Научная статья на тему 'Механизм развития промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах'

Механизм развития промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННО-СЫРЬЕВАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ В СЕВЕРНЫХ РЕГИОНАХ / МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / INDUSTRIAL AND RAW-MATERIAL AGGLOMERATION IN THE NORTHERN REGIONS / THE MULTIPLICATIVE EFFECT / SYNERGY / INNOVATION / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еремеев Е. И.

В статье анализируются принципы и механизмы социально-экономического развития северного региона, в целях разработки общих критериев и определения конкурентных стратегий развития региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм развития промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах»

Еремеев Е.И. ©

Аспирант, кафедра Экономической теории и корпоративного управления, Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет», г. Сыктывкар, Россия

МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННО-СЫРЬЕВЫХ АГЛОМЕРАЦИЙ В

СЕВЕРНЫХ РЕГИОНАХ

Аннотация

В статье анализируются принципы и механизмы социально-экономического развития северного региона, в целях разработки общих критериев и определения конкурентных стратегий развития региональной экономики.

Ключевые слова: промышленно-сырьевая агломерация в северных регионах, мультипликативный эффект, синергетический эффект, инновации, инвестиции.

Keywords: Industrial and raw-material agglomeration in the northern regions, the multiplicative effect, synergy, innovation, investments.

Процессу расширенного воспроизводства характерно создание и интенсификация производств типа инновационного. При этом, в рамках конструирования и анализа современных моделей экономического роста как полагает Р. Солоу [8,56] в настоящее время основной упор необходимо сделать на капиталоемких технологиях, характерных для развитых стран с высокой автоматизацией процесса производства. В более поздних работах, в рамках модели экономического роста Р.Солоу было высказано предположение, о том, что роль капитала, особенно инвестиций в человеческий капитал, в традиционной модели явно недооценена. Новый подход к проблеме основан на идее положительных внешних эффектов от использования капитала. Независимо от направления вложения, будь то техника или люди - инвестиции, сделанные в производство дадут эффект не только для тех фирм, где они непосредственно производились, но и будут способствовать увеличению производственных возможностей всех компаний, связанных с ними, которые увеличились ввиду увеличения общего вклада смежных производств в национальный доход, то есть таким образом можно говорить о формировании эффекта мультипликатора.

Мультипликативный эффект тесно связан с синергетическим эффектом. Synergy или синергизм (от греческих Ouvepyfa Synergos -. Действующих совместно) - это комбинированный эффект двух или более факторов, при этом, их совместное действие намного больше, чем эффект каждого из компонентов участников процесса в отдельности. Синергетический эффект характерен, прежде всего, для инновационных сетей. В данном случае это способность объединять усилия многих людей и формируя, таким образом, дополнительный (аддитивный) эффект. Синергетический эффект проявляется в увеличении эффективности интеграции, объединении отдельных частей в единую систему через так называемый системный эффект особенно в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах [2,16].

Суть синергетической теории инновационных сетей заключается в том, что инновационная структура может использовать ряд преимуществ, которые появляются в результате объединения ресурсов всех участников сети. Синергетических эффект в экономике рассматриваются в работах С.М.Ищенко[8,12]. Что касается инновационных сетей, то синергетический эффект может возникнуть в результате операционной синергии, когда проявляется экономия от масштабов производства, проявляющаяся в снижении удельных затрат на производстве инновационных и интеллектуальных продуктах, как правило, за счет снижения доли постоянных затрат в общем объеме суммы затрат, а также

© Еремеев Е.И., 2013 г.

экологическом эффекте от покрытия возникающих в связи с возможностью производить все большее число инновационных товаров с использованием имеющихся ресурсов, эффект агломерации, в которых удельные затраты в получении добавленной стоимости переложенной на инновационный продукт уменьшенный на стоимость производства удельной единицы готовой продукции.

