Научная статья на тему 'ЗАЩИТА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВО ВРЕМЯ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ'

ЗАЩИТА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВО ВРЕМЯ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1233
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЗАЩИТА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / МЕЖДУНАРОДНО -ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА / ПАКТ РЕРИХА / ГААГСКАЯ КОНВЕНЦИЯ / ЮНЕСКО / МККК

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чернядьева А.С.

В статье анализируются международно-правовые средства защиты культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. Автор акцентирует внимание на необходимости проведения совместной работы государств по охране культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. Особое внимание в статье уделено способам защиты культурных ценностей в международном праве.The article analyzes the international legal means of protecting cultural property during armed conflicts. The author focuses on the need for States to work together to protect cultural property during armed conflicts. Special attention is paid to the ways of protection of cultural values in international law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВО ВРЕМЯ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ»

Для цитирования: Чернядьева А.С. Защита культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. Некоторые аспекты / Науч. рук. к.ю.н., Пастухова Л.В.; Крымский филиала ФГБОУ ВО РГУП // Океанский менеджмент. 2021. № 4(13). С.21-24.

Чернядьева А.С.

Крымский филиала ФГБОУ ВО РГУП, Магистрант, 1 курс Научный руководитель: к.ю.н., Пастухова Л.В.

Крымский филиала ФГБОУ ВО РГУП Кафедра государственно-правовых дисциплин, доцент

ЗАЩИТА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВО ВРЕМЯ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. В статье анализируются международно-правовые средства защиты культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. Автор акцентирует внимание на необходимости проведения совместной работы государств по охране культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. Особое внимание в статье уделено способам защиты культурных ценностей в международном праве.

Ключевые слова. Культурные ценности, защита культурных ценностей, международно -правовая защита, Пакт Рериха, Гаагская конвенция, ЮНЕСКО, МККК.

SOME ASPECTS OF THE PROTECTION OF CULTURAL PROPERTY DURING.

ARMED CONFLICTS

Annotation. The article analyzes the international legal means of protecting cultural property during armed conflicts. The author focuses on the need for States to work together to protect cultural property during armed conflicts. Special attention is paid to the ways of protection of cultural values in international law.

Keywords. Cultural values, protection of cultural values, international legal protection, the Roerich Pact, The Hague Convention, UNESCO, the ICRC.

В настоящее время происходит активная борьба между государствами и народами за мировые ресурсы, а также за цивилизационные ценности, к которым относятся и объекты культуры. В настоящее время участились случаи уничтожения памятников, являющихся общемировым достоянием человечества, прежде всего, в ходе вооруженных конфликтов. В качестве примера приведем данные международного научного института UNOSAT, согласно которым в Сирийской Арабской Республике только за 2014 год было безвозвратно уничтожено 24 объекта культурного наследия, 290 памятников повреждены; в 2015 г. уже 750 памятников культуры на территории этой страны были разрушены [1]. Как гласит преамбула Устава ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) «Мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира...» [2].

Представляется, что сознательное разрушение объектов культурного наследия обусловлено непринятием чужих взглядов, идей и мнений. Как пишет Ф. Бюньон, директор Управления международного права и сотрудничества в рамках движения Международного комитета Красного Креста (МККК), целью уничтожения памятников является «...убийство души человека, его истории, культуры и религии, чтобы впоследствии стереть все следы его существования...» [3, с.5]. Таким образом, инаковость культуры, религии используется как оправдание преступных действий в отношении памятников. Это позволяет квалифицировать разрушение объектов наследия, совершенное с целью уничтожить историю и культуру народа как террористическое преступление, которое подрывает мир и международную безопасность [4, с.86].

Например, в 2012 г. международной террористической группировкой «Ансар Дин» было уничтожено десять религиозных памятников, объектов культурного наследия из списка ЮНЕСКО, в городе Тимбукту, расположенном в северной части республики Мали. Международный уголовный суд квалифицировал это деяние как военное преступление, представляющее серьезное нарушение принципов международного гуманитарного права, и преступление против мира и человечности [5].

Анализируя приведенный пример, становится понятным, что сохранение культурных ценностей является одной из приоритетных задач мирового сообщества. Можно заметить, что в мире нет общемировых разработанных способов защиты культурных ценностей. Как справедливо отмечает А.А. Ахметзянов, «...защита культурных ценностей в основном осуществляется внутригосударственными средствами» [6, с.22]. Государство самостоятельно осуществляет деятельность по охране культурного наследия [7, с.90]. Однако на сегодняшний день международно-правовая защита культурных ценностей является одной из приоритетных задач мирового сообщества. В каких случаях международно-правовая защита наиболее значима?

1) В первую очередь, она важна для сохранения объектов культурного наследия, имеющих всемирное значение, так как они хранят многовековую историю и являются уникальными достопримечательностями.

2) Также она необходима объектам культурного наследия во время вооруженного конфликта. Отметим, что объекты всемирного наследия, как правило, наиболее уязвимы в военной ситуации.

