Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРИОРИТЕТОВ РЕГИОНА'

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРИОРИТЕТОВ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ / МЕХАНИЗМ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / METHODS AND TOOLS / MECHANISM / REGIONAL INVESTMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панягина Ася Евгеньевна

В статье предложено классифицировать методы и инструменты региональной инвестиционной политики по стадиям инвестиционной деятельности, с разделением на общие и селективные, что дает возможность формирования структурированных пакетов инструментов. Показана связь между типом региона по характеру инвестиционной активности и наиболее актуальной для него группой методов. Выработан механизм реализации инвестиционных приоритетов региона, основанный на дифференцированном применении инструментария для разных групп целевых инвесторов и отраслей, составляющих инвестиционный портфель региона. Даны примеры структурированных пакетов инструментов для отраслей инвестиционного портфеля Владимирской области. Предложенный подход может быть использован при разработке региональной инвестиционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism of realization of investment priorities of the region

In article it is offered to classify methods and tools of regional investment policy by stages of investment activities, with division into the general and selective that gives the chance of formation of the structured packages of tools. Communication between region type on the nature of investment activity and the most relevant for him group of methods is shown. The mechanism of realization of investment priorities of the region based on the differentiated use of tools for different groups of the target investors and branches making the investment portfolio of the region is developed. Examples of the structured packages of tools for branches of the investment portfolio of the Vladimir region are given. The offered approach can be used when developing regional investment policy.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРИОРИТЕТОВ РЕГИОНА»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 20 • Номер 1 • январь 2019

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

издательство

Креативная экономика

механизм реализации инвестиционных приоритетов региона

Панягина А.Е. 1

1 Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых - Муромский институт (филиал), Муром, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье предложено классифицировать методы и инструменты региональной инвестиционной политики по стадиям инвестиционной деятельности, с разделением на общие и селективные, что дает возможность формирования структурированных пакетов инструментов. Показана связь между типом региона по характеру инвестиционной активности и наиболее актуальной для него группой методов. Выработан механизм реализации инвестиционных приоритетов региона, основанный на дифференцированном применении инструментария для разных групп целевых инвесторов и отраслей, составляющих инвестиционный портфель региона. Даны примеры структурированных пакетов инструментов для отраслей инвестиционного портфеля Владимирской области. Предложенный подход может быть использован при разработке региональной инвестиционной политики. ФИНАНСИРОВАНИЕ. Статья подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 17-12-33002-ОГН-Р_ЦЕНТР-А «Разработка целеориентированной инвестиционной политики региона (на примере Владимирской области)».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: методы и инструменты, механизм, региональная инвестиционная политика.

Mechanism of realization of investment priorities of the region

Panyagina A.E. 1

1 Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs - Murom branch, Russia

введение

Для разработки эффективного механизма региональной инвестиционной политики (РИП) важно определить состав методов и инструментов и взаимосвязи между ними. Изучению механизма инвестиционной политики уделяется внимание в работах Губановой Е.С., Кругляковой В.М., Махотаевой М.Ю., Малышева Д.П., Мальцаговой Т.М., Наумовой Е.Н., Николаева М.А., Рохчина В.Е., Салимова Л.Н., Самогородской М.И., Трещевского Ю.И., Швакова Е.Е. и других исследователей. Несмотря на значительный интерес к этой теме, остаются недостаточно проработанными способы построения гибкого механизма, обеспечивающего реализацию принципа адресности. В данной статье сделана попытка выработать такой механизм.

Методы и инструменты региональной инвестиционной политики

Лексическое значение слова «метод»: 1) прием, способ или образ действия,1 2) совокупность приемов или способов познания и освоения действительности, направленных на выполнение определенной цели2. Это определение очень точно отражает содержание данного понятия в контексте формирования инвестиционной политики.

Так, Соловьева Н.С. определяет методы государственного регулирования инвестиционной деятельности как «совокупность инструментов воздействия на инвестиционную сферу, используемых органами власти федерального и регионального уровней для достижения поставленных целей» [12] (Gibadatova, Grinko, Davydova i dr, 2014). Николаев М.А., Малышев Д.П. указывают: «Методы управления - это система способов и приемов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата» [7] (Nikolaev, Malyshev, 2012).

Авторы [6] (Makhotaeva i dr., 2015) приводят определение методов региональной инвестиционной политики как совокупности «способов воздействия на инвестиционную сферу, используемых органами власти федерального и регионального уровней для достижения поставленных целей».

