Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ'

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Международный договор / правовые нормы / Национальные правоприменительные механизмы / международное гуманитарное право (далее – МГП) / Гаагская конвенция 1954 г. / мирное время / вооруженный конфликт / Международные механизмы применения / Международный комитет Красного Креста (далее – МККК) / International treaty / legal norms / National enforcement mechanisms / international humanitarian law (hereinafter IHL) / 1954 Hague Convention / peacetime / armed conflict / international enforcement mechanisms / International Committee of the Red Cross (hereinafter ICRC)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мохаммад Жамаль Али

Статус любой правовой системы в международном праве зависит, прежде всего, от ее правильного применения, что обеспечивает ее признание и уважение, а также от международного гуманитарного права и вытекающих из него конвенций, которые должны применяться в международных и немеждународных конфликтах и войнах, где имущество постоянно находится под угрозой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism for the implementation of international conventions for the protection of cultural property

The status of any legal system depends primarily on its correct application and ensuring its respect, as well as on international humanitarian law and the conventions arising from it, which must be applied in international and non-international conflicts and wars, where property is constantly under threat.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

DOI 10.47643/1815-1329_2023_9_144

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ

О ЗАЩИТЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Mechanism for the implementation of international conventions for the protection of cultural property

Мохаммад Жамаль Али,

аспирант кафедры Международного права. Европейского права, Российский университет дружбы народов, юридический институт. 117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6. E-mail:1042215074@rudn.university;

Mohammad J.A.,

postgraduate student of the Department of International Law. European Law, Peoples' Friendship University of Russia, Law Institute. 6 Miklukho-Maklaya str., Moscow, 117198, Russia. E-mail:1042215074@rudn.university

Краткая аннотация: Статус любой правовой системы в международном праве зависит, прежде всего, от ее правильного применения, что обеспечивает ее признание и уважение, а также от международного гуманитарного права и вытекающих из него конвенций, которые должны применяться в международных и немеждународных конфликтах и войнах, где имущество постоянно находится под угрозой.

Abstract: The status of any legal system depends primarily on its correct application and ensuring its respect, as well as on international humanitarian law and the conventions arising from it, which must be applied in international and non-international conflicts and wars, where property is constantly under threat.

Ключевые слова: Международный договор, правовые нормы, Национальные правоприменительные механизмы, международное гуманитарное право (далее - МГП), Гаагская конвенция 1954 г., мирное время, вооруженный конфликт, Международные механизмы применения, Международный комитет Красного Креста (далее - МККК).

Keywords: International treaty, legal norms, National enforcement mechanisms, international humanitarian law (hereinafter - IHL), 1954 Hague Convention, peacetime, armed conflict, international enforcement mechanisms, International Committee of the Red Cross (hereinafter - ICRC).

Для цитирования: Мохаммад Жамаль Али. Механизм реализации международной конвенции о защите культурных ценностей // Аграрное и земельное право. 2023. № 9(225). С. 144-146. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_9_144.

For citation: Mohammad J.A. Mechanism for the implementation of international conventions for the protection of cultural property // Agrarian and Land Law. 2023. No. 9(225). pp. 144-146. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_9_144.

Статья поступила в редакцию: 02.02.2023

Национальные правоприменительные механизмы

1. Обязательство реализации на национальном уровне: приверженность государства международному договору или определенным правовым нормам — это только первый шаг, после которого государства должны приступить к выполнению положений этой конвенции1, чтобы эта правовая структура дополнялась фактическим выполнением его положений. Потому что общая статья четырех Женевских конвенций оговаривает обязательства договаривающихся сторон уважать эти соглашения и обеспечивать их соблюдение при любых обстоятельствах2. И так Гаагская конвенция 1954 г. также предусматривает, что государства-участники обязуются уважать культурные ценности и применять положения Конвенции во время вооруженного конфликта и мира (статья 3 и статья 4).

2. Обязательство публикации: уважение к международному гуманитарному праву и соблюдение его положений требует его знания и подготовки к применению этих норм3. Его положения должны публиковаться в мирное время, как и во время войн и на их последующих этапах. Такая деятельность в мирное время может быть направлена на предотвращение возникновения вооруженных конфликтов, а во время вооруженных конфликтов их цель состоит в том, чтобы избежать расширения актов насилия и саботажа и уменьшить человеческие страдания4.

3. Ответственность руководителей и вооруженных сил: это вытекает из положений Гаагской конвенции 1954 г., поскольку она подтвердила необходимость включения текстов и правил, необходимых для выполнения конвенции в постановлении и инструкции вооруженных сил государств-участников и работа по воспитанию народов и наций в духе уважения к культуре и культурным ценностям5. Следовательно, если

подчиненные, не знающие закона, совершили действие, нарушающее его положения, их командиры будут нести ответственность за такое пове-

6

дение .