Исходя из вышесказанного логично проанализировать существующий международно-правовой механизм защиты культурных ценностей в период вооруженного конфликта и предложить меры по его улучшению. Можно заметить, что такой шаг станет мерой профилактики террористической деятельности в мире, а значит -является еще одним шагом, который принимается для обеспечения безопасности в мировом сообществе. Следует понимать, что решить данную проблему можно только при условии объединения усилий всех государств.

Осознание проблемы сохранения культурных ценностей в военное время существовала в международном сообществе еще до начала Второй мировой войны. В это время стали предприниматься попытки по охране культурных ценностей. В 1935 году под эгидой Лиги Наций был принят Договор о защите учреждений, служащих целям науки и искусства (Пакт Рериха). Согласно статье 2 этого документа государства обязались охранять и обеспечить нейтральность памятников культуры, как в мирное, так и в военное время.

Стоит особо подчеркнуть, что в пакте Рериха содержатся положения, согласно которым стороны, подписавшие документ, берут на себя обязательства уважать, охранять и защищать культурные ценности. Данная норма носит безусловный характер, то есть государство обязуется охранять культурные ценности даже в случае вооруженного конфликта. Несмотря на то, что этот документ не был ратифицирован, он сыграл важную роль в становлении международно-правовых предписаний по охране культурного наследия, признается авторитетным международно-правовым обычаем [8].

Принятие международных договоров, защищающих культурные ценности, произошло только спустя 9 лет после победы над фашизмом. Первым таким договором стала Гаагская конвенция 1954 года [9]. Согласно положениям Конвенции и двух протоколов, принятым в дополнении к ней (1954, 1999 г.г.) [10] культурные ценности могут быть взяты под общую защиту (ст. 2) и под специальную (ст.8).

1) Общая защита подразумевает под собой защиту любого объекта, который подпадает под конвенционное определение «культурные ценности». Однако Гаагская конвенция не устанавливает четких правил общей защиты объектов культуры. В науке международного права предлагается конкретизировать меры общей защиты для охраны культурных ценностей. Так, например, по мнению В. Маинетти, с которым нельзя не согласиться, общий режим должен включать: «составление перечней; планирование чрезвычайных мер по защите от пожаров и разрушения конструкций; подготовку к вывозу движимых культурных ценностей или обеспечение их должной защиты на местах; назначение компетентных властей, отвечающих за охрану культурных ценностей» [11, с.33].

Можно заметить, что вышеперечисленные меры являются лишь предложением. Было бы логичным их закрепить в Гаагской конвенции 1954 г. Это будет способствовать повышению регулятивной эффективности конвенционных норм.

2) Целью специальной защиты является сохранение «недвижимых культурных ценностей, имеющих очень большое значение» (ч. 1 ст. 8 Гаагской конвенции). Данная

категория ценностей согласно ст.9 конвенции пользуется иммунитетом (такие объекты не должны использоваться в военных целях).

В соответствии со статьей 8 Гаагской конвенции специальная защита культурных ценностей предполагает:

- Охрану культурных ценностей вооруженными силами или правоохранительными органами (ч.4 ст.8).

- Внесение в «Международный реестр культурных ценностей, находящихся под специальной защитой» (ч.6 ст.8). Данный реестр ведется в ЮНЕСКО [12].

Одним из дополнительных способов защиты является обозначение культурных ценностей специальным знаком (ст.16 Гаагской конвенции). Отличительный знак представляет собой щит, заостренный снизу, разделенный на четыре части синего и белого цвета. Такой знак в соответствии со статьей 17 может применять троекратно для обозначения недвижимых ценностей транспорта или укрытий с ценностями, или однократно. Данный способ, как отмечает Я. Хладик, является очень эффективным, так как призван не только сохранить ценности от нападений, но и привлечь к ответственности лиц, которые умышленно разрушают такие объекты [13, с.86].

Обращает на себя внимание неконкретность в Гаагской конвенции международно-правового термина «культурная ценность, имеющая очень большое значение». Логично предложить закрепить критерии для идентификации таких объектов в Гаагской конвенции.

Кроме того, лишь международно-правового закрепления специальной защиты недостаточно. Возможно, было бы действенным закрепить в Гаагской конвенции специализированный орган по охране и защите особо значимых культурных ценностей. В настоящее время в международном пространстве охраной и защитой культурных ценностей занимаются две межправительственные организации: ЮНЕСКО и Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации культурных ценностей (1ССЯОМ) [14]. Также вопросы охраны культурных ценностей в период вооруженных конфликтов разрешает международная неправительственная организация МККК [15]. Проанализируем особенности их деятельности.

1) ЮНЕСКО - это организация, в деятельность которой входит работа по расширению сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры. Статья 3 Устава ЮНЕСКО особо подчеркивает, что организация отказывается «от всякого вмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию этих стран». Таким образом ЮНЕСКО в силу уставных ограничений не обеспечивает в полной мере защиту культурных ценностей. Это пагубно сказывается на их сохранении во время вооруженных конфликтов.

