, железнодорожных путей и трубопроводов федерального значения, безусловно, можно считать значительным преимуществом региона.

Среди факторов, влияющих на развитие экономических систем всех типов, в том числе региональных следует выделить инновационную составляющую. Внедрение достижений НТП на территории Дагестана затруднено отсутствием финансирования, из-за чего оно носит локальный характер и имеет небольшие масштабы, следствием чего является низкая конкурентоспособность производимой в регионе продукции. Что касается разработки нововведений, то здесь дело обстоит чуть лучше. Несмотря на низкие объемы финансирования, в регионе функционируют 15 научных учреждений, среди которых ДНЦ РАН - один из крупнейших на юге России научных центров, занимающийся осуществлением фундаментальных комплексных исследований.

Как уже отмечалось, субъективным фактором экономического развития регионов является экономическая политика, осуществляемая на всех уровнях власти - центральном, региональном и местном. Проведение экономической политики предполагает формулирование целей и задач на каждом уровне власти, участие различных субъектов при ее осуществлении, использование макро- и микроинструментов. При этом большие споры вызывает вопрос о разграничении полномочий между уровнями власти. Существенное значение имеет согласованность принимаемых различными уровнями власти мер.

Проведение активной экономической политики особенно необходимо в периоды структурных преобразований. Задачами экономической политики в такие периоды являются поддержка новых отраслей, смягчение последствий циклического спада, стимулирование внедрения новых технологий.

В настоящее время для обеспечения развития экономики и формирования современной социальной инфраструктуры в Республике Дагестан необходимо концентрация инвестиционных потоков в точках экономического роста. Среди приоритетных направлений региональной экономической политики, наиболее актуальными, по нашему мнению, являются:

1. Стимулирование внедрения инновационных технологий в промыш -ленное и сельскохозяйственное производство, строительную отрасль. Модернизация промышленного производства на инновационной основе способна обеспечить переход к новому технологическому укладу, направленного на производство продукции конечной переработки в республике. Это имеет большое значение в машиностроение и металлообработке, в пищевой отрасли, где концентрация физически и морально изношенного оборудования достиг более 50% от общей стоимости основных фондов. Несмотря на стабильный рост объемов промышленного производства в последние годы, уровень развития отрасли не соответствует потенциалу республики и его потребностям.

2. Государственная поддержка формирования рыночной, производственной и социальной инфраструктуры. Приоритет формирования производственной инфраструктуры для Республики Дагестан обретает особую важность в связи с географическим положением Республики Дагестан. Транспортный коридор «Север-Юг» дают дополнительные преимущества для экономики, а наличие единственного в Каспийском море незамерзающего российского морского порта и рост товарообмена России с Азербайджаном, Ираном и среднеазиатскими странами говорят о высоком мультипликативном эффекте развития производственной инфраструктуры в повышение темпов экономического роста. Развитие транспортной инфраструктуры внутри региона и соединение горных районов республики с равниной частью региона позволит снизить экономические потерями от транспортировки сельхозпродукции и поддерживать высокий уровень жизни населения в сельской местности и решить проблему продовольственной безопасности. Фактор неразвитости транспортной инфраструктуры служит тормозом развития сельского хозяйства и основной причиной безвозвратной миграции сельских жителей в города. Свою очередь это приводит к снижению производства сельскохозяй-

ственной продукции внутри республики и к решению продовольственной проблемы за счет ввоза из других регионов и стран.

Актуальность государственной поддержки развития социальной инфраструктуры региона проявляется в том, что регионе все еще продолжает оставаться напряженным ситуация с детскими дошкольными учреждениями, школьными ученическими местами, амбулаторно-поликлинических учреждениях выстраиваются очереди и часто врачи не успевают принять посетителей за день, наблюдается нехватка больничных койко-мест. Это способствует привлечению незанятого населения, тем самым, снижая напряженность на рынке труда и обеспечивая доходом значительную часть семей, особенно в сельской местности, где высока безработица и ограничены сферы приложения трудовых навыков.

3. Стимулирование развития туристско-рекреационного комплекса в регионе. По своим физико-географическим особенностям и наличию богатых естественных лечебных и рекреационных ресурсов Республика Дагестан является одним из перспективных регионов России для развития курортно-туристского и рекреационного комплекса. Созданная в республике система санаторно-курортного лечения и оздоровления является частью общей структуры эффективного оздоровления населения «поликлиника-больница-санаторий» и выполняет функцию по профилактике заболеваний, реабилитации и лечению больных на ранних стадиях, в том числе таких недугов, как спинальные, нервные, в том числе детские церебральные, легочные, сердечно-сосудистые, гинекологические и другие заболевания.