Расширение спектра инновационных продуктов в результате объединения отдельных производств в общую систему и эффект объединения дополнительных ресурсов малых инновационных предприятий, с одной стороны, часто ведет к производству продуктов, которые необходимы для больших высокотехнологичных фирм. Функциональная взаимодополняемость в исследовании и разработке ведет к снижению стоимости работ в связи с тем, что предприятие клиент может использовать научно-исследовательских центров инновационных сетей, а также своих сотрудников для разработки и внедрения новых продуктов, товаров и услуг выводимых на рынок. Грязнова и М. А. Федотов[9,34] назвали это эффектом «Влияния добавок, в системе заполнения недостающих элементов».

Коммерческая синергия в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах, заключается в способности предложить дистрибьюторам широкий спектр инновационных продуктов и использовать универсальные рекламные кампании. При этом, инвестиции в развитие сети продаж и продвижение продукции, ведет к повышению доли рынка и возможности побороться за большее жизненное пространство для фирмы, получение которого обеспечивает высокий уровень освоения ресурсов и капитала[3,19].

Синергетический эффект связывает взаимодействие с использованием "эффекта безбилетника», когда ресурсы, накопленные в одной части компании, используются одновременно и без каких-либо затрат для других его частей[6,27].

Примером такого взаимодействия является использование сильного бренда для вывода новых продуктов, использования благоприятного имиджа компании, чтобы привлечь клиентов к новому продукту или использование научных, производственных и управленческих событий в разных направлениях[5,11].

Также возникает экономия средств: объединение участников инновационной сети может внести свой вклад в укрепление платежеспособности, так как увеличение платежей по заемным средствам за счет дополнительных денежных потоков средств, в конечном счете, приведет к снижению финансовых рисков компаний-участников инновационного производства, следовательно, для снижения стоимости капитала, необходимо снизить стоимость своего участия в нем и облегчить, таким образом, доступ к источникам финансирования для других проектов в рамках промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах. Основной мотив участников инновационной сети членов является желание решить проблему нехватки ресурсов для выполнения выгодных инвестиций или инновационного проекта. Новаторы и инновационные фирмы сталкиваются с финансовыми трудностями, даже имея потенциально прибыльный инновационный проект (или целой ряд таких проектов), также существует проблема агентирования и асимметричного распределения достоверной информации о состоянии рынка между отечественными компаниями и иностранными инвесторами, которые считают проекты в рамках Севера нашей страны высокорискованными, ввиду отсутствия правовой защиты привлеченных финансовых средств. В этой ситуации необходимо совершенствование корпоративной стратегии и культуры компании, которое проявляется в качестве эффекта объединения возможностей управления команды или командной синергии: позволяя участникам чувствовать себя в безопасности, она дает чувство общности, которое очень сильный мотив для саморазвития каждого отдельного участника процесса. Команда признает и поощряет индивидуальные особенности ее членов, вклад каждого в дело, а участники разделяют чувство гордости за совместные достижения. В результате, внешняя среда оценивает команду корпорации как мощную и влиятельную социальную единицу промышленно-сырьевых агломераций в северных регионах [4,21].

Также возникает эффект передачи компетенции, когда управляющая компания может иметь уникальный опыт и управленческие ноу-хау, возможность создания эффективной системы управления способна обеспечить конкурентоспособность на рынке. При слиянии эти компетенции переходят к вновь приобретенной бизнес-единицы. Важно, чтобы поток инноваций в рамках существующей промышленности приводил к, увеличению доли добавленной стоимости, и обеспечивал значительный прирост производительности[6,19].

В результате передачи технологии из новых отраслей промышленности в старые традиционные отраслей происходит конвергенция и дальнейшая эволюция инновационных парадигм. Таким образом, существуют два направления развития инноваций. Первый - это формирование новой отрасли, которая производит новые инновационные продукты. Второе -это проникновение в действующие традиционные отрасли промышленности, давая толчок к росту производительности и даже приводя к появлению новых. В связи с этим, сегодня мы должны обратить особое внимание тому, как используются технологии шестого технологического уклада в традиционных областях экономики в рамках промышленно-сырьевых агломераций северных регионов [1,13].