Управление инвестиционным процессом реализуется посредством практического использования конкретных инструментов, с помощью которых осуществляется «воз-

1 https://dic.academic.ru/

2 http://lib.deport.ru/slovar/biz/rn/metod.html

ABSTRACT:_

In article it is offered to classify methods and tools of regional investment policy by stages of investment activities, with division into the general and selective that gives the chance of formation of the structured packages of tools. Communication between region type on the nature of investment activity and the most relevant for him group of methods is shown. The mechanism of realization of investment priorities of the region based on the differentiated use of tools for different groups of the target investors and branches making the investment portfolio of the region is developed. Examples of the structured packages of tools for branches of the investment portfolio of the Vladimir region are given. The offered approach can be used when developing regional investment policy.

KEYWORDS: methods and tools, mechanism, regional investment policy

JEL Classification: E22, R58, R59 Received: 08.11.2018 / Published: 31.01.2019

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Panyagina A.E. (a_panyagina0mail.ru)

CITATION:_

Panyagina A.E. (2019) Mekhanizm realizatsii investitsionnyh prioritetov regiona [Mechanism of realization of investment priorities of the region]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 20. (1). - 223-238. doi: 10.18334/rp.20.1.39745

действие субъекта на объект в рамках определенного метода» [6] (Макко1аеуа г йт., 2015). Инструменты регулирования представляют собой конкретизацию «норм и правил, образующих институты регулирования (управления)» [1] (Ба1акта, 2014).

Итак, инструменты РИП - это практические меры и способы воздействия, совокупность которых и составляет ту или иную группу методов. Разнообразие инструментов позволяет сделать применение методов, с одной стороны, более гибким, с другой, более универсальным, поскольку одни и те же средства применимы в разных хозяйственных ситуациях.

Большое значение имеет научно обоснованная классификация методов инвестиционной политики. Наиболее распространенным признаком является их разделение по способу (форме) воздействия на прямые и косвенные, закрепленное законодательно и общепринятое в научной литературе [1, 4, 6, 7, 10-12] (Ба1акта, 2014; Кигшта, 2010; Макко1аеуа г йт., 2015; Шко1аеу, Ма^кеу, 2012; Saшogoтodskaya, 2009; БоЬуеуа, 2015; 01Ьайа1оуа, Оттко, Баууйоуа г йт, 2014). К прямым методам относят обязательные требования и распоряжения, которые вынуждают хозяйствующих субъектов принимать решения, основанные не на экономическом выборе, а на предписаниях государства. Косвенные методы стимулируют к самостоятельному выбору того варианта решения, который отвечает интересам общества. Их использование сглаживает противоречия общественных и частных интересов, но не позволяет быстро изменить экономическую ситуацию [6] (Макко1аеуа г йт., 2015).

Примерами прямых методов служат целевые программы, бюджетное финансирование, экспертиза проектов, лицензирование, примерами косвенных методов - льготное налогообложение, страхование экспортных кредитов, преференции инвестиционным банкам.

По Н.Н. Кузьминой, прямые методы реализуются преимущественно через инструменты правового регулирования, а косвенные представлены только экономическими средствами, воздействуют опосредованно и носят безадресный характер. Выбор метода поставлен в зависимость от особенностей государственной или региональной инвестиционной политики [4] (Кигшта, 2010). Заметим, что экономическими мерами состав косвенных методов не исчерпывается, а способы их применения не исключают адресности.

Разделение методов по виду или функциональной направленности используемых инструментов является вторым общепризнанным признаком их классификации.

ОБ АВТОРЕ:_

Панягина Ася Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономики (а_ panyagina0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Панягина А.Е. Механизм реализации инвестиционных приоритетов региона // Российское предпринимательство. - 2019. - Том 20. - № 1. - С. 223-238. Сог 10.18334/гр.20.1.39745

В [4] (Kuzmina, 2010) рассмотрены правовые, административные, экономические, организационные методы. Правовые определяются как методы разработки, принятия и контроля над исполнением нормативно-правовых актов, охватывают совокупность нормативных документов разного уровня, государственные программы и контракты. Административные методы применяются к объектам управления, чтобы побудить их следовать установленным нормам и правилам. К данному виду относятся лицензирование, применение санкций, согласительно-разрешительные процедуры. Экономические методы направлены на создание благоприятных условий инвестирования и наиболее эффективны. Сюда отнесены налоговые льготы, бюджетные ссуды, субсидии, льготные условия пользования землёй и др. Организационные методы направлены на координацию инвестиционной деятельности, улучшение инвестиционного имиджа, включают создание совета по инвестициям, формирование базы данных об инвестиционных проектах, пиар-компании и имиджевые мероприятия.