2) Целью деятельности 1ССЯОМ является развитие сотрудничества в области сохранения и реставрации, а также привлечение внимания к важности культурного наследия [16]. Однако его работа ограничивается лишь сбором информации о культурных ценностях, нуждающихся в реставрации, и организация обучения и исследования в области их сохранения и реставрации. Таким образом, 1ССЯОМ не предпринимает конкретных действий, направленных на сохранение культурного наследия.

3) В обязанности МККК входит не только оказание помощи пострадавшим в вооруженных конфликтах, но и охрана и защита памятников. Сотрудники данной организации отмечают, что «...Уничтожение культурного наследия ставит под угрозу самобытность, память, достоинство и будущее людей» [17]. Для ведения наиболее плодотворной работы по охране и защите памятников, МККК подписал с ЮНЕСКО в 2016 году Меморандум о взаимопонимании в целях дальнейшего укрепления взаимодействия в работе по защите культурных ценностей [18, с. 93-109].

Проанализировав особенности деятельности каждой организации, можно подвести итог. На наш взгляд, уставные полномочия МККК позволяют вести более эффективную работу по охране и защите культурных ценностей в период вооруженных конфликтов. Таким образом, можно предложить закрепить в Гаагской конвенции 1954 г. статус МККК как органа по охране и защите особо значимых культурных ценностей в период вооруженных конфликтов; установить пределы его полномочий в данной сфере.

Последнее, на что хотелось бы обратить внимание - это необходимость проведения совместной работы государств на полях саммитов или конференций, посвященных охране всемирного культурного наследия. Ее целью стала бы профилактика уничтожения культурных ценностей, воспитание в молодежи и подрастающем поколении уважения к истории, ее культуре, памяти других государств и народов. Нужно понимать, что только сообща государства смогут решить проблемы уничтожения памятников и стирания культуры. Социуму нужно научиться бережно относиться к своей истории, традициям и обычаям. Это, в свою очередь, станет первым глобальным шагом по пути к решению проблемы общемировых конфликтов и первым пунктом в обеспечении мира и безопасности на всей планете, а значит, и к развитию общества.

Постатейный библиографический список.

1. Satellite-based Damage Assessment to Cultural Heritage Sites in Syria. United Nations Institute for Training and Research (UNITAR), 2014. Р. 9-15. [Электронный ресурс] URL: http://unosat.web.cern.ch/unosat/unitar/downloads/chs/FINAL Syria WHS.pdf

2. Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры от 16 ноября 1945г. [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/1900831

3. Бюньон Ф. Становление правовой защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта//Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Женева, 2004г.

4. Блищенко И.П., Жданов Н.В. Международно-правовая борьба с терроризмом // Правоведение. 1975. № 1 .

5. Art. 6. Mandat d'arrêt à l'encontre d'ahmad al faqi al mahdi icc-01/12-01/15-1-red. 28 September 2015. Pre-Trial Chamber I. Decision. [Электронный ресурс] URL: https://www.icc-cpi.int; Art. 33-44. Decision on the confirmation of charges against Ahmad Al Faqi Al Mahdi. ICC-01/12-01/15-84-Red. 24 March 2016. Pre-Trial Chamber I. Decision. [Электронный ресурс] URL; https://www.icc-cpi.int

6. Ахметзянов А.А. Международно-правовая защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта: дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2005.

7. Хазова В.Е. Международно-правовые формы борьбы с посягательством на национально-культурное достояние народов: дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.10 / Моск. ун-т МВД РФ. - Москва, 2006

8. Договор о защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников (Пакт Рериха) от 15 апреля 1935 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.roerich-izvara.ru/roerich-pact.htm

9. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. // Ведомости ВС СССР. 8 февраля 1957 г. № 3. Ст. 54.

10. Протокол к Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР,1957 №3, ст.54

11. Маинетти В. Новые перспективы для защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта: вступление в силу второго протокола к Гаагской конвенции 1954г. //Защита культурных ценностей во время вооруженного конфликта,2004г.

12. Исполнительный Регламент Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. Ст. 12. [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/2560840/

13. Хладик Я. Обозначение культурных ценностей отличительным знаком, предусмотренным Гаагской конвенцией 1954 года //Защита культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, 2004 г.

14. International Centre for the Study of the Preservation and Restoration of Cultural Property [Электронный ресурс] URL: https://www.iccrom.org/

15. Защита культурных ценностей: вопросы и ответы. [Электронный ресурс] URL: https://www.icrc.org/ru/document/zashchita-kulturnyh-cennostey-voprosy-i-otvety

16. Statutes of ICCROM аs revised and approved by the XXVIII session of the General Assembly on 29 November 2013. Art. 1 [Электронный ресурс] URL: https://www.iccrom.org

17. Уничтожение культурного наследия - посягательство на нашу человечность [Электронный ресурс] URL: https://www. icrc. org

18. Воробьева Ю.В. Роль Итальянской республики в развитии и укреплении международного режима защиты культурных ценностей // Вестник Дипломатической Академии МИД России. Россия и мир. 2018. № 4(18).

С.93-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.