4. Активная государственная поддержка развития малого предпринимательства в регионе. С учетом менталитета населения и высокой коррумпированности органов государственной власти в регионе приоритетным становиться развитие малого предпринимательства во всех отраслях экономики региона. Для этого, прежде всего, необходимо решить проблему государственной поддержки, так как существующий механизм поддержки не способствует становлению цивилизованных партнерских отношений между государством и малым бизнесом. Целесообразно внедрять принципы партнерства

22

государства, бизнеса и общества .

5. Обеспечение продовольственной безопасности и роста вывоза за пределы региона экологически чистой сельскохозяйственной продукции. На сегодня, потребляя завозимое продовольствие, Дагестан свои ограниченные доходы и средства, получаемые в основном из федерального центра на социальные выплаты, по существу направляет на финансирование российских и зарубежных производителей продовольствия. Решение этой проблемы видится в широком внедрении арендных отношений в аграрной сфере.

7. Стимулирование занятости населения в регионе (в том числе и самозанятости). Республика Дагестан обладает значительными трудовыми ресурсами. Одним из самых важных элементов социально-экономической полити-

22

Механизм внедрения государственно-частного партнерства в экономику смотрите в источниках: [См.: 5; 6].

ки является создание условий, позволяющих гражданину зарабатывать средства для поддержания необходимого уровня жизни. Ключом к обеспечению последнего является занятость населения, уровень которого определяет экономическую основу благосостояния общества. В Дагестане проблема занятости стояла остро всегда, так как регион является традиционно трудоизбыточным. Одним из эффективных путей «прорыва» из нынешней неблагополучной ситуации на рынке труда, по нашему мнению, может стать организация трудовой миграции за пределы Дагестана и России. Трудовые миграции в современных условиях выполняют исключительно важную роль социального амортизатора. Они смягчают удары инфляции, частично компенсируют падение доходов, позволяя значительной части населения избежать обнищания в условиях падения производства и роста безработицы, формируется альтернативная сфера занятости. Этому может способствовать государственная поддержка создания соответствующей инфраструктуры трудового посредничества в регионе, в том числе создание государственных и муниципальных предприятий, выполняющих функции трудового посредничества в процессе временной трудовой миграции [7, с.175].

Одним из инструментов государственного регулирования, носящим стратегический характер, являются свободные экономические зоны. Зарубежный опыт показывает, что эффективность функционирования СЭЗ связана с политической стабильностью в регионе, инвестиционными гарантиями, качеством инфраструктуры и рабочей силы, степенью упрощенности процедур регистрации и лицензирования.

Кроме этого, в современных условиях особое значение для Республики Дагестан приобретает комплексный подход к регулированию социально-экономических процессов в республике. В рамках реализуемой «Программы социально-экономического развития Республики Дагестан до 2010 года» не представляется возможным достичь положительного эффекта в обеспечении развития региона. В связи с чем, необходимо разработка и принятие новой комплексной программы социально-экономического развития РД с учетом приоритетов, которые мы определили выше. Кроме того, необходимо существенный акцент делать на снижение коррумпированности органов государственной и муниципальной власти, криминального влияния на экономические процессы, теневого сектора экономики. Для реализации преимуществ и потенциала развития по вышеотмеченным направлениям также необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, обеспечить благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат.

_Литература_

1. Абдулманапов С.Г., Хаджалова Х.М., Идзиев Г.И., Кутаев Ш.К. Жилищная ипотека в системе мультипликаторов экономического роста региона. -Махачкала: ИД «Наука плюс», 2006.

2. Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. Изд. 3-е, стереотипное. - М.: КомКнига, 2005.

3. Пчелинцев О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М.: Наука, 2004.

4. Дегтярев А.Н., Маликов Р.И. Институциональные факторы создания механизмов преодоления административных барьеров в развитии предпринимательства. // Вестник Московского Университета. Серия. 6. Экономика, 2003, №6.

5. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора. - М.: Наука, 2005. - 315с.

6. Зельднер А.Г. Партнерские отношения государства, бизнеса и общества в условиях смешанной экономики. - М.: Экономические науки, 2010. -216с.

7. Абдулманапов С.Г.Общественная собственность в стратегии устойчивого социально-экономического развития депрессивного региона. - Махачкала: ИД «Наука плюс», 2006.

8. Регионы России. 2008. Ежегодный статистический сборник. - М.: Росстат, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.