В источниках [6, 11] (Makhotaeva i dr., 2015; Soloveva, 2015) выделены административные, экономические, институциональные и социально-психологические методы. Административные включают систему мер и ограничений, они целенаправленны и оперативны. В то же время регламентация, характерная для таких методов, ограничивает экономическую свободу, не стимулирует инициативу. Экономические методы очерчивают возможность финансовых выигрышей или опасность потерь и направляют рыночные процессы в нужное русло. Суть институциональных методов заключается в создании и поддержке институтов, необходимых для функционирования региональной инвестиционной системы. Социально-психологические методы позволяют координировать социальные отношения, складывающиеся в экономике страны или региона [11] (Soloveva, 2015).

Е.Е. Шваковым [13] (Shvakov, 2014) предложено принципиально иное разделение инструментов региональной инвестиционной политики по функциональной направленности. Первую группу составляют инструменты мотивации и побуждения инвесторов к вложению средств на территории региона, направленные на повышение эффективности и снижение рисков и представленные в нормативно-правовой базе региона. Вторая группа - инструменты информирования инвесторов о состоянии инвестиционной среды (каталоги инвестиционных предложений, специализированные сайты). Инструменты первых двух групп направлены на развитие и совершенствование внешних факторов. Третья группа - инструменты развития инвестиционного потенциала региона, благодаря которым достигается улучшение его конкретных свойств. Указанные инструменты улучшают условия инвестирования для всех инвесторов. Четвертая группа - инструменты инвестиционного администрирования, начинающегося в момент прихода инвестора в регион и заканчивающегося после достижения окупаемости проекта. Инструменты третьей и четвертой групп в основном являются частью внутренней инвестиционной среды региона. Автор предлагает также разделить инструменты на содержательные и организационные. Содержательные (инструменты

мотивации и развития инвестиционного потенциала) являются основными и определяют контуры инвестиционной политики региона. Организационные (информационное обеспечение и инвестиционное администрирование) производны от содержательных, но не менее важны, так как опосредуют практические действия по регулированию инвестиционной деятельности в регионе.

Исследователи [5, 7] (Maltsagova, 2011; Nikolaev, Malyshev, 2012) предлагают классифицировать методы инвестиционной политики по целям на обеспечивающие интересы государства, создающие общие благоприятные условия инвестирования и мобилизующие источники финансирования инвестиций. Интересы государства обеспечивают административные методы, такие как: разработка инвестиционного законодательства, установление ответственности субъектов инвестиционной деятельности, контроль целевого использования бюджетных средств. Методы, создающие общие благоприятные условия инвестирования, включают защиту прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности, создание координирующего, межведомственного органа в области инвестиций, развитие инфраструктуры. Методы мобилизации источников финансирования инвестиций, преимущественно экономические, есть способы привлечения финансовых ресурсов из соответствующего источника с целью обеспечения региональных проектов и программ.

С точки зрения возможности моделирования инструментария инвестиционной политики большое значение имеет классификация методов по степени охвата инвестиционной сферы [3, 7, 11] (Kruglyakova, 2013; Nikolaev, Malyshev, 2012; Soloveva, 2015)

Так, Н.С. Соловьева разделяет методы на глобальные и селективные [11] (Soloveva, 2015). Первые воздействуют на экономику в целом, универсальны, применимы к любым объектам. Примерами служат: использование ключевой ставки как инструмента регулирования денежно-кредитной сферы; единый регламент сопровождения проектов по принципу «одного окна»; реализация программы «льготы в обмен на инвестиции». Вторые применяются избирательно, в зависимости от типа инвестора и специфики объекта. Сюда относятся: адресная работа с крупнейшими отраслевыми инвесторами, льготы для организаций определенных отраслей, обнародование результатов региональных отраслевых рейтингов.

В [7, 8] (Nikolaev, Malyshev, 2012; Nikolaev, Makhotaeva, 2014) выделены общеэкономические (макроинструменты) и регуляторы адресного воздействия (микроинструменты). Макроинструменты воздействуют на все экономические субъекты, расположенные на территории и представляют собой дифференцированные по регионам условия общегосударственной налоговой, кредитной, инвестиционной политики. Микроинструменты имеют адресный характер, воздействуют на конкретные экономические субъекты в двух основных направлениях - на труд (подготовка кадров, субсидии, кредиты на создание рабочих мест) и на капитал (гранты).

В.М. Кругляковой [3] (Kruglyakova, 2013) инструменты инвестиционной политики классифицированы на общие и избирательные и разделены по уровню субъектов

управления, представлены в единстве подсистем управления - организационно-экономической, кадровой, маркетинговой, информационной, в рамках каждой подсистемы объединены по признаку однородности природы, учитывают уровень развития ресурсного потенциала и результатов инвестиционной деятельности региона. Данный подход демонстрирует возможности моделирования инструментария для разных вариантов базовых стратегий региональной инвестиционной политики.