4. Юридические консультанты: Текст статьи 82 первого дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г., об этой системе был изложен впервые и гласил следующее: «Высокие Договаривающиеся Стороны всегда работают, а стороны в конфликте должны работать над тем, чтобы нанять юрисконсультов (при необходимости) для предоставления консультирования военного командования на соответствующем

1 Ахмед Абу Аль-Вафа, Общая теория международного гуманитарного права в международном праве, Издательский дом арабского возрождения, Издание: 4, 01.01.2019, количество страниц: 244. С.130

2 См .: Общая статья один из четырех Женевских конвенций - Энциклопедия конвенций международного гуманитарного права - С. 66.

3 Мухаммад Юсуф Алван, Введение в международное публичное право и источники, Dar Wael для печати, публикации и распространения,01.01.2007, С.487

4 Али Халил Исмаил аль-Хадити, Защита культурных ценностей в международном праве; Сравнительное прикладное исследование, Дом культуры по изданию и распро-странению,01.01.1999, Издание: 1, С. 82

5 См .: Статья 7 Гаагской конвенции 1954 г. - Энциклопедия конвенций международного гуманитарного права - предыдущая ссылка - С. 391.

6 Арцибасов, И.Н. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия / И.Н. Арцибасов. - М.: Междунар. отношения, 1989. - 244 с.

Международно-правовые науки

уровне по вопросам выполнения конвенций, протокола и соответствующих инструкций, которые выдаются вооруженным силам в отношении этого вопроса».

5. Квалифицированный персонал: Целью этих лиц является создание группы лиц, способных работать в области соблюдения международного гуманитарного права, которые могут быть поставлены на эти должности Державами-Покровительницами и МККК1.

6. Система «Держав-покровительниц»: «Держава-покровительница» — это государство, которое заботится об интересах воюющего государства и интересах своих граждан в другом воюющем государстве с согласия этих двух государств. Державы-покровительницы предлагают посредничество в пользу культурных ценностей, особенно в случаях, когда конфликтующие стороны не согласны с применением или толкованием положений Конвенции2.

Международные механизмы применения (роль специализированных органов)

1. Международный комитет Красного Креста (МККК): МККК играет важную роль в применении международного гуманитарного права и вытекающих из него конвенций. Здесь следует отметить, что существование «Держав-покровительниц» не является препятствием для гуманитарных усилий Международного комитета Красного Креста или любой нейтральной организации, созданной с целью защиты жертв вооруженного конфликта. МККК занимается защитой культурных ценностей, как он занимается всем, что касается защиты жертв войны, как гуманитарное учреждение, основная роль которого заключается в выполнении функций правовой помощи, потому что он находится в постоянном контакте со сторонами и жертвами конфликта3. Защита культурных ценностей также является одним из приоритетов в повестке дня Международного комитета Красного Креста через консультативные услуги по международному гуманитарному праву через структуру4, созданную в 1996 году.

Пример деятельности МККК при вооруженных конфликтах: с началом конфликта в Сирии в марте 2011 года пострадало культурное наследие. Сирийские органы наследия приняли некоторые меры для сохранения своего движимого культурного наследия, например, в августе 2014 г передача в Дамаск более 13 000 музейных предметов из Дейр-эз-Зора, операция, проведенная Генеральным управлением древностей, музеев Сирии (DGAM) и МККК.

2. Роль ЮНЕСКО в защите культурных ценностей: в 1954 году ЮНЕСКО приступила к осуществлению программ работы, в рамках которых значительная сумма была выделена на сохранение археологических памятников5. Именно ЮНЕСКО было поручено сохранять, приумножать и распространять знания, а также охранять мировое наследие человечества в виде книг, произведений искусства, памятников исторического и научного наследия6.

Для достижения этих целей были созданы консультативные комитеты, такие как Международный консультативный комитет по древностям, историческим местам и раскопкам7.

Пример деятельности ЮНЕСКО при вооруженном конфликте в Сирии: под эгидой ЮНЕСКО сирийскими археологами и международным научным сообществом было создано несколько онлайн-программ (археологических сетей), таких как Ассоциация Шерин, инициатива, состоящая из исследователей, работающих в области археологии, искусства и сирийской истории, которые готовы использовать Свой опыт и имеющиеся у них документы на службе защиты сирийского наследия.