Влияние синергетического и мультипликативного эффекта изменяется под воздействием таких факторов, как научно-технический прогресс, степень монополизации производства и тому подобное. В современных условиях, мультипликатор и синергия должны использоваться в макроэкономических моделях во всех областях инноваций. Анализ мультипликативного и синергетического эффекта инновационной сети показывает, что для увеличения национального дохода необходимо предпринять следующие шаги: прежде всего, в рамках бизнес-планов инновационных проектов в рамках финансового анализа необходимо оценить влияние мультипликативного эффекта на фактически создаваемую добавленную стоимость, что позволяет оценить вклад проекта в увеличение валового национального и регионального продукта. Оценка мультипликативного и синергетического эффекта, имеет большое значение в рамках реализации инновационной и инвестиционной политики. Оценка и повышение этих эффектов будет не только стимулировать реализацию инновационных и инвестиционных процессов в северном регионе, но и приведет к экономическому росту в народном хозяйстве страны в целом[7,8].

Литература

1. Еремеева Л.Э., Логистические принципы и концепции корпоративного менеджмента / Л. Э. Еремеева // Современный российский менеджмент: отрасли, комплексы, обеспечивающие системы [Текст]: Всерос. науч.-практ. конф. (2011; Волгоград). Всероссийская научно-практическая конференция, 2011 г.: [материалы]. - Волгоград - М.: ООО «Планета», 2011. - С. 141-146.

2. Еремеев Е. И., Сравнительный анализ количественных показателей инновационного развития экономики региона в рамках кластерной парадигмы // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета [Электронное издание]. Сыктывкар, 2012 (0,5 п.л.). Рег. св. № 580 от 20 октября 2011 года, № гос. рег. 04201200054/0006 от 14.06.2012.

3. Еремеев Е. И., Шихвердиев А. П., Конакова О.И., Аспекты качественного анализа кластерных образований отраслевых структур РК//Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета [Электронное издание]. Сыктывкар, 2012 (0,5 п.л.). Рег. св. № 580 от 20 октября 2011 года, № гос. рег. 04201200054/0020 от 11.09.2012.

4. Еремеев Е. И., Факторы совершенствования системы корпоративного управления инвестиционными процессами и реализации политики государственной поддержки хозяйствующих субъектов экономики региона посредством механизма создания образовательного кластера //Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета [Электронное

издание]. Сыктывкар, 2013 (0,5 п.л.).

5. Еремеев Е.И., Агломерационный подход к развитию производительных сил региона в условиях Севера // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: Ежемесячный научный журнал. - М: Институт стратегических исследований, 2013. - №7.- С. 168 - 171 (0,5 п.л.).

6. Еремеев Е.И., Сравнительный анализ отраслевых показателей как инструмент формирования стратегии социально-экономического развития региона [Текст] // Проблемы развития экономики и сферы сервиса в регионе: материалы VI Международной научно-практической конференции (19 апреля 2012 г., Сыктывкар): в 2-х томах.- 1 том - Сыктывкар: Сыктывкарский филиал ФГБОУ ВПО "СПбГУСЭ", 2012.-269с.

7. Еремеев Е.И., Современные механизмы обеспечения экономического роста в регионе [Текст] // Социально-экономическое развитие сферы сервиса в регионе: материалы III Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и студентов (28 марта 2012 г., Сыктывкар): в 2-х томах.- 1 том - Сыктывкар: Сыктывкарский филиал ФГБОУ ВПО "СПбГУСЭ", 2012.-284с.

8. Ищенко С.М. Формы проявления эффекта синергии от слияния и поглощения компаний [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://koet.syktsu.rU/vestnik/2008/2008-3/6/6.htm

9. Оценка бизнеса [Текст]: учеб. / под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. - М.: Финансы и статистика, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.