В данном исследовании предлагается дополнить систему классификации методов инвестиционной политики разделением по стадиям инвестиционной деятельности, в состав которых входят: стадия создания условий инвестирования, стадия инвестиционной активности и стадия формирования результатов инвестирования.

Наибольшее значение придается разделению методов на общие и селективные (адресные), однако сохраняет актуальность как деление на методы прямого и косвенного воздействия, так и объединение методов по функциональному признаку в подсистемы организационно-правового, экономического, кадрового и информационного обеспечения.

На стадии создания условий инвестирования применимы, прежде всего, общие методы, которые обеспечивают формирование хорошего инвестиционного климата. Методы, воздействующие на стадии инвестиционной активности, направлены на реализацию приоритетов региона посредством обеспечения баланса интересов участников инвестиционной деятельности. Отдельные методы данной группы являются общими, но большая их часть дифференцирована по типам целевых инвесторов и применяется адресно. Методы, воздействующие на стадии формирования результатов, также являются преимущественно селективными, способствуют росту эффективности инвестиционной деятельности, не предполагая прямого экономического участия государства.

Методы всех групп востребованы, но существует корреляция между типом региона и приоритетностью соответствующей группы. Так, для регионов кризисного и бюджетного типа наиболее актуальна группа методов создания условий инвестирования. В этих регионах инвестиционный климат неблагоприятен, усилия по его улучшению недостаточны или неэффективны, а инвестиционная активность крайне низкая, что делает на данном этапе невозможной реализацию адресной инвестиционной политики. Для самодостаточных и сбалансированных регионов с высоким уровнем инвестиционной активности, наиболее значимы методы формирования результатов инвестирования, нацеленные на модернизацию региональной экономики. Эти же методы действенны в любых регионах в отраслях, проблемы которых обусловлены низкой эффективностью. Для преобладающей части регионов, а именно - латентных, регионов неизбежного приоритета, стабильных, нестабильных и проблемных, решающее значение имеют методы, воздействующие на стадии инвестиционной активности. Они позволяют координировать инвестиционные потоки в соответствии с характером приоритетов территории. Конкретный состав методов дифференцируется в зависимо-

сти от базового варианта региональной инвестиционной политики, соответственно -компромиссной, политики диверсификации региональной экономики, системноори-ентированной или целеориентированной.

Представленная в таком формате классификация методов и инструментов (табл. 1) дает основу для моделирования инструментария РИП.

Таблица 1

Классификация методов инвестиционной политики по стадиям инвестиционной

деятельности

Прямые Косвенные

Методы, воздействующие на стадии создания условий инвестирования

Организационно-правовое обеспечение: Общее - нормативный акт о защите прав инвесторов и механизмах поддержки; - развитая система регионального инвестиционного законодательства; - создание координирующего органа в области инвестиций, системы институтов развития; - единый регламент сопровождения проектов по принципу одного «окна»; - упрощение разрешительных процедур; - инвестиционная декларация региона, другие элементы, установленные Региональным инвестиционным стандартом; - технические, индустриальные и логистические парки, бизнес-инкубаторы. Экономическое обеспечение: Общее - создание Регионального инвестиционного фонда и Регионального банка реконструкции и развития. Кадровое обеспечение: Общее - участие госслужащих в обучающих программах, семинарах. Экономическое обеспечение: Общее - специальные налоговые режимы. Информационное обеспечение: Общее: - разработка паспорта региона; - формирование благоприятного инвестиционного имиджа; - инвестиционный портал; - организация дистанционного взаимодействия инвесторов и органов исполнительной власти; - организация телемостов по проблемам инвестиционного развития региона; - взаимодействие с рейтинговыми агентствами, присвоение рейтинга; - региональная геоинформационная система, инвестиционная карта; - мониторинг статистики посещения сайта с целью анализа их распределения по странам и регионам России, выявления информационных потребностей посетителей и на этой основе - улучшения информационного обеспечения и наполнения контента Инвестиционного портала.

Методы, воздействующие на стадии инвестиционной активности

Организационно-правовое обеспечение: Селективное - экспертиза инвестиционных проектов; - содействие инвесторам в территориальном размещении производства, в том числе в технологических и индустриальных парках; - содействие организациям региона в установлении контактов с инвестиционными банками, институтами развития федерального уровня, подготовке и представлении проектов; - проведение встреч и круглых столов с представителями бизнеса. Организационно-правовое обеспечение: Селективное - адресная работа с крупнейшими отраслевыми инвесторами; - стимулирование организаций региона к участию в программе «Инвестиционный лифт» Фонда развития промышленности, венчурных ярмарках; - специальные инвестиционные контракты; - предоставление приоритетным проектам специальных сертификатов («Патронажный сертификат» Губернатора).