3. Роль ООН в защите культурных ценностей: защита и возвращение культурных ценностей, произведений искусства и истории получили большое внимание в ООН, поскольку вопрос о реституции культурных ценностей был впервые включен в повестку дня Генеральной Ассамблеи ООН. Выполняя задачи по защите культурных ценностей, Генеральная Ассамблея ООН на протяжении своей деятельности выпустила ряд рекомендаций.

В своей резолюции 19808 Генеральная Ассамблея ООН выразила поддержку призыву Генерального директора ООН по вопросам образования, науки и культуры от 07.06.1978 г. вернуть культурное наследие, которое не может быть компенсировано его владельцам и подтвердить, что это культурное наследие любого народа9.

Однако работа Генеральной Ассамблеи ООН в области сохранения культурного наследия подвергается критике за то, что ее деятельность ограничивается только вынесением рекомендаций, без инициирования выполнения этих рекомендаций или отслеживания выполнения этих рекомендаций со стороны заинтересованных стран10.

4. Уголовное правосудие: нет сомнений в том, что любая правовая система, которая призвана быть эффективной и соответствовать ее положениям, требует существования независимой и постоянной судебной системы, которая работает для подтверждения соблюдения этих положений и определяет ответственность всех, кто их нарушает11. Таким образом, создание Международного уголовного суда явилось ответом на вызовы, порожденные участившимися нарушениями норм МГП и гуманитарных стандартов, а также установлением правил справедливости и равенства в судебных процессах над лицами, обвиняемыми в совершении ранее международных преступлений перед беспристрастный суд, в

1 Мухаммад Юсуф Алван, Введение в международное публичное право и источники, Dar Wael для печати, публикации и распространения,01.01.2007, С.500

2 Энциклопедия: статьи 21 и 22 Гаагской конвенции 1954 г. - Энциклопедия конвенций международного гуманитарного права - Maja. С.398

3 Амер аль-Замали, Международное гуманитарное право «его развитие и содержание», С.263

4 Группы консультативных услуг МККК по международному гуманитарному праву, https://www.refworld.org.ru/pdfid/5319c85a4.pdf, ст.5 .

5 Ахмед Бадр, международные СМИ, Египетский форум творчества и развития, Издание: 1, С.179-180.

6 См .: Арабская организация по вопросам образования, культуры и науки, Арабское и международное сотрудничество, Конференция министров, ответственных за вопросы культуры в арабском мире - Четвертая сессия - Алжир, 1983 - С. 40.

7 См .: ЮНЕСКО - Документы Генеральной конференции - Двенадцатая сессия - Резолюции - Париж - 1962 - С. 102.

8 Постановление № 35/128 от 11 декабря 1980 г.

9 Постановление № 56/50 от 11 декабря 1995 г.

10 Махмуд Шериф Бассиуни, Международное гуманитарное право, Дар Аль-Нахда Аль-Арабия для публикации и распространения, 01.01.2016, издание: 3, С.49-50.

11 Абдул Вахед Мухаммад Аль-Фар, Международное публичное право| Издательский дом арабского возрождения | 16.06.1905, Издание: 1, С.604

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 9(225)

котором обвиняемый пользуется твердыми правовыми гарантиями в соответствии с общими правовыми принципами1. Заключения

Выполнение конвенций международного гуманитарного права и соблюдение положения Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей, зависит в первую очередь от наличия международных механизмов и организаций, позволяющих обеспечить Их практическое применение вплоть до судебного преследования лиц, обвиняемых в совершении преступлений на международном уровне, в частности, поскольку Статут Международного уголовного суда 1998 года предусматривает, что нападения на культурные ценности квалифицируются как военные преступления (статья 8).

Необходимо также развивать международные и национальные механизмы для активации системы защиты культурных ценностей, преследующей высшую цель сохранения наследия человечества, а также работать над распространением правил конвенций, в частности, наладить систему информирования людей о положениях конвенций не только в случае начала военных действий, но и в мирное время.

Библиография:

1. Абдул Вахед Мухаммад Аль-Фар, Международное публичное право| Издательский дом арабского возрождения | 16.06.1995, Издание: 1, https://www.neelwafurat.com/itempage.aspx?id=egb23924-5023951&search=books

2. Али Халил Исмаил аль-Хадити, Защита культурных ценностей в международном праве; Сравнительное прикладное исследование, Дом культуры по изданию и распространению,01.01.1999, Издание: 1, https://www.neelwafurat.com/itempage.aspx?id=lbb130658-90788&search=books

3. Амер аль-Замали, Международное гуманитарное право «его развитие и содержание», http://www.mezan.org/uploads/files/8776.pdf