Продолжение табл.1

прямые

Экономическое обеспечение: Селективное:

- субсидирование процентной ставки, энерготарифов, затрат присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения;

- долевое финансирование,использование механизмов ГЧП;

- финансирование инвестиционных проектов за счет бюджетных средств, Регионального фонда;

- региональные адресные инвестиционные программы;

- субсидирование процентной ставки, энерготарифов, кредиты, рефинансирование кредитов, государственные гарантии на развитие приоритетных производств, выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов.

Кадровое обеспечение: Общее

- разработка прогноза потребностей регионального рынка труда;

- проведение обучающих семинаров по вопросам поддержки инвестиционной деятельности.

Селективное

- целевые заказы на подготовку кадров;

- установление зависимости предоставления налоговых льгот от величины инвестиций и уровня средней заработной платы;

- создание системы профессионального обучения трудовых мигрантов;

- стимулирование предприятий региона к участию в проекте «Школа производственного менеджера» Российского центра производительности.0

косвенные

Экономическое обеспечение: Общее

- региональные механизмы мобилизации инвестиционных ресурсов, такие как секьюри-тизация активов, индивидуальные инвестиционные счета, инвестиционный банкинг;

- преференции организациям, предоставляющим инвестиционные займы и кредиты. Селективное

- льготы по региональным и местным налогам, платежам за пользование землей, природными ресурсами, инвестиционный налоговый кредит;

- стимулирование банков к инвестированию приоритетных проектов и отраслей;

- особые экономические зоны;

- государственные гарантии, использование залогового фонда региона. Информационное обеспечение:

Общее:

- база данных об инвестиционных проектах;

- банк инновационных идей;

- включение в контент портала кадрового блока с размещением информации о потребности в персонале, данных о выпускниках в разрезе профессий и специальностей;

- систематизация материалов Инвестиционного портала (в части представления нормативной базы, приоритетных отраслей, мер поддержки, презентации области как места для жизни).

Селективное:

- создание каналов взаимодействия с целевыми инвесторами, системы доведения информации до потенциальных инвесторов;

- пиар-компании, имиджевые мероприятия, публичное обсуждение приоритетных проектов выставки-презентации проектов, выставки-ярмарки, направленные на продвижение местной продукции;

- инвестиционный справочник;

- консультационное и методическое обслуживание;

- составление рейтинга инвестиционно-привлекательных предприятий с размещением инвестиционных паспортов на портале;

- формирование регионального рейтинга надежных организаций, размещение на портале;

- предоставление «Сертификата надежного заемщика».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Окончание табл.1

Прямые Косвенные

Методы, воздействующие на стадии формирования результатов инвестиционной деятельности

Организационно-правовое обеспечение: Общие - стимулирование организаций региона к участию в проекте Российского центра производительности «Общественная инициатива ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ 2.0». Организационно-правовое обеспечение: Селективные - содействие в создании ресурсосберегающих, наукоемких, экологически чистых производств; - содействие в разработке программ повышения производительности труда, программ замены изношенного и устаревшего оборудования. Экономическое обеспечение: Селективное - преференции организациям, осуществляющим модернизацию, реализующим программы ресурсосбережения, повышения эффективности производства и производительности труда.

1 http://www.up-pro.ru/ Источник: составлено автором

Таким образом, методы региональной инвестиционной политики могут быть определены не как отдельные способы, а как их совокупность, причем ключевым является целенаправленное применение данной совокупности к объектам управляющего воздействия. Результатом такой работы служит достижение требуемых региону динамических и структурных характеристик инвестиционной активности.

Механизм региональной инвестиционной политики

В словарном значении механизм представляет собой как внутренне устройство чего-либо, так и последовательность действий, процессов, состояний, определяющих какое-либо явление.1 В научной литературе его определяют как совокупность элементов и систему взаимосвязей между этими элементами, либо как совокупность элементов воздействия и систем, приводящих их в действие. Так, Самогородская М.И. указывает: «Механизм управления региональной инвестиционной стратегией можно определить как совокупность инвестиционных ресурсов, методов, средств и рычагов воздействия на инвестиционные процессы в регионе, применяемые органами государственной власти федерального, регионального и местного уровней для достижения целей инвестиционного развития региона» [11] (Soloveva, 2015). При этом выделены следующие элементы инвестиционного механизма: цели и их количественные аналоги; факторы управления, под которыми понимаются элементы объекта управления и их связи; методы воздействия на факторы, инструментарий; ресурсы управления.

1 https://dic.academic.ru/

Процесс работы механизма включает последовательные шаги, действия, направленных на активизацию всех перечисленных элементов.

Г.В. Ждан под механизмом реализации инвестиционной политики предлагает понимать «форму взаимодействия органов власти и субъектов инвестиционной деятельности по поводу эффективного использования общественных инвестиционных ресурсов для целей инвестиционного развития по вопросам постановки и выработки организационных инструментов для решения управленческих задач инвестиционной политики» [10] (Saшogoтodskaya, 2009). Механизм реализации инвестиционной политики включает целевую ориентацию, субъекты управления - конкретные органы власти, ресурсы, закрепленные нормативными правовыми актами правила их использования.

Е.С. Губанова подчеркивает, что предметом механизма РИП являются инвестиционные приоритеты региона, а основными элементами: субъекты - движущие силы, осмысленно запускающие в действие данный механизм; цели; методы - инструментарий, способы и технологии достижения целей; средства - совокупность видов и источников ресурсов; объекты - хозяйствующие субъекты, экономическая среда [2] (ОиЪапоуа, 2002).

Авторы [8] (Шко1аеу, Макко1аеуа, 2014) определяют механизм как совокупность форм и методов управляющего воздействия, осуществляемых при участии населения и других инвесторов, и направленных на определение целей, формирование необходимых организационно-правовых, экономических условий и реализацию стратегии развития территории. Предложенный механизм управления региональными инвестиционными проектами включает целевой блок, принципы и методы управления региональными инвестиционными проектами, нормативно-правовое и информационное обеспечение. Система управления проектами включает также объект и субъект управления.

Конкретизируем содержание механизма целеориентированной инвестиционной политики. Механизм представляет собой способ применения методов и инструментов реализации инвестиционных приоритетов региона, а его внутреннее устройство составляют: субъекты, объекты и собственно инструментарий - методы и инструменты, объединенные в подсистемы организационно-правового, экономического, информационного и кадрового обеспечения.

Цели и принципы управления инвестиционной деятельностью в состав элементов механизма, по нашему мнению, включать не следует. Принципы устанавливает инвестиционная политика, цели сформулированы в рамках политики и конкретизированы, в том числе по количественным параметрам, в инвестиционной стратегии. Механизм инвестиционной политики направлен на обеспечение этих целей и принципов, реализацию приоритетов и, в частности для портфельной концепции инвестиционного развития региона, - на обеспечение сбалансированного развития отраслей, включенных в портфель.

Субъекты Методы и инструменты Объекты

Органы управления Субъекта РФ, муниципальных образований

Т 4

Специализированная структура (Агентство или Корпорация регионального развития)

Т 4

Менеджмент организаций

Условия осуществления инвестиционной деятельности в _регионе_

Т 4

Целевые аудитории инвесторов

Т 4

Региональный инвестиционный портфель: отрасли -

предприятия -_проекты_

Комбинированные наборы инструментов

Рисунок 1. Механизм реализации инвестиционных приоритетов региона Источник: составлено автором

Субъект в инвестиционном механизме - элемент, способный осуществлять управляющие воздействия, в частности, региональные и местные органы власти, специализированные институты, созданные в форме Агентства или Корпорации регионального развития, до определенного уров ня управленческого воздействия - менеджмент ведущих предприятий региона. Если объектом РИП является целевая инвестиционная привлекательность территории, то объектами инвестиционного механизма служат формирующие её компоненты - условия инвестирования, приоритетные отрасли (отдельные предприятия, проекты), группы целевых инвесторов. В качестве элемента инвестиционного механизма предлагается рассматривать именно целевых инвесторов, а не инвестиционные ресурсы, так как последние не обезличены и для их использования необходимо взаимодействие с субъектами, располагающими такими ресурсами.

Воздействие субъекта на объект осуществляется посредством методов и инструментов. Общие инструменты обеспечивают хороший инвестиционный климат в целом, создают равные возможности для любых инвестиций, вне зависимости от формы собственности и отраслевой направленности. Селективные применяются избирательно, из них формируются структурированные пакеты по типам отраслей и целевых групп инвесторов.

Приведем наборы инструментов для трех разных по своим инвестиционным и портфельным характеристикам отраслей инвестиционного портфеля Владимирской области.

Сфера туризма во Владимирской области обладает средним уровнем привлекательности и соответствия интересам региона, однако прогноз её динамики позволяет считать туризм перспективной отраслью региональной экономики. В инвестиционном портфеле туризм отнесен к типу ресурсных отраслей. Анализ рынка инвестиционного предложения выявил три группы целевых инвесторов, ранжированных по значимости: 1) ресурсы федеральных и региональных целевых программ; 2) малые предприятия и индивидуальные предприниматели, работающие в регионе в ресторанном и гостиничном бизнесе; 3) региональные туроператоры, работающие в сфере внутреннего и въездного туризма.