4. Арабская организация по вопросам образования, культуры и науки, Арабское и международное сотрудничество, Конференция министров, ответственных за вопросы культуры в арабском мире - Четвертая сессия - Алжир, 1983

5. Арцибасов, И.Н. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия / И.Н. Арцибасов. - М.: Междунар. отношения, 1989. - 244 с, https://search.rsl.ru/ru/record/01001474601

6. Ахмед Абу Аль-Вафа, Общая теория международного гуманитарного права в международном праве, Издательский дом арабского возрождения, издание: 4, 01.01.2019, количество страниц: 244, https://www.neelwafurat.com/itempage.aspx?id=egb190628-5203652&search=books

7. Ахмед Бадр, международные СМИ, Египетский форум творчества и развития, Издание: 1, https://www.neelwafurat.com/itempage.aspx?id=egb91112-5091082&search=books

8. Ибрагим Аль-Дараджи, Преступление агрессии и размер международно-правовой ответственности за него, Публикации по правам человека Аль-Халаби, Издание: 2 , | 01.01.2019. https://www.neelwafurat.com/itempage.aspx?id=lbb139572-99957&search=books

9. Махмуд Шериф Бассиуни, Международное гуманитарное право, Дар Аль-Нахда Аль-Арабия для публикации и распространения, 01.01.2016, издание: 3, https://www.neelwafurat.com/itempage.aspx?id=egb233956-5248680&search=books

10. Мухаммад Юсуф Алван, Введение в международное публичное право и источники, Dar Wael для печати, публикации и распространения^ .01.2007, Издание: 4, https://www.neelwafurat.com/itempage.aspx?id=lbb135582-95650&search=books

11. Энциклопедия: статьи 21 и 22 Гаагской конвенции 1954 г.

12. Энциклопедия конвенций международного гуманитарного права - Maja.

13. ЮНЕСКО - Документы Генеральной конференции - Двенадцатая сессия - Резолюции - Париж - 1962.

References:

1. Abdul Wahed Muhammad Al-Far, Public International Law| Publishing House of the Arab Renaissance | 06/16/1995, Edition: 1, https://www.neelwafurat.com/itempage.aspx?id=egb23924-5023951&search=books

2. Ali Khalil Ismail al-Hadithi, Protection of cultural values in International law; Comparative Applied Research, House of Culture for Publication and Dissemination, 01.01.1999, Edition: 1, https://www.neelwafurat.com/itempage.aspx?id=lbb130658-90788&search=books

3. Amer Al-Zamali, International humanitarian law "its development and content", http://www.mezan.org/uploads/files/8776.pdf

4. Arab Organization for Education, Culture and Science, Arab and International Cooperation, Conference of Ministers Responsible for Cultural Issues in the Arab World - Fourth session - Algeria, 1983

5. Artsibasov, I.N. Armed conflict: law, politics, diplomacy / I.N. Artsibasov. - M.: International. relations, 1989. - 244 s, https://search.rsl.ru/ru/record/01001474601

6. Ahmed Abu Al-Wafa, General theory of International Humanitarian law in International Law, Arab Renaissance Publishing House, edition: 4, 01.01.2019, number of pages: 244, https://www.neelwafurat.com/itempage.aspx?id=egb190628-5203652&search=books

7. Ahmed Badr, International Media, Egyptian Forum for Creativity and Development, Edition: 1, https://www.neelwafurat.com/itempage.aspx?id=egb91112-5091082&search=books

8. Ibrahim Al-Daraji, The Crime of Aggression and the extent of international legal responsibility for it, Al-Halabi Human Rights Publications, Edition: 2, | 01.01.2019. https://www.neelwafurat.com/itempage.aspx?id=lbb139572-99957&search=books

9. Mahmoud Sherif Bassiouni, International Humanitarian Law, Dar Al-Nahda Al-Arabiya for publication and dissemination, 01.01.2016, edition: 3, https://www.neelwafurat.com/itempage.aspx?id=egb233956-5248680&search=books

10. Muhammad Yusuf Alwan, Introduction to Public International Law and Sources, Dar Wael for Printing, Publication and Distribution, 01.01.2007, Edition: 4, https://www.neelwafurat.com/itempage.aspx?id=lbb135582-95650&search=books

11. Encyclopedia: Articles 21 and 22 of the 1954 Hague Convention

12. Encyclopedia of Conventions of International Humanitarian Law - Maja.

13. UNESCO - Documents of the General Conference - Twelfth Session - Resolutions - Paris - 1962.

1 Ибрагим Аль-Дараджи, Преступление агрессии и размер международно-правовой ответственности за него, Публикации по правам человека Аль-Халаби, Издание: 2, | 01.01.2019, С.844.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.