Химическая и фармацевтическая промышленность отнесена к отраслям со средним уровнем инвестиционной привлекательности и высоким соответствием интересам региона, является растущей, инновационной отраслью. Целевые аудитории инвесторов: 1) внешние российские инвесторы, работающие в химии и фармацевтике; 2) венчурные фонды.

Сельское хозяйство - высокая инвестиционная привлекательность и среднее соответствием интересам региона, перспективная, ресурсная отрасль. Целевые аудитории инвесторов: 1) внешние российские инвесторы, крупные агрохолдинги; 2) ресурсы, предоставляемые в рамках программ импортозамещения.

Структурированные наборы инструментов представлены в таблице 2.

Конкретные виды инструментов приведены в сокращенном варианте. В ходе исследования сформированы полные структурированные пакеты для всех десяти отраслей, включенных в региональный инвестиционный портфель.

Заключение

Проблемы повышения инвестиционной привлекательности территории особенно остры в тех субъектах РФ, которые не располагают базовыми конкурентными преимуществами, связанными с наличием ресурсов и природно-климатическими факторами. Перспективы развития таких территорий зависят от успешного поиска новых решений в области управления инвестиционной деятельностью. Одно из таких решений видится в реализации адресного подхода к формированию инвестиционной привлекательности территории, при котором усилия концентрируются на определенных отраслях и соответствующих целевых группах потенциальных инвесторов.

Такой подход требует выработки инвестиционной политики особого типа и соответствующего ей механизма реализации инвестиционных приоритетов. Проведенное исследование позволило предложить такой механизм, определить состав и способ моделирования инструментов инвестиционной политики, позволяющий организовать их дифференцированное применение. Хотелось бы надеяться, что результаты этой работы будут востребованы в управленческой практике.

Таблица 2

пример моделирования инструментария инвестиционной политики для приоритетных отраслей

инструменты инвестиционной политики приоритетные отрасли (виды деятельности) региона

Туризм Химическая и фармацевтическая промышленность Сельское хозяйство

Организационное обеспечение - экспертиза проектов; - содействие в установлении контактов с Федеральным агентством по туризму, в представлении регионального проекта для включения в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (20192025 годы); - предоставление «Патронажного сертификата Губернатора» - содействие инвесторам в территориальном размещении производства; - адресная работа с крупнейшими отраслевыми инвесторами; - содействие в установлении контактов с венчурными фондами, подготовке и представлении проектов для рассмотрения,участия в венчурных ярмарках - адресная работа с крупнейшими отраслевыми инвесторами (агропромышленными холдингами); - предоставление «Патронажного сертификата Губернатора»

Информационное обеспечение - консультационное и методическое сопровождение; - выставки-презентации проектов - организация презентационных мероприятий в регионе; - включение в инвестиционный справочник; - участие в конкурсах «Лучшие организации Владимирской области» с размещением инвестиционного паспорта победителей на портале - создание эффективных информационных каналов взаимодействия с целевыми инвесторами, системы доведения информации до потенциальных инвесторов; - выставки-ярмарки, направленные на продвижение местной продукции

Экономическое обеспечение - долевое финансирование, использование механизмов государственно-частного партнерства; - создание ОЭЗ «Малое золотое кольцо» - использование права на налоговые льготы при установлении высокого уровня оплаты труда - льготы по региональным и местным налогам, платежам за пользование землей, природными ресурсами; - инвестиционный налоговый кредит

Кадровое обеспечение - целевой заказ на подготовку кадров - проведение встреч и круглых столов с представителями бизнеса - создание системы профессионального обучения трудовых мигрантов

Источник: составлено автором

ИСТОЧНИКИ:

1. Балакина Г.Ф. Инструменты регулирования социально-экономического развития

регионов // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - № 39(366). -с. 2-12.

2. Губанова Е.С. Инвестиционные приоритеты в экономике региона // Эко. - 2002. -

№ 16. - с. 22-23.

3. Круглякова В.М. Региональная инвестиционная политика: теоретико-методологи-

ческие основы, методическое и инструментальное обеспечение. / Автореферат дис. д.э.н. - Воронеж, 2013. - 40 с.

4. Кузьмина Н.Н. Государственное управление инвестиционной привлекательностью

в регионе // Вестник Чувашского университета. - 2010. - № 2. - с. 373-379.

5. Мальцагова Т.М. Принципы и методы финансирования инвестиционного процесса

на региональном уровне. / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Иваново: Ивановский государственный химико-технологический университет, 2011. - 18 с.

6. Махотаева М.Ю. и др. Формирование инвестиционной политики на региональном

уровне. / Монография. - Псков: ПсковГУ, 2015. - 224 с.

7. Николаев М.А., Малышев Д.П. Механизм управления инвестиционной деятельнос-

тью в регионе. / Монография. - Псков: Издательство ПсковГУ, 2012. - 316 с.

8. Николаев М.А., Махотаева М.Ю. Региональная экономика и управление региональ-

ным развитием. - Псков: ПсковГУ, 2014. - 256 с.

9. Новоселов А.С. Региональное и муниципальное управление социально-экономиче-

ским развитием в Сибирском федеральном округе. / монография. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2014. - 400 с.

10. Самогородская М.И. Формирование механизма управления региональной инвестиционной стратегией // Регион: системы, экономика, управление. - 2009. - № 3(6). - с. 166-173.

11. Соловьева Н.С. Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности // Вестник Волгоградского филиала МФЮА. - 2015. - № 1. - с. 27-34.

12. Гибадатова Г.Р., Гринько Т.С., Давыдова А.А. и др Факторы устойчивого развития регионов России. / Коллективная монография. Книга 16. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. - 283 с.

13. Шваков Е.Е. Особенности формирования и содержание инвестиционной политики в различных субъектах Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - № 4(331). - с. 51-60.

REFERENCES:

Balakina G.F. (2014). Instrumenty regulirovaniya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regionov [Instruments of regulation of sodal and есопошк development of regions]. Regional Economics: Theory and Pactice. (39(366)). 2-12. (in Russian).

Gibadatova G.R., Grinko T.S., Davydova A.A. i dr (2014). Faktory ustoychivogo razvitiya regionov Rossii[Factors of sustainable development of Russian regions] Novosibirsk: Izdatelstvo TsRNS. (in Russian).

Gubanova E.S. (2002). Investitsionnye prioritety v ekonomike regiona [Investment priorities in the region's economy]. Eco. (16). 22-23. (in Russian).

Kruglyakova V.M. (2013). Regionalnaya investitsionnaya politika: teoretiko-metodologicheskie osnovy, metodicheskoe i instrumentalnoe obespechenie [Regional investment policy: theoretical and methodological basis, methodological and instrumental support] Voronezh. (in Russian).

Kuzmina N.N. (2010). Gosudarstvennoe upravlenie investitsionnoy privlekatelnostyu v regione [The public management of the investment attraction in region]. Vestnik of Chuvash University. (2). 373-379. (in Russian).

Makhotaeva M.Yu. i dr. (2015). Formirovanie investitsionnoy politiki na regionalnom urovne [Formation of investment policy at the regional level] Pskov: Pskovskiy gosudarstvennyy universitet. (in Russian).

Maltsagova T.M. (2011). Printsipy i metody finansirovaniya investitsionnogo protsessa na regionalnom urovne[Principles and methods of financing the investment process at the regional level] Ivanovo: Ivanovskiy gosudarstvennyy khimiko-tekhnologicheskiy universitet. (in Russian).

Nikolaev M.A., Makhotaeva M.Yu. (2014). Regionalnaya ekonomika i upravlenie regionalnym razvitiem [Regional economy and regional development management] Pskov: PskovGU. (in Russian).

Nikolaev M.A., Malyshev D.P. (2012). Mekhanizm upravleniya investitsionnoy deyatelnostyu v regione [The mechanism of management of investment activity in the region] Pskov: Izdatelstvo PskovGU. (in Russian).

Novoselov A.S. (2014). Regionalnoe i munitsipalnoe upravlenie sotsialno-ekonomicheskim razvitiem v Sibirskom federalnom okruge [Regional and municipal management of social and economic development in the Siberian Federal district] Novosibirsk: IEOPP SO RAN. (in Russian).

Samogorodskaya M.I. (2009). Formirovanie mekhanizma upravleniya regionalnoy investitsionnoy strategiey[Mechanism of management by regional investment strategy]. Region: sistemy, ekonomika, upravlenie. (3(6)). 166-173. (in Russian).

Shvakov E.E. (2014). Osobennosti formirovaniya i soderzhanie investitsionnoy politiki v razlichnyh subektakh Rossiyskoy Federatsii [Features of formation and the maintenance of investment policy in various subjects of the Russian Federation]. Regional Economics: Theory and Pactice. (4(331)). 51-60. (in Russian).

Soloveva N.S. (2015). Metody gosudarstvennogo regulirovaniya investitsionnoy deyatelnosti [Methods of state regulation of investment activity]. Vestnik Volgogradskogo filiala MFYuA. (1). 27-34. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.